Гармония конспект окружающий мир

Обновлено: 05.07.2024

сформировать зна ния об о рганах чувств и их роли в жизни ч еловека.

Педагогическ ая цель: организовать у чебную деятельн ость учащихся п о

учащихся пре дставления об орга нах чувств и и х роли в жизни человек а.

Цель считается достигнутой, ес ли : ученик дает опре деление поняти я

- Я прошу у лыбнуться мне тех, кт о пришёл на у рок с хорошим настр оение,

- я прошу поднять руки тех, кто п ришёл на у рок узнать что - то новое,

- хлопните в ладош и, если вы гот овы слушать дру г друга и не перебивать ,

- сядьте те, кто г отов меня слу шать и раскрывать вместе с о мной та йны.

Для этого вам п онадобятся умение наблюдать и анализ ировать, рассуждать.

II . Актуализаци я опорных знани й и фиксация затруднения в пробном

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Авторы учебника: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.

Форма учебной работы - классно-урочная.

Полное описание разработки:

· приобретаемые навыки детей: обучающиеся учатся работать с научным текстом и выделять главное, совершенствуется умение работать в парах.

· особенности роли учителя: учитель ставит перед детьми проблемные вопросы, проводит опыты, организует работу по учебнику и печатной тетради, добивается от детей выводов по теме.

· технологические особенности: перед проведением урока необходимоприготовить предметы для опытов: мяч, лист бумаги, 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная), духи, шишки, кубик, ложку. Необходимо распечатать на листе бумаги в увеличенном размере изображение глаза, уха, задания на внимательность. Для работы на уроке понадобится учебник и печатная тетрадь по данному предмету.

· организация работы: в начале урока после организационного момента проводится актуализация знаний. Работа по новой теме проходит в форме проведения опытов, в результате которых ученики делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от учеников, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Перед записью домашнего задания и оцениванием проводится рефлексия.

7. Приложение (графические материалы: карточки, рисунки находятся в Приложении к конспекту урока.

МБОУ Самарская СОШ

Фестиваль открытых уроков

Окружающий мир 3 класс

Выполнила: Арланова Е.А.

Тема: Органы чувств.

Тип урока: урок-исследование.

1. Формирование представления об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;

2. Развитие умений сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок, анализировать учебный текст; а также развитие внимания и наблюдательности;

3. Воспитание бережного отношения к своему организму.

Задание на внимательность;

Глаза – орган зрения;

Уши – орган слуха;

Язык – орган вкуса;

Нос – орган обоняния;

Кожа – орган осязания;

- маленькие карточки: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица, хрусталик, сетчатка, зрительный нерв;

- для 1 опыта: мяч;

- для 2 опыта: лист бумаги;

- для 3 опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная);

- для 4 опыта: духи;

- для 5 опыта: мяч, шишка, ложка, кубик.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл на урок с хорошим настроение,

- я прошу поднять руки тех, кто пришёл на урок узнать что-то новое,

- хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать,

- сядьте те, кто готов меня слушать и раскрывать вместе со мной тайны.

Для этого вам понадобятся умение наблюдать и анализировать, рассуждать.

Готовы к познанию, открытию?

Думаю, что теперь можно начать работу.

- Благодаря чему происходит движение организма? (благодаря скелету и мышцам)

- При помощи каких органов происходит дыхание?(при помощи органов дыхания)

- Перечислите органы дыхания.(носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие)

- Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества?(органам пищеварения)

- Перечислите органы пищеварения

(полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)

- Какую функцию выполняют органы кровообращения?

(кровь доставляет всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород, кровь уничтожает микробов)

- Перечислите органы кровообращения?(сердце и кровеносные сосуды)

- А знаете ли вы, какие органы выполняют роль информаторов помогают нам познавать окружающий мир?( глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать…)

- Все ли согласны?

- У кого другое мнение?

- Достаточно ли этих органов, чтобы полно представить картину окружающего мира?

- Как вы думаете, что мы можем сегодня изучать на уроке? Кто догадался?

(органы чувств)

Цель нашего урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире

Работа по теме урока.

Беседа о глазах – органе зрения.

- Проделаем небольшой опыт: что у меня в руке? (мяч)

- Какой орган вам помог в данном опыте? (глаза)

- Глаза – орган зрения (вывешивается карточка на доску)

- Что мы можем определить с помощью зрения? (цвет, размер, форму, где расположен предмет)

- Как и любой орган, орган зрения имеет своё строение, откройте учебник на странице 52-53 и прочитайте материал учебника.

- Поработайте в парах: в печатной тетради в задании №31 вам нужно подписать строение глаза. (ученики работают в парах)

hello_html_7a65af12.jpg

(данная картинка помещена на доску в увеличенном размере)

- Давайте проверим, из предложенных вариантов выбрать подходящие и прикрепить на доску.

(учитель открывает маленькие карточки, помещенные на обратной стороне доски, на которых написано: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица)

- Какие слова остались не помещёнными на доску?

(хрусталик, сетчатка, зрительный нерв)

- Почему? (находятся внутри глаза)

- Какую функцию выполняют части глаза?

- Благодаря чему человек может видеть?

(чувствительным нервным волокнам, расположенным на сетчатке)

- А теперь небольшое задание на внимательность: рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

а) какие линии кривые?

б) у какой вазы шире основание?

в) какая линия длиннее?

(данная картинка помещена на доску в увеличенном размере, такое же задание есть в печатной тетради)

hello_html_549d93c4.jpg

- Почему так решили?

- Как можно себя проверить?

- Неужели вас глаза обманули?

- На самом деле глаза вас не обманывают, а вот мозг при переработке информации может иногда ошибаться.

2) Беседа об ушах – органе слуха.

- Проведём следующий опыт: закройте глаза.(учитель хлопает в ладоши)

- Продолжаем опыт. (учитель рвёт бумагу)

- Что произошло сейчас?

- Как вы догадались? (услышали)

- Какой орган вам в этом помог? (уши)

- Уши – орган слуха (вывешивается карточка на доску)

- Что различаем, благодаря органу слуха? (звуки, речь, голоса)

- Каким был бы мир без звуков?

- А знаете ли вы, как устроено ухо?

- Откройте страницу 55 и прочитайте материал учебника.

(читают хорошо читающие ученики)

- Из каких частей состоит ухо?

- Поработайте в парах с №33 в печатной тетради и укажите цифрами части органа слуха.(ученики работают в парах)

- Кто закончил работу?

- Покажите свой ответ на картинке у доски. (выходит ученик и показывает результаты работы на картинке, которая помещена учителем на доску)

hello_html_m7a8175d3.jpg

- Только ли слышать помогает орган слуха?

(помогает сохранять равновесие)

- Благодаря чему мы можем слышать и сохранять равновесие?

(благодаря нервным окончаниям)

Беседа о языке – органе вкуса.

- Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?

- А что для этого нужно сделать?(нужно попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)

(вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)

- Какая вода находится в каждом из стаканов?(отвечает)

- Какие ещё качества пищи различает язык?

(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)

- Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?

- Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

(мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

- Почему так произошло?

- У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

- Язык – орган вкуса (вывешивается карточка на доску)

беседа о носе – органе обоняния

- Проведём опыт: учитель брызгает духами (появился запах духов)

- Какие у тебя возникли ощущения?

- Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха, вкуса? (нет)

- А какой орган помог тебе почувствовать запах?

- Нос – орган обоняния. (вывешивается карточка на доску)

Беседа о коже – органе осязания.

- Проведём последний опыт. (вызывается ученик)

- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишки, ложку.

- Правильно ли он определил?

- Какой орган чувств помог определить предметы?(кожа)

- Кожа – орган осязания. (вывешивается карточка на доску)

Работа по учебнику (по рядам).

- Ребята, как вы думаете, благодаря чему человек может чувствовать вкус, запах, распознавать предметы на ощупь?

- На основе чего мы можем сделать вывод, что ваши предположения верны?

(прочитать в учебнике и проверить наши предположения)

- Откройте учебник на странице 48, 1 ряд прочитает 1 абзац, 2 ряд – 2 абзац, 3 ряд – 3 абзац.

- Ответьте на поставленный перед чтением вопрос.

(благодаря нервным окончаниям на языке, на слизистой поверхности носа, на коже)

- Как вы думаете, легко ли станет человеку, если хоть один из органов чувств перестанет работать?

- Представьте себе, что язык перестал быть органом вкуса, что может произойти?

- А если кожа перестала быть органом осязания?

- А если нос перестал быть органом обоняния?

- Ребята, сделайте вывод после нашего урока:

Какие органы чувств есть у человека?

Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?

Благодаря чему мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать?

(благодаря нервам, нервным окончаниям, расположенных в органах чувств)

- Как вы думаете, о чём мы с вами не поговорили на уроке? Что мы всегда обсуждаем после изучения разных органов человека?

(как беречь органы чувств)

- А надо ли беречь органы чувств?

- Так вот, на следующем уроке мы разберём, как надо беречь органы чувств, выведем правила, сделаем памятки и постараемся этих правил придерживаться.

V . Рефлексия.

- О чём было интересно узнать?

- Что понравилось больше всего?

- Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки: солнце, солнце с тучкой и тучка. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался.

VI . Домашнее задание.

Прочитать материал об органах чувств на с.52-59.

- Ребята, наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

Глаза – орган зрения

Уши – орган слуха

Язык – орган вкуса

Нос – орган обоняния

Кожа – орган осязания

hello_html_7a65af12.jpg

hello_html_m7a8175d3.jpg

hello_html_549d93c4.jpg

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 387 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-№5 им. А. М. Дубинного

Конспект урока по окружающему миру

подготовила:

учитель начальных классов

Домбровская Людмила Николаевна

г. Пятигорск

Предмет: окружающий мир

Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности

расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;

формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;

формировать умение общаться, сотрудничать;

способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;

развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Регулятивные универсальные учебные действия:

планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;

принимать и сохранять учебную задачу;

контролировать результаты своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия:

находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль

Тип урока: комбинированный

Вид урока: коммуникативно -деятельностное общение

Продолжительность: 40 минут

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный

Средства обучения: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер

Оборудование: рабочие листы для учащихся, презентация, памятки по охране воды, рисунки, глобус, посуда

I Организационный момент:

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым знаниям и большому успеху.

II Вхождение в тему:

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. C какой? (чему-то научиться)

( нужно учить новое, не забывая старого)

III Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи:

- О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами.

Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.

- Прочитайте записанные слова. Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд 4: «Вода!

Ты просто необходима для жизни,

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Составление синквейна:

- Используя свои знания, давайте скажем о ней: какая вода? (два прилагательных)

- Что делает? (три глагола)

- Составьте предложение из 4 слов, выразите свое отношение к воде, можно использовать пословицу.

- С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить свое чувство.

Прозрачная, чистая

Журчит, льется, бежит

Без воды нет жизни

Постановка целей урока:

- Что бы вы хотели узнать о воде?

IV Актуализация опорных знаний учащихся:

- Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?

- Нашу планету называют голубой. Почему?

- На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете?

- Какие водоемы есть в нашем крае? (озеро, река.)

- Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода, пропитывающая почву и горные породы ( при копании – сырая земля)

- Не слишком ли много на свете воды? (ответы, предположения детей)

- Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан, которым мы называем всю воду, это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воды, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле. Без него наступят такие сильные морозы, что погибнет всё живое.

-Несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь часть её пригодна для нужд человека. Почему?

- В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная.

- Если представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная займет всего лишь полстакана (показываю посуду).

- Из двух стаканов, какой выберите для питья?

- Составь пословицу из слов: (рабочий лист: 1 задание)

Не всякая водица для питья годится.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Опыт: очистка воды с помощью марганцовки

- Почему нельзя пить воду из-под крана? (ответы детей)

- Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из-за различных присутствующих в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно наносят ему вред.

(показываю носовой платок, на который попал хлор) Вот как опасно это вещество.

V Работа над темой, открытие нового знания:

Постановка проблемной ситуации: - Выясним, что значит вода для человека, растений, животных.

Совместное открытие новых знаний:

Работа с текстом – исследование:

- Послушайте стихотворение, которое написал школьник Ваня Волков, дополните слово: (читает учитель)

Старший брат открыл тетрадь:

«Как мне лучше написать,

Младший молвил: «Ерунда!

Ведь её невкусно пить,

Вот встает наш Саша рано,

Не течет вода из …(крана).

Саше глазки не …(умыть),

Что же делать, как же быть?

Мама в кухне громко …(плачет):

«Невозможная задача –

Недоволен рыжий …(кот):

И ушёл, вильнув …(хвостом).

Без воды нельзя …(стирать),

И детей нельзя …(купать).

Как порядок наводить,

Даже пол нельзя …(помыть)!

Загрустили в речке …(рыбы):

На поля не льётся …(дождь) –

Засыхает в поле …(рожь).

Все деревья и цветы

Погибают без …(воды).

Без воды не будет снега,

Как же нам по снегу …(бегать)?

И конькам нужна …(вода) –

Без воды не будет …(льда).

Людям всем нужна …(вода),

Потому она …(важна) –

Есть и пить, расти, друзья,

Без неё никак …(нельзя)!

Саша наш сказал тогда:

«Ой, прости меня, …(вода)!

Знаю я теперь ответ –

- Как бы вы озаглавили? Придумайте ему название. В каком предложении выражена главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)

- Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.

Слайд 10: Использование воды человеком

- О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике)

- От простой воды и мыла у микробов тают силы!

Физминутка: - Давайте импровизировать:

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево,

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Самостоятельная работа:

- Продолжим работу по теме урока.

Чтение текста на рабочем листе (2 задание):

- В процессе работы над текстом отметьте карандашом слова, в которых говорится об использовании воды.

Проверка: - Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили.

VI Актуализация знаний об использовании воды:

- Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

- Но вода - это плохо. Почему?

- Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
- Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.

Оценивание работы учащихся

- Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же надо относиться к воде?

Слайд 11: Воду надо беречь и охранять!

- К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле очень неразумно.

- В быту: капают краны, протекают трубы, иногда и вовсе воду оставляем открытой.

Слайд 12: Источники загрязнения воды

- Но такое расточительное расходование воды не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. В наше время над водой нависла угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и бытовые отходы.

2. Решение экологических задач: ( рабочий лист - 3 задание)

Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?

1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

- Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха)

- Так что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы? Давайте разберемся.

3.Составление плана по охране водоемов:

- Как мы можем охранять пресную воду?

1) Беречь водопроводную воду, не забывать закрывать краны;

2) Не мусорить на водоемах, в местах отдыха;

3) Следить за чистотой природных источников

4. Работа в парах:

- Предлагаю разложить картинки, находящиеся на ваших партах, используя рабочие листы, на две части: в одну сторону положить картинки, как можно вести себя, в другую сторону – как нельзя.

Проверка: на доске

Дети выходят парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик, другой – объясняет выбор.

загр…знённая …довитые вещества

(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).

- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.

1. Нельзя мыть машину на берегу водоёма (хлопаем)

2. Для питья годится и пресная, и соленая вода (топаем)

3. При помощи воды добывают электрический ток (хлопаем)

4. Без воды погибнет всё живое (хлопаем)

5. Воду можно пить из-под крана (топаем)

6. Без воды нет жизни (хлопаем)

VII Рефлексия деятельности:

Я хочу рассказать родителям …

Теперь я не буду …

- Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны находиться.

- Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?

- Покажите, насколько вы устали?

- Вам понравилось работать в парах?

- Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни?

- Какое у вас сейчас настроение?

Слайд 14: Берегите воду!

- А чтобы вы всегда помнили, что воду надо беречь, вам дарю памятки с правилами поведения у водоемов.

- Помните о могуществе собственной мысли, о влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые слова. Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения. Всем спасибо за урок.


Данный урок по предмету " Окружающий мир" проводится во 2 классе по программе "Гармония".

Основные цели урока:

- Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное); - Познакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний); - Формировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое; - Закрепить полученные знания о воде.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-№5 им. А. М. Дубинного

Конспект урока по окружающему миру

подготовила:

учитель начальных классов

Домбровская Людмила Николаевна

г. Пятигорск

Предмет: окружающий мир

Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности

расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;

формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;

формировать умение общаться, сотрудничать;

способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;

развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Регулятивные универсальные учебные действия:

планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;

принимать и сохранять учебную задачу;

контролировать результаты своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия:

находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль

Тип урока: комбинированный

Вид урока: коммуникативно -деятельностное общение

Продолжительность: 40 минут

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный

Средства обучения: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер

Оборудование: рабочие листы для учащихся, презентация, памятки по охране воды, рисунки, глобус, посуда

I Организационный момент:

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым знаниям и большому успеху.

II Вхождение в тему:

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. C какой? (чему-то научиться)

( нужно учить новое, не забывая старого)

III Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи:

- О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами.

Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.

- Прочитайте записанные слова. Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд 4: «Вода!

Ты просто необходима для жизни,

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Составление синквейна:

- Используя свои знания, давайте скажем о ней: какая вода? (два прилагательных)

- Что делает? (три глагола)

- Составьте предложение из 4 слов, выразите свое отношение к воде, можно использовать пословицу.

- С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить свое чувство.

Прозрачная, чистая

Журчит, льется, бежит

Без воды нет жизни

Постановка целей урока:

- Что бы вы хотели узнать о воде?

IV Актуализация опорных знаний учащихся:

- Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?

- Нашу планету называют голубой. Почему?

- На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете?

- Какие водоемы есть в нашем крае? (озеро, река.)

- Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода, пропитывающая почву и горные породы ( при копании – сырая земля)

- Не слишком ли много на свете воды? (ответы, предположения детей)

- Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан, которым мы называем всю воду, это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воды, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле. Без него наступят такие сильные морозы, что погибнет всё живое.

-Несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь часть её пригодна для нужд человека. Почему?

- В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная.

- Если представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная займет всего лишь полстакана (показываю посуду).

- Из двух стаканов, какой выберите для питья?

- Составь пословицу из слов: (рабочий лист: 1 задание)

Не всякая водица для питья годится.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Опыт: очистка воды с помощью марганцовки

- Почему нельзя пить воду из-под крана? (ответы детей)

- Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из-за различных присутствующих в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно наносят ему вред.

(показываю носовой платок, на который попал хлор) Вот как опасно это вещество.

V Работа над темой, открытие нового знания:

Постановка проблемной ситуации: - Выясним, что значит вода для человека, растений, животных.

Совместное открытие новых знаний:

Работа с текстом – исследование:

- Послушайте стихотворение, которое написал школьник Ваня Волков, дополните слово: (читает учитель)

Старший брат открыл тетрадь:

«Как мне лучше написать,

Младший молвил: «Ерунда!

Ведь её невкусно пить,

Вот встает наш Саша рано,

Не течет вода из …(крана).

Саше глазки не …(умыть),

Что же делать, как же быть?

Мама в кухне громко …(плачет):

«Невозможная задача –

Недоволен рыжий …(кот):

И ушёл, вильнув …(хвостом).

Без воды нельзя …(стирать),

И детей нельзя …(купать).

Как порядок наводить,

Даже пол нельзя …(помыть)!

Загрустили в речке …(рыбы):

На поля не льётся …(дождь) –

Засыхает в поле …(рожь).

Все деревья и цветы

Погибают без …(воды).

Без воды не будет снега,

Как же нам по снегу …(бегать)?

И конькам нужна …(вода) –

Без воды не будет …(льда).

Людям всем нужна …(вода),

Потому она …(важна) –

Есть и пить, расти, друзья,

Без неё никак …(нельзя)!

Саша наш сказал тогда:

«Ой, прости меня, …(вода)!

Знаю я теперь ответ –

- Как бы вы озаглавили? Придумайте ему название. В каком предложении выражена главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)

- Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.

Слайд 10: Использование воды человеком

- О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике)

- От простой воды и мыла у микробов тают силы!

Физминутка: - Давайте импровизировать:

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево,

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Самостоятельная работа:

- Продолжим работу по теме урока.

Чтение текста на рабочем листе (2 задание):

- В процессе работы над текстом отметьте карандашом слова, в которых говорится об использовании воды.

Проверка: - Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили.

VI Актуализация знаний об использовании воды:

- Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

- Но вода - это плохо. Почему?

- Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
- Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.

Оценивание работы учащихся

- Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же надо относиться к воде?

Слайд 11: Воду надо беречь и охранять!

- К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле очень неразумно.

- В быту: капают краны, протекают трубы, иногда и вовсе воду оставляем открытой.

Слайд 12: Источники загрязнения воды

- Но такое расточительное расходование воды не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. В наше время над водой нависла угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и бытовые отходы.

2. Решение экологических задач: ( рабочий лист - 3 задание)

Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?

1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

- Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха)

- Так что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы? Давайте разберемся.

3.Составление плана по охране водоемов:

- Как мы можем охранять пресную воду?

1) Беречь водопроводную воду, не забывать закрывать краны;

2) Не мусорить на водоемах, в местах отдыха;

3) Следить за чистотой природных источников

4. Работа в парах:

- Предлагаю разложить картинки, находящиеся на ваших партах, используя рабочие листы, на две части: в одну сторону положить картинки, как можно вести себя, в другую сторону – как нельзя.

Проверка: на доске

Дети выходят парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик, другой – объясняет выбор.

загр…знённая …довитые вещества

(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).

- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.

1. Нельзя мыть машину на берегу водоёма (хлопаем)

2. Для питья годится и пресная, и соленая вода (топаем)

3. При помощи воды добывают электрический ток (хлопаем)

4. Без воды погибнет всё живое (хлопаем)

5. Воду можно пить из-под крана (топаем)

6. Без воды нет жизни (хлопаем)

VII Рефлексия деятельности:

Я хочу рассказать родителям …

Теперь я не буду …

- Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны находиться.

- Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?

- Покажите, насколько вы устали?

- Вам понравилось работать в парах?

- Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни?

- Какое у вас сейчас настроение?

Слайд 14: Берегите воду!

- А чтобы вы всегда помнили, что воду надо беречь, вам дарю памятки с правилами поведения у водоемов.

- Помните о могуществе собственной мысли, о влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые слова. Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения. Всем спасибо за урок.

Читайте также: