Географическая оболочка конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

А какая из них твердая ? ( ли тос фера ) Жидкая? ( гидросфера ) Газоо бразная ?

Живая? (биосфе ра). А оболочки существу ют о тдельно друг от друга ( нет, они

Сегодня мы продолжаем нашу работ у с оболочками и приступаем к изучению

последней, а в ы знаете, как о на называе тся? (Географическая об олочка)

Что такое приро дный ко мплекс? ( территория, в пределах гр аниц кото рой с уществует

определенное з акономерн ое сочетан ие взаимосвяз анных компонент о в ) .

Из каких компонен тов состоит ПК? (К природны м компонентам отн осятся рельеф,

Облик природы зависит от набора природных компо нентов, которые встречаютс я здесь,

на этой территории. Как вы думаете ч то являе тся компонен т ами природы? ( рельеф,

горные породы, климат, водные объект ы почвы растения и животные). Набор этих

компонентов, характерных для данной местности называется природным комплексом

или ландшафт ом. Давай т е подумаем, ч т о такое природный комп лекс ? ПК

(ландшаф т) – это терри т ория, в пределах границ ко торой существуе т

определенное закономе рное сочетание взаимосвязанных компонен т ов (записывают

Географическая оболочка является самым крупным приро дным к омплексо м наше й

планеты. Географич еская оболочка – это целос т ная и не прерывная оболочка Земли,

включающ ая нижнюю час ть атмосферы, верхнюю часть литосферы, всю

Границы ге ографической оболочк и выражены нечетко, п оэтому ученые опр еделяют их

по - разному . Чаще всего считаю, что границы совпадают с границами распространения

В географическ ой оболочке можно выделить природные комплексы меньших размеров,

Человек является частью природ ного комплекса Земли, одним из компонентов

природы. Для человека природа является источником необходим ых ему ресурсов. Что

такое природные ресу рсы? ( все виды природных богатств, которые использую т ся

человеком в хозяйственной дея т ельнос т и ). (запи сывают)

• Целостность - единство географиче ской оболо чки, обусловленное те сной

• Ритмичность - повторяемость во време ни природных явлений. Она обусловлена

• Зональн ость – зако номерная сме н а приро дных комплек сов при переходе от

Какие свойства х арактерны для географ ической оболоч ки?

Домашнее задание. Параграф 14, вопросы на странице 109. Составить схему природные

- Какие изменения произошли бы на земле. Если бы исчезли все растения?

- Как распределяется живое вещество на планете? От чего зависит насыщенность биосферы жизнью?

- Что такое почва? Какова её роля для планеты и живых существ?

- Как человек влияет на биосферу?

Выберите правильные определения:

а) растения и животные распространены на Земле равномерно;

б) в состав биосферы входят только животные организмы;

в) организмы оказывают большое влияние на земные оболочки;

г) хозяйственная деятельность человека может отрицательно влиять на биосферу.

В 30-е гг. XX в. академик А. А. Григорьев разработал учение о географической оболочке. Географическая оболочка уникальна, ее нет ни у одной из планет Солнечной системы. В ней протекают сложные процессы, которые могут быть нарушены космическими силами, человеческой деятельностью.

В результате и образуется та самая географическая оболочка, в которой обитаем мы с вами.

Географическая оболочка не имеет четких границ. Обычно за верхнюю границу принимают озоновый экран на высоте 25—30 км над земной поверхностью (над уровнем Океана). Нижняя граница опускается на первые километры в глубь литосферы. Таким образом, географическая оболочка имеет мощность (толщину) около 30 км. Казалось бы, это не так уж много. Но она опоясывает всю нашу Землю, и именно в ней протекает вся наша жизнь.

Географическая оболочка состоит из отдельных частей или компонентов:

Взаимодействие этих компонентов создает природный территориальный комплекс (ПТК), или просто природный комплекс. Разделение географической оболочки на природные комплексы обусловлено неравномерностью поступления тепла на различные ее участки, а также неоднородностью земной поверхности (наличие гор, равнин, океанов, материков). Самый крупный природный комплекс на Земле — сама географическая оболочка. К крупным природным комплексам относят материки, океаны, а также такие природные образования, как пустыни, низменности, горы и т. д. Кроме того, существуют небольшие природные комплексы — холмы, долины, реки, болота, которые окружают местность, где вы живете.

Самыми важными свойствами географической оболочки являются ее единство и целостность . Действительно, и вода, и воздух, и живые организмы проникают в верхние слои литосферы.

В водах Океана и суши растворены газы, распространены твердые частицы из литосферы, обитают животные и растения. Масса большинства организмов состоит в значительной степени из воды. Почва сочетает в себе живое и неживое вещество. При этом любое более или менее существенное изменение в какой-либо из оболочек рано или поздно приведет к изменению в других оболочках.

- Представьте, например, что в каком-нибудь регионе стало меньше выпадать атмосферных осадков. Что тогда произойдет?

(изменится климат этого региона, дефицит воды приведет к пересыханию большинства рек и исчезновению лесов вместе с его обитателями — животными. Изменится почвенный покров. Наконец, люди будут вынуждены сменить свой основной род деятельности на этой территории. При этом может оказаться, что при недостатке воды человек будет использовать ее особенно активно, и тогда сухость климата будет еще более возрастать.)

Это и есть проявление тесных взаимосвязей между различными компонентами в географической оболочке. Таким образом, между разными компонентами географической оболочки постоянно происходит обмен веществом и энергией — круговорот. Одним из ярких проявлений такого обмена является круговорот воды в природе. Единство и целостность географической оболочки проявлялись с самого момента зарождения нашей планеты, около 4,5 млрд лет назад, когда начала формироваться и географическая оболочка. И в настоящее время эти свойства проявляются в тесном взаимодействии ее компонентов, зависящих друг от друга. Знание о том, что географическая оболочка обладает целостностью, используется человеком при освоении территории, при строительстве сооружений. Нам всегда следует предвидеть, что будет с природой, если мы построим водохранилище, осушим болото, вырубим лес на определенной территории.

Зональность географической оболочки . Примером проявления зональности является неодинаковое количество тепла, поступающего на Землю, пояса освещенности Земли.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по географии 6 класс

Цель: Сформировать представления у учащихся о географической оболочке, ее границах и свойствах;

- Обучающие (предметные): ознакомить учащихся с понятиями: географическая оболочка, целостность, ритмичность, зональность, азональность;

- Развивающие: уметь организовать свою деятельность, уметь вести самостоятельный поиск, анализ. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, уметь анализировать различные схемы;

- Воспитательные: осознавать ценности познания географической оболочки – как хрупкого сообщества Земли и важнейшего компонента научной картины мира, осознавать экологические последствия вмешательства человека в природу;

Методы : проблемное изложение, частично -поисковый.

Формы организации : фронтальная, индивидуальная.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Термин “биосфера” ввел ученый:

2. Биосфера по В.И. Вернадскому – это земная оболочка, которая включает в себя:

живые организмы и измененную ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.)

атмосферу, гидросферу и литосферу

3. Нижний предел жизни на Земле (до глубины 3 км) ограничен:

высокой температурой земных недр

4. Верхний предел жизни на Земле (20 км) ограничен:

жестким излучением ультрафиолетовых лучей

5. Совокупная биомасса Земли составляет примерно 2,4 * 10 12 т (около 0,01 % массы всей биосферы):

97 % из этого количества занимают животные, 3 % – растения

97 % из этого количества занимают растения, 3 % – животные

97 % из этого количества занимают бактерии, 3 % – животные и растения

6. Перечислите, какие среды обитания живых организмов выделяют?

7. Высокой теплоемкостью обладает:

8. Циркуляция химических элементов в биосфере называется:

9. В атмосфере азот содержится в виде:

молекулярном и оксидов

10. Что является естественным источником углерода, используемого растениями для синтеза органического вещества?

углекислый газ в атмосфере

углекислый газ в атмосфере и в растворенном состоянии в воде


III . Изучение нового материала в форме беседы:

Итак, ребята, а скажите: почва – это элемент живой или неживой природы? В чем сложность отнесения ее к той или иной группе? ( отвечают ). Как мы видим, почва – результат взаимодействия всех оболочек Земли. Каких? ( отвечают ). Может ли кто-нибудь из вас изобразить взаимодействие литосферы, биосферы, гидросферы и атмосферы в виде схемы? Как бы вы назвали то, что находится в тесном переплетении этих оболочек? ( приводят свои варианты ).

Можно ли провести границы между земными оболочками? (Нет) Почему? (Потому что вещество одной оболочки проникает в другие)

- Приведите примеры, где вы это видели в природе. (Пытаются ответить)

- За окном стоит дерево. Можно ли его взять, как пример взаимного проникновения оболочек? ( Да, так как солнечные лучи дают ему свет и тепло, а оно выделяет кислород, поглощая углекислый газ; корнями дерево поглощает влагу с питательными веществами и т.д.)

- Так, что же такое географическая оболочка? (Если учащиеся затрудняются дать определение, то находят его в тексте и записывают в тетрадь)

Географическая оболочка — особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Географическая оболочка. Это тесно взаимосвязанные между собой оболочки Земли, населенные живыми организмами . Вся ли атмосфера может войти в географическую оболочку? Почему на большой высоте организмы не могут существовать? Что является сдерживающими факторами на их распространение в высоту? ( отвечают – озоносфера). А как дело обстоит с нижней границей? Как вы думаете, где она проходит? Что в данном случае является сдерживающими факторами распространения жизни в глубину? ( отвечают – температура и атмосферное давление ).

Давайте откроем тетради, запишем тему урока, определение географической оболочки, ее границы – верхнюю и нижнюю. Некоторые оболочки входят в географическую оболочку целиком (гидросфера и биосфера), другие — лишь частично. Так, в географическую оболочку включают не всю литосферу, а только ее верхнюю часть, у атмосферы, напротив, только ее нижние слои.

Точные границы географической оболочки определить трудно. Верхнюю обычно проводят на высоте 20—25 км. Здесь расположен слой озона, который предохраняет живые организмы от губительного для них излучения Солнца. Сложнее определить нижнюю границу. В географическую оболочку включают верхнюю часть литосферы. Но до какой глубины? Если считать, что важнейший признак географической оболочки — наличие жизни, то нижняя граница проходит в слоях литосферы на глубине 5 км, где в нефтяных пластах обнаружены живые бактерии. Возможно, с ростом человеческих знаний о Земле нижняя граница будет проводиться глубже.

Таким образом, средняя толщина географической оболочки — около 40 км. Сравните ее с размерами Земли, и вы убедитесь, что она очень тонка.

А сейчас давайте определим основные свойства ГО , которые рассмотрим вместе, данные занесем в таблицу:

Свойства ГО

Суть свойства

1. Целостность. Что это за свойство географической облочки? Можете ли вы описать рис.176 на стр.254 в учебнике географии? Какие еще можно привести примеры целостности географической оболочки? (отвечают – круговороты различных веществ в природе, в т.ч. – воды). Изобразите на доске и в тетрадях схему круговорота воды в природе (выполняют задание).

2. Ритмичность. Как вы думаете, что это такое? И какие примеры ритмичности можете привести? ( отвечают – смена дня и ночи, смена времен года, приливы и отливы и т.д.). Как эти ритмы влияют на флору, фауну и людей? Для чего нам необходимо знать об этом свойстве географической оболочке? ( приводят собственные примеры и рассуждения ).

3. Зональность. Анализируя карту природных зон на доске и на форзаце учебников, определите общее расположение природных зон на Земле? Почему они сменяются сначала от полюса к экватору, а потом – от экватору к полюсу? Какие климатические факторы имеют такое закономерные изменения ( отвечают – температура, атмосферное давление ). Как вы думаете, как будет происходить смена природных зон в горах? Как высота гор будет влиять на набор природных зон? Как расположение гор относительно экватора будет влиять на наличие смены природных зон? В каких известных вам горах будет смена природных зон наибольшей? Почему? (отвечают – чем выше горы и чем ближе они расположены к экватору, тем набор природных зон в них будет полнее). Смена природных зон в горах, от их подножий к вершинам называется высотной поясностью (записывают определение в тетрадь). Наряду с зональностью существует и азональность географической оболочки. Как вы думаете, что это такое? Приведите примеры известной азональности в природе. (рассуждают, приводят примеры).

Какими свойствами обладает географическая оболочка?

1.Наличие живых организмов в почве.

2. Усвоение и преобразование солнечной энергии. Зеленые растения усваивают солнечную энергию, которая идет на процессы образования органических веществ из неорганических.

3.Вещества находятся в твердом, жидком и газообразном состояниях.

4.Возникновение человека и развитие человеческого общества

5.Все процессы в ГО протекают под воздействием солнечной энергии.

Все компоненты ГО связаны в единое целое посредством круговорота вещества и энергии , между всеми сферами Земли: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой.

Какие бывают круговороты вещества и энергии?

Круговорот воды в природе.

Круговорот воздуха в тропосфере.

Географическая оболочка формировалась постепенно в результате длительного и сложного взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. В ее развитии можно выделить 3 основных этапа.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ

4,5—4 млрд. лет — 570 млн. лет назад

Формирование земной коры; разделение земной поверхности на материки и океанические впадины; возникновение атмосферы и гидросферы; зарождение и расцвет жизни в океанах

570 млн. лет — 40 тыс. лет назад

Образование озонового слоя; формирование современных атмосферы и гидросферы; расцвет жизни на суше; образование биосферы и почв

40 тыс. лет назад — настоящее время

Появление современного человека, нарастание его воздействия на природу

Ребята, давайте подведем итог урока, какие новые знания вы получили на нем? Какие новые понятия вы узнали? Что такое географическая оболочка? Какие ее основные свойства? Какие вопросы в изучении новой темы вызвали у вас наибольшие затруднения? (отвечают, анализируют).

V . Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема Географическая оболочка Земли Цель урока Сформировать представления о географической оболочке как о планетарном природном комплексе Задачи урока 1) Организовать деятельность учащихся по изучению строения, границ и этапов формирования географической оболочки, ее свойств. 2) Развивать умения анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в парах. 3) Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 4) Способствовать развитию умения выделять, описывать работать самостоятельно с текстом учебника.

3.____________________________________________________________________Вопрос 2.

Свойства географической оболочки















По горизонтали

3. Разрушение горных пород и почв поверхностными водными потоками и ветром

4. Гидросфера, какая оболочка земли?

5. Древний устойчивый участок земной коры

7. Показатель содержания воды в физических телах или средах

10. Какую главную оболочку создают оболочки земли друг с другом?

14. Обломки горных пород, принесённых ледником

15. Водная оюолочка Земли

17. Совокупность неровностей суши, дна океанов и морей

18. Природное тело с определённым химическим составом и упорядоченной атомной структурой

19. Группа островов, расположенных близко друг от друга

20. Устойчивый влажный ветер с сезонной периодичностью в тропических областях, преимущественно приморских

По вертикали

1. Атмосфера, какая оболочка земли?

2. Биосфера,какая оболочка земли?

6. Нижний, основной слой атмосферы

8. Линзообразное скопление подземных вод,зависящее от атмосферных осадков

9. Крупное линейно вытянутое поднятие рельефа с чётко выраженными склонами, пересекающимися в верхней части

11. Литосфера, какая оболочка земли?

12. Сколько оболочек земли?

13. Масса льда, оторвавшаяся от берега, дрейфующая в море или неподвижно расположенная на мелководье

16. Атмосферный вихрь огромного диаметра с пониженным давлением воздуха в центре

Ракосеева Светлана Владимировна, учитель географии МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

Технологическая карта урока географии

Географическая оболочка Земли

Сформировать представления о географической оболочке как о планетарном природном комплексе

Задачи урока

Организовать деятельность учащихся по изучению строения, границ и этапов формирования географической оболочки, ее свойств.

Развивать умения анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в парах.

Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Способствовать развитию умения выделять, описывать работать самостоятельно с текстом учебника.

Планируемые результаты:

Сопоставлять границы географической оболочки с границами других оболочек Земли

Обосновывать проведение границ.

Описывать этапы формирования географической оболочки

Объяснять свойства географической оболочки

Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявление широтной зональности

Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Урок открытия нового знания

Формы работы

Индивидуальная, парная, групповая

Основные понятия

Географическая оболочка, строение, границы, этапы формирования оболочки

Источники информации

А.А. Лобжанидзе География. Планета Земли. 5-6 класс, атлас 5-6 класс География. Планета Земля.

Рабочий лист, презентация в программе Smart Notebook

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Слайд 1. Добрый день, друзья! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

Давайте улыбнемся друг другу. Присаживайтесь.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос:

Какую оболочку Земли мы изучили? (биосферу)

А еще, какие оболочки вы знаете? (гидросферу, литосферу)

А какая из них твердая? (литосфера) Жидкая? (гидросфера) Газообразная? (атмосфера)

Живая? (биосфера). А оболочки существуют отдельно друг от друга (нет, они взаимодействуют друг с другом)

Приведите примеры такого взаимодействия.

Сегодня мы продолжаем нашу работу с оболочками и приступаем к изучению последней, а вы знаете, как она называется? (Географическая оболочка)

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

А где можно посмотреть тему? (в учебнике) Слайд.2

Откройте учебники: параграф 53 страница 136. Прочтите название темы урока (Географическая оболочка)

Ребята, какую цель вы поставите перед собой ? ( дети высказываются)

Возьмите рабочий лист, запишите тему урока, дату и цель урока

Для того чтобы реализовать поставленную цель урока, нам нужно составить, что? (план урока)

Какие у вас будут предложения? На каких вопросах остановимся? ( дети высказываются)

Давайте запишем в рабочий лист план урока:

Что такое географическая оболочка

Формирование географической оболочки

Свойства географической оболочки

Ребята, а где вы будете искать информацию? ( в учебнике, использовать свои знания)

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Начинаем нашу работу. Как звучит первый пункт плана? (Что такое географическая оболочка)

Как вы думаете о чем, здесь нужно говорить? (дети высказываются)

Давайте составим вопросы, которые помогут нам рассказать о географической оболочки. (дети высказываются). Если возникли затруднения, воспользуйтесь текстом учебника, пункт 1. Слайд 3

И так, на какие вопросы нам нужно ответить?

Что такое географическая оболочка?

Из чего она состоит?

Принято! А сейчас работаем по рядам, каждый ряд находит ответ на вопрос, первый на 1, второй на 2 и т.д..

Давайте проверим, что у нас получилось: Слайд.4

Первый ряд, дайте определение географической оболочки ( дети высказываются)

(географическая оболочка – это особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера)

Второй ряд – из чего состоит географическая оболочка? (дети высказываются)

(Она состоит из газов атмосферы, жидких веществ гидросферы, твердых веществ литосферы, живого вещества биосферы)

Третий ряд – каковы границы? (дети высказываются)

Хорошо. А сейчас сделайте запись в рабочий лист.

Давайте сделаем вывод о том, что такое географическая оболочка. (дети высказываются)

Как звучит второй вопрос нашего плана? (формирование географической оболочки)

Слайд 5. Работаем с рисунком 8.1 на странице 53, скажите, о чем он нам рассказывает? (об этапах формирования географической оболочки)

Какие этапы выделяются? (добиогенный, биогенный, антропогенный)

Какой был самым длительным? (добиогенный)

В каком мы живем? (антропогенном)

А сейчас заполним таблицу в рабочем листе, используя пункт 2, заполните таблицу: первый ряд работает с добиогенным этапом, второй ряд – биогенный, третий – антропогенный. У вас 2 минуты

Давайте проверим, что у нас получилось:, пока один ряд отчитываемся, два других делают запись в рабочий лист Слайд 6.

4000 – 570 млн. лет назад

Сформировались материки и впадины океанов. Многоклеточные организмы

570 млн. – 40 тысяч лет назад

От 40 тысяч лет назад до нашего времени

Работаем с третьим вопросом. Как он звучит? (свойства ГО)

Если мы посмотрим в рабочий лист, то, сколько там обозначено свойств? (три)

А теперь воспользуйтесь пунктом три и назовите эти свойства (целостность, зональность, ритмичность)

Опять работаем по рядам? Какое задание будет у каждого ряда? (дети высказываются)

Принято. И так, вам нужно расшифровать каждое свойство оболочки . Делаем запись сразу в рабочий лист своего свойства.

Эталон выполнения Слайд 7





Ритмичность – повторяемость во времени природных процессов и явлений

Зональность- изменение ГО по направлению от экватора к полюсам и с высотой

Целостность – это изменение одной из сфер ГО приводит к изменению других сфер




Хорошо. Приведите примеры ритмов разной продолжительности (суточные: смена дня и ночи, фотосинтез и т.д. Годовые – смена сезонов года, смена муссонов и т.д.). В чем причина зональности? (неравномерное поступление тепла на Землю). В чем причина ритмичности? (вращение земли вокруг своей оси и Солнца) Слайд.8

У вас в рабочем листе есть три группы рисунков, определите, какие свойства ГО на них отражены?



Ритмичность


Молодцы! Слайд 9.

И так, какую цель урока ставили?

Что надо было сделать?

Что делали? Как выполняли задание?

Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем?

Что может помочь в дальнейшей работе?

-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены?

-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает? Молодцы

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Мы проделали большую работу. Вы молодцы! Слайд.10 А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами ребус, скажите какое слово здесь зашифровано и как оно связано с темой нашего урока (дети высказываются)


Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 53 Слайд.11


По горизонтали

3. Разрушение горных пород и почв поверхностными водными потоками и ветром

4. Гидросфера, какая оболочка земли?

5. Древний устойчивый участок земной коры

7. Показатель содержания воды в физических телах или средах

10. Какую главную оболочку создают оболочки земли друг с другом?

14. Обломки горных пород, принесённых ледником

15. Водная оюолочка Земли

17. Совокупность неровностей суши, дна океанов и морей

18. Природное тело с определённым химическим составом и упорядоченной атомной структурой

19. Группа островов, расположенных близко друг от друга

20. Устойчивый влажный ветер с сезонной периодичностью в тропических областях, преимущественно приморских

По вертикали

1. Атмосфера, какая оболочка земли?

2. Биосфера,какая оболочка земли?

6. Нижний, основной слой атмосферы

8. Линзообразное скопление подземных вод,зависяще12е от атмосферных осадков

9. Крупное линейно вытянутое поднятие рельефа с чётко выраженными склонами, пересекающимися в верхней части

11. Литосфера, какая оболочка земли?

12. Сколько оболочек земли?

13. Масса льда, оторвавшаяся от берега, дрейфующая в море или неподвижно расположенная на мелководье

16. Атмосферный вихрь огромного диаметра с пониженным давлением воздуха в центре

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества


На этом уроке вспоминаем, что такое географическая оболочка и её составные части, на примерах рассматриваем взаимодействие человека и природы. Цель урока – способствовать формированию у учащихся экологического сознания.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Географическая оболочка. Взаимодействие природы и общества"

Сегодня на уроке мы вспомним составные части географической оболочки и её свойства, узнаем этапы развития географической оболочки. Рассмотрим на примерах взаимодействие природы и человека.

Географическая оболочка - это целостная, непрерывная оболочка Земли, среда жизни человека, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют между собой нижние слои атмосферы, верхние слои литосферы, вся гидросфера и вся биосфера.

Начнём характеристику с воздушной оболочки - атмосферы. Атмосфера состоит из 5 слоёв:

3. Мезосфера (простирается от высоты 50 км до 85 км над поверхностью Земли. Температура в мезосфере опускается до -80 С.)

4. Термосфера (простирается от высоты 85 км до 690 км над поверхностью Земли.) Название слоя неслучайно, так как в нем резко возрастает температура до 1225 С. Также в термосфере летают космические корабли и происходит полярное сияние.

5. Экзосфера (простирается от высоты 690 км до 10000 км над поверхностью Земли.)


В географическую оболочку входит только тропосфера.

Уже на высоте 5 км над уровнем моря у нетренированного человека появляется кислородное голодание и его работоспособность значительно снижается. Дыхание человека становится невозможным на высоте 9 км, хотя примерно до 115 км атмосфера содержит кислород.

Следующая оболочка - твёрдая оболочка Земли - литосфера.


Литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

В географическую оболочку входит только земная кора.

Земная кора имеет различную мощность под материками и океанами. Материковая земная кора имеет мощность до 80 км и включает в себя все три слоя: осадочный, гранитный, базальтовый.

Океаническая земная кора имеет мощность 5-10 км и включает в себя только 2 слоя: осадочный и базальтовый.

Гидросфера - это водная оболочка Земли, которая включает в себя воды Мирового океана, поверхностные и подземные воды материков.


Биосфера - оболочка Земли, представляющая собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы.

Закономерности географической оболочки:

3. Круговорот веществ и энергии.

Целостность - это взаимосвязь и взаимозависимость природных компонентов.

Изменение одного компонента приводит к изменению другого. Благодаря этому существует природное равновесие.

Ритмичность - повторяемость природных явлений во времени.

Выделяют следующие ритмы:

1. Суточные (смена дня и ночи)

2. Годовые (смена времён года)

3. Столетние (похолодание и потепление климата)

Круговорот происходит во всех составных частях географической оболочки. Круговорот воды, круговорот воздуха, круговорот в земной коре, биологический круговорот.


Зональность - основной закон распределения природных комплексов на Земле. Выделяется широтная зональность и высотная поясность. Широтная зональность - это изменение природных условий от экватора к полюсам, вследствие неравномерного распределения солнечного тепла. Как итог мы делим географическую оболочку на географические пояса где, отличается температура, воздушные массы, почвы, растительный и животный мир.


Природные зоны выделяются в пределах географических поясов из-за различного сочетания тепла и влаги возле океана и во внутренних частях материков.

Высотная поясность - закономерная смена природных условий и природных комплексов в горах от подножия к вершине. Первый высотный пояс всегда соответствует той природной зоне, в которой расположены горы.

Этапы развития географической оболочки.

Географическая оболочка Земли в прошлом не была такой как сейчас. Она длительно формировалась и стала результатом взаимодействия всех составных частей и человека.

Выделяется три исторических этапа в развитии географической оболочки.

Первый этап — геологический. Этот этап длился с момента образования Земли (где-то 4,5 млрд лет назад) до примерно 600 млн лет назад, то есть продолжался около 3,9 млрд лет. Сначала жизни на Земле не было, потом она появилась и была представлена исключительно простейшими организмами, которые не оказывали существенного влияния на формирование географической оболочки. В атмосфере было очень мало кислорода, но было много углекислого газа. Во время геологического этапа произошло формирование земной коры, появились материки, жизнь зародилась в океане и достигла своего расцвета там.

Второй этап — биологический. Он начался примерно чуть менее 600 млн лет назад и длился 560 млн лет. Гидросфера и атмосфера стали такими как сейчас, появился озоновый слой, образовалась почва, жизнь распространилась по суше. Происходило формирование горных пород, имеющих органическое происхождение, так как живые организмы оказали большое влияние на формирование географической оболочки.

Третий этап — современный. Начался примерно 40 тысяч лет назад, когда человек начал оказывать заметное влияние на природу. С того времени влияние человека на природу становится все больше. При этом люди не учитывали закономерностей развития и существования географической оболочки и уже нанесли ей серьёзный вред. Многие природные комплексы стали непригодны для существования.

Взаимодействие человека и природы.

Взаимодействие общества и природы - необходимое условие существования человека - проявляется в двух основных формах. Отрицательной и положительной.

1. Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих потребностей, создания средств для своей жизни. В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобразующее воздействие на природу. Хозяйственная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера. В связи с быстрым ростом населения земли возрастает необходимость использования все большего количества природных богатств. Все природные богатства можно разделить на 2 большие группы: исчерпаемые и неисчерпаемые (энергия Солнца, энергия приливов, тепло земных недр). Исчерпаемые, в свою очередь делятся, на возобновимые и невозобновимые (полезные ископаемые). Человек воздействует на все составные части географической оболочки, создавая экологические проблемы.


Глобальная экологическая проблема - это проблема, которая охватывает всю планету. Остановимся на этом более подробно. Первой глобальной проблемой становится истощение минеральных ресурсов на Земле, хотя потребление их растёт с каждым годом. Сейчас на каждого жителя Земли требуется более 50 кг топлива, руды и строительных материалов. Ещё острее стоит проблема потепления климата, в которой не обошлось без человека и его воздействия на природу. При сжигании топлива в атмосфере образуется углекислый газ, который задерживает тепло, излучаемое Землёй. Температура в нижних слоях тропосферы увеличилась на 0,6 С, что привело к таянию льдов в Антарктиде и поднятию уровня Мирового океана на 15 см.


Следующей, не менее значимой проблемой является загрязнение воды на Земле. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических элементов. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации различных токсичных веществ, которые также могут попасть в питьевую воду. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн тонн нефти в местах ее добычи и транспортировки.

Ещё одной проблемой мирового масштаба является истощение земельных ресурсов. Доля их составляет более 30 % от поверхности земли. Из-за нерациональной обработки, водной и ветровой эрозии уменьшается верхний плодородный слой почвы, вследствие чего почва теряет своё плодородие. Бытовые свалки являются ещё одной бедой человечества. Каждый человек в год производит более 1 тонны мусора, скопление отходов на окраинах крупных городов способно полностью уничтожить экосистему данной местности. В результате изменений условий жизни ежедневно уменьшается разнообразие растительного и животного мира.


Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за будущее Земли.

Сделаем главные выводы:

Сегодня мы вспомнили, что такое географическая оболочка и из чего она состоит, закономерности ее развития. Разобрали подробно 3 этапа развития географической оболочки. Посмотрели на примерах отрицательное и положительное влияние человека на природу.

Читайте также: