Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию морозные узоры

Обновлено: 09.07.2024

Специфика группы воспитанников: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи.

Место занятия в разделе программы: Занятия усвоения новых знаний, умений (по С.А. Козловой).

Форма проведения: фронтальная.

Воспитатель: Сорокина Марина Владимировна

МДОУ №96 г. Комсомольск-на-Амуре

познакомить детей с

умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом

(свечой, солью), помочь детям освоить метод спонтанного рисования

расширить и разнообразить образный ряд - создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов

(точка, круг, завиток, волнистая линия, прямая линия с узелками)

внимание и восприятие

воспитывать желание отразить увиденное в своем творчестве.

Предварительная работа: наблюдение за морозными узорами на окнах.

Придумано кем – то просто и мудро

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

Каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера

Педагог предлагает детям отгадать загадки:

С неба звезды падают,

Пусть под ними скроется

Много – много звездочек,

Тонких , как стекло,

А земле тепло. (Снежинки)

Морозно в белом январе,

Деревья тонут в серебре.

Кусты, березы и осины

Украсил блеском …(иней).

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз. (Мороз)

Прозрачен , как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

Педагог: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают эти явления природы, в какое время года?

Педагог: А кто зиме верный и неизменный помощник?

Педагог: Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучал в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки – травинки белые, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные.

Читает стихотворение Д. Чуйко

Мороз – волшебник, это видно сразу;

Я свой альбом еще не открывал,

А он уже без кисточек и красок

Все окна за ночь нам разрисовал

Педагог: Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует ?

Дети выдвигают свои предположения

Дети: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Педагог: Ваши ответы очень интересны. На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тонкие иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, которые мы сейчас с вами можем видеть на экране

Педагог: Посмотрите, на что похожи эти узоры ?

Дети: На еловую ветку, снежинку, животных, цветы.

Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом , чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза ?

Показ техники рисования

(рассказ сопровождается показом)

Для этого я беру чистый лист бумаги и кусочек свечи . Кусочком свечи я рисую узор , состоящий из завитков, прямых и волнистых линий, точек и кругов.

Оставляет ли свеча видимые следы ?

Педагог: А вот теперь время чудес. Чтобы волшебство произошло, я покрываю свой рисунок водой, а сверху акварельной краской голубого цвета. Смотрите, что произошло?

Дети : Под краской появились линии, нарисованные свечой .

Педагог: Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой , не окрасились?

Дети: Высказывают свои мнения

Педагог: Свечка состоит из воска или парафина, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной и гуашевой краски, разведенной водой. Вот и появился волшебный узор . А чтобы придать рисунку морозный блеск , можно посыпать невысохшую краску солью. Морозный рисунок готов . А вы хотите тоже стать волшебниками?

Педагог: Хорошо. Но вначале давайте вместе произнесем волшебное зимнее заклинание.

Лягте, мягкие снега. (Стоя, поднять руки над головой )

На леса и на луга ( Плавно опустить руки через стороны вниз )

Тропы застелите , (Руки перед собой, плавно поочередно покачать

Ветви опушите . и ми вверх-вниз )

Зачаруй сердца людей ( поднять руки над головой ,

Красотой своих затей : плавно опустить их через стороны вниз ).

В светлые узоры

Пусть вникают взоры

Ты, Метелица, чуди, ( присесть, встать, поднять руки вверх,

Хороводы заводи, покружиться вокруг себя)

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом.

Педагог: Проходите, ребята, в нашу волшебную мастерскую.

( д ети садятся за столы)

Педагог закрепляет у детей алгоритм действий.

Педагог: С чего начинаем рисовать ? Какие элементы узора можно рисовать ? Что делаем потом? Как заканчиваем работу над узором ?

Дети отвечают на поставленные вопросы

Педагог: Все верно. Еще я вам советую рисуемые элементы не накладывать друг на друга, краску наносить равномерно на весь лист.

Давайте наши пальчики подготовим.

Я мороза не боюсь, (Грозят пальчиком)

Подойдет ко мне мороз, (Шагать двумя пальчиками по столу)

Тронет руку, тронет нос. (Трогают)

Значит, надо не зевать, (Грозят пальчиком)

Прыгать, бегать и играть. (Загибать пальчики)

Самостоятельная работа детей.

Педагог оказывает индивидуальную дозированную помощь.

Дети выполняют работу под фоновую лирическую музыку.

Педагог: Дети, какие красивые узоры у вас получились! Как настоящие! Поля, как ты назовешь эти узоры? Каким словом тебе хочется их назвать?

Дети придумывают эпитеты - прилагательные

Дети: Узоры получились оригинальные, сказочные, волшебные, загадочные, таинственные.

Педагог: Р е бята, а что вы увидели в этих зимних узорах?

Дети: С казочные цветы, спящие деревья, перья прекрасных птиц и т.п.

Педагог читает стихотворение :

Педагог: Дед Мороз на окна дышит,

На стекле картины пишет:

Стрелы, башни и цветы

Из какой хрустальной сказки

Раздобыл он эти краски?

Блещет искрами листва,

С еребрятся кружева…

Ух, какая красота. (В. Татаринов)

Педагог: Вы тоже, ребята, только что создали необычную красоту.

Молодцы! Даже настроение приподнялось.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Цели: учить детей рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения; расширить и разнообразить образный ряд (создание ситуации для свободного, творческого применения разных декоративных элементов - точки, круга, завитка, листка, лепестка, волнистой линии и др., совершенствовать технику рисования концом кисти.

Оборудование: вологодские кружева или фотографии с их изображением, коклюшки, гуашь белого цвета, кисти, салфетки, мольберт, картон голубого или синего цвета.

Ход занятия

1. Беседа по теме

На стенде размещены вологодские кружева или фотографии с их изображением, сюжетные картинки по теме.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какую красивую салфетку я сегодня принесла на занятие. Она не сшита из ткани, она сплетена из ниток. Делают такие необыкновенные изделия вологодские мастерицы-искусницы. Быстро работают их руки, перебирая коклюшки, и появляются вот такие воздушные кружева. Давайте рассмотрим узоры на вологодском кружеве. Тут мы можем разглядеть круги, точки, завитки, прямые и волнистые линии, лепестки. Этот узор вам ничего не напоминает? Что же? Послушайте загадки-подсказки:

Видел зимнюю картинку?

Там присутствую всегда!

Как моя сестрица Льдинка,

Я - замёрзшая вода.

Посмотрите, я резная,

Как салфетка кружевная.

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

С неба падают пушинки,

Это кружат балеринки,

Белоснежные (Снежинки)

А ночью вдруг сильно похолодало, и утром на окнах мы увидели удивительные …морозные узоры. И действительно, узоры кружев напоминают нам о зиме: звездочки снежинок, необыкновенные ветки в инее. Вероятно, потому этот промысел и родился на Севере, в долгие вечера русской зимы, когда женщины разговаривали, пели и плели кружева, а мороз рисовал на окнах фантастические цветы и листья.

2. Показ приемов работы

Воспитатель. Сегодня на занятии мы нарисуем узоры, которые видим на наших окнах. Для этого возьмем картон голубого или синего цвета, чтобы узоры на ней хорошо выделялись. Сначала завитки, точки, круги и другие элементы узора наметим простым карандашом. Посмотрим, насколько красивым получился наш рисунок, и, если он нам понравился, приступим к рисованию гуашью. Можно начать рисование морозных узоров сразу гуашью, он и в этом случае рисунок надо продумать в уме, представить, где какой элемент будет расположен. Только тогда наша картина получится красивой, такой, как кружева, которые плетут вологодские мастерицы или же рисует на окнах Дед Мороз. Какого цвета гуашь я должна взять для рисования? Конечно, белого.

Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками ветви деревьев, пальцы растопыриваем

Лепят бабу под окном, Лепим двумя руками воображаемый снежный ком

Дружно катят снежный ком. Круговые движения руками

Лыжи, Скользим по столу ладонями вперед-назад

Санки Кисти рук соединить вместе, большими пальцами вниз, движение от груди вперед

И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу

4. Практическая часть

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько новых окошек появилось у нас в группе! И на каждом неповторимые узоры. Вот Дедушка Мороз будет рад тому, что среди вас растут такие прекрасные художники!

Мороз узором по стеклу ползёт

И кружева плетёт без спиц умело.

Вот чудо – сказка на окне растёт –

Фантазию зима внедряет смело!

Ты окон двух похожих не найдёшь.

На каждом свой рисунок – персональный.

И каждый вид по-своему хорош!

Мороз – художник очень уникальный!

Чем злей мороз – тем сказочней узор!

Ты только всё увидеть постарайся!

Расправь ты крылья, ощути простор

И в сказке очутиться попытайся!






  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности через использование нетрадиционной техники рисования .

Задачи Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения.

Расширить и разнообразить образный ряд - создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волнистая линия, прямая линия с узелками) .

Познакомить детей с техникой рисования фотокопией .

Формирование навыков работы в технике рисования свечой .

Совершенствовать технику рисования концом кисти .

Воспитывать эстетическое восприятие природы, ее изображений в нетрадиционной технике : свеча и акварель .

Воспитывать аккуратность при выполнении.

Вызывать чувство радости от результатов работы.

Воспитатель Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы их поприветствуем.

Ласково и нежно улыбнулись

Руками к солнцу потянулись,

Лучик солнца взяли

И к сердцу прижали.

Друзьям его послали

Дети Здороваются с гостями

Воспитатель Ребята, сегодня произошло очень интересное событие. Я сегодня получила письмо, которое адресовано вам. Посмотрите на конверт. Как вы думаете, кто прислал вам письмо?

Дети, волшебники, животные

Воспитатель Это письмо прислали дети, живущие в жаркой Африке. Хотите узнать содержание письма?

Воспитатель Хорошо. Открываем (достает письмо и читает)

Здравствуйте ребята из далекой страны Россия. Пишут вам дети из жаркой Африки. Мы очень хотим узнать больше информации о вашей стране, поэтому читаем много книг, рассматриваем фотоальбомы и смотрим различные видеофильмы. Мы узнали, что зимой на окнах ваших домов возникают очень красивые узоры . Мы живем в жаркой стране, в которой никогда не бывает снежной зимы, и нам бы очень хотелось больше узнать о зиме, увидеть такие морозные узоры , узнать, кто их рисует и самим научиться их рисовать . Помогите нам, пожалуйста.

Как вы думаете, ребята, мы можем им помочь?

Введение в тему

Зима – временя года, когда на улице лежит снег. Зимой бывают морозы , сильный ветер – метель, вьюга. Зимой дети катаются на санках, лыжах, играют в снежки.

Воспитатель Поощряет правильные ответы детей. Подводит итог ответам.

Вы правы. Зима – холодное время года. С наступлением зимы приходят и морозы . У проказницы зимы есть и свои чудеса. Одним из чудес является появление морозных узоров на стеклах окон . Как вы думаете, кто рисует эти узоры ?

Дети Мороз .

Воспитатель Вы правы. А как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует ?

Дети Дети выдвигают свои предположения

Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Воспитатель Ваши ответы очень интересны.

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки – иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры , которые мы сейчас с вами можем видеть на экране.

Воспитатель Посмотрите, на что похожи эти узоры ?

Дети На еловую ветку, снежинку, животных, цветы.

Воспитатель Да. А я еще бы сказала, что морозные узоры похожи на кружево . Посмотрите. Вот у нас есть кружева, выполненные мастерами-умельцами. Давайте посмотрим, из каких элементов состоит их узор ?

Дети Точка, круг, завиток, волнистая линия, прямая линия с узелками

Воспитатель Показывает образцы узоров и при затруднении детей задает наводящие вопросы.

Да, узоры создают настоящие волшебники.

Кружево – волшебницы-кружевницы, а морозные узоры – волшебник Мороз . Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом , чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза ?

Показ техники рисования

(рассказ сопровождается показом)

Для этого я беру чистый лист бумаги и кусочек свечи . Кусочком свечи я рисую узор , состоящий из завитков, прямых и волнистых линий, точек и кругов, как на кружеве.

Оставляет ли свеча видимые следы ?

Воспитатель А вот теперь время чудес. Чтобы волшебство произошло, я покрываю свой рисунок сверху акварельной краской голубого цвета, разведенной водой. Смотрите, что произошло?

Дети Под краской появились линии, нарисованные свечой .

Воспитатель Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой , не окрасились?

Дети Высказывают свои мнения

Воспитатель Свечка состоит из воска или парафина, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной и гуашевой краски, разведенной водой. Вот и появился волшебный узор . А чтобы придать рисунку морозный блеск , можно посыпать невысохшую краску солью. Морозный рисунок готов . А вы хотите тоже стать волшебниками?

Воспитатель Хорошо. Тогда давайте вместе произнесем зимнее заклинание.

Лягте, мягкие снега. Стоя, поднять руки над головой,

На леса и на луга Плавно опустить руки через стороны вниз

Ветви опушите. Руки — перед собой, плавно поочередно покачать ими вверх-вниз.

На окошках, Дед Мороз , Разбросай хрустальных роз, Легкие виденья,

Зачаруй сердца людей Поднять руки над головой,

Красотой своих затей : плавно опустить их через стороны вниз.

В светлые узоры

Пусть вникают взоры Плавно поднять руки в стороны и сделать резкое движение рук вперед

Воспитатель Закрепляет у детей алгоритм действий.

С чего начинаем рисовать ? Какие элементы узора можно рисовать ? Что делаем потом? Как заканчиваем работу над узором ?

Дети Отвечают на поставленные вопросы

Воспитатель Все верно. Еще я вам советую рисуемые элементы не накладывать друг на друга - узор рисовать сверху вниз , краску наносить равномерно на весь лист, но не проводить по одному и тому же месту несколько раз, чтобы лист не размок. Можете приступать к работе.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель Оказывает индивидуальную дозированную помощь.

Дети Выполняют работу под фоновую лирическую музыку.

Воспитатель Молодцы! Какие красивые морозные узоры получились у вас .

Нужно некоторое время, чтобы краски высохли. А мы с вами похвалим свои руки за хорошую работы и выполним пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальцы загибать. Хлопки в ладоши.

Вот большой, вот указательный,

Будьте вы теперь внимательны!

Средний мы сейчас загнём,

И мизинчик – молодец

Опустился, наконец! Загибаем пальцы, одновременно на обеих руках

Получились кулачки, Вращение кулачков.

Тук – тук – тук – тук!

Вы послушайте свой стук Стучать кулачками.

Воспитатель Ваши работы готовы. Вам понравилось рисовать новой техникой рисования ? Как, ребята, называется техника рисования , которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы?

Дети Фотокопия

Воспитатель Эту технику рисования вы можете показать дома родителям, братьям и сестрам, показав наш волшебный фокус появления рисунка. АА как нам сделать, чтобы дети Африки тоже смогли бы увидеть ваши рисунки?

Я предлагаю сфотографировать ваши работы и выслать их фотографии электронной почтой . Тогда и дети Африки их увидят и ваши родные и близкие.

Здравствуйте ребята из далекой страны Россия. Пишут вам дети из жаркой Африки. Мы очень хотим узнать больше информации о вашей стране, поэтому читаем много книг, рассматриваем фотоальбомы и смотрим различные видеофильмы. Мы узнали, что зимой на окнах ваших домов возникают очень красивые узоры . Мы живем в жаркой стране, в которой никогда не бывает снежной зимы, и нам бы очень хотелось больше узнать о зиме, увидеть такие морозные узоры , узнать, кто их рисует и самим научиться их рисовать . Помогите нам, пожалуйста.


Для работы нам потребуется (фото 1):
- два листа белой бумаги формата А4;
- гуашь синего цвета;
- свеча;
- кисть №3;
- палочка для процарапывания рисунка;
- простой карандаш;
- фломастеры;
- ножницы;
- клей-карандаш;
- линейка;
- емкость с водой;
- салфетка.





3.На листе тонированной бумаги рисуем морозные узоры и процарапываем их специальной острой палочкой (фото4, 5).

Читайте также: