Костюм грим и маска художник в театре кукол конспект

Обновлено: 06.07.2024

Форма проведения занятия : Беседа, рассказ, тренинг

Форма организации деятельности детей: фронтальная, индивидуальная

Электронные образовательные ресурсы:

Материалы: ЭОР на ноутбуке (слайды, набора гримировальных мелков и зеркалец (пластиковых, антибактериальные влажные салфетки (из расчета один комплект на пару обучающихся).

Ход ЗАНЯТИЯ

- Как изменяет внешность актер перед выходом на сцену? ( ожидаемые ответы обучающихся: надевает костюм, парик, гримируется)

- Для чего он это делает? ( ожидаемые ответы обучающихся: чтобы соответствовать образу своего персонажа)

- Костюм готовит костюмер, а кто занимается гримом? ( ожидаемые ответы обучающихся: гример)

Сегодня мы поближе познакомимся со спецификой работы гримера, узнаем, что же такое театральный грим, каким он бывает, откуда произошел и даже попробуем сами побыть гримерами.

Кратко говоря, грим — это искусство изменять лицо соответственно исполняемой роли. Грим, как вы уже сказали, нужен в первую очередь для того, чтобы наилучшим образом выразить основные свойства характера персонажа.

- А для чего еще необходим грим, чисто технически? Ведь при искусственном освещении, особенно при электрическом, незагримированное лицо будет казаться мертвенно бледным или темным. А если учесть, что сцена находится на удалении от зрителей, значит грим нужен еще и. ( ожидаемые ответы обучающихся: в виду отдаленного расстояния сцены от зрителей требуется подчеркнуть черты лица яркой краской.)

3. РАССКАЗ: Кстати, если обратиться к истории, то использовать грим в древних театрах актеры начали как раз именно с того, чтобы быть заметными зрителям на расстоянии, а уж потом только с целью выглядеть лучше.

- Народные актёры Средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений.

- в Греческом театре на лица актеров стали наносить маски из свинцовых белил. Сделано это было, потому что театры были огромные и вмещали 15000 зрителей.

Очень долго актеры раскрашивали лица свинцовыми белилами, чтобы их было заметней в тусклом свете сцены (СВЕЧИ, а румяна делали из сульфида ртути. Оба соединения были ядовиты.

Когда появилось газовое освещение, и необходимость сильно отбеливать лица отпала, грим стал более тонким, хотя все еще примитивным. Палитра актера состояла из белого, синего мела, царапины делали из красного кирпича или пепла от сгоревшей бумаги. Сейчас же, конечно, гримировальные принадлежности стали намного сложнее, многочисленнее и, конечно, абсолютно безвредными для здоровья актера.

В современном мире существует 2 метода грима : живописный и объемный.

ЖИВОПИСНЫЙ (включает только краски)

ОБЪЕМНЫЙ (предполагает использование наклеек из латекса, силикона и постижерных изделий – борода, усы, парик, вставные челюсти, клыки.

4. ТРЕНИНГ Сегодня мы попробуем поработать с живописным гримом. (Дети делятся на пары и рассаживаются парами за столики, им раздают гримировальные комплекты)

Внимательно рассмотрите комплекты. У вас в руках простейшие гримировальные инструменты, но пользоваться имим будет непросто. Сейчас ребята первого варианта будут наносить грим ребятам второго. Потом наоборот.

1. Для начала рассмотрим эскизы вашего грима.

2. Начинаем работать с верхней частью лица. ГЛАЗА.

3. Тщательно обрабатываем руки салфетками

4. Берем мелок того цвета, контур которого является основным. Пытаемся симметрично обвести контуры.

5. Закрашиваем внутри контура.

6. Работаем с ВИСКАМИ. Потом с НОСОМ. С ЩЕКАМИ. ГУБАМИ.

7. Меняемся ролями. Гримирует второй вариант.

8. Рефлексия. Фото на память в гриме.

Сценарий выпускного из начальной школы Учитель: Дорогие ребята! Родители! Гости! Сегодня мы все немного волнуемся. Вот и настал день прощания с начальной школой. Четыре года назад.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 8 классе по программе Б.М.Неменского

Тема урока, номер урока в теме

Художник в театре кукол

Творческое задание: Выполнить эскиз театральной куклы.

Художественно-творческий практикум с игровыми дидактическими упражнениями

Дидактическая цель урока

Формирование навыков самостоятельной работы в поиске вида театральной куклы и колористического решения ее костюма.

Задачи урока:

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театральном искусстве.

Получать представления о синте­тической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника в театре.

Получать представление об исто­рии развития искусства театра кукол.

Узнавать о жанровом многообразии театральной куклы.

Формирование наблюдательности и эстетического отношения к окружающему миру

Формирование чувства цветовой гармонии

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров.

Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, бережное отношение к культурному наследию России.

Воспитывать эстетические чувства через театральное искусство.

Воспитывать уважение к творческому труду.

познавательные

регулятивные

коммуникативные

формировать знания о театральном искусстве, кукольном театре и роли художника;

формировать опыт творческого освоения окружающего мира;

формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с восприятием произведения изобразительного искусства, цвета в жизни и в искусстве;

формировать умение участвовать в обсуждении содержания материала, выражать и аргументировать свою точку зрения;

формировать умение самостоятельно решать творческую задачу;

формировать умение адекватной самооценки;

Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации

формировать умение строить понятные для собеседника высказывания о произведение искусства

формировать умение строить диалог с собеседниками, беседовать о театре кукол, о видах театральных кукол.

формировать умение активно участвовать в обсуждении содержания материала

формировать умение коммуникативного общения посредством художественных образов

формировать навыки оценочных суждений

Основные понятия темы

Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока)

ИКТ -технологии (на всех этапах), игровые технологии, художественно-творческие технологии: художественный практикум, творческая мастерская

Литература, музыка, история

Организация пространства (ФОУД - формы организации учебной деятельности)

Индивидуальная, парная, фронтальная

дидактическое обеспечение урока

технические средства обучения

Оборудование:

Карточки с заданиями

Набор для живописи, баночка с водой, бумага

Дидактическое обеспечение урока: Мультимедийные дидактические пособия: презентация,

Технические средства обучения:

ПК с программным обеспечением.

Характеристика видов

деятельности учителя

Характеристика видов деятельности учащихся:

Планируемые результаты

(Формирование УУД)

I этап. Организацион ный момент и актуализация .

Стадия вызова. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала с опорой на предыдущий личный опыт.

создать эмоциональный творческий настрой, побудить к творческой деятельности;

Приветствие. Проверка готовности учащихся .

Послушайте стихотворение и скажите, какой будет тема нашего урока?

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовы утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра

Кто из вас уже догадался, о чем у нас сегодня пойдет разговор?

- Что мы изучали на прошлых уроках?

- Какие виды театра вы знаете?

- Какова роль художника в театре?

Ответ на приветствие

- Узнали о жанровом многообразии театрального искусства , что актёр — основа теат­рального искусства и носитель его спе­цифики.

-Театр оперы и балета, драматический театр, ТЮЗ (театр юного зрителя), театр оперетты, кукольный.

- Создание оформления на сцене, создание костюмов для спектакля, грима

Познавательные УУД

- приобрести дополнительные умения;

регулятивные УУД:

формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с восприятием произведения искусства

коммуникативные УУД:

формировать умение строить понятные для собеседника высказывания о произведении искусства

II этап. Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.

Цель – способствовать самостоятельному пониманию:

Какую роль имеет художник в театре?

Беседа о кукольном театре.

- Самый любимый театр у детей во всем мире – кукольный театр.

Считается, что кукольный театр – зрелище детское, между тем взрослые с удовольствием смотрят кукольные постановки. Каждый человек хотя бы раз побывал на спектакле в кукольном театре. Некоторые увлеклись им на столько, что продолжают играть в куклы и сейчас, только теперь они актеры кукольного театра.

-Ребята, скажите, а вы знакомы с театром кукол?

-Существуют несколько видов театральных кукол, закрепим их название и приемы изготовления

Работа с карточками. учащимся раздаются карточки с описание нескольких видов театральных кукол , нужно определить и записать название куклы.

познавательные УУД:

формировать опыт восприятия

регулятивные УУД:

формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с замыслом худож­ника и созданное им оформление

коммуникативные УУД:

формировать умение строить диалог с собеседниками, работать в группе.

III этап.

Цель – Подготовить к

выполнению первого этапа самостоятельной творческой работы–выполнить эскиз (перчатку )основу петрушечной куклы и костюм. Перчатка должна быть сшита на руку кукловода, не стесняя движений пальцев.

Вопрос: Как вы думаете, нужен ли художник в театре кукол?

Над созданием каждой куклы художники работают очень долго и тщательно. Сначала рисуют будущую куклу на бумаге: пытаются представить ее в действии, определить ее характер, манеру двигаться, говорить. Потом уже шьют из ткани или делают из дерева, украшают.

Изготавливать декорации, изготавливать куклы, костюмы.

познавательные:

Формировать кругозор в области изобразительного и театрального искусства

регулятивные УУД Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками

коммуникативные

формировать умение коммуникативного общения посредством художественных образов

IY этап.

Изучение нового материала

Цель – Подготовить к

выполнению первого этапа самостоятельной творческой работы – создание эскиза персонажа.

Художник – кукольник создает разные по характеру куклы, превращает самые простые материалы – бумагу, тряпки, пуговицы, перышки – в роскошные наряды и прически. У каждого художника свой секрет.

Учитель : Давайте еще раз вспомним, какие виды театральных кукол существуют, и какие куклы здесь изображены?

Вопрос: Как художник создает куклу?

- Сегодня вы попробуете придумать свои театральные куклы

Верховые и напольные.

Перчаточные, марионетки, тростевые, теневые, куклы-великаны, куклы -автоматы.

Познавательные УУД:

формировать опыт творческого освоения окружающего мира

регулятивные УУД:

формировать умение самостоятельного решения творческой задачи

коммуникативные

формировать умение коммуникативного общения посредством художественных образов

Y этап. Практическая работа

формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия;

освоить навыки самостоятельной творческой работы

Вопрос: Что должен знать художник о персонаже?

- Перед тем как выполнить эскизы театральных кукол своих персонажей - проанализируйте их.

Кто он? Какой он? Каково его поведение, характер; и др.

Работа в группе.

Этапы работы

1. Выбор персонажа.

2. Продумывание формы куклы ( хорошо представить себе ее типаж – характер, фигуру, голову, костюм, движения рук и ног.)

3. Цветовое решение также зависит от характера персонажа, от идеи, заложенной автором произведения.

4. Продумывание деталей, дополняющих образ.

Создание эскиза персонажа

Познавательные УУД:

конструировать и визуализировать творческую идею

Научиться создавать эскизы театральных персонажей;

регулятивные УУД:

формировать умение переносить информацию из вербальной формы в визуальную

коммуникативные УУД:

формировать умение участвовать в обсуждении содержания материала

VI этап. Итог урока

Цель – краткое обобщение материала урока, самооценка

Сегодня на уроке….

Самым полезным интересным для меня было…

Мне это необходимо…

У меня хорошо получилось…

- Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать выразительность образа

Показ работ с комментариями

Каждая группа оценивает работу друг друга

Познавательные УУД:

регулятивные УУД:

формировать умение адекватной самооценки

коммуникативные

формировать навыки оценочных суждений

VI I I этап. Домашнее задание для самостоятельного исследования

Побуждает к самостоятельной исследовательской деятельности.

Подготовить материалы для изготовления театральной куклы по эскизу

Познавательные УУД :

Формировать кругозор в области изобразительного искусства

регулятивные УУД : Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации

Цель актёрского искусства — лицедейство, игра, в которой ты превращаешься в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Ты не становишься Ромео или Джульеттой, но живёшь на сцене их жизнью, их чувствами.

Существуют два способа актёрского перевоплощения: внешнее и внутреннее. Первое коренится в традициях театра представления, второе — в традициях театра переживания.

Все они предстают перед нами как определённые типажи, в которых подчёркнуто обозначена какая-то одна человеческая черта. В создании игровой маски большую роль играют средства внешней выразительности: грим и пластика, особенности дикции и костюма.


Искусство внешнего перевоплощения, искусство маски и лицедейства тянется из глубокого прошлого и имеет свои истоки в древних языческих игрищах, в культурах разных стран. В Европе масочное лицедейство оформилось как театр представления в Италии. Масочные персонажи Карло Гоцци (Бригелла, Коломбина, Скапен) были носителями человеческих черт, профессий и были неизменны, кочуя из спектакля в спектакль.

Драматургия XX в. потребовала от актёра иного типа игры, основанной на психофизике внутреннего перевоплощения в своего героя.


Выразительность формы и стиля сценического костюма позволяет актёру зажить жизнью театрального героя. Точно найденная деталь помогает созданию образа, становится средством его характеристики.

Совсем не обязательно играть купца в настоящем овчинном тулупе. Бытовой костюм выполняет конкретную жизненную функцию: шуба — согревать, рыцарские доспехи — защищать, золотое платье королевы — показать её величие и богатство.


Сценический костюм и грим так же отличаются от своих бытовых прототипов, как сценические вещи отличаются от тех, которыми мы пользуемся в жизни.

Работа художника над костюмом начинается с эскиза, в котором уже должна быть заложена образная характеристика персонажа. Костюм решается в одном стиле со сценографией спектакля.


Костюм каждого персонажа создаётся с учётом единства стиля костюмов всех актёров спектакля.


Есть такие сценические зрелища, в которых художником решаются только костюм и свет. Вспомните различные концерты и шоу, цирк и пантомиму. Там всё визуальное решение зрелища сосредоточено в облике актёра или певца.

Здесь приведены примеры костюмов, специально придуманных художником. А часто для создания сценического облика используется самая обыденная одежда: майки, кепки, тельняшки и т. п. На сцене или на эстраде, в шоу или на концерте это придаёт определённый стиль и колорит всему зрелищу. Вспомните, например, выступления известных вам рок-групп.


Это перевоплощение, создаваемое актёром вместе с художником, чрезвычайно эффектно, иногда даже составляет суть представления.


Создавать пробы грима и других средств внешнего перевоплощения очень полезно и интересно при помощи компьютера, взяв за основу фотографию, художник вместе с актёром могут моделировать облик персонажа во множестве вариантов. Внешний облик часто помогает понять внутреннее состояние.

Задание

Учебно-исследовательское

  1. Какие вам известны способы актёрского перевоплощения?
  2. В чём отличия сценического костюма от бытового? Как костюм помогает актёру в создании образа своего героя? Почему костюм является частью общего сценографического решения спектакля?
  3. Каковы способы трансформации костюма в любительском спектакле?

Костюм, придуманный художником, имеет смысл только в игре актёра.

То, как ведёт себя актёр в костюме, как двигается, как костюм помогает ему создать внешне и внутренне запоминающийся образ, — свидетельство успеха работы художника. Но в то же время это свидетельство мастерства актёра, сумевшего с помощью костюма добавить новые краски в жизнь своего персонажа.

Полезно сделать компьютерную разработку разных вариантов грыма, причёскы и др. Актёрская работа оценивается по естественности поведения (умение выдеть и слышать без наигрыша и зажима), по правде реакции на происходящее в этюде.

Стремление неопытных актёров облачиться в настоящие костюмы, да ещё как можно более похожие на исторические, понятно. Но оно лишь следствие неумения перевоплощаться и идёт от неверия в предлагаемые обстоятельства, от недостатка фантазии, неуверенности в своих актёрских возможностях.

Правда игры происходит не от реальности королевского одеяния, а оттого, что ведёшь себя как король. Тогда даже тюлевая портьера, наброшенная на джинсовую курточку, будет восприниматься залом как лионские кружева.

актерское перевоплощение

Театр – самое сильное средство воздействия на человека — синтез всех искусств (живописи, музыки, литературы, хореографии, вокала и т.д.).

Театр – это костюмы, маски, грим и драматические действия, посредством которых, актёры отражают действительность: события, характеры, судьбы.

Театр для зрителя — начинается с гардеробной, для артиста – с гримёрки. Театр жив, пока есть публика, а что нужно публике? – Правильно, эффекты! А эффекты невозможны без изменения внешности актёра. Вот и появляются на лицах актёров: накладные бороды, усы, парики, маски и огромное количество косметических средств.

Основные работники театра, которые участвуют в той или иной степени в актерском перевоплощении:

  • Гардеробщики
  • Гримёры
  • Художники по костюмам
  • Актёры
  • Режиссёр
  • Рабочие сцены
  • Осветители
  • Билетёры
  • Пожарные

И все они выполняют единую идейно–творческую задачу: удивить зрителя постановкой. Сегодня мы попытаемся рассказать вам о значении костюма, маски и грима в театральном искусстве.

Театральный костюм

Театральный костюм – это не просто часть театрального грима: костюм в театре – больше, чем костюм.

Театральный костюм обязательно должен соответствовать роли актёра.

Так вот, есть такая даже профессия – художник по костюму.

Театральный грим

Гримировка, грим – это искусство изменяться (умение соответствовать исполняемой роли) посредством нанесения особо приготовленных красок, волосяных наклеек, использования парика.

Грим – один из способов художественной выразительности при создании образа, необходим вследствие технических причин (искусственного освещения, удалённости от зрителя).

В штате театра обязательно присутствует гримёр – человек, помогающий создать нужный образ.

Основная задача гримёра – наложить правильный грим (обязательно опираясь на знания мускулатуры человеческого лица), и здесь важно, чтобы грим соответствовал как замыслу режиссёра, так и стилю спектакля.

Профессиональный гримёр запросто может изменить форму лица, моментально состарить актёра или омолодить.

Актёры средневековья раскрашивали свои лица соком растений и сажей.

Современный грим – это полупрозрачные силиконы, создающие максимальную схожесть и соответствующие художественной замыслу режиссёра.

К.С. Станиславский всегда уделял важную роль гриму.

В театре парик, борода, усы, бакенбарды, лепной нос – одни из самых выразительных частей грима.

Парик с дополнениями (борода, бакенбарды, усы) всегда даёт возможность подчеркнуть эпоху, в которую разворачивается действие спектакля, а также социальное положение и возраст героя.

Некоторые актёры всегда гримируются сами, но предварительно проводят большую работу – изучают собственное лицо и характер персонажа, образ которого им предстоит воплотить на сцене.

Перед нанесением грима лицо тщательно очищают, а затем наносится специальная кремовая основа, далее в ход идёт подводка, пудра, специальные карандаши для глаз. Снимается грим также специальными средствами.

  1. Грим должен быть приспособлен к мимике актёра, а мимика к заданному гриму.
  2. Грим должен быть собран со всем внешним оформлением, которое задумал режиссёр (свет, декорации, костюм).

Обучить гриму – задача не из лёгких – он постигается долгим опытом.

Театральные маски

Театральные маски – специальные накладки с вырезом для глаз (как правило, форма маски повторяет человеческое лицо) используются с давних времён с целью передачи характера ролей и душевного настроения.

Изготавливаются их из бумаги, папье-маше, гипса, дерева, металла и других материалов.

Порой для усиления голоса актёра снабжаются металлическими резонаторами.

Многие театры используют театральные маски, изготовленные профессионалами из Венеции, где уже несколько веков проходят театральные карнавалы и фестивали.

Только соблюдая полную гармонию между всеми вышеперечисленными средствами актёрского перевоплощения, можно рассчитывать на признание зрителей.

Друзья, и вы расскажите нам, о известных вам средствах выразительности сценического действия. Делитесь с нами своими знаниями и впечатлениями в строке ниже.

Это может быть интересно

Post scriptum

А что вы знаете о театре?! Друзья, если у вас есть желание стать ещё более приятным и эрудированным собеседником, (а это возможно, овладев, к примеру, секретами постановочного действия), тогда рекомендуем вам одну из рубрику нашего проекта — актёрское мастерство (здесь мы собрали все самое интересное, для того, чтобы ваше знакомство с театром стало увлекательным и интеллектуальным отдыхом).

Итак, театр как мы его понимает сейчас, зародился в России довольно поздно – только во второй половине XVII века. История его становления — это несколько непростых этапов, и мы обязательно их осветим в наших последующих выпусках. Единственное, что хочется отметить уже сейчас: идут годы, столетия, а театр продолжает быть самым любимым и востребованным видом искусства. Только представьте себе, что современный, завораживающий театр начинался со скоморошества (актёры высмеивали власть имущих, богачей, духовенство, сочувственно показывали обычных, простых людей).

Читайте также: