Конспект занятия свойства стекла в старшей группе
Обновлено: 05.07.2024
Орг. момент : Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей!
Поздоровайтесь с ними . А теперь давайте с вами п оиграем. Хотите? Станьте,
показывает карточки с и зображённы ми на них схемами, дети высказывают
Изучение новой темы : - Молодцы, р ебята, столько интересных вещей
увидели. А у меня д ля вас есть сюрприз. Вот посмот рите, это письмо
прислала Кор олева Стеклян ной Страны . Давайте почита ем!
«Здравству йте, дорогие ребята! Пишет вам Королева Стеклянной
Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу п ознакомить
вас с ними. Если вы будете внимател ьными и активными, то узнаете много
интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны
В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну,
Дети называют ве жливые слов а, за каждое сло во получают по фишке.
В: Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева н аверняк а
разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель по дходит к столу, на
котором лежат предметы из стекл а, накрытые салфеткой). Давайте
Воспитатель убирает салфетку, и дет и видят различные п редметы из
стекла: тон кие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы ,
различные флаконы и т.д. Воспитатель предлагает рассмотреть все эти
вещи, п росит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи по хожи друг
В: Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте
узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку). Дети, что в
стакане? А как вы узнали, что в стакане ц ветная фишка? Да, стекло
прозрачное. За помните это сл ово. Теперь по дойдите к с толу и проверьте
прозрачность стекла ( дети опускают в стаканы цветные фишки, смотрят
друг на друга через стакан). Почему мы видим, что лежит в стакане ?
(Потому, чт о стекло проз рачное). Стекло прозрачн ое, поэтому из него
делают оконные стёкла. Где ещё использу ют это свойство? (Стёкла в
машинах, градусниках, аквариу мах и т.д. За правильные о тветы дети
В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия
из цветного стекла, которые стоят на столе, и опр едел ите цвет ( зелёный
Затем ребята бер ут стеклянные изделия в руки, опред еляют, какое
стекло на ощупь: гладкое, холодн ое, скользкое и т.д.). Воспитат ель
помогает выдели ть ещё одно свойство. Есть и зделия из тонкого стекла, а
В: Что случится, е сли вдру г у ронить или б росить стекл янную вещь ?
Значит, стекло очень х рупкое, оно легко бьётся. Назовите изделия из стекла,
в которые мы можем налить воду . ( Воспитатель предлагает детям налить
воду в стакан.) Пропу скает ли стакан воду? Значит стекл о –
водонепроница емое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить
воду. Есть у стекла ещё одно свойство. Оно и здаёт приятный мелодичный
звук. Послушайте ( ударяет карандашо м по стенкам сосудов, прикасается
одним стак аном к другому, предлагает детям повторить опыт). Вот,
ребята, с какими свойствами стекла мы сегодня познакомились. А теперь
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на
предметы, считает до трёх и накрыв ает всё покрывалом. Дети по очереди
должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный
ответ получают ф ишки. И гра повторя ется три раза с з аменой п редметов.
закрывают глаза, воспитат ель убирает один предмет, дети должны
В: - А вы знаете, как делается стекло ? Почти пять веков пролетело с тех
пор, как открылись людям тайна стекла. Шли по пескам Аравийской
пустыни усталые путники. Развели о ни на привале косте р, а чтобы ветер не
задул пламя, они обложили его кусками природной со ли, которую везли на
продажу. Всю ночь на ветру полыхал огонь, а соль и песок плавились. И
свершилось чудо! Твердый, как камень, п розрачный, как прохладные воды
ручья, сверкающий на с олнце слиток лежал у тром на обгор евшем кострище.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель : ознакомление детей со свойствами стекла , его особенностях, изделиями из стекла .
- формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов ;
- развивать познавательный интерес к предметному миру;
- развивать желание детей проводить опытно - экспериментальную деятельность с предметами из стекла ;
- формировать умение соблюдать меры безопасности.
Предварительная работа : рассматривание выставки стеклянных изделий , экспериментирование с цветными стеклами , рассматривание иллюстраций.
Оборудование : стаканы на каждого ребенка из стекла , стеклянная посуда , посылка, пуговицы, цветные стекла .
В. - Я вам буду показывать различные предметы, а вы должны угадать из чего они сделаны (мяч из резины - резиновый, карандаш из дерева - деревянный, кубик из пластмассы – пластмассовый, кружка из стекла – стеклянная ).
В. - Сегодня мы отправимся в волшебный мир стекла , и узнаем много нового и интересного.
-Я вам загадаю загадку.
Прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь – разобьюсь. (ответы детей)
Дети рассматривают картинки с изображение предметов из стекла .
В. - Из чего сделаны эти предметы (ответы детей)
В. – Правильно - эти предметы сделаны из стекла . Сегодня мы с вами познакомимся со свойством стекла . Дети, стекло бывает цветное и прозрачное.
- Назовите мне предметы из цветного и прозрачного стекла ?
- Посмотрите вокруг и назовите стеклянные предметы . (ответы детей)
Стекло - это застывшая жидкость. Рассказ «Как появилось стекло Однако, в отличие от большинства застывших жидкостей, стекло имеет интересную особенность : оно не обладает в твердом состоянии свойствами кристаллического вещества. Химический состав стекла : 70% стекло состоит из кремнезема (диоксида кремния — белого кварцевого песка, на 12-16 % — из соды, на 5-12% —из известняка и доломита, а в остальных небольших процентных соотношениях присутствуют некоторые другие компоненты.
Девочки и мальчики : хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики : прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут : топ, топ, топ!
Весело хохочут : ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,
После отдыхают (приседают, руки свободные) .
3. Опытно – экспериментальная деятельность .
-Какие правила безопасности со стеклом вы знаете ? (ответы детей)
-Правильно, если стекло может легко разбиться, то оно какое? (ответы детей)
-А что делать, если стекло разбилось , его можно брать руками? (ответы детей) -Почему?
-Правильно, как мы должны убирать разбитое стекло ?
- Перед вами стоят стаканы, аккуратно налейте в стакан воды.
-Пропускает ли стакан воду? (ответы детей)
- Вода через стакан не проникает, почему? (ответы детей)
-В любую стеклянную посуду можно налить воду? (ответы детей)
-Это свойство стекла . Стекло – водонепроницаемое .
-Посмотрите, у меня на столе стоят бокалы.
- Давайте рассмотрим стекло , какое оно на вид?
-А теперь в стакан положите чайную ложку, что вы видите в стакане? (ответы детей) -Почему? (ответы детей)
-Правильно, стекло прозрачное , поэтому мы и видим ложку.
-Это одно из свойств стекла . Стекло прозрачное .
- У вас на столах лежат стеклышки , какие они?
- Посмотрите через стекло , вы что нибудь видите?
- Это еще одно свойство стекла , оно может окрашивать предметы в тот цвет, через какое стекло смотришь .
- На столе стоят три стакана. В первый бокал я налью немного воды, в следующий – больше, а в третий еще больше. Ложкой ударю по бокалам по очереди, один за другим.
- Что вы услышали? (ответы детей)
-А сейчас я ударяю в любом порядке. Можно ли сыграть мелодию? ответы детей)
- Чем больше воды, тем звук ниже, тем меньше воды- звук выше
- Это еще одно свойство стекла . Стекло издает звук .
- Дети, любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения. К предметам из стекла нужно относиться очень бережно и аккуратно.
-А что будет со стеклом если его уронить ?
Сегодня в мире уже известны 35 видов стекла , и с каждым годом появляются все более прочные образцы. Высокопрочные ударо- и пулестойкие безосколочные стекла , изготовленные на качественном оборудовании с соблюдением современных технологий и с использованием материалов известных производителей, могут гарантированно обеспечивать безопасность и комфорт людей везде, где установлено такое стекло . Пулестойкие стекла могут иметь различные степени защиты. Стекло также может быть огнестойким (не разрушается легко при нагревании, термостойким (способно выдерживать сильный термический удар, нейтральным (обладает высокой химической стойкостью) . Кроме того, стекла могут быть бесцветными или цветными, непрозрачными или просвечивающими, энергосберегающими, солнцезащитными, ламинированными, армированными, узорчатыми.
- Давайте повторим все свойства стекла . Какое бывает стекло ?
Воспитатель. Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Тогда нам надо выполнить задание Королевы. (Дети называют вежливые слова).
- Вы назвали так много вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в ее страну.
Основная часть
Воспитатель убирает салфетку, и дети видят тонкие и граненые стаканы, вазы, бутылочки, баночки, салатницы и т.д. Воспитатель предлагает рассмотреть все вещи, называя их.
-Да, правильно, они все стеклянные. Предметов из стела очень много. Интересно почему? Давайте узнаем это.
Воспитатель просит детей пройти за столы, на которых лежат воздушные шарики, прозрачные стаканы и бутылочки с водой.
- Давайте опустим шарик в стакан. Посмотрите, что в стакане?
Ответы детей. Выслушав ответы детей, делают вывод, что стекло прозрачное.
- Стекло бывает прозрачное, а еще какое бывает стекло? Давайте посмотрим на стол.
Дети видят изделия из цветного стекла.
- А для чего используют изделия из цветного стекла?
Ответы детей.
-Теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка
Девочки и мальчики:
Хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши.)
Прыгают, как мячики:
Прыг-скок, прыг-скок. (прыгают)
Весело хохочут:
Ха-ха-ха! (имитационные движения)
Ножками топочут:
Глазками моргают, (зажмуривают глаза)
После отдыхают. (приседают)
- Молодцы, дети! Давайте возьмем в руки стекло. Какое оно на ощупь? (Гладкое, холодное, скользкое).
-А если уронить предмет из стекла, что может произойти?
-Будем проводить такой опыт? (Нет).
- Назовите стеклянные изделия, в которые можно налить воду.
Воспитатель наливает воду в стакан.
- Пропускает ли стакан воду? (Нет)
-Значит, стекло водонепроницаемое, в любую посуду из стекла мы можем налить воду.
-А если ударить карандашом по стеклянной посуде, что вы услышите?
- Правильно, мелодичный звук. Давайте попробуем.
- Ребята, давайте вспомним и назовем все свойства стекла:
- стекло прозрачное;
-стекло может быть бесцветное или цветное;
-стекло хрупкое;
-стекло не пропускает воду, водонепроницаемое;
-при постукивании издает мелодичный звук.
Дети встают вкруг, воспитатель бросает мяч и называет предмет и материал, из которого он сделан. Ребенок, возвращая мяч, называет, какой предмет.
-Пузырек из стекла – стеклянный, ложка из дерева – деревянная, ваза из глины – глиняная, поднос из металла – металлический, ваза из стекла – стеклянная, машинка из пластмассы – пластмассовая, мяч из резины – резиновый, кораблик из бумаги – бумажный, линза из стекла – стеклянная.
-Молодцы. А теперь давайте порисуем.
- Ребята, сегодня мы будем волшебниками, которые умеют творить чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла и очень хрупкое, с его помощью мы будем учиться разным чудесам. Готовы?
- Давайте закроем глаза и представим ,что мы с вами попали на поляну, на которой почему- то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего! Как же нам быть?
Дети предлагают нарисовать цветы и траву.
- Выберите цвет, который вам больше всего нравится. Обмокните в него свой пальчик и наполните нашу поляну волшебством. Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями, использовать в одной композиции несколько цветов. А если вдруг у вас что – то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой и нанести новый рисунок.
Дети самостоятельно рисуют.
Когда дети закончат рисовать, воспитатель обращает внимание на целостность картины, отмечает , что благодаря прозрачности стекла изображение воспринимается как объемное, пропускающее через себя свет.
- Ребята, посмотрите, какое чудо мы с вами создали, какие красивые, яркие цветы у вас получились.
- Расскажите, что вам понравилось?
- Какие сложности возникали?
- Чему новому вы сегодня научились?
- Наше путешествие в стеклянную страну подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
Дети строятся паровозиком и под музыку возвращаются в детский сад.
Цель: Познакомить детей со способом получения стекла.
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать,делать выводы;
2. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;
3. Расширять словарный запас детей;
4. Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.
Ход занятия.
Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.
А ударь — разобьюсь.
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит, не льется,
А ударишь — разобьется.
Воспитатель подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель обобщает предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т.е. как их можно назватьодним словом.)
Далее воспитатель постепенно выкладывает на свой стол прозрачные и цветные камешки и объясняет детям, что стекло бывает цветное и прозрачное.
Воспитатель: Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло.
- Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе. (окно, лампочки). Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Давайте убедимся в правильности этого правила. (Воспитатель в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается.) Если стекло бьётся, значит, оно хрупкое. Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места.
Опыт №1
Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.
Эксперимент №2
Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что | гладкие, холодные, ребристое.)
Эксперимент №3
Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.
Эксперимент №4
Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.
Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. (Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу.
Читайте также: