Легендарные танки великой отечественной войны конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Старший воспитатель курса

Тема: Советские танки Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

Познакомить кадет с историческим прошлым и танками Великой Отечественной войны.

Воспитание патриотизма, любви к Родине.

Расширять представления кадет о Вооруженных силах России;

формировать положительную оценку армии, армейской службы.

познакомить кадет с событиями Великой Отечественной
войны. Дать представление о том, что она была освободительной, велась
во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины;

познакомить с танками времен ВОВ;

способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну, свой город и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения.

Использование ИКТ на данном уроке позволяет:

- разнообразить формы предъявления информации на классном часе, увеличить эффективность подачи материала;

-повысить интерес и мотивацию кадет к теме классного час;

- увеличивать восприятие материала за счет увеличения количества наглядного материала;

- развивать произвольное внимание, память;

Форма проведения: Рассказ-беседа с демонстрацией презентации

Дата проведения:

Время проведения:

Место проведения: ГП-7, комната отдыха

Оборудование и технические средства: Ноутбук, проектор, экран, презентация.

Ход проведения классного часа (полный конспект)

Вступительная часть

Слайд 1 (Тихо звучит песня три танкиста)

Воспитатель

Приближается самый главный, самый любимый в нашей стране праздник - День Победы. 9 мая 1945 г. на Красной площади проходил легендарный военный парад. Это была демонстрация невиданной боевой мощи, которую СССР сумел достичь за годы Великой Отечественной войны. Всего за 4 года в условиях войны были созданы образцы лучшего в мире оружия: винтовки, гранаты, танки, самолеты, артиллерийские установки. Их разрабатывали наши ученые и специалисты, их делали на заводах труженики тыла, в основном женщины, дети. Поистине, Великой Отечественной была эта война. По замечанию немецких генералов, русского солдата всегда отличала от западного неприхотливость, выносливость, способность воевать в самых жестоких условиях и при этом невероятная надежность. Эти качества отличали и оружие, которым наши солдаты завоевали Победу. Сегодняшний классный час мы посвящаем оружию Победы. пуль и снарядов танкистов защищала броня толщиной в 45 мм.

2). Основная часть:

Воспитатель

Посмотрев не большой фильм про танки, которые принимали участия в сражениях Великой Отечественной войны поближе познакомимся с оружием победы.

Начнем с легких танков.

Прототипом для создания танков "БТ-2" послужила машина американского конструктора Джона Уолтера Кристи. Именно на основе чертежей танка Кристи (образец M1931) советские конструкторы создавали первые машины серии "БТ". Вопреки расхожему мнению создание танка "БТ-2" не было копированием американской машины, поскольку исходный образец имел множество недостатков и недоработок, которые еще только предстояло устранить советским специалистам. "БТ-2" стал первой машиной в многочисленном семействе быстроходных танков. Дальнейшее развитие этих машин в будущем приведет к созданию более совершенных машин.

hello_html_5bc43b66.jpg

Эта боевая машина обладала действительно потрясающей для 30-40х годов динамикой и скоростными качествами. Танки поздних выпусков развивали скорость до 86км/ч. БТ-7 идеально подходил для глубоких прорывов в тыл противника и рейдов по его коммуникациям. На лето 1941 года танк несомненно ещё имел боевую ценность и мог противостоять многим образцам немецкой бронетехники, включая первые модификации "Panzer III". Несмотря на это во многих источниках литературы его упрямо именуют устаревшим и бесполезным. Всего было выпущено 5328 танков этого типа.

hello_html_m698e5b83.jpg

Эта машина относилась к классу легких плавающих танков и в середине 30-х годов являлась основным разведывательным танком Красной Армии. Также была первой в мире плавающей машиной, выпускавшейся серийно. Применялась для различных вспомогательных задач, участвовала в большом количестве военных конфликтов с 1939 года, включая Великую отечественную войну и использовалась для различных целей на советско-германском фронте вплоть до конца войны.

hello_html_m322ec88f.jpg

Воспитатель

Этот легкий танк известен как самая массовая боевая машина Красной Армии в предвоенные годы. До 1941 года в СССР было произведено уже свыше 11тысяч танков Т-26. Несмотря на низкие оценки боевых качеств танка многими военными после окончания Второй Мировой Войны, следует заметить, что численность этих боевых машин в Красной Армии всё же была внушительной и это могло бы в определённых условиях компенсировать их слабые тактико-технические характеристики.

hello_html_cbc261b.jpg

hello_html_m79694d6.jpg

Советский лёгкий танк, разработанный в условиях военного времени как альтернатива более сложному в освоении "Т-50". На первых этапах войны, по причине массовой эвакуации советской промышленности на восток и проблем с выпуском более новых танков, разработка и производство "Т-60" стали важным шагом в насыщении лёгкими танками войск, несущих огромные потери на фронте.

hello_html_7df8a0a4.jpg

Если "тридцатьчетверка" считается лучшим средним танком СССР во Второй Мировой Войне, то этот танк по праву занимает первое место среди легких боевых машин. Начав свой боевой путь летом 1942 года, эти танки прошли всю войну и использовались на многих участках советско-германского фронта. "Т-70" стал самым массовым танком СССР после "Т-34". Советская промышленность за годы войны выпустила 8231 танк "Т-70", дав фронту отличную вспомогательную машину.

hello_html_m53eece76.jpg

Слайд 10 (Видео сюжет «Оружие Победы-Средние танки)

Воспитатель

Посмотрев не большой видеофильм про средние танки сейчас поближе познакомимся с ними.

Танк Т-28 был принят на вооружение Красной Армии в 1933 году. Особенностью Т-28 являлось наличие трех вращающихся башен с вооружением. В главной башне, расположенной в средней части, было смонтировано 76,2-мм орудие КТ-28 и два пулемета ДТ. Башня могла поворачиваться на 360 градусов, при этом мог использоваться электропривод. Перед главной башней располагались две малые башни с пулеметным вооружением. Каждая из этих башен могла вести огонь в секторе 220 градусов. Этот танк не часто можно встретить в советских военных хрониках и обычно ему уделяют крайне мало внимания. Его производство было остановлено еще в 1940 году. Однако стоит вспомнить, что на момент начала военных действий 22 июня 1941 года, в составе советских танковых сил насчитывалось около полутысячи танков "Т-28 - вполне неплохих боевых машин с очень хорошими для своего времени тактико-техническими характеристиками. После войны с Финляндией броневая защита танка была доведена до 50-80мм за счет установки экранов. Танк был вооружен 76мм основной пушкой, что позволяло ему поражать все немецкие танки 1941 года

hello_html_m7fa6ff36.jpg

Самый знаменитый советский танк времен Второй Мировой Войны не случайно считается лучшей боевой машиной сороковых годов. На поле боя в 1941 - 1942 годах на начальном этапе войны ему не было равных. Немецкие танки 1941 года мало что могли противопоставить советскому среднему танку "Т-34". Хорошее бронирование и серьезная огневая мощь позволяли ему успешно бороться с любыми немецкими танками начала войны. Лишь с появлением в составе немецких танковых войск новых тяжелых танков "Тигр", понадобилось качественное усиление брони и вооружения тридцатьчетверки. А до тех пор немцы испытывали серьезные трудности при встрече с этими танками, которых к началу войны в составе танковых частей Красной Армии насчитывалось уже 1225 единиц, большинство из которых находилось в западных военных округах, где они и вступили в тяжелые бои с противником.

hello_html_11039ea.jpg

Советский средний танк Т-34-85 является модернизацией и дальнейшим развитием основного танка советских войск на протяжении всей войны. Тот факт, что советская "тридцатьчетверка" была лучшим танком Второй Мировой Войны, признан абсолютно всеми, в том числе и противником. Немецкие генералы Гудериан, Клейст, Шнейдер и другие, неоднократно высказывались о преимуществах советского среднего танка. И новая модернизированная "тридцатьчетверка", получившая индекс "Т-34 -85", стала еще более грозным оружием в руках советских танкистов, накопивших к 1944 году немалый опыт применения боевой техники.

hello_html_m7bfdadd9.jpg

Воспитатель

"КВ" был действительно выдающимся советским тяжелым танком начального этапа войны. В 1939 - 1942 годах у вероятных противников СССР не было столь бронированных боевых машин. Разнообразие мощного вооружения - от 76-мм пушки до 152-мм гаубицы, делало "КВ" страшным противником для немецкой техники 1941 года, которая зачастую не могла поразить советского стального монстра даже в борт. В 1940 - 1942 годах было выпущено около 2800 танков "КВ". Учитывая тот факт, что Германия в тот период не обладала ни одной боевой машиной хоть как то сопоставимой с "КВ" в бронировании и огневой мощи, этот танк вместе с "Т-34" мог серьёзно повлиять на исход танковых сражений 1941-го, однако этого в силу многих причин не произошло.

hello_html_6d2ca02f.jpg

К 1943 году советские танковые войска, имевшие определенные преимущества перед немцами в начале войны за счёт танков "Т-34" и "КВ", уже нуждались в более мощном и совершенном танке, чем существовавшие на тот момент. Это отчасти было связано с появлением на советско-германском фронте новых тяжелых танков противника - "Тигр". Достойным ответом советских конструкторов стал тяжелый танк "ИС-1". Проект танка получился очень удачным и хотя машина не стала массовой, в отличие от "ИС-2", который был оснащен более мощным орудием, она всё же дала начало новому семейству советских тяжелых танков. "ИС-1" разрабатывался с учётом всех требований к тяжелому танку прорыва и имел хорошие тактико-технические характеристики.

hello_html_118c2f1b.jpg

Тяжелый танк "ИС-2" представлял собой дальнейшее успешное развитие линейки советских тяжелых танков прорыва. Он сохранил все наиболее сильные стороны "ИС-1" и в то же время обладал более внушительной огневой мощью за счет установки новой 122-мм пушки Д-25Т. Этих боевых машин, в отличие от "ИС-1", было произведено намного больше и в результате "ИС-2" к концу войны стал основным танком прорыва хорошо укрепленных позиций противника. Его появление окончательно положило конец недолгому превосходству немецких тяжелых танков "Тигр" и "Пантера" в вооружении и бронировании над советскими боевыми машинами.

hello_html_m424bb775.jpg

Воспитатель

Во время Великой отечественной войны наша танковая промышленность не стояла на месте, а развивалась, появилась необходимость модернизирован артиллерию в результате чего появились мощные самоходные артиллерийские установки, которые могли применяться как танки и как артиллерия, сейчас мы с вами ознакомимся с некоторыми из них.

К 1942 году советский фронт стал остро нуждаться в мобильных самоходных орудиях, способных пробивать усиленную броню немецких танков и оказывать огнем поддержку пехоте в наступлении. Именно для этих задач по заказу ГКО в краткие сроки была спроектирована и поставлена на поток производства САУ "СУ-76". Эта боевая машина стала одной из первых серийных самоходных установок СССР во Второй Мировой Войне и являлась наиболее массовой машиной Красной Армии после знаменитых "Т-34". Советские заводы выпускали СУ-76 в течении всей войны и смогли дать фронту свыше 14 тысяч самоходных установок этого типа.

hello_html_m35595eda.jpg

Появление в 1942 - 1943 годах немецкого тяжелого танка "Тигр" на советско-германском фронте заставило советских военных задуматься о необходимости создания новых боевых машин, способных противостоять этой угрозе. На тот момент пушки Ф-34 и ЗИС-5, которые были установлены на "Т-34" и "КВ", были не в состоянии пробить броню "Тигров" с большой дистанции. Для борьбы с немецкими тяжелыми танками советским танкистам приходилось сближаться с противником и пытаться поразить лобовую броню "Тигра" с небольшого расстояния или заходить в борт, а "Тигр" мог без труда поражать советские боевые машины в лоб на средних и дальних дистанциях. Срочно необходима была боевая машина, которая могла эффективно пробивать лобовую броню "Тигров". Эту роль взяла на себя новая советская САУ СУ-85.

hello_html_4f85d7de.jpg

Противотанковая САУ СУ-100 является дальнейшим развитием советской противотанковой самоходной установки СУ-85. Эти САУ использовались в основном на завершающем этапе Второй Мировой Войны и участвовали в боевых действиях против немецкой армии с января по май 1945 года. СУ-100 призвана была устранить недостаток огневой мощи своей предшественницы - СУ-85.

hello_html_76b3a4.jpg

Одна из первых советских САУ, запущенных в серийное производство в ходе Великой Отечественной Войны. Ввиду полного отсутствия самоходной артиллерии в Красной Армии, машину необходимо было спроектировать и подготовить к выпуску в кратчайшие сроки, что и было блестяще сделано советскими конструкторами.

hello_html_m1bcff52e.jpg

Легендарная самоходная артиллерийская установка Второй Мировой Войны, получившая в советской армии прозвище "зверобой". Была спроектирована советскими конструкторами в предельно короткие сроки - всего за двадцать пять дней. Весной 1943 года СУ-152 стала поступать на вооружение учебных подразделений и частей действующей армии на фронте. К началу сражения на Курской дуге советские войска уже имели несколько сотен САУ СУ-152.

hello_html_70558f46.jpg

Самоходная артиллерийская установка, созданная на базе тяжелого танка "ИС". В этом было ключевое отличие её от предшественницы - "СУ-152", которая была разработана на базе "КВ-1С", вооружение же этих "самоходок" было аналогичным. Вместе с вооружением в наследство "ИСУ-152" досталось и прозвище. Эти САУ всё так же называли "зверобой".

hello_html_ad925c3.jpg

Заключительная часть

Воспитатель

Победа СССР в Великой Отечественной войне – великий подвиг советского

народа. Россия потеряла свыше 20 миллионов человек. Материальный ущерб

составил 2600 миллиардов рублей, разрушены сотни городов, 70 тысяч сёл,

около 32 тысяч промышленных предприятий, но несмотря на это в Армию регулярно поставлялись новые образцы бронетанковой техники, которые и помогли одержать победу над фашизмом.

Схватка с фашизмом убедительно показала, что подвиг во имя Отчизны –

Победителей – воинов армии и тыла с каждым годом остаётся всё меньше,

время берёт своё, а законы природы неумолимы. Вот почему сегодня так важно вспомнить славные и оказать внимание каждому, кто помог одержать победу над фашизмом.

Анализ результативности (заполняется от руки)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список используемой литературы и источников.


История советского танкостроения в предвоенные и военные года имела как серьезные достижения, так и впечатляющие неудачи. На первом этапе войны с появлением Т-34 немцам пришлось догонять нас и создавать образцы танков и противотанковой артиллерии, способные противостоять угрозам, создаваемым Т-34.Они довольно быстро решили эту задачу и уже к концу 1942 году у вермахта были более совершенные танки и средства борьбы с советской танковой угрозой. На втором этапе войны уже советским танкостроителям пришлось догонять немцев, но достичь полного паритета с ними по основным тактико–техническим характеристикам танков до конца войны так и не удалось.

Этапы становления советских легких танков в предвоенный период, в том числе семейства БТ и легкого танка Т-50 изложены в материале, а становление средних таков Т-28, Т-34 и тяжелых Т-35, КВ-1, КВ-2 в материале. В настоящей статье рассматриваются советские танки, которые разрабатывались и выпускались в период Великой Отечественной войны.

Легкие танки Т-60, Т-70, Т-80

Весьма поучительна и трагична история создания советских легких танков первого этапа Великой Отечественной войны. По результатам Советско - финской войны и испытаний купленного в Германии образца среднего танка PzKpfw III Ausf F в 1939-1940 годах на ленинградском заводе №174 началась разработка легкого танка поддержки пехоты Т-50. В начале 1941 года были успешно испытаны опытные образцы танка, он был принят на вооружение, но до начала Великой Отечественной войны серийное производство развернуть не успели.

Через несколько дней посла начала войны московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства плавающего танка Т-40 и переоборудовании завода под выпуск лёгкого танка Т-50.


Для организации производства этого довольно сложного танка требовалась полная реконструкция завода, приспособленного только под выпуск простенького Т-40, в связи с этим руководство завода не очень-то стремилось готовить производство под выпуск нового танка. Под руководством главного конструктора линейки советских плавающих танков Астрова уже в июле разрабатывается и изготавливается образец легкого танка на базе хорошо освоенного в производстве плавающего Т-40 и предлагается организовать производство этого танка. Сталин утвердил это предложение и так вместо удачного легкого танка Т-50 в производство пошел Т-60, который по своим характеристикам был намного хуже. Такое решение основывалось на необходимости в экстремальных условиях военного времени и колоссальных потерь танков в первые месяцы войны быстро освоить массовое производство конструктивно и технологически простого танка на базе агрегатов грузовых автомобилей. Танк Т-60 серийно производился с сентября 1941 года по февраль 1943 года, всего было выпущено 5839 танков.


Конечно Т-60 никак не мог заменить Т-50, который на то время был одним из лучших в мире легких танков весом 13,8 тонн, экипажем четыре человека, вооруженный 45-мм полуавтоматической пушкой, имеющий противоснарядное бронирование, и с мощной силовой установкой на базе дизельного двигателя В-3 мощностью 300 л.с. Внешне он был как уменьшенная копия Т-34 и обладал великолепными тактико-техническими характеристиками для своего класса машин.


Трансмиссионное отделение танка располагалось впереди, за ним отделение управления с бронированной рубкой механика –водителя, по центру корпуса боевое отделение со смещенной влево башней и справа двигателем, в корме танка топливные баки и радиаторы двигателя. Экипаж танка был два человека – командир и механик-водитель.

Конструкция корпуса и башни была сварной из катаных броневых листов. При весе танка 6.4 тонны он имел противопульное бронирование, толщина лба корпуса: верха - 35мм, низа - 30мм, рубки - 15мм, бортов - 15мм; лба и бортов башни - 25мм, крыши - 13мм, днища - 10мм. Броня лба корпуса имела рациональные углы наклона. Башня была восьмиугольной с наклонным расположением броневых листов и смещена влево от продольной оси танка, поскольку справа размещался двигатель.

Вооружение танка состояло из 20мм автоматической пушки ТНШ-1 L/82,4 и спаренного 7,62мм пулемета ДТ.

В качестве силовой установки использовался двигатель ГАЗ-202 мощностью 70 л.с., являющийся модификацией дефорсированного двигателя ГАЗ-11 с плавающего танка Т-40 мощностью 85 л.с. с целью повышения его надежности. Двигатель запускался с помощью механической рукоятки. Использование стартера разрешалось только при прогретом двигателе. Для прогрева двигателя использовался котел, который разогревался с помощью паяльной лампы. Танк развивал скорость по шоссе 42 км/час и обеспечивал запас хода 450 км.

Ходовая часть была унаследована от танка Т-40 и на каждый борт содержала четыре односкатных обрезиненных катка малого диаметра и три поддерживающих катка. Подвеска была индивидуальная торсионная без амортизаторов.

По своим характеристикам Т-60 серьезно уступал легкому танку Т-50. Бронезащищенность у того была выше –толщина брони верхнего лобового листа - 37мм, нижнего - 45мм, бортов - 37мм, башни - 37мм, крыши - 15мм, днища - 12-15мм и в качестве вооружения использовалась куда более мощная 45-мм полуавтоматическая пушка 20-К L/46, а в качестве силовой установки использовался дизельный двигатель мощностью 300 л.с.

Дальнейшим развитием Т-60 стал танк Т-70, разработанный в ноябре 1941 года и принятый на вооружение в январе 1942 года. С февраля 1942 года по осень 1943 года выпущено 8226 танков. Разработка Т-70 была направлена на повышение огневой мощи путем установки полуавтоматической 45-мм пушки 20-К L/46, повышение подвижности за счет установки силового агрегат ГАЗ-203, содержащего спарку двигателей ГАЗ – 202 мощностью по 70 л.с. и усиления бронирования лба корпуса низа до 45мм и лба и бортов башни до 35мм.


Установка спарки двигателей потребовала удлинение корпуса танка и введение еще одного опорного катка в ходовой части. Вес танка увеличился до 9,8 тонн, экипаж сохранился два человека.

Увеличение веса танка привело к резкому снижения надежности ходовой части, в связи с этим ходовая была модернизирована и запущена в серию модификация танка Т-70М.

Самым главным недостатком танков Т-60 и Т-70 был наличие экипажа из двух человек. Командир был перегружен возложенными на него функциями командира, наводчика и заряжающего и не справлялся с ними. Даже сейчас, при совершенно другом уровне развития техники, танк с экипажем два человека пока что не реализуем из-за принципиальной несовместимости функций командира и наводчика.

Для устранения основного недостатка танка Т-70 была разработана следующая модификация - Т-80 с двухместной башней и экипажем три человека.

Танки Советского Союза периода Великой Отечественной войны

Для двухместной башни диаметр погона был увеличен с 966мм до 1112мм, в связи с увеличением внутреннего объема башни увеличились ее габариты и вес, при этом вес танка достиг 11,6 тонн и требовалась более мощная силовая установка. Было принято решение форсировать силовую установку ГАЗ-203 до мощности 170 л.с., что привело к резкому снижению ее надежности при эксплуатации танка.

Танк Т-80 просуществовал недолго, в апреле 1943 года было начато его серийное производство и в августе прекращено, всего было выпущено 70 танков Т-80. Причин для этого было несколько.

Танк по своим низким характеристикам в 1943 году никак не удовлетворял возросшие требования к танку, а по результатам боев на Курской дуге всем стало ясно, что не только Т-70 (Т-80), но и Т-34-76 не могут противостоять новым немецким танкам, и требуется разработка нового более мощного танка. К этому времени было отлажено и оптимизировано массовое производство Т-34, снижена его стоимость и обеспечено удовлетворительное качество, а армии требовалось большое количество самоходных установок СУ-76М, созданных на базе танка Т-70 и заводские мощности были переориентированы на производство самоходок СУ-76М.

Танки Т-60, Т-70 и Т-80 обладали невысокой боевой эффективностью как против вражеской бронетехники, так и при поддержке пехоты. Они не могли бороться с наиболее распространёнными немецкими танками того времени Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV и штурмовыми САУ StuG III, а в качестве танка непосредственной поддержки пехоты у них была недостаточная броневая защита. Немецкие 75-мм противотанковые пушки Pak 40 поражали его первым выстрелом с любых дистанций и ракурсов.

По сравнению с уже устаревшим легким немецким Pz.Kpfw.II Т-70 имел несколько лучшую бронезащиту, но из-за наличия экипажа в количестве двух человек значительно уступал ему в управляемости на поле боя.

Бронезащищенность танка была низкая и он легко поражался практически всеми танками и противотанковыми средствами, имеющимися на вооружении в то время в немецкой армии. Вооружение танка было недостаточным для поражений танков противника, на 1943 год в немецкой армии были уже хорошо защищенные танки Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV и Pz.Kpfw.V, 45-мм пушка Т-70 никак не могла их поразить. Мощь 45-мм пушки была явно недостаточной как для борьбы с вражескими противотанковыми орудиями, так и с немецкой бронетехникой, лобовая броня даже средних модернизированных PzKpfw III и PzKpfw IV могла быть пробита только с предельно малых дистанций.

Это объяснялось и тем, что с появлением на поле боя в больших количествах Т-34 вермахт качественно усилил танковую и противотанковую артиллерию. В течение 1942 года в вермахт начали поступать танки, САУ и противотанковые пушки, вооруженные длинноствольными 75-мм пушками, поражающие Т-70 на любых ракурсах и дистанциях боя. Особенно были уязвимы борта танка даже для артиллерии меньших калибров, вплоть до устаревшей 37-мм пушки Pak 35/36. В таком противостоянии Т-70 не имел никаких шансов, при хорошо подготовленной противотанковой обороне подразделения Т-70 были обречены на высокие потери. Из-за низкой эффективности и высоких потерь Т-70 пользовался в армии нелестной репутацией и к нему было в основном негативное отношение.

Средний танк Т-34-85


Рассматривалось два варианта установки 85-мм пушки, уже применяемой на тяжелых танках КВ-85 и ИС-1 пушки Д-5Т и 85-мм пушки С-53. Для установки новой пушки требовалось увеличение погона башни с 1420мм до 1600мм и разработка более вместительной башни.

За основу была взята башня опытного среднего танка Т-43. Башня проектировалась для двух вариантов пушек. Пушка Д-5Т была более громоздкая и затрудняла работу заряжающего в ограниченном объеме башни, в итоге танк был принят на вооружение с пушкой С-53, но первые партии танков выпускались и с пушкой Д-5Т.

Одновременно с разработкой новой трехместной башни устранялся еще один существенный недостаток Т-34-76, связанный с перегрузкой командира в связи с возлагаемыми на него функциями наводчика. В более просторной башне размещался пятый член экипажа - наводчик. В танке улучшалось обзорность командира за счет установки командирской башенки с вращающимся люком и более совершенными приборами наблюдения. Также усиливалось бронирование башни. толщина брони лба башни была увеличена до 90мм и стенок башни до 75мм.

Недостаточность огневой мощи и защищенности Т-34-85 приходилось компенсировать за счет их массированного и грамотного применения, улучшения управления танковыми войсками и налаживанием взаимодействия с другими родами войск. Ведущая роль в борьбе с танками противника в значительной мере перешла к тяжёлым танкам семейства ИС и САУ.

Тяжелые танки КВ-85 и ИС-1

Встал вопрос разработки нового тяжелого танка, вооруженного 85-мм пушкой и в феврале 1942 года было принято решение разработать новый тяжелый танк ИС-1, для него была разработана 85-мм пушка Д-5Т и, для ее установки в танке, новая башня с увеличенным до 1800мм диаметром погона башни.

Танк КВ-85 был переходной моделью между КВ-1 и ИС-1, от первого была заимствована ходовая часть и многие элементы бронирования корпуса, а от второго увеличенная башня.

После проведения сокращенного цикла испытаний танк КВ-85 в августе 1943 года был принят на вооружение. Танк производился с августа по ноябрь 1943 года и был снят с производства в связи запуском в серию более совершенного танка ИС-1. Всего было выпущено 148 танков.


Танк КВ-85 был классической компоновки с экипажем 4 человека. Стрелка-радиста пришлось исключить из экипажа, поскольку установка более крупной башни не позволяла разместить его в корпусе. Лобовой лист оказался ломанным, так как для новой башни пришлось устанавливать подбашенную коробку. Башня была сварной, броневые листы располагались с рациональными углами наклона. На крыше башни имелась командирская башенка. В связи с исключением из состава экипажа стрелка-радиста, курсовой пулемет устанавливался неподвижно в корпусе танка и управлялся механиком-водителем.

Вооружение танка состояло из длинноствольной 85-мм пушки Д-5Т L/52 и трех 7,62мм пулеметов ДТ.

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2К мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 42 км/час и запас хода 330 км.

Ходовая часть была заимствована с танка КВ-1 со всеми ее недостатками и содержала на один борт шесть сдвоенных опорных катков небольшого диаметра с торсионной подвеской и три поддерживающих катка. Использование ходовой КВ-1 приводило к ее перегрузке и частым поломкам.

С проверкой на КВ-85 новой башни с 85-мм пушкой продолжалась разработка и испытания танка ИС-1. На этом танке была установлена башня танка КВ-85 и разработан новый корпус с усиленным бронированием. Танк ИС-1 был принят на вооружение в сентябре 1943 года, его серийное производство продолжалось с октября 1943 по январь 1944, всего было выпущено 107 танков.


Компоновка танка была аналогична КВ-85 с экипажем 4 человека. За счет более плотной компоновки танка его вес уменьшился до 44,2 тонны, что облегчило работоспособность ходовой и повысило ее надежность

Танк имел более мощную броню корпуса, толщина брони лба корпуса верха - 120мм, низа - 100мм, подбашенного лобового листа - 60мм, бортов корпуса - 60-90 мм, днища и крыши - 30мм. Бронирование танка сравнялось и даже превосходило бронирование немецкого Pz.Kpfw.VI Tiger и здесь они выступали на равных.

В качестве силовой установки использовался двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с.. обеспечивающий скорость по шоссе 37 км/час и запас хода 150 км. Ходовая часть использовалась от танка КВ-85.

Танк ИС-1 стал переходной моделью к ИС-2 с более мощным вооружением

Тяжелые танки ИС-2 и ИС-3

Танк ИС-2 по сути был модернизацией ИС-1, направленной на дальнейшее повышение его огневой мощи. По компоновке он принципиально не отличался от ИС-1 и КВ-85. За счет более плотной компоновки пришлось отказаться от люка механика-водителя, что зачастую приводило к его гибели при поражении танка.

При весе танка 46 тонн его бронезащищенность была очень высокой, толщина брони лба корпуса верха - 120мм, низа - 100мм, бортов - 90мм, лба и бортов башни - 100мм, крыши - 30мм, днища - 20мм. Бронестойкость лба корпуса была также увеличена за счет исключения ломаного верхнего лобового листа.


Для танка ИС-2 специально была разработана 122-мм пушка Д-25Т, башня ИС-1 имела резерв по модернизации и позволяла без серьезных переделок поставить более мощную пушку.

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2-ИС мощностью 520 л.с. обеспечивающий скорость по шоссе 37 км/час и запас хода 240 км.

Поскольку основным назначением советских тяжёлых танков был прорыв сильно укреплённых полос обороны противника, насыщенных долговременными и полевыми фортификационными сооружениями, то серьезное внимание уделялось осколочно-фугасному действию снарядов 85-мм пушки.

Танк ИС-2 был самым мощным советским танком, принимавшим участие в войне, и одной из сильнейших машин в классе тяжёлых танков. Он был единственным советским тяжёлым танком, который по совокупности своих характеристик мог противостоять немецким танкам второй половины войны и обеспечивал проведение наступательных операций с преодолением мощной и глубоко эшелонированной обороны.

Танк ИС-3 был последней моделью в этой серии тяжелых танков. Он был разработан уже в конце войны и в боевых действиях участие не принимал, он только прошел на параде в Берлине в сентябре 1945 года в честь победы союзных войск во Второй мировой войне.


По компоновке и вооружению это был танк ИС-2. Основная задача ставилась в существенном повышении его бронезащищенности. При разработке танка были учтены выводы и рекомендации по результатам использования танков во время войны, особое внимание было обращено на массовое поражение лобовых частей защиты корпуса и башни. На базе ИС-2 были разработаны новые корпус и башня обтекаемой формы.

Силовая установка, вооружение и ходовая были заимствованы у танка ИС-2. В связи с множеством конструктивных недостатков танка, которые так и не удалось устранить, ИС-3 в 1946 году был снят с вооружения.

Танки ИС ("Иосиф Сталин") появились в войсках в 1943 году. Главным их козырем стала мощная 85-миллиметровая пушка, пробивавшая практически любую вражескую броню на средних расстояниях. Но конструкторы на этом не остановились и вслед за ИС-1 создали ИС-2 — самый тяжелобронированный советский танк периода войны и один из сильнейших в мире. Он был скоростным и маневренным, обладал непревзойденной защитой и огневой мощью дальнобойных артиллерийских орудий. Гитлер запрещал вступать в бой с тяжелыми машинами Красной Армии на дистанции меньше километра.

Освобождение Польши от немецко-фашистских захватчиков. Жители города Познань приветствуют советских воинов-освободителей

Танки ИС ("Иосиф Сталин") появились в войсках в 1943 году. Главным их козырем стала мощная 85-миллиметровая пушка, пробивавшая практически любую вражескую броню на средних расстояниях. Но конструкторы на этом не остановились и вслед за ИС-1 создали ИС-2 — самый тяжелобронированный советский танк периода войны и один из сильнейших в мире. Он был скоростным и маневренным, обладал непревзойденной защитой и огневой мощью дальнобойных артиллерийских орудий. Гитлер запрещал вступать в бой с тяжелыми машинами Красной Армии на дистанции меньше километра.

Непобедимый Т-34 — один из ярких символов победы в Великой Отечественной войне. Для своего времени он был эталоном. Советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между боевыми, техническими и эксплуатационными качествами боевой машины. Противоснарядная броня, высокая маневренность, огневая мощь, простота и неприхотливость — вот главные достоинства Т-34, ставшего супероружием Красной Армии. "Мы увидели это, оно шло, мы стреляли, и пули его не брали", — вспоминал первую встречу с танком один из немецких офицеров.

Советские танки Т-34 выходят на рубежи атаки

Непобедимый Т-34 — один из ярких символов победы в Великой Отечественной войне. Для своего времени он был эталоном. Советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между боевыми, техническими и эксплуатационными качествами боевой машины. Противоснарядная броня, высокая маневренность, огневая мощь, простота и неприхотливость — вот главные достоинства Т-34, ставшего супероружием Красной Армии. "Мы увидели это, оно шло, мы стреляли, и пули его не брали", — вспоминал первую встречу с танком один из немецких офицеров.

Легкий огнеметный танк ОТ-26 был создан на основе двухбашенного Т-26 в 1930-х годах. Левую башню демонтировали, в корпусе на ее месте разместили резервуар для огнесмеси, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок, брандспойт и систему зажигания. В правой башне располагался огнемет. Танк дополнительно оборудовали системой дымопуска. Машины участвовали в боях в начале войны, но вскоре большая их часть была потеряна.

Танк ОТ-26

Легкий огнеметный танк ОТ-26 был создан на основе двухбашенного Т-26 в 1930-х годах. Левую башню демонтировали, в корпусе на ее месте разместили резервуар для огнесмеси, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок, брандспойт и систему зажигания. В правой башне располагался огнемет. Танк дополнительно оборудовали системой дымопуска. Машины участвовали в боях в начале войны, но вскоре большая их часть была потеряна.

К началу Великой Отечественной самым массовым легким танком Красной Армии был Т-26. Боевые машины, поддерживающие пехоту, начале 1930-х были лидером в своем классе, но к концу десятилетия начали быстро устаревать и уступать конкурентам. Однако в начале войны именно Т-26 приняли на себя основной удар, перед ними стояла задача сдержать опасного противника.

Танкисты взвода П.В. Печенина отдыхают между боями. Полуостров Средний. Танки Т-26

К началу Великой Отечественной самым массовым легким танком Красной Армии был Т-26. Боевые машины, поддерживающие пехоту, начале 1930-х были лидером в своем классе, но к концу десятилетия начали быстро устаревать и уступать конкурентам. Однако в начале войны именно Т-26 приняли на себя основной удар, перед ними стояла задача сдержать опасного противника.

Легкий танк Т-70 разработали в ноябре 1941 года, а уже через несколько месяцев, в январе 1942-го, приняли на вооружение. Апогеем службы этих боевых машин стала Курская битва, позже они стали исчезать из частей Красной армии. Серийный выпуск Т-70 прекратили в 1943 году, но некоторые экземпляры использовались до конца войны.

Репродукция рисунка легкого танка Т-70 из собрания музея бронетанковых войск СССР

Легкий танк Т-70 разработали в ноябре 1941 года, а уже через несколько месяцев, в январе 1942-го, приняли на вооружение. Апогеем службы этих боевых машин стала Курская битва, позже они стали исчезать из частей Красной армии. Серийный выпуск Т-70 прекратили в 1943 году, но некоторые экземпляры использовались до конца войны.

Малый плавающий танк Т-40 — единственная советская боевая машина такого класса. Производство Т-40 продолжалось до декабря 1941 года, затем модель заменили на сборочных линиях более мощным и легким Т-60. На базе Т-40 была построена первая самоходная установка класса реактивных систем залпового огня.

Экипаж танка Т-40 в засаде. Западный фронт

Малый плавающий танк Т-40 — единственная советская боевая машина такого класса. Производство Т-40 продолжалось до декабря 1941 года, затем модель заменили на сборочных линиях более мощным и легким Т-60. На базе Т-40 была построена первая самоходная установка класса реактивных систем залпового огня.

Тяжелый танк КВ-85 разработали в 1943-м для борьбы с немецкими "Тиграми", лобовую броню которых на больших и средних дистанциях советское орудие не брало. На новый танк установили 85-миллиметровую пушку Д-5Т, ходовую часть взяли от КВ-1С, башню — от перспективного тяжелого ИС. Модернизированный "Ворошилов" воевал с переменным успехом: с одной стороны, его пушка не позволяла немецким танкистам чувствовать себя в безопасности, с другой — машине не хватало брони.

Танк КВ-85 - советский тяжелый танк периода Великой Отечественной войны. Архив Центрального музея Вооруженных Сил СССР

Тяжелый танк КВ-85 разработали в 1943-м для борьбы с немецкими "Тиграми", лобовую броню которых на больших и средних дистанциях советское орудие не брало. На новый танк установили 85-миллиметровую пушку Д-5Т, ходовую часть взяли от КВ-1С, башню — от перспективного тяжелого ИС. Модернизированный "Ворошилов" воевал с переменным успехом: с одной стороны, его пушка не позволяла немецким танкистам чувствовать себя в безопасности, с другой — машине не хватало брони.

Танк, изменивший ход войны


Главная женщина на фронте





Виктор Талалихин совершил первый ночной таран на И-16. Ночью 7 августа 1941 года в районе деревни Кузнечики он встретился с пулеметным огнем Heinkel He 111, и врезался в хвост бомбардировщику. За свой подвиг он получил звание Героя Советского Союза.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК, Василий Малышев/Sputnik

Самый легкий истребитель

Командир эскадрильи

Командир эскадрильи "Нормандия-Неман" майор Жан Луи Тюлян ставит боевую задачу лётчику. Як-3 в Музейном комплексе УГМК.

Сергей Лоскутов/Sputnik; Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК

В июне 1945 года на французском аэродроме Ле-Бурже приземлились летчики авиаполка Нормандия-Неман на истребителях Як-3. Это были самые легкие в управлении и маневренные самолеты тоже времени, и французы хотели летать только на них. На Як-3 французские пилоты участвовали в освобождении Литвы в ноябре 1944 и боях в Восточной Пруссии в 1945. В конце войны СССР безвозмездно передал Франции сорок таких самолетов. И сегодня один из них стоит в музее авиации Ле-Бурже.

Призрак в броне

КВ-1.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК

Танк, изменивший ход войны

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК, Fdutil (CC BY-SA 3.0)

Коренной перелом в войне наступил после Курской битвы – самого масштабного танкового сражения в истории, в котором участвовали около двух миллионов человек, шести тысяч танков и четырех тысяч самолетов. Две трети советских танков составляли средние Т-34.

Этот катер принимал непосредственное участие в Сталинградской битве осенью 1942. Высаживая раненых у Северного причала, он был затоплен немцами. Сегодня он отреставрирован и стоит в музее военной техники недалеко от Екатеринбурга.

Этот катер принимал непосредственное участие в Сталинградской битве осенью 1942. Высаживая раненых у Северного причала, он был затоплен немцами. Сегодня он отреставрирован и стоит в музее военной техники недалеко от Екатеринбурга.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК

Пушка на гусеницах

ИСУ-152.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК

Уничтожающий огонь гвардейских минометов в Берлине.

Уничтожающий огонь гвардейских минометов в Берлине.

Главный голливудский танк в СССР

Танк

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК

Из колхоза на фронт

ГАЗ-ММ.

ГАЗ-ММ. "Дорога жизни", 1942.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК, TASS

БП-43 – бронепоезд образца 1943 года. Локомотив находится в центре состава, чтобы толкать вагоны как вперед, так и назад. По обе стороны паровоза стоят артиллерийские платформы с башнями от танка Т-34 и пулеметными гнездами для кругового обстрела. Замыкают поезд платформы ПВО с зенитными пушками.

БП-43 – бронепоезд образца 1943 года. Локомотив находится в центре состава, чтобы толкать вагоны как вперед, так и назад. По обе стороны паровоза стоят артиллерийские платформы с башнями от танка Т-34 и пулеметными гнездами для кругового обстрела. Замыкают поезд платформы ПВО с зенитными пушками.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК, Archive photo

Гражданские паровозы и поезда тоже служили на фронте. Без железной дороги была бы невозможной эвакуация двух с половиной тысяч заводов, музеев, театров, причем большая часть - в первые три месяца после начала войны. Только представьте: перевезти целое предприятие со станками, инструментами и лабораториями на две тысячи километров!

Именно такой поезд №746 построили в 1943 году на средства Московского метрополитена. Большая часть экипажа, 58 человек – это сами работники метрополитена. Он принимал участие вместе с таким же бронепоездом № 737 на первом, самом тяжелом этапе Курской битвы. В течение трех дней они прикрывали 20-километровый участок между Белгородом и Прохоровкой, подбив за три дня четыре самолета, шесть танков и нескольких минометных батарей, пока не были выведены из строя у станции Сажное, где до сих пор в стволах деревьев остался металл от снарядов. Тогда экипажу пришлось эвакуироваться, а поезда уничтожить. Эта задержка наступления вражеских войск на целых три дня дала возможность Красной армии подготовиться к решающему танковому сражению на Прохоровском поле.

Читайте также: