Практикум по теме право 9 класс обществознание конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

1. Способствовать развитию правовой культуры учащихся, умения выполнять познавательные практические задания; определению собственного отношения к реалиям социально-правовой деятельности.

2. Научить школьников применять полученные знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; создать установку на необходимость руководствоваться правовыми нормами в повседневной жизни.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Варианты организации учебной деятельности

Практикум включает задания различного характера. Так, в задании 6 учащимся предлагается выполнить групповой проект, который готовится заранее. На уроке группа докладывает о результатах выполнения.

Ряд заданий опирается на умение учащихся работать с документами. При этом в задании 1 учащимся предлагается самостоятельно поработать с научным текстом. Задания 3—5 рассчитаны на умение учащихся самостоятельно работать с неадаптированными источниками социальной информации — фрагментами правовых документов. Задания 2, 7—10 опираются на знание правовых понятий, умение учащихся оценивать социальную ситуацию, высказывать своё мнение по актуальным социально-правовым проблемам.

Выполнение каждого из заданий требует применения полученных знаний и рассчитано на коллективное обсуждение. Учителю важно добиваться, чтобы в ходе собеседования высказывания и оценки школьников опирались на убедительную аргументацию.

1 Промежуточная аттестация по обществознанию. 6—9 классы: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. — М., 2010. — С. 145—146.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

понятиями тем ы и по решен ию правовы х задач, проблем ных ситу аций.

его роль в ж изни человека ; развивать учебно - познаватель ные умения

Развивающие : развить навыки самостоятельной работы обучающихся и

решения заданий, умения работать с источниками ; с пособствовать развит ию

умения выделять главное, делать в ыводы, систематизи ровать знания п о теме.

Воспитательны е : способствовать формированию правовой кул ьтуры

обучающихся, п ознавательного интер еса к изучению основ права, привитию

Методы: работа с документами , работа с понятиями, пробл емно - поисковый,

Оборудовани е и наглядность: учебник А.И. Кравченко, отрывки из

Вступительное слово уч ителя. Создание эмоциональ ного настроя

Учитель : « Здравству йте! На ваших столах вы видите листы с р азными

рисунками и фотог рафиями. Поочередно выйдете и приклейте их на

доску, прокомментировав, что на них изображено. А теперь догадайтесь

Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение прошлой

Вы знаете, что значение этой темы велико, она актуаль на в наше трудное

и несправе дливое время. Даже ребёнку нео бходимо знать, что такое

хорошо, а что - плохо. А уж тем более всем нам, здесь наход ящимся! Мы

должны обладать правовой культурой, знать законы, т.к. их нарушение

В течение урока нам предстоит ещё раз обратиться к д анной теме и

закрепить з нания с помощью правовы х задач и ситуаций.

Учитель: Запиши те этот термин в тет радь и подчеркните в нем

Учитель: Следующее за дание: представьте данное определение в виде

 подчеркну ть главные слова. ( право - система обязатель ных правил

 представить данное определение в виде трех пред ложен ий (это и есть

Учитель: Заслуш ать неско лько отве тов. У ког о возникли сложности?

1. Право выра жено в ……… …нормат ивно - правовых актах. П равило,

2. Право пр инимается…… …государств енными орга нами, у полномоч енными

лицами в осо бом порядке в п роцессе пр авотворческой деятельност и.

3. За нарушен ие права всегда насту пает…….ю ридическая ответствен ность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока в 9 классе по 2 главе "Право" Данный урок открывает цикл занятий по вопросам права. Основными объектами изучения будут сущность права, отрасли права, Всеобщая декларация прав и свобод человека, Конституция России, права человека и гражданина.

Сергокалинского района

План- конспект открытого урока

по обществознанию в 9 классе

учителя обществознания

Айгумовой Зумрият

Магомедгабибовны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Тема : Право. §9

Цель урока: закрепить представления учащихся о том, что такое право, о его необходимости в государстве и обществе.

Задачи урока: образовательные: выяснить, что мораль и право тесно взаимосвязаны, закрепить знания об источниках права и структуре правовой нормы.

Развивающие: формировать умение анализировать и обобщать информацию, работать с правовыми источниками.

формировать навыки групповой работы, способность к сотрудничеству, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.

Тип урока: объеснение нового материала.

Образовательная технология: деловая игра.

Оборудование урока: карточки с заданиями, тексты Конституции, ИКТ , тесты.

1.Оргмомент.

Здравствуйте.

Сегодня на уроке мы поговорим о том , для чего нам необходимо право, мораль, законы. Право – одно из наиболее ценных приобретений, сделанных человечеством на путях его исторического развития. Оно обеспечивает государство необходимой системой правил, что придаёт его деятельности правильно организованный характер. Исторический опыт показывает, что именно те страны, которые в полной мере использовали возможности права для защиты прав и свобод граждан, всегда достигали наилучших результатов в общественном развитии.

Право – искусство добра и справедливости.

Древнеримское изречение.

Данный урок открывает цикл занятий по вопросам права. Основными объектами изучения будут сущность права, отрасли права, Всеобщая декларация прав и свобод человека, Конституция России, права человека и гражданина.

Итак, давайте подумаем, как в обществе можно добиться порядка и справедливости? (ответы уч-ся).

Люди, чтобы жить, нуждаются в чёткой организации своей деятельности.

Рассмотрим некоторые сферы жизни людей:

Труд – необходимо распределить обязанности, чётко контролировать их выполнение.

Территория – порядок необходим для мирного проживания.

Семья – нет порядка – нет здоровых ,воспитанных детей, деградирует общество.

Право – совокупность общеобязательных норм(правил),охраняемых законом, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.


о есть беспорядок мешал существованию людей, порядок был необходим. Необходимо было найти такой регулятор поведения, который помог бы людям спокойно договориться, мирно улаживать конфликты. Так появилось право. путём.

Термин право используется в нескольких смысловых значениях.


Правовые нормы(от лат..juris – право), с помощью которых осуществляется управление в государстве, устанавливается равный для всех порядок.

Возможность поступать определённым образом

Естественное право (данное от природы человеку при рождении)на жизнь, свободу совести, вероисповедания, никто не может его отнять

Высшие, независимые от государства нормы и принципы: справедливость, правда (отсюда старинные правовые документы – Русская правда в Древней Руси, Салическая правда у франков.




II. Право - мера свободы. Функции права.

Чит. стр. 73 документ, отв. на вопросы после документа. Сделать вывод.

Право – мера свободы и ответственности.(записать)

Регулятивная: регулирует общественные отношения, устанавливая модель поведения их участников.

атегорический императив(абсолютно обязательное) права И.Канта: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со

свободой каждого и

со всеобщими законами.





Охранительная: защищает, охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность.



основано на принципах справедливости ценностях, уважаемых в обществе

носит общеобязательный характер, нарушение влечёт юридическую ответственность.

носит системный характер, выражено в нормативных(правовых) актах.

связано с государством(правила, выработанные в обществе, устанавливаются и утверждаются государством.

III. Норма права. Закон.

Норма права – охраняемое силой государства общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определённые права и обязанности.


Установление обязанности совершать определённые действия(ст.59 Конституции)

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет её в официальном письменном документе – нормативном (правовом) акте.

Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены.


Основной закон - Конституция

Подзаконные акты(указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министерств

Нормы обыкновенных законов

Нормы подзаконных актов











Нормы права, наряду с традициями, обычаями, правилами этикета имеют свои особенности.


Особенности норм права:

Закреплённость в законе

Обеспеченность силой государства

IV.Система законодательства.


В России система права охватывает около 30 отраслей.


Выполнить задание 1, стр.77 учебника.

Международное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

собой отраслью права является международное право, которое не входит в систему законодательства ни одного государства, так как регулирует отношения между государствами.

Отрасли права обширны, поэтому внутри отраслей принято выделять небольшие группы взаимосвязанных норм – институты. В гражданском праве, например, существует институт дарения, институт купли-продажи.

Существует и другое деление системы права.

Совокупность отраслей права, обеспечивающих частный интерес отдельной личности.(трудовое, семейное, гражданское ).

V.Право и закон.

Право и закон тесно взаимосвязаны, но различаются между собой.

Основные признаки, отличающие право от закона

Линии сравнения

Первичный элемент

Норма права

Нормативный акт

Выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости, может быть только справедливым

Может быть и справедливым и несправедливым

Закрепление материала:

Тест по обществознанию в 9 классе

1.К функциям права относится

а) эстетическая б) познавательная в) художественная г)охранительная

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для проведения урока-практикум по обществознанию в 9 классе по теме "Права человека". Урок разработан с использованием мыслительных приемов и "сингапурской"обущающей структурой.Учащиеся работают в группах, в парах, выполняют индивидуальные задания. По "сингапурской" обучающей структуре выполняют "Модель фрейер", тем самым повторяют основы "Трудового", "Семейного", Уголовного", "Административного" права.

«Права человека и свобода-

это наивысшее завоевание человечества.

Тип урока: урок-практикум

Цель урока: Проверить практические навыки учащихся. Создание условий для формирования у обучающихся целостной системы знаний о правах человека и гражданина

Задачи урока: образовательная: формирование у обучающихся практико-ориентированных и актуальных для гражданина России правовых знаний, умений и навыков;

развивающая: организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и со­циально активного поведения по реализации и защите своих прав, развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в обществен­ной жизни; воспитательная: воспитание правовой культуры.

Оборудование: интерактивная доска

I. Организационный момент. Приветствие. Создание доброжелательного климата. На нашем уроке присутствуют гости. Я думаю, что это не помешает вам работать активно и плодотворно на нашем уроке. И так начнем.

-Какие темы мы изучали на прошлых уроках?

-Какая отрасль права вам больше понравилась?

Давайте посмотрим правовые задачи.. Каждой группе даются правовые задачи. Нужно прочитать задачу, обдумать. Проговорим ответы на данный вопрос по кругу один раз Начинает ученик под номером 1. Озвучит ученик №2.

1. 15 летний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принес трудовую книжку, паспорт, заявление, документы воинского учета, ИНН.

Можно ли оформить с Антоном трудовой договор?

Ответ. Нет, так как все несовершеннолетние должны пройти предварительный медицинский осмотр и предоставить справку.

2. 8.В адрес администрации предприятия, где в свободное от учебы время работает 14-летняя школьница Ирина, пришло письмо из школы. В письме указывалось, что в последнее вре­мя Ирина часто пропускает уроки, особенно те, которые прохо­дят в утренние часы, часто приходит не подготовленной к заня­тиям. Директор школы обращается с просьбой к администра­ции предприятия расторгнуть е Ириной трудовой договор.

Должен ли быть расторгнут трудовой договор?

Ответ. Да.

3. Несовершеннолетний 17 летний Иванов на заработанные деньги купил велосипед. Через 2 месяца продал соседу без разрешения родителей.. Родители потребовали возвратить обратно велосипед и получить деньги. Как разрешить эту ситуацию?

4. Двое несовершеннолетних Гриша и Вася 13 и 14 лет разрисовали баллончиками красок памятник героям ВОВ. К какой ответственности их привлекут?

5. Карпов и Сазанов (13 и 14 лет) ночью на улице угрожая ножом, отобрали у мужчины дипломат, в котором находились документы и деньги. Документы и портфель выбросили в реку, деньги они поделили между собой. К какой ответственности их привлекут?

6. Бочкин и Кружкин (15 и 16 лет) учащиеся школы № 5 во время урока на территории школы у забора курили. Так вышло, что их увидел участковый Иванов. К какой ответственности они подлежат?

II.БЛОК ЗАДАНИЙ. Повторим термины.Рели Робин.

Работаем в парах.

Каждый прогаваривает друг-другу термины. Дальше я спрошу любого повторить это вслух.

III. Блок заданий. Нужно повторить понятие право, Трудовое, Семейное,Уголовное право, административный кодекс правонарушений.

4 группа Уголовный кодекс: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИМЕРЫ, АНТИМПРИМЕРЫ

Представитель каждой группы (участники № 4) зачитывает, что у них получилось в итоге совместной работы.

К сожаленью, преступность, правонарушения, подобно эпидемии, распастраняются с очень большой скоростью. Живя в 21 веке, добиваясь головокружительных высот, человек забыл о главных предназначениях жизни: быть честным, справедливым, творить и созидать добро.

Человек нарушая правила дорожного движения, нарушая законы нарушает права окружающих на жизнь, но и нарушает самого себя права на жизнь. Решить эту проблему сложно, но нужно. Со школьной скамьи мы должны учиться правовой культуре.

IV БЛОК ЗАДАНИЙ.

(СЛАЙД о правах и взаимных правах и обязанностях.

Я имею на это право? Почему вы нарушаете мои права? Эти слова, к сожаленью, часто произноситься, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества.

Перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Вам нужно составить грамотный ответ взрослого на капризы зарвавшегося ребенка.

Сын . Но, мама! Ты все равно в 11 еще не спишь. Кроме того я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?

( Статья 15 конвенции , утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и второй пункт, предусматривающий определенные и ограничения.

2. Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой посуду, сходи в магазин.

Сын. Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме беспорядок.

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защишен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования

Ведущий. Как вы разрешите подобную ситуацию?

(Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплутации, приеме на работу и условиях труда детей.)

3. Ведущий. 15 летняя Ольга заявляет родителям.

Дочь. Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана- моя подруга, заниматься с репетитором, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу.

Мама. У нас нет, дочь, таких средств, как у отца Светланы , директора одного из крупнейших российских банков.

Дочь. Но по конвенции, по 27 статье говориться о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и социального развития. Почему же вы ее не решаете?

собраний, имеет и второй пункт, предусматривающий определенные ограничения. В

Сегодня мы не только вспомнили свои права и обязонностях, но и увидели значимость этих заданий в повседневной жизни человека. Личность, живущая в демократическом обществе, не только способна и должна отстаивать свои права, но и уважать права других людей. Каждый человек должен понимать, что не бывает прав без обязанностей.

1. 18 лет считается исполненным в день рождения.

3.Конституция имеет прямое значение.

4. К публичному праву относится трудовое, семейное, уголовное право.

5.Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами гражданского права.

6. В первые 5 лет жизни, когда ребенок наиболее нуждается в материнской заботе, большой объем прав закон предоставляет матери, а впоследствии права родителей равны.

7. В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего 6-летнего возраста, придается правовое значение.

8. Родители несут полную материальную ответственность за вред ( например, разбитое стекло, выжженная кнопка лифта) причиненный их детьми в возрасте до 14 лет.

Определить с какого возраста наступает определенный вид права. С 14 или 16 лет.

Читайте также: