Конспект урока имя прилагательное 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

ВложениеРазмер
urok_1.doc 39.5 КБ
prezentatsiya1.ppt 687 КБ

Предварительный просмотр:

общеобразовательное учреждение школа №487

Выборгского района Санкт- Петербурга

Конспект – презентация урока

по русскому языку в 9 классе 8вид

Учитель: Крестовникова Галина Егоровна

Образовательные: закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном и имени существительном.

Коррекционно-развивающие: Корригировать и развивать мышление, память, речь через выполнение тренировочных упражнений.

Воспитательные: прививать интерес к предмету и процессу обучения.

Инструментарий: презентация к уроку; учебники; тетради; раздаточный индивидуальный материал; предметные картинки.

I. Организация начала урока.

  • Приветствие.
  • Готовность к уроку: рабочее место, наличие на партах необходимых учебных предметов.

II. Проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала.

  • Выборочная проверка (2-3 ученика).
  • На какое правило вы подбирали слова в домашнем задании на карточке? – На непроизносимую согласную.
  • Были ли сложности в подборе синонимов?
  • Выполнение задания: Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению. ( Слайд №2).
  • Работа по перфокарте: на полях в тетрадях запишите пропущенную букву, устно подбирая проверочное слово.
  • Карточка: Вставить звонкую или глухую согласную (Слайд №3).

- Крепкое, сладкое яблоко. – Подчеркнуть слова, в которых звуков больше, чем букв.

-Путь, кисель. - Подчеркни слова, в которых звуков меньше, чем букв.

- Мягкий хлеб. – Подбери синоним к словосочетанию.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ ( по методу Г.А. Шичко): Вверх-вниз, влево-вправо. Пальминг.

IV. Продолжение урока. Работа в тетрадях.

Проверка самостоятельной работы. Учащиеся зачитывают: дорогой, голодный, молодой, холодный.

- Глаза черные. Сервиз обеденный. Настроение радостное. Морковь оранжевая. Рассказ интересный.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (упражнения для снятия общего или локального утомления по усмотрению учителя).

Работа в тетрадях. Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательных? – Надо задать к нему вопрос и по вопросу определить окончание.

- Спиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Проверяй их по вопросу. Выдели окончания прилагательных (Слайд №6).

- Письмо по памяти (Слайд №7). Прочитайте загадку. Кто это? – Корова. Каждый учащийся читает про себя загадку и запоминает ее, затем слайд убирается, и дети по памяти записывают загадку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЕКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Разработала: Асминкина А.П.

Илек, 2015 г.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речи.

Цели: - коррекционно-образовательные: познакомить с именем прилагательным как частью речи, его ролью в речи; развивать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными, описывать предметы, подобрав к ним все возможные признаки, свойства, качества;

- коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать в группах и индивидуально;

- коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение и сострадание к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки.

Анализ проверочной работы

Вступительная беседа

Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми. Сегодня в этом нам поможет художник, а кто он отгадайте:

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие? (ответ: Имя прилагательное)

Изучение нового материала.

Задавая вопросы какой? какая? какое? какие?, мы спрашиваем о признаках, качествах и свойствах предметов. Прилагательное во всем подчиняется имени существительному. В грамматике эта связь называется согласованием. Прилагательные согласуются с существительны в роде, числе и падеже. Вместе с существительным оно склоняется. (слайд 3)

Во многих случаях при склонении окончания прилагательных совпадают с окончаниями вопросов. И это помогает нам правильно писать окончания. Нужно только учитывать два варианта окончаний: твердый и мягкий. (например: какая? –ая, - яя)

По окончанию мы легко распознаем имя прилагательное и даже определяем его род и число. (слайд 4)

- ый м.р. ед.ч. – ая ж.р. ед.ч. – ое ср.р. ед.ч. – ые мн.ч.

Раскрывая сущность предмета (его цвет, вкус, характер и т.д.), прилагательные играют большую роль в нашей речи. Особое значение они приобретают в художественной литературе. Посмотри, как с помощью прилагательных передается красота осеннего пейзажа, вызывая у читателя светлую грусть.

Давайте начала прочитаем описание осеннего пейзажа без имен прилагательных. Понятно ли вам описание осеннего пейзажа? Почему? (слайд 5)

А теперь давайте прочитаем описание этого пейзажа с использованием имен прилагательных и вы мне скажете какой текст более понятный для нас.

Вспоминается мне ранняя погожая осень… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой и светлый сад. Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. (И.Бунин). (слайд 4)

Работа с учебником.

Признаки, свойства, качества предмета (работа с записью в рамке стр.75)

Динамическая пауза

А сейчас вы разделитесь по группам. Каждая группа получит предмет, который вы должны будете описать, подобрав к нему имена прилагательные, опираясь на таблицу в учебнике. (Выходят по группам к доске, описывают предметы).

Закрепление

Выполнение упражнения 97 стр.75 письменно (2 ученика работают у доски).

А) Чтение отрывка.

Б) определение произведения, из которого взят отрывок и его автор.

В) определение существительного, с которым согласуются существительные.

А) Чтение диалога по ролям.

Б) - Чего не мог понять слепой человек? (какого цвета молоко, как выглядит белый цвет).

Люди-инвалиды – это такие же люди, как и мы с вами только с ограниченными возможностями здоровья. Они не дают миру зачерстветь до конца, они учат сопереживать и помогать. Помогать не задумываясь и не ожидая чего-то взамен. Они дают нам возможность оставаться людьми и не забывать о том, как все хрупко в этом мире.

Я хотела бы, чтобы вы никогда не забывали, что быть здоровым человеком – это уже и есть счастье. Я хотела бы, чтобы вы всегда помнили, что рядом с нами живут люди, которым очень нужна наша любовь, помощь и поддержка. Пусть этим чувствам всегда будет место в ваших сердцах.

(Резерв запись диалога без слов автора).

• Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)

• Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да)

• Имя прилагательное обозначает предмет (нет)

• Имя прилагательное обозначает признак предмета (да)

• Имя прилагательное отвечает на вопрос где? Куда? Откуда? Как? (нет)

• Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да)

• Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает подлежащим (нет)

• Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)

• Имя прилагательное имеет постоянный род (нет)

• Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)

• Род имени прилагательного зависит от глагола (нет)

• Род имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да)

1) Образовательная : научить ребенка правильному произношению, употреблению в речи и правописанию прилагательных во множественном числе на -ЬИ ; продолжить обогащение лексики словами-признаками, закреплять навык

согласования их с существительными.

2)Развивающие: развивать мыслительную и творческую деятельность .

3)Коррекционная : развивать произвольное внимание к именам прилагательным, языковое чутье.

4)Воспитательная: умение анализировать свою деятельность на уроке.

Тип урока – изучение и первичное закрепление нового

Методы обучения: наглядный, практический, поисковый.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: индивидуальная

Оборудование: доска, мел, учебник, карточки, тетрадь.

1.1 Речевая зарядка

-Ильназ, какое сегодня число?

-Полина, скажи, какой сейчас урок?

- Ребята, что мы будем делать на уроке?

- Сергей, кто дежурный в классе?

- Полина, что мы сейчас делали? Речевую зарядку.

2. Фонетическая зарядка.

- Сережа, какие сегодня дежурные звуки? Сегодня дежурные звуки о-ё

- Ребята, читайте правильно.

ио__ ё__а ё__о мёд

со__зё__ козёл со__зё__сё__зо__ ёлка молоко

Сережа, назови название учебных предметов где есть дежурные звуки.

Ильназ, назови названия фруктов с дежурными звуком в середине слова .

Полина, что мы сейчас делали? Фонетическую зарядку.

Теперь повторим, что мы проходили на прошлом уроке.

тема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода

Какую часть речи мы сейчас изучаем?

Что такое имя прилагательное?

С какой частью речи прилагательное согласуется и в чем?

- Сережа, давай проверим твое домашнее задание.

Что тебе надо было сделать.

Просклонять словосочетания, состоящее из имен существительных женского рода на -ья и согласованных с ним прилагательных.

Сегодня мы продолжим изучать склонение имени прилагательного, только множественного числа, окончившееся на -ЬИ. Эти прилагательные обозначают признак предмета по принадлежности. И поэтому склоняем с помощью дополнительного вопроса ЧЬИ?

Открываем учебник на странице 99.

-Читай и изучай таблицу.

-После того как изучишь таблицу. Придумай словосочетание, просклоняй его и запиши. Если сам не сможешь, то можно просклонять первое словосочетание этого упражнения.

-Как закончишь, поднимешь руку.

-Давай проверим, как ты выполнил задание.

-Так теперь выполняем дальше упражнение.

-Как закончишь, подними руку.

-Прочитай второе задание. Придумай три предложения, используя любые словосочетания из упражнения.

Какой сейчас был урок?

Какую тему изучали на уроке?

Что мы делали на уроке?

Какие задания выполняли на уроке? отвечали на вопросы, работали с текстом, работали с учебником, выполняли задания.

Сережа, что ты нового узнал на нашем уроке?

Какие правила правописания имени прилагательного множественного числа на –ЬИ, ты узнал?

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Имя прилагательное как часть речи

Раздел кодификатора ОГЭ: 4.1 Самостоятельные части речи.

Имя прилагательное

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает при­знак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? , что определяет зависимость его основных категорий (рода, числа и падежа) от рода, числа и падежа имени существительного.

Понятие признака охватывает множество самых разных значений: цвет (зе­лёный, синий), величину (большой, маленький), протяженность (длинный, ко­роткий), пространственные и временные отношения (прибрежный, вечерний), материал (шерстяной, бронзовый), принадлежность (мамин, дядин), внутренние и внешние качества (умный, худой) и др.

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Начальная форма имени прилагательного — именительный падеж един­ственного числа мужского рода.

Синтаксическая функция: определение или именная часть сказуемого (в крат­кой форме), реже — другие члены предложения.

Разряды имён прилагательных (краткий обзор)

Качественные прилагательные:
1. Имеют степени сравнения (светлее, светлейший).
2. Имеют краткую форму (светлая — светла).
3. Образуют наречия (светло).
4. Могут образовывать (путём повтора слова) сложные прилагательные (синий-синий).
5. Могут образовывать прилагательные с приставкой не-(недобрый).
6. Образуют прилагательные с уменьшительно-ласкатель-ным суффиксом (миленький).
7. К ним можно подобрать синонимы и антонимы (поразительный — удивительный, дивный, потрясающий; хороший — плохой, добрый — злой).

Относительные прилагательные обозначают признаки предмета, которые проявляются через отношение к другому предмету (шерстяной — из шерсти, приморский — около моря, осенний — относящийся к осени).

Притяжательные прилагательные обозначают признак по принадлежности предмета лицу (отцовский дом) или животному (кошкин дом) и отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?

Переход прилагательных в существительные
(СУБСТАНТИВАЦИЯ)

1. Имена прилагательные могут переходить в существительные: военный парад (прил.) — красивый военный (сущ.). Такие существительные (субстантивированные имена прилагательные) называют:

  • лицо: рабочий, служащий;
  • помещение: столовая, детская;
  • блюда, напитки: заливное, шампанское;
  • документы: проездной.

2. Имена существительные, образованные путем перехода из прилагательных:

  • принадлежат к определенному роду: рабочий (м. р.), прачечная (ж. р.), шампанское (ср. р)
  • не согласуются с существительными, а имеют при себе согласованные определения: добросовестный рабочий, новая прачечная
  • имеют окончание прилагательных и склоняются как прилагательные (адъективный тип склонения): учёный, учёного и т. д.
  • в предложении могут быть подлежащим, сказуемым, дополнением.


Читайте также: