Конституция российской федерации основы конституционного строя рф 9 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Мандрина Татьяна Борисовна

Населенный пункт: р.п. Таврическое

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление учащихся о Конституции Российской Федерации.

Развивающая: развивать у учащихся умение, осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме.

Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Задача урока:

Показать роль и значение Конституции в нашей жизни.

Учебно-наглядное оборудование урока: компьютер, проектор, флаги Российской Федерации, текст Конституции РФ.

Эпиграф урока:

Х о д у р о к а.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Татьяна Борисовна, я учитель Карповской школы. Сегодня на занятии по обществознанию мы поработаем в сотрудничестве .

Давайте вместе вспомним то, что вы уже знаете и разгадаем кроссворд. Но не просто разгадаем, а найдем в нем одно интересное слово, которое и определит нам тему нашего урока.

(учащиеся разгадывают кроссворд)

ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ:

1. Правило, обязательное для всех? ЗАКОН

2. Отличительный знак страны - герб, флаг - это государственный . ? СИМВОЛ

3. Цвет средней полосы российского флага? СИНИЙ

4. Современная организация власти в стране? ГОСУДАРСТВО

5. Человек, который любит свое Отечество? ПАТРИОТ

6. Торжественная песня в честь страны? ГИМН

8. Главный закон школы? УСТАВ

9. Полное название нашей страны - Российская . ? ФЕДЕРАЦИЯ

10. Место рождения, родимая земля? РОДИНА

11. Краткое название нашей страны? РОССИЯ

Какое ключевое слово получилось? КОНСТИТУЦИЯ.

Молодцы! Как вы думаете какой будет тема урока?

Тема: Конституция Российской Федерации.

Хорошо! Ребята давайте вы сформулируете цели нашего сегодняшнего урока.

Скажите, а в чем актуальность данной темы?

(так как в этом году юбилей Конституции- 20 лет)

С ним трудно не согласиться. Вот почему сегодня на уроке мы рассмотрим и обсудим следующие вопросы:

ПЛАН УРОКА:

1. Основной закон страны

2. Правовой статус гражданина России: наши права и свободы.

3. Роль и значение Конституции

Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан - конституции. Конституция (в переводе с лат.) означает - устройство.

Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.

Конституция - это основной закон государства, к которому должны быть подлажены все остальные законы. Если какой-то закон все же противоречит Конституции, то поступать следует так, как указывает она.

Конституция Российской Федерации - это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. (запись в тетрадь)

Конституция, как единый закон с определенной внутренней структурой имеет свою историю. Конституция нашей страны прошла несколько этапов, чтобы утвердиться в современном облике. Ребята кто из вас может вспомнить из курса истории, какие конституции были до 1993 года?

Вы правы, развитие Конституции можно разделить на несколько этапов.

Этапы конституции России:

  1. 1918 г. Конституция РСФСР
  2. 1924 г. Конституция СССР
  3. 1936 г. Конституция СССР
  4. 1977 г. Конституция СССР
  5. 1993 г. Конституция РФ

Ребята, как вы думаете, что объединяет эти Конституции.

Нас с вами как граждан РФ интересует наша современная Конституция, которая вот уже 20 лет является основным законом нашего государства.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. (запись в тетрадь)

На ваших столах находятся тексты Конституции РФ. Давайте внимательно просмотрим оглавление и скажем, какова структура основного закона.

Она включает 9 глав, 137 статей.

Конституция РФ начинается с преамбулы.

Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Учитель читает преамбулу и идет видеоролик.

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращения действия прежних.

ЗАДАНИЕ 1: А давайте вспомним, что означают понятия, которые входят в названия глав Конституции. У вас на столах есть рабочие лист № 1 в котором вы дадите определение терминам и напишите дополнительную информацию, которую вы знаете- за 1 минуту.

Учащиеся выполняют задание

ЗАДАНИЕ 2: Предлагаю вам поработать с текстом Конституции и в парах выполнить задание на рабочих листах № 2. Вам предлагается заполнить таблицу, где указаны статьи, ваша задача найти и вписать содержание из статей – за 3 минуты.

Учащиеся выполняют задание

Давайте зачитаем статью 2 из Конституции

Какую основную мысль вы можете выделить?

Вы правы в нашем государстве высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина.

Все наши права и свободы делятся на:


ЗАДАНИЕ 3: Давайте с вами обратимся к рабочему листу № 3. Работая в парах расшифруйте категории прав и свобод ссылаясь на статьи Конституции- 3- 5 минут.

Закрепление.

-Как вы понимаете данный эпиграф?

-Докажите, что Конституция- высший закон.

А теперь закрепим наши знания.

ТЕСТ.

1. Когда была принята последняя Конституция СССР?

б) 1977 г.

2. Конституция – это:

а) юридический акт, содержащий все законы страны;

б) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека.

в) текст законов.

3. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?

а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны.

б) Все законы страны ориентируются на содержание Конституции.

в) Между нормами Конституции и остальных законов существует равенство.

а) демократическое;

в) федеративное;

е) правовое;

ж) с республиканской формой правления;

з) с конституционно-монархической формой правления.

5. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:

а) экономическая сфера;

в) человек, его права и свободы.

Сегодняшняя Конституция - прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

Домашнее задание:

РЕФЛЕКСИЯ.

Спокойствие и порядок в нашем государстве обеспечивает Конституция нашей страны. Мир и содружество с другими государствами обеспечивает нам стабильность и светлое будущее. Мы все часть нашего огромного мира. И сейчас я хочу предложить вам почувствовать себя этой частью, возьмите в ладонь нашу землю и выскажите все то, что вам сегодня понравилось на уроке.

Финал урока.

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и свободах граждан.

Жизнь всегда будет ставить перед нами свои задачи. Решать их с позиции уважения к людям, к своей Родине, значит, нравственно расти, взрослеть.:

Все ребята мечтают стать взрослыми. Я тоже с ранних лет мечтала стать взрослой. Вот дорасту до дверной ручки, думала я, и стану взрослой. Но шло время, я вырастала из ботинок, мне сделалась мала кровать, а я все не взрослела. Я стала понимать, что дело не в росте. А в чем же? Долгое время не могла ответить на этот вопрос.

Человек взрослеет не сразу. И каждый взрослеет в разное время, независимо от возраста. Я знаю молодых людей, у которых в кармане паспорт, а они так и не стали взрослыми.

Хорошо ли быть взрослым? Хорошо.

А легко ли? Скажу честно: трудно! Ведь взрослый человек должен быть самостоятельным, должен сам принимать решения, совершать поступки, преодолевать трудности, должен отвечать перед людьми за свою жизнь и за жизнь общества.

Да, взрослым человеком быть хорошо, даже прекрасно. Но при условии, что жизнь твоя будет наполненной и впереди у тебя будет высокая цель. Такая жизнь не приходит сама собой, ее человек может создать только сам. И готовиться к такой жизни надо уже сейчас. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

закрепить знания по основам конституционного строя РФ и формировать навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, сравнивать, переводить текстовую информацию в схемы.

Урок создан в программах: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint 2010.

Урок рекомендуется использовать на уроках 9 класса для организации групповой, парной работы.

Дата проведения:16.01.2017 г.

Учитель: Эйхе А.В.

Тема: Конституция Российской Федерации.

Цель: закрепить знания по основам конституционного строя РФ и формировать навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, сравнивать, переводить текстовую информацию в схемы.

  • Дать учащимся представление о последовательности исторического пути развития конституционного строя России;
  • Выяснить, почему Конституция РФ является основным законом государства;
  • Изучить содержание Конституции РФ с опорой на структуру документа;
  • Формирование представления о важности соблюдения законов государства;
  • Развитие гражданско – правового образования учащихся;
  • Продолжить работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;
  • Уметь находить информацию и отвечать на вопросы предлагаемые учителем;
  • Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
  • Развитие умения работать в группах, выслушивать мнения других и излагать свои мысли;
  • Привитие интереса к предмету;
  • Формировать политическую культуру и гражданскую позицию у учащихся;
  • Толерантность и уважение к Основному закону страны.

- Тип урока – урок приобретения новых знаний.

  • Развития мотивов учебной деятельности и понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • Осознавать себя гражданином России, объяснять, что связывает тебяс твоим народом, с историей, культурой.
  • Самостоятельно формулируют цели деятельности на уроке;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формулировать учебные задачи;
  • Умение работать по предложенному учителем плану;
  • Высказывать свое предложение на основе учебного материала;
  • Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  • Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации;
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, источники);
  • Проводить анализ учебного материала, на основе обобщения знаний делать выводы;
  • Относить объекты к известным понятиям;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений;
  • Точно и полно выражать свои мысли;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • Организовывать учебное взаимодействия в группе;
  • Выполнять различные роли в группе.

(Конституция, преамбула, конституционный строй).

(история, основы правовой культуры).

ЭОР (текст Конституции РФ), электронное приложение к учебнику

толковый словарь, мультимедийный проектор.

Технология проведения урока: проблемно – диалогическая.

Методы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, словесная, наглядная, поисковая деятельность.











Конституция РФ.

Работая с главой 1 Конституции РФ ст. 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2,; 10,11 ч.2; 13 ч.3; заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Обществознание.

Обучающая Восприятие учащимися и первичное осознание Конституции как документа, определяющего принципы развития общества.

Воспитывающая Воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.

Развивающая Развитие навыка самостоятельной работы с различными источниками информации.

Задачи урока:

Обеспечить усвоение основных принципов конституционного строя России.

Осуществлять нравственное воспитание учащихся: уважение к закону, патриотизм, гуманизм.

Развивать самостоятельность мышления (умение анализировать информацию), познавательные умения (составление схем, формулирование выводов).

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Вид урока: урок-путешествие по страницам КРФ.

План изучения нового материала :

Понятие конституционного строя.

Основные принципы конституционного строя РФ.

Основные понятия урока:

Конституционный строй, принципы конституции.

I . Организационный этап.

Приветствие. Отмечает отсутствующих. Желает успешной работы на уроке.

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

Вы получите оценку за устные ответы и за работу по ходу изучения новой темы.

II . Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (2-3 мин.)

-Когда была принята Конституция РФ? ( 12 декабря 1993 г .)

-Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? ( все законы в нашей стране ориентируются на Конституцию и принимаются в порядке, установленном Конституцией, она обладает прямым действием, т. е. на ее статьи можно ссылаться, обращаясь в суд )

- Какие 3 главных задачи решает Конституция?

Сформулируйте цель нашего урока . Ответы учащихся:

- Изучить основные положения конституции, чтобы уметь применять их в жизни.

III . Изучение нового материала.

Слово учителя. Сегодня вы познакомитесь с основами конституционного строя.

Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.

Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, государственно-территориальное устройство, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества. Конституционный строй имеет свой фундамент – основные принципы. Давайте с ними познакомимся.

Задание ( работа учащихся с КРФ и текстом учебника, параграф 13, стр. 104-108)

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Что она означает? -Она означает, что Россия провозглашена демократическим, правовым государством.

Учитель. Из этого, какой мы можем сделать вывод? (см. стр. 104)

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Что она закрепляет? -Она закрепляет права и свободы человека и гражданина .

Физкультминутка

- встали, потянулись, опустили руки.

- повернулись к окну, посмотрели на предмет, находящийся вдали, перевели взгляд на предмет, находящийся вблизи (2-3 раза).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

О чем она говорит? - Она говорит о том, что народ России является источником власти.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Какой принцип заложен? - Заложен принцип народовластия.

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Что они означают? - Они означают, что Россия провозглашена федеративным государством.

Учитель. Почему федеративное устройство для России единственное из возможных? (см. стр.106)

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Какой принцип этой статьи? - Принцип разделения властей.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Какие принципы заложены в статьях? - Социальная защита человека, отделение церкви от государства.

-Эти принципы – основа нашего государства.

-Они регулируют все стороны нашей жизни

§ 1. Конституционный строй и его признаки

Конституционный строй – это система экономических, социальных и политико-правовых отношений в стране, устанавливаемых и охраняемых конституцией. Т.е. конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Основы конституционного строя – это основные принципы и устои государства , которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства .

О . к . с . определяют ключевые черты системы власти , формы правления , государственно - территориального устройства , политического режима.

Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, государственно-территориальное устройство, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества.

Признаками конституционного строя являются:

1. верховенство права;

2. широкие права и свободы человека, их гарантированность;

3. участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство (например, выборы и референдум, а также возможность быть избранным депутатом в государственные органы и органы местного самоуправления);

4. разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную).

§ 2. Принципы конституционного строя

Конституционный строй имеет свой фундамент – основные принципы, т.е. базовые начала, лежащие в основе взаимоотношений человека, государства и общества.

Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем . В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

Принципы конституционного строя – это основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты организации российского государства

Принципы конституционного строя находят свое закрепление в Конституции РФ, т.к. она регулирует наиболее важные общественные отношения в стране, и ее нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Если на практике Конституция соблюдается, то Конституционный строй становится реальным. Понятие конституционного строя обусловлено помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль призваны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

§ 3. Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию

Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию РФ:

1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2). Государство признает, гарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина.

2. суверенитет многонационального народа (ст.3). Это означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, народ является и носителем государственного суверенитета, то есть именно он обеспечивает независимость страны (ст. 4);

3. федерализм (ст.5), Обеспечивает государственную целостность России, единое экономическое пространство, единую систему государственной власти, территориальное единство. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность.

4. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10). Это означает независимость ветвей власти друг от друга. Тем самым создается эффективная система сдержек и противовесов, исключается возможность концентрации властных полномочий в руках одной из властных структур;

5. кроме государственной власти существует другая форма власти народа – местное самоуправление (ст.11). Органы местного самоуправления не являются звеном системы органов государственной власти;

6. Россия – социальное государство (ст.7). Это принцип, согласно которому государство обязуется заботиться о благополучии своих граждан и создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека;

7. установление рыночной экономики. Проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);

8. идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Данный принцип состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной, а также подразумевает многопартийность;

9. Россия – светское государство (ст. 14). Согласно этой статье Конституции государство и религиозные организации отделены друг от друга. В России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

§ 4. Краткие итоги по теме урока

Таким образом, конституционным строем принято называть форму или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Согласно действующей Конституции Российская Федерация является суверенным, правовым, демократическим, федеративным, социальным и светским государством.

IY . Закрепление изученного материала.

- Итак, мы рассмотрели принципы, составляющие основу нашего конституционного строя (учитель еще раз обращает внимание на вывешенные плакаты).

V . Итоги урока. Подведем итоги урока.

Учитель. Достигли ли вы цели, поставленной на уроке?

- Мы запомнили основные положения нашей конституции, принципы, на которых основывается конституционный строй государства: гуманизм, федерализм, демократизм. Знаем, что Россия светское и социальное государство.

Учитель. Как полученные знания пригодятся вам в жизни?

-Мы знаем, что у нас есть права, и за их защитой нужно обращаться в государственные органы.

- Мы можем управлять своим государством: участвовать в референдумах, выборах.

- Если я попаду в трудную ситуацию, например, останусь без работы или заболею, государство мне поможет, т. к. наше государство – социальное.

Учитель, комментируя, выставляет оценки за работу на уроке.

Y . Домашнее задание: Чит. §13; вып. задание 3-4 на выбор стр. 109.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны.

Задачи: - формирование умения работы с текстом документа-закона;

- совершенствование умения анализировать и делать выводы;

- совершенствование монологической речи учащихся

- создание условий для понимания ценностей демократии;

- воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.

Тип урока: урок-объяснение нового материала

Форма урока: урок-практикум

План-конспект урока обществознания в 9 классе

Цель: раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны.

Задачи: - формирование умения работы с текстом документа-закона;

- совершенствование умения анализировать и делать выводы;

- совершенствование монологической речи учащихся

- создание условий для понимания ценностей демократии;

- воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.

Тип урока: урок-объяснение нового материала

Форма урока: урок-практикум

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактический материал: тексты Конституции РФ, Степного Уложения, карточки с практическими заданиями.

Организационный момент

Введение в тему

Беседа с учащимися

- Мы просмотрели один из многочисленных на эту тему сюжетом новостей. Даже если вы не следите за общественно-политической жизнью в мире, вы сможете ответить: против чего протестуют граждане Египта.

- Действительно, причиной массовых длительных возмущений египтян стал проект Конституции, предложенный новым президентом страны, где законодательно зафиксирована его неограниченная власть. Так почему же люди вышли на улицы? В чем важность конституции как закона?

III. Постановка учебной цели

- Сегодня на уроке мы попытаемся определить значение конституции как основного закона государства для граждан нашей страны. Для этого нам необходимо решить следующие задачи: выборочно познакомиться с текстом Конституции РФ, выполнить практическую работу, которая поможет нам оценить важность Конституции в жизни граждан страны.

IV. Объяснение нового материала

- Слово учителя.

- В каком государстве и когда была принята первая Конституция?

--- Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция.

- Когда в России поставил вопрос о введении Конституции?

--- Декабристы – Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля.

--- После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.

V. Практическая работа

1. Знакомство учащихся с текстом Конституции РФ

Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых норм.

Сущность Конституции, её задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для неё известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.

2. Совместная работа по изучению Конституции РФ

Самостоятельная работа с текстом Конституции с последующей проверкой по карточкам

На основания ст. 94, 95 опишите структуру законодательной власти РФ,

виды судов - на основании ст. 118 ч. 2

Выполнение индивидуальных заданий с последующей проверкой

Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)

Решение ситуационных задач

- Представьте такую ситуацию:

Я участвую в митинге протеста, это пример демократического государства?

Какая партия имеет больше прав Единая Россия или ЛДПР?

- Что такое Степное Уложение? Зачем республике два основных закона: Конституция РФ и Степное Уложение? На этот вопрос нам поможет ответить статья 66 Конституции РФ.

- Что вы знаете о Степном Уложении?

VI. Подведение итога урока

- Вернемся к началу нашего урока. За что же выступают граждане Египта, выйдя на улицы?

- Мы наблюдаем процесс защиты демократии в стране.

- Каково значение Конституции для каждого из нас?

2. Мини-тестирование

1. В каком году была принята Конституция РФ?
а) 1993; б) 1995; в) 1991; г) 1994.
2. Конституция - это
а) свод обычаев;

б) свод законов, где записаны наказания за преступления;
в) закон, где определяется устройство страны, права и обязанности граждан;
г) закон, который определяет порядок выезда из страны.
3. РФ по своему устройству:

а) унитарное государство;
б) федеративное государство;
в) конфедеративное государство.
4. Российская Федерация - это:
а) авторитарное государство;
б) тоталитарное государство;
в) демократическое государство.
5. Российская Федерация - это:
а) республика; б) монархия; в) конституционная монархия.
6. Органами исполнительной власти РФ являются:
а) Федеральное Собрание; б) Верховный суд; в) правительство; г) Конституционный суд.
7. Главой РФ является:


разработка урока обществознания в 9 классе по теме "Конституция РФ" с презентацией и аспектным анализом.

Содержимое разработки

Цели урока были сформулированы учителем. Четко поставлены образовательные и развивающие цели, которые были направлены на действие всех учащихся. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися. Эти цели были определены и находились в зоне ближайшего развития каждого ребенка, так как на уроке задания давались и на базовом, и на творческом уровне с учетом индивидуальных особенностей учащихся (аудиалы, визуалы, кинестетики).

На уроке прослеживается, что учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент. На уроке использовались разные формы работы. Была и письменная, и устная работа. Содержание урока оптимально, методы обучения – словесный, наглядный. Особое внимание было уделено самостоятельной работе.

На уроке реализованы следующие принципы: принцип адаптивности (каждый учащийся работал на своем уровне сложности, в зоне своего развития – домашнее задание, работа в группах, индивидуальная работа); принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков); принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретенного знания); принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия).

Формированию положительной мотивации учения, развитию интересов к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных заданий, практикума, анализ жизненных ситуаций. Создание ситуации активного влияния в совместной деятельности, внедрение различных вариантов взаимоконтроля, взаимопомощи; выбор партнера для совместной учебной деятельности.

Учитель применяет проблемно-диалогическую технологию, что способствует творческому усвоению знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Учителем эффективно использованы методы мотивации учебной деятельности: создание проблемной ситуации, проблемный подводящий к теме диалог, создание ситуаций занимательности.

Методы формирования новых умений: оформление наблюдений в виде схем, таблиц, классификаций.

Методы контроля результатов обучения: диалог, практическая работа.

Методы стимулирования учебной деятельности: создание ситуации успеха.

Использованные методы эффективны, так как цель урока достигнута.

Через работу в парах развиваются метапредметные умения: учащиеся высказывают свое предположение (версию) на основе работы с материалом урока, делают выводы в результате совместной работы класса и учителя, работают с источником, договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следуют им, работают в группах, выполняют различные роли.

На уроке применены следующие методы контроля и оценки: устный опрос (в начале урока), целенаправленное наблюдение отдельных учащихся, их работы на уроке, письменная проверка изученного материала в конце урока.

Подборка интересного насыщенного материала урока имела теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Читайте также: