Куприн куст сирени конспект урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: усвоение учебного материала по требованиям норматива- 63 % учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.

Выполнение регламента технологической карты.

Развивать творческие способности, ассоциативное мышление.

Воспитывать приобщение к общечеловеческим ценностям

Планируемый результат: достижение поставленной цели.

1.Орг. момент. Мотивация

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения и чуточку везения!

Объяснение порядка работы по карте.

- Слово лидеру. Ляйсан, пожалуйста.

Здравствуйте, ребята! Я желаю вам прекрасного настроения и успехов. Мы будем лучшими и достигнем отличных результатов!

Мы команда просто класс!

Всё получится у нас!

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Проверка домашнего задания. Перекрестный опрос. Посмотрим, что вы узнали о жизни и творчестве Александра Ивановича Куприна

1. Где родился Александр Иванович Куприн?( родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии)

2. Как дразнили всех, родившихся в Наровчате? (Наровчат, одни колышки торчат)

3. Где прошли детские годы ? ( В Москве, в сиротском пансионе)

4. Почему Александр Иванович попал сиротский пансион? (отец умер, когда ему было около года)

5. Как сложилась дальнейшая судьба? (Кадетский корпус, военное училище, служба в армии, ушёл в отставку в 24 года?)

6. С какими газетами сотрудничает Куприн? (с киевскими)

7. Где оказывается Куприн во время Гражданской войны? (за границей)

10. Какие темы затрагивал Куприн в своих произведениях? (армейская тематика, тема любви, бытовые зарисовки)

Спасательный круг:

* подсчитываем количество плюсов. Их должно быть не менее 7, ставим значок меньше или больше.

3 Организация восприятия. Память.

Учитель вводит учащихся в тему.

Запишите дату, тему

На доске запись : куст сирени

О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникли ? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

3-4. Инструментальная съёмка

Ребята, вам понятны значения данных слов? (возможно скажут слова: инструментальная съёмка- вид топографической(наземной) съемки, осуществляемой с помощью точных геодезических инструментов. педант – 1 устар. учитель, наставник (обычно строгий и дотошный) 2. тот, кто излишне строг и мелочно дотошен в выполнении всех формальных требований 3. аккуратный до мелочности человек, строго соблюдающий формальный порядок. Ломбард - учреждение для выдачи ссуд под залог какого- нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

Как вы думаете, почему я написала эти слова? (ключевые слова рассказа)

Предлагаю вам запомнить ключевые слова в течение 1 минуты, и затем вы должны будете в такой же последовательности записать их в течение 1 минуты. По окончании работы в матрице ставится +, если правильно записаны 13-14 слов. Подсчет процента качества работы на данном этапе., знак меньше или больше. Молодцы, все справились

4.Организация осмысления. Работа с текстом ( работа в парах )

Предлагаю вам заполнить таблицу. Таблица заполнена лишь в графе одного героя, действия другого героя, отвечающие им в данный момент времени, нужно отыскать на маленьких листочках и вставить в таблицу)

Если правильно составили, то на оборотной стороне у вас получится куст сирени. Это основные характеристики главных героев. Посмотрим, как ведут себя герои?

5. Первичная проверка понимания. Перекрёстный опрос. Работа с текстом:

1. Какое событие является завязкой рассказа?

(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

2. Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

4. Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

5.Как автор показывает душевное состояние героя?

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

6.Сочувствует ли ему Верочка?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

7. Что ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

8. Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

9. Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

10. Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

Спасательный круг (Детям, у которых два минуса)

2. Как ведёт себя Верочка? (Решительно, становится энергичной, командует мужем)

Критический опрос - КО. Итак, что же случилось дальше? Продолжим работу

– Ребята, я читаю вам информацию, а вы должны ответить правдиво данное утверждение или нет.

Учитель читает информацию, выслушивает ответы и заполняет матрицу.

1. Герои едут в ломбард. Да

2. В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Это профессор. Нет, оценщик.

3. Он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза. Да

4. Алмазовы отправляются к профессору и предлагают вырученные за драгоценности деньги профессору. Нет. Едут к садовнику.

5. Был очень изумлён и недоволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль. Да

6. Верочка спасает положение. Да. Она рассказывает подробно всю историю с пятном.

7. Садовник слушает Веру сначала доверчиво, дружелюбно, но, узнав о желании посадить куст, отказывает в просьбе. Нет, решает помочь посадить кусты

9. Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? Да, преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.

10. Сирень будет теперь её самым нелюбимым цветком. Нет, события жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.

Спаса тельный круг для тех , у кого мало отметок

1. Верочка сидела дома и ждала мужа. Нет, она встречала его на улице.

2. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно. Да

7.Тематический словарный запас по новой теме.- ТСЗ

8.Рефлексия. Подведение итогов работы по матрице.

9.Оценивание.

Норматив выставления оценок в журнал:

4-5 отметок-5 баллов

3 отметки- 4 балла

2 отметки- 3 балла

1 отметка-2 балла

10. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание задаётся всем учащимся, которые получили менее 4 отметок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой

Тип урока: изучение нового материала.

Словарная работа: (слайд 5) педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.

Понятия: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

II. Постановка целей урока. Давайте подумаем вместе, какие цели нашего урока? (Учитель побуждает детей думать, помогает четко сформулировать цели, дополняет)

III. Изучение новой темы.

2. Словарная работа .

В тексте встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. Эту работу подготовил в качестве домашнего задания (имя ученика).

3. Слово учителя. Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя любви.).

6. Аналитическая беседа.

Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

Чем же заканчивается эта история?

Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

7. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.

А теперь давайте вспомним, что такое композиция?

Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? (Три , слайд 6)

(Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией (под запись, слайд 7)

Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)

Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика (слайд 8)

Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

8. Межлитературные связи.

9. Отношение автора к героям.

Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)

Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)

Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

10. Рассказ ученика от имени героя.

11. Работа с эпиграфом .

Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их).

12. Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему?

13. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

14. Смысл заглавия.

IV. Рефлексия.

У меня на душе тоже радостно.

А что испытываете вы? С каким ощущением покидаете урок?

Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?

О чём ещё хотелось бы поговорить?

Что нового узнали?

V. Домашнее задание (на выбор; слайд 10)

1 вариант: После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

2 вариант: Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора).

Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д. Задание лучше распечатать, чтобы учащиеся могли дома определиться с темой).

Развивающие: Продолжить развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся, умение отбирать и обобщать отобранный материал.

Воспитывающие: Воспитывать чуткое отношение к любви, способность переживать, понимать другого человека.

Оборудование: презентация к уроку Приложение 1.

1 СЛАЙД. Слово учителя: Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот простой вопрос, но большинство так и не смогли это сделать. В творчестве каждого писателя есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Иногда это счастье, иногда горе и страдания.

Ученики читают строки о любви (домашнее задание)

Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. (Л.Н. Толстой)

Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
А.С. Пушкин

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
М.Ю. Лермонтов

О, как убийственно мы любим,
Как в бурной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф.И. Тютчев.

2 СЛАЙД. Слово учителя. Александр Иванович Куприн, со страницами биографии которого мы познакомились на прошлом уроке, чудесный мастер художественного слова, гуманист и правдоискатель. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве – любви.

Перелистывая страницы его произведений, мы окунаемся в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Сегодня, опираясь на текст рассказа, мы попробуем определить, какие проблемы поднимает автор, какими он видит своих героев, каково авторское отношение к персонажам .

4 СЛАЙД. Вопросы на читательское восприятие.

– Почему именно сирень выбирает автор? (Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти сирени, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас! Но бывает так, что цветы сирени вместо четырех лепестков имеют всего три. Тогда, наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.)

Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен

– Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым?

Прийти к определению затронутой проблемы в рассказе нам помогут персонажи, их поступки, характеры.

Проверка домашнего задания

– Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику. (ТАБЛИЦА)

– Какая художественная деталь помогает раскрыть внутреннее состояние героя?

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

– Как Вера сопереживает мужу ? В чём это выражается?

– Как Вера пытается разрядить обстановку?

– Даёт ли Куприн описание внешности героев? Почему?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания. Важно показать психологизм внутреннего мира героя)

– Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

– Как это передаётся?

– Итак, какими вам видятся Алмазов и Верочка в сложившейся ситуации?

– Что привлекает вас в героине? (Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

– А как вы относитесь к Алмазову? Почему?

– Как в дальнейшем меняется тональность рассказа? (Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

– Какой необычный выход находит Верочка?

– Как к этому отнёсся Алмазов? Чтение по ролям

– Что движет её поступками? (Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

7 СЛАЙД. таблица

– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? Охарактеризуйте их. (Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

– Алмазовы сначала едут в ломбард. Как автор относится к оценщику? (Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

– Останавливается ли Верочка на достигнутом? (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

– Какие строки текста подходят к иллюстрации?

– Чем же заканчивается эта история?

– Как Верочка отнеслась к успехам мужа? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

– На страницах рассказа мы знакомимся с профессором, который принимал экзамен.

– Из чьих уст мы слышим его характеристику?

– Какую характеристику ему даёт Алмазов в начале и в конце рассказа? Сравните.

– Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

– Не случайно автор и наделяет своих героев такой замечательной фамилией

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами, несмотря ни на какие жизненные неурядицы)

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.
Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых – ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.

9 февраля 1888 г.

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение).

– Какие же проблемы затрагиваются в рассказе? (Проблемы счастья, упорства и любви.)

– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Куприн утверждает, что человек пришел в мир для счастья, но за счастье нужно бороться.

Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Его герои – это люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.

Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.

Подготовить творческий пересказ данной истории от лица героев (на выбор).

Нажмите, чтобы узнать подробности

3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

совершенствовать навыки анализа художественного текста;

развивать творчески способности;

учить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;

развивать умения учащихся работать с учебником, раздаточным материалом;

развивать коммуникативные компетенции;

обратить внимание на нравственные семейные ценности; воспитывать чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека;

продолжить формирование интереса к предмету;

осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Планируемые результаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- знать биографию А.И. Куприна; знать содержание рассказов А.И. Куприна, уметь определять тему произведения, выделять проблемы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;

-умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка и их роль в произведении;

- владение литературоведческой терминологией при анализе рассказа, различными формами творческой работы.

В коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

- создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

В эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как словесного искусства, формирование эстетического вкуса, понимание русского слова в его эстетической функции.

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет –ресурсы, учебник);

- развитие познавательной активности учащихся;

- формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому;

- формирование собственного отношения к героям рассказа А. Куприна, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

- использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников.

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей;

- потребность в самовыражении через слово, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметный:

Познавательные:

- расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего неравнодушного человека и читателя;

- извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, пользоваться изучающим видом чтения;

- формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное;

- давать определения понятиям;

Регулятивные:

- умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей;

- уметь определять и формулировать проблему и цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Коммуникативные:

- формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

- строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

- формирование умений работать в группе, устанавливать взаимоотношеия; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата;

- продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь

- излагать содержание прочитанного текста выборочно;

Оборудование:

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Урок открытия нового знания

Используемые педагогические технологии:

развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве

Организация деятельности на уроке:

Индивидуальная, парная, групповая работы

Виды деятельности:

беседа, чтение, анализ и противопоставление героев рассказа, участие в учебном диалоге, пересказ

Основные понятия, термины:

Композиция, зеркальная композиция, художественная деталь, проблема, антитеза, нравственность

Этапы урока

Оформление доски/наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в деятельность

Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Меня зовут Светлана Викторовна Максимова. И сегодня я проведу у вас урок литературы. Надеюсь на вашу поддержку и понимание.

Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные, добрые мысли.

Хочу пожелать вам удачи и плодотворной работы на уроке.

– Проверим готовность к уроку.

Откройте свои рабочие листы, запишите число, классная работа (написать на доске заранее).

Готовятся к уроку, настраиваются, записывают

Включение в учебный процесс.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

II. Мотивация и актуализация знаний

Слайд №2: Портрет писателя Куприна А.И.

- Скажите, пожалуйста, портрет какого писателя мы видим на слайде?

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы самостоятельно, заполняют таблицу в рабочих листах, проверяют ответы Слайд№4 (проверка)

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

умение делать выводы, обобщения

Личностные УУД: самооценка своей деятельности

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: возможность осознания затруднения ЗУН

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Постановка учебной задачи

формулирование темы урока.

Слайд №9 (цели и задачи урока)

- Сейчас мы с вами определим тему нашего урока.

Куст сирени (кластер)

- Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

- Итак, какие слова являются ключевыми в рассказе? (семья, любовь, счастье)

Попробуйте определить тему урока.

-На какой вопрос мы должны ответить? (какие нравственные проблемы ставит писатель в рассказе, какими представляет любовь и счастье в семье)

-Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно что сделать? (дать характеристику главным героям, их действиям, а также обратить внимание на приём построения рассказа)

Высказывают свои размышления по предложенному вопросу с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. Отвечают на вопросы:

-Взаимопонимание, любовь, сочувствие, поддержка…..

Просматривают видеоклип, пишут ассоциации в рабочих листах (любовь, счастье, весна, тепло, солнце и т.д.)

Отвечают на поставленный вопрос.

Составляют кластер в тетради.

Определяют тему, цель урока, задачи Предлагают:

-Рассмотреть образы главных героев, их взаимоотношения;

-Понять смысл названия.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

умение делать выводы, обобщения, постановка и формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы.

отработать навык анализа текста

Слайд №10 с толкованием слов

1)Словарная работа (по группам)

- Необходимо обратить внимание на некоторые слова, которые вам, возможно, незнакомы. Предлагаю поработать с толковым словарём С. Ожегова и найдём значение слов: (работа по группам)

-Какие значения слов вам были непонятны?

Словарная работа (запись в рабочих листах)

Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.).

Инструментальная съёмка - вид топографической(наземной) съемки, осуществляемой с помощью точных геодезических инструментов

Индивидуальное задание на уроке – работа с толковым словарём (педант, поручик, ломбард), заполняют рабочий лист

Познавательные УУД: умение пользоваться словарями

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

-Мы осанку исправляем, спинку дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись, до носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз, Улыбнись всем и садись.

б) Работа по содержанию текста, при ответах на вопросы учащиеся подтверждают текстом из рассказа)

– Кто является главными героями рассказа? (Семейная пара: Вера и Николай Алмазов)

– Вспомните, с чего автор начинает повествование? (Алмазов возвращается домой, проходит в свой кабинет, он очень расстроен)

– Как Вера реагирует на поведение мужа? (Вера терпеливо выслушивает Колю, не обращая внимания на его капризы)

– На какой поступок решается Вера, в чём видит решение проблемы? (Она решает посадить настоящие кусты, чтобы Колина оплошность оправдалась)

– Охарактеризуйте поведение Веры в то время, когда ей в голову пришел план спасения? (Вера быстро начинает собираться, находит все ценные вещи в доме, чтобы продать их, а на вырученные деньги купить кусты. Она активна, настроена оптимистически)

–Как реагирует Коля на ее предложение? (Коля пассивен, но не возражает и постепенно начинает помогать жене, хотя до последнего не верит в успех. Вера контролирует процесс до мелочей, она дотошна)

-Чем же заканчивается эта история?

-Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, он счастлив, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

Вывод: эта история заканчивается успехом Николая, который, благодаря своей жене, сдал практическую работу. А помогли им в этом такие качества, как понимание, умений прийти на помощь в трудную минуту, взаимовыручка, упорство, решительность, любовь.

- Даже фамилия семьи очень светлая, прозрачная. Не случайно автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией – Алмазовы.

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Алмаз – прозрачный, драгоценный, блестящий, многогранный, неотшлифованный драгоценный камень.

Вывод: Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить)

Отвечают на вопросы, дискутируют, аргументируют, делают вывод

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

Личностные УУД:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

2. совершенствовать духовно-нравственные качества личности; оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности.

Познавательные УУД:

1. находить в тексте разные виды информации;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию.

4. излагать содержание прочитанного текста выборочно.

5. осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:

1.формирование навыков речевой деятельности.

2. уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

4. участвовать в коллективном обсуждении проблем; осуществлять речевой контроль.

№13 о композиции рассказа

г) Работа над композицией рассказа.

- Подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение?

-Как соотносится начало и конец рассказа?

- Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией

Познавательные УУД:

2. уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

1. выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2. перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

Регулятивные: оценивать достигнутые результаты своей деятельности.

Читайте также: