Конспект урока структурная организация живых организмов

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Макарова Оксана Сергеевна

Организация: МАОУ Фабричная СОШ

Населенный пункт: п. Фабричное

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. усвоение новых знаний и умений, формирование практических умений и навыков

Вид урока: традиционный.

Цели:

Образовательная: формирование целостного представления о клетке как элементарной структурной и функциональной единице, выполняющая все свойства живого.

Воспитательная: раскрыть единство всех живых организмов на Земле на клеточном уровне.

Развивающая: отработка умений выделять основное; обобщать, сравнивать и анализировать ранее полученные выводы.

Задачи: 1. повторить, обобщить и систематизировать знания о клетке.

2. Доказать, что клетка – структурная и функциональная единица живого, в которой всё взаимосвязано.

3. Сравнить строение растительной и животной клеток.

4. Показать возможность использования компьютерных технологий в преподавании биологии.

Ход урока:

Здравствуйте! Сегодняшний урок я хочу начать со слов В.Брауна

«Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем растут новые ветви, увеличивается толщина ствола. Поэтому я желаю Вам, чтобы Ваши знания, потенциал и возможности увеличивались и преумножались.

Садитесь на свои места.

Живая природа представляет собой сложно организованную иерархическую систему. Ученые – биологи на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой материи.

Назовите их, пожалуйста?

Учитель: Правильно. Выделение уровней организации живой материи позволяет наиболее плотно характеризовать отдельные проявления жизнедеятельности организмов. Ученые доказали, что основа всех явлений жизни это межмолекулярное взаимодействие органических соединений.

Учитель: Скажите, а что является наименьшей структурной и функциональной единицей?

Учащиеся отвечают: клетка.

Учитель: Правильно. Именно на клеточном уровне в биологии начинается изучение вопросов строения и жизнедеятельности, функции, отличия и специализация клеток и происхождение организмов на Земле.

Учитель: Итак, какова тема урока?

КЛЕТКА – СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО (учитель записывает тему на доске)

Учитель: Ребята, по данным рисункам попробуйте сформулировать задачи урока? (учитель использует учебные плакаты)

КЛЕТКА - СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА ЖИЫВОГО.

Клетка - элементарная единица живой системы. А почему ее называют элементарной?

Учащиеся отвечают: т.к. в природе нет более мелких систем, которым были бы присущи все без исключения свойства живого.

Учитель: назовите свойства живого?

Ответы учащихся, учитель показывает слайды презентации.

Учитель: Скажите, а все ли живые организмы имеют клеточное строение?

Ответы учащихся: Вирусы не имеют клеточного строения.

Учитель: На какие две группы по строению можно разделить клетки?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Выделяют 2 уровня клеточной организации и соответственно две группы клеток:

  1. Прокариотические (безъядерные)
  2. Эукариотические (ядерные)

Учитель показывает слайд презентации.

Учитель: Чем отличаются друг от друга прокариоты и эукариоты?

Учащиеся работают с учебником и выделяют основные особенности отличия эукариот от прокариот.

Учитель: Каждая клетка может обмениваться веществами и энергией с внешней средой, она может расти и размножатся. Внутреннее строение клеток очень сложно, т.к. клетка выполняет функции в одноклеточном и многоклеточном организме.

Любая клетка эукариотического одноклеточного или многоклеточного организма имеет связанные между собой части: цитоплазма и ядро, все это объединяет в элементарную живую систему.

Учитель: Давайте вспомнить, что из себя представляет растительная и животная клетка.

(учащиеся вспоминают материал 5 класса, работают с раздаточным материалом, работают с рисунками учебника)

Физминутка (Упражнения в ходьбе на месте)

1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Учитель: (демонстрация слайдов растительная и животная клетка) Какие клеточные структуры Вы видите?

Учитель: Снаружи каждая клетка покрыта плазматической мембраной. Внутри клетки находится цитоплазма, в которой расположены ядро (у эукариот), ядерное вещество (у прокариот) и другие органоиды: рибосомы, митохондрии, лизосомы и др.

Учитель: Какие органоиды встречаются только в растительной клетке?

Закрепление материала: тест

  • К органоидам клетки относятся:
    • а) углеводы
    • б) белки
    • в) митохондрии
    • г)
    • глюкоза
    • а) живые организмы, в клетках которых содержится ядро
    • б) живые организмы, в клетках которых отсутствует ядро
    • в) бактерии
    • г)вирусы
    • А) органоид
    • Б) клетка
    • В) граны
    • Г) кристы

    (учащиеся проверяют тест друг у друга)

    Физминутка (гимнастика для глаз)

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

    Учитель: Предлагают Вам немного поиграть.

    (демонстрация Кубик Блума)

    (Вопросы к Кубику Блума: Назови: органоиды прокариот, свойства живого, почему: клетка единица живого, для чего нужны уровни организации живой материи.

    Придумай: что было, если бы мы не знали о клетке, как будет развиваться клетка спустя 200 лет.

    Предложи: профессии, где можно использовать знания темы нашего урока; в какую область изучения ты бы применил знания сегодняшнего урока.

    Объясни: ты действительно думаешь, что эукариоты отличаются от прокариот;

    Поделись: что ты запомнил с сегодняшнего урока; темой урока)

    Учитель: Итак, давайте подведем итог урока. Чем мы сегодня занимались.

    Домашнее задание: п. 25 – повторить, п.29 вопросы в конце устно., записи в тетради.

    Клетка является структурной и многофункциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Сегодня на уроке вы должны обобщить и систематизировать знания, полученные по теме: “ Структурная организация живых организмов”.

    Эпиграфом нашего урока будут слова великого немецкого поэта и естествоиспытателя Гёте: “Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю”

    В течение урока будут учитываться индивидуальные результаты, и результаты всей команды. Каждый ученик должен получить оценку за урок. Девизом нашего урока будут слова: “Прикинем, представим, найдем”.

    3. Работа в группах:

    • Разминка по 10 вопросов команде (максимальная оценка 10 баллов) (Приложение №1)
    • Экспериментальный этап – по рисункам клеток назвать органоиды (максимальная оценка 6 баллов)
    • Третий лишний (максимальная оценка 6 баллов. Приложение №2)
    • Заполнение таблиц – 1 команда биосинтез белка, 2 команда энергетический обмен (максимальная оценка 10 баллов)
    • Установление соответствия органоид – функция (максимальная оценка 7 баллов)
    • Решить задачу: фрагмент участка нити ДНК составить комплементарный участок , участок и-РНК, т- РНК; энергетический обмен в клетке

    Представьте себе, что вы находитесь внутри клетки, увеличенной электронным микроскопом в миллион раз. Что же вас окружает?

    4. Подведение итогов

    Команда и каждый ученик команды получает оценку за урок.

    Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из детей, но главные оценки поставит жизнь за то, как они воплотят свои знания, в том числе и те, которые получат на уроке.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    План – конспект открытого урока в 10 классе.

    Тема урока : Структурная организация живых организмов.

    Цель урока : углубление знаний о многообразии и структурной организации организмов, относящихся к одно- и многоклеточным.

    Образовательная : формирование представлений учащихся об организме как о целостной системе на основе обобщения знаний и взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей и органов.

    Развивающая : продолжить формирование умений работать с учебником, выделять главное, сравнивать, обобщать.

    Воспитательная : воспитывать интерес к биологии, любознательность, продолжить экологическое воспитание, использовать знания на практике.

    Тип урока : урок изучения нового материала.

    I . Организациооный момент.

    III . Актуализация знаний . -Вспомните и назовите признаки живых организмов: клеточное строение. - обмен веществ, превращения энергии, -рост, -развитие и размножение, -наследственность и изменчивость.

    IV . Изучение нового материала. Сегодня мы остановимся на структурной организации живого организма.- Откройте учебник на стр. Найдите в учебнике информацию о том, на какие группы можно разделить организмы? Запись в тетради: 1. Одноклеточный 2. Многоклеточные 3. Колониальные.

    Проблема: в чем существенное отличие клеток одно- и многоклеточных организмов?

    Тело одноклеточного состоит из одной клетки, которая является самостоятельным целостным организмом, обладает всеми его функциями. Так каким образом клетка функционирует как самостоятельный организм? Ответ на этот вопрос учащиеся самостоятельно находят в тексте параграфа и заносят данные в таблицу, работая в парах.

    С повышением уровня сложности организма число различных типов клеток в нем увеличивается. Благодаря специализации клеток возрастают функциональные способности организмов. Дифференцировка клеток приводит к формированию у растений и животных (кроме губок и кишечнополостных) тканей. Ткань — это система межклеточного вещества и клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одинаковые функции. Из тканей формируются органы. В состав органа входит несколько типов тканей, связанных структурно и функционально, но обычно один из них преобладает. Органы, выполняющие общие функции, образуют системы органов и живой организм (любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое).

    Итак, на данном этапе мы можем самостоятельно обозначить структурную организацию живых организмов.

    Предлагается составить схему у доски по звену:

    Однако, не смотря на единый принцип организации, живые организмы различных царств отличаются друг от друга. Такой вывод мы можем сделать из результатов заполненной выше таблицы. А также при дальнейшем изучении параграфа. Растения имеют след. Типы тканей: … А животные …

    Проблемный вопрос. Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного. Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно. Т.к. живой организм состоит из взаимосвязанных частей и является единым целым.

    При этом все процессы жизнедеятельности проходят под контролем регуляторных систем. Благодаря этому сложный многоклеточный организм функционирует как единое целое.

    Таким образом, в многоклеточном организме все клетки, ткани, органы и системы органов взаимодействуют друг с другом, слаженно функционируют, благодаря чему организм представляет собой целостную биологическую систему.

    V . Физкультминутка.

    VI . Закрепление. Ответим на поставленные в самом начале урока вопросы - В чем сходство и принципиальное отличие между одноклеточными и многоклеточными организмами? Сходство: 1)состоят из клеток; 2)способность клеток к делению. Отличия: У одноклеточных клетка- самостоятельный организм. Ведет себя и функционирует как самостоятельный организм. У многоклеточных организмов 1 клетка выступает лишь как часть сложного организма, она приспособлена к выполнению только определенной функции. Отдельные клетки становятся зависимыми от остальных, а состояние всего организма зависит от согласованной деятельности всех клеток. .). Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми? (им характерны свойства живого – рост, развитие, питание; и они имеют общую структуру организации) . Каким образом сложный многоклеточный организм функционирует как единое целое? (все процессы жизнедеятельности проходят под контролем регуляторных систем, Таким образом, в многоклеточном организме все клетки, ткани, органы и системы органов взаимодействуют друг с другом, слаженно функционируют, благодаря чему организм представляет собой целостную биологическую систему).

    Назовите уровни организации живого, выполнив следующее задание.

    Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня - Наименьшая часть любого живого организма – это . - Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует . - Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это . - Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют - Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться .

    Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного. На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы. Таким образом, мы смогли доказать, что живой организм – единое целое.

    Биология – наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих; изучает все проявления жизни, строение и функционирование живых существ, а также их сообществ, их взаимосвязи между собой и с неживой природой.

    Биологическая система - самообновляющиеся, самовоспроизводящиеся и саморегулирующиеся на основе потоков вещества, энергии и информации структуры; состоит из подсистем низшего уровня и является подсистемой высшего уровня.

    Уровни организации биосистем – это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого. Различают молекулярно-генетический, клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный уровни.

    Особь – самостоятельно существующий организм.

    Вид – группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство; основная структурная единица биологической систематики живых.

    Популяция — структурная единица вида, совокупность особей (организмов) одного вида, которые населяют определённую территорию и взаимодействуют друг с другом.

    Экосистема — это совокупность совместно обитающих популяций разных видов и среды их обитания, объединённых потоками вещества и энергии. Основа экосистемы — растения и/или бактерии, которые создают первичное органическое вещество в результате процессов фотосинтеза или хемосинтеза.

    Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

    Естествознание. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017.: с 84-87.

    Электронные ресурсы:

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Живой мир необычайно разнообразен. В настоящее время описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1,6 млн. животных, более 3 тыс. видов микроорганизмов. И ещё порядка двух миллионов видов ждут своего открытия учёными.

    В задачи биологии входит выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия форм жизни.

    Дать полное определение сущности жизни на современном этапе развития науки ещё очень сложно. В настоящее время мы можем лишь наблюдать и фиксировать факты проявления этого феномена. Жизнь – это качественно особая форма существования материи. Важно познакомиться с различными подходами к определению сущности жизни, чтобы осознать всю сложность данного феномена.

    Каждый организм независимо от сложности устройства представляет собой совокупность упорядоченно взаимодействующих структур, образующих единое целое, т.е. является системой. Отметим, что именно целое, а не сумма частей! Поскольку целое определяет новое свойство, которого не было у отдельных компонентов. При этом системы могут состоять из более мелких систем и сами входить в свою очередь в системы большего масштаба. Такая системность и иерархичность устройства является основным в организации и существовании жизни.

    При этом не существует организмов, которые не взаимодействовали бы с окружающей средой, не обменивались с ней энергией и веществом. Именно эта особенность позволяет организмам поддерживать свою целостность (упорядоченность) и выполнять свои функции. При этом организмы имеют возможность обмениваться информацией и реагировать на изменения условий окружающей среды – это свойство получило название раздражимость (не путать с раздражительностью!).

    Особо обратим внимание, что отличительной характеристикой биологических систем от всех других является самостоятельность организации и протекания всех процессов жизнедеятельности, хранение и передача информации о своей структуре и функциях. Эти механизмы одинаковы для всех живых организмов, что позволяет сделать вывод о единстве всего живого.

    Таким образом, биологическую систему можно определить как самообновляющиеся, самовоспроизводящиеся и саморегулирующиеся на основе потоков вещества, энергии и информации структуры, состоящей из подсистем низшего уровня и являющейся подсистемой высшего уровня.

    Выделяют следующие уровни организации биосистем: молекулярно-генетический, организменный (онтогенетический), популяционно-видовой, экосистемный. Для удобства изучения фундаментальных уровней организации биосистем выделяют более мелкие уровни организации. К группе микросистем относят молекулярный и клеточный, к мезосистемным – тканевой, органный и организменный, к группе макросистем – популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный уровни. Каждая биологическая система принадлежит к определённому уровню организации. Существование жизни на каждом последующем уровне определяется структурой более низшего уровня, что определяется как иерархичности живого.

    Молекулярный уровень – это самый низший уровень, здесь проходит граница между живым и неживым. Этот уровень представлен системами в формате макромолекул – биополимеров, которые участвуют в построении всех живых организмов. Нуклеиновые кислоты, построенные из пяти азотистых оснований и двух моносахаров; белки построены в основном из 20 стандартных аминокислот –, которые присущи только живым организмам, но сами по себе не могут считаться живыми, т.к. не обладают всеми свойствами живого.

    Клеточный уровень – характеризуется единством структурной организации всех живых организмов, которое заключается в том, что существует некая структура, отделяющая внутреннюю среду клетки от внешней; система внутренней среды, которая отвечает за выполнение всех жизненных функций клетки, генетический аппарат. Клетка – низшая система, которой присущи все свойства живого.

    Органно-тканевой уровень возникает вместе с появлением многоклеточных организмов, обладающих дифференцированными клетками, которые объединяются в ткани. Различные ткани сочетаясь составляют структуры, выполняющие определённые жизненные функции – органы. Системы органов образуют в свою очередь целостные многоклеточные организмы.

    Организменный уровень. Разнообразие организмов, относящихся к одному или разным видам, - следствие не разнообразия дискретных единиц низшего порядка, а все усложняющихся их пространственных комбинаций., обуславливающих новые качественные особенности. При этом каждая особь – организм как целое – имеет свои отличительные черты. Это относится и к многоклеточным и к организмам представленных одной клеткой.

    Популяционно-видовой уровень – первая надорганизменная макросистема, компонентами которой являются особи одного вида (сходные по совокупности критериев вида). Вид в целом в форме популяций выполняет роль биотических компонентов биогеоценозов. Популяция – единица эволюции, Именно в ней происходят эволюционные процессы.

    Биогеоценотический (от греч. биос – жизнь, геос – Земля, ценоз – общий), экосистемный уровень – исторически сложившиеся на определённой территории устойчивые сообщества популяций разных видов, связанных между собой и с окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.

    Биосферный уровень (от греч. биос – жизнь, сфера – шар). Это высший уровень организации жизни на нашей планете, где компонентами выступают не отдельные участки поверхности Земли и отдельные популяции, а в единстве оболочек Земли (водной, газовой, каменной) и живого, способного трансформировать космическую энергию Солнца в различные виды (химических связей, тепловую, механическую, электрическую и т.д.).

    Все многообразие жизни обнаруживает единство, проявляющееся в иерархичности системной организации живой природы. Взаимосвязь и взаимообусловленность существования живого и неживого на планете Земля обусловлены постоянными потоками энергии, информации и вещества.

    Законы функционирования биосистем более высоких уровней не отменяют те, которые характерны для систем более низкого уровня.

    Жизнь в целом и человека в частности на планете Земля – явление космическое, уникальное, обусловленное множеством закономерных факторов, но главным является приток энергии извне. Существование биологических систем разных уровней организации без притока энергии невозможно.

    Современные биосистемы различных уровней сформировались в результате достаточно длительного периода их эволюции и планеты в целом - пренебрежение человеком, в процессе хозяйственной деятельности, знаниями о законах функционирования природы может привести к нарушениям в работе биосистем.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

    Задание 1. Расположите в правильной последовательности биосистемы различных уровней от низшего к более высокому:

    Организм; ткань; макромолекулы; орган; клетка; система органов

    Ответ: макромолекулы – клетка – ткань орган – система органов - организм

    Пояснение: последовательность отражает иерархию живого.

    Задание 2. Найдите ошибку (ошибки) и вычеркните их.

    Уровни организации биосистем:

    • Атомный уровень;
    • молекулярно-генетический уровень;
    • клеточный уровень;
    • человеческий уровень;
    • органно-тканевой уровень;
    • организменный уровень;
    • популяционно-видовой уровень;
    • инстинктивный уровень;
    • экосистемный (биогеоценотический) уровень;
    • биосферный уровень;
    • молекулярно-генетический уровень;
    • клеточный уровень;
    • органно-тканевой уровень;
    • организменный уровень;
    • популяционно-видовой уровень;
    • экосистемный (биогеоценотический) уровень;
    • биосферный уровень;

    Пояснение: уровни отражают иерархию биологических систем. Уровень атома – это физическая система, инстинктивный уровень связан с поведенческими характеристиками и не могут выступать уровнем в иерархии биосистем; человеческий уровень (вероятно, уровень человеческого организма)– человек является частью иерархии биосистем.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Тема и номер урока в теме Многообразие живого и наука систематика. Урок 1.

    Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.

    Цель урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни.

    1).продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;

    2). рассмотреть особенности живых организмов;

    3).формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

    4).формировать основные биологические понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера (живое, косное и биокосное вещество), уровень организации;

    Развивающие:

    1).формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

    2).формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

    3).развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

    Воспитательные:

    1). воспитывать ценностное отношение к жизни, к живым организмам.

    Тип урока урок открытия нового знания

    Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интернет, учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, комнатные растения, гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, муляжи грибов, картинки бактерий и животных, раздаточные материалы.

    Ожидаемые результаты:

    Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:

    Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

    Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

    Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

    Метапредметными результатами изучения темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД

    Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

    Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

    Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

    Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

    Познавательные УУД

    Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

    Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.

    Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

    Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

    Вычитывать все уровни текстовой информации.

    Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

    Коммуникативные УУД

    Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

    – определять роль в природе различных групп организмов;

    – объяснять мир с точки зрения биологии:

    – перечислять отличительные свойства живого;

    – различать признаки основных групп живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные);

    – определять основные органы растений (части клетки);

    – понимать смысл биологических терминов;

    Словарь: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера (живое, косное и биокосное вещество), уровень организации.

    Структура и ход урока представлены в технологической карте урока (таблица 1).

    Читайте также: