Краткий конспект летоисчисление и его точность

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное

Цикловая методическая комиссия

общеобразовательных, гуманитарных и естественно-научных дисциплин

I курс, 2 семестр

Методическая разработка

комбинированного занятия № 1.2

Составила: преподаватель – Маханькова Н.И.

202 2 год

Разработчик: преподаватель – Маханькова Н.И.

Рассмотрено и утверждено

на заседании ЦМК общеобразовательных, гуманитарных и естественно-научных дисциплин .

Протокол №______от _____________2022 г.

Заместитель директора по учебной работе

Этапы планирования комбинированного занятия.

1. Организационный момент

4. Изучение нового материала, запись опорного конспекта

5. Закрепление и повторение пройденного материала

6. Задание по рефлексии

7. Домашнее задание

8. Подведение итогов

Формы контроля и оценки результатов…………………………………. 1 5

Список использованной литературы. 1 6

Пояснительная записка

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок общеметодологической направленности.

Технология урока: информационно-коммуникационная, развития критического мышления.

Дидактическая: сформировать представления у обучающихся об основных понятиях темы урока: астрономия в древности, летоисчисление.

Совершенствовать умения обучающихся по работе с источниками информации и развитию теоретической базы знаний.

Развивающая: способствовать выработке навыков изучения и анализирования материала по теме занятия.

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Планируемые образовательные результаты: усвоение основных терминов и понятий тематики урока.

Основные термины, понятия:

- Этапы развития науки

Оборудование: доска, компьютер, чертежные принадлежности, учебники.

1. Организационный момент (2 мин)

2. Начальный этап урока (2 мин)

3. Разминка по вопросам (8 мин)

4. Изучение нового материала, запись опорного конспекта (57 мин)

5. Закрепление и повторение пройденного материала (10 мин)

6. Задание по рефлексии (решение простейших задач) (7 мин)

7. Домашнее задание (2 мин)

8. Подведение итогов (2 мин)

Общее время: 90 минут.

1. Организационный момент (2 мин): взаимные приветствия; фиксация отсутствующих; проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Начальный этап урока (2 мин): учитель озвучивает тему урока, обучающиеся фиксируют ее в лекционных тетрадях; сообщаются конкретные цели и задачи урока.

1. Что изучает астрономия?

2. Что такое летоисчисление?

3. Какие календари вам известны?

4. Изучение нового материала (57 мин): учитель диктует определения, приводит примеры решений задач, обучающиеся записывают их в тетради.

Астрономия в древности. Летоисчисление и его точность.

Зарождение науки

Звездное небо рано или поздно должно было стать предметом человеческого любопытства. Явления, происходящие на небе, имели для древних людей практический смысл. Они помогали измерять большие отрезки времени – часы, сутки, месяцы и годы.

Со временем знаний становилось все больше. Заметные группы звезд – созвездия – получили свои названия. Появилась потребность объяснить непонятные и редкие явления – солнечные и лунные затмения, кометы.

Вавилонские жрецы составили множество астрономических таблиц. Они ввели разделение полного угла на 360 градусов, заложили основы для развития тригонометрии, создали лунный календарь, разделили год на месяцы и недели.

В Древней Элладе

Почти вся картина мира была основана на видимых кажущихся явлениях, происходящих на небе. Вначале Земля представлялась огромным плоским диском, лежащим в центре Вселенной, и покрытым куполом неба. Однако позже появилась идея (одним из первых ее высказал Пифагор), что Земля – вовсе не диск, а шар. Впоследствии этому нашлось много подтверждений: из-за горизонта первыми показываются мачты корабля, тень на лунном диске во время лунных затмений, края тени всегда имеют круглую форму и так далее.

Древнегреческий ученый Эратосфен в 240 г. до н. э. довольно точно определил длину земной окружности и наклон земной оси.

Средние века

Многие ученые арабского средневековья оставили заметный след в истории астрономии.

Мухаммед Аль-Хорезми (783-850 гг.) составил астрономические и тригонометрические таблицы для нужд теоретической и практической астрономии, описал разные календарные системы, устройство и применение основных астрономических инструментов.

Абу Райхан аль-Бируни (973-1048 гг.) вел многолетние наблюдения небесных объектов, самостоятельно, по оригинальной методике, определил размеры Земли и догадывался о ее вращении вокруг Солнца.

Омар Хайям занимался созданием астрономических таблиц, разработкой математического обеспечения практической астрономии и составлением календарей. Созданный им в 1079 г. персидский календарь был значительно точнее григорианского.

Возрождение

В XIII веке астрономия стала одной из обязательных учебных дисциплин во всех западноевропейских университетах.

Николай Кузанский (1401-1463 гг.) утверждал подвижность Земли в пространстве, ее вращение вокруг своей оси и вещественное единство Земли и всех небесных тел.

Летоисчисление

Летоисчисление – это система отсчета времени (в днях, неделях, месяцах, годах), начатая с определенного события.

Первый календарь. Прародителем Григорианского и Юлианского календарей является древнеегипетский солнечный календарь, появившийся еще в III тысячелетии до нашей эры. Календарь насчитывал 365 дней, которые делились на 3 сезона: сезон разлива Нива, сезон спада вод Нила, сезон засухи. Египетский календарь был довольно удобен, однако со временем жрецы заметили, что их календарь начинает вырываться вперед. Этот отрыв был небольшим: около 6 часов каждый год, но с течением времени в календаре стала накапливаться ошибка. Календарю требовались исправления. Это исправление предложил ввести египетский царь Птолемей III Эвергет. Ее суть заключалась в том, чтобы каждые 4 года вставлять в календарь 1 дополнительный день, который бы компенсировал выравнивание. Однако жрецы противились принятию поправки, поэтому календарь в Египте долгое время был блуждающим.

Римский календарь. В Риме долгое время пользовались лунным календарем. Однако лунный месяц (или синодический месяц, т.е. период между двумя одинаковыми лунными фазами) составляет всего 29,5 дней, поэтому по прошествии 10 месяцев (304 дня) счет времени останавливался, и ждали наступления весны по природным приметам.

Счет времени велся по восьмилетним периодам: в общей сложности получилось 2930 дней. Получалось, что в среднем в году было 366,25 дней (2930/8), что больше, чем на самом деле. Чтобы календарь не вырывался вперед, после каждого восьмилетнего цикла пропускались 7 дней. Таким образом, средняя продолжительность года составляла 365,375 дней.

Римский календарь создавался на основе природных примет весны. Использование такого календаря было удобно представителям власти.

Юлианский календарь. С 1 января 45 г. до до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря был введен новый календарь. Этот календарь (юлианский) был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века Европа жила по юлианскому календарю.

С приходом к власти Октавиана Августа в него были внесены небольшие изменения. Начало нового года было перенесено на 1 января. У февраля был отнят один день и добавлен к августу, а чтобы три месяца подряд не имели по 31 дню, один день отняли у сентября и перенесли на октябрь; затем один день отняли у ноября и перенесли на декабрь. Так календарь стал похож на тот, которым сегодня мы пользуемся.

Юлианский календарь со временем распространился по всей Европе и просуществовал 1600 лет, прежде чем была сделана попытка заменить его новым, более точным календарем. В юлианском календаре сутки приняты за 24 часа, а год равняется 365,25 суткам. Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов – Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем. При всех своих достоинствах юлианский календарь никогда не применялся вплоть до I в. до Р. Х.

Более тщательные подсчеты показали, что если принять сутки равными 24 часам (на самом деле они равны 23 часам 56 минутам и 4 секундам, а 24 часа приняты для простоты), то 1 год будет равен 365,26 суткам, то есть на 0,01 суток больше, чем принято в юлианском календаре. Поэтому юлианский календарь стал отставать примерно на 1 сутки каждые 128 лет, что дало повод для введения нового календаря – григорианского.

Григорианский календарь. Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими.

По указу Григория XIII астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио подготовили реформу изменения календаря.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

На сегодняшний день юлианский календарь отстает от григорианского на 13 суток; эта разница сохранится до 2100 года, после чего достигнет 14 суток.

В отличие, от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект – Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительность дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушалась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским). С целью выравнивания 6 часового отставания за год был введен високосный год.

Вечный календарь. Этот календарь, предложенный ООН является проектом, так как он должен быть утвержден представителями всех стран мира, но он удобен в использовании и освободит людей от лишней бумажной волокиты. В этом необычном календаре 364 дня и еще два добавочных дня без числа и названия (один – на обычный год, другой – на високосный). Каждый год начинается с воскресенья и у каждого числа постоянный день недели.

5. Закрепление и повторение пройденного материала (10 мин): обучающиеся отвечают на вопросы:

1. Какие основные понятия вы сегодня узнали?

2. Что было самое интересное на уроке?

3. Что было более сложным?

6. Задание по рефлексии (составление уравнения касательной к графику функции) (7 мин): учитель предлагает обучающимся выполнить задание (Приложение 1) для оценки усвоения материала. Обучающиеся самостоятельно его решают.

Руны исполнят ваши желания и помогут принять верное решение в любой ситуации!

Удача улыбнется вам!

Древнерусское летоисчисление, летоисчисление у древних славян, почему поменяли летоисчисление

Летоисчисление: что это? Летоисчисление – это система отсчета времени (в днях, неделях, месяцах, годах), начатая с определенного события. Летоисчисление могло отличаться у разных народов, конфессий. Это можно объяснить тем, что за начальную точку принимались различные события. Однако на сегодняшний день во всем мире официально установлена одна система летоисчисления, которой пользуются во всех странах и на всех континентах.

Летоисчисление на Руси

Летоисчисление на Руси велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. Если быть точнее, то этот день – день, когда был сотворен первый человек – Адам. Произошло это первого марта 5508 года да нашей эры. И на Руси долго считали начало весны началом года.

Реформа Петра Первого

Древнерусское летоисчисление, летоисчисление у древних славян, почему поменяли летоисчисление

Как все начиналось

А когда началось летоисчисление? Есть данные, что в 325 году нашей эры произошел первый собор христианских епископов. Именно они решили, что летоисчисление должно вестись от сотворения мира. Причиной такого отсчета была необходимость знать, когда отмечать Пасху. Дата сотворения мира была предложена исходя из соображений и рассуждений о жизни Иисуса Христа.

После собора епископов Римская империя приняла это летоисчисление. А через пару сотен лет было предложено перейти на летоисчисление от Рождества Христова. Эту идею высказал Дионисий Малый – римский монах, в 532 году. Когда родился Иисус точно неизвестно, но произошло это примерно во втором-четвертом году нашей эры. Именно с этого года и начали отсчет времени, который теперь называется от Рождества Христова. Эта точка разделяет новую эру (нашу) от прошлой (соответственно обозначения н.э. и до н.э.).

Арийское летоисчисление и славянское летоисчисление

Древнерусское летоисчисление, летоисчисление у древних славян, почему поменяли летоисчисление

Летоисчисление ариев велось от сотворения мира, то есть отлично от существовавшего в мире. Но арии не считали, что мир был сотворен именно в 5508 году до нашей эры. По их мнению, точкой начала стал год, когда был заключен мир между Славяно-Ариями и Аримами (древнекитайскими племенами). Другое название этого летоисчисления – Сотворение Мира в Звездном Храме.

После победы над китайцами появился символ – всадник на белом коне, убивающий дракона. Последний в данном случае символизировал Китай, который был побежден.

Летоисчисление по славянскому календарю имело свои интересные особенности:

Древнерусское летоисчисление, летоисчисление у древних славян, почему поменяли летоисчисление

Летоисчисление стало отражением религии, которая занимала и продолжает занимать главенствующее положение в государстве, в обществе, в мире. Христианство на сегодняшний день исповедует более тридцати процентов населения мира. Неудивительно, что именно Рождение Христа было выбрано в качестве его начала. Также стало удобным разграничивать прошлую эры от новой. Петр, изменив систему летоисчисления на Руси, сделал возможным координировать всю деятельность страны с остальным миром. Трудно представить, что сегодня была бы пропасть между странами в более чем пять с половиной тысяч лет! Также положительным моментом общего для всех летоисчисления является удобство в изучении истории и других наук.

Хронология это вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов, а также последовательность исторических событий во времени.

Календарь – это список дней года с разделением их на месяцы.

Летоисчисление это система исчисления больших промежутков времени.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Каждан А. В поисках минувших столетий. – М.: МК–Периодика, 2002.
  3. Немировский А. И. Нить Ариадны. – М.: Вече, 2007.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Людям в древности было важно представлять, когда наступит зима или лето, когда готовиться к посеву или сбору урожая. Так возникла необходимость измерить время. Но как? Ответ подсказала сама природа. Люди заметили, что ход времени связан с Солнцем и Луной. Первой естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Это время от восхода до восхода Солнца. При наблюдении за Луной стали выделять месяц (от полнолуния до полнолуния) Впоследствии было замечено, что через некоторое количество времени повторяются явления природы. Так появился год. Годом считали промежуток времени между сборами урожая.

Календарь был необходим по многим причинам. Так в Египте календарь, предсказывал время разлива Нила, происходившее через один и тот же период времени, приблизительно равный году. Ведь если не собрать вовремя урожай, стремительные воды Нила погубят его и обрекут на голодную гибель людей.

Календари в древности использовали в основном в хозяйственной деятельности, поэтому время в таких календарях, движется по кругу, от лета до лета, от одного разлива Нила до следующего, от полнолуния до полнолуния.

В каждой культуре возникла своя точка отсчёта времени. Например, египтяне боготворили фараонов и поэтому счёт лет вели от начала их правления. Но с каждым новым правителем счёт лет начинался заново.

В древней Греции крупнейшим событием были Олимпийские игры, именно они являлись точкой отсчёта времени. В Древнем Риме годы считали от легендарной даты основания Рима, со всеми этими событиями вы познакомитесь в дальнейшем на наших занятиях. Счёт по какому-либо памятному событию или правлению царей был неудобен.

А вот календарь, введённый в Риме Гаем Юлием Цезарем, названный впоследствии Юлианским, показался бы нам вполне знакомым. Именно он лёг в основу современного календаря. В нём год начинался 1 января и составлял 365 дней 3 года, а 4 год насчитывал 366 дней. Год делился на 12 месяцев. Однако даже юлианский календарь не совсем являлся точным. И с течением времени понадобились уточнения.

Поэтому в 1582 римским папой Григорием XIII был введён новый календарь. Этот календарь сейчас мы используем, он является общепринятым во всём мире.

С принятием христианства в 988 году славяне перешли на юлианский календарь, но точкой отсчёта была дата сотворения мира. По указу Петра 1 с 1700 страна перешла к отсчету времени от рождества Христова, а на современный григорианский календарь россияне перешли лишь в 1918 году, к этому году разница во времени составляла уже 13 суток.

В Израиле годы исчисляются от Сотворения мира, которое согласно иудейской религии произошло 5779 лет назад. В Пакистане летоисчисление ведется от времени переселения пророка Мухаммеда в Медину, которое произошло 1440 лет назад. А вот мы привыкли, как и весь христианский мир, привыкли считать время от рождения Иисуса Христа, которое по подсчетам историков произошло гораздо позже сотворения вселенной, всего 2019 лет назад.

Время на этой линии движется вперед слева направо.

Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Исторические события, которые произошли до нашей эры, находятся на ленте времени слева от разделительной линии. События, расположенные справа от этой линии, относятся к нашей эре. Внимание! Не перепутайте – счёт лет до нашей эры ведётся в обратном порядке, а время движения всегда направлено по направлению к нашим дням.

Давайте разберём на примерах.

Нам известно, что Рим был основан за 753 до Р.Х., т.е. в 753 г. до н.э., а первые Олимпийские игры в Греции прошли ещё раньше, за 776 лет до Р.Х., т.е. в 776 г. до н.э. Мы видим, что годы до н.э. нумеруются как бы в обратном порядке, т.е. сначала был 776 г. до н.э., а позже наступил 753 г. до н.э., еще позже 1 г. до н.э. Нулевого года не существует и после 1 г. до н.э. идет 1 г. н.э.

Мы уже познакомились с такими временными единицами как сутки, месяц и год, но историки измеряют время в гораздо более крупных единицах. Так 100 лет составляют столетие или 1 век, а 10 веков = 1 тысячелетию. Века принято обозначать римскими цифрами, в то время как мы привыкли пользоваться арабскими.

Первые 100 лет новой эры – I век. Начало 101 года – это II век. Для того чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно, отбросить последние 2 цифры года, а к оставшимся прибавить 1. Например: 1147 год – отбрасываем 47 и получаем 11+1 – XII век.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие.

I век I тысячелетие

1653 год 100 лет

2237 год XVII век

10 век XXIII век

Ответ: Правильный вариант/варианты

1653 год XVII век

2237 год XXIII век

10 век I тысячелетие

Пояснение: Необходимо обратиться к тексту урока и вспомнить, что первые 100 лет новой эры – I век. Начало 101 года – это II век. Для того чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно, отбросить последние 2 цифры года, а к оставшимся прибавить 1. Например: 1653 год – отбрасываем 53 и получаем 16+1 – XVII век.

_______календарь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг _______; продолжительность года принята примерно _______ суток. Каждый четвёртый год является_________. Год делится на _______месяцев. Впервые _______ календарь был введён папой римским _____в католических странах в ______ году взамен прежнего _______.

Ответ: Григорианский календарь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята примерно 365 суток. Каждый четвёртый год является високосным. Год делится на двенадцать месяцев.

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году взамен прежнего юлианского.

Пояснение: В задании даны слова для заполнения пропусков, необходимо подобрать нужные по смыслу слова и восстановить текст. Достаточно внимательно изучить эти слова и правильно выполнить задание.

Мы знаем Григорианский и Юлианский календари. Григорианский календарь связан с циклическим обращения Земли вокруг Солнца. Продолжительность года по месяцам и дням известна всем.

В ос­но­ве Летоисчисления мо­жет ле­жать: 1) эпо­ни­ми­че­ская мар­ки­ров­ка отдельных го­дов; 2) слу­чай­ный или ре­гу­ляр­ный от­ре­зок вре­ме­ни (срок прав­ле­ния, пе­ри­од); 3) оп­ре­де­лён­ная эпо­ха, при­ня­тая за аб­со­лют­ное на­ча­ло от­счё­та (эра). При пе­ре­во­де из од­ной сис­те­мы Летоисчисления в дру­гую не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать не­сов­па­де­ние на­ча­ла го­да (т. н. сти­ля) в различных ка­лен­да­рях.

С рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва поя­ви­лись эры, бе­ру­щие на­ча­ло от Со­тво­ре­ния ми­ра, ро­ж­де­ния или вос­кре­се­ния Ии­су­са Хри­ста. Из боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва их ва­ри­ан­тов в прак­тическое упот­реб­ле­ние во­шли эры от Со­тво­ре­ния ми­ра ви­зан­тий­ско­го (с 5509/5508 годов до н. э.) и алек­сан­д­рий­ско­го (с 5492 года до н. э.) ти­пов, а так­же эра от Ро­ж­де­ст­ва (или Во­пло­ще­ния) Хри­сто­ва, изо­бре­тён­ная в 525 году латинским пас­ха­ли­стом Дио­ни­си­ем Ма­лым. По­след­няя с VIII века рас­про­стра­ни­лась в Бри­та­нии и Фран­ции, а к XV веку при­об­ре­ла об­щезапад­но­ев­ро­пей­ский ха­рак­тер. Ны­не эра Дио­ни­сия под названием но­вой или об­щей (common era) ис­поль­зу­ет­ся для Летоисчисления в боль­шин­ст­ве стран ми­ра. В Рос­сии пе­ре­ход на неё про­изо­шёл в 1700 году по ука­зу ца­ря Пет­ра I; преж­нее, ви­зан­тий­ское, Летоисчисление от Со­тво­ре­ния ми­ра со­хра­ни­лось в цер­ков­ном оби­хо­де.

Читайте также: