План конспект руководства самостоятельной изобразительной деятельностью детей

Обновлено: 07.07.2024

В основе самостоятельной изобразительной деятельности детей шести-семи лет лежит их художественный опыт, полученный главным образом на занятиях. Усвоенные знания, умения, навыки они применяют в новых условиях. У дошкольников формируется устойчивый интерес к некоторым видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Многие дошкольники переносят тематику занятий в самостоятельную изобразительную деятельность. Если учесть, что обогащение самостоятельной изобразительной деятельности детей происходит в основном за счет приобретённого на занятиях, то особую важность имеет устойчивость получаемых ими навыков и умений. На занятиях я давала такой объём знаний, навыков, умений по изобразительной деятельности, чтобы дети могли прочно усвоить их и перенести в самостоятельную деятельность. В результате этого процесса их рисунки, лепка, аппликация обогащаются новым содержанием, совершенствуются качество изображения.

В самостоятельной изобразительной деятельности программа действий, цель, содержание исходят от детей. Поэтому насыщенность деятельности зависит от активности, инициативности дошкольников, от их умения самостоятельно использовать приобретенный опыт.

Планируя изобразительную деятельность, я предусмотрела серию занятий, в процессе которых главное внимание обращалось на предоставление детям возможность действовать самостоятельно. В такой ситуации они должны были уметь не только наметить замысел рисунка, лепки, аппликации, но и найти способы их воплощения различными художественными материалами. Здесь дети соприкасались с синтезом различных видов изобразительной деятельности. При такой организации самостоятельной деятельности детей, сформировался устойчивый интерес к определенным видам художественной деятельности. У детей появилась любимая тематика. Кто-то отдавал предпочтение сюжетному рисованию или предметному, декоративному рисованию (лепки, аппликации).

Наблюдая за самостоятельной изобразительной деятельностью, отметила, что дети небрежно выполняют рисунки, отчего снижается качество штриховки, закрашивания. Поэтому предлагала ребенку вместе с ним рассмотреть его работы, указывая на недостатки. Сравнивая эти рисунки с выполненными работами на занятиях, подводила к тому, что рисовать нужно аккуратно не только на занятиях. Такие наглядные беседы повышали самоконтроль детей, вызывала у них желание рисовать лучше.

Социальная среда, в том числе предметный мир, несомненно, влияет на художественное развитие детей. Я имею в виду пространство, на котором происходит самостоятельная художественная деятельность, и материалы, пособия, материалы: керамическую плитку, пластилин, глину, глазурь, пастельные мелки, темперные краски, витражные краски, краски по керамике.

Мои наблюдения показали, что внесение новых видов материалов и оборудования повысило самостоятельную творческую активность детей.

Обеспечивая дошкольников необходимым материалом, готовила бумагу разных цветов и размеров, кисти, палитру красок. Дети самостоятельно в соответствии с замыслом рисунка выбирали нужный размер листа и материал для рисования. Такая форма организации самостоятельной художественной деятельности способствовало совершенствованию изобразительных навыков у ребят и свободным владением изобразительными материалами.

Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста, как фактор активного освоения и преобразования окружающей их среды, развивается тем успешнее, чем лучше организована предметно-развивающая среда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект НОД по изобразительной деятельности с дошкольниками

в старшей группе. (подготовила воспитатель Флягина Наталья Николаевна)

Интеграция образовательных областей :

- Способствовать развитию у детей воображения, фантазии и творчества (Художественно-эстетическое развитие);

- Развивать у детей интерес к совместной деятельности, объединяя

индивидуальные работы в общий сюжет (Социально-коммуникативное развитие);

- Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек, закрепить знания детей о процессе развития бабочки (Познавательное развитие);

- Формировать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы предложениями, отгадывать загадки. Развивать способность к диалогической речи. Активизировать в речи слова: личинка, кокон, чешуйки, пыльца, усики, хоботок (Речевое развитие).

Методы и приемы:

- наглядные: образец выполнения работы

- словесные: беседа, отгадывание загадок, вопросы, обсуждения .

Материалы и оборудование:

раздаточный: кисти для изобразительной деятельности, краски, салфетки, клеенки, бумажные силуэты бабочек, стаканы-непроливайки, влажные салфетки, бумага для акварели.

Формы организации совместной деятельности

Логика образовательной деятельности

У меня есть ковер-самолет! Полетим на нем! Садитесь поскорей! А теперь

Раз, два, три-лети! (аудиозапись: звуки ветра)

Чувствуете, как дует ветерок, он становится все теплее и теплее…

А теперь открывайте глазки.

Воспитатель проводит беседу. Задает вопросы:

- Ребята, как вы думаете, где мы оказались?

- Что вы здесь увидели?

- Можно ли сказать, какое это время года?

Обобщает ответы детей.

Активно включаются в беседу.

Отвечают на вопросы.

Делают обобщение с воспитателем.

Дети заинтересовываются предстоящей деятельностью.

Отвечают на поставленный вопрос.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что под зонтиком кто-то есть!

- Я загадаю вам сейчас

загадки, и вы, если правильно отгадаете, узнаете, кто же там!

Дети отгадывают загадки

Умеют определять предмет по его признакам, описанным в загадке.

Показывает на картинках стадии появления насекомого, предлагает выбрать правильные и рассказать по ним о превращении гусеницы в бабочку.

Дети находят правильные картинки и рассказывают о процессе превращения гусеницы в бабочку.

Закрепляют знания и представления об особенностях внешнего вида и процессе развития бабочек. Активизируют в речи слова: личинка, кокон, чешуйки, пыльца, усики, хоботок.

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(туловище вперед, назад.)

(руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

(руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

Дети коллективно проговаривают слова вместе с воспитателем, выполняют движения соответственно тексту

Утром бабочка проснулась Потянулась, улыбнулась.

Раз - водой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

Выполняют движения с воспитателем в соответствии с текстом.

Умеют соотносить движения с текстом.

Воспитатель показывает образец выполнения бабочки в технике рисования – монотипия (рисование по - сырому).

Воспитатель предлагает нарисовать бабочек – красавиц для чудесной лесной полянки.

Дети приступают к выполнению задания, включаются в продуктивную деятельность, для объединения

индивидуальных работ в общий сюжет.

Рисуют по собственному замыслу.

Подводит итог занятия, говорит, что все молодцы, получилась чудесная летняя полянка, но пора возвращаться в детский сад на ковре - самолете.

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей.

она возникает по инициативе детей;

ребёнок сам определяет цель;

сам находит средства для её воплощения;

планирует деятельность, добиваясь желаемого результата.

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.

В руководстве самостоятельной изобразительной деятельностью
допустимы только приёмы косвенного характера (внесение атрибутов, изменение среды, совет, поручения, просьба.)

Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?

1. Художественный опыт, приобретенный во время НОД.

2. Обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений;

3. Создание условий для свободного пользования различными материалами в самостоятельной деятельности в уголке творчества.

4. Тесный контакт воспитателя с семьями воспитанников в организации условий для их художественно-творческого развития в ДОУ и семье.

Рассмотрим эти условия подробнее.

1. Сильным побудителем самостоятельных проявлений для ребенка становится художественный опыт, приобретенный во время НОД . То есть, планомерное обучение по определенной системе в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений в области изобразительной деятельности. Потребность самостоятельно закрепить этот опыт особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте.

Обучение во время НОД нужно строить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Это поможет дошкольнику действовать и вне образовательной деятельности. В связи с этим развиваются такие качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Педагогу очень важно построить работу так, чтобы каждый ребенок мог попробовать свои силы. Например, к активному участию каждого ребенка побуждают периодические выставки детских работ в детском саду.

2. Обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, проведение праздников, развлечений, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек оставляют след в жизни ребенка, вызывают у него положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. В таких случаях они выступают и как авторы замысла и как исполнители.

Можно выделить несколько развивающих моментов самостоятельной художественной деятельности дошкольников: общественно-направленные и игровые мотивы деятельности; возможность осмысленной самооценки в процессе применения полученных поделок; творческий поиск детей при выполнении работы; продуктивное и объективно необходимое сотрудничество между собой и с взрослыми.

Например, на этапе развития сюжетно-ролевой игры (когда детей интересует роль и ролевые действия) они стараются атрибутикой обозначить, подчеркнуть свою роль (у врача есть термометр, у капитана бинокль). Недостающие атрибуты дети могут сделать сами. Это весьма полезно, так как стимулирует творчество в использовании предметов-заместителей. Поделки, изображающие птиц, животных, можно успешно использовать в настольном или пальчиковом театре. Использование поделок по назначению оказывает большое влияние на становление самостоятельной деятельности, на общее психическое и личностное развитие детей.

3. Предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов в уголке творчества. Набор материалов должен быть разнообразен и в достаточном количестве, чтобы ребенок мог выбрать тот, который наиболее полно и выразительно передает замысел. Поэтому, например, для аппликации и рисования должна быть предоставлена разная по цвету и фактуре бумага. Для рисования в уголке творчества необходимо иметь также достаточное количество цветных карандашей, фломастеров, восковых мелков и, по возможности, красок.

Следует шире использовать в работе с детьми шаблоны, помогающие им самостоятельно приготовить необходимые для создания поделки детали. Постоянное пополнение заготовок, их достаточное количество для свободного пользования в уголке творчества стимулирует художественную деятельность детей. В творческих работах дети не отвлекаются на изготовление деталей, и могу больше размышлять о решении творческой задачи.

Для рисования очень удобно использовать технологические карты или схемы последовательного (пошагового) изображения того или иного предмета. Эти карты можно располагать в поле зрения дошкольников и заменять время от времени.

4. Тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
Содержание самостоятельной художественной деятельности обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родными, тоже находит свое отражение в их рисунках, лепке, рассказах, песенном, танцевальном, игровом творчестве. Особенно сильное воздействие оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных спектаклей, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят по телевидению или слушают в аудио-версии дома, а затем изображают по-своему.
Интерес родителей к искусству способствует развитию интереса и у детей, что находит отражение в их самостоятельных проявлениях. Ребенок видит, например, как отец или мать занимаются музыкой, изобразительным искусством. Вместе с ними он посещает музеи, театры, а полученные впечатления переносит в собственную художественную деятельность. В его рисунках появляется новая тематика. То есть, чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность.

В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили во время НОД определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.

Если ребенок просит, о помощи не отказывайте ему в этом помогите, но не делайте все за него.
Говорите с ребенком о содержании рисунка, что он нарисовал, что еще нарисует. Пока технические навыки не совершенны, не акцентируйте на этом внимание, а обратите внимание на аккуратность работы.
Не позволяйте насмешек в сторону рисунка ребенка.
Хвалите или критикуйте не ребенка, а его действия и их результат.

Оценить 165 1

Очень важно создать для ребенка не только соответствующие материальные условия, но и психологические.

О рганизуйте интересную содержательную жизнь ребенка, обогащайте ее яркими впечатлениями, обеспечивайте эмоционально-интеллектуальный опыт т.к. именно он является основой творчества.

С тимулируйте интерес и желание ребенка творить.

Верьте в его силы и говорите ему об этом. Будьте доброжелательными, искренне заинтересованными в общении с ребенком.

Е сли ребенок увлеченно рисует или лепит самостоятельно и не просит вас о помощи – не вмешивайтесь. Ваше вмешательство будет расценено ребенком, как не уверенность в его способностях

Е сли ребенок просит, о помощи не отказывайте ему в этом помогите, но не делайте все за него.

Говорите с ребенком о содержании рисунка, что он нарисовал, что еще нарисует. Пока технические навыки не совершенны, не акцентируйте на этом внимание, а обратите внимание на аккуратность работы.

Не позволяйте насмешек в сторону рисунка ребенка.

Хвалите или критикуйте не ребенка, а его действия и их результат.

П оддерживайте ребенка при неудачах, но не обеспечивайте его переживания словами. Бережно и осторожно относитесь к результатам детской деятельности, если они потеряют значение для ребенка, он сделает это сам.

Такой подход в общении с ребенком не только обеспечит развитие творческой деятельности, но и укрепит с ним ваши отношения

Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Воспитатели: Кречетова Ю.А

Новокузнецкий округ 2020г

Дорогие родители все дети любят рисовать, лепить, вырезать, мастерить. И делают это самозабвенно и искренне. Хотя конечно, детские работы далеки от произведений искусства, редко практически применимы, да и художниками становятся совсем не каждый. Тем не менее, изодеятельность (рисование, лепка, аппликация) имеет огромное значение для развития ребенка.

Изодеятельность дает ребенку возможность выразить свое отношение к действительности.

Ребенок учится смотреть и видеть, различать и сравнивать, вспоминать и запоминать, планировать и анализировать и воображать .

Для тог чтобы сама изодеятельность была полноценной, необходимо создать соответствующие условия и дома.

-Наличие стола и стула для детского творчества, соответствующего росту ребенка и находящегося в хорошо освещенном месте.

- Наличие и разнообразных материалов:

Б умага, Картон, Краски (акварельные, гуашь), Баночка для воды, Цветные и простые карандаши, Фломастеры и маркеры, Кисти (мягкие и жесткие) разных размеров, Восковые мелки, Клей (ПВА или карандаш),Тканевая салфетка, Клеенка, Ножницы с закругленными концами, Пластилин, Стеки.

Изобразительный материал должен находиться в доступном для ребенка месте (за исключением ножниц), чтобы он в любое время мог приступить к творчеству.

З аведите специальную папку, коробку для хранения детских работ. Хорошо если есть возможность найти практическое применение рисунку (аппликацию) оформить в рамку и повесить в комнате, подарить близкому человеку.

Организованная таким образом предметная среда обеспечит материальную базу, для развития изодеятельности ребенка.

Читайте также: