Конструирование ночной сорочки 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока. Моделирование плечевого изделия. Ночная сорочка.

Класс 6 а,б,в.

Учитель Лисичкина Зинаида Александровна, учитель технологии МОУ СОШ №9 города Ржева.

Тип урока-комбинированный.

Образовательные: Научить учащихся на основе выполнять различные модели ночных сорочек.

Развивающие:развивать конструкторские умения, логическое мышление, память, речь, совершенствовать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно по инструкционным картам, воспитывать терпение, аккуратность в работе, усидчивость, интерес к выполняемой работе ,добиваться правильной организации рабочего места.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделий.

Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием измерительных инструментов. Выявление допущенных ошибок.

Личностные: Формировать представления о взаимосвязи технического и художественного конструирования. Воспитывать эстетические чувства , прививать интерес к труду.

Универсальные учебные действия.

Регулятивные: планировать свою работу под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с зарисовкой.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом с учителем.

Методическое оснащение урока.

Оборудование тетрадь с записями, альбом для моделирования, зарисовки ночных сорочек, шаблоны из цветной бумаги, ножницы, клей.

Образовательные – способствовать формированию и развитию умений и навыков построения чертежа в масштабе; создать условия для выявления взаимосвязи между знаниями, полученными на уроках математики и швейного дела при построении чертежа ночной сорочки.

Коррекционные - способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (коррекция образного и абстрактного мышления); развивать двигательную сноровку, соразмерность движений (коррекция мелкой моторики).

Воспитательные – формировать и развивать трудовые качества личности.

Методическое оснащение урока: инструменты, приспособление и принадлежности: масштабная линейка, угольник, карандаш, ластик.

Материалы для работы: тетрадь.

Дидактическое обеспечение: инструкционные карты, чертёж в натуральную величину, карточки, чертёж в масштабе, презентация к уроку (отражает поэтапное построение чертежа).

I. Организационный момент:

- заполнение классного журнала;

- настрой учащихся на работу.

Тренировочные упражнения работы с масштабной линейкой. Учитель называет длину в сантиметрах, а каждая обучающаяся находит эту величину на масштабной линейке. Девочки работают в парах – проверяют друг друга и анализируют вслух выполнение работы.

Словарная работа: масштаб, масштабная линейка, инструкционная карта.

III. Вводный инструктаж. На предыдущем уроке мы с вами выполнили расчеты по своим меркам по пунктам инструкционной карты.

Сегодня наша цель – построить чертёж сорочки по своим меркам и расчетам в масштабе.

Вспомогательные линии чертим сплошной тонкой линией, а контур чертежа сорочки обводим сплошной основной линией.

IV. Техника безопасной работы. Техника безопасной работы с острыми предметами.

2. Гимнастика для глаз:

1. Поднять глаза вверх и опустить их вниз. Это делаем по вертикальной линии сетки основы платья, изображенной на доске в натуральную величину. Сетка основы чертежа - стационарна (а).


2. Выполнять движение глазами влево и вправо с опорой на сетку и буквенное обозначение пересечения линий – рисунок (г).

3. Очертить взглядом восьмерку, расположенную по горизонтали. Сначала слева направо, затем справа налево (в).

Это простое, но очень полезное упражнение. Все фигуры или направления выполняют на одной таблице, при этом ещё закрепляем геометрические понятия: горизонталь, вертикаль, параллель, перпендикуляр.

VI. Практическая работа.

Построение чертежа сорочки в масштабе 1 : 4 на свой размер в тетради.

Обучающиеся работают с индивидуальными инструкционными картами (разного уровня сложности).

VII. Текущий инструктаж.

  1. Построение сетки (1–6).
  2. Построение линии горловины спинки и переда (7–11).
  3. Построение линии плеча и проймы (12–16).
  4. Построение боковой линии и линии низа (17–21).

После выполнения каждого пункта работу обучающихся приостанавливаем и оказываем индивидуальную помощь по мере необходимости.


VIII. Заключительный инструктаж учителя.

Разбор типичных ошибок учащихся (при обводе контура чертежа сплошной основной линией очень часто обводят и сетку чертежа).

Каждая ученица отчитывается о работе, сообщает о затруднениях и о том, на каком этапе работы они были.

IX. Уборка рабочих мест.

X. Подведение итога урока учителем.

Объективная оценка результатов индивидуального труда обучающихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники обучающихся.

Учитель швейного дела ГБОУ АО ССКОШИ – Гаврилова И.В.

Тема урока: Сорочка.

Класс: 6
Цель урока: формирование знаний о ночной сорочке, как об одном из видов нательного белья для сна.
Задачи урока:

Образовательные задачи:

- познакомить учащихся с видом бельевого изделия – нательное бельё для сна.
Коррекционно-развивающие задачи:

- способствовать развитию речи учащихся;

- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.
Воспитательные задачи:

– воспитывать интерес к учебе, предмету.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.
Оснащение урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, образцы видов отделки, х/б ткани, карточки с терминами.
Продолжительность урока : 40 мин.

I. Организационный момент. ( Цель – подготовка учащихся к работе на уроке)

- по звонку найти свое место;

- настрой учащихся на работу, организация внимания;

- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

II. Повторение пройденного материала на предыдущих уроках. ( Цель – выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях)

Здравствуйте девочки. Сейчас мы с вами вместе узнаем тему сегодняшнего урока необычным способом – разгадав кроссворд и определив зашифрованное слово . (СЛАЙД 2)


Вопросы на повторение .

Давайте вспомним с вами, что мы изучали,

слушаем внимательно и на вопросы отвечаем.

По ткани ножницами делая разрез

Вы получаете прямой, а может и не очень… / СРЕЗ/

Ткань почти не тянется

Когда в неё как в воду проникая

Проходит основная нить , какая? … /ДОЛЕВАЯ/

Обработанный край совсем не осыпается

И в результате ткачества она и получается… /КРОМКА/

Большое имеет этот срез растяжение,

И всё потому, что целых нитей в нём нет, к сожалению! /КОСОЙ/

Если ткань этими нитями пересечена

То тянущимися свойствами обладает она. / ПОПЕРЕЧНАЯ/

По нити поперечной тянется ткани кусок,

А по-другому эта нить зовётся как. /УТОК/

Ткань по долевой конечно же не тянется,

А как же эта нить по-другому называется? / ОСНОВА/

I I I. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Постановка цели и задач урока.

(Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы).


Итак, тема сегодняшнего урока – Сорочка. Целью занятия будет узнать, что это за вид одежды и для чего она предназначена.

(Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе в виде рассказа, сообщая материал научным, доступным, в меру эмоциональным, последовательным способом, с выводами, с опорой на наглядность и применением ТСО).

Термин сорочка, а по-другому её ещё можно назвать - рубашка, чаще всего упоминается, когда говорят о н очной сорочке - виде одежды, предназначенной специально для сна. Сложно себе представить, но были времена, когда об одежде для сна люди вообще не знали.


Вплоть до XIV века женщины спали либо обнаженными, либо ложились спать прямо в том, в чем ходили днем - в неудобной верхней одежде. Что явилось главной причиной создания ночной сорочки, сегодня неизвестно. То ли обнажёнными было слишком холодно спать, то ли в верхней одежде как следует отдохнуть не удавалось.


Первыми народами, ощутившими потребность в нижнем белье, были древние германцы. Установлено, что уже в 3-м веке до н.э. они под верхней одеждой носили подобие льняной рубашки.

Нижнюю рубашку, которая была одного фасона, носили, не снимая днем и ночью, так как она была большой редкостью. Даже знатные дамы имели только по одной рубахе.


Только в XIX веке ночная сорочка стала более доступной и получила большое распространение, став неотъемлемым элементом как женского ( женская ночная сорочка ), так и мужского гардероба ( мужская ночная сорочка ) - многие мужчины тоже спали в подобной одежде.


Современные сорочки, конечно, существенно отличаются от тех, что носили в прежние времена. Они шикарны и удобны, специально разработаны из хорошего материала, с множеством цветовых и стилевых решений, что позволяет с легкостью подобрать сорочку по фигуре. В наше время одежда для сна уже не просто удобная, но и красивая, соблазнительная, оригинальная. Их разнообразие просто ошеломляет.

А вот мужчины в такой одежде больше не спят – предпочитают надевать пижаму или что-то другое.


Сейчас сорочка может быть детской и женской.

Ночная сорочка по пошиву относится к плечевым швейным изделиям.

- Как вы думаете, почему? (предположения детей)


Швейные изделия, которые держатся на фигуре человека на линии плеча с помощью плечевых швов, бретелей, завязок, относят к плечевым изделиям.

Одежда , надеваемая непосредственно на тело человека и предназначенная для создания благоприятных гигиенических условий, называется н ательным бельём или нижним

- Давайте подумаем вместе, какие плечевые изделия ещё, относятся к нательному белью, т.е. надеваются непосредственно на тело? (предположения детей)




А вот такие швейные изделия, как платья, сарафаны, блузки, фартуки относят к верхней плечевой одежде .


Шьют сорочки обычно из хлопчатобумажных тканей: ситца, сатина, батиста, фланели. По окраске ткани могут быть гладкокрашеными – однотонного цвета или с мелким печатным рисунком. Эти ткани хорошо пропускают воздух, впитывают влагу, выдерживают частое воздействие воды, моющих средств и влажно-тепловую обработку.

Для отделки сорочек применяют различные отделочные материалы: тесьму, кружево, шитьё, вышивку.


Тесьма — это плетёные полоски, выработанные из хлопчатобумажных, шёлковых или синтетических ниток. Её выпускают разных расцветок и рисунков. Края тесьмы бывают прямыми или могут иметь фигурную форму.


Шитьё изготавливают в виде полос тонкой хлопчато­бумажной ткани, на которых выполнена машинная вы­шивка. Полосы шитья выпускают узкие и широкие, с пря­мыми и фигурными краями.


Кружево изготавливают из хлопчатобумажной или льняной пряжи, а также из искусственных волокон. Кру­жево вырабатывают или в виде узких полосок, или ши­роким полотном разных расцветок и рисунков.


Вышивка – это узор, выполненный ручными стежками или на швейной машине по рисунку, нанесённому на изделии.

Но нужно помнить, что не рекомендуется применять большое количество раз­нообразных отделочных материалов при отделке одного изделия.

V . Физминутка.

VI . Закрепление полученных знаний. (Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу. Используемые методы: работа с учебником, работа с тетрадью)

Работа с учебником.

Запись учащимися в тетради темы урока и определений:

Швейные изделия, которые держатся на фигуре человека на линии плеча с помощью плечевых швов, бретелей, завязок, относят к плечевым изделиям.

Одежда , надеваемая непосредственно на тело человека, называется н ательным бельём или нижним.

Для отделки сорочек применяют различные отделочные материалы: тесьму, кружево, шитьё, вышивку.

Шьют сорочки обычно из хлопчатобумажных тканей: ситца, сатина, батиста, фланели. Эти ткани хорошо пропускают воздух, впитывают влагу, выдерживают частое воздействие воды, моющих средств и влажно-тепловую обработку.

VII . Подведение итогов. (Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке, оценка работы учащихся)

Подведем итог урока.

Девочки, скажите пожалуйста, что сегодня на уроке вы узнали, о чём раньше не были в курсе?


- С каким изделием вы сегодня познакомились? (Сорочка)

- Ночная сорочка – это какое изделие по способу носки? (плечевое)

- относится к какому белью? (нательному)

- Из каких тканей шьют сорочки? (х/б тканей)

Если осталось время предложить из образцов ткани выбрать подходящую для сорочки.


Цель презентации познакомить учащихся с процессом моделирования, а также изучить требования предъявляемые к ночной сорочке. Узнать что означают термины МОДЕЛЬ и МОДЕЛИРОВАНИЕ. Научится правильно оформлять готовое моделирование на бумаге.

Содержимое разработки

Моделирование ночной сорочки с цельнокроеным рукавом

Моделирование ночной сорочки с цельнокроеным рукавом

Цель: Познакомиться с процессом моделирования изделий

Цель: Познакомиться с процессом моделирования изделий

Дайте название линиям и срезам 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- Линия горловины спинки Линия плеча Линия горловины переда Линия низа рукава Линия талии Линия бока Линия низа

Дайте название линиям и срезам

Линия горловины спинки

Линия плеча

Линия горловины переда

Линия низа рукава

Линия талии

Требования, предъявляемые к ночной сорочке Гигиенические: должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма-не вредит здоровью. Эксплуатационные: удобная в носке, достаточно прочная. Эстетические: красивая, оригинальная. Экономические: недорогая и доступная

Требования, предъявляемые к ночной сорочке

  • Гигиенические: должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма-не вредит здоровью.
  • Эксплуатационные: удобная в носке, достаточно прочная.
  • Эстетические: красивая, оригинальная.
  • Экономические: недорогая и доступная

По одной и той же выкройке можно сшить изделия разных фасонов.

Для этого необходимо промоделировать его.

Моделирование – процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

 Вот так будет выглядеть ваша ночная сорочка если её не моделировать. Что можно менять? Длину изделия Форму кокетки Форму горловины Длину рукава

Вот так будет выглядеть ваша ночная сорочка если её не моделировать.

Что можно менять?

Длину изделия

Форму кокетки

Форму горловины

Длину рукава

Изменение длины ночной сорочки

Самый простой из приемов моделирования. Всё зависит от желаемой длины.

Уменьшение длины изделия Новая линия низа

Уменьшение длины изделия

Новая линия низа

Увеличение длины изделия Величина удлинения

Увеличение длины изделия

Моделирование изменением формы выреза горловины

При изменении формы выреза нужно нанести новую линию выреза горловины на выкройке переда и спинки.

 Фигурный вырез Овальный вырез

Фигурный вырез

Овальный вырез

Моделирование изменением формы выреза горловины V – образная форма выреза горловины Квадратная форма выреза горловины Р

Моделирование изменением формы выреза горловины

V – образная форма выреза горловины

Квадратная форма выреза горловины

Виды отделок выреза горловины

Виды отделок выреза горловины

 Моделирование кокетки Новую форму плечевого изделия можно получить моделированием кокетки с одновременным расширением низа. Форма линии, по которой отрезается кокетка, может быть любой: прямой, ломаной, круглой, фигурной. Прямая кокетка Круглая кокетка

Моделирование кокетки

Новую форму плечевого изделия можно получить моделированием кокетки с одновременным расширением низа. Форма линии, по которой отрезается кокетка, может быть любой: прямой, ломаной, круглой, фигурной.

Читайте также: