Гармония конспект окружающий мир
Обновлено: 05.07.2024
сформировать зна ния об о рганах чувств и их роли в жизни ч еловека.
Педагогическ ая цель: организовать у чебную деятельн ость учащихся п о
учащихся пре дставления об орга нах чувств и и х роли в жизни человек а.
Цель считается достигнутой, ес ли : ученик дает опре деление поняти я
- Я прошу у лыбнуться мне тех, кт о пришёл на у рок с хорошим настр оение,
- я прошу поднять руки тех, кто п ришёл на у рок узнать что - то новое,
- хлопните в ладош и, если вы гот овы слушать дру г друга и не перебивать ,
- сядьте те, кто г отов меня слу шать и раскрывать вместе с о мной та йны.
Для этого вам п онадобятся умение наблюдать и анализ ировать, рассуждать.
II . Актуализаци я опорных знани й и фиксация затруднения в пробном
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Авторы учебника: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.
Форма учебной работы - классно-урочная.
Полное описание разработки:
· приобретаемые навыки детей: обучающиеся учатся работать с научным текстом и выделять главное, совершенствуется умение работать в парах.
· особенности роли учителя: учитель ставит перед детьми проблемные вопросы, проводит опыты, организует работу по учебнику и печатной тетради, добивается от детей выводов по теме.
· технологические особенности: перед проведением урока необходимоприготовить предметы для опытов: мяч, лист бумаги, 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная), духи, шишки, кубик, ложку. Необходимо распечатать на листе бумаги в увеличенном размере изображение глаза, уха, задания на внимательность. Для работы на уроке понадобится учебник и печатная тетрадь по данному предмету.
· организация работы: в начале урока после организационного момента проводится актуализация знаний. Работа по новой теме проходит в форме проведения опытов, в результате которых ученики делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от учеников, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Перед записью домашнего задания и оцениванием проводится рефлексия.
7. Приложение (графические материалы: карточки, рисунки находятся в Приложении к конспекту урока.
МБОУ Самарская СОШ
Фестиваль открытых уроков
Окружающий мир 3 класс
Выполнила: Арланова Е.А.
Тема: Органы чувств.
Тип урока: урок-исследование.
1. Формирование представления об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;
2. Развитие умений сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок, анализировать учебный текст; а также развитие внимания и наблюдательности;
3. Воспитание бережного отношения к своему организму.
Задание на внимательность;
Глаза – орган зрения;
Уши – орган слуха;
Язык – орган вкуса;
Нос – орган обоняния;
Кожа – орган осязания;
- маленькие карточки: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица, хрусталик, сетчатка, зрительный нерв;
- для 1 опыта: мяч;
- для 2 опыта: лист бумаги;
- для 3 опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная);
- для 4 опыта: духи;
- для 5 опыта: мяч, шишка, ложка, кубик.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл на урок с хорошим настроение,
- я прошу поднять руки тех, кто пришёл на урок узнать что-то новое,
- хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать,
- сядьте те, кто готов меня слушать и раскрывать вместе со мной тайны.
Для этого вам понадобятся умение наблюдать и анализировать, рассуждать.
Готовы к познанию, открытию?
Думаю, что теперь можно начать работу.
- Благодаря чему происходит движение организма? (благодаря скелету и мышцам)
- При помощи каких органов происходит дыхание?(при помощи органов дыхания)
- Перечислите органы дыхания.(носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие)
- Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества?(органам пищеварения)
- Перечислите органы пищеварения
(полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)
- Какую функцию выполняют органы кровообращения?
(кровь доставляет всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород, кровь уничтожает микробов)
- Перечислите органы кровообращения?(сердце и кровеносные сосуды)
- А знаете ли вы, какие органы выполняют роль информаторов помогают нам познавать окружающий мир?( глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать…)
- Все ли согласны?
- У кого другое мнение?
- Достаточно ли этих органов, чтобы полно представить картину окружающего мира?
- Как вы думаете, что мы можем сегодня изучать на уроке? Кто догадался?
(органы чувств)
Цель нашего урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире
Работа по теме урока.
Беседа о глазах – органе зрения.
- Проделаем небольшой опыт: что у меня в руке? (мяч)
- Какой орган вам помог в данном опыте? (глаза)
- Глаза – орган зрения (вывешивается карточка на доску)
- Что мы можем определить с помощью зрения? (цвет, размер, форму, где расположен предмет)
- Как и любой орган, орган зрения имеет своё строение, откройте учебник на странице 52-53 и прочитайте материал учебника.
- Поработайте в парах: в печатной тетради в задании №31 вам нужно подписать строение глаза. (ученики работают в парах)
(данная картинка помещена на доску в увеличенном размере)
- Давайте проверим, из предложенных вариантов выбрать подходящие и прикрепить на доску.
(учитель открывает маленькие карточки, помещенные на обратной стороне доски, на которых написано: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица)
- Какие слова остались не помещёнными на доску?
(хрусталик, сетчатка, зрительный нерв)
- Почему? (находятся внутри глаза)
- Какую функцию выполняют части глаза?
- Благодаря чему человек может видеть?
(чувствительным нервным волокнам, расположенным на сетчатке)
- А теперь небольшое задание на внимательность: рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
а) какие линии кривые?
б) у какой вазы шире основание?
в) какая линия длиннее?
(данная картинка помещена на доску в увеличенном размере, такое же задание есть в печатной тетради)
- Почему так решили?
- Как можно себя проверить?
- Неужели вас глаза обманули?
- На самом деле глаза вас не обманывают, а вот мозг при переработке информации может иногда ошибаться.
2) Беседа об ушах – органе слуха.
- Проведём следующий опыт: закройте глаза.(учитель хлопает в ладоши)
- Продолжаем опыт. (учитель рвёт бумагу)
- Что произошло сейчас?
- Как вы догадались? (услышали)
- Какой орган вам в этом помог? (уши)
- Уши – орган слуха (вывешивается карточка на доску)
- Что различаем, благодаря органу слуха? (звуки, речь, голоса)
- Каким был бы мир без звуков?
- А знаете ли вы, как устроено ухо?
- Откройте страницу 55 и прочитайте материал учебника.
(читают хорошо читающие ученики)
- Из каких частей состоит ухо?
- Поработайте в парах с №33 в печатной тетради и укажите цифрами части органа слуха.(ученики работают в парах)
- Кто закончил работу?
- Покажите свой ответ на картинке у доски. (выходит ученик и показывает результаты работы на картинке, которая помещена учителем на доску)
- Только ли слышать помогает орган слуха?
(помогает сохранять равновесие)
- Благодаря чему мы можем слышать и сохранять равновесие?
(благодаря нервным окончаниям)
Беседа о языке – органе вкуса.
- Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?
- А что для этого нужно сделать?(нужно попробовать)
- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)
(вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)
- Какая вода находится в каждом из стаканов?(отвечает)
- Какие ещё качества пищи различает язык?
(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)
- Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?
- Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.
(мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)
- Почему так произошло?
- У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.
- Язык – орган вкуса (вывешивается карточка на доску)
беседа о носе – органе обоняния
- Проведём опыт: учитель брызгает духами (появился запах духов)
- Какие у тебя возникли ощущения?
- Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха, вкуса? (нет)
- А какой орган помог тебе почувствовать запах?
- Нос – орган обоняния. (вывешивается карточка на доску)
Беседа о коже – органе осязания.
- Проведём последний опыт. (вызывается ученик)
- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишки, ложку.
- Правильно ли он определил?
- Какой орган чувств помог определить предметы?(кожа)
- Кожа – орган осязания. (вывешивается карточка на доску)
Работа по учебнику (по рядам).
- Ребята, как вы думаете, благодаря чему человек может чувствовать вкус, запах, распознавать предметы на ощупь?
- На основе чего мы можем сделать вывод, что ваши предположения верны?
(прочитать в учебнике и проверить наши предположения)
- Откройте учебник на странице 48, 1 ряд прочитает 1 абзац, 2 ряд – 2 абзац, 3 ряд – 3 абзац.
- Ответьте на поставленный перед чтением вопрос.
(благодаря нервным окончаниям на языке, на слизистой поверхности носа, на коже)
- Как вы думаете, легко ли станет человеку, если хоть один из органов чувств перестанет работать?
- Представьте себе, что язык перестал быть органом вкуса, что может произойти?
- А если кожа перестала быть органом осязания?
- А если нос перестал быть органом обоняния?
- Ребята, сделайте вывод после нашего урока:
Какие органы чувств есть у человека?
Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?
Благодаря чему мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать?
(благодаря нервам, нервным окончаниям, расположенных в органах чувств)
- Как вы думаете, о чём мы с вами не поговорили на уроке? Что мы всегда обсуждаем после изучения разных органов человека?
(как беречь органы чувств)
- А надо ли беречь органы чувств?
- Так вот, на следующем уроке мы разберём, как надо беречь органы чувств, выведем правила, сделаем памятки и постараемся этих правил придерживаться.
V . Рефлексия.
- О чём было интересно узнать?
- Что понравилось больше всего?
- Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки: солнце, солнце с тучкой и тучка. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался.
VI . Домашнее задание.
Прочитать материал об органах чувств на с.52-59.
- Ребята, наш урок закончен. Спасибо всем за работу.
Глаза – орган зрения
Уши – орган слуха
Язык – орган вкуса
Нос – орган обоняния
Кожа – орган осязания
Краткое описание документа:
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция
- Курс добавлен 24.12.2021
- Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 609 387 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-№5 им. А. М. Дубинного
Конспект урока по окружающему миру
подготовила:
учитель начальных классов
Домбровская Людмила Николаевна
г. Пятигорск
Предмет: окружающий мир
Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности
расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;
формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;
формировать умение общаться, сотрудничать;
способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;
развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;
принимать и сохранять учебную задачу;
контролировать результаты своей деятельности
Познавательные универсальные учебные действия:
находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль
Тип урока: комбинированный
Вид урока: коммуникативно -деятельностное общение
Продолжительность: 40 минут
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный
Средства обучения: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер
Оборудование: рабочие листы для учащихся, презентация, памятки по охране воды, рисунки, глобус, посуда
I Организационный момент:
- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
- Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым знаниям и большому успеху.
II Вхождение в тему:
- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. C какой? (чему-то научиться)
( нужно учить новое, не забывая старого)
III Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи:
- О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами.
Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.
- Прочитайте записанные слова. Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Определите тему сегодняшнего урока.
Слайд 4: «Вода!
Ты просто необходима для жизни,
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Составление синквейна:
- Используя свои знания, давайте скажем о ней: какая вода? (два прилагательных)
- Что делает? (три глагола)
- Составьте предложение из 4 слов, выразите свое отношение к воде, можно использовать пословицу.
- С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить свое чувство.
Прозрачная, чистая
Журчит, льется, бежит
Без воды нет жизни
Постановка целей урока:
- Что бы вы хотели узнать о воде?
IV Актуализация опорных знаний учащихся:
- Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?
- Нашу планету называют голубой. Почему?
- На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете?
- Какие водоемы есть в нашем крае? (озеро, река.)
- Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода, пропитывающая почву и горные породы ( при копании – сырая земля)
- Не слишком ли много на свете воды? (ответы, предположения детей)
- Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан, которым мы называем всю воду, это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воды, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле. Без него наступят такие сильные морозы, что погибнет всё живое.
-Несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь часть её пригодна для нужд человека. Почему?
- В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная.
- Если представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная займет всего лишь полстакана (показываю посуду).
- Из двух стаканов, какой выберите для питья?
- Составь пословицу из слов: (рабочий лист: 1 задание)
Не всякая водица для питья годится.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Опыт: очистка воды с помощью марганцовки
- Почему нельзя пить воду из-под крана? (ответы детей)
- Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из-за различных присутствующих в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно наносят ему вред.
(показываю носовой платок, на который попал хлор) Вот как опасно это вещество.
V Работа над темой, открытие нового знания:
Постановка проблемной ситуации: - Выясним, что значит вода для человека, растений, животных.
Совместное открытие новых знаний:
Работа с текстом – исследование:
- Послушайте стихотворение, которое написал школьник Ваня Волков, дополните слово: (читает учитель)
Старший брат открыл тетрадь:
«Как мне лучше написать,
Младший молвил: «Ерунда!
Ведь её невкусно пить,
Вот встает наш Саша рано,
Не течет вода из …(крана).
Саше глазки не …(умыть),
Что же делать, как же быть?
Мама в кухне громко …(плачет):
«Невозможная задача –
Недоволен рыжий …(кот):
И ушёл, вильнув …(хвостом).
Без воды нельзя …(стирать),
И детей нельзя …(купать).
Как порядок наводить,
Даже пол нельзя …(помыть)!
Загрустили в речке …(рыбы):
На поля не льётся …(дождь) –
Засыхает в поле …(рожь).
Все деревья и цветы
Погибают без …(воды).
Без воды не будет снега,
Как же нам по снегу …(бегать)?
И конькам нужна …(вода) –
Без воды не будет …(льда).
Людям всем нужна …(вода),
Потому она …(важна) –
Есть и пить, расти, друзья,
Без неё никак …(нельзя)!
Саша наш сказал тогда:
«Ой, прости меня, …(вода)!
Знаю я теперь ответ –
- Как бы вы озаглавили? Придумайте ему название. В каком предложении выражена главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)
- Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.
Слайд 10: Использование воды человеком
- О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике)
- От простой воды и мыла у микробов тают силы!
Физминутка: - Давайте импровизировать:
Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
Самостоятельная работа:
- Продолжим работу по теме урока.
Чтение текста на рабочем листе (2 задание):
- В процессе работы над текстом отметьте карандашом слова, в которых говорится об использовании воды.
Проверка: - Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили.
VI Актуализация знаний об использовании воды:
- Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
- Но вода - это плохо. Почему?
- Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
- Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.
Оценивание работы учащихся
- Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же надо относиться к воде?
Слайд 11: Воду надо беречь и охранять!
- К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле очень неразумно.
- В быту: капают краны, протекают трубы, иногда и вовсе воду оставляем открытой.
Слайд 12: Источники загрязнения воды
- Но такое расточительное расходование воды не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. В наше время над водой нависла угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и бытовые отходы.
2. Решение экологических задач: ( рабочий лист - 3 задание)
Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
- Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха)
- Так что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы? Давайте разберемся.
3.Составление плана по охране водоемов:
- Как мы можем охранять пресную воду?
1) Беречь водопроводную воду, не забывать закрывать краны;
2) Не мусорить на водоемах, в местах отдыха;
3) Следить за чистотой природных источников
4. Работа в парах:
- Предлагаю разложить картинки, находящиеся на ваших партах, используя рабочие листы, на две части: в одну сторону положить картинки, как можно вести себя, в другую сторону – как нельзя.
Проверка: на доске
Дети выходят парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик, другой – объясняет выбор.
загр…знённая …довитые вещества
(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).
- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.
1. Нельзя мыть машину на берегу водоёма (хлопаем)
2. Для питья годится и пресная, и соленая вода (топаем)
3. При помощи воды добывают электрический ток (хлопаем)
4. Без воды погибнет всё живое (хлопаем)
5. Воду можно пить из-под крана (топаем)
6. Без воды нет жизни (хлопаем)
VII Рефлексия деятельности:
Я хочу рассказать родителям …
Теперь я не буду …
- Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны находиться.
- Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?
- Покажите, насколько вы устали?
- Вам понравилось работать в парах?
- Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни?
- Какое у вас сейчас настроение?
Слайд 14: Берегите воду!
- А чтобы вы всегда помнили, что воду надо беречь, вам дарю памятки с правилами поведения у водоемов.
- Помните о могуществе собственной мысли, о влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые слова. Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения. Всем спасибо за урок.
Данный урок по предмету " Окружающий мир" проводится во 2 классе по программе "Гармония".
Основные цели урока:
- Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное); - Познакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний); - Формировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое; - Закрепить полученные знания о воде.
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-№5 им. А. М. Дубинного
Конспект урока по окружающему миру
подготовила:
учитель начальных классов
Домбровская Людмила Николаевна
г. Пятигорск
Предмет: окружающий мир
Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности
расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;
формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;
формировать умение общаться, сотрудничать;
способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;
развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;
принимать и сохранять учебную задачу;
контролировать результаты своей деятельности
Познавательные универсальные учебные действия:
находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль
Тип урока: комбинированный
Вид урока: коммуникативно -деятельностное общение
Продолжительность: 40 минут
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный
Средства обучения: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер
Оборудование: рабочие листы для учащихся, презентация, памятки по охране воды, рисунки, глобус, посуда
I Организационный момент:
- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
- Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым знаниям и большому успеху.
II Вхождение в тему:
- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. C какой? (чему-то научиться)
( нужно учить новое, не забывая старого)
III Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи:
- О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами.
Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.
- Прочитайте записанные слова. Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Определите тему сегодняшнего урока.
Слайд 4: «Вода!
Ты просто необходима для жизни,
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Составление синквейна:
- Используя свои знания, давайте скажем о ней: какая вода? (два прилагательных)
- Что делает? (три глагола)
- Составьте предложение из 4 слов, выразите свое отношение к воде, можно использовать пословицу.
- С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить свое чувство.
Прозрачная, чистая
Журчит, льется, бежит
Без воды нет жизни
Постановка целей урока:
- Что бы вы хотели узнать о воде?
IV Актуализация опорных знаний учащихся:
- Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?
- Нашу планету называют голубой. Почему?
- На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете?
- Какие водоемы есть в нашем крае? (озеро, река.)
- Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода, пропитывающая почву и горные породы ( при копании – сырая земля)
- Не слишком ли много на свете воды? (ответы, предположения детей)
- Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан, которым мы называем всю воду, это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воды, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле. Без него наступят такие сильные морозы, что погибнет всё живое.
-Несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь часть её пригодна для нужд человека. Почему?
- В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная.
- Если представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная займет всего лишь полстакана (показываю посуду).
- Из двух стаканов, какой выберите для питья?
- Составь пословицу из слов: (рабочий лист: 1 задание)
Не всякая водица для питья годится.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Опыт: очистка воды с помощью марганцовки
- Почему нельзя пить воду из-под крана? (ответы детей)
- Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из-за различных присутствующих в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно наносят ему вред.
(показываю носовой платок, на который попал хлор) Вот как опасно это вещество.
V Работа над темой, открытие нового знания:
Постановка проблемной ситуации: - Выясним, что значит вода для человека, растений, животных.
Совместное открытие новых знаний:
Работа с текстом – исследование:
- Послушайте стихотворение, которое написал школьник Ваня Волков, дополните слово: (читает учитель)
Старший брат открыл тетрадь:
«Как мне лучше написать,
Младший молвил: «Ерунда!
Ведь её невкусно пить,
Вот встает наш Саша рано,
Не течет вода из …(крана).
Саше глазки не …(умыть),
Что же делать, как же быть?
Мама в кухне громко …(плачет):
«Невозможная задача –
Недоволен рыжий …(кот):
И ушёл, вильнув …(хвостом).
Без воды нельзя …(стирать),
И детей нельзя …(купать).
Как порядок наводить,
Даже пол нельзя …(помыть)!
Загрустили в речке …(рыбы):
На поля не льётся …(дождь) –
Засыхает в поле …(рожь).
Все деревья и цветы
Погибают без …(воды).
Без воды не будет снега,
Как же нам по снегу …(бегать)?
И конькам нужна …(вода) –
Без воды не будет …(льда).
Людям всем нужна …(вода),
Потому она …(важна) –
Есть и пить, расти, друзья,
Без неё никак …(нельзя)!
Саша наш сказал тогда:
«Ой, прости меня, …(вода)!
Знаю я теперь ответ –
- Как бы вы озаглавили? Придумайте ему название. В каком предложении выражена главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)
- Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.
Слайд 10: Использование воды человеком
- О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике)
- От простой воды и мыла у микробов тают силы!
Физминутка: - Давайте импровизировать:
Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
Самостоятельная работа:
- Продолжим работу по теме урока.
Чтение текста на рабочем листе (2 задание):
- В процессе работы над текстом отметьте карандашом слова, в которых говорится об использовании воды.
Проверка: - Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили.
VI Актуализация знаний об использовании воды:
- Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
- Но вода - это плохо. Почему?
- Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
- Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.
Оценивание работы учащихся
- Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же надо относиться к воде?
Слайд 11: Воду надо беречь и охранять!
- К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле очень неразумно.
- В быту: капают краны, протекают трубы, иногда и вовсе воду оставляем открытой.
Слайд 12: Источники загрязнения воды
- Но такое расточительное расходование воды не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. В наше время над водой нависла угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и бытовые отходы.
2. Решение экологических задач: ( рабочий лист - 3 задание)
Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
- Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха)
- Так что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы? Давайте разберемся.
3.Составление плана по охране водоемов:
- Как мы можем охранять пресную воду?
1) Беречь водопроводную воду, не забывать закрывать краны;
2) Не мусорить на водоемах, в местах отдыха;
3) Следить за чистотой природных источников
4. Работа в парах:
- Предлагаю разложить картинки, находящиеся на ваших партах, используя рабочие листы, на две части: в одну сторону положить картинки, как можно вести себя, в другую сторону – как нельзя.
Проверка: на доске
Дети выходят парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик, другой – объясняет выбор.
загр…знённая …довитые вещества
(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).
- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.
1. Нельзя мыть машину на берегу водоёма (хлопаем)
2. Для питья годится и пресная, и соленая вода (топаем)
3. При помощи воды добывают электрический ток (хлопаем)
4. Без воды погибнет всё живое (хлопаем)
5. Воду можно пить из-под крана (топаем)
6. Без воды нет жизни (хлопаем)
VII Рефлексия деятельности:
Я хочу рассказать родителям …
Теперь я не буду …
- Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны находиться.
- Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?
- Покажите, насколько вы устали?
- Вам понравилось работать в парах?
- Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни?
- Какое у вас сейчас настроение?
Слайд 14: Берегите воду!
- А чтобы вы всегда помнили, что воду надо беречь, вам дарю памятки с правилами поведения у водоемов.
- Помните о могуществе собственной мысли, о влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые слова. Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения. Всем спасибо за урок.
Читайте также: