Культура ислама для 5 класса однкнр конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

1. Воспитание чу вства патриотиз ма, уважения к дру гим госу дарствам и нация м.

2. Сформировать пр едставлени е о новой мировой р елигии .

3. Рассмотреть осо бенности природы Ар авии, жизн и арабских пл емен.

4. Способствовать р азвитию простр анственной, хро нологической и картографичес ких

Приветствие у чащихся. Проверка от сутству ющих. Постановка ц елей урока .

• Найдите на карте Аравийский полу остров. В какой части света он находится? (В

• Какими морями омывается Аравийский полу остров? (Среди земным, Красным и

• Проследите по карте, с какими народами соседствовали ара бы. (Византия,

• Назовите знаменитые торговые пути, проходящие через Ара вийский полуостров.

• От характеристики географического положения Аравийского полу острова

переходим к характеристики природных условий и подумаем: « Как природа и

Для того, чтобы ответить на этот вопрос прочтите, пожалуйста, пункт 1 параграфа

9. Внимательно рассмотрите природные условия Аравийского пол у острова на

помощью этих помощников постарайтесь мысленно представить, а затем на основе

карты словесно описать живую картину природы Аравийского полуострова так,

ситуацию противоречия: исходный материал не дает целостного образа природы.

Чтобы помочь ученикам выйти из затру днени я, напоминаем ученикам, что по

географии они знают, что отмечено определенным цветом; напоминае м о легенде

Технологическая карта урока ОДНКР 5 класс по теме

Технологическая карта урока № 13

Предмет: ОДНКР

Учитель: Пономарева Т.В.

Культура ислама

Познакомить с культурой ислама

· Дать понятие об исламе, как одной из основных религий России

· Познакомить с особенностями ислама

· Воспитывать принятие другой культуры, как части общей культуры народов России

Планируемые результаты обучения

Метапредметные

Знание и понимание традиций культуры ислама; знакомство с возникновением ислама, образованием, наукой, литературой и искусством мусульман; основными атрибутами ислама.

Предметные: Формируем умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (текст, рисунок, иллюстрации).

Регулятивные: Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания традиций других религий и народов, ориентироваться в историческом пространстве.

Урок изучения новой темы

Компьютер, мультимедийный экран, презентация, дерево ценностей, листики, учебник, лист рабочей тетради, карточки с названием религий.

Организационная структура урока

I . Актуализация знаний, постановка проблемы

Приветствие :

- Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Пусть ясная, добрая, открытая улыбка станет, как солнышко, освещать ваши мысли, нас самих и всех присутствующих. Присаживайтесь.

- Прикоснитесь к соседу и передайте ему частичку этого тепла и света.

- Какой путь выберете вы?

Я уверена, что мы с вами выбираем третий путь – путь размышления. Поработаем?

- Вы уже знаете, что на протяжении веков традиционные религии России – православие, ислам, буддизм и иудаизм – были хранительницами высоких нравственных ценностей, среди которых мы называли любовь к ближним, терпимость, милосердие, справедливость. На прошлом занятии мы говорили о знакомой нам по курсу ОПК православной религии и прикрепили листочки с названиями ценностей к созданному нами дереву ценностей. Сегодня мы продолжим эту работу. Все мысли и чувства, возникшие у вас во время работы, сохраняйте и пополняйте внутри себя, чтобы на нашем дереве ценностей как итог появились новые листочки.

II . Формулирование проблемы, планирование деятельности, поиск решения

- О какой религии пойдет речь?

- Назовите тему урока

Определите цель нашей работы.

К какому результату придем?

Работу будем строить по следующему плану.

Что в плане не соответствует теме урока?

Читают план с экрана

III . Формулирование нового знания

1. Возникновение ислама.

Ислам, зародившийся в YII веке на Аравийском полуострове, является учением Мухаммада о смирении перед Единым Богом Аллахом.

Мусульмане – те, кто исповедает ислам.

Храм мусульман – мечеть. Самая первая на территории России появилась в Дербенте (Дагестан).

В разные времена на территории России существовало несколько мусульманских государств. Найдите их названия на 99 странице в учебнике.

Зарождение ислама связано с именем пророка Мухамммада. О нем немного расскажет Ксения Барышева.

(Согласно традиции, Мухаммад родился в 570 году в Мекке. Еще до рождения лишился отца, а в 6 лет и матери. С 8 лет воспитывался дядей Абу Талибом – главой рода хашим, занимавшим достаточно уважаемое место в Мекке. В юности Мухаммад вел торговые дела состоятельной вдовы Хадижи, на которой женился в возрасте 25 лет. Позднее поддержка Хадижи сыграла заметную роль в намерении Мухаммада проповедовать новую религию.)

Слушают, смотрят презентацию

Работают по учебнику, называют государства

IY . Развитие умения применять новые знания

622 год считается началом мусульманского летоисчисления. В этот год произошло изгнание Мухаммада и его сторонников из Мекки в Медину.

630 год – вступление Мухаммада в Мекку.

Как называли Мухаммада?

Почему люди принимали ислам?

Вернемся к плану урока. О чем теперь поведем разговор?

Первые столетия истории ислама считаются золотым временем исламской культуры. Именно тогда открывались школы, где изучали исламское вероучение и основы различных наук.

Появилась бумага, которая заменила пергамент и папирус, следовательно, книги стали доступными для всех. На с. 100 учебника вы видите иллюстрации страниц некоторых книг. Успешно развиваются многие науки.

Хочу обратить внимание на арабскую астролябию. Ею пользовались астрономы для определения окружности Земли и описания положения видимых звезд на небе. В исламе есть понятие Дом Мудрости.

Что такое Дом Мудрости?

Сведения о нем найдите на с.101, 1 абзац, и запишите на листе рабочей

Что такое Дом Мудрости?

Чем занимались ученые?

А также могли получить жилье, деньги , книги.

Продолжит рассказ об ученых Постовалов Вячеслав.

(Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.)

А справа памятник ученому Аль – Хорезми, создателю первой книги по алгебре.

Мусульмане полагали, что занятия медициной не противоречат исламской культуре. Ученого Абу ар – Рази называли источником медицинской мудрости.

Найдите название его работы на с.101.

Прокомментируйте, как вы понимаете это название.

Исламские школы называются медресе. Это медресе Мухаммада в Казани, где сейчас учатся представители многих мусульманских народов России.

Медресе открыты при наиболее известных мечетях. Начальные школы раньше были частными. Те, кто мог платить, занимались дома с наемными учителями. А дальше образование продолжалось на лекциях, беседах знатоков Корана, Сунны и шариата. В Коране собраны все законы и заповеди ислама. Он состоит из 114 сур – частей.

Так выглядят страницы главной книги мусульман – Корана. Они написаны арабской вязью.

Разговор о литературе продолжит Гиниатулина Кристина.

Прочитайте стихи этих поэтов на листах рабочей тетради. Обсудите в группах и представьте их в виде правил.

Какие правила получились. Представители другой группы есть что добавить?

Вот она – арабская вязь. Интересно, что пишут пером, состоящим из 24 волосинок осла. Важно. Как обрезан кончик пера – томара. Вот такую арабскую вязь можно создать томаром.

На уроках Изо вы создавали орнаменты для украшения различных предметов. Мусульмане используют орнаменты для создания рисунка ковра, вазы, украшения мечети.

Это молитвенный зал большой мечети в Испании. Рассмотрите иллюстрации на с. 106,107.

Обратите внимание на украшения. Сравните с убранством православного храма.

Нет икон, свечей. Стены расписаны изречениями из Корана и орнаментом. Рисунки, арабески – геометрические фигуры, растительные узоры и различные линии. В исламе запрещено изображение животных и людей. Пол устлан коврами, на которых рассаживаются молящиеся, обувь снимают за дверями.

Около мечети –один или несколько минаретов. Это высокая башня, с которой муэдзин призывает верующих на молитву.

Посмотрите, какие величественные здания мечетей можно увидеть в городах России.

У нас на Буланаше тоже есть мечеть. Ее строительство началось в 2009 году для мусульман (татарское население) поселка. На первом этаже женский молельный зал, на втором – мужской. В исламе женщины молятся отдельно от мужчин.

В новом курсе ОРКСЭ представлены 6 различных модулей, одним из которых является модуль "Основы мусульманской культуры". Я представляю разработку одного из уроков этого модуля, посвященную теме веры в судьбу и судный день в исламе.

ВложениеРазмер
omk__urok.docx 212.57 КБ
урок ОРКСЭ Род и семья - источник нравственных отношений 38.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОМК Урок №10. Вера в судный день и судьбу

МКОУ Золотковская СОШ

Цель урока : формирование у учащихся мотива к нравственной деятельности.

  1. Познакомить учащихся с духовно-нравственными основами ислама;
  2. Раскрыть сущность веры в Судный день в исламе;
  3. Раскрыть сущность веры в судьбу в исламе;
  4. Расширить представления учащихся о многообразии культуры;
  5. Привить уважение и интерес культурным традициям разных народов

Пять столпов Ислама являются основой жизни каждого богобоязненного мусульманина:

1).Вера в исламе основывается на шести столпах:

  1. Вера в Аллаха;
  2. Вера в Его ангелов;
  3. Вера в Его Книги;
  4. Вера в Его посланников и пророков;
  5. Вера в Судный день;
  6. Вера в предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.

Если человек не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера не считается действительной.

1. Вера в Аллаха (Единого Бога, Создателя всего сущего).

Человек, по представлениям мусульман, пристально вглядывающийся в окружающий его мир, обязан прийти к вере в Создателя. Потому что сама вселенная является доказательством существования Творца . Каждый день человек пользуется благами, которые создал Аллах, порой, даже не замечая этого. Аллах создал этот мир: людей, животных, планеты, атомы, электроны и т.д. и создал законы, по которым все это существует.

2. Вера в Ангелов.

Аллах Всевышний создал Ангелов из света . Они не едят, не пьют, не спят, не женятся и не рождают. Ангелы не разделяются по половому признаку: они не мужчины и не женщины . Ангелы безгрешны : они не нарушают Повелений Аллаха и всегда делают то, что им приказано. Все Ангелы – мусульмане, и все они – святые (аулия). Аллах создал Ангелов до того, как создал Адама.Ангелы не умрут до тех пор, пока в Конце Света Ангел Исрафиль не затрубит в свою трубу. У каждого Ангела есть свои функции . Например, у каждого человека есть два Ангела – Ракиб и Атид. Они записывают все поступки, слова и помыслы человека. Ангелы Мункар и Накир допрашивают человека в могиле. Ангел Азраиль выводит из тел души людей и животных. У Ангелов также есть душа . Количество Ангелов известно только Аллаху.
3. Вера в Священные Писания.

Мусульмане изначально признавали все Священные Писания, ниспосланные Богом людям через СвоихПророков. Всего было 104 Священных Книги, среди которых: Забур (Псалтырь), Таурат (Тора), Инджиль (Евангелие), Коран.

Далее мусульмане говорят о том, что люди со временем исказили Священные Книги, за исключением последней из них – Корана. Поэтому в нынешнем виде, измененном, мусульмане их принять не могут. Коран, по учению мусульман, сохранился до наших дней в чистом виде, в том, в котором был ниспослан Пророку Мухаммаду. Законы, содержащиеся в Коране, – это руководство для жизни всем мусульман.

4. Вера в Пророков и Посланников.

5. Вера в Судный День.
Все Пророки говорили о том, что будет Судный День, когда все люди воскреснут и будут собраны к месту, где будет происходить Суд . Если человек сделал добро на вес пылинки, он увидит это, и если он сделал на вес пылинки зла – также увидит. Дела людей в Судный День будут взвешиваться на весах. Все неверующие будут мучиться в Аду вечно.

6. Вера в Судьбу и Предопределение добра и зла

У каждого созданного есть своя судьба, предопределенная ему Аллахом. Судьба не изменяется . Все, что существует в мире – добро и зло, здоровье и болезни, бедность и богатство, – все происходит по Воле Аллаха .

2). Работа с понятиями и ассоциациями.

Совместно с детьми даётся определение:

СУДЬБА - это доля, участь, ход жизненных событий, независящих от желаний и воли человека.

Совместно с детьми даётся определение:

СУД – определенный процесс над человеком, в котором он несёт ответственность за свои поступки.

3) Вера в судьбу в исламе.

Таваккуль – это упование на Аллаха, но это не означает бездействия. Человек должен сделать всё необходимое для дела, а затем полагаться на Всевышнего. Вера в Предопределение не должна приводить к тому, чтобы человек сидел, сложа руки, и ничего не делал, ожидая свершения божественной воли. Напротив, ислам требует от мусульманина проявлять усердие и предпринимать все возможное для достижения результатов.

Когда пророка спросили: "Привязать верблюдицу или оставить ее и уповать на Аллаха", он ответил: "Привяжи, потом уповай!" . Более того, леность и пассивность будут с точки зрения ислама порицаемы.

«Однажды к Пророку (подошел один бедный мединский мусульманин и попросил помощи.

– У меня дома есть кувшин и покрывало, на одной половине которого я сплю, а другой укрываюсь.

– Иди и принеси их мне .

Этот человек принес их Пророку.

– Кто это купит у меня?

Один из мусульман ответил:

– О, Посланник, я куплю это за один дирхем.

– Есть тот, кто дал бы больше?

– За это я дам 2 дирхема.

Пророк отдал ему вещи, а деньги передал бедянку из Медины, сказав ему так:

– На один дирхем купи еды, а на другой купи топор и принеси его мне.

Когда бедняк принес топор, Пророк своими руками приделал к нему ручку.

– Иди в лес, наруби дров, затем продай их. И чтобы я 15 дней здесь тебя не видел.

4) Вера в судный день в исламе.

Ислам говорит о том, что человек приходит в этот мир на короткий срок, он подобен путнику возвращающемуся на родину . Его жизнь – это ограниченное время, которое длится от рождения до смерти. Аджаль – это время наступления смерти, конец жизни, время завершения пребывания человека на земле.

(аят 5). Судный День будет длиться 1000 земных лет.

(аят 18). Верующие и нечестивцы, не будут равны в Судный День.

(аят 7). В Судный День начнут воскресать люди, находящи-еся в могилах. аяты 16; 17). Человечество просуществует 7000лет.

(аят 111). Лишь в Судный День люди увидят Бога.

(аят 64). Бог не забывает ни прошлого, ни настоящего, ни будущего людей.

(аяты 70-73). Каждый человек пройдёт через Ад, но останутся

в нём лишь грешники..

(аят 17). В Аду невозможно будет умереть.

(аят 48). В Судный День земля видоизменится.

(аят 11). Ангелы-хранители не могут изменять судьбы людей.

(аят 31). Сам Коран не способен что-либо сделать.

Вопрос: А что такое Судный день? Ответ: Это день конца света, когда все люди будут судиться Богом за свои дела.

Вот как описываются события Судного дня в исламе:

«Настанет день, и один из великих ангелов, Исрафиль, вострубит в Рог (Сур), диаметр которого равен размеру небес и земель, возвещая о Конце Света. Звуки этого Рога будут невыразимо страшными; услышав их, все живое придет в ужас. Хищные звери, другие животные, люди не будут бояться друг друга, ибо страх, наведенный звуками Рога Исрафиля, заставит их забыть о страхе друг перед другом. Земной мир по велению Аллаха погибнет, погибнет также все живое. Страшная картина Конца Света описана во многих сурах священного Корана и хадисах Пророка. Они являются постоянным напоминанием конечности этого мира и ответственности каждого мусульманина за свое поведение на этом свете.

А когда Исрафиль вострубит в Рог во второй раз, воскреснут все , кто когда-либо жил на этом свете, воскреснут, чтобы держать ответ за все свои земные деяния. Все соберутся в обширной ровной местност и. Это место называют еще Махшаром (место сбора).
В Судный день все, кроме пророков, ангелов будут допрошены о своих земных деяниях.

Вопрос: А откуда Аллах знает о всех поступках человека ? Ответ: Все земные дела людей записывают ангелы.


Все земные деяния людей записывают два ангела : один из них, Ракиб, находится у правого плеча и записывает все хорошие деяния, другой – Атид - у левого плеча и записывает все плохие деяния. Причем, плохие деяния записываются не сразу, ангел ждет: может быть, человек искренне сожалеет о содеянном и покается. В случае покаяния плохое деяние не записывается.

Вопрос: А что же будет дальше с людьми? Ответ: Каждый человек получит награду или наказание за свою жизнь.

Таким образом, вера в Судный день воспитывает в человеке чувство ответственности за свои поступки.

5) Представления о Рае и аде в исламе.

Ислам признает существование рая (араб. جنّة‎‎ - джаннат), где праведники получат загробное воздаяние .

В раю согласно исламскому учению мужчины-праведники будут жить со своими женами, которые будут ухаживать за своими мужьями.


Праведник будет одет в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото и лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней (Коран, 18:31; Тирмизи, Джаннат 23, 2565). Прислуживать праведникам будут юноши в зелёных одеяниях с серебрянными украшениями (Коран, 76:19-21; 56:17).

Говорится также о том, что обитатели рая будут пить райское вино , которое не будет пьянить (Коран, 56:19).

В целом ислам принимает раннебиблейское представление о Рае как о земном саде — Эдеме , где текут реки и растут всевозможные растения (Коран, 98:8). В частности есть упоминание о четырех реках: из воды, молока, вина и меда (Коран, 47:15), что соответствует библейскому представлению о четырех реках земного райского сада Эдема.

Семь небес (араб. سَبْعَ سَمَاوَاتٍ‎‎ - сабза самаватин)
Исламское предание повествует о вознесении Мухаммада к трону Аллаха через семь небес [1]:

1 небо Адама
2 небо Иисуса
3 небо Юсуфа
4 небо Харуна
5 небо Идриса
6 небо Моисея
7 небо Ибрахима
Расстояние между небесами равно 500 лет, Выше небес находится Трон Аллаха.

Поистине, этот аят вбирает в себя всеобъемлющее значение относительно наказания в Аду. Чего бы хорошего ни захочет человек, попавший в Ад, он будет там лишен этого.

Мучения в Аду жаром и холодом страшны и бесконечны. Наш земной огонь, как говорят мусульмане, является частицей огня Ада, который семь раз был брошен в море для охлаждения. Огонь, что на земле, не сравним с огнем Ада. В Аду находятся змеи, яд (закум), хамим (напиток настолько отвратительный и горячий, что, поднесенный ко рту, обжигает все лицо).

У того, кого подвергают каре в Аду, для усиления наказания тело увеличивают во много раз . Один зуб человека бывает размером с гору Ухуд. Кожа бывает в 70 раз толще обычной, и каждый раз после сгорания она вновь восстанавливается, чтобы подвергать человека каре еще и еще. Под ногами у того, кто заслужил самое слабое наказание, горит огонь, который заставляет кипеть мозг. В Аду людям не дадут умереть и привыкнуть к мукам . Обо всем этом повествуется в аятах Корана и хадисах.

Ад имеет семь ступеней :

В самый верхний уровень Ада бросают верующих грешников, которым Всевышний не простил грехи.

На других ступенях Ада будут неверные, которые останутся там навсегда.

Самый верхний слой называется Джаханнам, ниже располагаются Лазза, Хутамат, Саир, Сакар, Джахил. Самый нижний – Хавият – предназначен лицемерам. В Коране и хадисах рассказано об Аде. В Аду людей подвергнут наказанию сильным морозом, и эта кара будет более мучительна, чем наказание огнем.

Тогда Посланник Аллаха сказал: “Достаточно с меня, Джибриль! Иначе сердце мое заболит, и я умру!”

Вопросы для самопроверки :

1.В чем заключается вера мусульман в предопределение судьбы?
2.Как воздействует на человека в вера в предопределение судьбы?

3.Где содержится информация о Судном дне?
4.Что возвестит человеку о начале Судного дня?
5.Сколько раз и для чего Исрафиль подует в Рог?
6.Что такое шафаат?
7.Что такое Сират, кто и как перейдет его?
8.Что такое Рай и Ад и для чего они предназначены?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку "Культура ислама" . Ислам как мировая религия,возникновение и влияние ислама на развитие мировой культуры.

Ислам как мировая религия

Второе место в мире по числу последователей (по разным оценкам - от 1,3 до 1,8 млрд. чел.)

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах.

В 35 гос-вах мусульмане составляют большинство населения (гос-ва Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии, Индонезии); еще в 29 гос-вах – значительное меньшинство.

В 28 мусульманских государств ислам – государственная религия

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

Согласно традиции, Мухаммад родился в 570 г. в Мекке.

Еще до рождения лишился отца, в 6 лет – матери. С 8 лет воспитывался дядей Абу Талибом - главой родахашим, занимавшим достаточно уважаемое место в Мекке. В юности Мухаммад вел торговые дела состоятельной вдовы Хадиджи, на которой позднее женился (в возрасте 25 лет). Позднее поддержка Хадиджи сыграла заметную роль в намерении Мухаммада проповедовать новую религию.

По-видимому, Мухаммад был знаком с религиями единобожия (иудаизмом, христианством, учением ханифитов, имевшим последователей среди арабских племен).

Около 610 г. – видение Мухаммаду ангела Джибрила, принесшего ему Откровение Аллаха. Начало проповеди ислама среди жителей Мекки и ее окрестностей.

622 г. - переселение (хиджра) Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Ясриб (позднее переименован в Медину – “Город Пророка”) из-за преследований со стороны влиятельных мекканцев. Это событие считается началом мусульманского летоисчисления – первым годом хиджры.

В центре содержания первых проповедей Мухаммада – идея строгого единобожия (таухид):

Существует только единственный Бог — Аллах;

Аллах всемогущ и всеведущ. Он сотворил все существующее и все в мире происходит по его воле;

Аллах милостив и милосерден;

Бог и прежде посылал к разным народам своих пророков и посланников, которые несли людям Откровение. Те народы, которые не шли за пророками, Бог жестоко наказывает.

Деятельность Мухаммада в Медине:

соединил в своих руках духовную и светскую власть (отсюда – отсутствие в исламе идеи их разграничения)

правила, регламентирующие жизнь мусульманской общины - уммы;

первая мусульманская мечеть, ставшая образцом для последующих;

новые темы в проповедях: как нужно молиться и служить Богу, по каким законам должен жить мусульманин в общине и в своей семье, что можно употреблять в пищу, а что нельзя, как следует относиться к христианам и иудеям и т.д.

630 г. – победоносный подход Мухаммеда на Мекку:

освобождение святилища Кааба от языческих идолов;

утверждение статуса Каабы как святыни ислама;

установление обрядов, совершаемых мусульманами во время паломничества в Мекку (семикратный обход вокруг Каабы; стояние на горе Арафат и др.)

632 г. – смерть Мухаммеда. Ислам к этому времени был принят всеми арабскими племенами.

Поскольку Мухаммад не назначил преемника, первые халифы (халиф в переводе – “заместитель пророка”) был избран мусульманской общиной. Первых четырех халифов (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), правивших в 7 в., мусульмане называют “праведными халифами”.

В 7-8 вв. ислам стремительно распространился за пределами Аравии – в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, в Закавказье.

Коран – Священное Писание мусульман

Коран (в переводе с араб. - “чтение”)— священная книга мусульман и главнейший источник вероучения

В понимании мусульман Коран – несотворенное и существующее предвечно “слово Аллаха”. Коран воспринимается как прямое и непосредственное откровение Аллаха.

Текст Корана был записан после смерти Мухаммада. Халиф Осман (середина 7 в.) приказал на основе разрозненных источников составить единый вариант Корана, который стал каноническим и не подлежащим какому-либо исправлению.

В Коране говорится, что Бог читал Мухаммаду “на языке арабском, ясном”. Переводы Корана на другие языки считаются лишь его толкованиями

В Коране неоднократно звучит мысль, что у всех людей одна вера, одна истинная религия. Суть этой религии — вера в единого всемогущего Бога (Аллаха)

Мухаммад - не законодатель новой религии, а пророк, посланный Богом для того, чтобы восстановить истинную веру, напомнив людям о ней.

Коран состоит из 114 сур (частей); шииты добавляют к ним 115-ю суру.

Суры состоят из аятов (стихов)

Содержание сур, как правило, состоит из отдельных отрывков, сюжетов. Названия сур даны по наиболее запоминающейся фразе, образу, не отражая суть их содержания. Суры расположены в Коране от наиболее длинных к коротким

Сура “аль-Фатиха” (“Открывающая”), с которой начинается Коран:

Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, милостивому и милосердному, царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь!
Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших!

Суры Корана условно делятся на мекканские и мединские

Темы сур мекканского периода:

Страшный Суд, воскресение мертвых, загробная жизнь,

осуждение многобожия язычников;

тема единого Бога (таухид)

рассказы о трагической судьбе пророков, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммада (в т.ч. библейских)

предупреждение об участи народов, отвергших своих пророков

Темы сур мединского периода:

предписания по культу и ритуалу,

установления по уголовным, военным и семейным делам,

регламентация социальной жизни мусульманской общины.

Сунна – Священное Предание мусульман

Сунна (букв. значение в переводе с арабского “обычай”, “пример”) –второй по значимости после Корана источник мусульманского вероучения. Состоит из описаний поступков Мухаммада, его высказываний, а также невысказанного одобрения или осуждения по поводу тех или иных ситуаций.

Сунна слагается из хадисов. Как правило, каждый хадис состоит из рассказа о суждениях и поступках Мухаммад и из т.н. называемой опоры

Основы вероучения ислама (“Шесть опор ислама”)

Вера в единого и единственного Бога.

Аллаху присуще совершенство, могущество, всесилие, всеведение Он тот, кто предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворенного.

Аллах не может быть наделен какими-либо свойствами, присущими творению. Для человека он непостижим в своей сущности, но открывает человеческому разуму смысл своих действий в мире через Откровение.

Вера в ангелов.

Ангелы — это воинство небес, вестники и посланники Бога, исполнители его воли и решений.

Джибрил, Микаил, Исрафил, Израил - особо приближенные к Богу ангелы.

Иблис (Шайтан) – дьявол (по мусульманским представлениям, ангел, низвергнутый аллахом за отказ поклониться первому человеку Адаму и поклявшийся встать на пути Аллаха)

Джинны (добрые и злые)

Вера в Писания.

В Коране перечислены пять истинных Писаний:

свитки, ниспосланные Аврааму,

Тора, ниспосланная Моисею (Мусе),

Псалмы, ниспосланные Давиду (Дауду);

Евангелие, ниспосланное Иисусу (Исе),

Коран, ниспосланный Мухаммаду.

(Однако в Коране указывается, что иудеи и христиане исказили или забыли свои Писания).

Вера в Божьих пророков и посланников.

Пророки и посланники —особые люди, которые получают от Бога Откровение, и способны знать сокровенное, скрытое от других людей. Мухаммад – последний из пророков

9 особо почитаемых (“стойких”) пророков:

Ибрахим (Авраам),

Якуб (Иаков),

Юсуф (Иосиф),

Муса (Моисей),

Дауд (Давид),

Вера в Судный День, воздаяние и наказание, рай (Джанна) и ад (Джаханнат) .

Вера в предопределенность Аллахом человеческой жизни и судьбы мира.

Религия в исламе неотделима от повседневности. Ислам – не только религиозное учение, но и свод правил, касающихся всех сторон жизни человека и его взаимоотношений с окружающими людьми. Ислам – это, по сути, образ жизни.

Пять столпов ислама”

Свидетельство веры (шахада).

Мусульманин обязан свидетельствовать о едином и единственном Боге и о пророческом призвании Мухаммада. (формула “Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха”)

Молитва (намаз).

Должна совершаться 5 раз в день, в пятницу – коллективно в мечети.

Обязательно ритуальное омовение.

Молитвой в мечети руководит имам (им может быть любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран).

Женщины молятся отдельно от мужчин.

Ислам не предполагает необходимости четкой духовной иерархии (как, например, в католической или православной церкви); в нем нет представления о духовенстве как особой группе людей, на которых возложена задача посредничества между Аллахом и верующими. Наличие единого духовно-административного центра в масштабе государства также не считается обязательным

Очистительная милостыня (закят) - своего рода налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины (взимается раз в год).

Пост в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря):

Следует избегать любой еды, питья, исполнения супружеских обязанностей в светлое время суток;

Запрещается браниться, лгать, клеветать, оскорблять, обижать кого-либо

Желательно предаваться благочестивым размышлениям

Освобождены от поста могут быть: 1) те, кто не может соблюдать его по каким-либо уважительным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь); 2) престарелые люди, беременные и кормящие женщины.

Паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Его должен совершить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, который способен это сделать физически и материально.

Джихад

В исламе существует представление о двух видах джихада.

Великий (внутренний) джихад = постоянные усилия человека по самосовершенствованию в соответствии с заповедями ислама (слово “джихад” переводится как “усилие”).

Малый (внешний) джихад = вооруженная борьба с неверными. (Во времена Мухаммада и расширения Арабского халифата воспринималась борьба за распространение ислама). Согласно классическому пониманию ислама, мусульмане не должны объявлять войну первыми – она возможно только как ответ на нападение или реальную угрозу. Запрещается убивать детей, женщин. Возможен джихад со стороны мусульман-единоверцев как мера помощи мусульманскому государству (или мусульманской общине), которое не в состоянии самостоятельно отразить нависшую над ним угрозу. Объявление джихада осуществляется решением наиболее уважаемых духовных авторитетов страны.

Шариат

Третья основа мусульманской религии, возникшая на основе Корана и Сунны - шариат — мусульманский закон. Он сложился из толкования юридических установлений Корана и развития правовых предписаний сунны.

Шариат по-арабски буквально означает “прямой, правильный путь”. Подразумевается предустановленный Богом путь, которым должен идти каждый благочестивый мусульманин, чтобы обрести спасение. Отступление от него воспринимается как грех.

Исламскому закону присущ универсальный характер. Он охватывает все сферы жизни мусульманина, строго регламентируя не только религиозную догматику и культ, но и этику, социальные отношения, семейную жизнь. Любой грех, даже если он связан с нарушением только моральных норм, может быть наказан мусульманским судом.

Принцип, лежащий в основе шариата: правилом: “Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее” (Коран 2:286).

Шариат дан человеку Богом, он вечен и неизменен

Ислам различает дозволенные (халал) и запрещенные (харам) действия.

Более дробное деление выделяет 5 категорий поступков мусульманина:

1) обязательные действия;

2) рекомендуемые дела, которые одобряются шариатом;

3) безразличные действия (разрешенные, но их совершение не предполагает ни одобрения, ни осуждения);

4) неодобряемые, недостойные действия;

5) запретные действия, совершение которых влечет за собой уголовную ответственность по шариату и возможную кару на том свете.

Читайте также: