Корень рос раст ращ конспект урока 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Словообразование. По пути нам будут встречаться трудности, а, может быть, и опасности. Но я думаю, что сообща мы их преодолеем. Для начала давайте выберем капитанов. (Команды выбирают).

II. Повторение изученного материала.

- Но чтобы пуститься в плавание, надо сначала вспомнить, что изучает словообразование.

- Словообразование изучает состав слова и способы образования новых слов.

- А теперь в путь. Внимание всем! Справа по борту я вижу остров Повторения. Приготовьте перфокарты и листочки. Сейчас мы вспомним правописание гласных А-О в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

Работа с перфокартой.

Предпол_гать дол_жить сл_жение
изл_жение к_снусь изл_гать
сл_гаемое прик_снется неприк_сновенный
прик_сновение предл_жение предпол_гаемый
отл_жить прил_гать распол_житься
прик_саться к_сание прил_гательное

- Расскажите о правописании гласных в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

III. Изучение нового материала.

- Продолжим наше путешествие. Прямо по курсу – море Неразгаданных тайн. Ребята, сегодня нам с вами предстоит разгадать одну из загадок, таящихся на дне этого моря. Загадку о правописании гласных А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

Запись темы урока.

2. Исследовательская работа.

На экране слова: растут, растение, выращивать, выращенный, выросла, заросли.

- Запишите эти слова и выделите в них корень.

- Какие это слова? (Однокоренные.)

- Какое явление мы наблюдаем в этих корнях? (Чередование согласных ст//щ//с.)

- Попробуйте сформулировать правило написания гласных А-О в корнях

3. Знакомство со словами-исключениями.

- Мы разгадали с вами загадку, которая таилась на дне моря Неразгаданных тайн.

А теперь продолжим наше путешествие. Слева по борту – берег Исключений.

Слова-исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

А чтобы их лучше запомнить, предлагаю выучить четверостишие:

Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре.

4. Лексическая работа (Приложение 1, слайд 7).

Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.

Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь.

Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

(С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка. – М., 2000.)

Учащиеся составляют и записывают с этими словами словосочетания.

IV. Закрепление изученного.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, знакомый ростовщик, зарастет сорняками.

Подчеркнуть изученную орфограмму.

Учитель:

- Что ж, хорошо, рифы нам удалось обойти. Но что это там за шум?!

Пираты (хором):

Первый пират:

Второй пират:

Учитель:

- Пираты, не трогайте ребят, пожалуйста. Они у нас умные, правила учат, пишут грамотно.

Первый пират:

Второй пират:

- Что ж, а сейчас мы проверим, как они говорят. Мы принесли с собой скороговорки, пусть попробуют их произнести.

Первый пират:

Учитель:

- Ну что, капитаны, выручайте свои команды. (Вручает карточки капитанам.)

2. Орфоэпическая минутка (Приложение 2).

Подрастала – хвост растила, платье темное носила. Подросла – зеленой стала, хвост на весла променяла. Подросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.

Капитаны выполняют задания.

Учитель:

- Вы довольны, пираты? Убедились, что ребята у нас молодцы?

Первый пират:

- Ладно-ладно, мы еще раз к вам придем.

Второй пират:

- Тогда уж точно всех в плен возьмем.

Первый пират:

Учитель:

- Все обошлось благополучно. Продолжим наше путешествие. Справа по борту – земля. Высадившись на берег, вы сразу попадете в дремучий лес Выбирай-ка.

3. Выборочный диктант (Приложение 1, слайд 11-14).

а) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.

Один ученик выполняет задание у доски.

Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.

б) Разобрать по составу слова: растения, подросли, разрастается, росток.

4. Тест в формате ЕГЭ (Приложение 1, слайд 15-16).

А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пол..жить, зар..сти, соприк..сается

р..сточек, к..снусь, прир..щение

прил..гательное, к..сательная, отр..сль

Р..стислав, ул..жить, выр..стить

А2. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

распол..жение, к..сой, пор..сль

упр..стить, прик..саться, сл..гаемое

водор..сли, к..сьба, вл..жение

предпол..жение, отр..сль, выр..щенный

Ключ к тесту: А1. 3. А2. 4.

- Выбравшись из зарослей дремучего леса Выбирай-ка, мы попали на берег реки Игровой.

5. Игра “Составь слово” (Приложение 1, слайд 17).

Из слова выходить взять приставку.
Из слова заросли – корень.
Из слова сидел – последний суффикс.
Из слова кустарника – окончание. (Выросла.)

V. Подведение итогов.

- На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что мы узнали нового сегодня на уроке.

VI. Домашнее задание.

Параграф 85, упражнение 441 или составить словарный диктант с изученной орфограммой (по выбору учащихся).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Буквы О-А в корне – раст-, -рос-, -ращ-.

(Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженcкой, Л.А.Тростенцовой и др.)

1) открыть закон правописания А-О в корнях – раст-, -рос-, -ращ-.

2) Научиться применять закон на практике (уметь правильно писать слова с этими корнями).

3. Развитие исследовательской компетентности учащихся

4) Формировать орфографическую зоркость.

5) Различать безударные и чередующиеся гласные.

6) Дать оценку полученным знаниям.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

- Прежде, чем мы начнем урок, мне хотелось бы узнать ваше настроение. Возьмите смайлики и дорисуйте рот: если у вас хорошее настроение – улыбку, если плохое – рот с опущенными уголками, равнодушие – прямая линия.

- В тетрадях записываем число, классная работа. Для учета знаний вы будете пользоваться Оценочными листами. Подпишите их, пожалуйста.

2. Новый материал

- Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.

В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.

Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.

-Какие чередующиеся корни вы изучили? (-лаг- , -лож-)

- От чего зависит правописание этого корня? Сформулируем правило.

- Сделаем вывод: В правописании чередующегося корня –лаг- - -лож- командир….(суффикс А)

- У вас на партах лежат перфокарты. Поставьте в пустые окошечки буквы О или А (индивидуально, затем взаимопроверка).

3. Постановка проблемы.

- А сейчас возьмите карточки желтого цвета. На карточках даны слова. Необходимо вставить пропущенные буквы. Два ученика запишут их на доске, вставляя пропущенные буквы, а остальные работают на листочках.

( Р..стение, водор..сли, взр..стить, зар..сли, выр..щенный ).

- Проверяем, как выполнено задание

- Задание было одинаковое? (Одинаковое)

- А как вы его выполнили? ( По-разному (осознание противоречия)

- Почему так получилось? ( Не знаем, как писать слова с А или О.)

- Какие трудности возникли?

- Написание каких корней вам не известно? (РАСТ, РАЩ, РОС)

- Итак, какова тема нашего урока? (написание корней раст, ращ, рос)

-Какую цель поставим на урок.

4. Целеполагание . Выяснить условия написания гласных в корне с чередованием – раст- - -ращ- - -рос-

5. Поиск решения проблемы.

- Как мы сможем выяснить условия написания гласных? (изучить материал учебника, посмотреть в справочниках, в Интернете, спросить у кого-нибудь, провести исследование, понаблюдать)

- Мы с вами проведем небольшое исследование. А для этого вспомним п равописание каких корней с чередованием мы уже знаем?

(фиксирует на доске).

- От чего зависит правописание этих корней? ( От ударения, от наличия или отсутствия суффикса А, от последующих согласных ) .

- Какие будут гипотезы о правописании корней раст, ращ, рос ? ( Правописание корней будет зависеть или от ударения, или от суффикса А, или от последующих согласных ).

- Проверим каждую из гипотез.

- Для проверки каждой гипотезы разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание на листочках разного цвета. (на обратной стороне листочка, на котором записывали слова, указано название группы: ударение, суффикс А, последующие согласные). Это материал для наблюдения.

- Определите, зависит ли написание А или О от ударения.

(Расставляют ударение, распределяя на два столбика:

Ударные Безударные

вырАщивать вырАщенный

подрОсток подрОсли

подрОс рАстительность

По окончании работы делают вывод:

- Написание А или О не зависит от ударения, так как и А, и О могут быть как под ударением, так и без ударения.)

- Распределите слова на два столбика в зависимости от наличия или отсутствия суффикса А. Определите, зависит ли написание гласных от суффикса А.

(Распределяют слова на два столбика:

с А без А

подрастаем растительный

вырастают перерастёт

отрастут

По окончании работы делают вывод:

- Написание А или О не зависит от суффикса А, так как в словах обоих столбиков пишется в корне А . )

- Определите, перед какими согласными пишется А, а перед какими – О.

(Буква А пишется перед СТ (растение, вырастут), перед Щ (выращенный, сращение). Буква О пишется перед С (заросли, водоросли).

По окончании работы делают вывод:

- Буква А пишется перед СТ, Щ, а буква О – перед С.)

- Что дала нам проверка гипотез?

-Помните, что закон должен отражать главное, формулировка должна быть простой.

Дети самостоятельно делают вывод.

- Проверьте себя. Читаем учебник( с. 34). Радуемся, вывод сделали правильно.

- Зная новое правило, вернёмся к началу урока и исправим ошибки на доске.

6. Словарная работа .

- Скажите, какие слова не подчиняются общим условиям?

- Заучиваем рифмованное правило о словах-исключениях (на слайде)

Но, к большому сожалению,

Существуют исключения:

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,

РОСТИСЛАВОМ звали,

Он РОСТОК себе купил

Где-то на вокзале.

-Это слова – исключения.

- Что необходимо сделать с данными словами? (запомнить)

Росток – 1.Стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня.

2. Отрезок ветки с почками для посадки.

3. перен . Проявление начинающего развития чего-нибудь. Ростки нового.

Ростовщик – тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль 1) Ветвь растения (устар)

2) перен. Потомок, потомство (устар)

3) Отдельная область деятельности, науки, производства.

-У слова ОТРАСЛЬ 3 значения. Как называют такие слова? (многозначные)

р…стущий , р…стет, р…сток, выр…сли, пр…стой р…стяпа, подр…сли , взр…щенный, р…столстеть , р…стрепанный

- Выясняем, у кого какие проблемы.

- Итак, археологи откопали значения слов-исключений и готовы выступить со своими находками.

- А теперь подведем итог нашей работы. Какую цель ставили на урок? Добились ли мы поставленной цели?

- Ребята, попробуем ответить на один из главных вопросов. Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными?

Критерии оценивания на слайде.

8. Домашнее задание.

- Задание на выбор: упражнение …., придумать сказку о корнях раст и рос, или составить перфокарту – карточку для проверки знаний по изученному правилу.

Изучить правописание корней с чередующейся гласной в корне слова; развивать умение самостоятельно находить в слове изучаемую орфограмму.; обозначать ее графически, объяснять правописание, развивать культуру речи.

ВложениеРазмер
o-a_v_rast_ros.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 5 классе по теме

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2017г.

Познавательные: изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике;сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ; комментировать условия написания;

Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать культуру речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова; развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память; тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

Тип урока - урок объяснения нового материала.

Методы и приёмы обучения - опрос, беседа, работа с текстом.Фронтальный опрос, индивидуальные задания.

Оборудование: Учебники, тетради, тетради-справочники, перфокарты, карточки со словами.

Предметные : Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные : формировать адекватную самооценку ; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

1. Мотивация к учебной деятельности

- Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы буде те это делать? ( Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ .)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-).Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы: Тр..пинка, пол..гаться, разгл..деть, прил.жить, р..стения, пол..жение, водор..сли, выр..щивание, р..сковать. 3. Изучение нового материала . Целеполагание. Итак, приступим к достижению поставленных целей. Проанализируйте слова, представленные на доске. Расти, выращивать, поросль.

От чего зависит выбор гласной в этих корнях? Выведем закономерность в наших наблюдениях. Какие гласные чередуются? Когда пишется А, когда О.

Правы ли были мы, увидев такую закономерность? Откройте, пожалуйста, учебник на стр.34-35. Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его, приведите примеры. Правильно ли мы выявили закономерность? Выполнение упражнения № 451, стр. 35.

Но чтобы лучше запомнить в каком корне, какую гласную нужно писать, ученые-лингвисты придумали рифмованное правило (чтение правила учителем):

О напишем в корне –рос-:

Вырос, перерос, подрос.

Но не путай никогда –

В -раст- и -ращ- напишем А.

Откройте тетради для правил, запишите рифмованное правило, не забывайте производить графические обозначения.

Но есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называются исключениями:

РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ.

(Увидели, проговорили, записали слова-исключения.)

Есть хорошее стихотворение, которое поможет вам запомнить правило и слова - исключения.

Если вслед за корнем СТ или Щ,

То писать, запомни, нужно букву А.

Но, к большому сожаленью,.

Ростовщик в Ростове жил,

Он росток себе купил

Где-то на вокзале.

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма). 1) выделить корень; 2)подчеркнуть согласную корня: в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А – В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных) 4. Этап усвоения новых знаний . Найти слова с чередованием букв а-о в корне -раст-рос- и выписать их. Ребята, так как мы сегодня проходим корни жизни, я хочу поговорить с вами об окружающей нас природе. Давайте прочитаем текст, который написан у вас на карточках. Ваша задача определить тему и придумать название. Мне исполнилось 10 лет-вполне солидный возр..ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р..сток в горшочке. Сказали, что это редкое р..стение, что в нашем климате оно вообще почти не р..стет, и если я сумею его выр..стить, то я герой. Потому что потом на нем выр..стет удивительный плод, наполненный настоящими изумрудами! Взял я этот р..сточек и стал его выр..щивать. Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р..ст пошел, дал отр..стки и как начал р..сти-подр..стать! я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр..с, что выше меня стал, через две выр..с больше папы! А через три так разр..сся, что в комнате умещаться перестал! Не знаю, что мне теперь с моим быстрор..стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р..сточек мой скоро так разр..стется, что нам всем от этой р..стительности в доме места не останется!

Как можно сформулировать тему этого текста? (тема природы).

Как вы озаглавите этот текст? (Природа в нашей жизни. Природа в жизни человека.Бешеный росточек)

Найдите в тексте и выпишите слова с корнями -раст-//-ращ-//- рос- , вставляя пропущенные буквы.

Посмотрим , какие пословицы есть, упоминающие растения.

Выборочный диктант. Я читаю пословицы, вы записываете слова только с корнями -раст-, -ращ-, -рос-.

1) Растения тянутся к свету, а народы к миру.

2)Сломить дерево – секунда, а вырастить - годы.

3)И камень лежа мохом обрастает.

4) Где сосна взросла , там она и красна.

Проверяем по цепочке, комментируем написание.

5. Этап закрепления новых знаний. Самостоятельная работа -Чтобы проверить ,как вы усвоили материал, надо поработать самостоятельно.

1 _ 2 3 _ 4 _ 5 6 _ 7 _ 8 _ 9 _ 10

а о о а о а а о о а

Растение, росток, выросло, выращенный, заросли, расти, выращивать, ростовщик, отросла, отрасль.

6. Подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

7. Домашнее задание: 1. Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму. 2. Упр. № 456(диктант).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"

Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку.

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку.


Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"

Технологическая карта урока с презентацией.



ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Кинеля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля; совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Проектор, экран, слайдовая презентация, карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов)

Тип урока: введение нового знания

Уровень подготовленности класса: средний.

Технология: деятельностный метод обучения

Познавательные: познакомиться с правописанием А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС

Практические:

совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями;

формировать орфографическую зоркость;

Общепредметные:

обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности на примере чередования гласных в корнях;

развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ;

дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.

Принципы обучения: дидактические:

научности (преподавание орфографии на основе обобщающих орфографических понятий).

доступности (опора на знания по орфографии, полученные в начальной школе).

наглядности (дидактический материал, иллюстрирующий понятия написание, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм).

систематичности и последовательности (использование системообразующих понятий: тип орфограммы, опознавательный признак орфограммы).

Методы формирования умений:

нахождение корней с чередованием гласных в предложениях.

подбор примеров слов с данной орфограммой.

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки

2.Актуализация знаний.

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

- Что такое чередование?
- Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
- Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-.

- Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место)

- А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми).

Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно).

Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют).

С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (лаг-лож).

Проверочная работа
Вставь пропущенные буквы
предл…гать ничью
прил…жение к журналу
популярное изл…жение
пол…жение дел
пол…гаться на коллектив
разл…жить растения
изл…гать программу
ул…житься в секунды
отл…жить визит
возл…жить ответственность
распол…гать данными
прил…гать усили
я.

3. Целеполагание.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

На доске написаны слова:

Предл..гать, распол..житься, р..стения;

Прир..щение, изл..гать, пол..жить;

Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.

Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно. Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?

Ученики. В 1-м ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные – глаголы. В словах предлагать, расположиться безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-, а в слове растения – в корне -РАСТ-.

Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?

Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово приращение. Это существительное, а остальные – глаголы. В словах излагать, положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение в корне -РАЩ-.

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?

Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово выросла. Это глагол, а остальные – имя существительное. В словах слагаемое, предложение безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове выросла – в корне -РОС

III. Формулирование темы и цели урока.

Цель: учить формулировать тему и цели урока.

Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики. Мы выделили слова растения, приращение, выросла. В корне этих слов пропущены гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А – О в корне -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-“.

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1. Познакомиться.
2. Учиться находить и правильно писать.

Ученики. Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.

4. Изучение нового материала.

Цель: выяснить условия написания изучаемых корней.

Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием РАСТ-РОС-РАЩ? (можем прочитать в учебнике на с.169, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Работа в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Растение, вырос, выращивать, росток, растительный, росли, растёт.

Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях РАСТ-РОС-РАЩ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных..

Учитель. От чего зависит чередование гласных А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-?

Правило повторяют 2 – 3 ученика.

Запись в “Словарь трудных слов”: Ростов, росток, отрасль, Ростислав

5. Физминутка.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания ориентировочной основы действий

Работа по учебнику.

Упражнение 451, 452 – комментированное письмо.

2) Выборочно-распределительный диктант.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, древняя отрасль, морские водоросли, выращивание картофеля, заросли камыша.

Сл…жение, выр….стили, прил…гать усилия, подр…сли, прор…сти, ул…жить, вр…сли, изл…гать, р…сточек, выр…щенный, отр…сль, р…стовщик, р…стение.
-
По какому принципу можно распределить слова на группы?

Ребята, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то: НЕ пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

4) Выборочный диктант.

1) Играйте же, дети, растите на воле. (Н.Некрасов)
2) Три гордые пальмы высоко росли. (М.Лермонтов)
3) Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.
4) Рис растёт на болотистых местах.
5) Берег моря покрыт водорослями.
6) Эти места удивляют богатой растительностью.

7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями РАС-РОСТ-РАЩ (росли, растительность, выращивать, росток и т.д.).

8. Домашнее задание.

Задание по выбору:

1. Выполнить упражнение 455 из учебника.

2. Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

3. Написать небольшой рассказ «На пришкольном участке, употребляя слова и словосочетания с корнями РАСТ-РОС-РАЩ.

Читайте также: