Конспект урока лекарственные растения 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование у учащихся начальной школы зн аний о разнообразии растительного

мира, в частности, о лекарственных и ядовитых растениях.

- научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодам и;

- обсудить с учащимися, плоды каких растений можно пробовать;

Оборудование : фотографии лекарственных и ядовитых растений, презентация, гербарий.

Учитель: Здравству йт е ребята! Я предлагаю Вам разгадать кроссворд. Разгадав его, Вы

узнаете тему нашего сегодняшнего у рока( слова в кроссворде располагаются так, что бы

Учитель: Ребята, кто из В ас догадался, какова тема урока ? Какие бывают растения?

Сегодня мы с вами обсудим лекарственные и ядовитые растения. Вы знаете, что у

каждого из нас есть множес тво друзей? Они всегда заботятся о нас, дарят нам красоту ,

К лекарственным растениям относятся: красавка, подорожник, черника, вале риана,

К ядовитым растениям отн осятся: белладонна , белена, дурман, мак, ворон ий глаз,

Учитель: Можно пробовать только те растения и их плоды, если точно знаешь, что они

съедобны. Для этого мы сегодня из учим некоторые из съедобных рас тений, а так же те,

Кто может назвать растения, которые помогали вам или вашим родным?

Учитель: Правильно. Ребята, есть много растений , из которых делают лекарства, отвары и

лекарственные сборы. На пример, шиповник помогает при простудных заболеваниях и их

профилактике, так как в нём много витамина С. Валериана действует как ус покоитель ное

средство, черника укрепляет наше з рение, подорожник помогает при ранах, а ромашка

является антибактериальным средством, а сейчас мы с вами рассмо трим каждое из этих

Каждой гру ппе выдаю тся гербарии и текст, который они должны прочесть и выделить

Ромашка аптечная. Настой цветочных корзинок ромашки оказывает

противовоспалительное, кровоостанавливающее, антисептическое, слабое вяжущее,

болеутоляющее, седативное, противосудорожное, потогонное, желчегонное действие.

Эфирное масло ромашки обладает дези нфицир у ющим и потогонным действием,

уменьшает образование газов, снимает боли, ослабляет воспалительные п роцессы,

нормализует нарушенную функцию желудочно - кишечного тракта, возбуждающе

действует на центральную нервн ую с истем у: у силивает и у чащает дыхание, уве личивает

число сердечных сокращений, расширяет сосуды головного мозга. Большие дозы

эфирного масла вызывают головную боль и общую слабость (см. Презентацию , слайд 1).

Мята перечная. Ментол, содержащийся в листьях мят ы, обладает

местнообезболивающим, спазмолитическим и а нтисептическим свойствами, вызывает

рефлекторное расширение коронарны х сосу дов. Внутрь применяется при стенокардии,

болях в областях желудка и кишечника. Нару жно — при невралгических болях, з убной

боли, как антисептическое и болеутоляющее средство при воспалительных заболевания х

верхних дыхательных п у тей, при бронхите. Раствор ментола в валерианово - ментоловом

эфире (валидол) применяется при стенокардии; в смеси с парафином — п ри мигрени в

виде карандашей; валок ардина, в к апли и мази от н асморка. Мятн ое масло находит

применение д ля ингал яций, в ходит в состав мятных к апель, таблеток. Мятная вода

используется в микст урах для улучшения вкуса и для полоскания рта . Настои и н астойки

из ли стьев мяты применяются как средс тво для улучшения пищеварения , п овышения

аппетита, против тошноты и рвоты (см. Презентацию , слайд 2).

Подорожник большой. Препараты подорожника показаны при лече нии язвенно й

болезни жел у дка и кишечника, отвар — при д изентерии и диспепсии. Экспериментами на

животных доказано, что водные препараты оказывают регулирующее действие как при

пониженной, так и при повышенной секреции желудка. Сок листьев подорожника

большого рекомендуется для лечения больных хроническим колитом и острым и

желудочно - кишечными заболеваниями (гастри ты, энтериты, э н тероколиты). Препарат

назначается вн утрь п о 1 столовой ложке 3 раз а в день за 15 - 20 мин ут до еды. Нас той из

листьев — одно из л учших отхаркивающих средств при брон хите и туберкулезе легких

Учитель: Ребята, как одним словом назв ать эти растения? (Лекарственные) . Что значит

Учитель : Ребята, послушайте еще о некоторых лекарственных растениях.

Можжевельник обыкновенный. Плоды можжевельника обладают сильным

диуретическим действием и п рименяются в качестве моче гонного средства,

дезинфицирующего мочевые пути. Его рекоменд уют при заболеваниях почек и печени.

Кроме этого, настой плодов у потребляют как отхаркивающее сре дство, а эфирное масло

втирают при ревматических болях в суставах и мышцах. В ГДР, Пол ьше, Болгарии п лоды

используют при желу дочно - кишечных заболеваниях, а также пр и д ерматитах, чесотке,

Валериана: Препар аты валерианы оказывают н а организм человека

многостороннее влияние, обусловленное комплексом всех содержащихся в корневищах и

корнях ве ществ. Они понижают возб у димость ц ентральной нервной системы,

стимулируют п роцессы торможения в коре гол овного мозга, улу чшают коронарное

кровообращение, регулиру ют деятельность сердца, действуя как непосредственно на

миокард и проводящую систему, так и через ц ентральную нервн ую систему. Кроме того,

корневища и корни ра стения обладают спазмолитическим д ейств ием, усиливают

секрецию железистого аппарата желудочно - ки шечного тракта, несколько подавляют

бродильные процессы в кишечнике (см. Презентацию , слайд 5).

Это, как вы поняли , были лекарственные раст ения, а теперь давайте поговорим и

Мак. Широко использ уются маки в медицин е для производства лекарств (опиум

и е го производ ные проду кты), а также в пищевой промышленности, где семе на

добавляются в выпечку, а ярко окрашенные лепестки и спользу ются для ок раски

продуктов. Выращивать маки очень легко. Всё, что им нужно, это много - много солнца.

Некоторые маки смогут мириться с пол утенью, но вряд ли они зацвету т в тен и.

Многолетние маки развиваются в довольно крупное растени е с массой з елени и тольк о

потом з ацветают. Однолетние растения обычно з ацветают через 2 месяца после п осева.

После окон чания цветения з елень к ак многол етних, так и однолетних маков высыхает и

исчезает. Ма ки обильно размножаются с амосевом. Если вы хоти те предотвратить это

явление, то обязательно уда ляйте отцветшие головки или опустошайте семенные

коробочки до того, как они рассыпят свои семена вокру г (см. Пр езентацию , слайд 6).

Вороний глаз. Одно из н ародных его н азваний — крест трава. В наших лесах

довольно час то встречается это невысокое растение с четырьмя широки ми листьями,

расположенными крест накрест, а в центре, где они сходятся — одна единственная ли лово

сизая ягода, чернеющая к п оздней осени. Очень ядовитая ягода, как и все растение вместе

с длинным и п олзучим корневищем. Серьёзной травой, опасной для жизни, и болезни

лечат серьёзные. Трав у воронь его глаза, собранную во время цветения, использ у ют при

невралгии, мигрени, туберку лёзе л ёгких, асците, с удорогах, нарушении обмена веществ, а

ягоды — п ри заболеваниях сердца и некоторых др у гих заболеваниях. С амолечением

заниматься не в коем случае нельзя! (см. Презентацию, слайд 7)

Белена. В народной ме дицине белена известна с древности как сильное

болеутоляющее и проти воспазматическое средство. Ли стья белены при меняли от кашля, в

смеси с листьями д у рмана и шалфея при бронхиальной астме, головной боли, спазмов

желудочно - кишечного тракт а, бессонницы, истерии. Водочная настойка листьев — как

втирание п ри ревматизме, подагре, ушибах, а отвар в растительном масле закапывали в

ухо при воспалении. Дым от сжигаемых семян вдыхали при з у бной боли, а мазь из них

использовали при туберкулезе костей. Растение ядовито! (см. Презентацию, слайд 8)

Задумывались ли вы, ребята, каким богатством одарила нас природа? Каждый из нас пользуется этим богатством и порой не задумывается над тем, как он поступает по отношению к природе. на эти и многи другие вопросы учащиеся найдут ответы втечении урока, так как путешествуют по станциям лекарственных растения, используя путевые листы. Так же прилагается презентация к уроку.

ВложениеРазмер
urok_okr_mira.doc 2.27 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На уроке дается первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация.


План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений".


Урок по окружающему миру 2 класс по теме "Раннецветущие растения"

Урок по теме "Весна".


Урок окружающего мира 2 класс ПНШ Тема: "Цветковые и хвойные растения"

В материале представлен коспект урока и презентация по теме "Цветковые и хвойные растения" 2 класс "Перспективная начальная школа".


Урок окружающего мира (3 класс) по теме "Лист -орган растения. Растение- единый организм"

Урок по программе "Гармония"для 3 класса. Учащиеся знакомятся состроением листа. Разнообразные формы работы помогают ученикам лучше понять новый материал, способствует развитию интеллектуальных и твор.


Презентация к уроку окружающего мира 4 класс на тему Охрана растений
Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Разнообразие растений" (ФГОС "Школа России")

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой. Учебник. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Урок открытия нового знания.

Методические рекомендации. Занятие знакомит детей с лекарственными растениями и их использованием; развивает внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение; воспитывает бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки лекарственных растений (или гербарий): мяты, липы, подорожника, ромашки аптечной, березы, лука, чеснока, лист бумаги в клетку.

Учитель. Сегодня мы совершим экскурсию по городу Лекарственных растений. Она поможет нам поближе познакомиться с травами, деревьями, цветами, которые верой и правдой служат человеку многие века. А начнем мы с разминки. Она посвящена лекарственным растениям.

➢ Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива.)

➢ Золотая середина и лучи идут кругом.

Это, может быть, картина —

Солнце в небе голубом? (Ромашка.)

➢ Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной. (Береза.)

➢ Кто ни прикасается, за того цепляется.

Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. (Репей, или лопух.)

➢ Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

➢ Тонкий стебелек у дорожки, на конце его — сережки.

На земле лежат листки — маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг, лечит раны ног и рук. (Подорожник.)

➢ Растет зеленый кустик, дотронешься — укусит. (Шиповник.)

➢ Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель.)

➢ Колосится в поле рожь, там, во ржи, цветок найдешь ярко-синий и пушистый, только, жалко; не душистый. (Василек.)

➢ На него подуй слегка, был цветок — и нет цветка. (Одуванчик.)

Справка. Крапива. Действует как мочегонное, выводит лишнюю жидкость из организма, очищает кровь, улучшает пищеварение, снижает кровяное давление. Ромашка. Противовоспалительное средство. Чай из нее помогает при простуде, болях в желудке. Восстанавливает аппетит. Подавляет кишечные инфекции. Береза. Отхаркивающее и витаминное средство. Заживляет раны. Используется при лечении почек. Репей. Рекомендуется при болезнях почек, язвенной болезни. Репейное масло укрепляет волосы. Ландыш. Используется при лечении сердечных заболеваний. Подорожник. Останавливает кровотечение. Листья и сок используются при ушибах и порезах, воспалениях и ожогах, свежих мозолях и укусах насекомых. Шиповник. Содержит большое количество витамина С, повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях. Ель. Используется при лечении заболеваний органов дыхания и сердца. Василек, Лечит почки и сердце. Одуванчик. Придает силы, снимает усталость, улучшает пищеварение, лечит печень, желудок. Млечный сок удаляет веснушки, угри.

Учитель. Давайте определимся с маршрутом экскурсии. Перед вами схема города Лекарственных растений. Даны названия улиц, а под ними — примеры. Нужно определить путь движения от одного числа к другому (решая примеры), начиная с наименьшего, соединив названия улиц стрелками.


Учитель. Итак, наша пешеходная экскурсия начинается с улицы Липовая Аллея. Вспомните, какой аромат издают душистые цветки липы во время цветения. Недаром же они так привлекают пчел, благодаря которым мы можем лакомиться липовым медом. (Демонстрируется рисунок липы.)

Липа — средство от простуды,

знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

Давайте на память об этом чудесном дереве сделаем его изображение по клеточкам. (Дети чертят в тетради, а учитель на доске.) Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на

одну клетку вверх наискосок слева направо;

три клетки вверх;

одну клетку вниз наискосок справа налево;

одну клетку вверх;

одну клетку влево;

одну клетку вверх;

одну клетку вверх наискосок справа налево;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вниз наискосок слева направо.

Учитель. И вот мы уже подходим к площади Лука и Чеснока. (Демонстрируются рисунки лука и чеснока.) Неслучайно эта площадь носит имя сразу двух растений, ведь лук и чеснок имеют много общего и оказывают неоценимую услугу здоровью человека.

В них не только фитонциды,

что микробам так страшны,

они содержат витамины,

что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

приходилось вам болеть,

в каждом доме лук, чеснок

круглый год должны иметь.

Тот, кто с ними крепко дружит,

никогда не занедужит.

И все-таки эти растения трудно перепутать. Отгадайте загадки и объясните, какие признаки указали вам, где лук, а где — чеснок.

➢ В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук.)

➢ Вырастает он в земле, убирается к зиме.

Головой на шар похож.

Если только пожуешь

Маленькую дольку, будет запах донимать

Очень-очень долго. (Чеснок.)

А теперь попробуйте расшифровать пословицы.

ТИЧЕЛ ВОГУДЕН ЬМЕС КУЛ (Лук семь недугов лечит. Читаем справа налево.)

ЧЮЕЮСЮНЮОЮКЮ — ЛЮУЮКЮУЮ БЮРЮАЮТЮ. (Чеснок — луку брат. Читаем, пропуская каждую вторую букву.)

Учитель. Внимание! Приближаемся к проспекту Подорожника. (Рисунок подорожника.)

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Он на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Справка. Пустырник. Успокоительное средство. Чистотел. Используется при лечении кожных заболеваний. Медуница. Растение прикладывают к кровоточащим ранам, местам ушибов, переломам. Зверобой. Используется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, при повышенной раздражительности, бессоннице.

Учитель. А вот и Мятный переулок. (Показывает пучок мяты или рисунок.)

В доме много аромата,

если в доме сохнет мята.

настоя мяты ложка —

нету больше тошноты,

нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста —

всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

эту травушку, ребята!

Давайте в Мятном переулке немного отдохнем, расслабимся и пофантазируем. Закройте глаза, устройтесь поудобней. А теперь представьте себе: «. Сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты превратился в чудесный цветок — ромашку. У тебя ярко-желтая сердцевина и много-много белоснежных лепестков, высокий стебелек с узкими зелеными листьями. Рядом с тобой — твои братишки и сестренки. Их легко покачивает ветерок. От них исходит приятный аромат. Вдохни его.

А теперь ты стал муравьем, маленьким и юрким. Почувствуй, как травинки превращаются для тебя в огромные деревья, мох — в густой лес, камни — в горы, лужи — в озера. Сейчас ты бежишь по тропинке в свой муравейник, с легкостью преодолевая препятствия на пути.

И снова превращение. Теперь ты — воздушный шар, круглый, голубой, с рисунком. Рассмотри повнимательней рисунок: на нем изображена веселая рожица. Тебя отпустили на волю, и ты летишь, послушный ветру, задевая легкие облака, и глядишь сверху вниз на землю, где все предметы вдруг уменьшились в размерах: вот узкая лента дороги, по ней ползет крошечный автомобиль. Зеленые насаждения возле дороги слились в один зеленый ковер.

И вот уже перед нами Ромашковая поляна. (Рисунок ромашки аптечной.)

Знаете ли вы, ребята, что существует несколько видов ромашки? Но лекарственной считается только ромашка аптечная. Как отличить ее от других? Очень просто. Желтая сердцевинка у нее выпуклая и внутри пустая, растение имеет приятный ромашковый запах, который у других видов, как правило, отсутствует.

Всех цветов не сосчитать.

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек —

для припарок, для примочек.

Выполните задание: найдите закономерность и продолжите логический ряд.


Учитель. Наша экскурсия заканчивается в Березовом тупике. (Рисунок березы.) Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза — символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Настои, отвары березовых почек

помогут тебе непременно, дружочек,

если вдруг почки твои заболят,

а надо — и раны они заживят.

Из листьев отвар — витаминное средство.

Целебность березы запомни ты с детства!

Березу невозможно спутать с другим деревом из-за ее белого ствола. А сможете ли вы определить названия деревьев по их листьям?


1. Гладкий и закругленный. Ольха.

2. Сердцеобразный. Липа.

3. Очень зазубренный по краям. Береза.

4. В форме ладони. Клен.

5. Ребристый, шероховатый. Дуб.

6. Перистый. Рябина.

Учитель. Мы прощаемся с городом Лекарственных растений. Лекарственные растения приносят огромную пользу человеку. Помните об этом и относитесь к ним бережно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект внеурочного занятия

Цель: формирование у учащихся начальной школы знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных растениях.

-определяет цель деятельности на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

-проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

-слушает и понимает речь других;

-договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками

Оборудование: картинный материал, лист бумаги в клетку.

Ход занятия

1. Сегодня мы совершим экскурсию по городу Лекарственных растений. Она поможет нам поближе познакомиться с травами, деревьями, цветами, которые верой и правдой служат человеку многие века. А начнем мы с разминки. Она посвящена лекарственным растениям. Отгадайте загадки:

-Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива.)

-Золотая середина и лучи идут кругом.

Это, может быть, картина —

Солнце в небе голубом? (Ромашка.)

-Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной. (Береза.)

-Кто ни прикасается, за того цепляется.

Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. (Репей, или лопух.)

-Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

-Тонкий стебелек у дорожки, на конце его — сережки.

На земле лежат листки — маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг, лечит раны ног и рук. (Подорожник.)

-Растет зеленый кустик, дотронешься — укусит. (Шиповник.)

-Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель.)

-Колосится в поле рожь, там, во ржи, цветок найдешь ярко-синий и пушистый, только, жалко; не душистый. (Василек.)

-На него подуй слегка, был цветок — и нет цветка. (Одуванчик.)

2. - Знаете ли вы, какими полезными свойствами обладают эти растения?

Крапива. выводит лишнюю жидкость из организма, очищает кровь, улучшает пищеварение, снижает кровяное давление. Ромашка. Противовоспалительное средство. Чай из нее помогает при простуде, болях в желудке. Восстанавливает аппетит. Подавляет кишечные инфекции. Береза. Отхаркивающее и витаминное средство. Заживляет раны. Используется при лечении почек. Репей. Рекомендуется при болезнях почек, язвенной болезни. Репейное масло укрепляет волосы. Ландыш . Используется при лечении сердечных заболеваний. Подорожник . Останавливает кровотечение. Листья и сок используются при ушибах и порезах, воспалениях и ожогах, свежих мозолях и укусах насекомых. Шиповник . Содержит большое количество витамина С, повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях. Ель . Используется при лечении заболеваний органов дыхания и сердца. Василек , Лечит почки и сердце. Одуванчик . Придает силы, снимает усталость, улучшает пищеварение, лечит печень, желудок. Млечный сок удаляет веснушки, угри.

Вспомните, какой аромат издают душистые цветки липы во время цветения. Недаром же они так привлекают пчел, благодаря которым мы можем лакомиться липовым медом.

Липа — средство от простуды,

знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

Давайте на память об этом чудесном дереве сделаем его изображение по клеточкам. (Дети чертят в тетради, а учитель на доске.) Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на:

одну клетку вверх наискосок слева направо;

три клетки вверх;

одну клетку вниз наискосок справа налево;

одну клетку вверх;

одну клетку влево;

одну клетку вверх;

одну клетку вверх наискосок справа налево;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вниз наискосок слева направо.

- А что вы помните о пользе лука и чеснока из уроков окружающего мира?

В них не только фитонциды,

что микробам так страшны,

они содержат витамины,

что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

приходилось вам болеть,

в каждом доме лук, чеснок

круглый год должны иметь.

Тот, кто с ними крепко дружит,

никогда не занедужит.

- Найдите спрятавшиеся среди других букв спрятавшиеся названия лекарственных трав:

- Вам знакомы эти травы?

Пустырник. Успокоительное средство. Чистотел. Используется при лечении кожных заболеваний. Медуница. Растение прикладывают к кровоточащим ранам, местам ушибов, переломам. Зверобой. Используется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, при повышенной раздражительности, бессоннице.

3. - А теперь зарисуйте к себе в альбом некоторые лекарственные травы, обязательно подпишите их название.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: познакомить детей с лекарственными растениями и их использованием; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение; воспитывает бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки лекарственных растений (или гербарий): мяты, липы, подорожника, ромашки аптечной, березы, лука, чеснока.

В городе лекарственных растений

Автор: Березина И.В.

Задачи: познакомить детей с лекарственными растениями и их использованием; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение; воспитывает бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки лекарственных растений (или гербарий): мяты, липы, подорожника, ромашки аптечной, березы, лука, чеснока.

Ход занятия

Сегодня мы совершим экскурсию по городу Лекарственных растений. Она поможет нам поближе познакомиться с травами, деревьями, цветами, которые верой и правдой служат человеку многие века. А начнем мы с разминки. Она посвящена лекарственным растениям.

С моего цветика берёт 2) В десять одёжек плотно одет,

Пчёлка самый вкусный мёд. Часто проходит к нам на обед.

А меня всё ж обижают: Но лишь за стол ты его позовёшь,

Шкуру тонкую снимают. Сам не заметишь, как слёзы ты прольёшь.

Красота всего парка 3) Вырастает он в земле, убирается к зиме.

Людям – тень, если жарко. Головой на шар похож.

Даст резную посуду. Если только пожуёшь маленькую дольку,

И полечит простуду. Будет запах донимать очень – очень долго.

(Липа) (Чеснок)

4)Золотая середина и лучи идут кругом.

Это, может быть, картина — Солнце в небе голубом? (Ромашка.)

5)Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной.

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной. (Береза.)

6) Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)

Нам он, как хороший друг,

лечит раны ног и рук. (Подорожник.)

7) Заросла полянка,

И в лесу, и в квасу,

И в конфетке, и в таблетке. (Мята)

Знакомство с маршрутом экскурсии.

Липовая Аллея

проспект Подорожника


Площадь Лука и Чеснока

Берёзовый тупик Мятный Переулок



Ромашковая Поляна

Перед вами схема города Лекарственных растений. А передвигаться от одной станции к другой мы будем с вами совершать с помощью физминуток.

3.Итак, наша пешеходная экскурсия начинается с улицы Липовая Аллея. Вспомните, какой аромат издают душистые цветки липы во время цветения. Недаром же они так привлекают пчел, благодаря которым мы можем лакомиться липовым медом. (Демонстрируется рисунок липы.)

- Послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеет липа для человека?

Липасредство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

Вывод: - Какими свойствами обладает липа? (табличка)






Средство от простуды и ангины.

- Передвигаемся к следующей станции:

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт –

Ушки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку,

И выходит на зарядку:

1,2,3,4, Хомка хочет сильным стать!

4.Вот мы подходим к площади Лука и Чеснока. (Рисунки или предметы)

Неслучайно площадь носит имя сразу двух растений, ведь Лук и Чеснок имеют много общего и оказывают неоценимую услугу здоровью человека.

- Давайте послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеют Лук и Чеснок для человека?

В них не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Они содержат витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже приходилось вам болеть,

В каждом доме Лук, Чеснок круглый год должны иметь.

Тот, кто с ними крепко дружит, никогда не занедужит.

- А какие вы знаете целебные свойства этих растений?





Вывод: (табличка) Средство от простуды,

Инфекции, гриппа и содержат витамины А, С.



- Передвигаемся к следующей станции: 1, 2 - выше голова,

3, 4 - плечи шире,

5, 6 – тихо сесть,

7, 8 – лень отбросим.

5. Внимание! Приближаемся к Проспекту Подорожника. (Рисунок подорожника)

- Давайте послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеет подорожник для человека?

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Он на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног. Вс. Рождественский





Вывод: (табличка) Средство от простуды, обеззараживающее,

Листья и сок используются при ушибах и порезах.



- Передвигаемся к следующей станции:

Грач качался в гамаке,

Гуси плавали в реке.

Мимо лебеди летели и на веточку присели.

Веточка качается, неплохо получается.

6. А вот и Мятный переулок. (Показывает пучок мяты или рисунок.)

- Давайте послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеет мята для человека?

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка, настоя мяты ложка — нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста - всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно эту травушку, ребята!

В Мятном переулке немного отдохнем, расслабимся и пофантазируем. Закройте глаза, устройтесь поудобней. А теперь представьте себе: «. Сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты превратился в чудесный цветок — ромашку. У тебя ярко-желтая сердцевина и много-много белоснежных лепестков, высокий стебелек с узкими зелеными листьями. Рядом с тобой — твои братишки и сестренки, Их легко покачивает ветерок. От них исходит приятный аромат. Вдохни его…

Для тебя в огромные деревья, мох — в густой лес, камни — в горы, лужи — в озера. Сейчас ты бежишь по тропинке в свой муравейник, с легкостью преодолевая препятствия на пути.

И снова превращение. Теперь ты — воздушный шар, круглый, голубой, с рисунком. Рассмотри по внимательней рисунок: на нем изображена веселая рожица. Тебя отпустили на волю, и ты летишь, послушный ветру, задевая легкие облака, и глядишь сверху вниз на землю, где все предметы вдруг уменьшились б размерах; вот узкая лента дороги, по ней ползет крошечный автомобиль. Зеленые насаждения возле дороги слились в один зеленый ковер.

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободна твое тело. Глубоко вдохни.





Вывод: (табличка) Средство от головных болей,

Средство от простуды



7. И вот уже перед нами Ромашковая Поляна (Рисунок Ромашки)

Знаете ли вы, ребята, что существует несколько видов ромашки? Но лекарственной считается только ромашка аптечная. Как отличить ее от других? Очень просто. Желтая сердцевина у нее выпуклая и внутри пустая, растение имеет приятный ромашковый запах, который у других видов, как правило, отсутствует.

- Давайте послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеет ромашка для человека?

Всех цветов не сосчитать.

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочекдля припарок, для примочек.

Если воспаление, отвар - успокоение.





Вывод: (табличка) Средство от простуды, подавляет кишечные инфекции,



- Передвигаемся к следующей станции с весёлой песенкой туристов:

Вместе весело шагать по просторам,

По просторам, по просторам.

И конечно припевать лучше хором,

Лучше хором, лучше хором.

8. Наша экскурсия заканчивается в Березовом тупике. (Рисунок березы.) Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза — символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства.

- Давайте послушайте стихотворение и скажите, какое значение имеет берёза для человека?

Настои, отвары березовых почек

Помогут тебе непременно, дружочек,

Если вдруг, почки твои заболят,

А надо и раны они заживят.

Из листьев отвар витаминное средство.

Целебность березы запомни ты с детства!

Вывод: (табличка) Средство от простуды,

Используется при заболеваниях почек



9. Итог. Мы прощаемся с городом Лекарственных растений. Они приносят огромную пользу человеку. Сейчас весна. Организм человека ослаб, нуждается в поддержке. Ожидаются вспышки простудных заболеваний: ОРВИ, гриппом и инфекционные заболевания: ротавирусная инфекция и кишечная, так как плохая вода от таяния снега.

Но вы должны соблюдать все правила личной гигиены и помнить средства профилактики.

Читайте также: