Комическое как средство выражения оценки явления 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока – организовать работу по усвоению учащимися понятия “комическое”, познакомить с приемами создания комического: несоответствие, соединение несоединимого, гиперболизация.

Задачи урока:

  • Познакомить с понятием “комическое”;
  • Вырабатывать умение распознавать, выявлять приемы комического на примере произведений великих мастеров слова: А.П.Чехова, М.М.Зощенко, Д.Хармса;
  • Обучать инсценированию художественного произведения, работе над созданием художественного образа (интонационная окраска голоса, пластика, костюм);
  • Подвести учащихся к написанию своего юмористического рассказа с использованием различных средств создания комического эффекта.
  • Развивать умение анализировать художественный текст;
  • Знакомить со стилем писателя, наблюдать за средствами художественной выразительности;
  • Развивать творческие способности учащихся;
  • Развивать живой интерес к чтению художественной литературы и к родному языку.
  • Развивать культуру речи;
  • Развивать чувство юмора;
  • Развивать умение слушать и чувствовать “партнера по сцене”;
  • Воспитывать доброжелательный, положительный климат в коллективе.
  • Инсценирование произведений А.П.Чехова “Радость”, М.М.Зощенко “Аристократка”, Д.Хармса “Врун”; Слово о Данииле Хармсе в исполнении ученика.
  • Портреты писателей А.П.Чехова, М.М.Зощенко, Д.Хармса;
  • Распечатанные текстов рассказов А.П.Чехова “Радость”, М.М.Зощенко “Аристократка”, стихотворения Д.Хармса “Врун” на каждой парте.
  • Тема урока;
  • Портреты писателей;
  • Комическое (от греч. komikos – веселый, смешной);
  • 3 задания к рассказу М.М.Зощенко “Аристократка” (на закрытой доске).

Словарная работа: комическое; приемы создания комического: несоответствие, соединение несоединимого, гиперболизация; аристократ.

- На уроках литературы в этом году нам не раз приходилось говорить о комическом, смешном.

Актуализация читательского опыта.

- Какие писатели (давайте вспомним их имена) подарили нам немало веселых минут? (Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”, А.П.Чехов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”, “Лошадиная фамилия”, М.М.Зощенко “Встреча”, “Галоша”)

Объявление темы урока и постановка цели.

- Тема нашего урока “Секреты комического”. Будем учиться у великих. Пусть они нам подскажут, какие существуют приемы юмористического повествования. Нам с вами нужно только их разглядеть, угадать, чтобы потом воспользоваться ими для написания своего смешного рассказа.

Итак, первая страничка нашего урока посвящена творчеству А.П.Чехова. (Инсценирование рассказа А.П.Чехова “Радость)

- Почему свой рассказ А.П.Чехов назвал “Радость”? (Это то состояние, в котором пребывает главный герой – хохочет, не в силах держаться на ногах от счастья)

- Когда человек испытывает радость?

- В чем комизм этой ситуации? (Несоответствие – повода для радости нет, а герой радуется)

Несоответствие – так называется один из приемов комического (на доске появляется название приема, ребята записывают в тетрадь)

- Как прославился герой? (В нетрезвом состоянии упал под лошадь, получил удар оглоблей по затылку; об этом случае написали в газете)

- Скажите, умный ли способ прославиться?

- О чем этот рассказ? (О человеческой глупости)

- Сам герой осознает свою глупость? (Нет. Он даже по ходу чтения заметки комментирует, сообщает подробности, бежит показывать статью другим. Спешит поделиться “радостью”)

Вторая страничка урока посвящена М.М.Зощенко и героям его рассказа “Аристократка” (инсценировка).

- Ребята, рассказ называется “Аристократка”. Как вы понимаете значение этого слова. Кого называют аристократом, аристократкой? (Аристократа отличает внешняя изысканность, утонченность поведения, особая манера держаться)

- Кого можно назвать аристократом у Зощенко? (Никого).

Опять прием несоответствия.

- Над чем вы смеялись? (Над скупостью, грубостью, мелочностью главного героя; над тем, с какой жадностью дамочка поедала пирожные; над экспертами, которые всерьез решали, сделан ли надкус на пирожном)

- Безусловно, мы смеемся над речью героев. Что можно сказать о языке героев Зощенко? (Слова грубые. Герои их неверно употребляют)

- Какие слова, выражения вам запомнились? Приведите примеры. (Буржуй нерезаный, жрет)

Да, у героев М.Зощенко речь часто неправильная, лексика грубая.

- Разве писатель не знал хороших слов?

Вы правы, это еще один литературный прием, – сниженная, неверная речь – вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. (Запись приема в тетрадь)

- Теперь представьте, что вы переводчики. Ваша задача – “перевести” подчеркнутые слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля. При этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

(Задания выполняются на доске)

Съела она с кремом, взяла другое. (“схватила”, “цоп”)

Автор передает экспрессию – быстро, чтоб не отобрали.

А денег у меня мало. (“кот наплакал”, “с гулькин нос”, “в обрез четыре штуки”)

Зощенко использует здесь фразеологизмы.

  • Ложи, говорю, взад!
  • Которые без денег – не ездют с дамами.
  • Надкус на ем сделан и пальцем смято.
  • Во рте зуб блестит.
  • А она испужалась.

- Вызвать смех может также неожиданное соединение слов. Закончите предложения, сохранив авторскую лексику:

Не пора ли нам в театр . ? (“сесть”)

С беспокойством шарю по карманам, смотрю . . (“рукой”)

- Такой прием называется соединение несоединимого. (Запись приема в тетрадь)

А следующего автора мы решили представить особо, ведь с его именем на уроках литературы мы встречаемся впервые. А еще потому, что в жизни он был человеком очень незаурядным, эксцентричным.

Слово о Данииле Хармсе (представляет писателя ученик, внешность и одежда которого стилизована “под Даниила Хармса”):

- У маленького Дани Ювачева было много талантов. Он имел абсолютный музыкальный слух, хорошо рисовал, был смышлен и находчив. Да еще проказник и выдумщик, что смущало рассудительного отца. И он решил отдать сына в самое дисциплинированное среднее учебное заведение Петербурга – Петершуле. Так называлось училище св.Петра, находившееся в центре города – на Невском.

Благодаря Петершуле (и домашним учителям) Даня Ювачев неплохо владел немецким и английским языками. Знатоки утверждали, что по-немецки он говорил с безукоризненным берлинским произношением. По-английски он читал. Подобно Чуковскому и Маршаку, Даниил Хармс знал английскую поэзию для детей в оригинале.

Еще в детстве жизнь переделал в игру. Однокашники Ювачева вспоминали бессчетные “Данины проделки”.

Да и став взрослым, он продолжал бороться с ощущением жизни как привычной.

Так появился литературный псевдоним – Даниил Хармс (всего их было около тридцати). Он “чудил”, придумав себе необыкновенную внешность: курил из небольшой гнутой трубочки, носил брюки “гольф”, лихо отстукивал чечетку. У него был даже собственный алфавит. А объявление о своем публичном выступлении он сделал на карнизе дома.

Хармс работал в детских журналах “Чиж” и “Еж”. Зарабатывал немного. К деньгам относился беспечно. “Жизнь, как подарок, должна быть бескорыстной”,- говорил он.

Звучит выразительное чтение стихотворения Д.Хармса “Врун”.

- Почему главный герой стихотворения Хармса прослыл вруном? (Он врет про папу, у которого сорок сыновей, про летающих собак, про колесо вместо солнца и т.д.)

Это веселое стихотворение имеет форму детской дразнилки.

- Что высмеивает автор, над чем смеемся мы вместе с ним? (Над детским бахвальством вруна, но и над доверчивостью, простодушием его многочисленных слушателей)

- Я думаю, что вы без труда сможете назвать этот прием комического. Конечно, это преувеличение (гиперболизация). (Запись приема в тетрадь)

- Итак, наш урок подошел к концу. Мы славно потрудились, смогли узнать сами и рассказать другим о секретах комического. Давайте еще раз их перечислим.

- А теперь в тетрадях под записями, которые вы сделали сегодня на уроке, пусть появится ваш собственный смешной рассказ. И я полагаю, что в его написании вам помогут тайны, подсказанные “королями смеха” А.П.Чеховым, М.М.Зощенко, Д.Хармсом.

Какие из представленных произведений можно отнести к сатирическим, какие к юмористическим? Свой ответ аргументируйте.

Карточка №2. Прочитайте приведенные ниже фразы и определите, какие языковые средства использовали авторы при их создании?

1. Подарил мне папа льва,

Ох, и струсил я сперва!

Я два дня его боялся,

2. Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою.

Жил высокий человек

Сам кудрявый, без волос,

Тоненький, как бочка.

3. Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из- под собаки лают ворота.

4. Корней Чуковский. От двух до пяти.

Четырехлетняя Света спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

-Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет.

5. Больной нуждается в уходе врача, чем дальше врач уйдет, тем лучше.

Дружеский шарж – юмористическое изображение, в котором при соблюдении сходства подчеркнуты, преувеличены характерные черты человека.

Словесные средства выражения комического.

Слово учителя: Человечество смеётся уже много тысяч лет. Многие произведения словесности содержат в себе хотя бы частичку смешного.

Жизнь человека всегда была нелегкой. Тяжким трудом добывал он себе хлеб, то и дело сталкивался с несправедливостью, бесчисленные войны и эпидемии уносили тысячи жизней. Но вот наступал праздник, и сбрасывались гнетущие заботы, рушились незыблемые правила - люди смеялись. Последний нищий мог почувствовать себя равным королю, смех уравнивал всех.

В жизни комическим называют смешное. Что в словесности называют комическим?

(Комическое - это один из видов эмоциональной оценки явлений жизни, изображенных в произведениях словесности).

Подберите однокоренные слова к прилагательному комический.

( Комичный, комик, комедия, комедийный, комедиант)

Слово учителя: Все эти слова однокоренные, они имеют общий корень – ком - и одинаковое происхождение.

Справка. Слова “комедия”, “комический” происходят от греческого слова комос, что значит “весёлая толпа”. В древней Греции на празднествах в честь бога виноделия Дионисия толпа смеялась, шутила, пела, плясала. Актеры представляли смешные комедии. Эти веселые праздники положили начало театру и драматургии.

Обратите внимание на доске представлено изображение Античного театра.

Откуда берет своё начало комическое на Руси?

(В древние времена по Руси ходили бродячие шуты – скоморохи. Они высмеивали жестоких и эгоистичных князей, помогали простым людям почувствовать своё достоинство, верить в силу добра. Их преследовали власти и церковь, но они несли народу слово правды под покровом смеха. На смену скоморохам пришел народный театр с всеобщим любимцем Петрушкой. Произведения устного народного творчества были наполнены юмором, иронией, фантастикой).

Слово учителя: Обратите внимание на доску. Здесь представлена литография 1882 года, на которой запечатлен фрагмент выступления скоморохов с медведем. Она так и называется “А ну-тка, Мишенька Иваныч!”.

Комическое – это то, что вызывает смех. Что такое смех? Как вы понимаете это слово?

(Смех – это нечто веселое; то, отчего становится радостно на душе; В произведениях словесности смех – это способ выражения авторского отношения к изображаемому).

Какое толкование слову смех дает словарь? Каково его лексическое значение?

Справка: Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой дает два толкования слова смех:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок №7 – Комическое в искусстве

Понятия смешного и комического

Сказочный герой – Иванушка-дурачок, который, даже оказавшись в самых необычных и иногда трагических ситуациях, не теряет чувства юмора, а отвечает противникам улыбкой или смехом.

Что лучше? Во многих ситуациях смех оказывается лучшим лекарством и средством воспитания собственной души.

Всё, что мы знаем о смехе, не имеет ничего общего с эстетической категорией комического. Между смешным и комическим существуют определенные границы. Источником комического является то, что способно вызвать смех не у одного человека, а у многих.

Оказывает влияние на формирование личности человека

Как эстетическая категория комическое всегда предусматривает общественный резонанс на то, что кажется нелепым, неестественным в жизни. Таким образом, смех не только казнит несовершенство мира, но одновременно преображает, обновляет, совершенствует этот мир.

Противоречие – источник комического.

Оно основывается на противопоставлении:

незначительного – притязающему на ценность,

Градации комического

Комическое проявляется в самых различных формах и подразумевает огромную градацию отношений – от теплой, дружественной улыбки до злого, беспощадного высмеивания всего того, что омерзительно, неприемлемо, что вызывает отторжение.

Градация - размеренная последовательность при переходе от одного к другому.

Основными типа комического являются:

Юмор – дружелюбный, безлобный смех, который чаще всего затрагивает интересы отдельной личности, а не всего общества в целом.

Юмор высмеивает незначительные недостатки и готов с некоторыми примириться и даже вызвать к ним сочувствие.

Юмор, нарушая привычные связи между вещами, создает неожиданные ситуации и тем самым открывает новые стороны в обыденном. Именно это свойство юмора лежит в основе искусства карикатуры (от ит. преувеличивать).

Также, юмор связан с другой формой комического – остроумием.

Вольтер (французский писатель 18 в.) и его эпиграммы:

«В лесной глуши во время оно

Змея ужалила Фрерона.

И что же? Здравствует Фрерон:

Иное дело сатира предполагающая смех бескомпромиссный, безжалостный, затрагивающий интересы всего общества.

Сатира касается самых злободневных, актуальных проблем жизни.

В сатире отрицательное изображается крупным планом, но она не стремится к точному воспроизведению действительности. Она тяготеет к гротеску, условности, фантастике.

Как известно, в жизни горе и радость, слезы и смех всегда идут рука об руку.

Эта связь трагического и комического не случайна. Все это сложности и противоречия жизни. Даже во время суровых испытаний люди не обходятся без юмора и шутки.

Выдающиеся комики мира

В истории мирового искусства немало выдающихся комиков: Макс Линдер, Чарли Чаплин, Луи де Фюнес, Аркадий Райкин, Юрий Никулин.

Признанный комедийный актер немого кинематографа считают Чарлза Спенсера Чаплина (1889-1977 гг.)

Помимо его сценического образа, основным источником комизма в его фильмах было противоречие между тем, каким его герой кажется самому себе и какой он на самом деле.

В противопоставление Голливуду, в России любимым актером и клоуном считается советский актер Юрий Владимирович Никулин , обладавший великим даром импровизации, умевший незаметно завлечь зрителя в игру.

Создайте шарж (карикатуру) на одного знакомого Вам человека (друга, актера и т.д.). Постарайтесь в нем передать главные черты, свойства характера этого человека.

Татьяна-Дмитриевна Хлескина

08.04 родной язык
Тема: Комическое как средство выражения оценки явления.

В тетради записать число и тему урока.
По ходу чтения материала делать записи в тетрадь.

Лекция
Человечество смеётся уже много тысяч лет. Многие произведения словесности содержат в себе хотя бы частичку смешного.
Жизнь человека всегда была нелегкой. Тяжким трудом добывал он себе хлеб, то и дело сталкивался с несправедливостью, бесчисленные войны и эпидемии уносили тысячи жизней. Но вот наступал праздник, и сбрасывались гнетущие заботы, рушились незыблемые правила - люди смеялись. Последний нищий мог почувствовать себя равным королю, смех уравнивал всех.
В жизни комическим называют смешное. Что в словесности называют комическим?
Комическое - это один из видов эмоциональной оценки явлений жизни, изображенных в произведениях словесности ( Записать в тетрадь).
Подберите однокоренные слова к прилагательному комический.
(Комичный, комик, комедия, комедийный, комедиант)
Слово учителя: Все эти слова однокоренные, они имеют общий корень – ком - и одинаковое происхождение.
Справка. Слова “комедия”, “комический” происходят от греческого слова комос, что значит “весёлая толпа”. В древней Греции на празднествах в честь бога виноделия Дионисия толпа
смеялась, шутила, пела, плясала. Актеры представляли смешные комедии. Эти веселые праздники положили начало театру и драматургии.
Откуда берет своё начало комическое на Руси?
(В древние времена по Руси ходили бродячие шуты – скоморохи. Они высмеивали жестоких и эгоистичных князей, помогали простым людям почувствовать своё достоинство, верить в силу добра. Их преследовали власти и церковь, но они несли народу слово правды под покровом смеха. На смену скоморохам пришел народный театр с всеобщим любимцем Петрушкой. Произведения устного народного творчества были наполнены юмором, иронией, фантастикой). (Записать в тетрадь)
Комическое – это то, что вызывает смех. Что такое смех? Как вы понимаете это слово?
(Смех – это нечто веселое; то, отчего становится радостно на душе; В произведениях словесности смех – это способ выражения авторского отношения к изображаемому). Записать в тетрадь
Какое толкование слову смех дает словарь? Каково его лексическое значение?
Справка: Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой дает два толкования слова смех:
1. Короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другие чувства. Веселый смех. Смех сквозь слезы.
2. Нечто смешное, достойное насмешки. Это не занятие, а просто смех.

Смех бывает разный. Как называют жесткий, гневный, презрительный смех?
(Сатира – гневный смех, обличающий человеческие пороки и недостатки жизни. Сатира – (лат. - satura – смесь) – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Характерной чертой является гневное отражение пороков, а не шутливое высмеивание)
Как называют веселый, радостный, жизнерадостный смех? (Юмор – изображение героев и явлений жизни в смешном виде.)

Ирония – (греч. - eironeia – притворство, насмешка) – осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком является двойной смысл.
Сарказм – (греч. – sarkazmos – рву мясо) – сатирическая по направленности, особо едкая и язвительная ирония, с предельной резкостью изобличающая явления, особо опасные по своим общественным последствиям.
Комическое – эстетическое определение отражения в искусстве пороков общества и человека, противоречащих эстетическому идеалу, несущих в себе внутреннюю несообразность, оценивающего эти пороки осмеянием. ( Записать в тетрадь все определения).

Вам представлен список произведений художественной словесности. Прочитайте его. Какие из этих произведений можно отнести к сатирическим, какие – содержат элементы юмора?

1.Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”.
К.И.Чуковский “Телефон”.
М.Твен “Приключения Тома Сойера”.

Lilia Nasredinova

DELETED

Данил Леонтьев

Таня Калиниченко

Виктория Федорова

Дениска Прочухан

Виктория Кострова

Татьяна-Дмитриевна Хлескина

09.04 родной язык
Тема: Комическое как средство выражения оценки явления.
В тетради записать число и тему урока.
По ходу чтения материала делать записи в тетрадь.
Лекция
Человечество смеётся уже много тысяч лет. Многие произведения словесности содержат в себе хотя бы частичку смешного.
Жизнь человека всегда была нелегкой. Тяжким трудом добывал он себе хлеб, то и дело сталкивался с несправедливостью, бесчисленные войны и эпидемии уносили тысячи жизней. Но вот наступал праздник, и сбрасывались гнетущие заботы, рушились незыблемые правила - люди смеялись. Последний нищий мог почувствовать себя равным королю, смех уравнивал всех.
В жизни комическим называют смешное. Что в словесности называют комическим?
Комическое - это один из видов эмоциональной оценки явлений жизни, изображенных в произведениях словесности ( Записать в тетрадь).
Подберите однокоренные слова к прилагательному комический.
(Комичный, комик, комедия, комедийный, комедиант)
Слово учителя: Все эти слова однокоренные, они имеют общий корень – ком - и одинаковое происхождение.
Справка. Слова “комедия”, “комический” происходят от греческого слова комос, что значит “весёлая толпа”. В древней Греции на празднествах в честь бога виноделия Дионисия толпа
смеялась, шутила, пела, плясала. Актеры представляли смешные комедии. Эти веселые праздники положили начало театру и драматургии.
Откуда берет своё начало комическое на Руси?
(В древние времена по Руси ходили бродячие шуты – скоморохи. Они высмеивали жестоких и эгоистичных князей, помогали простым людям почувствовать своё достоинство, верить в силу добра. Их преследовали власти и церковь, но они несли народу слово правды под покровом смеха. На смену скоморохам пришел народный театр с всеобщим любимцем Петрушкой. Произведения устного народного творчества были наполнены юмором, иронией, фантастикой). (Записать в тетрадь)
Комическое – это то, что вызывает смех. Что такое смех? Как вы понимаете это слово?
(Смех – это нечто веселое; то, отчего становится радостно на душе; В произведениях словесности смех – это способ выражения авторского отношения к изображаемому). Записать в тетрадь
Какое толкование слову смех дает словарь? Каково его лексическое значение?
Справка: Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой дает два толкования слова смех:
1. Короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другие чувства. Веселый смех. Смех сквозь слезы.
2. Нечто смешное, достойное насмешки. Это не занятие, а просто смех.
Смех бывает разный. Как называют жесткий, гневный, презрительный смех?
(Сатира – гневный смех, обличающий человеческие пороки и недостатки жизни. Сатира – (лат. - satura – смесь) – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Характерной чертой является гневное отражение пороков, а не шутливое высмеивание)
Как называют веселый, радостный, жизнерадостный смех? (Юмор – изображение героев и явлений жизни в смешном виде.)
Ирония – (греч. - eironeia – притворство, насмешка) – осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком является двойной смысл.
Сарказм – (греч. – sarkazmos – рву мясо) – сатирическая по направленности, особо едкая и язвительная ирония, с предельной резкостью изобличающая явления, особо опасные по своим общественным последствиям.
Комическое – эстетическое определение отражения в искусстве пороков общества и человека, противоречащих эстетическому идеалу, несущих в себе внутреннюю несообразность, оценивающего эти пороки осмеянием. ( Записать в тетрадь все определения).
Вам представлен список произведений художественной словесности. Прочитайте его. Какие из этих произведений можно отнести к сатирическим, какие – содержат элементы юмора?
1.Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”.
К.И.Чуковский “Телефон”.
М.Твен “Приключения Тома Сойера”.
2.А.П.Чехов “Хамелеон”.
Н.В.Гоголь “Ревизор”

Татьяна-Дмитриевна Хлескина

Владимир Чечёхин

Карина Иванова

Руслан Титов

Светлана Петрова

Виктория Юхнова

Стефания Кузьмина

Татьяна-Дмитриевна Хлескина


Предлагаемая статья представляет собой разработку внеурочного мероприятия по русской словесности.

В статье предлагается план-конспект мероприятия для 8 класса.

Статья адресована, в первую очередь, учителям-предметникам для проведения внеурочной деятельности по предмету русская словесность.

Содержимое разработки

Методическая разработка внеурочного мероприятия

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Гимназия №8 имени академика Н.Н. Боголюбова

Предлагаемая статья представляет собой разработку внеурочного мероприятия по русской словесности.

В статье предлагается план-конспект мероприятия для 8 класса.

Статья адресована, в первую очередь, учителям-предметникам для проведения внеурочной деятельности по предмету русская словесность.

Ключевые слова: русская словесность, приемы комического,

Цель урока – повторить изученные в 5-7 классах приемы комического, познакомить с новыми приемами комического, как парадокс, каламбур, афоризм.

Задачи урока:

Образовательные:

обучение умению распознавать, выявлять приемы комического на примере произведений великих мастеров слова: А.П. Чехова, Б.Заходера, В. Драгунского, А. Пушкина, В. Маяковского

подвести учащихся умению находить различные средства и приемы комического в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Развивающие:

развивать умение анализировать художественный текст;

знакомить со стилем писателя, наблюдать за средствами художественной выразительности;

развивать творческие способности учащихся;

развивать живой интерес к чтению художественной литературы и к родному языку.

Воспитательные:

развивать культуру речи;

развивать чувство юмора;

Оборудование урока:

раздаточный материал с текстами и заданиями для учащихся

презентация к уроку

Применяемые технологии:

а) коммуникативно-ориентированного обучения

б) развития познавательных интересов

в) личностно-ориентированного обучения

д) информационные технологии

I. Введение в тему и задачи урока.

1. Слово учителя. Ребята, обратите внимание на слайд №1. Какие слова мы видим? (слайд цитата с пропущенными словами). Попробуем догадаться, какое слово пропущено в данном высказывании.

О, ОН великое дело! Ничего более не боится человек так, как ЕГО. Боясь ЕГО, удержится от того, от чего не удержала его никакая сила.

3. Беседа по вопросу, почему смех является великим делом. Как учащиеся понимают смысл высказывания Н. Гоголя?

Мы умеем читать, писать, петь, танцевать, а вот умением смеяться обладают единицы. А как же нам помогает в жизни умение не грубо, а тонко шутить? Вооружившись секретами комического, каждый из нас смог бы избежать многих неприятностей.

5. Учебная ситуация 1(попробуйте сформулировать, как отреагировал И.Крылов на слова студента) «Известно, что И.А. Крылов был довольно толстым человеком. Однажды, когда он шел по набережной Фонтанки в Дом Оленина, его нагнали три студента. Они не признали баснописца в лицо, и один из них громко сказал:

"Смотрите, туча идет". …

Крылов меланхолично ответил:

"И лягушки уже заквакали".

Этот человек умел шутить, сохраняя внешнюю невозмутимость.

II. Повторение изученного в 5-7 классах.

1. Слово учителя «Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни, будь то забавный случай, чей-то рассказ, веселое кино или литературное произведение. Для того чтобы вызвать смех, авторы используют особые приемы, которые называются художественными средствами комического. С некоторыми из них мы познакомились на уроках русской словесности в 5-7 классах. Восстановим некоторые знания, полученные ранее.

2. Слайд 4. Что такое комическое?

Комическое - это один из видов эмоциональной оценки явлений жизни, изображенных в произведениях словесности.

Однокоренные слова к прилагательному комический: комичный, комик, комедия, комедийный, комедиант

Все эти слова однокоренные, они имеют общий корень – ком - и одинаковое происхождение.

Справка. Слова “комедия”, “комический” происходят от греческого слова комос, что значит “весёлая толпа”. В древней Греции на празднествах в честь бога виноделия Дионисия толпа смеялась, шутила, пела, плясала. Актеры представляли смешные комедии. Эти веселые праздники положили начало театру и драматургии. А откуда же берет своё начало комическое на Руси? (В древние времена по Руси ходили бродячие шуты – скоморохи. Они высмеивали жестоких и эгоистичных князей, помогали простым людям почувствовать своё достоинство, верить в силу добра. Их преследовали власти и церковь, но они несли народу слово правды под покровом смеха. На смену скоморохам пришел народный театр с всеобщим любимцем Петрушкой. Произведения устного народного творчества были наполнены юмором, иронией, фантастикой).

4. Слайд 5. Вывод: несмотря на частое смешение форм, приемов и средств комического, все же различают две основные формы комического: юмор и сатира.

Среди приемов создания комического содержания выделяют (слайд 6):

ситуативно обусловленную иронию

комическое преувеличение (гипербола)

1. Б.Заходер “Мой лев”.

Подарил мне папа льва,
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся,
А на третий -
Он сломался! (неожиданность: подарили льва, которого ребенок очень испугался, но зверь оказался игрушкой).

2. У Джанни Родари есть такая история.

Однажды Большая Рыба сказала Маленькой Рыбке:

- Смотри: это крючок! Не трогай его, не хватай! Если схватишь, тебя вытащат из воды, изжарят на раскаленной сковородке и съедят!

- Ох, какой ужас! – воскликнула маленькая рыбка. – Огромное вам спасибо! Но почему вы так обо мне заботились?

– Потому что я сама хочу тебя съесть! – объяснила Большая Рыба.

3. Жил высокий человек
Низенького роста,
Сам кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка. (соединение несоединимого)

4. Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота. (алогизм, “перевертыш”, перестановка признаков). Снижение высокого.

III. Новый материал.

Учебная ситуация 4. Слово учителя: Обратимся к карточке №5.

- Что же делать? Прямо не знаю. Ой, вызовут на совет и родителей пригласят. Слушай, знаешь что? Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас еще и похвалили за опоздание, понял?

- Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, а мы как будто ребенка из этого пожара вытащили, понял?

- Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то еще лучше сказать, как будто лед на пруду проломился, и ребенок этот - бух. В воду упал! А мы его вытащили. Тоже красиво!

- Ну да, - говорю я, - правильно! Но пожар все-таки лучше!

- Ну нет, - говорит Мишка, - именно что лопнувший пруд интереснее!

И мы с ним еще немножко поспорили, что интересней и храбрей, и не доспорили, а уже пришли к школе.

Вывод. Парадокс - ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения

2. Слово учителя. Новым для восьмиклассников языковым средством является каламбур – использование многозначности, омонимии, звукового сходства слов для создания комического эффекта. Правда, новым оказывается только термин, а с самим явлением мы уже встречались., когда проходили по русскому языку омонимы. Например, каламбуры на основе слов: не везет (нет удачи – не перемещает предмет), наступил (о времени – на что), перерыв (существительное – деепричастие) и др.

Рассматриваемый тип, в свою очередь, подразделяется на виды:

1. Каламбуры, в основе которых лежит одновременное использование прямого и переносного значения двух слов.

Учебная ситуация 5. Определить вид каламбура. Карточка 6.

Штирлиц выстрелил вслепую, слепая упала

Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (А.С.Пушкин)

Заявил попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю! -
И ответил ему попугай:
- Попугай, попугай, попугай!

Известны также каламбурные рифмы В. В. Маяковского. Например:

Лет до ста расти
Нам без старости

Славьте, молот и стих,
Землю молодости.

Раз министр сказал Яге:
- Вы сдавали нам ЕГЭ?
- Отвяжись! Поешь-ка щей!
Весь худющий, как Кащей!

4. Слово учителя. Еще один термин, с которым мы познакомимся на уроке - афоризм (греч.) – изречение, кратко, метко, отточенно и изящно выражающее обобщенную, законченную мысль.

История возникновения самых первых афоризмов уходит корнями в далекое прошлое. Авторами первого сборника афоризмов и пословиц были представители шумерской цивилизации, самой древней на Земле, существовавшей более 6 тысяч лет назад. Древние ораторы и философы постоянно соревновались друг с другом в красноречии, в их выступлениях стали появляться первые короткие и содержательные, с глубоким смыслом изречения.

Для афоризма как литературно-художественного жанра характерны следующие отличительные признаки:

1) глубина и оригинальность мысли, в которой проявляется индивидуальность автора; 2) обобщенность суждения, способствующая глубине и истинности мысли; 3) предельная краткость, углубляющая смысл афоризма, направленная на его лучшее запоминание и на повышение прагматического эффекта от его использования; 4) четкость, отточенность, выразительность мысли (в их совокупности признаки 2, 3 и 4 определяют афористичность высказывания и стиля); в афоризме нет лишних слов; 5) законченность, смысловая завершенность; 6) эстетическое совершенство, художественность, сочетание мудрости и красоты.

С точки зрения формы и структуры афоризм представляет собой, как правило, предложение (микротекст, высказывание), состоящее (усредненно) из 7 + / - 2 слов (в русском языке) или же из 10-12 слов (в немецком, из-за наличия артикля). В более редких случаях он состоит из двух-трех предложений, связанных общим смыслом.

Неоценимый вклад в афористическую сокровищницу русского языка и литературы внесли А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. А. Крылов, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, Козьма Прутков (коллективный псевдоним писателей - братьев Жемчужниковых и А. К. Толстого). В ХХ - ХХ1 вв. эту линию отечественной словесности продолжили И. Ильф и Е. Петров, Э. Кроткий, В. Токарева и др. Изучению афористического богатства русской литературы разных эпох посвящены многие диссертации

IV. Подведение итогов урока: Сегодня на уроке мы говорили о языковых средствах создания комического. Вы показали хорошее знание темы, умение ориентироваться в тексте и анализировать его, находить языковые средства, с помощью которых автор создает комические ситуации и героев. Мы познакомились с новыми приемами создания комического.

Итак, ответим на два вопроса:

1) какова роль комического в жизни человека? (Показывая в смешном виде человеческие пороки, писатель заставляет людей задуматься над тем, как много в их жизни такого, что мешает им стать прекрасными).

V. Домашнее задание. Найти и записать в тетрадях те или иные приемы комического, которые автор использовал в своей комедии.

Читайте также: