Конспект занятия в старшей группе микробы и вирусы

Обновлено: 08.07.2024

Впрочем, хватит о делах!
Тайну знать хотите ли?
У меня в носу в соплях
Завелись вредители!

Не шпионы, не злодеи,
Не артисты-лицедеи,
А микробы-вирусы!
Вирусы-вредирусы

Вирусы гриппозные
Очень-очень грозные
Быстрые, проворные
И болезнетворные

Как коровы на полях
Вирусы живут в соплях
Ничего не говорят,
А болезни мне творят

Рассказал про них толково
Мне наш доктор участковый
Николай Иванович
Таблеткин-Валерьянович

(Мы его прозвали так,
Потому, что он - чудак
Ходит в маленьких очках
И в малиновых носках)

В общем, вирусы живут
И болезни создают,
Вирусят рожают,
Болезни размножают

Весело смеются,
Всем передаются

Скажем, ты берешь стакан,
А оттуда пил Иван
Или скажем, Вовка
Выпил газировку

В общем, ты напился
И потом икнул,
А вирус - притаился
И в тебя нырнул

Значит, начинается
Грустная картина:
В вас переселяется
Вовкина ангина

Забудь о физкультуре,
Привет температуре
Были вы – отличники,

А теперь – горчичники!

Если после этого
Поцелуешь кошку,
Может даже кошка
Заболеть немножко

Чем-то страшным, типа
Вирусного гриппа
Долго думала, гадала,
Почему ж я не видала
Этих всех опасных
Вирусов ужасных

Объясняет мне Таблеткин,
Что таинственный микроб,
Он ужасно очень мелкий,
Видно только в микроскоп

И теперь я чётко знаю,
Что микробов убивает:
Это – чистая вода
И варёная еда!

Я ещё хочу признаться,
Что теперь люблю сморкаться
Вот, смотрите: о-ля-ля!
До свидания, сопля!

До свиданья, вирусы,
Вирусы-вредирусы!

А кто про них не знает,
Тот сразу помирает!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия НОД в старшей группе

Программное содержание:

  • воспитывать у детей правильное отношение к здоровью; расширять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья;
  • учить детей ответственно относиться к состоянию зубов; закреплять правила и навыки ухода за зубами. Познакомить детей с инфекционными болезнями и их возбудителями (микробами, вирусами);
  • продолжать расширять знания о предметах личной гигиены.

Материал: микроскоп, плакат строения зубов, картина с изображением грязных рук.

Ход занятия.

Дети: Игрушки, мебель, золото, родители.

– Загадка эта волшебная. Давайте заглянем в волшебную коробочку, может быть, она нам поможет. Что вы там увидели?

– Правильно, себя. Так что же всего дороже? Каждый из вас, ваше здоровье дороже всего на свете.

– Скажите, ребята, кто из вас болел в этом году? Как вы себя чувствовали?

Дети: Плохо, вяло.

– А чем вы болели?

– Это произошло потому что к вам в организм попали микробы, потому что вы не соблюдали правила гигиены. Какие правила гигиены вы знаете?

  1. Мыть руки с мылом перед едой.
  2. Мыть овощи и фрукты под краном.
  3. Чистить зубы 2 раза в день.
  4. Пользоваться только своим носовым платком, расчёской, зубной щёткой, полотенцем.

- Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.

Дидактическая игра: "Волшебный мешочек"

Цель: Совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены: мыло полотенце, зубная щётка, шампунь, мочалка, зубная паста, расчёска. Формировать понятие важности заботы о собственном здоровье.

Педагог называет предметы, дети должны ответить, какими предметами можно пользоваться вместе, какими индивидуально .

Примеры предметов : Полотенце, кисточка, зубная щётка, зубная паста, расчёска, карандаши, носовой платок, книга, игрушки, мыло, шампунь, мочалка.

– А как вы думаете, какую пользу приносит носовой платок?

Дети: Им можно вытирать нос, лоб, рот.

– Совершенно верно. При чихании и кашле больной человек разбрызгивает 40000 маленьких капелек, которые разлетаются на 3-5 метров. Капельки очень лёгкие, они долго могут парить в воздухе. Люди, стоящие рядом, вдыхают эти капельки вместе с миллионом микробов, находящихся в них. Так здоровый человек может заразиться и заболеть. Но микробу можно преградить дорогу, это поможет сделать сложенный вчетверо носовой платок. Прикрой при кашле или чихании платком рот или нос. А как ещё микробы могут попасть в наш организм?

Дети: Если не мыть руки перед едой и после прогулки.

– Да, правильно. От игры или работы, руки становятся грязными. И ничего страшного тут нет. Страшно, когда дети садятся кушать с грязными руками. Вместе с едой микробы попадают в организм. Так что же надо делать, чтобы избавиться от гадких микробов.

– Правильно, мыть руки перед едой. Но случается, что микробы попадают в организм, и человек заболевает. Как лечит вас мама, когда болит горло или вы заболели гриппом?

Дети: Дает лекарство. Ведет к врачу.

– Надо как можно больше пить жидкость, чай с малиной. Но когда становится совсем плохо, приходиться принимать ещё одно средство, которое придумали врачи – лекарство.

– А ещё бороться с микробами нам помогают звуки. Хотите знать, как?

  1. Если у вас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песенку. (Руку приложить к горлу, з-з-з-з-з-з-з).
  2. Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками. (Ладонь приложить к грудной клетке, ж-ж-ж-ж-ж).
  3. А когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн. (С-с-с-с).

Физкультминутка.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клён.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечиками чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора.

– Ребята, а у кого-нибудь из вас болели зубки? А как вы думаете, почему они у вас заболели?

Дети: много сладкого ели.

- За зубами тоже надо ухаживать. Зуб – это тоже живой и сложный орган. Главный враг зубов – кариес. У него есть помощники – налёт и чёрный камень. Посмотрите внимательно на рисунок. Это эмаль – это белая и очень твёрдая часть зуба. Это нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам, зуб чувствует тепло и холод. А что это за чёрная точка? Как вы думаете?

– Это кариес, и если вовремя не начать лечение, то кариес разрушит весь зуб, и зуб придётся удалить.

– А как вы думаете, хорошо быть беззубым? Почему?

– Трудно пережёвывать пищу, трудно разговаривать и вообще это не очень красиво. Поэтому, чтобы зубы не болели, нужно чистить зубы 2 раза в день: утром и вечером. Ребята, скажите, а что полезно и вредно для зубов?

Дети: Чистить зубы, не грызть твердые конфеты.

– А еще для зубов полезны овощи, фрукты, молочные продукты. Потому что они чистят и укрепляют зубы.

– А что вредно для зубов?

Дети: Конфеты, печенье, чупа-чупсы и т.д.

Дети: Потому что сахар вреден для зубов.

– Послушайте, ребята, стихотворение о кариесе.

Не дремлет кариес – не спит!

Он на зубах твоих сидит.

Решил себе устроить дом.

Ты чистил зубы перед сном?

А также утром или днём?

Зачем тебе жилец во рту,

Который принесёт беду?

– Ребята, а кроме грязных рук, как ещё могут микробы попасть к нам в организм?

– Конечно, с немытыми фруктами.

– А что же нам делать, не кушать фрукты?

Дети: Надо их мыть водой из-под крана.

– Посмотрите на ваши руки, ребята, вы видите на них микробы?

– Правильно. Мы не видим микробов потому что они очень маленькие. Чтобы увидеть микробов, учёные изобрели один знаменитый прибор. Называется он – микроскоп. В микроскопе есть удивительное стекло, при помощи которого можно увидеть то, чего мы не увидим невооружённым глазом. А микробы бывают разные:

Микробы бывают разные:

Страшные и грязные,

Ну что, тебе понятно?

Ну что, тебе приятно?

Пришли к тебе на руки?

Ну что ж дружочек мой

Бери скорее мыло

И вымой их с водой.

Испытательная лаборатория.

Кто умеет с мылом мыться

И мочалки не боится?

Кто из вас знает, что мыло душистое

Делает белую пену пушистую?

Каждый день зубною щёткой

Зубкам делает щекотку?

Волосы кто чешет ловко,

Знает, где лежит расчёска?

Кто из малышей, бывает,

Вымыть уши забывает?

Перестанет, кто лениться,

Станет чаще с мылом мыться?

Кто старается стричь ногти,

Чтоб не превратились в когти?

Кто подружиться с водицей,

Будет чисто-чисто мыться?

Кто не хочет быть неряшкой,

Грязным, грязным замарашкой?

– Ребята, скажите, что вы знали, а что нового узнали на нашем занятии. (Ответы детей).

–Хорошо, правила личной гигиены вы знаете. Надеюсь, вы будете их соблюдать и никогда не заболеете.

Цель: Дать детям элементарное представление об инфекционных

болезнях и их возбудителях (микробы, вирусы).

Рассказать об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку.

Задачи: Воспитать у детей правильное отношение к здоровью, расширять представления о том, что полезно, а что вредно.

Материал: иллюстрации микробов, пластилин.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Микробы бывают разные :

Страшные и грязные,

-Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

-Мы сегодня поговорим о микробах и вирусах.

2. Основная часть.

Микробы или бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.

Бактерии живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже.

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов.

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо.

Давайте посмотрим, как это происходит. скатайте шарик из пластилина. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и другие заболевания. Через некоторое время микроб начинает делиться. Давайте разделим шарик пополам. Сначала микробы маленькие, потом они питаются и растут. Их становится все больше и больше и человек заболевает сильнее. А теперь посмотрим, что будет если человек примет лекарство. Они сморщились и слиплись между собой. (сдавите шарики между собой)Вот справился организм, выздоровел. Конечно лучше никогда не болеть. Для этого нужно укреплять организм, закалять его, мыть руки, следить за чистотой одежды.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите

Влево, вправо повернулись, Сели-встали

Сели-встали и на месте побежали.

Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.

Полотенце, кисточка, зубная щётка, зубная паста, расчёска, карандаши, носовой платок, книга, игрушки.

– А как вы думаете, какую пользу приносит носовой платок? (Ответы детей).

– При чихании и кашле больной человек разбрызгивает 40000 маленьких капелек, которые разлетаются на 3-5 метров. Капельки очень лёгкие, они долго могут парить в воздухе. Люди, стоящие рядом, вдыхают эти капельки вместе с миллионом микробов, находящихся в них. Так здоровый человек может заразиться и заболеть. Но микробу можно преградить дорогу, это поможет сделать сложенный вчетверо носовой платок. Прикрой при кашле или чихании платком рот или нос. А как ещё микробы могут попасть в наш организм? (Ответы детей).

– От игры или работы, руки становятся грязными. И ничего страшного тут нет. Страшно, когда дети садятся кушать с грязными руками. Вместе с едой микробы попадают в организм. Так что же надо делать, чтобы избавиться от гадких микробов. Какие правила гигиены вы знаете? (ответы детей)

3. Итог занятия.

-Ребята, мы сегодня с вами узнали много интересного. Узнали что такое микробы и вирусы, что нужно делать при чихании и кашле. Узнали, что нельзя пить воду из - под крана, вспомнили правила личной гигиены. Надеюсь, вы будете их соблюдать и никогда не заболеете.

Цель:
Уточнить представления детей, почему болеет человек, о том, что многие болезни вызывают микробы. Познакомить детей с тем как выглядят микробы, как избежать их попадания в организм человека.
Задачи:
- Формировать умение рассказывать о различных способах защиты организма. 3акрепить знания правила личной гигиены.
- Развивать речь, память детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
- Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.


Воспитатель: Здороваемся. А знаете, мы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”.

На электронную почту детского сада пришло письмо от ДимДимыча? Предлагаю прочитать его вместе (вопрос на экране)


Здравствуйте ребята!
Вы стали в этом году воспитанниками старшей группы, мне очень нужна ваша помощь. А помочь мне вы сможете, после того как посмотрите видео про мою проблемную ситуацию

Видео начинается с 1:37 "Микробы очень маленькие существа"

Действительно, микробы очень маленькие. Хотите посмотреть как передаются микробы, если мы не моем руки?
Предлагаю провести эксперимент(в парах у стола, стоя, влажные салфетки).

Эксперимент - новое слово.
(воспитатель незаметно наносит на свои ладони муку, а потом играет в парах в ладошки).
Воспитатель: Посмотрите на свои ладошки, что вы видите? Они испачкались! Почему? (ответы детей) Воспитатель: Когда мы трогаем руками друг друга и разные окружающие нас предметы, то микробы попадают на наши руки , а потом к нам в рот!

Физкультминутка с дыхательной гимнастикой
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
А теперь остановились, остановили дыхание.
Правую руку на грудь, левую на живот:
глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.

Воспитатель: Что должны делать люди, что бы микробы не смогли попасть в их организм?
Ответы детей.

Видео с 2:30 "Правила гигиены"

Предлагаю составить для ДимДимыча правила защиты от микробов:
На эту доску мы разместим то, что можно делать, чтобы микробы не попали в организм человека, а на эту чего нельзя

Рефлексия:
Кому помогали? Что для этого делали (играли, проводили эксперимент, сделали правила)? Что нового узнали – что бывают полезные микробы.
Видео 3
Кому сможем рассказать?
До вечера оставим ее в приёмной чтобы и родители не забывали о полезных правилах
- Чтобы не заболеть и не встречаться с микробами, нужно:
«Убирать свои игрушки, маме дома помогать.
Чистым ушком на подушку ночью лечь в свою кровать.
Кушать кашу чистой ложкой, за обедом не болтать.
Поиграв с пушистой кошкой, руки мыть не забывать.

Читайте также: