Красота божьего мира конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Познакомить учащихся с произведениями религиозного искусства.
  • Выяснить православное значение понятий по теме урока.
  • Развитие у школьников эстетического восприятия "красоты", как явления духовной значимости.
  • Формировать нравственное сознание на основе христианских нравственных понятий.
  • Развивать речь обучающихся, учить высказываться и рассуждать.
  • Способствовать развитию собственного мнения и мышления, развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать чувство уважения к православной культуре и духовным ценностям русского народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник "Православная культура" автор Л.Л.Шевченко 2-й год обучения (2 ч.), индивидуальные листы для творческой работы, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока. (Слайд 1 )

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какую красоту имела ввиду автор нашего учебника, давая нам эту тему?

(Ответы: красивые иконы, храмы, соборы и т.д.)

- А что же окружает все эти предметы? (ответы детей)

3. Работа над новым материалом.

Мы живём в доме, наш дом находится в нашей стране, а наша страна - это часть большой, круглой земли. Много лесов, высоких гор и глубоких морей есть на нашей земле. Не только люди населяют землю, рядом с нами живет много животных. Это собаки, кошки, кролики, а также коровы, лошади, овцы. Этих животных вы хорошо знаете. Но есть и дикие звери, некоторых из них вы тоже, наверное, видели.

Кроме того, на земле живут птицы. В воде живут рыбы. А всю нашу землю покрывают различные растения и деревья.

Красива наша земля, правда? Но знаете ли вы, кто создал нашу землю, всю эту красоту? (Господь)

- А что же сотворил Господь? Давайте вспомним, посмотрев на слайды.

(Слайд 6) В темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы, ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Был только один Милосердный БОГ.

Он захотел, чтобы явился мир, или, как говорят проще, свет. В первый день создал БОГ свет. (Слайд 7)

И светло-светло сделалось на земле. И разделил Господь свет и тьму. И назвал Бог свет днём, а тьму - ночью.

Во второй день создал БОГ твердь. (Слайд 8) По слову Божьему открылся обширный голубой небесный свод, который вы видите над собой, когда гуляете.

(Слайд 9) В третий день Господь БОГ повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой возникли большие и малые горы. Но, если бы везде была голая земля, если бы вы нигде не видели ни одного зелёного листочка, ни цветочка, ни одного дерева, как вы думаете: это было бы красиво? - Да, это, было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий же день Милосердный Бог и сказал: пусть произрастит земля травы, овощи и цветы. (Слайд 10) И по Его повелению из земли выросли нежные травы, красивые цветы, самые разные кусты и деревья.

Теперь вы можете понять, что на земле стало красивее и веселее, чем было сначала.

В четвёртый день Бог сказал: "Пусть явятся на тверди небесной светила, которые освещали бы землю и по которым люди могли бы отличать день от ночи, считать месяцы и годы и замечать весну, лето, осень и зиму". И на небесном своде тотчас же заблистали бесчисленные светила. (Слайд 11) Между многими светилами два кажутся нам больше других. Творец повелел, чтобы одно из них светило днём, а другое - ночью. (Слайд 12)

Теперь было очень красиво на земле. Внизу цвели цветы и журчали ручейки. Вверху по небу плыли облака, и над ними сияло огромное солнце. Но ни одного живого существа ещё не было на земле. Ни одна птичка ещё не летала в воздухе. Не было ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, а в озёрах и речках не плавала ни одна рыбка. Поэтому везде было тихо и мертво.

Вот, в пятый день сказал Бог: "Пусть в воде живут рыбы, (Слайд 13) а по воздуху летают птицы". (Слайд 14)

В шестой день Бог сотворил животных и зверей земных, - таких, которые не могут жить в воде и не могут летать. (Слайд 15)

Итак, теперь были растения и животные. Но не доставало ещё одного творения. Как вы думаете, кого ещё недоставало? Что же последним было в творении Бога? (Не было ещё людей) (Слайд 16)

Так в шесть дней был создан весь мир. И когда БОГ ещё раз осмотрел всё, что создал, то увидел, что всё было прекрасно. (Слайд 17)

- А человек может создавать красоту? (Да)

- В православной культуре такую красоту называют РУКОТВОРНОЙ.

А красота, которая создана Богом - НЕРУКОТВОРНОЙ.

- Откройте учебник на с. 67, прочитайте текст.

Вопрос: - Кого прославляли православные мастера в своих произведениях? (Святых, ангелов, Богородицу, Иисуса Христа. )

4. Физминутка под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. Из цикла "Времена года").

- Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с.68. Прочитайте названия под изображениями.

- А теперь разберем, где какое событие происходит?

Бичевание - одно из самых жестоких, тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый.

Поругание - действие, поступок, наносящий грубое оскорбление, имеющий

целью унизить или опозорить.

- А что было после Восхождения на Крест? (Ответ: Иисус умер на Кресте, его положили в пещеру, но на 3 день он воскрес)

- Какой праздник связан с этим событием и мы его сейчас отмечаем? (Пасха)

- В чем красота этого праздника? (Колокольный звон, куличи, яйца)

- Каждый ли может увидеть красоту? (нет, только тот, кто чист душой, у кого нет ненависти, зависти:у кого доброе сердце)

6. Работа с текстом учебника.

- Давайте прочитаем рассказ В.И.Сухомлинского, который так и называется "Человек с горячим сердцем". Откройте с. 70.

7. Закрепление прочитанного текста.

Ответьте на вопрос:

Почему один человек нашел красоту, а другой - нет?

Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

А что же помогло? (Упорство, настойчивость, доброе сердце:)

Учитель: - Выполните задание № 4. Подберите похожие по смыслу слова:

Сердце. (горячее, доброе:.) А какое еще?

Сердце (холодное, равнодушное:) Какое еще?

8. Работа в парах.

Подумайте и скажите: является ли созданный человеком цветок произведением религиозного искусства? Объясните, почему так думаете?

(Ответы: отразил красоту Божьего мира, был христианином, у него душа была чистая, не обозлен на мир:)

- Не только великие люди могут быть людьми с "горячим сердцем". Им может быть каждый из нас, хорошо выполняющий какое-нибудь дело. Например: у нас в классе есть дети, которые хорошо мастерят, решают задачи, пишут стихи, поют, рисуют.

Цель занятия : пробудить интерес детей к окружающему миру, как дару Божьему человеку.

• Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога.

• Привлечение внимания детей к разнообразию форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения.

• Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

• Развитие детского творчества – умений отражать в своих работах красоту мира.

• Воспитание нравственного чувства доброго, бережного отношения к творениям окружающего мира.

Ход занятия.

Мы скажем вам сегодня, ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Это, значит, желаем всем,

И добра, и любви и здравия,

Чтобы было общаться с кем.

В жизни радость родным дарите,

Счастья в мире желаем всем!

Воспитатель: Дети, оглянитесь вокруг себя, посмотрите в окошко. Что мы видим?

Дети: Дома, цветы, деревья, небо…

Воспитатель: Представьте себя на лугу. Над нами высоко раскинулось шатром голубое небо с белыми облаками. А на земле зеленая травка, усеянная дивными цветами. А какие цветы вы знаете? Дети, а может кто-то из вас знает стихотворение про цветы?

Вся земля – огромный сад:

Здесь трава ласкает взгляд,

Тут – деревья, там – кусты,

И, конечно же, цветы.

Среди травы слышно стрекотание кузнечиков, порхают над цветами мотыльки, бабочки, летают труженицы – пчелки. А земля словно большой красивый ковер. А вот мы в лесу. Представили? Что же там вы можете увидеть?

Дети: - Разные деревья, кустарники…

Какие деревья вы знаете?

Воспитатель: А стихотворение про деревья знаете?

У березок - белостволочек

Кайма на рукавах,

А у ёлочек оборочки

В колючих кружевах.

Всюду слышны голоса птиц, жужжание насекомых. Вот пробежал зайчик, а здесь ёжик. Назовите мне, каких птиц вы знаете?

Воспитатель: А зверей?

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте представим, что мы оказались на море, точнее, под водой, в подводном мире. Что же мы увидим под водой, знаете?

В морскую глубину нырнешь –

Кого там только не найдешь!

Вы отыскать легко могли бы

Медуз, креветок, крабов, рыбок.

Дети: Рыб, медуз, водоросли…

Воспитатель: Море очень красиво и имеет свой огромный и богатый подводный мир живых существ.

А вот мы сели в самолет.

Смотрите в небе самолет,

А в самолете том пилот

Штурвалом ловко управляет

И между облаков летает

Под самолетом то гора,

То лес дремучий, то нора,

То в небо дивится народ,

То зайцы водят хоровод

Если мы взлетим высоко в небо, то увидим горы, облака. И там нас ждет необыкновенная красота. Вверху холодно, и на высоких горах лежит снег, а внизу, где теплее, мы снова увидим множество зверей, птиц, красивые деревья.

Чуден мир, окружающий нас. Все, что мы с вами назвали сегодня - все это природа. И человек тоже часть природы.

Мир наполнен чудесами,

И одно из них – мы сами.

Откуда же все это появилось? Неужели все могло возникнуть просто так?

Давайте подумаем вместе. И даже проведем с вами наблюдение: возьмем лист белой бумаги, возьмем карандаши. Вы будете рисовать, а я нет. Буду сидеть, смотреть вокруг и ничего не делать. Скажите, что-нибудь появится у меня на листе?

Воспитатель: А почему?

Дети: А Вы ничего не делали, не трудились…

Воспитатель: Но наши рисунки и многое другое, что делает человек, не сравнится с удивительной природой! Мир возник не сам по себе. Кто-то должен был его создать, причем создать с большой любовью. Кто-нибудь из вас знает, кто это?

Воспитатель: Да. Все это сотворил Бог. (А вот послушайте стихотворение, тогда вы точно сможете дать ответ.)

Все, что есть на белом свете,

На моей родной планете,

Под землей, на небесах:

Море, ветер в парусах,

Волка, зайца и козу,

Кошку, мышку и слона,

Тлю, что даже не видна…

Нет – всего не перечесть!

Всё – всё – всё, что только есть, -

Даже камни вдоль дорог –

Сотворил Господь наш Бог!

Вот мы с вами произнесли самое главное и великое слово. Мир есть творение Божие. И все, что мы сегодня вспоминали, все создано Богом. И человек тоже творение Божие. Человеку Бог поручил хранить красоту, что нас окружает. Как вы думаете, как человек должен относиться к природе?

Воспитатель: Да, нам надо беречь нашу Землю. Поддерживать порядок, быть добрыми к животным, ухаживать за растениями. Не забывайте, все на земле создано Богом. Вся природа - это чудо!

Чудо, созданное природой у нас за окном. Красивые краски взяла волшебница осень. Маленькие чудеса мы тоже с вами можем сотворить. Я вам предлагаю сделать небольшую картину.

Бог- любовь! С любовью мир Он прекрасным сотворил!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составила : Салькова Лидия Маратовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 г. Миллерово.

помочь школьницам обрести уверенность в своих силах, самоутвердиться и самореализоваться; способствовать развитию талантов и способностей; создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой; способствовать пробуждению интереса к познанию действительности, к общению ребят между собой.

Вед.: Дорогие ребята, в 1 четверти наряду с образовательными предметами мы изучали православную культуру.

Посмотрите вокруг , мои милые друзья. Вы видите людей, деревья, красивые цветы, собак, птиц , бабочек. Если поднимите глаза вверх , то увидите над собой огромное голубое небо и приветливое солнышко. Мир так разнообразен , что не хватит и нашей жизни, чтобы назвать всё , что находится в нём.

Закройте свои глазки. Темно? Откройте.

( Вывешивается чёрная ткань)

1. В такой темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы, ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом.

Вед. Был только один Милосердный БОГ. (иллюстр. Иисуса)

(На тёмном фоне появляется девочка в костюме ангела)

hello_html_m54a6d0b7.jpg

Вед.: Об ангелах замечательно поётся в детской песенке.

1.Ангелы в небе высоком живут,

Богу Всевышнему славу поют,

К небу возносят молитвы людей,

Сладкие грёзы детей.

Припев: Господи мой, сердце открой,

Дай мне услышать ангельский хор!

Господи мой, сердце открой,

Знаю ты, Бог, живой.

Вед.: Не сразу явилась земля в том виде, в каком вы её теперь видите. Мир сотворил Бог в шесть дней. Но эти дни нельзя посчитать так, как мы считаем пальчики на руке. Сколько длились эти дни мы не знаем.

3. В первый день создал БОГ свет .. И разделил Господь свет и тьму. И назвал Бог свет днём, а тьму – ночью. Потом сотворил землю, на которой мы живём.( Прикрепить белую ткань и голубой круг)

4.Во второй день создал БОГ твердь(воздух). По слову Божию открылся обширный голубой небесный свод, который вы видите над собой, когда гуляете.(прикрепть голубую полосу)

5.В третий день Господь БОГ повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места. И вдруг образовались ручейки, реки и озёра. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой возникли большие и малые горы. (Прикрепить горы)

6.Но, если бы везде была голая земля, если бы вы нигде не видели ни одного зелёного листочка, ни цветочка, ни одного дерева, как вы думаете: это было бы красиво?

7. Да, это, было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий же день Милосердный Бог и сказал: пусть произрастит земля травы, овощи и цветы. И пусть каждое растение приносит семя для того, чтобы могли от него распространяться новые растения. (Прикрепить цветы)

8. Пусть на земле растут деревья и приносят плоды. И по Его повелению из земли выросли нежные травы, красивые цветы, самые разные кусты и деревья.

Теперь вы можете понять, что на земле стало красивее и веселее, чем было сначала.

Вед. Какие? Отгадайте:

10. Между многими светилами два кажутся нам больше других. Творец повелел, чтобы одно из них светило днём- Солнце , а другое – ночью-Луна.

Вед.:Теперь было очень красиво на земле. Внизу цвели цветы и журчали ручейки. Вверху по небу плыли облака, и над ними сияло огромное солнце. Но ни одного живого существа ещё не было на земле.

11. Ни одна птичка ещё не летала в воздухе. Не было ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, а в озёрах и речках не плавала ни одна рыбка. Поэтому везде было тихо и мертво.

13. Посмотри на траву,

Радуется: я живу!

Кузнечик как выпрыгнет из травы,-

Колени выше головы,

Крылья развернёт – и в полёт.

Как легко её порханье!

Бог дал ей дыханье.

На зелёном листке и не видна,

16. Божья коровка

На палец садится – не боится!

hello_html_m6cde10f0.jpg

Тихое, безобидное созданье

В Божьем мирозданьи.

Светлячок свой фонарик

Зажигает по вечерам.

Все: Вся природа – Божий храм!

18 . В шестой день Бог сотворил животных и зверей земных, - таких, которые не могут жить в воде и не могут летать. И по слову Божию явились животные, каждого рода по паре, чтобы они могли размножаться.

19. Итак, теперь были растения и животные. Но не доставало ещё одного творения. Как вы думаете, кого ещё недоставало? Не было ещё людей.

21.Теперь послушайте, как Милосердный БОГ сотворил первого человека. Он взял кусок земли и из него сотворил тело человека и вдунул в него разумную душу. Имя первого человека – Адам. И поставил человека во главе всех Своих творений. (прикрепить Адама)

22. Я –как нежный цветочек,

Сотворил меня Бог,

И вдохнуть ,как в комочек,

Он дыхание смог.

Создал Бог меня прекрасно:

Дал он ноги, чтоб ходить,

Видят глазки мои ясно,

Язык может говорить.

Вы считаете сказкой,

Что я Богом сотворён?

Но и ручки , но и глазки

Мог создать ведь только Он.

И в груди моей сердечко

Может искренне любить,

В нём дано Христу местечко

Вместе радостней нам жить.

23.Благословил Господь все создания Свои и повелел им размножаться и наполнять землю. Человеку дал в пищу плоды деревьев, а животным – зелень, траву и листья.

24.Так в шесть дней был создан весь мир. И когда БОГ ещё раз осмотрел всё, что создал, то увидел, что всё было прекрасно.

1 Кто создал цветы, траву?

hello_html_m7d5e2743.jpg

И разукрасил так листву?

И цвет цветам прекрасный дал,

И кто моря , леса создал?

Припев: Господь , я знаю это ты

Творец Вселенной и Земли.

Создал так чудно всех и всё,

Чтоб счастье было и добро.

2. Кто создал животных всех

И звёзды, и их меньше,

И Солнце, небо и Луну,

И птиц, и рыбок, и зарю.

Припев: Господь , я знаю это ты

Творец Вселенной и Земли. 2раза

Создал так чудно всех и всё,

Чтоб счастье было и добро.

3. В любви ты создал и меня.

Ты мой Отец, а я дитя.

Прекрасных ты родителей мне дал

Всё чудно так Господь создал.

Припев: Господь , я знаю это ты

Творец Вселенной и Земли. 2раза

Создал так чудно всех и всё,

Чтоб счастье было и добро .

25. Есть у птицы перья,

У рыбы – плавники.

Мех имеют звери,

Кто грустит, кто весел

Кто любит тьму, кто свет

Мы живём все вместе

на лучшей из планет.

Вед.: Как православные земляне беседуют с Богом ?( Они произносят молитвы)

- развивать и расширять понимание смысла народных пословиц; и т. д.

- воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу;

- учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру;

- воспитывать терпеливость и организованность; чувства красивого и возвышенного, чувство благоговейного отношения к святыням;

- способствовать стремлению детей к подражанию святому в добродетелях послушания родителям, смирении, любви к Богу, людям и Родине;

- воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным; и т. д.

- способствовать развитию у детей образного восприятия, чувства красивого и возвышенного;

- содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя высшие чувства;

- развивать навыки совместной работы, учить детей делать дело вместе, дружно, слаженно;

- содействовать развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени;

- развивать у детей умение уступать, договариваться, ладить с другими детьми и с взрослыми; и т. д.

1.Шесть дней сотворения мира

Итак, как же описано сотворение мира в библейских книгах? Давайте рассмотрим каждый день поэтапно:

Таким образом, в течение шести дней задумал и сотворил Бог землю, животных и людей. Седьмой день Бог благословил как выходной, в который по христианской традиции не стоит заниматься физическим трудом, а нужно посвящать Богу.

Вся Земля – огромный сад:

Здесь трава ласкает взгляд,

Тут - деревья, там – кусты.

И, конечно же, цветы.

Дети передают по кругу мяч и называют насекомых, цветы.

Дети передают друг другу мяч и называют деревья, зверей и птиц.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Руки скрестили назад.

( Дети стоят свободно на ковре. Движения выполняются в соответствии с текстом).

В морскую глубину нырнешь –

Кого там только не найдешь!

Вы отыскать легко могли бы

Медуз, креветок, крабов, рыбок.

Дети называют морских обитателей.

6. Поднимаемся в горы. Дети рассматривают фотографии горной растительности и животных.

Читайте также: