Л н толстой 2 класс школа россии конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

Образовательная: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек” и другими его рассказами, обеспечить усвоение понятия их сути, и найти с их помощью решение проблемы.

Развивающая: развивать у учащихся умения выделять главное в тексте, подтверждать свои суждения цитатами и примерами из текста, ставить вопросы, делать обобщения и выводы.

Воспитательная: создать условия для воспитания общечеловеческих ценностей и интереса к художественному слову.

Оборудование и Н\ П: портрет писателя, рассказы Л.Н. Толстого, пословицы.

Ход урока

1. Орг. часть.

2. Постановка проблемы.

Добрый день, ребята!
Мы с вами знакомы, но “не знаем друг друга”.
Я надеюсь, что сразу поймем
И в этом поможет нам книга,
Которую вместе прочтем.

3. Получение новых знаний.

Учитель. Для работы нам нужен помощник – наш мозг. Давайте подготовим его. Подберите к словам слова, противоположные по смыслу, антонимы. Учитель диктует первое слово, учащиеся называют антоним.

Учитель Ученики
Глупый------ умный
Лживый ----- честный
Слабый-------- сильный
Плохой ------- хороший

Учитель. Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

Ученики. Ответ: У каждого человека могут быть хорошие и плохие черты характера.

Есть люди добрые, честные, справедливые, а бывают жадные и злые.

Учитель. В каждом человек есть две половинки: белая и черная. Важно только, какую человек открывает в себе больше.

Обратимся к словам Агнии Львовны Барто: “Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”

- Что значит “прикоснуться к красоте сердцем”?

Ученики. Радоваться всему живому, беречь, любить всех, улыбаться бабочками цветам.

Учитель. Ребята, Всему этому, о чем мы сейчас говорили, учат рассказы Льва Толстого.

Он прожил 82 года, и всю свою жизнь литературе, истории, музыке, рисованию, медицине. Но главное, он любил детей. В то время мало было школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для бедных детей и сам учил их. Вот так он обращался к мальчикам – учащимся Яснополянской школы: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”

Учитель. Все рассказы Льва Толстого поучительны. Какой вы уже знаете жанр литературы, который создается с такой же целью?

Учитель – А как называются короткие мудрые высказывания?

Ученики. Пословицы и поговорки.

Соедините начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.

(На доске прикреплены карточки с частями пословиц, из этих частей дети должны составить правильные фразы.)

Начало пословиц Конец пословиц.
1.При солнышке тепло, 1. Чем родная матушка
2. Нет лучше дружка 2. И душа на месте
3. Вся семья вместе 3. Тот вовек не погибает
4. Кто родителей почитает 4.При матери добро

  1. При солнышке тепло, при матери добро.
  2. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
  3. Вся семья вместе и душа на месте.
  4. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Учитель. Какой темой эти пословицы объединены?

Ученики. Эти пословицы о семье.

Учитель. Сегодня мы с вами будем читать рассказ Толстого о семье. Называется он “Старый дед и внучек”.

У нас будет небольшая переменка.

Один говорит: “Побежим, побежим”
Другой говорит: “Постоим, постоим”
Третий говорит: “Пошатаемся, пошатаемся”
Отгадайте, что это? (река, берега, трава)

Эту загадку придумал Л.Н. Толстой.

Откройте учебник стр.54, посмотрите на иллюстрацию. О какой семье пойдет речь? Где они живут?

При чтении нам встретятся трудные слова:

Лоханка – это деревянная чашка
Невестка – это жена сына
Слаживает – делает

Учитель читает рассказ.

Вопросы по тексту:

Ребята, понравился ли вам рассказ?
Чем понравился?
Назовите действующих лиц?
Чтение рассказа учащимися вслух.

Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? Прочитайте.
Зачем Миша делал лоханку?
Почему родители Миши заплакали?
Как они стали относиться после этого к дедушке?
Какая из собранных нами пословиц подходит к истории?
А подходит ли пословица “Как аукнется, так и откликнется” к данному рассказу?
Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ученики. как ты к людям относишься, так и к тебе будут относиться.

4. Итог урока.

Зачем Лев Толстой рассказал нам эту историю?

Если в вашей семье старые люди и как вы к ним относитесь?

Прочитайте высказывания Н.Н. Толстого “Есть знания необходимые каждому человеку”

Я каждому из вас приготовила рассказ Толстого о семье. Прочитайте рассказ про себя и скажите, о каких знаниях говорит писатель. См. Приложение 1 .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Лист самооценки.doc

Лист самооценки

Я знаю сказочных героев

Работа с произведением.

Итоговая оценка работы.

hello_html_42f4bdcf.jpg

Выбранный для просмотра документ Литературное чтение конспект урока.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Образовательные:

Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом.

Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

- Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

- Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные :

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные :

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Ресурсы: Учебник, мультимедийный проектор, презентация.

I .Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

-Здравствуйте! Ребята, я рада вас всех видеть.

- Ребята! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь своему соседу слева, улыбнитесь своему соседу справа. Подарите друг другу тепло и доброту.. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам хорошего настроения, радости, и удачи!

- Садитесь! Мы начинаем наш урок.

II . Актуализация знаний.

Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку Слайд 2

– Прочитайте предложение. (Слайд 2). Как называются такие высказывания? ( слайд)

- Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.

с удивлением,

с вопросительной интонацией,

с веселой интонацией,

– Как вы понимаете эту пословицу?

- Какие еще пословицы о семье вы знаете?

На партах лежат листы самооценки. После каждого вида работы мы будем их заполнять. Пожалуйста, посмотрите на экран! На экране изображены критерии самооценки! (слайд)

III . Постановка учебной задачи урока. Формулирование темы урока.

Слайды с фотографиями семьи, пожилых людей 4-5 ( слайд)

-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь

( сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)

-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.

-Что такое старость?

- Есть ли в вашей семье старые люди?

-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)

-Посмотрите на ( слайд) , прочитайте названия этих книг и скажите с произведением какого писателя мы познакомимся? ( слайд)

(мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого)

-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.

(Слайд)

- Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.

V . Работа по теме урока (Совместная деятельность по достижению цели)

(Знакомство с текстом - первичное чтение. (аудио слушание)

-Какое это произведение по настроению?

-Почему вы так решили?

Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение ( слайд)

(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)

Вторичное чтение (читают жужжанием)

-Возьмите в руки карандаши, отметьте незнакомые вам слова.

-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение на ( слайде)

-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?

-Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?

Физминутка. (слайд)

- Немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста! Сейчас я буду называть сказочных героев. Если герой положительный, то хлопаем в ладоши, если герой отрицательный. То приседаем и закрываем голову руками.

-Иван Царевич, Красная шапочка. Кощей Бессмертный, Сивка Бурка, Баба Яга, Василиса Прекрасная, Золушка, Злая Мачеха, Золотая рыбка.

-Молодцы! Садитесь!

VI . Закрепление знаний и способов действий (слайд)

Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне на сколько частей можно поделить текст? (на 4)

А теперь давайте попробуем ответить на вопросы

- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)

- Почему деда стали кормить за печкой?

- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

-Что случилось во время обеда за печкой?

- А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?

-(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).

- Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?

Выборочное чтение

- - Прочитайте, Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

-Как вы охарактеризуете невестку?

(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)

- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?

- Как он повёл себя?

- Почему он вздохнул и нечего не сказал?

- Почему родители Миши заплакали?

- Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?

- Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца?

( он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)

- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)

Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?

(Справедливый, добрый, умный)

VII . Рефлексия. (Использование АМО)

- Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете, зачем он его написал?

(уважать старших, терпимости к старым людям…..)

- Постараюсь..

VIII . Домашнее задание.

- Запишите несколько советов для детей, о том, как нужно относиться к пожилым людям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать любовь к животным, желание беречь и охранять их.

Организация учащихся на уроке.

Сядьте правильно. Ноги вместе, руки перед собой на партах.

Проверка домашнего задания

Что такое диалог?

Беседа по содержанию.

Почему мальчик пошел в школу?

Как вы думаете, как он будет учиться?

Итог проверки домашнего задания.(тест)

Объяснение нового материала.

С творчеством какого писателя мы с вами знакомимся?

Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее.

Сегодня мы продолжим знакомство с новым произведением.

Чтобы узнать, о ком в нём пойдет речь, соберите мозаику.

Кто у вас получился?

Чтение загадки учащимся.

Что за зверь со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки?

Словарная работа: амбар, подле, что было духу.

Чтение произведения учителем.

К какому жанру относится произведение?

Какие еще жанры встречаются у Л.Н. Толстого?

Чтение рассказа учащимися по смысловым отрывкам

Кто жил у Васи и Кати?

Когда пропала кошка?

Кого нашли дети?

Сколько было котят?

Какого котенка дети оставили себе?

Что мама сделала с оставшимися котятами?

Куда пошли дети?

Почему они забыли про котенка?

Как вели себя собаки, увидев котенка?

Что сделал Вася?

Почему Вася больше не брал котенка с собой?

Закрепление.

Работа с иллюстрацией.

Соответствует ли данная иллюстрация нашему произведению?

Какой момент изображен на картинке?

Подтвердите словами из текста.

Работа с картинками.

Что вы видите на доске?

В какой последовательности происходят события в рассказе?

Расположите картинки в нужном порядке

Работа с текстом.

Как называется произведение, с которым мы сегодня знакомились? Кто автор?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает в себя подробную работу над планом произведения.

Конспект урока литературного чтения для 2 класс

Раздел: Русские писатели

Задачи: 1) развивать умение делить текст на части и составлять план; давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;

2) развивать речь, мышление, память;

3) воспитывать волевые качества, желание учиться.

Используемая литература:

С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. –М.:ВАКО, 2013

Организационный момент

-Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

2. Актуализация знаний

-С каким великим русским писателем вы познакомились на прошлом уроке? (Лев Николаевич Толстой)

-Что вы запомнили из его биографии?

-С каким рассказом Л.Н.Толстого мы познакомились? (Старый дед и внучек)

-Вспомните, в чем заключается главная мысль этого рассказа? (Нужно уважать, почитать старших, заботиться о пожилых людях)

3.Введение в тему урока.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого. Мы перенесемся в то время когда он жил. Тогда было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, написал учебник для ребятишек и сам учил их. Для того, чтобы догадаться, о чем будет новый рассказ, рассмотрим иллюстрацию в учебнике.

-Кого вы видите на переднем плане? (Мальчика)

-Опишите мальчика. Какой он? (Ответы детей)

-Что вы видите на заднем плане? (Учеников)

-Кто изображен слева? (Учитель)

-Можете ли вы на основании иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся)

-Прочитаем название рассказа.

-О ком пойдет речь в рассказе? (О мальчике по имени Филипок)

-Автор называет его ласково, значит, речь пойдет о маленьком мальчике.

4.Первичное восприятие текста.

Чтобы узнать, что же случилось с Филипком, послушаем это произведение.

Слушание аудиозаписи.

5.Эмоционально-оценочная беседа.

-Понравился вам рассказ? Чем? (Ответы учащихся)

-Кто главный герой произведения? (Ответы учащихся)

-Какие черты характера вы можете отметить? (Ответы учащихся)

-Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? (В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе)

6.Словарная работа.

-В тексте нам встретились незнакомые слова. Попробуйте объяснить их.

Поденная работа – работа, которая оплачивается по количеству проработанных дней.

Слобода – большое село, деревня.

Постреленок – непоседа, шалун, так обычно шутливо обращаются к детям.

Сенцы, сени – в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Бедовый – шустрый, смелый.

Полы– нижняя часть раскрывающейся спереди одежды

7.Чтение учащимися и анализ произведения

1) чтение первой части

-Что узнали о Филипке? (Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.)

- А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)

- Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)

2) чтение второй части

- Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

- Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)

Филипок не шел, а бежал в школу - вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.

- Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

- А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

- Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.

3) чтение третьей части

-Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)

-Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)

-Как об этом говорит автор?

-Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?

4) чтение четвертой части

-Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый. ")

-Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться.

8.Составление плана произведения

-На сколько частей можно разделить рассказ? (предположения детей)

-Давайте вместе составим план.

-О чем сообщается в первой, вступительной части? (О мальчике Филиппе, его мать не отпускала в школу)

-Как можно назвать эту часть? (Скучно дома)

-Как завязываются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филипок отправляется в школу)

-Что приключилось с мальчиком по дороге? (На него напали собаки)

-Что произошло потом? (Он встретил мужика и бабу, думал идти в школу или нет)

-Это – вторая часть. Какое название можно дать этой части? (Опасная дорога в школу)

-Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем)

-А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филипка? (ответы детей)

-Это – третья часть. Озаглавьте ее. (Встреча с учителем)

-Как развивались события дальше? (ответы детей)

-Чем закончился рассказ? (Филипок стал ходить в школу)

-Это – заключительная часть. Как ее можно назвать? (Филипок стал ходить в школу)

9.Итог урока

-Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

-Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

-Мог ли писатель дать другое название рассказу? Как бы вы его озаглавили?

-Какая из предложенных пословиц подходит к этому произведению?

Один за всех, а все за одного.

Друзья познаются в беде.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Добра желаешь – добро и делай.

10. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке: что понравилось, что получилось, какие выводы сделали?

11.Домашнее задание.

-Подготовить пересказ произведения по составленному плану.


-75%

Читайте также: