Культурные ландшафты 6 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА УРОКА: КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ

Определение понятия культурный ландшафт довольно сложное. В современной географической науке под культурным ландшафтом понимается ландшафт, появившейся в результате целенаправленной преобразовательной деятельности человека, направленной на удовлетворение тех или иных практических и духовных потребностей.

Первым это понятие начал использовать немецкий учёный-географ Отто Шлютер. Он определял его как единство природных и культурных объектов, доступных для восприятия человеком.

Далее над трансформацией и эволюцией понятия работали такие учёные, как:

  • Карл Зауэр (американский географ, который определял культурный ландшафт как результат взаимодействия человека с природой);
  • Александр фон Гумбольдт;
  • В. И. Вернадский;
  • В. П. Семенов-Тян-Шанский (русские учёные также определяли культурный ландшафт как результат взаимодействия культуры и природы).


Также данное понятие используется ЮНЕСКО для определения тех или иных географических локаций, признанных в качестве объектов культурного наследия человечества.

Основные подходы к изучению культурного ландшафта

В отечественной науке существуют три основных подхода к пониманию понятия культурного ландшафт

Название подхода

Сущность подхода

культурного ландшафта – это ландшафт, в формировании которого играют роль передаваемые в виде информации духовные и интеллектуальные ценности, испытавшие на себе влияние материальных компонентов ландшафта

Культурный ландшафт – это природно-культурный комплекс, появившийся в результате взаимодействия природы и этносов (наодов)


Условия для образования культурного ландшафта

  • Рациональное использование природных ресурсов и природного разнообразия.
  • Воспроизводство и защита природных ресурсов.
  • Осуществления строительных (и иных инженерных) мероприятий, не вступающих в противодействие и противоречие с природой.
  • Оптимизация санитарно – гигиенических условий.

Требования к культурным ландшафтам

Существуют определённые требования к геолокациям, претендующим попасть под это определение:

  • Отсутствие однообразия.
  • Отсутствие так называемых антропогенных пустошей (пустырей, свалок, карьеров).
  • Наличие охраны территории.
  • Постоянно ведущиеся работы по улучшению ландшафта и его сохранению.

Категории и виды культурных (антропогенных) ландшафтов

Есть три основных категории, по которым распределяются все существующие сейчас культурные ландшафты:

  • органически развивающиеся ландшафты (те ландшафты, которые продолжают развиваться и являются наиболее уязвимыми; созданы аборигенными культурами);
  • реликтовые ландшафты (реликтовые, соответственно, это такие, которые больше не развиваются, чей расцвет – уже история; носители культуры, создавшие подобный ландшафт уже исчезли);
  • ландшафты, задуманные и исполненные людьми или целенаправленно созданные (парки, сады);
  • ассоциативные ландшафты (включены в список культурного наследия; памятные места, места творчества известных людей и т. д.).

В настоящее время учёные выделяют пять видов культурных (антропогенных) ландшафтов:

  • лесные (вторичные лесные посадки или искусственные леса)
  • водные (искусственные озёра, водохранилища)
  • сельскохозяйственный или аграрный (возделанные поля);
  • промышленный (заводы, фабрики, дороги);
  • городской или селитебный (инфраструктура любого населённого пункта, от маленького посёлка до мегаполиса).

Культурный ландшафт: примеры


Таким образом, примерами культурного ландшафта будет все, что когда бы то ни было создано людьми: парки (например, Версаль во Франции), объекты культурного-этнического наследия (например, Великая китайская стена), современные города и города с историей (например, культурный ландшафт долины реки Орхон, где когда-то располагалась столица Монгольской империи – город Каракарум, бывший центром огромной страны), заводы, дороги, проложенные людьми.


Культурные ландшафты России

Изучением культурных ландшафтов России занимался российский географ В. Л. Каганский. Именно он создал целое описание всех имеющихся на сегодняшний день ландшафтов.

К реликтовым и развивающимся ландшафтам России можно отнести развалины древних городищ, архитектурные комплексы монастырей, дворянских усадеб, Кремлей, сохранившихся в разных городах (Казань, Нижний Новгород, Москва).

К целенаправленным ландшафтам относится знаменитый Петергоф – дворцово-парковый ансамбль, созданные во времена императора Петра I. Его также можно классифицировать как ассоциативным ландшафтам.

Петергоф – пример целенаправленного и, одновременно, ассоциативного ландшафта

Что мы узнали?

Ландшафт природный и ландшафт культурный – вещи разные, но сочетающиеся друг с другом. Так, согласно конвенции ЮНЕСКО, тайга также является культурным ландшафтом.


Генеральный план культурного ландшафта КФУ Ботанического сада им. Н.В. Багрова

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Обязательно указать на плане (как пример Ботанического) местонахождение Главного дома, технических построек (гаражи, мастерские и сараи), где будет находиться источник энергии (ветряки или солнечные батареи), сельскохозяйственная зона (теплицы, грядки, курятник, конюшня и т. д. и т.п.) зоны культурного отдыха – сад, террасы, фонтаны, бассейн.

Все условные знаки наносить на план усадьбы в виде цифр либо условных знаков, расшифровку которых либо приводим ниже, либо на отдельном листе.

Ландшафт — определённая территория, которая однородна по своему происхождению, истории развития и неделима по зональным и азональным признакам.

Batad_Rice_Terraces_after_the_rain.jpg

Человек в процессе своей деятельности изменяет природный ландшафт: строит города, дороги, мосты, распахивает землю под культурные растения, использует луга для выпаса домашних животных, вырубает лесные массивы и высаживает новые лесополосы, добывает полезные ископаемые и т. д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Создать эскиз части культурного ландшафта на территории пришкольного участка.

Место и роль урока в изучаемой теме: Заключительная тема в курсе географии 6 класса

Предметные знания, предметные действия:

Ландшафт, виды ландшафта, эскиз части культурного ландшафта на территории пришкольного участка

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

формирование представлений о деятельности людей, ведущей к решению экологических проблем на различных территориях.

Постановка цели, планирование действий, оценка ситуации и действий, самооценка.

находить в дополнительных источниках и выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, овладение приёмами анализа и синтеза, отбирая нужные сведения, освоение приёмов моделирования.

Умение общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения, побеждать в конкурентной борьбе.

Самовыражение и саморазвитие, освоение социальных норм и правил экологического поведения, участие в общественной жизни школы, формирование ответственного отношения к собственным поступкам. развивать творческой активности.

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, УУД )

достижения планируемых результатов урока

Приветствие. Эмоциональный настрой.

Организация своего рабочего места.

Организовать детей, настроить на работу в группах.

Определение новых понятий

Просмотр презентации, которая показывает различные виды ландшафтов.

Посмотрите на картинки и скажите: В чём сходства и различия показанных пейзажей?

Смотрят, анализируют, делают вывод: на одних фотографиях первозданная природа, не тронутая человеком, а на других, природа, изменённая человеком

Понятие: Ландшафт и виды ландшафта.

Беседа по просмотрен-ному материалу

Предлагает самостоятельно поставить цель урока

Формулируют цель урока: Изучить виды ландшафтов

Изучение понятия: Культурные ландшафты, их виды.

На каждом слайде по 4 картинки одного вида культурного ландшафта, учитель предлагает назвать все эти виды ландшафтов одним словом.

Смотрят, анализируют, делают вывод, называют:

Названы все виды ландшафтов. Овладение приёмами анализа, синтеза и формулирования вывода

Осуществляется учителем я в ходе беседы

Закрепление понятий: ландшафт и его виды

Самостоятельная деятельность в тетради

Учитель предлагает в тетради составить схему: Виды ландшафтов по предыдущей беседе

Работают самостоятельно в тетради, составляют схему.

В тетради схема: Виды ландшафтов

Взаимопроверка схемы. Поднимают руки те, кто правильно составил схему.

Актуализация и проблематизация:проблема состояния школьного ландшафта

Просмотр презентации, беседа

1.Учитель показывает фотографии, просит назвать: где вы видели этот ландшафт?

2.Учитель просит каждого ученика по цепочке высказать свое отношение к показанному ландшафту: нравится, не нравится, чем нравится, чем не нравится.

3. На слайдах городского ландшафта были показаны фотографии придомовых территорий, которые созданы жителями домов. У кого красивые дворы? Кто создаёт эту красоту?

4. Школа – наш второй дом, что мы можем сделать с вами, чтобы изменить школьный ландшафт?

1.Отвечают: Это школьный двор.

2.Высказывают своё мнение: большинству не нравится.

3.Отвечают, что красоту создают сами жители этих домов.

4. Делают предположения: создать клумбы, посадить цветы и т.д.

1.Оценка ситуации. Высказывание собственного мнения.

2.Самовыражение. Осознание проблемы: ненадлежащее состояние школьного ландшафта

3.Формирование представлений о деятельности людей, ведущей к решению экологических и эстетических проблем на различных ландшафтных территориях.

4.Поиск путей решения проблемы, высказывание собственного мнения.

Осуществляется учителем я в ходе беседы.

Создание эскиза части культурного ландшафта на территории пришкольного участка

Работа в группах:

чтение дополнительного материала, беседа, обсуждение в группе, создание эскиза на ватмане, презентация работы группы.

Учитель предлагает ученикам создать проект изменения отдельного участка школьного ландшафта. Инструктаж работы группы, раздача инструктивных карточек.

Ребята выбирают по жребию фотографию отдельного участка школьного ландшафта, наносят его на план местности.

2 Задание: Предложите и обсудите возможные варианты ландшафтного дизайна на вашем участке, выберите один из предложенных. (5 минут)

Задание 3 и задание 4 выполняются одновременно.

3.Задание: На выданный вам ватман схематично нанесите ваш участок с элементами выбранного вами ландшафтного дизайна (что вы выбрали, где это расположите, какого цвета будет ваш ландшафтный дизайн – используйте фломастеры, рисуйте в крупном размере, не мельчите!).

4.Задание: Из предложенных вам цветов для посадки, определите, есть ли такие, которые могли бы быть вами использованы для решения вашего дизайнерского проекта.

Проект ландшафтного дизайна представьте всему классу

Овладение основными навыками нахождения и использования информации Работа в группе. Планирование действий и работа по плану. Умение вступать в диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения, работая в группе. Оформлять свои мысли творчески, в форме рисунка. Создание эскиза ландшафта пришкольного участка. Умение речевого высказывания во время презентации своего продукта.

Защита проектного эскиза.

Определение собственного мнения к созданию и реализации проекта.

1.Учитель просит поднять руки тех, кто осознал, что состояние школьного двора – это проблема.

2. Поднять руки тех, кто может лично помочь решить эту проблему, потратив на её решение своё собственное время и силы.

Отвечают на вопросы учителя, поднимают руки, высказывая своё собственное мнение.

Умение оценивать свою работу и видеть её значимость:

самооценка работы на уроке и оценка своего возможного участия при реализации задуманного эскиза

Оценка количества поднятых рук.

Задание на дом: параграф 53, закончить проект культурного ландшафта пришкольного участка.

Подобрать растения, необходимые для вашего ландшафта (консультация у родителей или учителя биологии, географии)

Изучить место воплощения проекта (рельеф поверхности, размер).

Составить план действий – то, что необходимо сделать на участке до, во время и после создания своего ландшафта.

Определить ресурсы (то, что необходимо для воплощения проекта: семена какие и сколько, земля, краска, камни, щебень и т.д.)

Просчитать стоимость ресурсов (себестоимость проекта)

Выяснить, какую помощь могут оказать родители в реализации вашего проекта.

На следующем уроке заслушаем результаты домашнего этапа проектной работы, подведём итоги двух уроков: проголосуем за проект, наиболее подходящий для реализации вашим классом.


Определение понятия культурный ландшафт довольно сложное. В современной географической науке под культурным ландшафтом понимается ландшафт, появившейся в результате целенаправленной преобразовательной деятельности человека, направленной на удовлетворение тех или иных практических и духовных потребностей.

Первым это понятие начал использовать немецкий учёный-географ Отто Шлютер. Он определял его как единство природных и культурных объектов, доступных для восприятия человеком.

Далее над трансформацией и эволюцией понятия работали такие учёные, как:

  • Карл Зауэр (американский географ, который определял культурный ландшафт как результат взаимодействия человека с природой);
  • Александр фон Гумбольдт;
  • В. И. Вернадский;
  • В. П. Семенов-Тян-Шанский (русские учёные также определяли культурный ландшафт как результат взаимодействия культуры и природы).


Также данное понятие используется ЮНЕСКО для определения тех или иных географических локаций, признанных в качестве объектов культурного наследия человечества.

Основные подходы к изучению культурного ландшафта

В отечественной науке существуют три основных подхода к пониманию понятия культурного ландшафта

которые читают вместе с этой


Название подхода Сущность подхода
Информационно-аксиологический подход


Условия для образования культурного ландшафта

  • Рациональное использование природных ресурсов и природного разнообразия.
  • Воспроизводство и защита природных ресурсов.
  • Осуществления строительных (и иных инженерных) мероприятий, не вступающих в противодействие и противоречие с природой.
  • Оптимизация санитарно – гигиенических условий.

Требования к культурным ландшафтам

Существуют определённые требования к геолокациям, претендующим попасть под это определение:

  • Отсутствие однообразия.
  • Отсутствие так называемых антропогенных пустошей (пустырей, свалок, карьеров).
  • Наличие охраны территории.
  • Постоянно ведущиеся работы по улучшению ландшафта и его сохранению.

Категории и виды культурных (антропогенных) ландшафтов

Есть три основных категории, по которым распределяются все существующие сейчас культурные ландшафты:

  • органически развивающиеся ландшафты (те ландшафты, которые продолжают развиваться и являются наиболее уязвимыми; созданы аборигенными культурами);
  • реликтовые ландшафты (реликтовые, соответственно, это такие, которые больше не развиваются, чей расцвет – уже история; носители культуры, создавшие подобный ландшафт уже исчезли);
  • ландшафты, задуманные и исполненные людьми или целенаправленно созданные (парки, сады);
  • ассоциативные ландшафты (включены в список культурного наследия; памятные места, места творчества известных людей и т. д.).

В настоящее время учёные выделяют пять видов культурных (антропогенных) ландшафтов:

  • лесные (вторичные лесные посадки или искусственные леса)
  • водные (искусственные озёра, водохранилища)
  • сельскохозяйственный или аграрный (возделанные поля);
  • промышленный (заводы, фабрики, дороги);
  • городской или селитебный (инфраструктура любого населённого пункта, от маленького посёлка до мегаполиса).

Культурный ландшафт: примеры


Таким образом, примерами культурного ландшафта будет все, что когда бы то ни было создано людьми: парки (например, Версаль во Франции), объекты культурного-этнического наследия (например, Великая китайская стена), современные города и города с историей (например, культурный ландшафт долины реки Орхон, где когда-то располагалась столица Монгольской империи – город Каракарум, бывший центром огромной страны), заводы, дороги, проложенные людьми.


Рис 3. Культурный ландшафт долины реки Орхон

Культурные ландшафты России

Изучением культурных ландшафтов России занимался российский географ В. Л. Каганский. Именно он создал целое описание всех имеющихся на сегодняшний день ландшафтов.

К реликтовым и развивающимся ландшафтам России можно отнести развалины древних городищ, архитектурные комплексы монастырей, дворянских усадеб, Кремлей, сохранившихся в разных городах (Казань, Нижний Новгород, Москва).

К целенаправленным ландшафтам относится знаменитый Петергоф – дворцово-парковый ансамбль, созданные во времена императора Петра I. Его также можно классифицировать как ассоциативным ландшафтам.


Рис 4. Петергоф – пример целенаправленного и, одновременно, ассоциативного ландшафта

Что мы узнали?

Ландшафт природный и ландшафт культурный – вещи разные, но сочетающиеся друг с другом. Так, согласно конвенции ЮНЕСКО, тайга также является культурным ландшафтом.

Более подробно о культурном ландшафте можно узнать на уроках географии в 6 классе.

Читайте также: