Конспект урока по самообслуживанию коррекционная школа

Обновлено: 22.07.2024

Тема урока : Уход за обувью.

Тип урока : комбинированный

Задачи урока :

образовательные: уточнить знания обучающихся об обуви (название, обобщённое название обуви в зависимости от места применения); упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных имён существительных; познакомить с простыми способами ухода за обувью, учить выполнять действия по инструкции с опорой на картинный алгоритм;

коррекционно – развивающие: корригировать речемыслительную деятельность и мелкую моторику, связную устную речь, зрительно – слуховое восприятие, память;

воспитательные: воспитывать положительное отношение и интерес к бытовому труду, трудолюбие, развивать навыки самостоятельности и аккуратности.

Оборудование: предметы ухода за обувью : тазики, губки, тряпочки, полка для обуви, предметные картинки с изображением обуви, города.

I. Организационный момент.

- Выглянет солнышко, спрячется тень,

Если с улыбкой сказать “Добрый день”

– Вот наше солнышко и выглянуло. А что бы у нас весь урок было солнечное настроение, давайте передадим солнышко друг другу.

(Дети передают солнышко по кругу, учитель вывешивает солнышко на доску).

- Наше солнышко будет светить нам весь урок и нам будет тепло и радостно.

II. Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.

И так, начнём урок. На доске рисунок. Посмотрите внимательно и скажите, какой сейчас урок? (урок самообслуживания) / на доске - пиктограмма – действие/

- Правильно! И сегодня на уроке самообслуживания мы побываем в городе башмачков и познакомимся с правилами ухода за обувью.

III. Актуализация знаний и представлений.

- Покажите и назовите жителей города. (Валенки, сапоги, туфли, тапки, ботинки)

- Как мы назовём это одним словом? (обувь).

- Скажите, кому нужна обувь?

- А где люди берут обувь?

- Правильно. Я тоже была в магазине и купила обувь. Отгадайте загадки и покажите карточку с изображением обуви, которую я купила

1. Отгадай загадку — кто мы:

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь — у нас работа:

Топать, шлепать по лужам и болотам.

(Резиновые сапоги).

-покажете карточку с изображением этой обуви.

Не ботинки, не сапожки,

Очень сильно греют ножки.

В них мы бегаем зимой в мороз

-покажете карточку с изображением этой обуви.

Не могут расстаться:

Утром – в дороге,

Ночью – на пороге.

- Скажите, где носят сапоги, валенки, туфли?

– Значит, это какая обувь? (уличная обувь)

- все вместе повторим : уличная обувь

- Но я купила ещё обувь, но её не носят на улице. Слушайте загадку.

На улицу не ходим

Ни летом, ни зимой.

Зато без – нас ни шагу,

Когда придешь домой.

-покажете карточку с изображением этой обуви.

– Если в тапках ходят дома, значит, тапки - это какая обувь? (домашняя обувь) Давайте повторим: тапки – это домашняя обувь.

- Какую уличную обувь я купила? Покажите и назовите.

- Назовите и покажите домашнюю обувь

- А теперь слушайте задание. Поставьте уличную обувь на улицу города башмачков.

- А домашнюю – поселите в дом.

- В нашем городе живёт разная обувь и для взрослых, и для детей. Обувь взрослых отличается от обуви детей.

- У кого обувь больше? У взрослых или у детей?

-Значит, какого размера обувь взрослых? (большого)

- А обувь детей какого размера? (маленького).

А сейчас поиграем в игру “Назови ласково. ”

У взрослых: Тапки, а у детей – (тапочки)

в новые сапожки Наклон к правой ноге

Наклон к левой ноге

Вы шагайте, ножки

Прямо по дорожке Маршируют

Вы шагайте, топайте,

По лужам не шлёпайте Маршируют

Грозят одной ноге

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите Маршируют

Грозят другой ноге

- Конечно, мы не будем заходить в грязь и рвать сапожки.

- Скажите, какое сейчас время года? (выставляется пиктограмма /весна). А месяц? В марте такая переменчивая погода.

- Вот вам задание. Выберите из данных картинок, обозначающих погоду, только те, которые расскажут нам о погоде в марте. (выставляются пиктограммы – солнце, снег, дождь, ветер.)

Раздаётся звук дождя.

- Что это, ребята? (дождь идёт)

- Кто – то к нам пришёл?

-Ой! Ой! Здравствуйте, ребята! (появляется Дядюшка Башмак).Это я Дядюшка Башмак,

Помогите мне ребята!

- А что с вами случилось? Почему вы такой грязный и рваный?

- На улице прошёл дождь, я весь промок, испачкался. Никто меня не помыл, не высушил. Вот я и разорвался. И меня, грязного, не пускают в город весёлых башмачков.

- Дядюшка Башмак, не переживай, мы тебе поможем стать чистым и красивым.

- Поможем, ребята дядюшке Башмаку?

- Посиди, дядюшка Башмак, отдохни и послушай, как надо ухаживать за обувью.

- Ребята! Чистить обувь нужно после прихода с улицы.

А если мы не будем чистить её, наша обувь будет такая же рваная и грязная как у д. Башмака.

- Перед Вами картинки. Давайте их рассмотрим.

- Скажите, что делает мальчик?

(Протирает обувь влажной губкой от грязи).

Рассматриваем вторую картинку.

- А что дальше делает мальчик?

(Вытирает сухой тряпочкой обувь).

Вымыл мальчик обувь, вытер сухой тряпочкой, а что потом он сделал?

(Поставил чистую обувь на полку для обуви).

V. Закрепление и повторение изученного материала.

- Давайте повторим, как надо ухаживать за грязной обувью.

Дети по очереди выходят к доске и рассказывают картинный алгоритм ухода за обувью.

– Когда нужно чистить обувь?

– Что делаем сначала?

– Куда поставим чистую обувь?

- Какие предметы нам нужны для ухода за обувью? (тазик с водой, губка, тряпочка).

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташи и Серёжки.

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

VI. Практическая работа по отработке полученных знаний.

А теперь мы приступаем к работе. Будем ухаживать за обувью. Саша поможет мне раздать всё необходимое.

Встаньте, задвиньте стульчики. У каждого у стола стоит обувь, которую вы будете чистить. Поставьте её на стол.

Чтобы не испачкать одежду, наденем фартуки. Дядюшка Башмак нам поможет, он ведь очень хочет стать чистым и красивым.

Дети надевают фартуки.

У каждого ребёнка принадлежности по уходу за обувью. Совместное выполнение работы с проговариванием.

– Что делаем сначала?

– Куда поставим чистую обувь? (на полку). Поставили по очереди.

Уберём всё со стола, снимем фартуки, и сядем красиво за парту.

(В это время появляется д. Башмак, новый и чистый).

- Ребята, просмотрите, какой стал д. Башмак. Вы его вымыли, высушили и он стал чистый и красивый.

- Большое спасибо, ребята. Теперь меня обязательно пустят жить в город весёлых башмачков.

- Пожалуйста, д. Башмак. Ребята очень старались тебе помочь.

- До свидания, ребята!

VII. Подведение итогов и оценка знаний и умений обучающихся.

- Вы все сегодня хорошо трудились и получаете самые хорошие оценки – 5 .

–Чему мы учились на уроке?

– Вспомним, как мы чистили обувь. (Повторение алгоритма выполнения работы.)

Ребята, посмотрите, солнышко нам по – прежнему светит. И я хочу знать, какое у вас настроение. Если хорошее – поднимите солнышко. Если не очень – поднимите тучку.

Урок окончен.

Открытый урок. Музыкально-ритмическое занятие в 1 классе в школе-интернате для детей с нарушениями слуха в условиях ФГОС Технологическая карта урока Фронтальное занятие: Музыкально-ритмическое занятие. Тип урока: изучение нового материала Класс: 1 А класс.

Роль трудового воспитания в процессе коррекции психических нарушений детей с умеренной умственной отсталостью Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. От него во многом зависит, сумеет ли ребенок стать полноправным и полноценным членом.

Урок математики в 4 классе. Закрепление Тема: Закрепление. Цель урока: закрепить ранее полученные знания и умения учащихся. Задачи урока. 1. Продолжить работу по отработке вычислительных.

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе Тема: Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил Цель урока : ЗНАТЬ -стили речи и типы речи; -тема.

Цель: развивать навыки самообслуживания необходимые для дальнейшей социализации в обществе детей с ОВЗ.

Настрой на занятие.

У кого ответа нет-

В чем сварить себе обед?

На плите стоит чистюля

Суп сварить нужна…..(кастрюля)

Суп, салат, котлеты

Подают всегда в…….( тарелке)

На плите – кастрюль начальник

Хочешь щей из овощей,

Суп или окрошку,

Что тогда ты должен взять?

Нужно взять лишь….(ложку)

Учащиеся отгадывают загадки:

- Вы правильно отгадали все загадки. Скажите, а как одним словом можно назвать все эти предметы? -

Знакомство с новым материалом.

-Посмотрите, пожалуйста, на доку. Здесь нарисованы разные предметы. Давайте их назовем.

Чайник, чашка с блюдцем,

тарелка, ложка, вилка,

- А теперь я хочу проверить, запомнили вы, как называют каждый предмет посуды. (Картинки по глобальному чтению)

Ложка, чайник, чашка

тарелка, вилки, сковорода, кастрюли, , нож.

-Учитель раздает уч-ся по одной разрезной картинке, уч-ся должны ее собрать и назвать предмет посуды.

сложности для каждого

Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.

Руки кругом над головой, вниз на

пояс, одна на поясе другая

Присели, встали, рука на пояс.

Руки в стороны, кружатся.

Руки над головой ладони вместе.

Руки в стороны, ладони вверх,

Посмотрите на этот рисунок. Какой из предметов здесь лишний? Закройте лишний предмет кружочком. (3 предмета посуда,4 продукт питания)

Ответы , действия уч-ся.

Практическое закрепление нового материала.

- А теперь давайте накроем на стол с опорой на сервировочные коврики. Проговаривая, какую посуду они возьмут. Ложки учитель целенаправленно не выкладывает на поднос с посудой, чтобы уч-ся попросили их у учителя.

детей. (тарелка, чашка

с блюдцем, салфетка,

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по предмету "Альтернативное чтение" - 4 класс

Для ученицы индивидуального обучения (на дому) по адаптированной программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.


Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс по теме "Растения зимы. Хвойные растения"

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет "Окружающий мир", тема урока "Растения зимы. Хвойные растения". Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з.


Конспект урока по предмету "Самообслуживание" на тему "Застегивание и расстегивание пуговиц".



Конспект урока по предмету самообслуживание для учащихся 6 класса СД "Виды обуви и её назначение. Уход за обувью"

Урок предназначен для обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по II варианту по предмету самообслуживание.


Конспект урока по рисованию для учщихся коррекционных школ 8 вида.


Конспект урока по предмету "Ручной труд" 9 класс ТМНР. Тема урока "Чтобы было чисто"

Конспект урока по предмету "Ручной труд" 9 класс ТМНР.. Тема урока "Чтобы было чисто". В урок включены слайды, карточки-пиктограммы, предметы для уборки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по самообслуживанию

(по развитию культурно-гигиенических навыков для детей с ТМНР)

Подготовила учитель:

Дементьева С.Ю.

Цель: Формирование необходимых для жизни социально-значимых навыков, культурно-гигиенических навыков в процессе игрового взаимодействия.

образовательные:

– закреплять предметы гигиены, знать их назначение и умение ими пользоваться

- формировать положительное отношение к навыку умывания;

– через практические действия сформировать алгоритм мытья рук, мытья лица, вытирания рук;

– отработка правил пользования краном в типичных бытовых ситуациях (открыл, умылся, закрыл), (сильно кран не открывай!).

развивающие:

– развивать внимание, наглядно-действенное мышление, понимание речи, эмоционально-волевую сферу;

– развивать мелкую моторику.

воспитательные:

– воспитывать соблюдение правил личной гигиены, доброжелательного отношения друг к другу;

– формировать умение соблюдать очередность при взаимодействии.

Материалы и оборудование:

кукла Катя, мыло, полотенце, мыльница (по количеству детей), зеркало, скамеечки, книжка музыкальная (смех), магнитофон.

Словарная работа:

– полотенце, вытирать, мыло, намыливать, открывать кран, мыть, грязная, чистая, лицо, руки.

Ход занятия.

1. Орг момент

Прозвенел звонок, начинается урок. Выкладываем расписание активностей.

2. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Повторение предметов гигиены

3. Повторение частей тела.

Учитель: Дети, я хочу с вами поиграть. Вы будете со мной играть? (жест, мимика – да).

Учитель: Покажите мне свои ручки. А теперь покажете ладошки. Дети по инструкции вытягивают вперёд свои руки ладошками кверху.

Воспитатель: Передай ладошку другу и пошли хлопок по кругу. Дети хлопают друг друга ладошкой по ладошке.

Тьютор: Какие вы молодцы и умницы! Получилось.

4. Стук в дверь: заходит кукла Даша и плачет.

Учитель с детьми : радуется встрече и здоровается.

Учитель: Катя, что ты плачешь?

Даша: Я пошла гулять и упала, и испачкалась…Уууу! Были ручки чистые, а теперь грязные, было лицо чистое, а теперь грязное (показывает) Уууу!

Учительь: Да, Даша, грязные твои ручки, грязное твоё личико (даёт посмотреться в зеркало). Дети, давайте пожалеем Катю (жалеют её, гладят по головке, обнимают). Не плачь, Даша, тебе надо умыться. Дети, вы умеете умываться? (ответы детей).

Учитель: А мы сейчас тебе покажем. Пойдём, Катя, мы тебя научим умываться. Строимся с детьми парами за ручки и идём умываться в туалет.

5.. Подходят по одному к тьютору и учителю и выполняют алгоритм действий:

а) Возьми полотенце (помощь в выборе).

д) Смой водичкой мыло с рук.

з) Полотенцем вытирай лицо и руки.

и) Повесь полотенце на место (помощь воспитателя).

Каждое действие ребёнка сопровождается словами стихотворения:

Ах вода, вода, вода.

Будем чистыми всегда.

Руки мы намылим мылом,

Чтобы чисто, чисто было.

Пальчик каждый мы помоем,

А потом водою смоем.

Руки мы соединим,

И водичке стечь дадим.

Вытрем руки чисто, чисто.

Учитель: Какие вы молодцы. Даша, теперь твоя очередь умываться.

Дети открывают кран, моют Кате лицо, руки, протирают полотенцем.

Учитель: Даша, какая ты чистая, красивая. И плакать перестала (смеётся – книжка).

Смотрится в зеркало.

Учитель: Молодцы мои ученики, научили Дашу умываться. И умыли куколку. Не только дети умываются, куколки умываются, но и животные любят умываться. А сейчас мы немного потанцуем. Вы – маленькие гусята, а я – бабуся.

Все радуются и хлопают в ладоши.

Учитель: Даша, а ты будь на улице внимательнее и больше не падай. Приходи к нам ещё в гости мы научим тебя и раздеваться, и одеваться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.

Цели: формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении; закреплять умение расстёгивать липучки, молнии, пуговицы и кнопки на одежде, развивать и активизировать речь; воспитывать мотивацию познавательной деятельности.

Организационный момент.

Актуализация знаний
- Для чего нужна одежда? (Одежда нужна, чтобы защитить человека от холода, жары, пыли и различных травм, а также одежда украшает человека.)
- Какую одежду мы носим в разные времена года? (одежда бывает зимняя, летняя, осенняя и весенняя.)

Какое сейчас время года?
- Перечислите зимнюю одежду.

Как часто нам приходится менять одежду?

По каким признакам подбираем одежду?

Физкультминутка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Дети садятся на свои места.

Закрепление изученного материала

Какие дополнительные детали, застёжки встречаются на одежде?

Посмотрите, а у вас сейчас есть на одежде молнии? Липучки? Пуговицы? Кнопки?

Практическая работа

Для того чтобы научиться самостоятельно раздеваться, нужно уметь расстёгивать все виды застёжек.

Давайте потренируемся расстёгивать все виды застёжек, начнём с простых липучек, а теперь молний, пуговиц и кнопок.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять
Будем вещи мы стирать:
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем.


2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала (или к предстоящей работе).

3. Всесторонняя проверка знаний.

4. Проверка понимания учащимися нового материала.

5. Информация о домашнем задании. Подведение итогов урока.

уточнить и закрепить представления об одежде.

Задачи:

формирующиеся знания и представления об одежде и ее назначении.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Придумано кем-то просто и мудро

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас – самообслуживание сейчас у нас,

Пусть думают головки, Работают ручки,

2. Выполнение артикуляционной гимнастики.

- Улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям.

- Ребята, посмотрите что вы видите на картинке?

(на доску вывешиваю картинку с изображением предметов одежды)

3. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала (или к предстоящей работе)

- Плащ, шапка, варежка, это что?

- Посмотрите на картинки и назовите какие еще предметы одежды вам знакомы? (Платье, юбка, пиджак, плащ, брюки, шорты, футболка, шуба, свитер, шарф)

4. Всесторонняя проверка знаний.

Конспект урока по предмету самообслуживание для начальных классов Одежда. Мой внешний вид

- Ребята, давайте вспомним, какими нарядными и красивыми вы пришли на линейку первого сентября: девочки в белых блузках и отглаженных юбочках или сарафанчиках, мальчики в костюмах

- А девочка Маша пришла на линейку в шортах и майке

- Ребята, почему вы улыбаетесь?

- Правильно. Каждый вид одежды предназначен для определенных целей. В пижаме мы спим, в спортивном костюме – занимаемся спортом, в халате ходим дома, а для школы у нас есть школьная форма

- Давайте повторим, что одежда бывает рабочая, спортивная, парадная

- Ребята, скажите, а что нужно делать, чтобы одежда долго оставалась нарядной и аккуратной?

- Правильно, за ней надо ухаживать. Что значит ухаживать?

- Молодцы ребята. Сейчас я вам предлагаю посмотреть, что происходит с теми, кто разбрасывает свои вещи

5. Пальчиковая гимнастика.

"Маша – растеряша" по Л. Воронковой

- Кто главный герой этого стихотворения? Как Маша относится к одежде? Что она делает неправильно, и можно ли так относиться к вещам?

- Скажите, пожалуйста, среди вас есть такие неряшливые, как Маша?

- Как надо было Маше ухаживать за своими вещами, чтобы не приходилось их так долго искать по утрам, и чтобы никуда не опаздывать?

6. Проверка понимания учащимися нового материала.

- Ребята, к нам в гости сегодня пришла Маша, она бросила всю свою одежду в ящик, для того, чтобы вы ей помогли разобрать все вещи, правильно и аккуратно все разложить по местам. Покажите Маше, как правильно надо ухаживать за одеждой. Ребята вы поможете ей? Для начала давайте посмотрим, какие же вещи находятся в ящике, который нам принесла Маша

- Ребята, у нас на доске на карточках написано задание. Послушайте внимательно. Возьмите тот предмет ухода за одеждой, который, как вы думаете вам понадобится. А Маша будет смотреть на вас и учиться

7. Динамическая пауза.

Мячик я в руках катаю, между пальчиков верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу

Читайте также: