Культурное пространство российской империи в 19 веке конспект

Обновлено: 07.07.2024

материалы к уроку истории 8 класса по теме "Культура первой половины XIX века" включают в себя презентацию к уроку, конспект урока и дополнительные материалы для докладов учащихся о деятелях культуры первой половины 19 века.

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

8 класс - история.

Учитель: Паластрова Татьяна Геннадьевна.

Тема: Культура России первой половины 19 века.

Литература, театр и музыка в первой половине 19 века.

Дать представление о причинах подъёма русской культуры первой половины Х1Х века;

Задачи: познакомить с понятиями и терминами: классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм;

рассмотреть направления культуры, познакомиться с выдающимися творениями этого периода в области литературы, театра и музыки, воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к деятелям культуры.

Тип урока – комбинированный

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, рабочий лист, тесты

Приветствие, проверка отсутствующих, эмоциональный настрой.

1.Литература и журналистика.

3.Введение в новый материал.

Историки полагают, что на формирование культуры этого периода существенно влияли:

  • Дальнейшее разложение феодально-крепостнической системы и вызревание капиталистического уклада;
  • Активизация общественного движения;
  • Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, которые способствовали формированию передовых взглядов русского общества;
  • Рост национального самосознания.

Характерной чертой русской культуры является её демократизация.

4.Работа по теме урока.

1) Литература и журналистика

Первая половина Х1Х в. Для русской литературы и искусства – это прежде всего, быстрая смена художественных ценностей, методов, течений. Открытость культуры и способность к изменению была удивительна. Словесность впитывала всё новое, что рождалось в России, приходило из Европы.

Давайте разделимся на три творческие группы. Представьте себе, что вы создали три литературных салона в соответствии с теми художественными стилями, которые были распространены в России в первой половине Х1Х века.

Задание для первой группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев сентиментализма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент одного из произведений данного направления

Задание для второй группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев романтизма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент одного из произведений данного направления.

Задание для третьей группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев реализма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент одного из произведений данного направления.

Проверка выполнения задания.

Презентация рабочих групп.

Первая половина Х1Х века явилась также временем становления русской журналистики.

- Слушая мой рассказ, выделите характерные черты журналистики первой половины Х1Х в.

Ф.В.Булгарин впервые ввел в практику газетный фельетон и отдел рекламы. Чиновники России зачитывались этой газетой и верили ей безоговорочно.

(Проверка выполнения задания)

В начале 19 века ярче всего расцветает жанр песни-романса, доступный широким слоям слушателей и любимый ими. Именно романс ввёл в классическую музыку специфическую интонацию и мелодику. Песни и романсы А.Е.Варламова, А.Л.Гурилёва, А.А.Алябьева мелодичностью и безыскусной простотой приобщили к музыкальной культуре многих.

Начало новой эры в развитии русской музыки связано с именем Михаила Ивановича Глинки.

- Что нового он внёс в русскую культуру?

- Что нового он привнёс в русскую музыку?

Настоящий переворот произошел в эти годы и в русском театре. Он связан с деятельностью пледы замечательных актеров Большого Драматического и Малого театров в Москве, и Александринского театра в Санкт-Петербурге.

5. Подведение итогов .

1. Соотнести направления и их определения

А. направление обращенное к чувствам и переживаниям людей.

В. это направление объективно, правдиво отражало реальность

С. Направление отличалось повышенным интересом к самобытности , традициям отечественной истории , утверждении сильной, раскрепощенной личности.

А) П.А. Федотов В) В.А. Каратыгин С) М.С.Щепкин

А) В.А. Жуковский В) М.И. Глинка С) А.Ф. Львов

4. Соотнести направления и литературные произведения

5. Соотнести города и находящиеся в них театры.

А. Большой драматический театр

В. Александринский Театр

Задание для первой группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев сентиментализма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

Задание для второй группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев романтизма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент одного из произведений данного направления (инсценировка отрывка из произведения «Бедная Лиза).

Задание для третьей группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев реализма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент одного из произведений данного направления.

Разгадывание кроссворда на доске

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждою, труда.

О, нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он в тайне милости творит.

Украйна глухо волновалась.

Давно в ней искра разгоралась.

Друзья кровавой старины

Народной чаяли войны,

Роптали, требуя кичливо,

Чтоб гетман узы их расторг.

И Карла ждал нетерпеливо

Их легкомысленный восторг.

Вокруг Мазепы раздавался

Мятежный крик: пора, пора!

Но старый гетман оставался

Послушным подданным царя Петра.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса сильные верхушки –

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постай-ка, брат мусье;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

Оригинальность, своеобразие, непохожесть. Термин применяемый в отношении русской культуры.

В архитектуре и скульптуре , как и в 18 веке, преобладает классицизм. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Особенность – использование желтого цвета зданий, у колонн белого (современники называли этот стиль унылым). Мы же восхищаемся до сих пор!

  • Здание Манежа (после пожара восстановлено) – Осип Иванович Бове
  • Здание Большого театра – О.И. Бове
  • Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на красной площади – Иван Петрович Мартос

К счастью величественный образ СПб, созданный талантливыми скульпторами 19 века дошел до наших дней почти нетронутым. Москва же имела свой особый колорит.На ее кривых улочках сосуществовали здания разных эпох, много деревянных застроек. Даже пожар 1812 года не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше зданий, чем в СПб зданий в стили классицизма. В основном это уютные особняки и усадьбы. Но и в Москве, и в СПб творили талантливые архитекторы.

Самостоятельная работа в микро-группах. Задание6 выделить направление живописи, дать краткую характеристику, назвать представителей этого направления и их картины. Заполнить таблицу.

Текст. Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.

Три имени открывают русскую живопись XIX столетия — Кипренский, Тропинин, Венецианов. У всех разное происхождение: незаконнорожденный помещичий чин, крепостной и потомок купца. У каждого свое творческое устремление — романтик, реалист и "деревенский лирик".

Работа в парах, взаимопроверка.

  1. Направление в архитектуре первой половины XIX века

А) Барокко В) Классицизм С) Рококо

2. Архитектор Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге

А) А. Монферран В) О. Бове С)А. Захаров

А) В.А. Тропинин В) О.А. Кипренский С) К.П. Брюллов

А. должно строиться на основании строгих канонов, стройность и логичность самого мироздания

В. это направление объективно, правдиво отражало реальность

С. Изображение сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы

А) П.А. Федотов В) В.А. Каратыгин С) Н.В. Гоголь

А) В.А. Жуковский В) М.И. Глинки С) А.Ф. Львов

Ответы: 1-в 2-а 3-с 4-1в2с3а 5-в 6-ас

  1. Домашнее задание, параграф 27
  2. Итоги урока. Оценки

Первая половина 19 века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимися развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознание народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Начало 19 века – время культурного подъема России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России.

Предварительный просмотр:

4 августа 1787 года - 22 февраля 1851 года

Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец Александр Васильевич (1746-1822) служил вице-губернатором. Мать, Анна Андреевна (умерла в 1813 году) , была дочерью Андрея Ивановича Новикова и Авдотьи Ионовны Григоровой.

В 1823 Алябьев вышел в отставку в чине подполковника "с мундиром и полным пенсионом". Живя попеременно в Москве и Петербурге он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В доме драматурга А. Шаховского он встречался с Н. Всеволожским - организатором литературного общества Зеленая лампа; с И. Гнедичем, И. Крыловым, А. Бестужевым. В Москве на вечерах у А. Грибоедова музицировал с А. Верстовским, братьями Виельгорскими, В. Одоевским. Алябьев участвовал в концертах как пианист и певец (прелестный тенор), много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки. В 1822 г. в Петербурге и Москве с большим успехом состоялись постановки его первой оперы "Лунная ночь, или Домовые" (либр. П. Муханова и П. Арапова) и написанной в сотрудничестве с А. Н. Верстовским оперы-водевиля “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 20-е гг. на сценах московских и петербургских театров появляются водевили М. Загоскина, П. Арапова, А. Писарева с музыкой Алябьева ("Деревенский философ" (1823, Москва), "Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты" (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой; 1825, Большой театр, Москва, бенефис Д. С. Ришард), "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки" (1825, совм. с комп. Ф. Е. Шольцем и А. Н. Верстовским) и др). В январе 1825 вместе с Верстовским Алябьев пишет музыку к прологу “Торжество муз” М. А. Дмитриева, прозвучавшему на торжественном открытии Большого театра.

Алябьев пишет своё самое знаменитое произведение - романс "Соловей". Тогда же им был сочинен комический балет "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (судя по названию, - продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле "Маковеца, 1818), балет был поставлен в 1827 в Московском Большом театре (балетмейстер Ф. Бернаделли).

24 апреля 1842 года Алябьеву, находившемуся в столице полулегально, было высочайше предписано выехать на жительство в Коломну, куда композитор с женой отправился 16 мая.
Александр Александрович Алябьев умер 22 февраля 1851 года, а 24 февраля скончался его двоюродный брат Николай Петрович Новиков. Братьев похоронили в Симоновом монастыре у церкви близ северной ограды, рядом с отцом и матерью композитора, братьями матери Нилом и Петром Новиковыми, а также ее сестрой Натальей Стрекаловой. Эпитафии на памятниках А.В.Алябьеву и П.А.Новикову принадлежали перу Н.Д.Иванчина-Писарева.

Симонов монастырь разрушили в 1930 году. Вместе с ним исчезли могилы композитора и его жены.

Во время правления Александра 1 была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные училища,далее следовали четырёхклассные гимназии и . наконец в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведений.

В 19 веке наука в России стремительно развивалась. Русские ученые сделали ряд замечательных открытий, заложив основу многому тому, что используют нынешние современники. Мировую известность приобрели математик Чебышев, физики Столетов и Лебедев.

Величайшим достижением русской науки 19 века стало открытие Менделеевым периодической таблицы химических элементов. Глубокие исследования в сфере органической химии провел Бутлеров. Больших успехов в изучении психологии добились Сеченов и Павлов. Мечников работал в сфере бактериологии.

Особых успехов в 19 веке добились русские ученые географы. Пржевальский изучал Центральную Азию, а Миклухо – Маклай Океанию. Дальше 19 век, в истории русской науки знаменуется техническими открытиями. Усилиями Яблочкова и Лодыгина в российской Империи появляются лампочки, а Попов подарил русскому народу радиоприемник.

расцвет классицизма. яркие представители, такие, как Ф. А. Бруни. Одной из самых известных картин этого творца, над которой он работал тридцать пять лет, является картина “Медный змий”. Это произведение, стало одним из самых сенсационных в то время.В тридцатые годы, в живописи 19 века наблюдается постепенный переход от классицизма, к романтическому направлению. Это выражается в работах О.А.Кипренского.Ещё одним талантливым портретистом девятнадцатого века, являлся В. А. Тропинин. Этот творец любил простоту в портретах. Тропинин изображал людей, которые занимались каким-либо занятием, что у него выходило по-простому талантливо.Также, русский классицизм существенно разбавил романтизмом известный российский художник К. П. Брюлов. Этот художник старался писать по-своему. Его картины выходят за рамки стандартного академизма. Он любил писать парадные портреты, которые его и прославили. Живопись в этот период характеризуется одновременным развитием многих жанров и направлений.

Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры и в особенности ее монументальных форм. Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры.

К высшим достижениям русской и мировой скульптуры этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина. Шубин создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных деятелей своего времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал их индивидуальный и социальный облик. Шубину принадлежат известные портреты: Ломоносова, Павла I, Екатерины II.

Архитектура 19 века в России ознаменовала себя тем, что русский классицизм уступает место направлению под названием эклектика или историзм. Суть нового стиля заключается в неком подражании древнерусскому искусству, ренессансу, готике и барокко. Наиболее знаменитыми архитектурными сооружениями того времени являются: Большой Кремлевский дворец, а также храм Христа Спасителя, которые были построенные в русско-византийском стиле К. Тоном.
Русская архитектура 19 века представлена многочисленными фабриками, вокзалами и пассажами. Каждое сооружение поражает новизной композиции, новыми функциями, использованием различных конструкций из металла и стекла. Долгие годы, с легкой руки архитекторов, которые работают в стиле модерн, понятие архитектура в России 19 века ставились под сомнение.




Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

Предположите, какие исторические события могли повлиять на культуру империи во второй половине XIX века?

Война с Наполеоном, образование северного и южного общества декабристов,отмена крепостного права,русско-турецкая война , убийство Александра 2 народниками.

№ 2

Ярким явлением в истории науки была Софья Васильевна Ковалевская (1850—1891). Еще в ранней юности она обнаружила незаурядные математические способности. Но российские университеты были закрыты для женщин, и она уехала за границу. Там она получила степень доктора наук, стала профессором Стокгольмского университета, где прочитала ряд блестящих курсов по математике. Труды Ковалевской получили мировое признание.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839—1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859—1905)

XIX век заложил основы для развития науки 20-го столетия. Именно XIX век создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время.

Какая наука развивалась активнее всего и почему?

Крупнейшие экспедиции российских путешественников

1803-1853гг.Судами русского парусного флота совершено шестьдесят кругосветных плаваний.

1804г.На о. Ситха основан Новоархангельск — резиденция главного правителя российских владений в Северной Америке.

1867г. Царское правительство продало США владения Российско-Американской компании — Аляску и Алеутские острова.

ПЕРВОЕ РУССКОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ И. Ф. КРУЗЕНШТЕРНА

В августе 1802 г. Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, целью которой была доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана близ русских владений.

26 сентября (8 октября) 1804 г. Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки, а в апреле 1805 г., после бесплодных переговоров миссии с японским правительством, вновь отправился на Камчатку. Во время плавания Крузенштерн снял и нанёс на карту восточный берег Сахалина от залива Анива до мыса Терпения; описал южные берега Камчатки, провёл гидрологические измерения; сделал описания быта, нравов обитателей Сахалина, Камчатки; собрал и систематически изложил сведения о торговле Японии и Китая.

В 1806 г. шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан. Обойдя с севера Великобританию, в июле — августе 1806 г. экспедиция возвратилась в Кронштадт, пробыв в плавании 3 года и 12 дней.

№3

Подпишите портреты писателей

1)Николай Алексеевич Некрасов 2)Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 3)Николай Гаврилович Чернышевский

№1

Во время правления Александра 1 была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные училища,далее следовали четырёхклассные гимназии и . наконец в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведений.

В 19 веке наука в России стремительно развивалась. Русские ученые сделали ряд замечательных открытий, заложив основу многому тому, что используют нынешние современники. Мировую известность приобрели математик Чебышев, физики Столетов и Лебедев.

Величайшим достижением русской науки 19 века стало открытие Менделеевым периодической таблицы химических элементов. Глубокие исследования в сфере органической химии провел Бутлеров. Больших успехов в изучении психологии добились Сеченов и Павлов. Мечников работал в сфере бактериологии.

Особых успехов в 19 веке добились русские ученые географы. Пржевальский изучал Центральную Азию, а Миклухо – Маклай Океанию. Дальше 19 век, в истории русской науки знаменуется техническими открытиями. Усилиями Яблочкова и Лодыгина в российской Империи появляются лампочки, а Попов подарил русскому народу радиоприемник.

расцвет классицизма. яркие представители, такие, как Ф. А. Бруни. Одной из самых известных картин этого творца, над которой он работал тридцать пять лет, является картина “Медный змий”. Это произведение, стало одним из самых сенсационных в то время.В тридцатые годы, в живописи 19 века наблюдается постепенный переход от классицизма, к романтическому направлению. Это выражается в работах О.А.Кипренского.Ещё одним талантливым портретистом девятнадцатого века, являлся В. А. Тропинин. Этот творец любил простоту в портретах. Тропинин изображал людей, которые занимались каким-либо занятием, что у него выходило по-простому талантливо.Также, русский классицизм существенно разбавил романтизмом известный российский художник К. П. Брюлов. Этот художник старался писать по-своему. Его картины выходят за рамки стандартного академизма. Он любил писать парадные портреты, которые его и прославили. Живопись в этот период характеризуется одновременным развитием многих жанров и направлений.

Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры и в особенности ее монументальных форм. Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры.

К высшим достижениям русской и мировой скульптуры этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина. Шубин создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных деятелей своего времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал их индивидуальный и социальный облик. Шубину принадлежат известные портреты: Ломоносова, Павла I, Екатерины II.

Архитектура 19 века в России ознаменовала себя тем, что русский классицизм уступает место направлению под названием эклектика или историзм. Суть нового стиля заключается в неком подражании древнерусскому искусству, ренессансу, готике и барокко. Наиболее знаменитыми архитектурными сооружениями того времени являются: Большой Кремлевский дворец, а также храм Христа Спасителя, которые были построенные в русско-византийском стиле К. Тоном.
Русская архитектура 19 века представлена многочисленными фабриками, вокзалами и пассажами. Каждое сооружение поражает новизной композиции, новыми функциями, использованием различных конструкций из металла и стекла. Долгие годы, с легкой руки архитекторов, которые работают в стиле модерн, понятие архитектура в России 19 века ставились под сомнение.

Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

Предположите, какие исторические события могли повлиять на культуру империи во второй половине XIX века?

Война с Наполеоном, образование северного и южного общества декабристов,отмена крепостного права,русско-турецкая война , убийство Александра 2 народниками.

№ 2

Ярким явлением в истории науки была Софья Васильевна Ковалевская (1850—1891). Еще в ранней юности она обнаружила незаурядные математические способности. Но российские университеты были закрыты для женщин, и она уехала за границу. Там она получила степень доктора наук, стала профессором Стокгольмского университета, где прочитала ряд блестящих курсов по математике. Труды Ковалевской получили мировое признание.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839—1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859—1905)

XIX век заложил основы для развития науки 20-го столетия. Именно XIX век создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время.

Какая наука развивалась активнее всего и почему?

Крупнейшие экспедиции российских путешественников

1803-1853гг.Судами русского парусного флота совершено шестьдесят кругосветных плаваний.

1804г.На о. Ситха основан Новоархангельск — резиденция главного правителя российских владений в Северной Америке.

1867г. Царское правительство продало США владения Российско-Американской компании — Аляску и Алеутские острова.

ПЕРВОЕ РУССКОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ И. Ф. КРУЗЕНШТЕРНА

В августе 1802 г. Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, целью которой была доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана близ русских владений.

26 сентября (8 октября) 1804 г. Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки, а в апреле 1805 г., после бесплодных переговоров миссии с японским правительством, вновь отправился на Камчатку. Во время плавания Крузенштерн снял и нанёс на карту восточный берег Сахалина от залива Анива до мыса Терпения; описал южные берега Камчатки, провёл гидрологические измерения; сделал описания быта, нравов обитателей Сахалина, Камчатки; собрал и систематически изложил сведения о торговле Японии и Китая.

В 1806 г. шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан. Обойдя с севера Великобританию, в июле — августе 1806 г. экспедиция возвратилась в Кронштадт, пробыв в плавании 3 года и 12 дней.

№3

Подпишите портреты писателей

1)Николай Алексеевич Некрасов 2)Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 3)Николай Гаврилович Чернышевский

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Культурное пространство России в первой половине XIX в.

Дать представление о причинах подъёма русской культуры первой половины Х1Х века;

Задачи: познакомить с понятиями и терминами: классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм;

рассмотреть направления культуры, познакомиться с выдающимися творениями этого периода в области литературы, театра и музыки, воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к деятелям культуры.

Тип урока – комбинированный

Оборудование урока: учебник, презентация

Проблемный вопрос: Почему 19 век называют золотым веком русской культуры?

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой момент.

Приветствие, проверка отсутствующих, эмоциональный настрой.

1.Образование и наука 2. Литература. 3.Театр. 4. Музыка 5. Живопись 6 Архитектура 7. Русские путешественники и первооткрыватели 1 половины 19 века

.Введение в новый материал. Рассказ учителя

Историки полагают, что на формирование культуры этого периода существенно влияли:

Дальнейшее разложение феодально-крепостнической системы и вызревание капиталистического уклада;

Активизация общественного движения;

Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, которые способствовали формированию передовых взглядов русского общества;

Рост национального самосознания.

Характерной чертой русской культуры является её демократизация.

Класс делится на группы. Каждая группа рассматривает отрасли культуры, работа в таблице.

Вопрос учителя: Назовите особенности развития отрасли культуры в первой половине 19 в.

Группа работает с материалом учебника стр. 101-102.

Группа работает стр. 104-105

Группа работает стр.105-106

Группа работает стр.107.

Образование в 1 половине 19 века

Создание в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе – уездного училища.

Создание Министерства народного просвещения

Открыт Александровский (Царско-сельский) лицей

Обучались представители высшего дворянского общества. (учился А.С. Пушкин)

Открытие Дерптского университета

Правительство уделяло внимание развитие высшего образования

Открытие Казанского и Харьковского университета и Виленского

Правительство уделяло внимание развитие высшего образования

Открыт Петербургский университет

Правительство уделяло внимание развитие высшего образования

Особенности развития образования

Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки

Наука в 1 половине 19 века

Составил первую геологическую карту Европейской части России

Главное достижение – создание мощных телескопов, которые позволяли составить детальное описание Солнечной системы

Открытие Пулковской Обсерватории ( Санкт-Петербург)

Стала центром астрономических работ.

Один из основных предметов во всех университетах страны.

Н.И. Лобачевский – профессор казанского университета

Создал Неевклидову геометрию – открытие мирового уровня

Разработал гальваническую батарею. Она позволяла получать устойчивую электрическую дугу – прообраз будущей электрической лампочки.

Установил правило определения направления движущей силы индукции (закон Ленца). Через год на этой основе изобретен электродвигатель с вращающимся рабочим валом

Изобрел гальванопластику – метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества

Изобрел буквопечатающий аппарат для телеграфа

1 половина 19 в.

Разработал способ получения глюкозы

Открыл основной закон фотохимии – химическое превращение вещества может вызывать только тот свет, который поглощается самим этим веществом

Открыл основной закон термохимии, выражавшей принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам

1826-1827 гг.

П.Г. Соболевский, В.В. Любарский

Положили начало порошковой металлургии

А.А. Воскресенский, Ю.Ф. Фрицше, Н.Н. Зинин

Открытие органической химии

Особенности развития науки в 19 веке

- Начало внедрения научно-технических новшеств в производство (1817 г. на Пожевском заводе были успешно проведены первые опыты по переделу чугуна в железо методом пудлингования, в 30- е гг. крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода Ефм и Мирон Черепановы построили первую паровую железную дорогу, 1843 г. началось строительство первой и самой протяженной в мире двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой, 1942 г. на основе разработок русских географов Министерство финансов издало первую экономико-географическую карту России, с 20-х гг. применяется энергия паровых машин);

- Увеличение числа высших и средних учебных заведений и обучающихся в них представителей различных слоев населения страны, рост численности научных работников и достигнутые на этой основе успехи российских ученых.

Литература в 1 половине 19 века

Н.М. Карамзин – писатель и историк

В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

Работы позднего Пушкина – родоначальник русского реализма в литературе

Врем становления современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную литературную речь предшествующего века.

Театр 1 половины 19 века

- В начале 19 века главное направление – классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами,

- 20-30 е гг. – романтизм (в центре – внутренние переживания героев). П.С. Мочалов – актер

- 40- е гг. 19 в – развитие реализма (ставились произведения Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского) основоположник – М.С. Щепкин – актер Малого Московского театра; А.Е. Мартынов – актер Александринского театра в Петербурге.

Особенности развития театра

1824 г. Единый Петровский театр в Москве разделен на Большой Театр (предназначен для оперных и балетных постановок) и Малый театр (драматический).

В Петербурге самым известным был Александринский театр.

Музыка в 1 половине 19 века

Основное: В музыке 1 половины 19 века преобладала бытовая опера, т.е. композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России.

Живопись 1 половины 19 века

Впервые в своем произведении в качестве героя представил народ, героизм простого человека в условиях катастрофы.

О.А. Кипренский – портреты А.С. Пушкина, А.Н. Оленина

Показал внутренний мир и переживания своих героев. Представители романтизма в живописи

Отличительная черта – показ человека в окружающей его обстановке. Автор второго прижизненного портрета А.С. Пушкина. Представители романтизма в живописи

Основная иде картины – необходимость нравственного обновления людей

Основоположник критического реализма в русской живописи.

Его картины посвящены повседневному труду и быту крестьян. Основоположник нового направления живописи – венецианство.

Особенности живописи: Отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами и рост интересов художников к личности человека, к жизни простых людей.

Архитектура 1 половины 19 века.

Особенности архитектуры: Господствовал до 40-х гг. 19 века стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, как в Древнем Риме.

С начала 30-х гг. начинает развиваться русско-византийский стиль.

Массово строятся архитектурные ансамбли – ряд зданий и сооружений, объединенных в единое целое.

Русские путешественники и первооткрыватели 1 половины 19 века

Открыли группу островов в тропической части Тихого океана.

плавали 751 день.

А.А. Баранов. Русский купец.

1799 г. стал правителем Российско-американской компании

1803 г. – назначен правителем российских колоний в Америке

1815 г. – экспедиция на Гавайские острова с целью их присоединения к России.

Удалось впервые закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки.

Экспедиции: 1) 1849 г. 1849 г.

Г.И. Невельский. Обошел Сахалин с Севера, вошел в низовья Амура.

1850 г. основал Николаевск-на-Амуре

Доказал, что Сахалин является островом, Татарский пролив – это пролив, а не залив, как считали до этого.

Кругосветное путешествие и оставил описание увиденного. Был первым из русских, кто побывал в Японии и в 855 г. подписать там договор.

Результат экспедиций стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке.

Итоги урока. Оценки

Первая половина 19 века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимися развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознание народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Начало 19 века – время культурного подъема России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: