Ледяная зона 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 1589 0

Урок окружающего мира в 4 классе

Учитель: Мансурова Юлия Петровна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 3.

Первая квалификационная категория.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктической пустыни. Познакомить с географическим положением ледяной зоны , ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. Развивать умение работать с картой. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы , развивать УУД, в том числе:

познавательные УУД:общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять работу с картой; обнаружить существенные отличительные признаки новой изучаемой природной зоны информационные: работа с толковым словарем, с картой , просмотр презентаций по изучаемой теме. логические: построение рассуждений; обобщений.коммуникативные УУД - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; взаимодействие в работе в парах, группе; .

личностные УУД: учет чужой точки зрения, постановка вопросов с опорой на собственный опыт, учиться подтверждать строчками из текста учебника или дополнительной литературы свои выводы, умозаключения по ходу урока.регулятивные УУД: оценка, самооценка, умение строить диалог .

Задачи урока:

- на примере ледяной зоны усвоить план, по которому на последующих уроках будут изучаться все другие природные зоны;

- индивидуальное обучение членов клуба ведению делового заседания;

- понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне;

- природа как важнейшее условие жизни человека;

- иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь;

- называть характерные растения и животных для арктической зоны

Оборудование и наглядные пособия:

- карта природных зон России;

Оформление доски: карта природных зон России.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Долгожданный дан звонок

Рассаживаются за 4 стола по группам гр № 1, гр № 2, гр № 3,гр № 4.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

II . Актуализация знаний

III .Тема урока и цель.

-Ребята, у нас сегодня очередное заседание клуба

- Скажите, ребята, сколько вы знаете природных зон нашей страны?

- Как изменяются природные зоны нашей страны?

- Почему это происходит?

-Ребята, выполнив следующее задание, вы можете сами сформулировать тему нашего заседания.

Для этого вам нужно прочитать, выполняя определенное условие: необходимо в наборе букв читать только третью букву.

СТАЛДРЬСКЯЧТЮЖИФЦЧУКЕДЖСХЪКВСАУВЯ ЮБПГНУВАСДЛТЙФЫХЗНЬОЯ (буквы написаны на карточках)

-А какой будет цель урока?

-О чем поподробнее вам хотелось бы узнать об этой зоне?

-С природными зонами нашей страны

-Мы знаем 6 природных зон (перечисляют):Зона Арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков

-Они изменяются в направлении с севера на юг.

-Северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, а южные больше.

- Арктическая пустыня (Слайд № 2)

-Узнать о природных условиях Арктики. (Слайд № 3)

-Кто там обитает?

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IV . Открытие детьми нового знания

-Для ведения нашего заседания, мы должны выбрать председателя. Я предлагаю Торопова Дмитрия.

-Кто за ? Прошу проголосовать. (Председатель занимает место у стола учителя.)

- Слово предоставляется председателю

(на экране высвечивается план заседания)

Учитель координирует работу учащихся .

-Ребята, а сейчас мы с вами подвигаемся вместе с медвежонком:

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Председатель знакомит с планом заседания клуба:( слайд № 5)

1.Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны .

2.Растения ледяной зоны.

3.Животные ледяной зоны.

4.Арктика и человек .

- Нам предстоит работа в группах.

Рассмотрев и прочитав статьи в учебнике, участники группы должны подготовить рассказ на поставленный вопрос.

Председатель:

Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны. (слайды № 6 -18)

- Зона арктических пустынь или ледяная зона занимает самый север нашей страны – Острова Северного Ледовитого океана и узкую

полоску его побережья. В зоне арктических пустынь лежат архипелаг Земля Франца Иосифа, Северная часть Новой Земли, Новосибирские

острова, Остров Врангеля.

Природа этой зоны очень сурова. Большаячасть островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 м. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах почти совсем не образуется.

Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до конца февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метёт пурга, температура воздуха нередко понижается до -60 градусов. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – полярное сияние, которое похоже на причудливый занавес, который колышется в тёмном небе. Занавес разделён на светящиеся разноцветные полосы,сияющие чистымицветами радуги.

Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4 градусов. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.

Председатель:

Растения ледяной зоны.

(слайды № 19-27)

Суровые природные условия переносят только самые стойкие и неприхотливые растения. Большиеплощади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них – то и растут лишайники, похожие на серую накипь.

В южных районах ледяной зоны кое-где можно встретить полярный мак, стелющиеся полярные ивы. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 см. На поверхности снега и льда могут жить мельчайшие водоросли. В летнее время они иногда размножаются в таком количестве, что кажется, будто цветут целые островки снега и льда, так как водоросли окрашивают их в красный, розовый, бурый, зелёный цвета.

Председатель:

- Как растения зоны приспособились к условиям Арктики?

Дети делают вывод: (слайд № 28)

- растут в защищённых от ветра местах;

-низкорослые, часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли);

-используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.

Председатель:Зачитайте, что вы выписали в первый столбик таблицы.

- Что такое лишайники? Можно ли их считать растениями?

- Загляни в словарик в конце учебника.

- Прочитайте текст о лишайниках в словарике (стр.183).

Председатель:

Животные ледяной зоны ( слайды № 30-48)

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и зверей – это рыба. Все звери – прекрасные пловцы. Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.

У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.

Председатель:

- Как животные приспособились к условиям проживания в Арктике?

Дети делают вывод: (слайд № 49)

- Густая тёплая шерсть у зверей, пух у птиц.

- Широкие лапы у зверей.

- Близость моря и пищи.

- Толстый слой жира.

Председатель:

Артика и человек. (слайды № 51-60)

- Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, какбелый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.

Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VI. Первичное закрепление

- Итак, мы узнали, какие растения и животные обитают в зоне Ледяных пустынь.

- Как вы думаете, зависит ли жизнь животных от растений? Каким образом?

--Составьте цепи питания, которые могут существовать в Арктике.

- Сравните климатические условия нашей области с климатическими условиями Арктики. Вопрос для 1 группы.

Далее учитель предлагает:

2 группе ответить на 2,3 вопросы

3группе ответить на 4,5 вопрос

4 группе ответить на 6,7 вопрос учебника.

- Жизнь животных зависит от растений.

(выполняют работу по группам и на доске)

Цепи питания:

Водоросли – рачки – рыбы – птицы

Водоросли – рачки – рыбы – тюлени

Рыбы – тюлени – белые медведи

В нашей области минимальная температура наблюдалась -38 С, максимальная +40 С.

В Арктике в отличие от нашей местности полярная ночь, полярный день, полярное сияние. Температура воздуха мин. -60 С, максимальная +3,+4 С

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем.

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Коммуникативные:

- умение работать в группе, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

VII . Самостоятельная работа

- Ребята , откройте печатные тетради на стр.20 и выполните задание № 33.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения задания.

Работают самостоятельно по тестам.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

- А сейчас вспомните, каким было ваше настроение во время урока, понравился ли он вам.

Если вам урок понравился, подарите арктическому солнышку лучик, чтобы оно согрело своим теплом маленького медвежонка.

Не понравился урок, было скучно – покажите тучку.

Председатель закрывает заседание и благодарит всех за участие.

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Д/З : Прочитать статью в учебнике с.65-73

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем;

Окружающий мир. Учебник 1 часть /О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов/ 2 издание, 2012г.

Тетрадь для самостоятельной работы. / О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, Л.Г.Кудрова/ 3 издание, 2013г.

Окружающий мир 4 калсс. Поурочные планы по учебнику О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А.Трафимова. Автор Н.В.Лободина, издание 2012г.

Окружающий мир 4 класс. Методическое пособие О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А.Трафимова ,издание 2012г.

Мастерская учителя. Открытые уроки .Т.В.Титкова, Э.З.Горбачева, Л.В.Цыганок, издательство 2010г.

Конспект урока открытия новых знаний, Урок-исследования.Дается план изучения природных зон. Работая в группах, обучающиеся знакомятся с природной зоной АРКТИКОЙ.

ВложениеРазмер
urok_ledyanaya_zona.docx 24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Цель: Познакомиться с природной зоной Росси -Арктикой

Задачи: 1) образовательная:

1. На примере Ледяной зоны усвоить план, по которому на последующих уроках будут изучаться все другие природные зоны;

2.Пролжить индивидуальное обучение членов клуба ведению делового заседания;

3. Продолжить формировать навык работы со справочной литературой.

3) воспитательная : воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края и страны; учить работать в группе.

Оборудование и наглядные пособия :

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 КЛАСС УМК ПНШ

Цель: Познакомиться с природной зоной России -Арктикой

образовательная:

- продолжить индивидуальное обучение членов клуба ведению делового заседания;

- продолжить формировать навык работы со справочной литературой.

воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края и страны; учить работать в группе.

Оборудование и наглядные пособия:

Оформление доски: карта природных зон России.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.Самоопределение к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок

Рассаживаются за 3 стола по группам

гр .№ 1, гр. № 2, гр. № 3

2. Актуализация знаний

3.Постановка учебной проблемы.

Ребята, у нас сегодня очередное заседание клуба

1. С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

2.Скажите, ребята, сколько вы знаете природных зон нашей страны?

3.Как изменяются природные зоны нашей страны?

4.Почему это происходит?

Ребята, ответив на следующий вопрос, вы можете сами сформулировать тему нашего заседания.

-А какой будет цель урока?

О чем поподробнее хотелось бы узнать об этой зоне?

С природными зонами нашей страны

Мы знаем 6 природных зон (перечисляют)Зона Арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков

Они изменяются в направлении с севера на юг.

Северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, а южные больше.

Самая северная зона России – зона Арктических пустынь

Узнать о природных условиях Арктики

Просмотр учебного видеоролика

-кто там обитает?

4. Открытие детьми нового знания

5.Физминутка

-Для ведения нашего заседания, мы должны выбрать председателя. Я предлагаю Батуева Максима.

-Кто за ? Прошу проголосовать. Председатель занимает место у стола учителя. Слово предоставляется председателю

(на экране высвечивается план заседания)

В соответствии с повесткой учитель показывает на карте местоположение ледяной зоны и просит найти – на своих картах.

Председатель знакомит с планом работы

5.Работа со справочной литературой

Дети находят в учебнике на стр 60-61, 4 кл, ( I ч)-работа в парах

В зоне арктических пустынь мороз(топают ногами)

Ну-ка, все взялись за нос

Ни к чему нам бить баклуши

Ну-ка, все взялись за уши.

Вот и уши отогрели.

Ветер дует, завывает

Нас работать призывает

6 . Работа в группах

1. Кто из наших соотечественников являются первооткрывателями Арктики?

2. Какова площадь Арктики?

Что такое Айсберги?

Что собой представляют птичьи базары в Арктике?

Полезные ископаемые Арктики?

Кто являются коренными жителями Арктики?

(Раздает конверты с вопросами). При затруднениях учащихся является одновременно консультантом.

Ф. Литке, С. Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Вл. Русаков

Площадь составляет почти 27 млн кв.м- почти в 3 р больше Европы

Плавающие края ледников обламываются- образуются Айсберги, ледяные горы

Огромные скопления птиц на ледяных скалах, птицы располагаются рядами по видам. Сильный гвалт, рядом находиться небезопасно.

Нефть, газ, каменный уголь, цветные металлы, алмазы.

Малые народы Севера: чукчи, ненцы, коми, и др

По окончанию работы председатель предоставляет слово каждой группе.

7. Закрепление изученного

В нашей области минимальная температура наблюдалась -38 С, максимальная +40 С.

В Арктике в отличие от нашей местности полярная ночь, полярный день, полярное сияние. Температура воздуха мин. -60 С, максимальная +3,+4 С

Далее председатель предлагает:

1 группе ответить на 2,3 вопросы

2группе ответить на 4,5 вопрос

3 группе ответить на 6,7 вопрос учебника.

8.Самостоятельная работа

Учитель предлагает поработать по тестам и проверить себя, как усвоили материал по изученной теме.

Работают самостоятельно по тестам.

9.Самопроверка

О каком животном идет речь? Хорошо плавает, ноги превратились в ласты. Добывает корм- рыбу.

А). Белый медведь

Закончи составление цепи питания

Б) На острове Врангеля

4.Полярная ночь и полярный день в Арктике длятся

А) Несколько дней

Б) Несколько месяцев

В) Несколько лет

5.В зоне Арктики люди занимаются:

6.Площадь Арктики составляет

На экране м/медиа высвечиваются ответы на тест

10.Рефлексия

Раздаются председателем карточки с названием

11. Домашнее задание

Учитель просматривает карточки

Председатель собирает карточки.

Председатель закрывает заседание и благодарит всех за участие.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 008 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.05.2017 1859
  • DOCX 23.8 кбайт
  • 16 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Немирович Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор: Храмова Алевтина Владимировна

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Класс: 4

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление у учащихся об особенностях природной зоны, расположенной на крайнем Севере

Задачи: 1. Формирование знаний о ледяной зоне

2.Развитие познавательной активности учащихся, умения анализировать с опорой на ранее изученный материал.

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и формы обучения: частично–поисковые, наглядные, практические, проблемный, фронтальная, индивидуальная, групповая.

I. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок-

-Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

- На нашем уроке сегодня присутствуют гости, поздороваемся с ними. Улыбнитесь друг другу и присаживайтесь за свои рабочие места.

II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

-Одинаково ли освещает и согревает нашу Землю Солнце? (Нет. Северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные - больше.)

-Зависит ли от этого смена природных условий на земном шаре? (Зависит. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон)

-На предыдущем уроке мы познакомились с понятием ПРИРОДНАЯ ЗОНА. Что же это такое?

(Участки суши со сходными (похожими) природными условиями, сменяющимися в определенном порядке от полюса к экватору).

- Почему с севера на юг сменяются несколько зон? (Северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные – больше. Вот почему в направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон).

-Перед вами кроссворд по изученным темам. Только разгадав его, мы узнаем тему нашего заседания.

1.Солнце – это (звезда)

2. Ближайшая планета к Солнцу (Меркурий)

3.Какой район Земли получает больше всего тепла? (экватор)

4. Сколько природных зон в России? (шесть)

5.Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)

6.Что имеет ось Земли, из-за чего двигаясь вокруг Солнца поворачивается к нему то одним полюсом, то другим? (наклон)

7. Что такое земля? (планета)

III. Открытие нового знания.

-Какое слово получилось по вертикали? (Арктика)

-Вот мы и определились с темой заседания. Арктику также называют ледяной зоной.

-Исходя от темы какую цель поставим на сегодняшнее заседание? (изучить природные условия ледяной зоны)

1. Показ на карте. Рассказ учителя.

- Самая северная зона России называется Арктикой или ледяной зоной.

- Чтобы исследовать эту природную зону мы разделились на 3 группы: географы, биологи, зоологи. В группе для работы разделитесь на две микрогруппы: 1)исследователей и 2)научных консультантов. Каждая группа получает пакет документов, где есть, задание для вас, которое вам надо выполнить пользуясь учебником и материалом из детской энциклопедии. Так же вы найдете вспомогательный наглядный материал. Есть сигнальная карточка, которую можно поднять, если при работе возникнут вопросы и я к вам подойду.

С полученными результатами исследования от группы выступает один человек. Данные этого исследования мы занесем в творческую карту.

Время работы группы 9 минут

(Группы начинают выступать. Первыми выступают группа географов)

-Вы рассказали, что зимней полярной ночью можно понаблюдать за полярным сиянием. Я вам предлагаю сделать то же самое и полюбоваться этим прекрасным природным явлением.

Выступает группа биологов.

Выступает группа зоологов

- Итак, все научные группы хорошо поработали, и я вам предлагаю немного передохнуть.

Физкультминутка

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть

-Можем ли мы назвать Арктическую зону пустынной? (В Арктике совсем не пусто. Там, не смотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детёнышей)

IV. Первичное закрепление.

-Как вы думаете, есть ли связь между животными? (карточки на доске) Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике.

Рачки, рыбы, птицы, тюлени, белые медведи

Рачки – рыбы – тюлени;

Рыбы – тюлени – белые медведи.

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Наше исследование закончилось, пришло время обобщить полученные нами сведения. Перед вами текст с пропущенными словами. Наша задача – общими усилиями используя полученные знания восстановить текст.

Арктика занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.

Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают луна, звёзды. Температура опускается до – 60 градусов. Летом в Арктике светло. Температура редко бывает выше 3-4 градусов.

В зоне арктических пустынь встречаются такие растения как: лишайники, полярный мак, полярная ива, мельчайшие водоросли. Они стойкие и неприхотливые растения.

В Арктике можно увидеть следующих животных: белые медведи, песцы, тюлени, моржи, кайры, тупики, чайки, гагарки, поморники. Птиц от потери тепла предохраняют перья и пух. У белого медведя очень густая, длинная шерсть. У тюленей и моржей значительный жировой слой.

Постоянных поселений людей в Арктике нет. Для охраны редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

-Очень хорошо справились с заданием.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

- Перед вами карточки с тремя уровнями заданий:

№1 – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

№2 – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

№3 - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

- Возьмите на выбор одну карточку. Приступаем к выполнению. Сдайте листы на проверку.

VII этап. Рефлексия деятельности (итог урока)

-С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Посмотрев на нашу творческую таблицу можно ли сказать, что мы достигли цели нашего заседания?

-За что вы сегодня хотели бы себя похвалить?

-Что вам еще хотелось бы узнать нового по изученной теме?

- Перед вами наборы карточек разного цвета:

Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

Синие - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

-На этом наше заседание подошло к концу. Спасибо всем за работу.

Список использованной литературы:

  1. Окружающий мир, 4 класс, Часть 1, Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., 2012
  2. География. Энциклопедия для детей. Том 3, Москва, 1994
  3. Энциклопедия для детей - Том 2 - Биология. 1996.
  4. Энциклопедия для детей. Всё о животных от А до Я. Москва,1999

Задание:

1 группа(Географы). Природные условия Арктики.

Научные исследователи. Географическое положение природной зоны. Где расположена зона Арктики?

Задание:

1 группа(Географы). Природные условия Арктики.

Консультанты. Выявить причины таких суровых климатических условий. (Почему холодно?) Погодные условия летом и зимой.

Задание:

2 группа (Биологи). Растительный мир Арктики.

Научные исследователи. Какие растения встречаются в Арктике.

Задание:

2 группа (Биологи). Растительный мир Арктики.

Консультанты. Как растения приспособились к таким суровым условиям.

Задание:

3 группа. (Зоологи) Животный мир Арктики.

Научные исследователи. Какие животные обитают в Арктике?

Задание:

3 группа. (Зоологи) Животный мир Арктики.

Консультанты. Как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях?

Творческая карта.

Ледяная зона

Из детской энциклопедии для географов.

Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь всегда холодно. Зимой в Арктике долгая полярная ночь. Темноту освещают луна и звёзды. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус шестидесяти градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Из детской энциклопедии для биологов.

Из детской энциклопедии для зоологов.

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Основная пища рыб и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по снегу и льду. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит.

Дифференцированные задания.

1 уровень

1. Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике: мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна.

2. Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике: белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь.

2 уровень.

1. Почему именно эти растения могут расти в Арктике?___________________________

2. Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания?__________

3 уровень

Составь 3 цепи питания:

  1. рачки- ________________- _____________,
  2. рачки - _______________- ______________.
  3. ____________- _____________ - _________________

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Они ведут наблюдения за погодой. Геологи исследуют возможность добычи полезных ископаемых. Через Северно-ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, по которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж. Они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: дать представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь; сравнить природные условиясвоей местности с природными условиями Арктики; научить называть характерные растения и животных арктической зоны, заповедники Арктики, составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснить, почему люди с давних пор осваивают Арктику.

Карточка 1. Вставьте пропущенные слова в карточке

Арктика – это огромное пространство _______________________________________,

с ________________ и _________________________. На это пространство солнце направляет ____________________ лучи. Оно ______________________, но не греет. Зимой в Арктике ______________________________________. Дуют _________________, бушует ______________________. Температура опускается до ________ градусов. Летом в Арктике _________________________________, но _________________ тоже нет. Это зависит от географического ______________________________________ арктической зоны.

Карточка 2. Вставьте пропущенные слова в карточку

На островах, прямо на голых ___________________ встречаются ____________________, они очень ___________________. Также приспособились к жизни на камнях __________ и __________________________________. В толще воды, не покрытой _______________, большое количество _________________________.

Карточка 3. Вставьте пропущенные слова в карточку

Животных арктической зоны кормит ____________. Морскими водорослями питаются ______________, а ими - ________________. Основная пища птиц и животных – это ___________. На скалистых берегах собираются ______________, ________________ и _______________, здесь они выводят _____________________. Птиц с необычными клювами называют ____________________. Все звери прекрасные ________________. От холода их защищает ____________________________. Это _______________ и ___________________. На тюленей охотятся _______________________. У них длинная густая шерсть __________________ цвета и __________________ лапы, чтобы удобнее было ____________________________________________________.

Читайте также: