Краткий конспект по информатике 5 класс кодирование информации

Обновлено: 05.07.2024

■ Кодирование информации — процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки.

В процессах восприятия, передачи и хранения информации живыми организмами, человеком и техническими устройствами происходит кодирование информации. В этом случае информация, представленная в одной знаковой системе, преобразуется в другую. Каждый символ исходного алфавита представляется конечной последовательностью символов кодового алфавита. Эта результирующая последовательность называется информационным кодом (кодовым словом, или просто кодом).

Примерами кодов являются последовательность букв в тексте, цифр в числе, двоичный компьютерный код и др.

Преобразование знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы называется перекодированием.

Кодирование может быть равномерным и неравномерным. При равномерном кодировании все символы заменяются кодами равной длины; при неравномерном кодировании разные символы могут кодироваться кодами разной длины (это затрудняет декодирование). Неравномерный код называют еще кодом переменной длины.

Вначале код Морзе был создан для букв английского алфавита, цифр и знаков препинания. Принцип этого кода заключался в том, что часто встречающиеся буквы кодировались более простыми сочетаниями точек и тире. Это делало код компактным. Позже код был разработан и для символов других алфавитов, включая русский.

Коды Морзе для некоторых букв.

Чтобы избежать неоднозначности, код Морзе включает также паузы между кодами разных символов.

Декодирование информации

В зависимости от системы кодирования информационный код может или не может быть декодирован однозначно. Равномерные коды всегда могут быть декодированы однозначно.

Для однозначного декодирования неравномерного кода важно, имеются ли в нем кодовые слова, которые являются одновременно началом других, более длинных кодовых слов.

Неравномерные коды, для которых выполняется условие Фано, называются префиксными. Префиксный код — такой неравномерный код, в котором ни одно кодовое слово не является началом другого, более длинного слова. В таком случае кодовые слова можно записывать друг за другом без разделительного символа между ними.

Например, код Морзе не является префиксным — для него не выполняется условие Фано. Поэтому в кодовый алфавит Морзе, кроме точки и тире, входит также символ–разделитель — пауза длиной в тире. Без разделителя однозначно декодировать код Морзе в общем случае нельзя.

Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено повторение пройденного материала и изучение новой темы, где рассматриваются различные способы кодирования информации. На втором – выполняются практические задания по группам, для закрепления нового материала. У учащихся повышается познавательный интерес, развивается логическое мышление, внимательность. Происходит развитие навыков групповой работы.

ВложениеРазмер
prezentaciya.ppt 1001 КБ
prilozhenie_1.doc 32.5 КБ
prilozhenie_2.doc 29 КБ
prilozhenie_3.doc 35 КБ
prilozhenie_4.doc 29.5 КБ
statya.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Кодирование информации Кудильчак Г.Г. учитель информатики МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьск

Вопросы для повторения: Что такое информация? Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает). Какие действия человек совершает с информацией? Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Как человек хранит информацию? Хранение информации в уме – оперативная память (внутренняя информация); внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества. Какие современные носители информации вам известны? Магнитные и лазерные диски, флеш - карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)

Кодирование информации Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Существует три основных способа кодирования информации Графический 2.Числовой 3.Символьный - с помощью рисунков или значков - с помощью чисел - с помощью символов того же алфавита, что и текст

Кодирование числовой информации: – числа, записанные арабскими цифрами – числа, записанные римскими цифрами – русский язык – английский язык Кодирование текстовой информации:

Кодирование на дорогах Кодирование музыки

Азбука Брайля Язык глухонемых - где символами языка служат определенные знаки.

Сигнальные коды Азбука Морзе Флажковая азбука

Двоичное кодирование 00001110 00010110 00100110 00100110 01000110 01111110 01000110 01000110 1100 0000 1100 0010 1101 0001 00111111 А В С 63

Подготовительный этап - Разделение класса на 2 команды. - Придумать и записать название своей команды. - Записать всех участников команды в карточке. - Выбрать капитана команды. Жюри: учитель информатики и гости.

Работая в группе, будьте взаимовежливы!

Задание № 1 Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе:

Команды 1 2 М О Н И Т О Р П Р И Н Т Е Р цифра текст

Задание №2 Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)

Команды 1 2 13 6 2 9 15 1 12 3 21 12 14 29 26 30 2 21 12 3 1 25 10 19 13 16 Хлеб Звук Буква Знак Мышь Число

Задание № 3 Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А  1, Б  2, В  3, …, Я  33

Команды 1 2 Алфавит Тетрадь Блокнот Циркуль 1 13 22 1 3 10 20 20 6 20 18 1 5 30 2 13 16 12 15 16 20 24 10 18 12 21 13 30

Задание № 4 Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)

Команды 1 2 Компьютер Клавиатура Таблица График лпнрэяуёс лмбгйбуфсб убвмйчб дсбхйл

Подведение итогов урока

Задание на дом: § 1.6 Р/т № 14–19, стр. 17-23

Спасибо за урок! До свидания!

Предварительный просмотр:

(закодированное слово в столбик)

(закодированное слово в столбик)

Предварительный просмотр:

Ключ к выполнению задания

Предварительный просмотр:

Ключ к выполнению задания

Предварительный просмотр:

Название команды №1:

Название команды №2:

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ - 5 КЛАСС.

Учитель: Кудильчак Галина Георгиевна, МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьска ЯНАО Тюменской области.

ТЕМА УРОКА: Кодирование информации.

Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.

Отметить роль кодирования информации.

Научить детей декодировать зашифрованную информацию.

Научить применять свои знания на практике.

Воспитывать интерес к предмету.

Логическое мышление, внимание, память.

Развивать кругозор детей.

развитие познавательного интереса

ТИП УРОКА : урок изучения и закрепления новых знаний.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ : лекция, практические задания.

ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ :

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

Что такое информация?

/Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

Какие действия человек совершает с информацией?

/Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

Как человек хранит информацию?

/Хранение информации в уме – собственная (внутренняя информация) – оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./

Какие современные носители информации вам известны?

/Магнитные и лазерные диски, флеш-карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/

(см. Презентация, слайд 2-3)

Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника – человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок – кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок – сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.

(см. Презентация, слайд 4)

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический – с помощью рисунков или значков;

Числовой – с помощью чисел;

Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и текст.

(см. Презентация, слайд 5)

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так

числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе)

для общения мы используем код – русский язык, в Англии – английский и т.д.

(см. Презентация, слайд 6)

с помощью нотных знаков записуется (кодируется) любое музыкальное произведение

правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков

(см. Презентация, слайд 7)

свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.

(см. Презентация, слайд 8)

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв , поэтому код Морзе называют неравномерным кодом .

(см. Презентация, слайд 9-10)

Двоичное кодирование – это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.

(см. Презентация, слайд 11)

Закрепление новой темы.

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:

Вы разделитесь на две команды.

Придумайте и запишите название команды.

Выберите капитана команды.

(см. Презентация, слайд 12)

(см. Приложение 4)

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.

(см. Приложение 1, 2, 3)

На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше – команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!

(см. Презентация, слайд 13, 14)

(закодированное слово в столбик)

Команда 1 Команда 2

__ __ м __ .__ . ц . __ __ . п __ т

__ __ __ о . . и . __ . р . е

__ . н . . __ . ф . . и __ . __ к

. . и . __ . р __ . н . . . с

__ т . __ а __ т __ т

__ __ __ о __ . . е

(см. Презентация, слайд 15-16)

Изобразить в пространстве с закрытыми глазами:

(см. Презентация, слайд 17)

Команда 1 Команда 2

23 13 6 2 ХЛЕБ 9 15 1 12 ЗНАК

9 3 21 12 ЗВУК 14 29 26 30 МЫШЬ

2 21 12 3 1 БУКВА 25 10 19 13 16 ЧИСЛО

Команда 1 Команда 2

1 13 22 1 3 10 20 20 6 20 18 1 5 30

2 13 16 12 15 16 20 24 10 18 12 21 13 30

(см. Презентация, слайд 20-21)

Команда 1 Команда 2

(см. Презентация, слайд 22-23)

Подведение итогов – команда победитель.

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)

- повторили материал пройденный на прошлом уроке;

- изучили новый материал – кодирование информации;

- закрепили новый материал на практике.

За активную работу на уроке получают оценки : _______________________________

§ 1.6; Р/т № 14–19, стр. 17-23

(см. Презентация, слайд 26)

Босова Л.Л. «Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., стр. 106-110.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока "Кодирование информации"


Конспект урока "Кодирование информации"


Конспект урока "Кодирование информации"


Конспект урока "Кодирование информации"

Методическая разработка по теме "Кодирование инфоормации".

Конспект урока "Кодирование информации" 5 класс


Конспект урока "Кодирование информации"

Конспект урока для 5 класса.

Конспект урока "Кодирование информации"

Дать представление о кодировании информации и познакомить учащихся с различными формами представления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации в жизни человека.

Скорректировать логическое мышление на основе упражнений на кодирование информации.

Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, карточки с заданиями.

Основные понятия: код, кодирование.

Ход урока

1. Организационный этап.

Здравствуйте ребята! Чтобы добиться хороших результатов на уроке, вы должны быть внимательны. Давайте настроим свой мозг на активную работу.

2. Этап актуализации субъектного опыта.

На доске записана тема урока:

12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10

- Ребята, давайте посмотрим на доску, на ней написана тема сегодняшнего урока. Прочитайте тему! (дети читают).

- Как вы считаете, что зашифровано на доске?

- Чему вы должны научиться на уроке? (научиться понимать данные записи)

- Тему сегодняшнего урока я скрыла и назовёте мне её вы сами, но для этого нам с вами нужно немного поработать. Но прежде, мы поговорим с вами о информации. Давайте вспомним.

Вопросы для летучки:

Что такое информация?

Виды информации по форме представления.

С помощью чего человек получает информацию?

Какие действия можно совершать с информацией?

Какие вы знаете носители информации?

Как происходит передача информации?

- А теперь мы перейдем к теме сегодняшнего урока.

3. Этап изучения нового материала.

Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Код — это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.

С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей команды светофора. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”— плохих). По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

На доске записана зашифрованная тема. Посмотрите, как можно расшифровать эту запись. Мы воспользуемся таблицей кодов, в которой каждая буква заменяется порядковым номером.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

  1. Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.
  2. Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./
  3. Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./
  4. Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/

(см. Презентация, слайд 2-3)

3. Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

(см. Презентация, слайд 4)

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

  1. Графический - с помощью рисунков или значков;
  2. Числовой - с помощью чисел;
  3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

(см. Презентация, слайд 5)

  • числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе)
  • для общения мы используем код - русский язык, в Англии - английский и т.д. (см. Презентация, слайд 6)
  • с помощью нотных знаков записуется (кодируется) любое музыкальное произведение правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков (см. Презентация, слайд 7)
  • код используется для оценки ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишите что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы - буквы.
  • свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.

(см. Презентация, слайд 8)

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

(см. Презентация, слайд 9-10)

Двоичное кодирование - это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.

(см. Презентация, слайд 11)

Закрепление новой темы.

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:

Вы разделитесь на две команды.

Придумайте и запишите название команды.

Выберите капитана команды.

(см. Презентация, слайд 12)

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.

На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше - команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!

(см. Презентация, слайд 13, 14)

Задание №1 "Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе"

(закодированное слово в столбик)

(см. Презентация, слайд 15-16)

  • Сердце
  • Круг
  • Букву М
  • Квадрат
  • Треугольник
  • Шпалы

(см. Презентация, слайд 17)

Задание №2 "Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)"

Задание №3 "Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: Аa 1, Бa 2, Вa 3, :, Яa 33"

(см. Презентация, слайд 20-21)

Задание №4 "Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)"


3) Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

7) Первичное закрепление.

8) Практическая работа

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

10) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организационный этап (1 – 2 мин)

Приветствие. Отмечаем отсутствующих, проверяем готовность к уроку (тетрадь, учебник, ручка), сосредотачиваем внимание учащихся.

Добрый день! Первым делом гоним лень,

На уроке не молчать, Всем работать, отвечать!

В мире много, интересного, Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!

- Здравствуйте. Я очень рада всех вас видеть. Возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу внимания, быстрой реакции, сообразительности, удачи. Чтобы в конце урока все смогли сказать: ЗНАЮ! УМЕЮ! МОГУ!

2. Мотивация учебной деятельности (3 мин)

На доске записана тема урока:

12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10 (слайд 1)

- Ребята, давайте посмотрим на доску, на ней написана тема сегодняшнего урока. Прочитайте тему! (дети читают).

Но что за недоумение на ваших лицах? Неужели вы не поняли тему нашего урока?

А всё потому, что я использовала секретный язык, непривычный для повседневной жизни.

3. Актуализация знаний . Постановка цели и задач урока. (3-5 мин)

Ребята, давайте вспомним ранее изученный материал, используя кроссворд, и узнаем, какое слово спряталось по вертикали. (слайд 2)

Устройство для ввода звуковой информации.

Название стороны, передающей информацию.

Он бывает жёсткий и лазерный.

Устройство вывода информации на экран.

Название стороны, получающей информацию.

Устройство компьютера для обработки информации.

Устройство для ввода символьной информации.

Устройство компьютера для хранения информации.

Устройство для ввода графической информации.

Устройство для вывода информации на бумагу.

Распространённое в быту средство связи.


Учитель: Ну, а теперь, ребята, мы сможем прочитать слово по вертикали.

Только …. Ой, что же это такое? Вместо букв в кроссворде стоят цифры. Я думаю, что это туземцы, местные жители острова, решили над нами пошутить и заменили буквы цифрами. А как же нам теперь узнать, какое слово написано по вертикали?

Ученики: Расшифровать.
Учитель: У вас на столах лежат специальные таблицы, которые помогут нам это сделать
Учитель: Что получилось?
Ученики: Кодирование.
Учитель: Правильно! Кодирование.

Так какова же тема нашего урока? (Кодирование информации) (слайд 3)

- Что мы должны узнать сегодня на уроке? - Попробуйте сформулировать цели нашего урока.(познакомиться с понятием кодирование информации и научиться кодировать информацию)

- Какую задачу для себя каждый из вас поставит для себя на этот урок? (задача: научиться кодировать и раскодировать информацию и научиться использовать это в повседневной жизни)

4. Первичное усвоение новых знаний

Информация, которую мы получаем из окружающего мира, поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы.

А сигналы, какие могут быть? Как вы думаете?

Ученики: Сигналы могут быть: Это свет, звук, запах, касания; это слова, значки, символы, жесты и движения. (слайд 4)

Учитель: Ребята, скажите пожалуйста, информация в зависимости от сигнала на какие виды подразделяется? (слайд 5)

Какой вид информации воспринимает ухо, язык, руки? (вкусовая, звуковая, зрительная, обонятельная, осязательная)
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

- Откройте пожалуйста свои учебники на странице 47. Прочитайте определение кода и кодирования информации в учебнике. (слайд 6)

Учитель: Ребята, вы уже знакомы с таким информационным процессом как передача информации. Назовите участников данного процесса (источник и приёмник)

Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал от кого-то (источник) но и расшифровать его.

- Ребята, посмотрите небольшое видео и подумайте, к какому виду сигналов он относится и что означает представленный сигнал для человека? - слушают звуки будильника и делают вывод, о значении сигнала – пора вставать; (слайд 7)

Звонок будильника к какому виду сигналов относится? (к звуковому).

Какое действие вы сейчас выполняли, чтобы понять ту информацию которая была представлена в видео? (раскодирование или преобразование обратное кодированию)

5. Первичная проверка понимания

Существуют различные способы кодирования информации. Но чтобы о них узнать я вам предлагаю выполнить задания по группам

1 группа. С помощью флажковой азбуки

2 группа. С помощью кода плящущих человечков

3 группа. С помощью азбуки Морзе

4 группа. С помощью кодовой таблицы

5 группа. С морской семафорной азбуки

-Вы вы выполняли одно и тоже задание. Что вам нужно было сделать? (расшифровать или раскодировать информацию)

Но каждая группа работа с различными кодами.

Ребята, проверим что у вас получилось.

1 группа работа с флажковой азбукой (слайд 11) Что же у вас получилось?

2 группа работала с азбукой пляшущих человечков (слайд 12)

3 группа работала с азбукой Морзе (слайд 13)

4 группа работала с текстовой таблицей (слайд 14)

5 группа работала с морской семафорной азбукой (слайд 15)

1. Большому кораблю большое плаванье

4. Из глубокой древности

Учитель: Ребята, сделайте пожалуйста вывод, что же используется при кодировании информации? Что нам нужно для того, чтобы раскодировать ли закодировать информацию?

При кодировании информации используется специальное средство кодирования – некоторая таблица, которая устанавливает соответствие между знаками разных кодов:

-Как называется набор символов для кодирования текстовой информации? -алфавит; (слайд 16)

-Как читают слепые люди? С помощью азбуки Брайля. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. (слайд 17-18)

-Как кодируется информация в компьютере? Посмотрим небольшой видеоролик

Запомните! В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде. (слайд 19)

Учитель: Ребята, как вы думаете, какие же существуют способы кодирования информации? (слайд 20-23)

Существует три основных способа кодирования информации:

Числовой - с помощью чисел;

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Графический - с помощью рисунков или значков;

Поработаем с картой урока и запишем в неё эти способы

К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Отдохнули?

7. Первичное закрепление

На этом острове очень много интересных заданий. Давайте постараемся их выполнить.

-Выполним задания, которые лежат у вас на столах на белых карточках. Кто справился с первым заданием поднимаем руку

1. Мечта (слайд 24)

2. Камбуз - помещение на судне, соответствующим образом оборудованное и предназначенное для приготовления пищи (кухня). (слайд 25) 3. Дискета (слайд 26)

8. Практическая работа

А сейчас мы отправимся на остров Практика.

Перед вами лежат листы с инструкцией по выполнению практической работы и с заданиями, которые вы должны выполнить во время практической работы. На Выполнение вам отводится 10 минут. Практическую работу выполняем четко по инструкции. Внимательно читаем каждый пункт и выполняем.

Пока ученики выполняют работу, хожу, смотрю ход выполнения.

Учитель: Ребята заканчиваем работу, закрываем программу Калькулятор, садимся на свои места за парты, не забываем привести рабочие места в порядок (клавиатуру задвинуть, стул задвинуть).

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

По учебнику страница 46-49

Зашифруйте при помощи азбуки Морзе:
- Свою фамилию
- Название любимого блюда.

10.Итоги урока, рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какую тему мы сегодня изучали?

- Какие задачи мы сегодня ставили?

- Наши задачи выполнены?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

-А теперь давайте вспомним, на какие три вопроса мы с вами должны были ответить в конце урока?

В начале урока перед вами была поставлена цель: закончить

ответ на три вопроса:

Попробуйте сформулировать свои ответы.

У каждого из вас лежит карточка. Заполните её и сдайте мне.

Теперь я оценю вашу работу на уроке. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо вам ребята за продуктивную работу. Выставление отметок.


-75%

Читайте также: