Конспект занятия женщины на войне

Обновлено: 07.07.2024

Дети рассказывают отрывок стихотворения Наталии Борисовой:
1 ребенок:
На жакетах - ордена, медали,
И не нужно прятать седину.
Как же вы на фронте выживали,
Женщины, прошедшие войну?

2 ребенок:

Воевать положено мужчине.
Родина зовёт - иди на бой!
. Женщина - в окопе, в стылой глине.
Грохот взрывов и снарядов вой.

3 ребенок:
Ради нас переносили муки,
Защищая мир и тишину.
Я с поклоном вам целую руки -
Женщины, прошедшие войну.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о такой героической профессии военных времен, как женщины-разведчицы!(показ слайда).
Вопросы воспитателя: Что делают разведчики? Какими должны быть разведчики?
Воспитатель: Мы сейчас с вами тоже на время станем разведчиками.

Мы с вами тоже ненадолго станем летчиками. Раскрасить самолеты, которые летят вверх красным цветом, вниз – синим, налево – зеленым, направо – желтым. Посчитать и написать, по сколько самолетов нарисовано

Дети делятся на подгруппы. Расшифровывают ребусы

Воспитатель: Женщины-зенитчицы (Слайд) несли воинскую службу наравне с мужчинами с самого начала войны.
На обучение девушек, определенных в зенитную артиллерию и в зенитно-пулеметные части, как и тех, кто обслуживал аэростаты ПВО, отводилось полтора месяца. Во время Второй Мировой войны Советский Союз использовал огромное количество разнообразного оружия и одним из самых популярных стала “Катюша”.

Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска.

Воспитатель: Женщины-повара (Слайд) Повар — это тоже солдат, воин, способный в случае необходимости заменить раненых или убитых красноармейцев. Фронтовой повар обладал навыкам владения различными видами оружия и умел применять его в бою, заняв место выбывших из строя пулеметчиков, стрелков, гранатометчиков. А еще работник пищеблока в обязательном порядке должен был уметь оказывать медицинскую помощь, то есть, по сути, владеть навыками врача, фельдшера, фармацевта… Здоровый сон, отдых и еда очень нужны солдату для успешного выполнения боевого задания. Чтобы хорошо воевать, солдаты должны сытно питаться и руководство СССР знало эту простую истину. Именно поэтому полноценному питанию солдат Красной Армии уделялось очень большое внимание.

Ребята, буду вам загадывать загадки, а вы будете отгадывать. Узнаем какую же еду готовили повара в ВОВ и чем питались солдаты.
1. Всему головой его называют, На пол никогда не бросают. В печи подрос и окреп, Это наш любимый (хлеб)
2. Сидят на ложке, свесив ножки (макароны)
3. Отварное, отбивное, просто чудо - заливное! жду обеденного часа: На второе будет. (мясо).
4. В воде она живет. Нет клюва, А клюет. (рыба)
5. Мы на хлеб его намажем И добавим к разным кашам.Им мы каши не испортим -Поговорка вторит всем. Коль его добавим в тортик, То получим сдобный крем. (масло)
6. Бабушка наварит внукам суп с морковкой, свеклой, луком. Внуки скушают прекрасного сметаной супчик красный.

Воспитатель: Женщины-санитарки (Слайд). Великая Отечественная война была самой тяжёлой и кровопролитной из всех воин, когда-либо пережитых нашим народом. Она забрала более двадцати миллионов человеческих жизней..
В эти годы на фронте и в тылу трудились более двухсот тысяч врачей и полмиллиона среднего медицинского персонала. И половина из них были женщины. Ими была оказана помощь более десяти миллионам раненых. Во всех частях и подразделениях, действующей армии, в партизанских отрядах, в местных командах противовоздушной обороны находились солдаты службы здоровья, готовые в любой момент прийти на помощь раненым.

Рабочий день врачей и медсестёр медсанбатов и фронтовых госпиталей нередко длился несколько суток. Бессонные ночи медицинские работники неотступно стояли возле операционных столов, а кто-то из них вытаскивал на своей спине с поля боя, убитых и раненых.

Итог. Рефлексия
Благодаря всем тем, кто принимал участие в борьбе с немецкими захватчиками, 9мая 1945 года закончилась одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России – Великая Отечественная война.

Сегодня мы говорили с вами о женщине: женщине на фронте и о женщине самоотверженно трудившейся во имя победы в тылу. Обобщите этот образ женщины. Какая она?….
Так почему у войны не женское лицо?

Нежные, хрупкие, сами нуждающиеся в защите. Жестокая необходимость толкнула их на этот шаг – самим защищать Отечество от врага. Им пришлось стать солдатами, чтобы сберечь жизнь будущим поколениям. Не женская это доля — убивать. Войну они убивали!

Скажите, какие чувства вы испытали в ходе нашего занятия?

Подвиг женщин в годы Великой Отечественной войны навсегда останется на страницах истории, сохраните и вы память о них в своих сердцах, память о женщинах принесших нашей Родине свободу.

обучения для развития поисково-познавательной деятельности воспитанника.

1. формирование умения анализировать художественный текст произведений;

пробуждать желание читать;

2. развивать умения интерпретировать текст художественных произведений

для выявления авторской позиции;

3. познакомить воспитанников с героическими страницами русской литературы,

показать ее значение в годы Великой Отечественной войны;

1. развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи;

2. овладение художественными образами, выразительными средствами языка;

2. развитие компетенции, способствующей формированию навыков анализа

3. развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.

1. формировать жизненную позицию воспитанников по отношению к вечным

ценностям в меняющемся мире, ведя диалог с автором.

3. показать роль женщины в Великой Отечественной войне.

Методические приемы: рассказ, беседа, анализ произведений,

просмотр видео, опережающее задание.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: презентация, видео, тетради, учебники, раздаточный

материал, тексты художественных произведений.

формировать жизненные позиции воспитанников по отношению к вечным

ценностям в меняющемся мире, организуя диалог;

создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма,

чувства гордости за героическое прошлое страны;

показать роль женщины в период Великой Отечественной войны.

На уроке были использованы элементы технологий:

технологии проблемного обучения;

технология встречных усилий;

мультимедийные компьютерные технологии;

Консект занятия "У войны не женское лицо"

объяснительно­иллюстративная и информационно­коммуникативная;

обучение в сотрудничестве.

Тема: Советские женщины в Великой Отечественной Войне

Цель урока: углубить знания учащихся о вкладе советских женщин в победе над фашизмом; развить навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературы;

План занятия.

1. Вступительное слово.

3. Ответы на вопросы.

Ход занятия.

1. Вступительное слово.

Война дело мужское. Это утверждение всегда принималось за аксиому и разумеется не случайно; на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин. Женщина же всегда выступала в качестве пассивной жертвы, военной добычи, в лучшем случае - в роли долготерпеливой Пенелопы или плачущей Ярославны.

А вот женщина - солдат, женщина с оружием в руках - это во все времена становилось событием невероятным. Женщина с оружием становится фактом русской истории. Первые примеры женщин сражающихся за Родину мы отмечаем в Отечественную войну 1812 г., ещё больше в годы первой мировой войны, и около 1 млн. советских женщин служили в армии в годы Великой Отечественной Войны. А ещё больше просились на фронт. Вот что записала в дневнике 27 мая 1943 года лётчица 46-го гвардейского Таманского женского авиаполка ночных бомбардировщиков Галина Докутович: «Помню 10 октября 1941 года. Москва. В этот день в ЦК ВЛКСМ было особенно шумно и многолюдно. И, главное, здесь, были почти одни девушки. Пришли они со всех концов столицы – из институтов, с учреждений, с заводов. Девушки были разные - задорные, шумные и спокойные, сдержанные; коротко стриженные и с длинными толстыми косами; механики, парашютистки, пилоты и просто комсомолки, никогда не знавшие авиации. Они по очереди заходили в комнату, где за столом сидел человек в защитной гимнастёрке.

- Твёрдо решили идти на фронт?

- А вас не смущает, что будет трудно?

Они, эти девушки, были готовы к подвигу.

То, что пришлось увидеть, пережить и делать на войне женщине, чудовищно противоречило её женскому естеству. Но жестокая необходимость толкнула её на этот шаг, желание самой защищать Отечество от беспощадного врага, обрушившего на её землю, её дом, её детей. Это было священное право.

Массовый героизм советских женщин в годы войны - явление, которому нет равных в мире. Женщины защищали Родину с оружием в руках от гитлеровских захватчиков, не щадя жизни, показывая чудеса храбрости.

Тысячи женщин были телефонистками, радистками, связистками, врачами, медсёстрами, регулировщицами, а также лётчицами, снайперами, автоматчицами. Подвиг советских женщин совершенные в годы войны навсегда останутся в памяти нынешнего и будущих поколений, за свободу и счастье, которых они сражались. Имя каждой героини - символ беззаветной любви к Родине, воинской доблести, гражданского долга. Обо всех подвигах невозможно рассказать, но о некоторых мы сегодня будем говорить.

II. Беседа о фильме.

Женщины тыла - где найти слова, чтобы рассказать о безмерном их подвиге. Уже в первые дни войны они заменили ушедших на фронт мужчин на заводах, в полях, на транспорте. Взяли в свои руки производство военного снаряжения, военной техники, концентратов, хлеба и т. д. Преодолевали трудности военных лет, не щадя сил они делали всё, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом. Женщины собирали средства в фронт обороны страны, продукты и одежду для населения пострадавшего от оккупантов, становились донорами. На постоянную заботу о них и их семьях. Посылали воинам подарки, письма. Советские женщины в тылу стали боевым резервом действующей армии. Не сломили фашисты мужества советской женщины. Рука об руку с Красной Армией, принявшей на себя главную тяжесть удара гитлеровских войск, непоколебимо стояла советская женщина на своём посту.

VII. Просмотр слайдов о войне.

VII. Вопрос: Итак, женщина войны - это героиня или страдалица?

IX. Ответы детей.

X. Заключительное слово.

Цели: Формирование у детей представления о войне и роли женщины на войне.

Воспитывать уважение к воинам-освободителям.

I. Организационный момент:

Ребята у нас с вами сегодня серьезная беседа. Беседа в память нашим прадедам и прапрадедам, воевавшим на войне.

II. Вводная часть:

Всё дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Шестьдесят девять лет прошло с тех пор, как она закончилась. Но каждый год снова и снова в преддверии 9мая мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвятим сегодняшнюю беседу.

III. Основная часть:

День Победы самый великий и серьёзный праздник для России и многих стран мира.

69 лет назад закончилась ВОВ, а началась…ранним утром, в воскресенье, 22 июня 1941года Германия вероломно напала на наше Отечество. Был нанесён удар неведомой силы почти по всей нашей западной границе – от Балтийского моря до Чёрного моря. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам и городам, самолёты бомбили железные дороги, вокзалы, аэродромы. Так началась война между Россией и Германией – Великая Отечественная Война.

- Ребята, как вы думаете, почему на нашу страну напали враги-фашисты (ответы детей).

Наша страна большая и прекрасная. Она очень богатая. А богата наша Родина

широкими реками, морями, лесами, полями, лугами, большими и маленькими городами и сёлами. В её недрах хранится золото и серебро, газ, нефть.

Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные должны им подчиняться.

Гитлер хотел завоевать Россию, вывезти всё наше богатство в Германию и превратить население нашей Родины в рабов, науку, культуру, искусство уничтожить, образование запретить.

- А кто мне скажет, почему эта война называется Великой Отечественной (ответы).

Отечественной войной она называется потому, что эта война справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная Отчизна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой. Враги, хорошо подготовленные к захвату нашей столицы, изо всех сил рвались к Москве, мечтая как можно скорее захватить самое сердце нашей страны. Они предполагали уничтожить наши войска и до наступления зимы пройти парадом по Красной площади. Впервые месяцы войны удача сопутствовала немецким войскам. Ведь они напали на нас неожиданно. Но воины Красной армии и весь народ, нашей многонациональной Родины, проявили беспримерное мужество. Фашисты рвались к сердцу нашей Родины – городу Москва. Жители, оставшиеся в городе, начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг Москвы. Жизнь москвичей в те дни была очень трудной и тревожной. В домах не было тепла, хлеб выдавали по карточкам, потому что большую часть продовольствия отправляли на фронт.

В Волгограде есть дом, получивший название дома Павлова. Многие сотни красноармейцев пали в боях, защищая его. Дом не сдался врагам, устоял, хоть и остались от него лишь обугленные стены. А домом Павлова его стали называть по фамилии сержанта Павлова, оборонявшего дом до конца.

Этот дом и сейчас стоит на одной из улиц Волгограда. Его не стали восстанавливать. Он хранит память о страшной войне. Это сражение тоже закончилось победой наших войск!

А город Ленинград был всё это время в очень тяжёлом положении. Со всех сторон он был окружён врагами. В городе находилось более 3000000 человек. И среди них 400000детей. 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги. Люди умирали от холода и голода. До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой. Этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает об ужасах жестокой войны и блокады. Но город не сдавался.

Работали заводы, школы и даже театры. Ленинград с большой землёй соединяла Дорога жизни. Зимой Ладожское озеро замерзало и по льду шли грузовики с продуктами, медикаментами, боеприпасами для ленинградцев. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей – женщин, детей, стариков. Одна женщина, которая была водителем грузовой машины легендарной Дороги жизни, рассказывала, что однажды в сильную пургу был большой налёт немецких самолётов. Возле её машины разорвалась бомба, машина стала опускаться под лёд, а она раненая выползла на лёд, где её подобрала и спасла женщина-врач.

Вам герои ВОВ посвящается!

Война принесла в каждый дом горе и слёзы.

На хрупкие женские плечи легла тяжёлая неженская работа.

Женские плечи

На хрупкие женские плечи

Обрушилась тяжесть войны.

Хрупкие женские плечи,

Вы оказались сильны

Воинов вы поддержали

В ожесточённом бою.

Вы для детей отстояли

Землю родную свою!

Женщины в минувшей войне не только кормили страну, ковали оружие победы, водили машины и поезда, лечили раненых, они рядом со своими мужьями, отцами и братьями отважно сражались на фронтах войны.

Они кормили хлебом

Над Гитлером победу

Готовили в тылу.

И немцам не сдаваясь,

В боях они сражались.

Подвиг ваш не забыт.

Бесстрашной женщины имя

Навеки народ сохранит!

Благодаря всем тем, кто принимал участие в борьбе с немецкими захватчиками, 9мая 1945 года закончилась одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России – Великая Отечественная война.

Прикреплённые файлы:

У войны не детское лицо. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста

У войны не детское лицо. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста Цель:Продолжать знакомить детей с произведениями, посвященными ВОВ; учить сочувствовать и сопереживать литературным героям; воспитывать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока помогает студентам понять суть и значение войны того времени, когда на примере девушек, которые все погибают в повести Б.Васильтева " А зори здесь тихие", своим примером показывают мужество, героизм,самопожертвование ради того,чтобы были живы люди, последущее поколение,Россия. Урок помогает понять инсценировать сцены из текста, вжиться в роль и судьбу каждой из 5-ти девушек-зенитчиц.

Оборудование:книга,иллюстрации

И прежде чем обратиться к содержанию самой повести,давайте познакомимся с самим писателем,его творчеством.

1)Время и место действия повести.

О чем мы, с вами узнаем в начале повести? Где происходит действие? (Перед нами будни полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому спокойном разъезде в Карелии)

1)Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171 разъезде?(Чтобы показать обычные каждодневные будни солдат-девушек-зенитчиц,а потом в противовес им показать подвиг девушек в схватке с врагом).

2)Что привело девушек на фронт? Что мы узнаем о их прошлом?

2) Судьба героинь:( Давайте,посмотрим,какая в прошлом была жизнь у этиз 5девушек?)

1. РИТА Осянина (главы 2, 14) – стр.

2. ЛИЗА Бричкина (глава 7) – стр.

3. СОНЯ Гурвич (глава 8) – стр.

4. ГАЛЯ Четвертак (главы 10, 11)- стр.

5. Женя Комелькова (глава 13) – стр.

5. Женя Комелькова. Высокая, светловолосая, белокожая. Чрезвычайно общительная и озорная. То в перерыве цыганочку спляшет, то вдруг роман рассказывать начнёт – заслушаешься. Глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца. Красивая…Красивые редко счастливыми бывают. Женя осталась одна. Маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили. Семьи комсостава захватили и – под пулемёт, а её эстонка спрятала.Значит, и у неё личный счёт имеется.

4. Галя Четвертак. Худощавая, востронасая, косички тоненькие торчат. Галя была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали Четвертак потому, что меньше всех ростом вышла.Галя прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. (Фрагмент из фильма.)Война застала Галя на четвёртом курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат.Группу взяли на фронт, а Галю нет. Но она не сдавалась, упорно штурмовала военкомат до тех пор, пока полковник в порядке исключения не направил Галю в зенитчицы.

3. Соня Гурвич. Серьёзное личико, умные проницательные глаза. Незаметная и исполнительная. В Минске она жила в очень дружной и большой семье: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, ещё какая-то дальняя родственница – все в одной квартире.Соня после 10 класса уехала в Москву, поступила в университет. Вместо танцев она бегала в читалку и , если удавалось достать билет, ходила в театр.Однажды она заметила, что сосед по парте совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале.Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха друг подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока и ушёл на фронт.Осталась ли в живых семья, Соня не знала. В зенитчицы она попала случайно; фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц – нет.Вот её и откомандировали в зенитную часть.

2)Что же случилось в дальнейшем с этими девушками в повести Б.Васильева?(Они пошли в разведку со старшиной Васковым Ф.Е.и погибли,как герои.)Да, Жизнь этих девушек, не успев ещё начаться, так трагически оборвалась. Смерть и юность совпали на войне.

О жестокости и бесчеловечности войны повесть о девушках-зенитчицах и их командире Федоте Евграфыче. Пять девушек вместе со своим командиром идут навстречу фашистам-диверсантам, которых утром в лесу заметила Рита Осянина только оказалось фашистов не двое(2),а 16 человек, и все они хорошо вооружены и подготовлены для действий во вражеском тылу. И вот, чтобы предотвратить готовящуюся диверсию, Федот Евграфыч вместе с девушками идёт на задание.

Соня Гурвич, Галка Четвертак, Лиза Бричкина, Женька Комелькова, Рита Осянина- вот они бойцы маленького отряда.

3)Как ведут себя девушки в трудную для них минуту, как погибают?

^ Кадры из фильма.

Почему погибла Лиза – она ведь была опытней всех?

Почему Женя не затаилась, а приняла бой? (прочитать наизусть отрывок о смерти Жени).

Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

Как погибли Соня и Галя, можно ли осуждать их за нелепую смерть?

Какие чувства они вызывают у Федота Евграфыча?

Как расценивает поведение этих девушек Васков?

Можно ли сказать, что девушки вели себя героически? (доказать это).

Почему в повести все 5 девушек погибают? (Война была очень жестокой и гибель девушек подчеркивает эту жестокость. Немцы в 1942 были вооружены до зубов. Чтобы их остановить нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь старшина и 5 неопытных девочек). Но эти девочки прекрасно знали за что они отдают жизнь!

А каким же показан старшина Васков? Что мы с вами о нем знаем?А как бы вы поступили на месте Васкова, если бы увидели 16 фашистов вместо 2.

5)Вывод:О чем же эта повесть? О девушках,их героизме,патриотизме,подвиге,которые все 5 ради спасения своей родины погибают как герои,защищая родину ценой своей гибели.

Каждая из девушек несёт в себе какое-то жизненное начало, а все вместе они олицетворяют женское начало жизни.

СОНЯ ГУРВИЧ погибает первой из девушек, а вместе с ней война убивает интеллигентность, душевную тонкость, образованность. Её смерть глупа и бессмысленна.

Следующей жертвой войны становится ГАЛКА ЧЕТВЕРТАК, маленькая, беззащитная, она ничего не имела в жизни- ни родителей, ни настоящей фамилии. У неё была только мечта о большой и настоящей любви, и эту мечту расстреливают из автомата.

ЛИЗА БРИЧКИНА – сама природа, тонко чувствующая и понимающая этот сложный мир, погибает страшно- её забирает болото.

ЖЕНЬКА КОМЕЛЬКОВА- это женственность и красота. Тем более контрастным кажется её владение оружием: она держит автомат в одной руке и с лёгкостью расстреливает фашистов. Из всех девушек право на убийство автор даёт только двум- Женьке и Рите. И это неслучайно, они потеряли на этой войне самых близких людей. Женя стала свидетелем расстрела своей семьи фашистами, а у Риты на фронте погиб муж.

Последней из девушек погибает РИТА, она покончила собой, чтобы не быть обузой для Федота. Перед своей смертью она поведает ему свою тайну – тайну своего материнства. Рита олицетворяет материнство.

Итак, война не жалеет никого и ничего – красота и гармония, ум и интеллект, женственность и материнство.

5. Заключительное слово учителя.Война – это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несёт она людям, насколько ужасна смерть на войне.

Образы фронтовиков, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне, напоминают нам о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценности, достоинстве, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

Мы живём в мирное время, но и сейчас на планете Земля раздаются то там, то тут взрывы. Не всегда спокойно и на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации, блокады.

Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.

1)Каково же идейное значение повести Васильева?

2)Что нового вы узнали о людях, которые воевали?

Внеурочное занятие

Цель: рассказать школьникам о роли женщин в годы Великой Отечественной войны.

Сформировать уважительное отношение к истории страны, ветеранам войны, труженикам тыла. Вызвать эмоциональный отклик на рассказы о войне. Сформировать умение сопереживать, быть сопричастным к происходящему.

Материалы и оборудование:

кадры военной хроники, документальных и художественных фильмов по теме классного часа. Мультимедийная презентация.

Примерное время - 45 минут.

Стоят 5 девочек в военной форме. Подходит командир.

Командир. - Боец Бричкина! – Я

- Боец Комелькова! – Я

- Боец Четвертак! – Я

- Боец Осянина! – Я

Выходят ведущие

1. В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

2. В мир приходит женщина,

Чтоб очаг беречь

3. В мир приходит женщина

Чтоб любимой быть.

4. В мир приходит женщина

Чтоб дитя родить.

5. В мир приходит женщина

Чтоб цветам цвести.

6. В мир приходит женщина

Чтобы мир спасти.

Учитель . У войны – не женское лицо. Женщинам предназначалось иное: беречь домашний очаг, поднимать детей, а еще – ждать мужчин, уходивших на войну. Образ женщины несет с собой тепло и уют, нежность и покой, а главное, он несет с собой любовь, без которой немыслимо для человека счастье.

Так какие же они были, дев­чонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили?

1. Восемнадцать было вам в то лето,
Первым чувством сердце расцвело.
Грянула война и на полсвета
Распростерла черное крыло.
Что тогда вы, милые, умели?

Знали лишь одно — пришли враги.
Не в театр надели вы шинели,
Не на бал обули сапоги.

2. В тот июнь чего не повидали вы,
Женщины с военными медалями!
На войне в кустах не отсидеться,
Трудно, страшно — маму не зови.
Защищали вы и наше детство,
Юные защитницы земли.


3. Как солдатам вы нужны бывали —
Отпускала боль фронтовика,
И быстрее раны заживали,
Лишь коснется девичья рука.
Все перенесли, перестрадали вы,
Женщины с военными медалями.


4. Где он, юный, синеглазый, милый —
Та любовь, та первая весна?
Сколько их, таких, безумной силой
Растоптала и сожгла война!

5. Вы глаза одним закрыли сами,
Не простясь, оплакали других.
Письма с полевыми адресами
И сегодня ждете вы от них.
Где та юность, за какими далями,
Женщины с военными медалями?

1. За годы войны более 150 тысяч женщин за героизм и мужество, проявленные в боях, награждены боевыми орденами и медалями, из них 86 стали Героями Советского Союза, 4 – полными кавалерами Ордена Славы. Большинство награждено посмертно.

2. Да, у войны не женское лицо. Но угроза, нависшая над нашей страной и над всем миром в 1941 году, заставила советских женщин по-иному оценить свои возможности, встать в строй наравне с мужчинами, заменить в тылу ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев.

Учитель. Зенитчицы. От их точных выстрелов зависела жизнь жителей многих городов

Как разглядеть за днями след нечёткий?

Хочу приблизить к сердцу этот след…

На батарее были сплошь – девчонки.

А старшей было восемнадцать лет.

Лихая чёлка над прищуром хитрым,

бравурное презрение к войне…

В то утро танки вышли прямо к Химкам.

Те самые, с крестами на броне.

И старшая, действительно старея,

как от кошмара заслонясь рукой,

скомандовала тонко:- Батарея-а-а!

(Ой мамочка. Ой милая. ) Огонь!

И тут они заголосили, наперебой

Как будто бы вся бабья боль России

в девчонках этих вдруг отозвалась.

Кружилось небо – снежное, рябое.

Был ветер обжигающе горяч.

Былинный плач висел над полем боя,

он был слышней разрывов, этот плач!

Ему – протяжному – земля внимала,

остановясь на смертном рубеже.

И снова:- Батарея-а-а!

посреди земного шара,

левее безымянного бугра

горели неправдоподобно жарко

четыре чёрных танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями,

бой медленною кровью истекал…

Зенитчицы кричали и стреляли,

размазывая слёзы по щекам.

И падали, и поднимались снова.

Впервые защищая наяву и честь свою

(в буквальном смысле слова!).

И Родину, и маму, и Москву.

Весенние пружинящие ветки.

И праздничность венчального стола.

И губы мужа, и его ладони,

Смешное бормотание во сне

И то, чтоб закричать в родильном доме:

И ласточки, и дождик над Арбатом.

И ощущенье полной тишины…

…Пришло к ним это после, в сорок пятом.

Конечно, к тем, кто сам пришёл с войны

3. Женщины – летчицы. Богини неба. Из женщин сформированы 3 авиаполка. 29 лётчицам присвоено звание Героя Советского Союза. 4 женщины стали полными кавалерами почётного солдатского Ордена Славы.

1. Женщины медсёстры, санитарки – это особая глава в военной истории. Благодаря самоотверженному труду врачей, медсестер, их профессиональной, четкой и оперативной помощи свыше 70% раненых и 90% больных воинов были возвращены в строй. По линии Красного Креста 300 тыс. женщин получили специальности медицинских сестёр, 300 тыс. – санитарок, свыше 500 тысяч – сандружинниц.

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость.
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты.
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

1. Женщины – снайперы. О них сложены стихи, сняты фильмы.

2. Людмила Павличенко за 1 год уничтожила 309 фашистов, среди них 36 снайперов.

2. Красивая женщина 24 лет с неординарной судьбой.

1. 250 дней и ночей провела Людмила в тяжёлых кровопролитных боях под Севастополем.

2. Она была лучшим снайпером времён Великой Отечественной войны

1. Есть версия, что у Людмилы было особое строение глазного яблока. Кроме острого зрения, она обладала тонким слухом и прекрасной интуицией.

2. Говорили, что она заговорена от смерти и будто слышит всё в радиусе полукилометра. Она наизусть помнила баллистические таблицы, точнейшим образом вычисляла расстояние до объекта и поправку на ветер.

1. После тяжёлого ранения она больше не вернулась на фронт и занималась подготовкой снайперов.

2. Роза была и снайпером, и санитаркой, и разведчиком. Она не дожила до победы всего 3 месяца.

1. Она мечтала стать учителем, любила детей, но в 19 лет ушла добровольцем на фронт.

2. Розу отправили в женскую снайперскую школу, которую она закончила с отличием. Но она не осталась работать инструктором в школе снайперов.

1. Нежная, романтичная девушка оказалась среди смертей и крови. Последний год Роза вела дневник, хотя это было запрещено.

2. Уже через месяц Роза за боевые заслуги была награждена орденом Славы третьей степени.

2. 27 января во время боя Роза закрыла собой раненого командира. Она получила смертельное ранение в живот.

1. На следующий день Роза скончалась в госпитале от полученных ран. До конца войны оставалось 3 месяца.

2. Ей был 21 год.

1. Необыкновенно красивая 17-летняя девушка в списках своего полка значилась в трёх ипостасях: снайпер, радистка и разведчик. При этом она обладала внешностью голливудской звезды.

2. Снайпер Зиба Ганиева.

1. Перед войной Зиба поступила в ГИТИС на актёрский факультет. А в октябре 41-го она уже принимала участие в боях за Москву.

2. В холодную зиму 41-го 16 раз ходила во вражеский тыл, откуда передавала важные сведения о враге.

1. На войне она овладела снайперским мастерством и уничтожила 129 фашистов.

2. Бесстрашием и мужеством красавицы восхищались её однополчане.

1. Она не стала Героем Советского Союза, потому что её мать была репрессирована.

2. Зибе повезло: она дождалась Победы, стала женой, матерью, снялась в нескольких фильмах.

1. Спасибо вам за Победу и жизнь!

2. Солдатские матери…Это они вырастили и воспитали бойцов, которые в трудный для родины час встали на ее защиту. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой.

3. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона. Часто почта приносила им горькие известия.

4. Невеста, жена, вдова. Судьбы этих женщин во многом одинаковы, но в то же время в чем-то разные. Объединяло их большое прекрасное, сильное чувство-любовь. Любовь к близкому, родному человеку, которая помогла вынести все тяготы, весь ужас войны. Она верила, надеялась, ждала.

В военной форме выходит парень

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Не понять не ждавшим им ,

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1. Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили.

2. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Читайте также: