Конспект занятия в средней группе лес дом для животных и растений область ребенок и природа

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о лесе и его представителей животного мира.

-закрепить и уточнить представления детей о лесе и его обитателях.

- закрепить знания о правилах поведения в лесу

-совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия, формировать гуманное отношение к живой природе и лесным жителям.

- расширить и активизировать словарный запас детей.

- укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни.

Материал: письмо от Лунтика, пустой конверт, на каждого ребенка - заготовки для аппликации, клей – карандаш, салфетки, клеенки.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска, письмо от Лунтика. Опорные картинки (экологические знаки) на закрепление правил поведения в лесу, картинки с изображением животных (зайца, белки, медведя, волка, лисы.) и птиц (вороны, дятла, совы, синицы, соловья). Макеты деревьев. Музыка леса, голоса птиц(кукушки, дятла, соловья, совы, вороны).

Для творческой работы: клей-карандаш, салфетки, клеенки, ватман (с изображением леса), животные-заяц, кошка, медведь, волк, лиса, белка, собака; птицы-дятел, кукушка, тетерев, курица, индюк.

Планируемый результат:

знает правила поведения в природе, узнаёт и называет диких животных (лиса, заяц, медведь, волк, белка); птиц (сова, ворона, соловей, кукушка, дятел, тетерев,), обитающих в лесу.

называет жилища диких животных по описанию (лиса, заяц, медведь, белка, волк), умеет находить способы решения проблемной ситуации;

определяет и называет птиц по пению (голосу)

сформировано эмоционально-положительное отношение к живой природе, уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;

переживает положительные эмоции, умеет слушать друг друга;

проявление познавательной инициативы, навыки самооценки правильности выполнения задания, умение удерживать цель деятельности до получения её результата;

умеет излагать свои мысли, умение искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).

Воспитатель. Дети, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости, поздоровайтесь со всеми.(Дети здороваются)

(слышится лай собаки)

Воспитатель удивляется лаю и спрашивает у детей, чья собака, кто её впустил и как попала она в детский сад. Предлагает выяснить и разобраться, что за собака прибежала сюда. Воспитатель выходит и возвращается с письмом от Лунтика.

Воспитатель. Странно, собаки нет, а возле двери лежало письмо. Я думаю, что оно адресовано нам.

Читает письмо

НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева - деточка.

Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!

Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.

Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!

Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!

НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!

Воспитатель. Я вижу, что правила вы знаете, тогда в путь. Закройте, пожалуйста, глазки, повернитесь вокруг себя три раза и тогда мы окажемся в лесу.

(Звучит музыка леса)

Воспитатель. Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая красота, послушайте, как шумит лес. Посмотрите, какое солнце? Давайте погреем ладошки. Носом понюхаем воздух. Чем пахнет в лесу? Глубоко вдохните носом, почувствуйте, какой здесь свежий воздух, как легко и свободно дышится.
Воспитатель. Зачем человек ходит в лес? (отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды).

Воспитатель. Давайте вспомним, что такое лес? (это деревья, травы, грибы, животные, живущие вместе (сообща) на большой территории).

Воспитатель. Какие бывают леса? (лиственные, хвойные, смешанные)

Назовите деревья, которые растут в лиственных лесах? (береза, дуб, осина, клен, рябина, каштан), в хвойных? (Сосна, ель, кедр), в смешанных лесах? (растут лиственные и хвойные деревья).

Воспитатель. Дети, а для кого лес еще является домом? (Для зверей и птиц).

Какие звери живут в лесу? (белка, заяц, ёж, волк, лиса, кабан, лось, медведь).

Как одним словом, можно назвать этих животных? (дикие)

А теперь расскажите Лунтику , кто из них, где живет.

— В дупле живет …( белка),
— В логове живет… (волк),
— Под кустом дрожит …(заяц),
— Зимой в берлоге….(медведь),
— В норе …(лиса, ёж, мыши)

Воспитатель. Ребята, сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся, но не забывайте - шуметь нельзя.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

Воспитатель. Ребята, послушайте какая тишина.

Чьи звуки мы слышим, когда приходим в лес? (ответы детей).

Звучит запись пения птиц в лесу.

Воспитатель обращает внимание детей на птиц, которые сидят на ветках ели.

(на искусственной ели, с помощью прищепок, развешаны картинки птиц обитающие в лесу)

Какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей).

Какую пользу приносит дятел? (ответы детей).

Как в народе называют дятла (ответы детей).

Давайте попробуем отгадать по голосу птицу.

(включается запись голосов птиц кукушки, вороны, дятла, соловья, совы).

Воспитатель. Как же здесь хорошо и красиво. Давайте, мы тоже сделаем свой лес, поселим туда лесных жителей.

Воспитатель. Молодцы, теперь у нас есть свой лес.

Воспитатель обращает внимание детей, что в лесу снова стало тихо.

Воспитатель. Скоро наступит вечер, нам пора возвращаться в группу. Я думаю, что Лунтик, посмотрев наш фильм, узнает много нового про обитателей леса. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза. Послушаем голос леса на прощение. Раз, два, три музыка нас в детский сад верни.

Подведение итогов:

Вам понравилось путешествовать по лесу? (ответы детей). Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы соблюдали все правила поведения в лесу, были осторожными и внимательными. Кого вы видели в лесу? Что нужно, чтобы лес продолжал нас радовать? (ответы детей). Правильно, беречь.

В следующий раз, я предлагаю, снова отправится в лес, и рассказать Лунтику о грибах, насекомых и лекарственных растениях. Вы со мной согласны? (ответы детей)

А сегодня давайте возьмём воздушный шарик, прикрепим к нему конверт с нашим фильмом и когда выйдем на прогулку отпустим шарик в небо к Лунтику. Я думаю, что Лунтик очень обрадуется, нашему рассказу об обитателей леса.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Ход НОД

1. Организационный момент (Игровая мотивация)

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй наш веселый круг!

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в лес. Хотите?

2. Основная часть

Воспитатель: Но сначала мы должны вспомнить

-Что такое лес? (Ответы детей)

-Какую пользу приносит лес? (Ответы детей)

Лес- это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где находят корм и защиту. Лес- верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес- родной дом животным и растениям. Лес-украшение планеты!

Можно бросать мусор?

Можно любоваться деревьями?

Можно жечь костёр?

Можно ломать деревья?

Можно ловить и уносить диких животных домой?

-Ну, вот, теперь вы готовы к путешествию. Встанем, закроем глазки, скажем волшебные слова: (Звучит музыка)

- Открываем глаза - мы в лесу, не забываем правила поведения.

Воспитатель: ребята посмотрите, у нас здесь лежит письмо! давайте посмотрим от кого оно?

«Здравствуйте, дети! Рад вас видеть в моем доме- в лесу. Я с удовольствием покажу лес и, вы поймете, что здесь может быть весело и интересно!

(появление старичка Лесовичка на презентации)

Пойдемте по тропинке дальше в лес.

Воспитатель: Чтобы по ней пройти, нужно быть внимательным, много знать о лесе.

1. Какое время года сейчас идёт?

2. Как называется лес, в котором растут одни дубы?

3. Как называется лес, в котором растут осины? /осинник/.

4. Что ест ёж зимой? /зимой он спит/.

5. Какое дерево носит сережки?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы — настоящие знатоки леса!

-На нашем пути - лесной ручеёк – перепрыгнем его.

Березовый, кленовый, рябиновый, осиновый, каштановый.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь наш старичок Лесовичок предлагает отгадать загадки.

Отгадки на слайде.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Из иголок колобок.

Кто свернулся здесь в клубок?

Не поймёшь, где хвост, где носик,

На спине продукты носит.

В общем, сразу не поймёшь.

Кто же это всё же?

Хитрая да ловкая,

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Воспитатель: Как называются животные, которые живут в лесу? Воспитатель: Д/И игру "Скажи наоборот"

Медведь по величине - … (большой, а мышка - … (маленькая) ;

Черепаха ползёт - … (медленно, а заяц бежит - … (быстро) ;

У ежа шубка - … (колючая, а у лисы - … (пушистая) ;

У лисы хвост по длине - … (длинный, а у зайца - … (короткий) ;

У дуба ствол - … (толстый, а у берёзки - … (тонкий) ;

Дерево по высоте - … (высокое, а пенёк - … (низкий) ;

Кабан - … (сильный, а мышка - … (слабая) ;

Летом - … (жарко, а зимой - … (холодно) ;

Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише-

Деревцо все выше, выше!

Воспитатель: ребята, а что ещё растёт в лесу? (грибы, ягоды). Правильно. Давайте с вами вспомним, какие грибы растут в лесу?

Вот кто-то важный на беленькой ножке.

Он с красною шляпкой, на шляпке-горошки. (мухомор)

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это белый (боровик).

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису

Называются (лисички).

А какие бывают грибы? (съедобные, несъедобные) А почему называют несъедобные? Почему нельзя кушать? Что ещё растёт в лесу? (ягоды). Воспитатель помогает в названии ягод, если дети затрудняются в ответе (брусника, калина, черника, голубика, ежевика и т. д.). Показ детям ягод. Ребята, а вы знаете, что ягоды как и грибы бывают съедобными и несъедобными. Показывает несъедобные ягоды (воронец колосистый, вороний глаз, волчье лыко).

Воспитатель: Что мы слышим? Назовите, каких птиц вы знаете. (ворона, кукушка, соловей)

Воспитатель: Какую птицу называют лесным доктором?

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Для кого лес является домом?

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они —

Воспитатель: поблагодарим Старичка-лесовичка за интересное путешествие по лесу. Обещаем соблюдать правила поведения в лесу.

Он хочет подарить вам на память дары леса, думаю. Что они вам пригодятся. (Дарит корзину с природным материалом. Уходит)

. Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Мне очень хочется, чтобы вы были лесу настоящими друзьями. Берегите лес – наше богатство и красоту. Восхищайтесь прекрасным, как это делают художники.

Цель: закреплять представления детей о лесе и его обитателях, закреплять правила поведения в лесу

Образовательные: Уточнять и закреплять представления детей о лесе, как сообществе растений и животных.

Развивающие: Развивать воображение, познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; развивать эстетический вкус, умение любоваться красотой леса

Воспитательные: Формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям

Материалы и оборудование: книгас изображениями диких животных,

Ход занятия:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).

II. Основная часть.

А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите, какую интересную книгу я принесла для вас. В этой книге живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.

С хвостами, с усами.

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Есть здесь мохнатые,

Есть и пернатые,

Стройные очень и даже горбатые,

Догадались?. (животные).

Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь. (Слайд 2,3)

- Лесом катится клубок

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами (ёж).

- Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы (заяц).

- Здесь рыжая красавица

Вышла на тропинку,

Хочет всем понравиться –

Выгибает спинку (лиса).

-Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк).

-Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Кто сушит на зиму грибы (белка).

- У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова).

- Ну, а это что за птица?

Не ворона, не синица.

Примостилась на суку

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки о животных и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу). Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие). Ребята, подумайте, пожалуйста, что такое лес? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Лес- родной дом животным и растениям. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных. Лес- верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес-украшение планеты!

Ой, а это что такое? (из книги выскальзывает письмо). Письмо для ребят-волшебников от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут:

Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом).

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.

Есть в лесу три полочки.

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

На ёлках – птичьи голоса,

Внизу на ёлочках – роса.

Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа: деревья, кустарники, травы.

Практическая работа. (Слайд 5)

Какие деревья растут в лесу? (Берёза, ель, дуб – выставляем на мольберт или фланелеграф). Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда, для других животных дерево – это дом.

- Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка). Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.

- А чем питается белочка? (Орехи, жёлуди, грибы).

- На каком дереве растут жёлуди? (На дубе).

- А орехи на чём растут? (На орешнике).

- Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник). Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.

- А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник).

- Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа). Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев). Ну, конечно, в лесу трава растёт.

- Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива – сажаем). Ребята, в лесу растёт ещё мох, папортник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.

- А кто в траве такой маленький?

Больше собственного веса

Тащит этот житель леса

Груз родной семье своей

Он зовётся … муравей.

- Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).

- От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).

- А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.

- Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).

- Каких птиц вы знаете?

Застучал дятел (выставляем на ель, закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).

Ребята, послушайте, лес ожил. (Слайд 6+ музыка шум леса)Это значит, мы с вами всё сделали правильно. Вначале мы посадили верхний этаж – деревья, потом, пониже, кустарники и затем ещё ниже – травы. Мы помогли животным вернуться в свой дом и каждый из них нашёл здесь своё место. Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить, потому что здесь есть всё : и деревья, и кустарники, и травы, и грибы, и цветы и животные. Это лес.

Лесные правила. (Слайд 7)

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

4. Сюрпризный момент. (Связь с другими занятиями.)

(Воспитатель выставляет корзиночку с желудями, шишками, веточками).

-Это дары леса. Вот видите, ребята, как щедро он отблагодарил нас. Эти природные материалы мы будем использовать на других занятиях: на занятиях по конструированию мы сделаем зверей и птиц, на занятиях по математике мы пофантазируем, превратим их в маленьких лягушат, про которых составим и решим задачи. (Слайд 8)

- рассматривание картин с изображением диких животных,
- чтение произведений о животных,
- беседы о лесе.

Ход занятия:

Можно дышать лесным воздухом?

Можно кричать в лесу?

Можно бросать мусор?

Можно собирать грибы?

Можно жечь костёр?

Можно любоваться деревьями?

Можно ломать деревья?

Можно собирать ягоды?

Полон сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь – мы свои.

Воспитатель: Смотрите сколько в лесу грибов и ягод. У меня есть 2 корзинки: в одну соберём грибы, но не забывайте, что ни все грибы можно брать с собой из леса, а в другую соберём ягоды. Какие грибы нельзя брать из леса домой? (ядовитые)

(Дети собирают ягоды и грибы в корзинки)

Воспитатель: Давайте присядем на полянке и, посмотрим какие ягоды, и грибы мы собрали в лесу.

(Дети усаживаются на стульчики, воспитатель показывает грибы и ягоды – дети их называют)

Воспитатель: Смотрите, а кто тут в лесу на веточке сидит? Это сорока и принесла она нам загадки про зверей, я буду их читать, а вы отгадывать:

Хоть не ёлка – весь в иголках,

Не боится даже волка,

Не страшна ему лиса –

Вот такие чудеса.

Кто осенью спать ложится,

А весной встаёт?

Через поле напрямик скачет серый воротник?

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет?

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой лосихой топал лосёнок.

За мамой лисицей крался лисёнок.

За мамой ежихой катился ежонок.

За мамой медведицей шёл медвежонок.

За мамой белкой скакали бельчата

За мамой зайчихой косые зайчата.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Воспитатель: В лесу очень много разных звуков. Давайте расскажем, кто какие звуки в лесу издаёт.

-Лягушка что делает?

-Медведь, что делает?

Воспитатель: Давайте присядем с вами на полянку. Понравилось вам в лесу? А теперь я посмотрю, что вы запомнили про лес.

Кто в лесу бурый, косолапый, неуклюжий?

Что в лесу красивое, ароматное, сладкое?

Кто в лесу хитрый, рыжий, пушистый?

Что в лесу вечнозелёное, колючее, высокое?

Кто в лесу серый, зубастый, злой?

Воспитатель подводит итог занятия.

4. Лобынько, Л. В. Современные подходы к образовательному процессу/ Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова.- Минск: ИВЦ Минфина,2009.- 280 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней.

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Образовательные :

закреплять и пополнять знания детей о природе;

совершенствовать умения детей работать по предложенным картинкам, используя имеющиеся у них знания о живой и неживой природе;

совершенствовать умения выразительно читать стихи;

активизировать словарь детей.

развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключение;

развивать коммуникативные умения;

развивать мелкую моторику;

развивать познавательный интерес;

развивать творческие способности у детей.

Воспитательные :

воспитывать ответственное отношение к окружающей среде, вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

формировать навыки взаимоуважения, сотрудничества;

воспитывать аккуратность в работе.

развивать монологическую и связную речь детей.

Оборудование и материалы:

1. Разучивание наизусть стихотворений

2. Наблюдения на прогулке

Ход занятия:

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй мягкий наш лужок,

Дети становятся в круг.

Воспитатель : Ребята послушайте пожалуйста стихотворение поэта Орлова В.В.:

«Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок терпению,

Пчелы в поле и в саду.

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте.

И при всей огромности

Учит солнце скромности

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Воспитатель : Чему же нас учит природа?

Дети : правдивости, справедливости, доброте и т.д.

Воспитатель : Правильно. Самое главное, природа дает человеку радость. Любуясь красотой природы человек, становится лучше, добрее. Поэтому природа учит человека мудрости.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети : о природе, человеке.

Воспитатель : Человек построил дома города, но он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам ее часть. А раз так значит, человек должен, очень бережно относится к природе, дружить с ней, уважать ее законы. Может ли природа жить без человека?

Воспитатель : Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа тогда уже была. Например, в то время когда на Земле жили динозавры, людей еще не было.

Воспитатель : ребята предлагаю Вам рассмотреть рисунки обычного дома и дома - природа и предлагаю Вам сравнить их.

(Активное участие детей в обсуждении рисунков).

Воспитатель : Отчего в нашем доме бывает светло?

Дети : Свет идет от лампы.

Воспитатель : а что можно сравнить с лампой в природе?

Дети : Солнце.

Воспитатель : Ребята, почему мы в обоих домах оставили часть рисунка незакрашенной.

Дети : Это воздух, он прозрачен и невиден.

Воспитатель : В каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения. Что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца?

Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, все в доме, природе взаимосвязано. Природа – это и есть растения, животные, горы и реки, воздух и земля-почва. И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом - вся Земля.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

На нос села пчела,

Посмотрите вниз, друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды собрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали!

Жил на свете один человечек.

И пошёл человечек гулять.

И нашел он двенадцать дощечек,

И решил себе домик собрать.

И сложил он сначала крылечко,

Чтобы каждый войти к нему мог.

К сожаленью, тому человечку

Не хватило на стены досок.

Небо крышу ему подарило,

И стеной был кудрявый лесок.

Ничего, что ему не хватило,

Не хватило на стены досок!

По утрам к нему солнце входило,

Выпивало росистый квасок.

Хорошо, что ему не хватило,

Не хватило на стены досок!

И пришли к нему птицы и звери,

Майский жук заглянул на часок.

Хорошо, что на крепкие двери —

Не хватило на двери досок!

Воспитатель : Ребята, подумайте на какой из домов, изображенных на рисунке больше похож дом человечка. Почему? А почему хорошо, что на двери и стены не хватило досок? Очень часто человек отгораживается каменными стенами дома от природы и забывает о том, что рядом с ним живут птицы и звери, растут леса и шумят деревья. А ведь в природе так много всяких тайн, загадок, столько всего интересного! Поэтому как можно чаще нужно общаться с деревьями и травами, птицами и жуками, научиться слушать шум дождя и ветра, и природа будет для нас действительно вторым домом.

Словно крыша над землею,

А под крышей голубою

Реки, горы и леса.

И поляны, и цветы,

Страны все и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом,

Под одною голубою,

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было всем тепло,

Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло!

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья!

Воспитатель : А мы с вами сейчас тоже находимся в этом доме? как вы понимаете смысл последних четырех строчек? Для кого мы должны быть друзьями?

Дети : Друзьями надо быть по отношению к растению, животным, т.е. природе.

«Перед нами лист чистой бумаги, на который мы наклеим солнце, траву, почву – землю, дерево, облака. Сейчас у нас на листе бумаги есть только невидимый прозрачный воздух. Им дышат все растения, все животные. Без него невозможно жить. Наклеиваем вверху голубую полоску – это небо. Небо бывает разного цвета: хмурое, серое в ненастье, и светлое, голубое в хорошую погоду. Какая погода будет на нашей картинке? Хорошая. В хорошую погоду на небе бывает солнышко. Наклеили солнышко, и наша картинка стала веселой, солнечной. Солнце светит и греет, нам от этого становится лучше, веселее. Все любят, когда светит солнышко, поэтому люди сложили о нем много стихов, сказок, загадок (если позволяет время, вспомните, хотя бы одну загадку). Когда солнце ярче – летом или зимой? Когда оно лучше греет? А сейчас за окошком у нас светит солнышко или нет? Рядом с солнцем плывут белые облака (наклеиваем облака). Если погода плохая, облака плывут низко, они серые, закрывают солнышко, из них может пойти дождь. При хорошей погоде облака веселые, белые, они похожи на разные предметы, на животных. На что похожи наши облака? Облако – это много-много капелек воды вместе.

Воспитатель : Ребята, найдите и для себя место на картинке. (Например: посоветовать детям поместить себя возле елки, чтобы охранять ее и не дать срубить под Новый год).

Читайте также: