Конспект занятия живое неживое

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.

Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек- часть природы).

Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.

МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы.

ХОД:

Дети входят. Воспитатель читает стихотворения:

Вот на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живёшь в том доме светлом ты И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)

-Дети, а вы знаете, что такое природа?

(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)

-Дети, что нельзя назвать природой. (- Что сделано руками человека)

-Природа- это то, что существует без помощи человека.

-Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)

-А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д). Дети продолжают этот ряд.

— К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали. Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем- Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту.)

-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

-Назовите, что относится к живой природе (дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.)

(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы — стоят на мести.)

-Ребята, а человека к какой природе отнесём?

Дети: к живой природе.

-А чем человек отличается от животных (ответы детей.)

— А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)

-А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.)

-А что будет, если не будет воздуха?

-Сейчас мы проведем опыты с воздухом.

Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям)

-Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух -прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.

-Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

-Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук). Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста- музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например: на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно. (вывод).












Живая природа

Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух. К живой природе относится не только человек, но также животные, растения и даже микроорганизмы. Исследованием объектов живой природы занимается очень обширная и важная наука – биология.

Задолго до того, как на нашей планете появились животные, ее уже населяли крошечные, незаметные глазу организмы: бактерии, грибы, вирусы. Они могут существовать практически в любых условиях, где есть хотя бы немного воды. Главная особенность всех микроорганизмов – способность очень быстро размножаться.


Мир растений очень большой и разнообразный. Без них на Земле не было бы жизни, ведь растения вырабатывают самый важный для дыхания газ – кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который очень плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.

Растения – это важный источник пищи для человека и животных. Но нужно быть очень внимательным, так растения бывают съедобные (фрукты, орехи, злаки, овощи) и несъедобные (цветы, декоративные кустарники травы).

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Воздух
  • 2. Времена года
  • 3. Дикие животные
  • 4. Связь между живой и неживой природой (2 класс)
  • Животные

К животным относятся все звери, птицы, земноводные, насекомые нашей планеты. За всю историю Земли какие-то животные исчезали, какие-то очень сильно менялись.

Много лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры – огромные ящеры, которые не знали себе равных. Но из-за резкого изменения климата почти все они вымерли, и только немногие представители древних животных смогли приспособиться к новым условиям обитания.

Животные могут быть хищными и травоядными, домашними и дикими. Они приспосабливаются к тем условиям, где живут, и животных можно отыскать в любой точке земного шара, от знойных пустынь до ледяной Арктики.


Рис. 2. Белый медведь

Конечно же, к объектам живой природы относится и человек. Благодаря своему интеллекту, находчивости и разумному планированию своей деятельности ему удалось покорить себе всю планету. Но, точно так же, как животные, растения и микроорганизмы, он не может прожить без пищи, воздуха, воды.

Растительный мир



Растительный мир
Растений существует огромное множество. Сейчас популярно создание парков по всему миру, где собираются различные виды растений. Во многом именно от них зависит жизнь на планете – они вырабатывают кислород, препятствуют эрозии почв, являются местом жительства для представителей микро и макромира. Поглощение углекислого газа – одна из важных особенностей растительного мира.

Растения представляют собой многоклеточные формы жизни, без которых нельзя представить биосферу. Они являются источником красоты, вдохновения, а также приносят человечеству немало пользы. Их можно считать источником пищи, из растений делают многие лекарства и яды.

Интересно: Боль — почему возникает, что это такое, зачем нужна, болевой порог, фото и видео

Существует условное разделение представителей растительного мира на съедобных и несъедобных. Человек может употреблять в пищу фрукты, овощи, некоторые виды трав и водорослей. Несъедобные растения – ядовитые травы, кустарники, деревья. Один и тот же вид растения может обладать разными свойствами. Например, побеги помидоров содержат ядовитые вещества, тогда как плоды люди часто употребляют в пищу.

Жизнь

Основным свойством всех живых организмов можно считать наличие жизни. Точного определения данного термина нет, однако жизнь можно представить как совокупность таких природных процессов, протекающих в любом организме, как: обмен веществ, рост, инстинкты и реакции на природу вокруг.



Разнообразие живых организмов

Разнообразие живых организмов на планете поражает. Каждый из видов существует сейчас только потому, что прошел естественный отбор в процессе эволюции, смог выживать и приспосабливаться к агрессивным условиям среды. История Земли показывает, что происходило множество катаклизмов, приводящих к вымиранию целых видов, пример – динозавры. При этом вымерли далеко не все рептилии – многие приспособились и видоизменились.

Жизнь можно встретить в каждом уголке планеты, однако наибольший интерес представляет человечество. Люди научились мыслить, у них есть свое собственное сознание, но никто до сих пор не может со 100% уверенностью сказать, что знает все о своем организме. Человеческое тело – отдельная тема для изучения. Такая сложная система требует досконального изучения, чем и занимаются миллионы ученых по всему миру.

Интересно: Нил — длина, исток, фауна



основные признаки живых организмов

Человек может мыслить, а значит он по праву считается венцом эволюции. Благодаря сознанию человечество доминирует на планете, при этом встретить идентичных людей невозможно в принципе. У каждого есть свои определенные вкусы в музыке, искусстве, моде, некоторые проводят все свободное время за чтением книг, а кто-то ходит по клубам и не видит смысла в образовании.

Благодаря общим интересам человек находит себе друзей, создает семьи, общины. Множество рас и народностей не являются помехами, каждое общество может в любой момент пополниться новыми людьми, что также выделяет людей на фоне остального живого мира.

Связь живой и неживой природы

Рассмотрев примеры живой и неживой природы, можно сделать вывод, что на нашей планете все взаимосвязано, и все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.


Рис. 3. Схема взаимосвязи живой и неживой природы

Гидросфера



Гидросфера
Вода занимает большую часть земной поверхности. Недооценить ее влияние на формирование жизни невозможно. Именно в водной среде впервые зародилась жизнь, которая после распространилась повсюду. Вода имеет простую химическую формулу, включающую две молекулы водорода и одну кислорода.

В природе простой состав воды практически не встретить, в основном в ней многих примесей в виде минеральных веществ. Водная среда включает все реки, озера, моря, океаны планеты. 4 земных океана вместе создают единую систему, омывающую каждый материк. Водой покрыто 70% всей Земли.

Моря – водные объекты, впадающие в океан и окруженные сушей по периметру. Существуют озера, которые не выходят в Мировой океан, однако все равно считаются морями: Аральское, Большое соленое. Они называются так исключительно из-за размеров, соленой воды.

Интересно: Почему происходят землетрясения? Описание, фото и видео

Озера не выходят к океанам, в основном пресноводные. Они могут быть естественными, а также искусственными, иначе называемыми прудами. У прудов абсолютно те же характеристики, что у озер, однако размеры ограничены. В пруду вода стоячая, то есть она никуда не уходит и часто закачивается человеком. В них выводят рыб и занимаются рыболовным промыслом.

Ручьи и реки можно называть артериями Земли. Скоростные потоки заполняют озера, омывают сушу. Из рек животные пьют воду, растения вдоль берегов также насыщаются влагой. Благодаря деревьям вдоль рек невозможны эрозия почв. Реки отличаются от простых ручьев своими размерами. Крупные ручки наносятся на общемировую карту, ручьев там не встретить.

познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе.

• Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы

• Способствовать развитию познавательных интересов

• Развивать любознательность, память, умение делать выводы

• Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней

• Учить способам самостоятельного познания

• Воспитывать коммуникативные навыки

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие.

Форма организации: фронтальная.

Ход занятия:

Воспитатель вносит искусственные цветы.

Ребята, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)

2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)

3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)

4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)

5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)

6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)

7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)

8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)

9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)

10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Это живая природа.

Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

• Гриб, морковка, облако, мяч

• Грач, луна, цветок, коза

• Муха, медведь, ветер, береза

• Кукла, снег, облако, камень

• Машина, ведро, дом, вода

Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

1. Охрана водоемов

3. Охрана насекомых

4. Охрана деревьев

Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Елизовского муницыпального района

I года обучения для обучающихся 4 лет.

Составила: Ушакова Екатерина Расимовна

Педагог дополнительного образования

г. Елизово, Камчатский край

Форма обучения: занятие

Тип занятия: обучающее

Вид занятия: тематическое, продолжительность 1 учебный час

Методы обучения: беседа, игра.

Цель: дать понятие о словах, называющих предметы.

Коррекционно-образовательные:

уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах;

учить ставить к словам вопросы кто? что?;

Коррекционно-развивающие:

развивать зрительное восприятие, мелкую и общую моторику; силу голоса, воздушную струю;

Воспитательные:

воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить их до конца;

воспитывать навыки сотрудничества.

1. Организационный момент.

Игра с мягким кубиком.

Педагог: - Повтори звук, который я пела долго. (И-ра, О-ля, А-ня, И-горь, И-лья, А-ся).

2. Артикуляционная гимнастика.

- Пока я читаю стихотворение, вы выполняете упражнение.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот:

Отдыхает бегемот. (О. Перова)

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму. (О. Перова)

Блин мы ели с наслажденьем -

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать. (М. Синицына)

Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий. (М. Синицына)

Основная часть

2. Знакомство с новой темой.

а) Выполните, пожалуйста, мою просьбу.

Педагог: - Скажите, что это за предмет? Смогли выполнить просьбу? Почему? Скажите, а что это за предмет, мяч, кукла, пирамидка, лопатка, игрушки . Смогли выполнить просьбу? Почему?

Педагог: Куда бы, мы не пошли, чтобы мы не делали, нас окружают предметы. Сколько предметов, столько же слов. Каждый предмет называют словом.

Педагог: предметы бывают живые и неживые. Как вы думаете, какие предметы называют живыми?

Дети: кот, собака и т.д.

Педагог: правильно. А неживые?

Дети: стол, стул и т.д.

Педагог: Что бы хорошо запомнить и никогда не путать где живой предмет, а где неживой запомните, что у живых предметов есть сердце, а у неживых его нет. (Слайд 5) К живым предметам относятся рыбы, животные, люди, птицы, насекомые. У них у всех есть сердце.

Педагог: Скажите, ребята, живые предметы можно обижать?

Педагог: А почему?

Дети: Им больно, обидно и т.д.

Педагог: Еще ребята мы должны с вами запомнить, что живые предметы отвечают на вопрос Кто?, а неживые отвечают на вопрос Что?.

3. Физминутка.

Это глазки. Вот. Вот. Показывают сначала левый глаз, потом – правый.

Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое.

Это нос. Это рот. Одной рукой показывают рот, другой – нос.

Там спинка. Там живот. Одну ладошку кладут на спину, другую на живот.

Это ручка. Хлоп, хлоп. Протягивают обе руки, два раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, два раза топают.

Педагог: Посмотрите на экран. Вы видите четыре предмета. Такие же картинки перед вами на карточках. Какой-то предмет здесь лишний. Найдите зачеркните или обведите его и объясните, почему он лишний.

Стол, диван, кровать, кот (Слайд 6)

Яблоко, собака, груша, апельсин (Слайд 7)

Собака, белка, дерево, заяц (Слайд 8)

Сапоги, кроссовки, гусеница, туфли (Слайд 9)

Полотенце, птица, фартук, салфетки (Слайд 10)

Жук, кружка, чайник, тарелка (Слайд 11)

Педагог: Котику очень нравится наш урок. И он опять задумал с нами поиграть. Сейчас я вам буду по очереди кидать мячик и называть предмет живой или неживой, а вы должны поймать и сказать какой вопрос мы задаем к этому предмету Кто? или Что?.

4. Пароль на выход.

Педагог: Саша, скажи, пожалуйста, что сегодня на занятии тебе понравилось больше всего?

Катя, что тебе не понравилось на занятии?

Вова, что нового ты сегодня узнал?

Вера, чему ты сегодня научилась?

6. Рефлексия

Педагог: Подойдите к доске и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем занятии. Кот выбрал солнышко, потому что у него хорошее настроение было на сегодняшнем занятии.

Дети: (берут картинки)

Педагог: На следующем занятии мы продолжим изучать живые и неживые предметы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить детей дифференцировать вопросы кто? что? кого? В зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным; учить изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.учить детей дифференцировать вопросы кто? что? кого? В зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным; учить изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.

Цель: учить детей дифференцировать вопросы кто? что? кого? В зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным; учить изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.

- способствовать формированию у детей представление о живой и неживой природе;

- упражнять в классификации объектов природы.

-развивать образную память на основе упражнений в узнавании;

-развивать навыки связанного устного высказывания;

-обогащать словарный запас речи.

- воспитывать познавательную активность и интерес в процессе работы.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед предлагает сесть тем детям, которые назовут что-нибудь живое. Дети называют и присаживаются.

Основная часть.

Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать и, когда она назовет живое, хлопнуть в ладоши над головой, если неживое – топать ногами. Далее следует такой ряд слов: мел, конь, кошка, стул, коробка, воробей, тарелка, собака, коза.

Стол, комод, кровать, кот

Яблоко, собака, груша, апельсин

Собака, белка, тарелка, заяц

Сапоги, кроссовки, гусеница, туфли

Кружка, ворона, салфетки, чайник

Логопед предлагает поиграть в игру: «Я буду вам читать загадки, а вы будете отвечать, дополняя ответ карточками – показывать: живая – зелёный цвет, неживая – синий цвет.

(На столе у каждого ребёнка по две карточки: синего и зелёного цвета).

Читайте также: