Конспект работа электрического тока и мощность электрического тока

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока:
Планируемые результаты:
Оборудование:
  • Приборы для определения мощности в электрической цепи и для определения параметров, от которых зависит работа тока в электрической цепи: аккумулятор, ключ, амперметр, реостат, вольтметр, соединительные провода; лампочка, калькулятор.
  • Компьютер с мультимедийным проектором, экран;
  • Мультимедийное приложение к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли сотрудников научной лаборатории. Работать вы будете в своих лабораториях по 2 человека и группами.

Результаты вашей работы необходимо будет отмечать в индивидуальных оценочных листах, которые лежат у вас на столе (приложение 1). В конце урока мы подведем итог вашей работы по накопленным баллам.

2. Постановка цели и задач урока

Как настоящие мастера своего дела засучили рукава, хлопнули в ладоши, потерли их друг о друга.

У вас на столе лежит лампочка. Внимательно рассмотрите её.

Когда вы покупаете лампочку, то обязательно смотрите…Что?

Так как звучит тема нашего урока?

Ученик: работа тока и мощность.

Учитель: Запишите тему. Работа и мощность электрического тока. (слайд 1)

Учитель: Определите цели нашей работы, используя слова узнать …., учиться…, узнать:

– как вычислить работу электрического тока и мощность тока;

– объяснять проделанные эксперименты;

Учитель: Скажите, зачем нам нужно знать о работе электрического тока, мощности? (слайд 2) (бытовая техника) (Оцените свою работу на этом этапе)

3. Актуализация знаний (слад 3)

Но прежде, чем приступить к работе, вам необходимо убедиться в том, что сотрудник лаборатории обладает достаточной базой знаний, чтобы участвовать в проведении экспериментальной и исследовательской работы.



Слайд 4 Проверка

Взаимопроверка в парах, выставление баллов в оценочный лист. За каждый правильный ответ 1 б.

4. Открытие нового знания

Вспомним: Как обозначается работа? (А)

Давайте подумаем: от чего же зависит работа электрического тока? (на доске написать: Работа электрического тока зависит от …)

Слайд 5. Сравните два рисунка. На рисунке 2 лампа светит ярче, чем на рисунке 2.

Значит, работа тока зависит от напряжения.

Вывод: (записываем вывод на доску и в тетрадь)

Слайд 6. При увеличении силы тока лампа светит ярче.

Значит, работа тока зависит от силы тока.

Слайд 7. Если лампа будет работать 1 час, большую работу совершит ток? (Да)

Значит, работа тока зависит от времени работы цепи..

Выведем формулу для расчета работы электрического тока.

Формула

Слайд 8

Вывод: работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа.

Волшебный треугольник

Проверьте, правильно ли это сделали? (1 б)

Слайд 9. Для того чтобы измерить работу тока в цепи, нужны следующие приборы:

в) Часы (прибор для измерения времени) (в любой квартире – счётчик)

Вспомним, в чем измеряется работа? [А ] = [ Дж ] = [ А .В .c]

Какой величиной характеризуется быстрота выполнения работы?

Слайд 10

Мощность электрического тока обозначается P.

Выведем формулу мощности электрического тока

Формула

Волшебный треугольник

Вывод: мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока.

Слайд 11, 12. Для измерения мощности нужны: амперметр и вольтметр – это сочетается в ваттметре.

Рассмотрите таблицу и сравните мощности устройств, применяемых в быту, технике, на производстве.

Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: Как по другому можно записать формулу работы?

Слайд 13

1Дж = 1Вт ∙ с.

Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах – в течение нескольких часов, в электропоездах – даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах.

1 Вт · ч = 3 600Дж

1 к Вт · ч = 1 000 Вт · ч = 3 600 000 Дж

А знаете ли вы, что… значение экономии электроэнергии велико для народного хозяйства страны? Например, 1 кВт ∙ ч энергии позволяет выплавить около 20 кг чугуна.

Оцените свою работу

5. Самостоятельная работа, закрепление материала

Необходимо восстанавливать свои силы. Давайте проведём физминутку, а поможет нам в этом ЭЛЕКТРОНИК.

Работаем в группах. Практические задания:

Слайд 14 1) Определение работы тока и мощности тока в лампе.

Слайд 15 2) Какой телевизор затратит больше электроэнергии

A1=24 Вт•3ч=72 Вт•ч=0,072•2.49=0,18 руб

На каждом из электроприборов вы можете найти информацию о потребляемой энергии и выбрать себе наиболее экономный в этом плане прибор.

Слайд 16. 3) Знакомство со счетчиком.

Вывод. Знание физических величин нужно не только на уроках физики, но и при покупке и использовании электрических приборов.

6. Итог урока

Подсчитайте количество баллов и оцените свою работу на уроке.

Если вы набрали за урок:

Более 20 баллов, вы сегодня были в роли ученика-исследователя

14-19 баллов, вы сегодня были в роли ученика-теоретика

11-13 баллов, вы сегодня были просто учеником

7. Домашнее задание

Слайд 17

Узнайте мощности имеющихся у вас в квартире электроприборов (телевизора и холодильника). Посчитайте, сколько часов они работают в течение 1 дня. Вычислите стоимость электроэнергии, израсходованной ими за это время.

Задачи урока:

- обеспечить выяснение зависимости между энергией, выделяемой на участке цепи, электрическим током и сопротивление этого участка цепи;

- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;

- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_8_klass.docx 55.69 КБ
prezentatsiya_k_uroku.ppt 685.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока

Учитель: Санжиев Агван Владимирович

- обеспечить выяснение зависимости между энергией, выделяемой на участке цепи, электрическим током и сопротивление этого участка цепи;

- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;

- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение.

Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

1. Организационный этап

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы /фронтальный опрос/:

  • - Какие виды соединения проводников вам известны? (Последовательное и параллельное)
  • - Что представляет собой последовательное соединение проводников? (Это такое соединение проводников, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго с началом третьего и т.д.)
  • - Что представляет собой параллельное соединение проводников? (Это соединение проводников, при котором начала всех проводников присоединяют к одной точке электрической цепи, а их концы к другой.)

Тест. Соединение проводников. /Слайд 2- ключ для проверки правильности выполнения теста; приложение 1./

3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Вопрос: Что понимают под механической работой и мощностью?

Механическая работа совершается, когда на тело действует сила и тело под действием этой силы перемещается.

Работа равна произведению силы на путь, пройденный телом под действием этой силы: A=FS

Быстрота совершения работы называется мощностью.

Мощность определяется отношением работы А к промежутку времени t, необходимому для ее совершения: N=A/t.

4. Изучение новых знаний и способов деятельности.

А. Чтобы определить какую работу совершает электрический ток необходимо ответить на несколько вопросов: /слайд 3/

1. Что такое напряжение?

Напряжение показывает, какая работа совершается электрическим током по перемещению электрического заряда: U=A/q.

2. Что такое сила тока?

Сила тока показывает, какой электрический заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени: I=q/t.

Из приведенных выше формул следует:

Подставив (1) в (2), получим: A = U I t

Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа.

Единицы измерения работы – Дж (джоуль).

Таким образом, для измерения работы необходимо три прибора: амперметр, вольтметр и часы.

Работу тока (или израсходованную на совершения этой работы электроэнергию) измеряют с помощью специального прибора - электрического счетчика /слайд 4/.

Б. Электрическая мощность обозначается: Р . /слайд 5/

Т.к. мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени, то

Р= A/ t = U I t/ t = U I.

Единицы измерения мощности – Вт (ватты) .

Таким образом, /слайд 6/ для измерения мощности необходимо два прибора: амперметр и вольтметр. Специальный прибор для измерения мощности тока - ваттметр.

В. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике /слайд 7/.

Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: A =P∙t.Тогда

Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах – в течение нескольких часов, в электропоездах – даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах.

1 Вт · ч = 3 600Дж

1 г Вт · ч = 100 Вт · ч = 360 000 Дж

1 к Вт · ч = 1 000 Вт · ч = 3 600 000 Дж

А знаете ли вы , что… значение экономии электроэнергии велико для народного хозяйства страны? Например, 1 кВт ∙ ч энергии позволяет выплавить около 20 кг чугуна.

6. Первичная проверка понимания изученного.

1. Что представляет собой работа электрического тока? (работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа)

2. С помощью, каких приборов можно измерить электрическую работу? (амперметр, вольтметр и часы, либо счетчик электроэнергии)

3. Что представляет собой электрическая мощность? (мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени)

4. С помощью, каких приборов можно измерить мощность тока? (амперметр и вольтметр, либо ваттметр)

7. Этап закрепления изученного

Тестирование 2 варианта по 5 заданий (взаимопроверка)

8. Обобщение и систематизация знаний ( Работа по сборнику задач по физике (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова) № 1395-1397)

N=(100%-5%)* = 95%*8000 Вт/40 Вт=190

t = 10 мин = 600 с

A = IUt = 0,5 А*127 В*600с = 38100 Дж = 38,1 кДж

A=IUt = 12 В*0,5 А*30 с = 180 Дж

9. Итоги, домашнее задание п.50, 51 упр.24, 25 /Слайд 9/

- Листок рефлексии /слайд 10; приложение 4/ (Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока).

- Нарисуй настроение /слайд 11 /.

Спасибо за урок.

Список использованной литературы

1. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.

2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс – М.: Просвещение, 2002.

3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008.

Тест. Виды соединения проводников

1. Какая величина из перечисленных одинакова для всех последовательно соединенных проводников?

А) напряжение; Б) сила тока; В) сопротивление.

2. Какая величина из перечисленных одинакова для всех параллельно соединенных проводников?

А) напряжение; Б) сопротивление; В) сила тока.

3. При каком соединении получается разрыв в цепи, если одна из ламп перегорит?

А) при параллельном; Б) при последовательном; В) при параллельном и последовательном.

4. При последовательном соединении проводников верно, что .
А. 1/R = 1/R 1 + 1/R 2 + . В. R общ больше большего из сопротивлений.
Б. R = R 1 + R 2 + . Г. R общ меньше меньшего из сопротивлений.

5. При параллельном соединении проводников верно, что .
А. Их общее сопротивление меньше меньшего из сопротивлений.
Б. R = R 1 + R 2 + .
В. Их общее сопротивление больше большего из сопротивлений.
Г. 1/R = 1/R 1 + 1/R 2 + .

6. Лампочку и резистор подключили к одинаковым источникам тока. В лампочке сила тока больше, чем в резисторе. Значит, .
А. сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора.
Б. нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора.
В. сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки.
Г. лампочка и резистор имеют равные сопротивления.

7. Напряжение на проводнике R 1 4 В. Какое напряжение на проводнике R 2 ?

А) 8 В; Б) 2 В; В) 4 В; Г) 16 В.

8. Для чего в электрической цепи применяют реостат?

А. для увеличения напряжения; В. для регулирования силы тока в цепи.

Б. для уменьшения напряжения; Г. для уменьшения сопротивления в цепи

9. Какая из схем соответствует последовательному соединению проводников?

А. только 1; В. только 3;

Б. только 2 ; Г. 1 и 2.

10. Проводники сопротивлением 20 Ом и 30 Ом соединены параллельно. Вычислите их общее сопротивление.

А. 50 Ом; Б. 60 Ом; В. 600 Ом; Г. 12 Ом.

1. Чему равна работа электрического тока на участке цепи?

a) U = IR. б) q = It. в) A= Uq. г) A = Fs.

2. Как, зная, мощность электрического тока, найти напряжение и силу тока?

а) U = P/I и I = P/U. б) U = P/I и I = P/t. в) U = P/t и I = P/U.

3. Какие три прибора нужны для определения работы электрического тока?

а) Реостат, гальванометр, вольтметр. б) Вольтметр, аккумулятор, часы.

в) Амперметр, аккумулятор, вольтметр. г) Вольтметр, амперметр, часы.

4. С помощью, каких уже известных вам измерительных приборов можно определить мощность электрического тока?

а) Вольтметра и часов. б) Амперметра и часов.

в) Вольтметра и амперметра. г) Вольтметра и гальванометра.

5. В каких единицах измеряют работу электрического тока? Чему она равна?

а) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙мин. б) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙Кл∙с.

в) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙с. г) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙ч.

1. По какой формуле рассчитывают мощность электрического тока?

a) U = IR. б) A = Uq. в) q = It. г) Р = UI.

2. Как работа электрического тока на участке цепи выражается через силу тока в нем?

a) q = It. б) A=UIt. в) U=IR.

3. Чему равна единица электрической мощности ватт?

а) 1 Вт = 1 В∙1 Кл. б) 1 Вт = 1 В∙1 в) 1 Вт = 1 В∙1 А. г) 1 Вт = 1 В∙1 Дж.

4. В каких единицах выражают все величины для расчета работы электрического тока?

а) Вольтах, амперах, минутах. б) Вольтах, кулонах, часах.

в) Амперах, омах, секундах. г) Вольтах, амперах, секундах.

5. Выразите мощности тока, равные 3 МВт и 30 000 Вт в киловаттах.

а) 3000 кВт и 30 кВт. б) 300 кВт и 3 кВт. в) 30 000 кВт и 300 кВт.

Раз - подняться на носки и улыбнуться,

Два - руки вверх и потянуться,

Три - согнуться, разогнуться,

Четыре - снова всё начать,

Пять - поглубже всем вздохнуть,

Шесть - на пояс руки ставим,

Семь - повороты туловища начинаем,

Восемь - столько раз приседаем,

Девять - потягиваемся и отдыхаем,

Десять - урок наш продолжаем.

1.На уроке я работал(а)
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

(Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РАБОТА И МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА Санжиев Агван Владимирович МБОУ Загустайская СОШ

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ Б А Б Б Г В В В Б Г 9-10 7-8 5-6 менее 5 Оценка 5 4 3 2 Ключ к тесту

Работа электрического тока Единица измерения работы в СИ: Джоуль

Счетчик электрической энергии

Мощность электрического тока Р = U • I U • I • t Р = t Единица измерения мощности в СИ: Ватт 1 Вт = 1 В•1 А 1 кВт = 1000 Вт

Приборы для измерения мощности : ваттметр Вольтметр Амперметр

Единицы работы, применяемые на практике . 1 Дж = 1 Вт∙с 1 Вт•ч = 3600Дж 1 кВт•ч = 1000 Вт•ч = 3 600 000 Дж

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО. 1 . Что представляет собой работа электрического тока? 2. С помощью, каких приборов можно измерить электрическую работу? 3. Что представляет собой электрическая мощность? 4. С помощью, каких приборов можно измерить мощность тока?

1.На уроке я работал(а) 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно Листок рефлексии

Своей работой на уроке доволен, чувствовал себя комфортно, настроение после урока хорошее Своей работой на уроке недоволен, чувствовал себя не совсем комфортно, настроение после урока плохое Состояние на уроке безразличное, урок никак не изменил моего эмоционального состояния и настроения Нарисуй настроение :

Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку в 8 классе по теме "Работа и мощность электрического тока"

В презентации приводится наглядный материал к уроку в 8 классе по теме "Работа и мощность электрического тока".


Урок по физике 8 класс на тему Работа и мощность электрического тока

· Выяснить от чего зависит работа электрического тока.· Развить информационную культуру учащихся путём приобретения навыков работы в группах (сборка эле.


План-конспект урока физики в 8 классе на тему "Работа и мощность электрического тока"

Файл содержит материал для проведения урока физики на тему "Работа и мощность электрического тока".


Технологическая карта к уроку физики в 8 классе по теме "Работа и мощность электрического тока"

Карта рассчитана на урок изучения нового материала, подробно описаны цели и задачи урока в соответствии с ФГОС, указаны все этапы урока, деятельность учителя и учащихся.


Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн.


План урока физики по теме "Работа и мощность электрического тока" 8 класс

Работа и мощность электрического тока. Электрический ток, проходя по цепи, производит разные действия: тепловое, механическое, химическое, магнитное. При этом электрическое поле совершает работу. В результате электрическая энергия превращается в другие виды энергии: внутреннюю, механическую, энергию магнитного поля…

Как было рассказано ранее, напряжение (U) на участке цепи равно отношению работы (F), совершаемой при перемещении электрического заряда (q) на этом участке, к заряду: U = A/q. Отсюда А = qU .

Поскольку заряд равен произведению силы тока (I) и времени (t) q = It, то А = IUt . То есть работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на этом участке, силы тока и времени, в течение которого совершается работа.

Единицей работы является джоуль (1 Дж): [А] = 1 Дж = 1В • 1А • 1с.

Для измерения работы используют три измерительных прибора: амперметр, вольтметр и часы. Однако, в реальной жизни для измерения работы электрического тока используют счётчики электрической энергии.

Если нужно найти работу тока, но при этом сила тока или напряжение неизвестны, то можно воспользоваться законом Ома, выразить неизвестные величины и рассчитать работу по формулам: А = U 2 t/R или А = I 2 Rt .

КОЛЕСО ТОКА

Мощность электрического тока

Мощность электрического тока равна отношению работы ко времени, за которое она совершена: Р = A/t или Р = IUt/t => Р = IU . То есть мощность электрического тока равна произведению напряжения и силы тока в цепи.

Единицей мощности является ватт (1Вт): [Р] = 1А • 1В = 1Вт.

Используя закон Ома, можно получить другие формулы для расчета мощности тока: Р = U 2 P/R = I 2 R .

Значение мощности электрического тока в проводнике можно определить с помощью амперметра и вольтметра. Но можно для измерения мощности использовать специальный прибор — ваттметр. В нем объединены амперметр и вольтметр.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Учитель физики: Выродов Дмитрий Васильевич

Цель урока : п ознакомить учащихся с физическими величинами: ра­бота и мощность тока; помочь усвоить формулы, позволяющие определить эти величины на уровне понимания; познакомить с единицами измерения работы и мощности тока. Научить применять знания о работе и мощности тока к объяснению и анализу явлений окружающе­го мира, применять знания о работе и мощности тока к объяснению работы бытовых приборов.

Общеобразовательные:

- дать знания о величинах, характеризующих работу и мощность тока.

- обосновать связь между работой и мощностью электрического тока и внесистемной единицей работы (кВтч)

- познакомить учащихся с методами измере­ния работы и мощности тока; с приемами применения полученных знаний при работе с электрическими приборами

- создать научное представление о работе и мощности тока как о физической величине, показать связь с жизнью;

- проконтролировать уровень усвоения основных формул и по­казать, что они вытекают из теории и подтверждаются эксперимен­тально.

- формировать навыки самоконтроля.

Воспитывающие:

- воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету, к учебе, воспитывать инициативу, творческое отношение, воспитывать добросовестное отн ошение к учебе, умение слушать и быть услышанными ;

Развивающие:

- работать над формирова­нием умений делать логические заключения на основе анализа уже из­вестных связей

- развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самос тоятельно формулировать выводы

- развивать речевые навыки;

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока: Приобретут знания о работе и мощности электрического тока, усвоят формулы, позволяющие определить эти величины на уровне понимания о практическом их применении в быту, технике. Научатся применять знания о работе и мощности тока к объяснению и анализу явлений окружающе­го мира и объяснению работы бытовых приборов. Приобретут умения проводить расчёты стоимости электроэнергии потребляемой в домашних условиях и способах её экономии.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, индивидуальные карточки с тестом.

1. Организационный момент.

Прежде чем мы приступим к уроку, я хотел бы, чтобы каждый из вас собрался и настроился на продуктивную работу. Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

2. Опрос обучающихся по заданному материалу.

- Ребята, вы дома закрепляли умение рассчитывать сопротивление, силу тока и напряжение при параллельном и последовательном соединении проводников. Чтобы проверить ваши знания, мы проведем тест. На тест отводится 5 минут.

1. Как называется единица измерения силы тока?

c ) Ампер

2. Как называется единица измерения напряжения?

b ) Вольт

3. Как называется единица измерения сопротивления?

a ) Ом

4. Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи?

5. На рисунке в электрическую цепь включены три лампы. Какие из них включены параллельно?

hello_html_m3d87d39b.jpg

a ) 1-2

6. По какой форме рассчитывается сопротивление при последовательном соединении проводников?

a) R=R 1 +R 2 +R 3

7. По какой форме рассчитывается сопротивление при параллельном соединении проводников?

c ) 1/ R =1/ R 1 +1/ R 2 +1/ R 3

8. Какими электрическими зарядами обладают электрон и нейтрон?

a ) Электрон-отрицательным, нейтрон - положительным

b ) Электрон-положительным, нейтрон - отрицательным

c ) Электрон и нейтрон - отрицательным

d ) Электрон-отрицательным, нейтрон не имеет заряда

9. При каком соединении напряжение в цепи остается постоянным?

a ) При последовательном

b ) При параллельном

c ) При обоих соединениях

10. Какой тип соединения используется в стандартной бытовой электрической сети?

a ) Последовательное соединение

b ) Параллельное соединение

3. Изучение учебного материала.

Ребята, вы уже знаете, что прохождение электрического тока по проводнику представляет собой процесс упорядоченного движения зарядов в электрическом поле, существующем в проводнике. При этом силы электрического поля, действующие на заряды, совершают работу. Будем называть эту работу работой тока.

-Приведите примеры, где ток совершает работу? (вентилятор, миксер, электрический чайник, лампа и т. д. слайд №2)

Создание проблемной ситуации.

-Давайте подумаем: от чего зависит работа тока?

(Учащиеся высказывают свои предположения, если они есть.)

- Итак, цель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с физическими величинами: ра­бота и мощность тока; усвоить формулы, позволяющие определить эти величины, узнать от чего зависит работа и мощность тока.

Ребята, мы уже с вами говорили о том, что электрический ток – это движении электрических зарядов по проводнику и упоминали, что движение это происходит под действием электрического поля, т.е. работу совершает электрическое поле.

- Давайте вспомним, какая физическая величина характеризует электрическое поле?

- Характеристикой электрического поля является величина, называемая напряжением

- Что показывает электрическое напряжение?

- Напряжение показывает, какова работа электрического поля по переносу электрического заряда q из одной точки в другую

- Правильно. Отсюда мы можем сказать, что работа равна

С другой стороны, мы знаем о том, что электрический заряд можно определить через силу тока, протекающего по проводнику, т.е. заряд – это есть произведение силы тока на время, в течение которого этот заряд протекает по проводнику.

Это мы взяли из соотношения, которое нам показывает вычисление силы тока. Мы говорили, что сила тока – это отношение заряда ко времени, в течение которого протекает заряд по проводнику через поперечное сечение проводника.

А теперь давайте попробуем на основании этих рассуждений вывести формулу для расчета работы,

- Если в формулу для работы А= Uq подставить соотношение q=It, то получим формулу для вычисления работы электрического тока, работы электрического поля по перемещению электрического заряда А=UIt.

- Вывод: работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. (слайд №3)

- Вспомним, в чем измеряется работа?

- Напряжение измеряют в Вольтах, силу тока – в Амперах, а время- в секундах, поэтому можно написать

[А] = [ Дж ] = [ А*В*c]

- Какие же приборы нам потребуются, чтобы измерить работу электрического тока?

-Чтобы измерить работу тока, надо взять амперметр, вольтметр и часы

- Верно, все это сочетается в счетчике электрической энергии, которые есть в наших домах (слайд № 4)

Но одинаковую работу можно совершить за различное время. Например, нагрев воды электрическим чайником старой и новой модели.

-Какой величиной характеризуется быстрота выполнения работы?

-Мощностью: N=A/t

-В чем измеряют мощность?

-Мощность электрического тока обозначается P.

P - мощность электрического тока.

-Выведем формулу мощности электрического тока (слайд №5)

Для измерения мощности нужны: амперметр и вольтметр - это сочетается в ваттметре.

Учитель показывает ваттметр (слайд № 6)

Вывод : мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока. (слайд №7)

Рассмотрите таблицу и сравните мощности устройств, применяемых в быту, технике, на производстве.

1. По таблице назовите мощность некоторых источников и потребителей, н-р минимальную и максимальную мощности .

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике Слайд № 8

Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: A = P ∙ t , Тогда

1Дж = 1Вт ∙ с.

Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах – в течение нескольких часов, в электропоездах – даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах.

1 Вт · ч = 3 600Дж

1 г Вт · ч = 100 Вт · ч = 360 000 Дж

1 к Вт · ч = 1 000 Вт · ч = 3 600 000 Дж

А знаете ли вы , что… значение экономии электроэнергии велико для народного хозяйства страны? Например, 1 кВт ∙ ч энергии позволяет выплавить около 20 кг чугуна.

4. Закрепление учебного материала .

Работа в группах:

1. Первой группе (2 человека) необходимо рассчитать работу, произведенную электрическим чайником при доведении воды до кипения. Оборудование: электрический чайник с холодной водой, секундомер.

2. Второй группе (2 человека) необходимо рассчитать месячные затраты на освещение лестничной клетки подъезда дома лампой мощность 80 Вт при условии горения 8 часов в сутки. Стоимость 1 кВт энергии 5 руб. 15 копеек.

3. Третья группа (остальной класс) решает задачи у доски.

А теперь мы с вами проверим, как вы усвоили тему нашего урока. Разбор решения основных задач по теме.

Учащиеся делают записи в тетради.

№ 1396. Рассчитайте расход энергии электрической лампой, включенной на 10 мин в сеть с напряжением 127 В, если сила тока в лампе 0,5 А.

hello_html_m5cf56f00.jpg

№ 1401. Сила тока в паяльнике 4,6 А при напряжении 220 В. Определите мощность тока в паяльнике.

hello_html_3b5723bd.jpg

1407. Определите мощность тока в электрической лампе, включенной в сеть напряжением 220 В, если известно, что сопротивление нити накала лампы 484 Ом.

hello_html_m621a1297.jpg

Учащиеся делают записи в тетради.

5.Подведение итогов урока.

- Какую тему мы сегодня изучили?

- Сегодня на уроке мы изучили, как вычислить работу и мощность электрического тока.

Как рассчитать работу электрического тока, зная напряжение на концах участка цепи, силу тока и время?

Как рассчитать мощность электрического тока? Каким прибором измеряют мощность тока?

В каких единицах измеряется мощность тока?

Какой прибор позволяет рассчитать работу электрического тока в доме, квартире? Назовите единицы измерения работы и их взаимосвязь.

Качественная оценка деятельности обучающихся на уроке учителем.

А сейчас оцените свою деятельность на уроке в системе голосования Smart

1.На уроке я работал(а)
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен (на) / не доволен(на)
коротким / длинным
не устал (а) / устал(а)
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Домашнее задание. § 50,51,52.Упр. 24 (2), 25 (2), 26 (1), задание 7, стр. 123. (слайд № 8)

При прохождении тока в цепи электрическое поле совершает работу по перемещению заряда. В этом случае работу электрического поля называют работой электрического тока.

При прохождении заряда \(q\) по участку цепи электрическое поле будет совершать работу: \(A=q\cdot U\), где \(U\) — напряжение электрического поля, \(A\) — работа, совершаемая силами электрического поля по перемещению заряда \(q\) из одной точки в другую.

Количество заряда, прошедшее по участку цепи, пропорционально силе тока и времени прохождения заряда: q = I ⋅ t .

Работа электрического тока на участке цепи пропорциональна напряжению на её концах и количеству заряда, проходящего по этому участку: A = U ⋅ q .

Работа электрического тока на участке цепи пропорциональна силе тока, времени прохождения заряда и напряжению на концах участка цепи: A = U ⋅ I ⋅ t .

3.jpg

Для измерения работы электрического тока нужны вольтметр, амперметр и часы. Например, для определения работы, которую совершает электрический ток, проходя по спирали лампы накаливания, необходимо собрать цепь, изображённую на рисунке. Вольтметром измеряется напряжение на лампе, амперметром — сила тока в ней. А при помощи часов (секундомера) засекается время горения лампы.

\(1\) кДж = 1000 Дж или \(1\) Дж = \(0,001\) кДж;
\(1\) МДж = 1000000 Дж или \(1\) Дж = \(0,000001\) МДж.

Для потребителей электрической энергии существуют приборы, позволяющие в пределах ошибки измерения получать числовые данные о ее расходе в единицу времени.

Механическая мощность численно равна работе, совершённой телом в единицу времени: N = А t . Чтобы найти мощность электрического тока, надо поступить точно также, т.е. работу тока, A = U ⋅ I ⋅ t , разделить на время.

Из этой формулы можно определить и другие физические величины.
Для удобства можно использовать приведённый ниже рисунок.

Используют также единицы мощности, кратные ватту: гектоватт (гВт), киловатт (кВт), мегаватт (МВт).
\(1\) гВт = \(100\) Вт или \(1\) Вт = \(0,01\) гВт;
\(1\) кВт = \(1000\) Вт или \(1\) Вт = \(0,001\) кВт;
\(1\) МВт = \(1 000 000\) Вт или \(1\) Вт = \(0,000001\) МВт.

Так как мощность тока прямо пропорциональна напряжению и силе тока, протекающего через лампочку, то перемножим их значения:

Ваттметры измеряют мощность электрического тока, протекающего через прибор. По своему назначению и техническим характеристикам ваттметры разнообразны.

0987.jpg

Подключим к цепи по очереди две лампочки накаливания, сначала одну, затем другую и измерим силу тока в каждой из них. Она будет разной.

1.jpg
Jauda1.jpg

Сила тока в лампочке мощностью \(25\) ватт будет составлять \(0,1\) А. Лампочка мощностью \(100\) ватт потребляет ток в четыре раза больше — \(0,4\) А. Напряжение в этом эксперименте неизменно и равно \(220\) В. Легко можно заметить, что лампочка в \(100\) ватт светится гораздо ярче, чем \(25\)-ваттовая лампочка. Это происходит оттого, что её мощность больше. Лампочка, мощность которой в \(4\) раза больше, потребляет в \(4\) раза больше тока. Значит:

Что произойдёт, если одну и ту же лампочку подсоединить к источникам различного напряжения? В данном случае используется напряжение \(110\) В и \(220\) В.


2_1.jpg
Jauda2.jpg

Можно заметить, что при большем напряжении лампочка светится ярче, значит, в этом случае её мощность будет больше. Следовательно:

I = 0 , 2 А U = 110 В P = U ⋅ I = 110 ⋅ 0 , 2 = 22 Вт I = 0,4 А U = 220 В P = U ⋅ I = 220 ⋅ 0,4 = 88 Вт .

Можно сделать вывод о том, что при увеличении напряжения в \(2\) раза мощность увеличивается в \(4\) раза.
Не следует путать эту мощность с номинальной мощностью лампы (мощность, на которую рассчитана лампа). Номинальная мощность лампы (а соответственно, ток через нить накала и её расчётное сопротивление) указывается только для номинального напряжения лампы (указано на баллоне, цоколе или упаковке).

Читайте также: