Краткий конспект маркетинг персонала

Обновлено: 07.07.2024

Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами, образующими стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.

Маркетинг персонала трактует рабочее место как продукт, продающийся на рынке труда.

Маркетинг персонала рассматривается как:

- основной принцип управления, ориентированного на рынок;

- метод систематизированного поиска решений;

- средство достижения конкурентных преимуществ.

В существующих в зарубежных организациях подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа или подхода.

Первый принцип.В широком смысле – это определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами, а персонал –это внутренние и внешние клиенты организации. Цель такого маркетинга – использование кадровых ресурсов за счет создания максимально благоприятных условий труда для повышения его эффективности. При этом подходе маркетинг персонала относят к элементам кадровой политики организации.

Второй принцип. В узком смысле – это особая функция службы управления персоналом, направленная на выявление и покрытие потребностей предприятия в кадрах. В данном случае маркетинг персонала это только специфическая деятельность службы управления персоналом, которая относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.

Таким образом, маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий достижения целей организации выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами.

К общим направлениям маркетинга персонала можно отнести следующие:

- стратегическое и тактическое планирование;

- сегментирование рынка труда, позиционирование субъектов рыночных отношений;

- определение цены трудового потенциала;

- стимулирование трудоустройства персонала;

- формирование имиджа организации как работодателя на внешнем и внутреннем рынке труда.

Основными функциями маркетинга персонала являются следующие.

1. Информационная функция – создание информационного базиса как основы планирования персонала и коммуникаций по целевым группам (сегментам рынка). Она включает в себя:

- изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам;

- исследование внешней и внутренней среды организации;

- исследование рынка труда;

- изучение имиджа организации.

2. Аналитическая функция. Исследование внешней и внутренней среды деятельности предприятия через содержание соответствующих внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: общеэкономическая ситуация и состояние отрасли; развитие технологии; развитие законодательства; кадровая политика организаций-конкурентов. Основные внутренние факторы: цели организации; финансовые ресурсы; кадровый потенциал.

Главными направлениями изучения внешнего рынка труда являются:

- структура рынка труда (секторная, региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная и т.д.);

- мобильность рабочей силы;

- поведение конкурентов на рынке труда;

- стоимость рабочей силы.

Главные направления изучения внутреннего рынка труда:

- численность персонала и его структура – квалификационная и возрастная;

- структура развития персонала;

- организация труда на предприятии;

3. Коммуникационная функция. Установление и реализация путей покрытия потребности в персонале. Объектами коммуникационной функции являются:

- сотрудники организации, которые выступают как участники внутреннего рынка труда;

- внешний рынок труда как источник потенциальных претендентов;

- открытость системы управления как основного фактора формирования имиджа фирмы.

7.3.1. Сущность, принципы и функции маркетинга персонала



Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами, образующими стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.

Маркетинг персонала трактует рабочее место как продукт, продающийся на рынке труда.

Маркетинг персонала рассматривается как:

- основной принцип управления, ориентированного на рынок;

- метод систематизированного поиска решений;

- средство достижения конкурентных преимуществ.

В существующих в зарубежных организациях подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа или подхода.

Первый принцип.В широком смысле – это определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами, а персонал –это внутренние и внешние клиенты организации. Цель такого маркетинга – использование кадровых ресурсов за счет создания максимально благоприятных условий труда для повышения его эффективности. При этом подходе маркетинг персонала относят к элементам кадровой политики организации.

Второй принцип. В узком смысле – это особая функция службы управления персоналом, направленная на выявление и покрытие потребностей предприятия в кадрах. В данном случае маркетинг персонала это только специфическая деятельность службы управления персоналом, которая относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.

Таким образом, маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий достижения целей организации выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами.

К общим направлениям маркетинга персонала можно отнести следующие:

- стратегическое и тактическое планирование;

- сегментирование рынка труда, позиционирование субъектов рыночных отношений;

- определение цены трудового потенциала;

- стимулирование трудоустройства персонала;

- формирование имиджа организации как работодателя на внешнем и внутреннем рынке труда.

Основными функциями маркетинга персонала являются следующие.

1. Информационная функция – создание информационного базиса как основы планирования персонала и коммуникаций по целевым группам (сегментам рынка). Она включает в себя:

- изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам;

- исследование внешней и внутренней среды организации;

- исследование рынка труда;

- изучение имиджа организации.

2. Аналитическая функция. Исследование внешней и внутренней среды деятельности предприятия через содержание соответствующих внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: общеэкономическая ситуация и состояние отрасли; развитие технологии; развитие законодательства; кадровая политика организаций-конкурентов. Основные внутренние факторы: цели организации; финансовые ресурсы; кадровый потенциал.

Главными направлениями изучения внешнего рынка труда являются:

- структура рынка труда (секторная, региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная и т.д.);

- мобильность рабочей силы;

- поведение конкурентов на рынке труда;

- стоимость рабочей силы.

Главные направления изучения внутреннего рынка труда:

- численность персонала и его структура – квалификационная и возрастная;

- структура развития персонала;

- организация труда на предприятии;

3. Коммуникационная функция. Установление и реализация путей покрытия потребности в персонале. Объектами коммуникационной функции являются:

- сотрудники организации, которые выступают как участники внутреннего рынка труда;

- внешний рынок труда как источник потенциальных претендентов;

- открытость системы управления как основного фактора формирования имиджа фирмы.

Маркетинговая деятельность очень важный этап в процессе продвижения и функционирования предприятия. В управлении человеческими ресурсами регулярно применяются проверенные методики для более организованной работы. Маркетинг персонала позволяет стимулировать кадры и повышать продуктивность работы в целом.


Маркетинг персонала является неотъемлемой составляющей успешного предприятия

Что такое маркетинг персонала — зачем он нужен

Маркетинг персонала — это деятельность, направленная на выявление потребности и удовлетворение организации персоналом. Кадровый маркетинг, это необходимая составляющая каждого предприятия.

Используя маркетинг персонала можно достичь следующих полезных функций:

  • распределение персонала по возрасту и профессиональным навыкам;
  • повышение квалификации персона и распределение по рабочим местам;
  • выявление стимулирующих факторов для оптимального рабочего процесса;
  • соблюдение трудовых отношений и охраны труда;
  • сопоставление кадровой политики предприятия и возможных конкурентов (выявление слабых и сильных сторон);
  • анализ кадрового потенциала.

Задача кадрового маркетинга максимально правильно подобрать персонал и стимулировать его к продуктивной деятельности. Для этого используются различные методы оценки и поощрение кадров, а также смена одних сотрудников на других или обучение новым знаниям.

Изучение рынка позволяет подобрать специалистов, которые имеют опыт в определённой сфере. Часто используется такой метод небольшими организациями, чтобы не тратить ресурсы на обучение.

При этом важно понимать, что свободные специалисты должны быть заинтересованы в работе на компанию. В данном случае их нужно убедить, показать преимущества вступления в коллектив. Этим тоже занимаются эксперты в области маркетинга кадров.


Нанять грамотных специалистов не всегда просто

Преимущества и недостатки применения

Для формирования квалифицированного кадрового окружения, недостаточно просто проводить собеседование при приеме людей.

Работа кадрового маркетинга позволяет достичь следующих преимуществ:

  • изучение рынка и его потребностей (в результате чего можно нанять на работу опытных специалистов);
  • используя умения маркетологов можно создавать команду, которая будет работать слажено и дружно;
  • набор базы для вакансий;
  • увеличение штата и рабочих мест (таким образом производительность организации будет развиваться).

Если кадровик имеет хорошую базу специалистов, даже в самых непредвиденных ситуациях организация будет иметь запасных людей, которые смогут выйти на службу в нужный момент и сразу включатся в работу.

Однако несмотря на преимущества, необходимо также выделить негативные стороны:

  • финансовые затраты на поиск новых сотрудников;
  • необходимость вложения средств на повышение квалификации и обучение сотрудников;
  • борьба между сотрудниками за продвижение по карьерной лестнице;
  • повышение требований к персоналу, связанные с появлением более молодых и перспективных кадров.

Однозначно сказать о преимуществах и недостатках маркетинга персонала сложно. Без должной организации персонала, работа предприятия не дает нужных результатов, так как часто работники не выполняют своих рабочих функций.


Кадровый маркетинг состоит как из положительных, так и отрицательных сторон

Сущность и принципы HR-маркетинга

Сущность HR-маркетинга заключается в подборе методов для влияния на людей. Кроме того, необходимо создать хорошую репутацию компании и привлечь новых потенциальных сотрудников. Для того, чтобы максимально организовать работу кадров, следует изучить принципы маркетинга трудовых ресурсов.

Принципы маркетинга имеют следующий вид:

  • Понять, что хотят сотрудники. Ответив на данный вопрос, специалист сможет найти лазейку для стимулирования к лучшей работе методом постепенно выполнения требований.
  • Выявление сильных сторон конкурента и принятие методов по устранению недочетов.
  • Оценка сотрудников и удаление слабого звена.
  • Создание дружелюбной атмосферы в коллективе.

Исследования однозначно показывают: удовлетворенные сотрудники работают намного эффективнее.

Выполнение поставленных целей позволяет подобрать индивидуальный подход к каждому сотруднику. А если придерживаться всех принципов, это позволит достичь таких целей:

  • укрепить имидж фирмы;
  • сделать организацию привлекательной для потенциального клиента и сотрудников;
  • снизить текучесть персонала;
  • вовлечь сотрудников в процесс продвижения организации на рынке.

Чтобы вовлечь сотрудников необходимо составить краткий список планируемых достижений для компании и озвучить их кадрам. Также важно указать положительные стороны для сотрудников, если организация займет более выгодную позицию на рынке.

Что относится к внешним факторам

Внешний контроль за кадрами также имеет большое значение. Главная задача для построения эффективной маркетинговой системы, выступает совокупность внутренних и внешних факторов.

Если к внутренним факторам относятся цели организации и потребности в кадрах, то к внешним следует отнести следующие:

  • рассмотрение ситуации на рынке труда;
  • технологии и необходимость в обучении персонала новым навыкам;
  • изменение в актах законодательства;
  • изменение в потребностях сотрудников;
  • политика конкурентом.

Внешние факторы должны отслеживаться постоянно. Так как малейшее изменение может требовать внесения корректив в работу предприятия.


Факторы маркетинга позволяет проводить своевременную корректировку деятельности кадров

Виды кадрового маркетинга, какие инструменты используются

Кадровых маркетинг подразделяется на внутренний и внешний. Для того, чтобы четко понять отличительные особенности данных видов необходим изучить каждый из них.

  • Внешний. Подразумевает привлечение новых кадров, которые будут соответствовать деятельности предприятия. Организация подбирает сотрудников с определённым образованием. Также учитывается соответствие определённых критериям, которые работодатель выдвигает.
  • Внутренний. Цель данного вида подразумевает рост сотрудников по карьерной лестнице. Также данный вид маркетинга направлен на обучение уже имеющихся кадров новым обязанностям и повышение их квалификации. Сюда же относят удовлетворение потребностей работающих в качественном отдыхе.

Для того, чтобы выполнить все маркетинговые мероприятия необходимо использовать следующие инструменты:

  • наблюдение;
  • опрос;
  • изучение имиджа предприятий;
  • изучение новых профессий;
  • фокус-группа;
  • проведение интервью;
  • анкетирование;
  • опрос потребностей сотрудников;
  • реклама;
  • поиск партнеров и сотрудничество;
  • таргетинг;
  • проведение мероприятий по изучению потребностей рынка;
  • выставки;
  • проведение обучающих семинаров.

Инструменты кадрового маркетинга в совокупности позволяют максимально быстро и точно выявить проблемы в управлении персоналом и создать предложение по усовершенствованию работы.


Опрос один из инструментов маркетинга персонала

Основные этапы маркетинговой деятельности в области персонала

Маркетинговая деятельность состоит из совокупности методов влияния на персонал и подбор нужных кадров. Выделяются следующие этапы кадрового маркетинга:

  • определение необходимого количества сотрудников для нормальной деятельности организации;
  • потребности и анализ поведения кандидатов на должность;
  • выявление положительных качеств бренда;
  • анализ конкурентов;
  • определение места организации на рынке труда и актуальность продажи вакансий;
  • внедрение плана по управление персоналом;
  • контроль за выполнением плана;
  • анализ полученных результатов и внесение доработок.

Чтобы довести план до нужного уровня, все действия должны выполняться последовательно. Поэтому в маркетинговом отделе работает целая команда специалистов.


Оценка эффективности маркетинга персонала с финансовой стороны

Как оценивать эффективность маркетинга персонала

Для оценки эффективности маркетинга персонала, необходимо использовать следующие факторы:

  • рост откликов на предложения о работе;
  • время, которое затрачивается для найма нового сотрудника;
  • повышение известности компании;
  • мнение новичков после устройства на работу;
  • повышение прибыльности;
  • появление полезных предложений от сотрудников.

При эффективном маркетинге персонала период найма специалистов сокращается, так как компания имеет базу потенциальных работников. Кроме того, на должность вступают более подготовленные люди.

Чтобы выяснить эффективность может использоваться опросник, в котором собраны необходимые вопросы. Сопоставив ответы сотрудников, можно корректировать управление персоналом и вводить новые методики по усовершенствованию кадрового маркетинга.

Читайте также: