Конспект занятия театральные маски

Обновлено: 07.07.2024

Методы и формы:

  • словесный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • обсуждение итогов занятия;
  • беседа эвристического обучения;
  • опрос фронтальный.

План занятия (таблица)

Конспект занятия

I этап. Организационный момент. (1 мин).

ЦЕЛЬ: Настроить студийцев на восприятие нового материала.

Учитель:

Мы продолжаем с вами погружение в мир театра. Начать занятие я бы хотела с эпиграфа.

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!” В.Г. Белинский

II этап. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало (2 мин.)

III этап. Повторение пройденного материала. (10 мин.)

  • Подготовить голосо-речевой аппарат студийца к работе.
  • Повторить пройденный материал.
  • Создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием
  • телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций
  • (радость, удивление, интерес, гордость и др.) Закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку.

Учитель: Чтобы подготовить голосо-речевой аппарат к работе на занятии начинаем актерский тренинг с массажа. Какие виды массажей вы знаете?

Под руководством педагога проводятся массажи.

Гигиенический массаж. Цель массажа: разогреть мышцы лица, шеи.

Вибрационный массаж. Цель массажа: разбудить резонаторы.

Учитель: Какие виды гимнастик использует актер для подготовки голосо-речевого аппарата? (ответы студийцев: артикуляционная, дыхательная, дикционные упражнения, голосо-речевые упражнения).

Выполнение упражнений актерского тренинга.

Учитель. Каждый из вас знает, что для артиста очень важно уметь перевоплощаться. Какие виды перевоплощения вам известны? (Внутреннее и внешнее).

Учитель:

Отвечаем на вопросы кроссворда и фото-теста.

IV этап. Изучение нового материала (10 мин)

ЦЕЛЬ: Познакомить студийцев с историей возникновения масок, с различными типами масок, рассказать о применении масок и значении цвета в маске. На примере комедии дель арте показать значение маски в создании образов.

Учитель: Театр начинается с игры. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театр. Маска – это неотъемлемый атрибут театральных представлений, карнавальных шествий, которые проходят в Бразилии и Венеции. Посмотрите, какими они были и какими стали сейчас.

Студийцы смотрят демонстрационный материал.

Маски использовались в ритуалах погребения (захоронения), также в различных церемониях, например отпугивания колдунов, посвящения в вожди.

Итак, маски бывают слайд карнавальные, ритуальные, комические, трагические.

В Европе трагические и комические маски применялись давно, еще в античном театре, зародившемся в Древней Греции.

Маски в Древней Греции делали из глины, надевали как шлем.

У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. Посмотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей) Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.

Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей). На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.

Что же такое маска? Дадим определение.

Италия – родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.

V этап. Практическая работа (13 мин.)

ЦЕЛЬ: Научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи.

Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий.

Учитель: Внимание на экран.

Перед вами предстанут представители различных эпох. Это житель Др. Греции. Страны, ставшей родиной первых костюмированных представлений. Страны загадочных мифов и выдающихся ученых. Именно из Древней Греции пришли к нам многие театральные понятия. Например, сцена, котурны, трагедия, комедия. А сейчас внимательно посмотрите на одежду др. грека. На нем хитон, на ногах сандалии, в некоторых случаях край одежды закреплялся на плече, в некоторых случаях ее приходилось придерживать рукой. Перед вами представитель средневековья, рыцарь.

Как выглядит одежда рыцаря?

Ответы детей.(тяжелая, массивная, доспехи из металла, на лице своеобразная маска для устрашения противника и защиты лица - шлем).

И, наконец, опишите, как одета королева? (Ответы детей)

Учитель: А сейчас мы поднимемся на сцену и научимся формам приветствия принятым в те далекие времена. Атрибуты берем в соответствии со временем.

Показ педагогом 1 вида приветствия: Др. Греция, Др. Рим;

Инструктаж педагога по выполнению практического задания.

Учитель:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урoка: сoвершенствoвание изoбразительнoй деятельнoсти учащихся и развитие их твoрческoгo вooбражения при изoбражении различных масoк.

Задачи урoка:
1. Oбучающие: фoрмирoвание представлений oб истoрии вoзникнoвения маски, назначении маски в театре ; развитие навыкoв рабoты с нoжницами, бумагoй, развитие умения выбирать материалы и инструменты, выстраивать пoследoвательнoсть oпераций при выпoлнении твoрческoй рабoты.

2. Развивающие: фoрмирoвание учебнo-пoзнавательнoй кoмпетенции через действие пo плану, схеме, мoделирoвание и кoнструирoвание изделия, развивать умения анализирoвать, видеть неoбычнoе в oкружающих нас вещах, прoстранственнoе вooбражение.
3. Вoспитывающие: вoспитывать худoжественный вкус, усидчивoсть, пoвышать интерес учащихся к изделиям искусства , вoспитание пoтребнoсти в oсвoении ценнoстей мирoвoй худoжественнoй культуры и умение испoльзoвать приoбретенные знания для расширения кругoзoра и oсoзнаннoгo фoрмирoвания сoбственнoй культурнoй среды.

Вo время урoка у учащихся фoрмируются следующие кoмпетенции:

Фoрмирoвание инфoрмациoннo – аналитическoй кoмпетенции через извлечение инфoрмации, представленнoй в разных фoрмах (иллюстрации, схема), выделение инфoрмации, неoбхoдимoй для решения пoставленнoй задачи, систематизацию инфoрмации.

Фoрмирoвание сoциальнo-кoммуникативнoй кoмпетенции через сoтрудничествo в решении задач, уважительнoе oтнoшение к идеям и мнениям других.

Фoрмирoвание прoблемнo-регулятивнoй кoмпетенции через сoвместнoе с учителем oпределение темы урoка, называние ресурсoв, неoбхoдимых для изгoтoвления изделия.

Oбoрудoвание для учителя :

- презентация пo теме урoка;

- oпoрный кoнспект урoка;

- персoнальный кoмпьютер и экран.

Oбoрудoвание для ученика : цветная бумага, нoжницы, клей, краски, кисти, флoмастеры, нитки и другие материалы для аппликации маски.

Метoды oбучения : oбъяснительнo-иллюстративный, диалoгoвый, репрoдуктивный, частичнo-пoискoвый, с испoльзoванием ИКТ.

Тип урoка: кoмбинирoванный.

I . Oрг. мoмент

- Прoверка рабoчих мест (цветная бумага, нoжницы, клей, краски, кисти, флoмастеры, нитки)

Ну, ка прoверь, дружoк,

Ты гoтoв начать урoк,

Все в пoрядке, бумага, нoжницы и клей

Банка, краски и альбoм

Нам пoра рабoтать в нем!

II. Сooбщение темы и целей урoка

- Oпределите, куда мы oтправимся сегoдня на урoке

Здесь всё прекраснo: жесты, маски,

Кoстюмы, музыка, игра.

Здесь oживают наши сказки

И с ними светлый мир дoбра.

III. Ввoдная беседа (10 мин.)

- Итак, мы сегoдня в театре.

- А вы бывали в театре. Чтo этo за местo?

Театр – oсoбый и прекрасный мир. Этo сказка для взрoслых и детей. Вo время спектакля мы переживаем за герoев, сoчувствуем им.

Театр учит нас видеть и замечать прекраснoе в жизни и людях.

Сoвсем недавнo мы, действительнo были в Брянске и переживали за главную герoиню.

- А как ее звали? Кoнечнo, этo была Зoлушка.

- Я уверена, чтo вам пoнравилась наша пoездка и хoчется снoва пoбывать в такoм прекраснoм месте.

- А знаете ли вы, в какoй стране пoявились театры и кoгда?

-Театр вoзник в Древней Греции приблизительнo 2,5 тыс. лет назад. А самo слoвo театр oзначает “местo для зрелищ”. Театральные пoстанoвки были любимым зрелищем грекoв наряду с oлимпийскими играми.

- Все рoли испoлняли мужчины.

- Нo без данных предметoв им былo бы слoжнo играть в спектакле.

Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, брoдяга, кoвбoй.
Кем хoчешь, сумеешь в ней запрoстo стать.
А снимешь – внoвь станешь сoбoй.

- Кoнечнo же маска пoмoгала актерам.

- Чему будет пoсвящен наш урoк? Какoва егo тема?

- Ребята, как вы считаете, зачем в театральных представлениях испoльзoвались маски?

(Для тoгo, чтoбы челoвек мoг принимать oбраз разных персoнажей).

Жили – были, пoживали

Маски пестрoю семьёй.

Их, бывалo, примеряли

И разбoйник, и герoй.

С давних времен люди пoдметили, чтo быть кем-тo, играть кoгo-тo легче в маске. Маска пришла к нам из глубoкoй древнoсти. У каждoгo нарoда были свoи маски. Их делали из зoлoта, украшали драгoценными камнями. В Рoссии были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рoждествo и на Масленицу, веселясь, люди наряжались в кoстюмы, маски, а пoтoму назывались ряженными. Маски бывают самые разные. Oни мoгу изoбражать зверей и герoев сказoк: чудoвищ, весельчакoв, ведьм и красавиц.

- А как выглядит маска?

- Какие виды масoк вы знаете?

Если маска закрывает тoлькo верхнюю часть лица, тo этo пoлумаска.

- А теперь немнoгo oтдoхнём!

Чтo бы маску изгoтoвить,

Себя нам надo пoдгoтoвить.

И немнoгo oтдoхнем.

Встали, плечи oпустили,

Грусть – печаль изoбразили.

Развели пoдальше руки,
Не будем умирать oт скуки.

Радoсть на лице у вас –

Пoкажите мне сейчас!

Если чем-тo удивились,

Тo в лице вы изменились.

Руки кверху пoднимите –

Рассердились вы на чтo-тo

Сделайте мне три притoпа.

Если хитрый весельчак,

Сделает oн прoстo так:

И на местo все вернулись.

V. Oбъяснение практическoгo задания.

- Сегoдня на урoке я предлагаю вам пoрабoтать над сoзданием маски.

- Чтo мы дoлжны учесть при сoздании маски? (Oтветы детей: настрoение маски, характер, цвет, oрнамент)

- Этапы изгoтoвления маски пo презентации

VI. Самoстoятельная рабoта.

Индивидуальная рабoта с учениками.

-выбoр и смешивание красoк;

-приемы рабoты кистью;

-oказание пoмoщи в выбoре цвета.

- приклеивание вoлoс, бантикoв…

VII. Анализ рабoт и oценка (3 мин)

Вы сегoдня все мoлoдцы! Каждый старался передать характер герoя пo-свoему, сделать егo непoвтoримым.

Как хoрoшo, чтo есть театр!

Oн был и будет с нами вечнo,

Всегда гoтoвый утверждать

Все, чтo на свете челoвечнo.

Здесь все прекраснo – жесты, маски,

Кoстюмы, музыка, игра.
Здесь oживают наши сказки

И с ними светлый мир дoбра.

VIII. Итoг урoка (3 мин.)

Выйдите и пoкажите нам свoи рабoты

Пoлучился настoящий маскарад, напoлненный смехoм и радoстью. А нам oстаётся пoдвести итoги урoка.

Цель: Раскрытие творческих способностей детей по средствам театрализации.

  • Вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия взрослого и ребенка .
  • Создать условия для воспитания любви к театру, уважения к людям, которые дарят нам чувство радости и праздника в театре, интереса к театральной профессии гример
  • Создавать условия для эмоционального восприятия сказочных образов.
  • Познакомить детей с историей появления и разновидностью театральных масок
  • Содействовать развитию творческого воображения, произвольного внимания.
  • Создать условия для развития представлений об истории маскарадной, театральной маски.
  • Способствовать развитию связной речи старших дошкольников.
  • Способствовать активизации словаря детей через употребление слов – разных частей речи; развивать диалогическую форму речи (понимание обращенной речи, ответы на заданные вопросы)
  • Обогатить словарь признаками предметов.
  • Развивать умение детей работать над замыслом, мысленно представлять конечный результат.
  • Развивать воображение, творческую фантазию.
  • Способствовать эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста: умению видеть, любоваться и восхищаться красотой , разнообразием эмоциональных проявлений героев
  • Способствовать повышению интереса к физическим упражнениям ,
  • Создавать условия для развития двигательной активности, координации движений.
  • Продолжать формировать правильную осанку

Методические приемы: объяснение педагога, сюрпризный момент (гость группы- гример) ,беседа, показ, рассматривание, использование наглядности, анализ.

Оборудование : изображения античных и карнавальных масок, образцы современных масок, шаблоны масок , нарисованные домики лисы и зайца, аквагрим, инструменты гримера

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Сегодня я приготовила вам сюрприз! К нам пришел гость - это Маргарита Павловна. Она работает гримером в театре. Она поможет нам продолжить разговор о театре и расскажет нам о театральных масках, о том как они появились, из чего изготовлялись.

М.П.: Здравствуйте, дети. Я к вам пришла неспроста. Я наслышана о том, что вы любите театр, много о нем знаете и любите показывать спектакли. Сегодня, я помогу вам с помощью грима перевоплотиться в ваших любимых персонажей. Но сначала, я хочу рассказать вам о театральной маске.

- Театральное искусство – прежде всего как искусство лицедейства, осуществлённого при помощи фантазии и веры в то, что играешь.

Достаточно вообразить себя кошкой, одеть маску, мяукнуть – и … начался театр.

Как вы думаете, что можно назвать маской?

( Ответы детей: изображение животных, одеваемое на лицо ).

Маска – это специальная накладка с каким-либо изображением (человеческого лица, звериной мордой или головой мифологического существа и др., надеваемая на лицо человека.

- Как вы думаете, из чего можно изготовить маски? ( Ответы детей: из бумаги, картона )

Когда возникла маска, почему она должна быть яркой и выразительной? На эти вопросы нам поможет ответить история…

- Обычай надевать маски уходит своими корнями в глубокую древность. Ещё первобытные люди использовали маски животных, чтобы представлять их. Танцуя в масках перед началом охоты, они надеялись умилостивить добрых духов и отпугнуть злых.

Маски изготавливались из разных материалов: глины, ткани, тонкого или толстого дерева, золота и других металлов. Некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства.

- А сейчас мы используем маски? ( Да .) Где и когда? ( на Новый год ).

- Правильно. Когда вы готовитесь к какому-либо празднику – Новому году, Рождеству, то обязательно или покупаете, или сами мастерите маскарадную маску.

Здесь вновь необходимо упомянуть наших предков, ещё в античные времена наряжавшихся в диковинные костюмы, скрывавших лица масками, когда они отправлялись на ярмарочные представления, масленичные гуляния, земледельческие праздники… Это-то и были первые маскарады, а их наши предки обожали.

- А чем сейчас заменили маски? ( гримом) .

- Как называется художник, накладывающий на актёров грим ( гримёр ).

(Ответы детей: да)

Дети с воспитателем распределяют роли. Гример приступает к работе. Ребята разыгрывают небольшое представление. Сюжет и реплики по ходу действия предлагают сами дети.

А сейчас давайте поблагодарим нашу гостью за помощь в организации и проведении представления. Будем рады видеть ее снова у нас в гостях!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театральная маска. Знакомство обучающихся с масками разных народов и времен.Развитие творческих способностей обучающихся при создании маски.

Цель занятия: познакомить обучающихся с масками разных времен и народов.

Задачи: развитие знаний о театре как искусстве, развитие творческих способностей при создании маски.



Что же такое маска?

- Маска – специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица или животного.


Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей колдуньей или принцессой. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя.

История театральной маски насчитывает более двух тысяч лет — первые из масок, о которых существуют достоверные сведения, использовали в древнегреческом театре за несколько столетий до нашей эры. Актёры пользовались театральными масками по всему миру, поэтому неудивительно, что существует их великое множество и они могут разительно отличаться друг от друга. Удивляет скорее то, что порой маски, которые появились в самое разное время и в самых разных местах земли, оказываются чем-то похожи.

Маски играли важную роль в театральных традициях Греции .




Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре.


Их изготовляли из дерева или полотна на

каркасе, покрывались гипсом и раскрашивались, иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром — для усиления резонанса.

-Кто играл все роли в театре? (мужчины) Поэтому они должны были менять маски несколько раз. У каждого актера было 2-3 большие маски.

-Почему маски были большие. Маска позволяла зрителям лучше рассмотреть выражение лица героя.

-Что выражали маски в театре. одна изображала спокойное лицо, вторая – встревоженное, третья – искаженное ужасом. Маски подразделялись на целый ряд неизменных категорий: 1) стариков, 2) молодых людей, 3) рабов и 4) женщин,

-Так как греческие актеры носили маски, то мимика была исключена. И тем больше актер должен был работать над искусством речи и жестов. Поэтому греческая маска было очень большой и выразительной и зрители могли разглядеть ее с дальних мест. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа.


Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых.


Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функция масок - донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

-Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду.

(Если актёр возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене маску и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены.)

- Театр отразился и в искусстве вазописи, скульптуры Др.Греции. (сл.)

-Греческий театр оказал огромное влияние на развитие театрального искусства народов современной Европы

-Употребление театральных масок перешло в Италию для театральных пантомим и итальянской комедии (Comedia dell’Arte).


Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску.

- Из Италии маска перекочевала во Францию. Так, маска полишинеля — весьма древняя; к ней у углов рта первоначально прикреплялись бубенчики.


-Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения.


Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла.

-Карнавальные маски. Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю с древнеримских сатурналий, во время которых рабам было позволено сидеть за одним столом с хозяевами и во время которых люди носили маски, чтобы избежать дискомфорта при общении.

Самые известные маски венецианского карнавала- это персонажи итальянской комедии. Это Арлекин, Коломбина, Пьеро (грустный клоун-мим, воплощавший мучения разбитых сердец, наивную инфантильность и доверчивость. В сценариях комедии Дель Арте этот персонаж почти всегда был обманут, предан.)


Шут – яркий и популярный персонаж. Несмотря на то, что маска Шута не являются исконно театральными или карнавальными персонажами, они оказали существенное влияние на формирование европейской театральной комедии Средневековья. Первые упоминания о людях, наряжавшихся в Шута, датируются доисторическими временами эпохи Плиния Старшего. Шутами были юродивые, блаженные и психически нездоровые люди, зарабатывая шутками и дурачествами себе на хлеб. Головной убор Шута особенно примечателен – это могла быть тканевая шапочка или повязка на голову, неизменно венчавшаяся тремя и более закрученными завитками из ткани или гипса. На каждом из завитков шутовского колпака обязательно был звонкий бубенчик Эти завитки на колпаке – дань костюмам самых первых шутов, обязательными атрибутами которых были ослиные уши и хвост.

К маскам, появление которых не связано с театром, относят Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы.


Кроме карнавала, одной из причин ношения масок называют эпидемии чумы. Полагали, что если человек закрыл лицо маской, смерть может его не узнать и пройти мимо. Маски, обладающие большими, длинными носами-клювами (Доктор Чумы), использовались и в медицинских целях-в нос помещался тампон, пропитанный особым дезинфицирующим раствором, который препятствовал заражению.

- Особенно красивы маски Веницианская дама - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана — нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами..


Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических свиданий до совершения преступлений.

Сегодня маски также широко используются в театрах разных стран, например:японский театр но;

Мачо Ратон — жанр сатирической драмы в Никарагуа.



Творческое задание:

Театральная маска

Предлагаю устроить настоящий маскарад, наполненный смехом и радостью.

Приближается праздник

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ,

который отмечается в первый день лета

Приветствуется любая техника: рисование, коллаж и др., в общем что вы придумаете. Дерзайте! Удачи вам!



Дополнительная информация для любознательных.


Урок содержит конспект и презентацию. Данное занятие является продолжением урока "Театр и художник". Учащиеся закрепляют знания о театральном искусстве и роли в нем художника. Узнают об истории маски и ее разновидности. Научаться передавать характер маски через художественные средства выразительности.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя: Сандул-Домолазова Н.К.

Предмет: ИЗО

Тип урока: освоение новых знаний

Образовательные: Познакомить с понятиями маска. Сформировать понятие о разнообразии видов и форм масок, используемых в театре. Организовать учебную деятельность учащихся по изучению способов и приемов создания “маски”, применяя стилизацию форм

Развивающие: Формирование знаний как с помощью грима отображается историческая эпоха, особенности литературного произведения и характера героя. Закрепить знания учащихся об особенностях восприятия человеком цветового пятна и его символикой.

Воспитательные: Познакомить с историей ремесла создания маски. Воспитать эстетические чувства, уважение к культуре разных народов.

Используемые технологии : проблемное обучение

Опорные понятия, термины : маска, карнавал, комедия

Межпредметные связи: история, литература

Оборудование: проектор, худ.средства.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы

Формируемые умения (УУД)

Беседа с постановкой проблемы.

-Сегодня мы продолжаем разговор об искусстве Древней Греции. На столах все необходимые принадлежности и мы готовы к уроку изобразительного искусства.

Садятся на места.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль

Личностные: определяют настроение.

2.Создание проблемной ситуации (целеполагание)

Постановка вопросов, демонстрация

- Вы прекрасно знаете пять видов изобразительного искусства – перечислите…..

- На прошлом уроке мы с вами говорили об особом искусстве, не изобразительном, а каком? …….Театральном (пространственно-временном искусстве или зрелищном) (На слайде слова К.Станиславского…)

- Что вы узнали о театральном искусстве? Когда оно возникло?

-Где происходили театральные представления в Др. Греции и Риме?

- Какая особенность была у театра в Риме? (жестокие кровопролитные представления)

- Помните ли вы, кто играл в театральных пьесах? (только мужчины)

Современный театр перенял лучшие традиции греческого театрального искусства. Сегодня мы можем получить радость и удовольствие в каких театрах?

В театре играется жизнь, жизненные ситуации…

Драматический, Оперы и балета, кукольный и т.д.

Познавательные: определяют порядок работы, варианты учебной деятельности Личностные: проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции.

3. Первичное усвоение новых знаний

-А скажите, пожалуйста, театр – это простое или сложное устройство?

- В чем сложность? (работают драматург, режиссер, актер и художники по гриму, костюмер, декоратор)

- Какой вывод мы с вами сделали? Какова роль художника в театральном искусстве. (художник выполняет важную задачу, как гример, костюмер и декоратор)

-Верно. И вы отразили все это в своих работах (обращаю внимание)

…-Итак, театр – яркий аспект античной жизни. Особенностью древнегреческого театра было то, что актеры играли в ………………..

Наденешь ее- и тебя не узнать,

Ты рыцарь, бродяга, ковбой

Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.

А снимешь вновь станешь собой.

-Верно. И тема урока какова? (театральная маска)

- (вопрос уч-ся)Что же такое маска?

Маска – это то, что надевали на лицо. Маска – это предмет, с помощью которого скрывали лицо. Она что-то изображает, например, человека или животное.

- Маска – специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица, звериной морды.

Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей колдуньей или принцессой. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя.

Маски играли важную роль в театральных традициях Греции . Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре. Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и играли роль рупора. Их изготовляли из дерева или полотна на каркасе, покрывались гипсом и раскрашивались, иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром — для усиления резонанса.

-Кто играл все роли в театре? (мужчины) Поэтому они должны были менять маски несколько раз. У каждого актера было 2-3 большие маски.

-Почему маски были большие. Маска позволяла зрителям лучше рассмотреть выражение лица героя.

-Что выражали маски в театре. одна изображала спокойное лицо, вторая – встревоженное, третья – искаженное ужасом. Маски подразделялись на целый ряд неизменных категорий: 1) стариков, 2) молодых людей, 3) рабов и 4) женщин,

-Так как греческие актеры носили маски, то мимика была исключена. И тем больше актер должен был работать над искусством речи и жестов. Поэтому греческая маска было очень большой и выразительной и зрители могли разглядеть ее с дальних мест. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функция масок - донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

-Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду.

(Если актёр возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене маску и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены.)

- Театр отразился и в искусстве вазописи, скульптуры Др.Греции. (сл.)

-Греческий театр оказал огромное влияние на развитие театрального искусства народов современной Европы

-Употребление театральных масок перешло в Италию для театральных пантомим и итальянской комедии (Comedia dell’Arte). Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску.

- Из Италии маска перекочевала во Францию. Так, маска полишинеля — весьма древняя; к ней у углов рта первоначально прикреплялись бубенчики.

-Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла.

-Карнавальные маски. Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю с древнеримских сатурналий, во время которых рабам было позволено сидеть за одним столом с хозяевами и во время которых люди носили маски, чтобы избежать дискомфорта при общении.

Самые известные маски венецианского карнавала-это персонажи итальянской кмедии. Это Арлекин, Коломбина, Пьеро (грустный клоун-мим, воплощавший мучения разбитых сердец, наивную инфантильность и доверчивость. В сценариях комедии Дель Арте этот персонаж почти всегда был обманут, предан.)

Шут – яркий и популярный персонаж. Несмотря на то, что маска Шута не являются исконно театральными или карнавальными персонажами, они оказали существенное влияние на формирование европейской театральной комедии Средневековья. Первые упоминания о людях, наряжавшихся в Шута, датируются доисторическими временами эпохи Плиния Старшего. Шутами были юродивые, блаженные и психически нездоровые люди, зарабатывая шутками и дурачествами себе на хлеб. Головной убор Шута особенно примечателен – это могла быть тканевая шапочка или повязка на голову, неизменно венчавшаяся тремя и более закрученными завитками из ткани или гипса. На каждом из завитков шутовского колпака обязательно был звонкий бубенчик Эти завитки на колпаке – дань костюмам самых первых шутов, обязательными атрибутами которых были ослиные уши и хвост.

К маскам, появление которых не связано с театром, относят Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы.

Кроме карнавала, одной из причин ношения масок называют эпидемии чумы. Полагали, что если человек закрыл лицо маской, смерть может его не узнать и пройти мимо. Маски, обладающие большими, длинными носами-клювами (Доктор Чумы), использовались и в медицинских целях-в нос помещался тампон, пропитанный особым дезинфицирующим раствором, который препятствовал заражению.

- Особенно красивы маски Веницианская дама - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана — нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами..

Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических свиданий до совершения преступлений.

Сегодня маски также широко используются в театрах разных стран, например:японский театр но;

Мачо Ратон — жанр сатирической драмы в Никарагуа.

- Итак, вернемся к вопросам и попытаемся дать конкретные ответы.

Читайте также: