Конспект занятия в старшей группе по теме посуда продукты питания

Обновлено: 05.07.2024

Материал разработан для ознакомления с окружающим миром по теме недели "Посуда", цель которого - расширять и систематизировать представления детей о посуде.
На занятии решаются следующие задачи: формировать умение детей классифицировать предметы посуды по их назначению (кухонная, чайная, столовая); расширять представления о посуде, ее назначении и материала, из которого она изготовлена. Развивать мышление, ловкость, память, закрепить умение правильно использовать существительные с суффиксом –ниц (сухарница, хлебница, сахарница). Воспитывать бережное отношение к посуде.

Оценить 6880 1

Цель: Расширять и систематизировать представления детей о посуде.

Задачи: формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению (кухонная, чайная, столовая); расширять представления о посуде, ее назначении и материала, из которого она изготовлена. Развивать мышление, ловкость, память, закрепить умение правильно использовать существительные с суффиксом –ниц (сухарница, хлебница, сахарница). Воспитывать бережное отношение к посуде.

Организационный момент. Дети встают в круг, здороваются друг с другом по имени, передавая платочек, затем садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки, если вы их отгадаете, то узнаете то, о чём мы с вами сегодня будем говорить (воспитатель читает загадки, после того, как дети говорят отгадку – размещает отгаданный предмет посуды га доске)

1.Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон (чайник).

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее … (тарелкою)

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Супы, макароны (кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без … (сковороды)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, (показывает на доску с картинками) как назвать одним словом все эти предметы? (Посуда)

Основная часть

Воспитатель: Правильно, посуде! Посуда бывает разная по назначению и использованию. Сегодня мы с вами вспомним, какая бывает посуда.

Воспитатель: Как называется посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда).

Воспитатель:Назовите, что относится к чайной посуде? (Чашка, блюдце, сахарница, молочник, чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница.

Воспитатель: Для чего нужна чашка? (чтобы пить)

Воспитатель: Что можно пить из чашки, стакана? (чай, какао, кофе, сок)

Воспитатель: Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? (сахар, сухари, конфеты)

Воспитатель: Что наливаем в молочник? (молоко)

Воспитатель: Как называется посуда, из какой мы кушаем? Столовая).

Воспитатель: Назовите, что относится к столовой посуде? (тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница).

Воспитатель: К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – это столовые приборы.

Воспитатель: Зачем нужна супница, хлебница? (для супа и хлеба).

Воспитатель: Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице? (масло, соль, перец, соус, салат)

Воспитатель: Как называется посуда в которой готовят пищу? Кухонная посуда.

Воспитатель: Назовите, что относится к кухонной посуде? (кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин).

Воспитатель: Для чего нужны кастрюля, половник?

Воспитатель: Как используют сковородку, сито? (жарить, сито-просеивать муку)

Воспитатель: Вот такая разная бывает посуда.

Вот большой, стеклянный чайник (одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник (другая рука изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружиться)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложка (потянуться, руки сомкнуты над головой)

Вот пластмассовый поднос (сделать большой круг)

Он посуду нам принес (ходьба на месте)

Воспитатель: А вы знаете, что у каждого предмета посуды свой голос, своя необычная песенка. Как вы думаете почему? (Предположения детей).

Воспитатель: Действительно, голос посуды зависит от материала, из которого она сделана. (Легко постукивает деревянной палочкой по стеклянной, деревянной, металлической, хрустальной, керамической посуде).

Воспитатель: Давайте подумаем и скажем, если стакан сделан из стекла, значит он какой… (стеклянный). Чашка из фарфора, она … (фарфоровая). Ложка из дерева, значит она… (деревянная). Кастрюля из металла, значит она… (металлическая). Сковорода сделан из чугуна, значит она… (чугунная).

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибать пальчики по одному, начиная с мизинца)

И большую поварешку.

Только чашку мы разбили, (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так Федоре помогали! (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Воспитатель: (задание за столом) Перед вами лежат карточки с изображением посуды. Я буду загадывать вам загадку, а вы отгадываете, находите и обводите этот предмет, о котором говорится в загадке в кружок на карточке.

1 Воду, овощи бери,

Суп и борщ во мне вари.

Я чистюля, не грязнуля,

Я же мамина. (Кастрюля)

2 Салат, макароны, котлеты, картошку

Их можно, конечно, покушать и ложкой,

Но мною удобней у меня есть зубчики

Правда, невозможно мною кушать супчики (Вилка)

4 По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

5.Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем (чашка)

6 Закипит — исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит,

Эй, сними меня! кричит. (Чайник)

7 В ней пожарю я котлету

И картошку без труда,

Испеку блины к обеду,

Ведь она – (Сковорода)

8 Скажите, как назвать её:

Все в дырках зубы у неё,

Но свёклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко. (Тёрка)

9 Лишь для хлеба создана,

Бережет его она (хлебница)

10 Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока (стаканы

Если б не было посуды

Нам пришлось бы очень туго

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей,

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница

Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: О чем мы сегодня разговаривали? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки? Как она называется? (Федорино горе). Кто написал эту сказку? (К. И. Чуковский)

Воспитатель: Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее.

1. Уточнить представления о посуде и о продуктах питания на основе ознакомления с историей и бытом Кубани.

3. Образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

5. Деление слов на слоги.

6. Закрепление категории винительного падежа единственного числа.

7. Усвоение категории творительного падежа без предлога.

8. Объяснение значения пословицы.

9. Развитие логического мышления.

10. Развитие речевого дыхания.

11. Развитие ММР.

12. Артикуляционная и мимическая гимнастика.

Оборудование: посуда, парные картинки (предметы большие и маленькие).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети здороваются, приглашают присесть и отдохнуть.

2. Введение в тему.

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

Хвост на заборе.

Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо.

(Ответы детей.)

Логопед : «Молодцы! Вы правильно отгадали загадки, и мы с вами оказались у бабушки Миланьи в гостях.

Миланья: «Знаете ли вы как называли эту посуду казаки?

Кувшин — (глэчик, крыночка).

Ковш — … (корец).

Самовар — … (самоварчик).

Крынка — … (крыночка).

Ложка — … (ложечка).

Казан — … (казанок).

Скалка — … (скалочка).

Миска — … (мисочка).

Лоток — … (лоточек).

Корыто — … (корытце).

Шумовка — … (шумовочка).

Нож — … (ножичек).

Логопед : «Мы попрыгаем немножко,

(Дети прыгают на каждый слог называемого слова по теме.)

Миска … (на столе).

Крынка … (на полке).

Казанок … (на печи).

Рогач … (на скамейке).

Нож — … (на столе).

Самовар — … (на столе).

Ковшик — … (на гвоздике).

Корыто — … (на полу).

7. Пальчиковая гимнастика.

Посуда.

Вот большой стеклянный чайник, (На каждое название посуды загибать пальцы

Очень важный, как начальник. на обеих руках, начиная с большого).

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принёс.

Логопед : «Дети, какое блюдо можно приготовить из этих продуктов?

Из яиц приготовим … (яичницу).

Из муки приготовим … (пирожок).

Из мяса приготовим … (котлету).

Из капусты приготовим (салат).

Из кукурузной крупы … (кашу – мамалыгу).

Из рыбы приготовим … (уху).

Из фруктов … (компот).

Из овощей … (борщ).

Из творога … (вареники).

Я угощу гостя … (узваром, борщом, салатом, лапшой, холодцом, …, …).

(Каждый ребёнок рассказывает, чем он будет угощать своего гостя.)

Логопед : «Мы с удовольствием его выпьем.

Кружку в руки мы возьмем

И ко рту поднесём,

11. Объяснение пословицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщение знаний посуде (кухонная, столовая, чайная посуда).

- Закреплять представления о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит.

- Упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительным.

- Развивать зрительное внимание, диалогическую речь, память.

- воспитывать дружелюбные отношения к окружающим, развивать навыки коммуникативной компетентности.

Оборудование и материалы

Предметы детской посуды: кастрюля с крышкой, сковородка, чайник, чашка, тарелка, ложка. Иллюстрации: кастрюля, сковородка, чайник, чашка, тарелка, ложка. Карточки лото на соотнесение (найди такую же). Листы бумаги с нарисованными кастрюлей и чайником на каждого ребёнка.

Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок.

Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! (Дети здороваются).

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Слышите, кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто пришёл (кукла Маша). Это Маша, она хочет с вами познакомиться. Поздоровайтесь, пожмите руку и назовите своё имя (каждый ребёнок здоровается с Машей).

- К Маше сегодня придут гости, и она их хочет вкусно накормить, но какая посуда нужна для этого она не знает.

Поможем Маше? (Предлагаю детям сесть полукругом за стол).

-И ты Маша, садись с нами и послушай.

3.Обращение к прошлому опыту детей.

- Ребята, какую посуда вы знаете? (ответы детей).

- Посуда бывает двух видов: в которой готовят и из которой едят. Как вы думаете, дети, в какой посуде готовят пищу? (ответы детей)

Я под суп гожусь,

На плите я нахожусь.

-Что это? Как ты догадался, что это кастрюля.

Выставляю предметы посуды:

а)Кастрюля с крышкой и сковородка.

Давайте вместе разберём, из каких частей состоит кастрюля? (стенки, донышко) Дети показывают и называют.

(Повторение хором и индивидуально)

-Что это у кастрюли? (показываю на ручки) Предлагаю показать и назвать детям.

-Для чего они нужны?

-А что ещё есть у кастрюли? (крышка) Повторение слово хором индивидуально. Дети показывают и называют.

-У крышки есть ручка. Для чего она?

Кастрюля сделала из металла.

-Из чего сделана кастрюля?(3-4 ребенка)

-Значит она какая? (металлическая) (дети повторяют)

-Что можно приготовить Маше в кастрюле? (суп, кашку, картошку).

У сковородки тоже есть ручка, донышко, стенки, но стенки маленькие. Что можно готовить в сковородке? (жарить яичницу, котлеты, рыбу, овощи)

Как называется эта посуда? (Кухонная посуда)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу приседают, медленно поднимаются

Больше греться не хочу. Повороты вправо, влево

Крышка звонко зазвенела, прыжки

Пейте чай вода вскипела. Бег, круговые движения перед грудью.

б) Выставляю тарелку и ложку.

Что это? Зачем нужно? (в тарелку кладут еду, из тарелки мы кушаем, а ложка нужна, что бы кушать суп, кашу)

Как называется эта посуда? (Столовая посуда)

в) Выставляю заварочный чайник и чашку.

-Что это у чайника? (стенки) -Покажи и повтори(спрашиваю 2-3 детей)

-Из чего льется вода? (из носика) Повторение слова хором и индивидуально.

-А что это у крышки? Зачем нужна ручка?

Для чего мы используем чайник? (заваривать чай)

А что чего нам чашка? (из чашки можно пить чай)

Как называется эта посуда? (Чайная посуда)

Почему кастрюли и чайники не делают из бумаги? (ответы детей)

-Верно! Бумага горит. Бумага рвётся и мокнет.

- Ребята, после того, как попили чай, нужно обязательно помыть посуду.

Раз, два, три, четыре, 1-2 хлопки,3-4 кулачками ударяем друг

Мы посуду перемыли скользящие движения ладонями

Чайник, кастрюлю, ковшик загибаем пальца, начиная с большого.

Ложку и большую поварешку.

Мы посуду перемыли скользящие движения рук

Только чашку мы разбили

И кастрюлю уронили загибаем пальцы на другой руке

начиная с большого

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали хлопки

7.Соотнесение картинки и предмета посуды.

Поставь кастрюлю на картинку, где нарисована кастрюля, поставь чашку на картинку, где нарисована чашка и т.д.

8.Работа с карточками.

-Положите перед собой картинки.

-Что на них? (посуда).

Достаю по одной картинке, каждый ребенок находит такое же изображение на карточках, лежащих перед ним (картинку ложки кладет на изображение ложки, изображение сковородки на картинку со сковородкой и т.д.)

9.Работа с картинками.

- А ещё Маша хотела чтобы, вы помогли ей раскрасить кастрюли и чайники для его гостей.

- Нарисуйте на кастрюле фрукты (обводка по трафарету); а на чайнике нарисуйте много разноцветных кружочков.

-А теперь Маше пора прощаться. Она очень рада, что у неё появились новые друзья. Теперь она знает, какая посуда ей нужна, чтобы приготовить обед для гостей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект проведения ООД

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и речевому развитию

в старшей группе

Провела: воспитатель

Ахметьянова Ф.С.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Программное содержание:

- продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;

- учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;

- закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;

- развивать мышление, воображение;

- воспитывать бережное отношение к посуде.

Предварительная работа :

Экскурсия на кухню детского сада;

Отгадывание загадок о посуде;

Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды;

Оборудование: наборы посуды - кухонная, чайная, столовая; продукты питания.

Ход занятия:

Организационный момент.

Мы пришли сюда с утра,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля!

Это я - ……..(называют себя по имени, по кругу)!

Основная часть занятия. (Ребята поворачиваются к экрану и становятся полукругом).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в одну очень интересную страну. И познакомимся с её обитателями.

Воспитатель: Как вы думаете, в какую страну мы отправимся? Вот вам подсказка:

Я рукотворная звучащая, воды я не боюсь
Для еды гожусь – а ударь – иногда разобьюсь.

Воспитатель: Это, конечно же, ПОСУДА!

Воспитатель: Нашими проводниками в эту замечательную страну будут Губка и Мыльце. (Слайд 1)

Воспитатель: Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?

Дети: Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.

Воспитатель: Ребята, а кто придумал посуду?

Дети: Посуду придумали древние люди.

Воспитатель: А теперь садимся за столы . Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд 2)

Воспитатель: Да, правильно, ребята, но посмотрите, наши друзья почему-то заспорили, Губка говорит, что всю эту посуду можно разделить на какие-то группы а, мыльце сомневается. А как думаете вы, на какие группы можно её разделить. (Дети затрудняются ответить).

Воспитатель: Сейчас вам Губка расскажет, какая бывает посуда по назначению.

Воспитатель: Посуда по назначению бывает чайная, столовая, кухонная. К чайной посуде относится чайник, чашки, блюдца. (Слайд 4)

К столовой – тарелки, ложки, вилки, стаканы, та посуда, из которой мы, как правило, едим. (Слайд 5)

А к кухонной – сковородки, кастрюли. (Слайд 6)

Открою вам маленький секрет, чайник можно отнести и к кухонной и к чайной посуде. Почему? Кто догадался? Правильно, потому что в чайнике можно и заваривать чай и просто кипятить воду. Вот какой у нас оказывается волшебный чайник.

Воспитатель: Ребята, мыльце будет вам показывать картинку, а вы будете отвечать, что на ней изображено и к какой группе относится .

Какая посуда бывает по назначению?

Воспитатель: Какая бывает посуда? (деревянная, стеклянная, фарфоровая и т.д.)

Посуда не только по назначению бывает разная, но и отличается тем, из какого материала она изготовлена. Поиграем в игру и назовем, какая же бывает посуда в зависимости от материала.
Если тарелка из пластмассы, то она (какая) - …
Если ложка из металла, то она ….
Если чашка из фарфора, то она… .
Если стакан из стекла, то он…
Если сахарница из стекла, то она… .

Если сковорода из керамики…

Если сковорода из чугуна …
Если половник из металла, то он… и т. д.


5. Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда.
(Исследовательская деятельность)

Вот большой стеклянный чайник!

Очень важный, как начальник!

Надуть животик; одна рука на поясе - ручка, другая изогнута вверх - носик

Вот фарфоровые чашки

Присесть, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Кружатся, описывая в воздухе круг

Только стукни – разобьются!

Хлопают в ладоши, топают ногой

Вот серебряные ложки!

Голова на тонкой ножке!

Вытянулись, руки над головой - сомкнутые

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес!

Легли, вытянулись.

Задание детям: найти лишний предмет в ряду предложенных и объяснить выбор.

Кастрюля – хлебница – сковорода – чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка – стакан – кружка – вилка (вилка не для питья)

Ложка – вилка – нож – кастрюля (кастрюля – не столовый прибор)

Чайник – самовар – чашка – сковорода (сковорода – не чайная посуда)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а как надо ухаживать за посудой?

Воспитатель : Кто написал ее для ребят? Почему в этой сказке посуда убежала от Федоры?

Воспитатель: А мы сейчас научимся убирать посуду по местам. Здесь на столе много всякой посуды. Нам надо ее расставить на полки по группам: на нижнюю полку – кухонную посуду, на вторую – столовую, на третью полку – чайную, на верхнюю – столовые приборы.

(Выходят по одному ребенку и расставляют посуду по полкам)

IV . Итог занятия.

Воспитатель: Ну что ребята! Интересное путешествие ? (Ответы)

Воспитатель: Придя домой помогите маме накрыть на стол. Только вот вопрос. Какую посуду вы поставите на стол, чтобы пообедать? Чайную, кухонную или столовую?

Воспитатель: Какую посуду вы накроете к чаю?

Воспитатель: В какой посуде вы поможете маме приготовить еду?

Воспитатель: А теперь Губка и Мыльце предлагают вам отгадать загадки.

Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)
А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку)

По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка)

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюлей)

Будет вкусная еда
С золотою коркою,
Если пользуешься ты…
Верно, сковородкою!

Список использованной литературы.

Н.Нищева., Л.Гавришева: Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, 2012 год.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 480 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Читайте также: