Конспект занятия свойства стекла в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Орг. момент : Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей!

Поздоровайтесь с ними . А теперь давайте с вами п оиграем. Хотите? Станьте,

показывает карточки с и зображённы ми на них схемами, дети высказывают

Изучение новой темы : - Молодцы, р ебята, столько интересных вещей

увидели. А у меня д ля вас есть сюрприз. Вот посмот рите, это письмо

прислала Кор олева Стеклян ной Страны . Давайте почита ем!

«Здравству йте, дорогие ребята! Пишет вам Королева Стеклянной

Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу п ознакомить

вас с ними. Если вы будете внимател ьными и активными, то узнаете много

интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны

В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну,

Дети называют ве жливые слов а, за каждое сло во получают по фишке.

В: Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева н аверняк а

разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель по дходит к столу, на

котором лежат предметы из стекл а, накрытые салфеткой). Давайте

Воспитатель убирает салфетку, и дет и видят различные п редметы из

стекла: тон кие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы ,

различные флаконы и т.д. Воспитатель предлагает рассмотреть все эти

вещи, п росит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи по хожи друг

В: Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте

узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку). Дети, что в

стакане? А как вы узнали, что в стакане ц ветная фишка? Да, стекло

прозрачное. За помните это сл ово. Теперь по дойдите к с толу и проверьте

прозрачность стекла ( дети опускают в стаканы цветные фишки, смотрят

друг на друга через стакан). Почему мы видим, что лежит в стакане ?

(Потому, чт о стекло проз рачное). Стекло прозрачн ое, поэтому из него

делают оконные стёкла. Где ещё использу ют это свойство? (Стёкла в

машинах, градусниках, аквариу мах и т.д. За правильные о тветы дети

В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия

из цветного стекла, которые стоят на столе, и опр едел ите цвет ( зелёный

Затем ребята бер ут стеклянные изделия в руки, опред еляют, какое

стекло на ощупь: гладкое, холодн ое, скользкое и т.д.). Воспитат ель

помогает выдели ть ещё одно свойство. Есть и зделия из тонкого стекла, а

В: Что случится, е сли вдру г у ронить или б росить стекл янную вещь ?

Значит, стекло очень х рупкое, оно легко бьётся. Назовите изделия из стекла,

в которые мы можем налить воду . ( Воспитатель предлагает детям налить

воду в стакан.) Пропу скает ли стакан воду? Значит стекл о –

водонепроница емое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить

воду. Есть у стекла ещё одно свойство. Оно и здаёт приятный мелодичный

звук. Послушайте ( ударяет карандашо м по стенкам сосудов, прикасается

одним стак аном к другому, предлагает детям повторить опыт). Вот,

ребята, с какими свойствами стекла мы сегодня познакомились. А теперь

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на

предметы, считает до трёх и накрыв ает всё покрывалом. Дети по очереди

должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный

ответ получают ф ишки. И гра повторя ется три раза с з аменой п редметов.

закрывают глаза, воспитат ель убирает один предмет, дети должны

В: - А вы знаете, как делается стекло ? Почти пять веков пролетело с тех

пор, как открылись людям тайна стекла. Шли по пескам Аравийской

пустыни усталые путники. Развели о ни на привале косте р, а чтобы ветер не

задул пламя, они обложили его кусками природной со ли, которую везли на

продажу. Всю ночь на ветру полыхал огонь, а соль и песок плавились. И

свершилось чудо! Твердый, как камень, п розрачный, как прохладные воды

ручья, сверкающий на с олнце слиток лежал у тром на обгор евшем кострище.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : ознакомление детей со свойствами стекла , его особенностях, изделиями из стекла .

- формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов ;

- развивать познавательный интерес к предметному миру;

- развивать желание детей проводить опытно - экспериментальную деятельность с предметами из стекла ;

- формировать умение соблюдать меры безопасности.

Предварительная работа : рассматривание выставки стеклянных изделий , экспериментирование с цветными стеклами , рассматривание иллюстраций.

Оборудование : стаканы на каждого ребенка из стекла , стеклянная посуда , посылка, пуговицы, цветные стекла .

В. - Я вам буду показывать различные предметы, а вы должны угадать из чего они сделаны (мяч из резины - резиновый, карандаш из дерева - деревянный, кубик из пластмассы – пластмассовый, кружка из стекла – стеклянная ).

В. - Сегодня мы отправимся в волшебный мир стекла , и узнаем много нового и интересного.

-Я вам загадаю загадку.

Прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь – разобьюсь. (ответы детей)

Дети рассматривают картинки с изображение предметов из стекла .

В. - Из чего сделаны эти предметы (ответы детей)

В. – Правильно - эти предметы сделаны из стекла . Сегодня мы с вами познакомимся со свойством стекла . Дети, стекло бывает цветное и прозрачное.

- Назовите мне предметы из цветного и прозрачного стекла ?

- Посмотрите вокруг и назовите стеклянные предметы . (ответы детей)

Стекло - это застывшая жидкость. Рассказ «Как появилось стекло Однако, в отличие от большинства застывших жидкостей, стекло имеет интересную особенность : оно не обладает в твердом состоянии свойствами кристаллического вещества. Химический состав стекла : 70% стекло состоит из кремнезема (диоксида кремния — белого кварцевого песка, на 12-16 % — из соды, на 5-12% —из известняка и доломита, а в остальных небольших процентных соотношениях присутствуют некоторые другие компоненты.

Девочки и мальчики : хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики : прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут : топ, топ, топ!

Весело хохочут : ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные) .

3. Опытно – экспериментальная деятельность .

-Какие правила безопасности со стеклом вы знаете ? (ответы детей)

-Правильно, если стекло может легко разбиться, то оно какое? (ответы детей)

-А что делать, если стекло разбилось , его можно брать руками? (ответы детей) -Почему?

-Правильно, как мы должны убирать разбитое стекло ?

- Перед вами стоят стаканы, аккуратно налейте в стакан воды.

-Пропускает ли стакан воду? (ответы детей)

- Вода через стакан не проникает, почему? (ответы детей)

-В любую стеклянную посуду можно налить воду? (ответы детей)

-Это свойство стекла . Стекло – водонепроницаемое .

-Посмотрите, у меня на столе стоят бокалы.

- Давайте рассмотрим стекло , какое оно на вид?

-А теперь в стакан положите чайную ложку, что вы видите в стакане? (ответы детей) -Почему? (ответы детей)

-Правильно, стекло прозрачное , поэтому мы и видим ложку.

-Это одно из свойств стекла . Стекло прозрачное .

- У вас на столах лежат стеклышки , какие они?

- Посмотрите через стекло , вы что нибудь видите?

- Это еще одно свойство стекла , оно может окрашивать предметы в тот цвет, через какое стекло смотришь .

- На столе стоят три стакана. В первый бокал я налью немного воды, в следующий – больше, а в третий еще больше. Ложкой ударю по бокалам по очереди, один за другим.

- Что вы услышали? (ответы детей)

-А сейчас я ударяю в любом порядке. Можно ли сыграть мелодию? ответы детей)

- Чем больше воды, тем звук ниже, тем меньше воды- звук выше

- Это еще одно свойство стекла . Стекло издает звук .

- Дети, любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения. К предметам из стекла нужно относиться очень бережно и аккуратно.

-А что будет со стеклом если его уронить ?

Сегодня в мире уже известны 35 видов стекла , и с каждым годом появляются все более прочные образцы. Высокопрочные ударо- и пулестойкие безосколочные стекла , изготовленные на качественном оборудовании с соблюдением современных технологий и с использованием материалов известных производителей, могут гарантированно обеспечивать безопасность и комфорт людей везде, где установлено такое стекло . Пулестойкие стекла могут иметь различные степени защиты. Стекло также может быть огнестойким (не разрушается легко при нагревании, термостойким (способно выдерживать сильный термический удар, нейтральным (обладает высокой химической стойкостью) . Кроме того, стекла могут быть бесцветными или цветными, непрозрачными или просвечивающими, энергосберегающими, солнцезащитными, ламинированными, армированными, узорчатыми.

- Давайте повторим все свойства стекла . Какое бывает стекло ?

Воспитатель. Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Тогда нам надо выполнить задание Королевы. (Дети называют вежливые слова).

- Вы назвали так много вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в ее страну.

Основная часть

Воспитатель убирает салфетку, и дети видят тонкие и граненые стаканы, вазы, бутылочки, баночки, салатницы и т.д. Воспитатель предлагает рассмотреть все вещи, называя их.

-Да, правильно, они все стеклянные. Предметов из стела очень много. Интересно почему? Давайте узнаем это.

Воспитатель просит детей пройти за столы, на которых лежат воздушные шарики, прозрачные стаканы и бутылочки с водой.

- Давайте опустим шарик в стакан. Посмотрите, что в стакане?

Ответы детей. Выслушав ответы детей, делают вывод, что стекло прозрачное.

- Стекло бывает прозрачное, а еще какое бывает стекло? Давайте посмотрим на стол.

Дети видят изделия из цветного стекла.

- А для чего используют изделия из цветного стекла?

Ответы детей.

-Теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка

Девочки и мальчики:

Хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши.)

Прыгают, как мячики:

Прыг-скок, прыг-скок. (прыгают)

Весело хохочут:

Ха-ха-ха! (имитационные движения)

Ножками топочут:

Глазками моргают, (зажмуривают глаза)

После отдыхают. (приседают)

- Молодцы, дети! Давайте возьмем в руки стекло. Какое оно на ощупь? (Гладкое, холодное, скользкое).

-А если уронить предмет из стекла, что может произойти?

-Будем проводить такой опыт? (Нет).

- Назовите стеклянные изделия, в которые можно налить воду.

Воспитатель наливает воду в стакан.

- Пропускает ли стакан воду? (Нет)

-Значит, стекло водонепроницаемое, в любую посуду из стекла мы можем налить воду.

-А если ударить карандашом по стеклянной посуде, что вы услышите?

- Правильно, мелодичный звук. Давайте попробуем.

- Ребята, давайте вспомним и назовем все свойства стекла:

- стекло прозрачное;

-стекло может быть бесцветное или цветное;

-стекло хрупкое;

-стекло не пропускает воду, водонепроницаемое;

-при постукивании издает мелодичный звук.

Дети встают вкруг, воспитатель бросает мяч и называет предмет и материал, из которого он сделан. Ребенок, возвращая мяч, называет, какой предмет.

-Пузырек из стекла – стеклянный, ложка из дерева – деревянная, ваза из глины – глиняная, поднос из металла – металлический, ваза из стекла – стеклянная, машинка из пластмассы – пластмассовая, мяч из резины – резиновый, кораблик из бумаги – бумажный, линза из стекла – стеклянная.

-Молодцы. А теперь давайте порисуем.

- Ребята, сегодня мы будем волшебниками, которые умеют творить чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла и очень хрупкое, с его помощью мы будем учиться разным чудесам. Готовы?

- Давайте закроем глаза и представим ,что мы с вами попали на поляну, на которой почему- то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего! Как же нам быть?

Дети предлагают нарисовать цветы и траву.

- Выберите цвет, который вам больше всего нравится. Обмокните в него свой пальчик и наполните нашу поляну волшебством. Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями, использовать в одной композиции несколько цветов. А если вдруг у вас что – то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой и нанести новый рисунок.

Дети самостоятельно рисуют.

Когда дети закончат рисовать, воспитатель обращает внимание на целостность картины, отмечает , что благодаря прозрачности стекла изображение воспринимается как объемное, пропускающее через себя свет.

- Ребята, посмотрите, какое чудо мы с вами создали, какие красивые, яркие цветы у вас получились.

- Расскажите, что вам понравилось?

- Какие сложности возникали?

- Чему новому вы сегодня научились?

- Наше путешествие в стеклянную страну подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

Дети строятся паровозиком и под музыку возвращаются в детский сад.

Цель: Познакомить детей со способом получения стекла.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать,делать выводы;

2. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

3. Расширять словарный запас детей;

4. Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.

Ход занятия.

Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.

А ударь — разобьюсь.

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь — разобьется.

Воспитатель подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель обобщает предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т.е. как их можно назватьодним словом.)

Далее воспитатель постепенно выкладывает на свой стол прозрачные и цветные камешки и объясняет детям, что стекло бывает цветное и прозрачное.

Воспитатель: Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло.

- Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе. (окно, лампочки). Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Давайте убедимся в правильности этого правила. (Воспитатель в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается.) Если стекло бьётся, значит, оно хрупкое. Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места.

Опыт №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что | гладкие, холодные, ребристое.)

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.

Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. (Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу.

Читайте также: