Конспект занятия слова предметы слова действия слова признаки

Обновлено: 05.07.2024

Группа: подготовительная к школе для детей с ТНР.

Цель: закрепление понятий: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

  • закрепить представления о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета;
  • формировать умение дифференцировать данные понятия;
  • обогащать и активизировать словарь;
  • закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
  • формировать умение образовывать прилагательные и глаголы от существительных (образование однокоренных слов);
  • совершенствовать умение составлять предложения по графической модели;
  • совершенствовать процессы слухового и зрительного восприятия, вербальной памяти и внимания, мышления;
  • развивать познавательную активность;
  • учить контролю и самоконтролю выполняемых действий;
  • формировать положительную установку на активное участие в занятии;
  • воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.

Формы организации образовательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парами.

Планируемый результат:

  • умение правильно подбирать вопрос к существительным, прилагательным и глаголом;
  • умение дифференцировать существительные, прилагательные, глаголы;
  • умение подбирать действия к заданному предмету;
  • умение подбирать признаки к заданному предмету;
  • умение правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
  • умение образовывать новые слова от заданного существительного;
  • умение составлять предложения по предложенной графической модели;
  • формирование познавательной и социальной мотивации;
  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • умение слушать собеседника (ребенка, взрослого).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в необычный лес, словесный лес, он полон сказок и чудес…

Логопед: - Что же делать? Теперь наше путешествие не состоится.

Ну что ж, если вас трудности не пугают, и вы готовы помочь жителям сказочного леса, тогда отправляемся в путь. Но прежде, давайте разомнёмся.

Логопед произносит слова: одушевлённые и неодушевлённые существительные, глаголы, прилагательные, а дети задают вопрос к заданному слову, сопровождая его движениями рук. (На вопрос: кто это? – правая рука вперёд, что это? – левая рука вперёд, что делает? – вытягивают обе руки вперёд, какой? – волнообразное движение руки перед собой).

Называя каждый своё слово, дети передают мяч друг другу. (Аналогично дети придумывают слова, называющие неживые предметы, действия предмета и признак предмета)

Логопед: - Теперь к испытаниям мы готовы, чтобы в волшебный лес попасть, нужно загадку отгадать:

Я на этом берегу,
Я на том берегу.
Через реку перебраться
Я тебе помогу. (Мост)

- Правильно, нам нужен мост. Наш мост мы будем строить из необычных дощечек. Чтобы их получить, нужно назвать лишнее слово. Отгадайте его.

Логопед называет слова, дети находят лишнее слово, объясняют, почему они так решили, находят дощечку с графическим изображением данного слова.

- Стол, машина, бабочка, чашка.

- Летит, крутиться, маленький, идёт.

- Волшебный, грустный, стоит, большой.

- Дождь, лягушка, девочка, строитель.

Каждый ребёнок берёт картинку и находит нужную полянку. Логопед совместно с детьми проверяет, правильно ли распределили картинки, и предлагает поднять картинку тому, у кого изображен предмет, про который можно сказать: красная (красный, красное, красные, желтая и т.п.)

(Дети называют слова, логопед прикрепляет лепестки с графическим изображением этих слов). Слова: ЦВЕТОК, РАДОСТЬ, ИГРА, МОРОЗ, ЗЕЛЕНЬ, РЫБА, УЧЁБА.

- А теперь расколдуйте тех, кто изображён на ваших картинках, в соответствии с предложенной схемой. (Дети берут конверты, лежащие на их столах, и составляют предложения по картинке и схеме).

Физкультминутка (дети выполняют движения согласно тексту)

Быстро встали, улыбнулись.
Выше, выше потянулись,
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.

Дети возвращаются на свои места.

Логопед: - Здесь зашифрован рассказ, давайте его попробуем расшифровать. (Дети составляют предложения по схемам в соответствии с предложенными сюжетными картинками, объединяя их в рассказ).

Примерный текст рассказа:

Светит яркое солнце.
Тает снег.
Бегут весёлые ручьи.
Набухают почки.
Возвращаются перелётные птицы.

- О каком времени года этот рассказ? (Весна). Правильно, теперь в волшебном лесу наконец-то наступит весна.

- Как вы думаете, мы смогли помочь жителям волшебного леса?

(Раздается уханье совы (аудиозапись), логопед читает послание от хозяйки леса - мудрой совы с благодарностью за оказанную помощь).

Цель: 1. Закрепить понятия слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

2. Расширить и уточнить словарь предметов, глаголов и признаков.

4. Закрепить понятие – предложение.

5. Совершенствование грамматического строя речи.

6. Тренировать детей в составлении простого распространённого предложения с опорой на схему.

7. Воспитывать самостоятельность, дружелюбие , взаимопонимания, доброжелательности.

1. Организационный момент:

Л:- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Вспомните, что говорят радушные хозяева, когда встречают гостей?

Л:- Молодцы! Вы очень вежливые ребята, потому что пожелали всем здоровья. А ещё давайте подарим нашим гостям и друг другу хорошее настроение:

-Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

Гостям и друг другу улыбнёмся.

Л: - А наш волшебный клубочек ещё крепче сделает вашу дружбу и поможет вам назвать своё имя ласково.

Д: - Меня зовут Настенька. Меня зовут Анечка…

Л:- Наш волшебный клубочек помог вам стать ещё добрее и крепко связал вас ниточками доброты, взаимопомощи. Помните об этом и не забывайте помогать друг другу в трудную минуту.

Л: - Ой, ребята, посмотрите, пока мы играли, нам пришло видеописьмо. Его прислала Королева слов – Предложение. Наверное, что-то случилось, посмотрим его?

Королева слов - Предложение:

- Ой, беда, беда, беда!

Разбежались все слова.

Без слов исчезнуть я могу,
Вам говорить не помогу.
Скорей слова вы отыщите

И в мою книгу соберите!

Сумеем мы их подружить,

Красиво будем говорить!

Я буду очень, очень ждать

Хочу скорее всех обнять.

Л: - Ну что ж, поможем Предложению собрать и подружить слова?

Л: - Тем более, что сделать это не так уж и сложно.

Их найти можно везде,

И на небе, и в воде.

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

И сегодня, ребята, мы не только поможем Предложению найти слова, но и вспомним, какие они бывают и за что отвечают? И узнаем, что получится, если слова подружатся?

Л:- Путь нам предстоит неблизкий, но в игре время всегда пролетает быстро.

Мяч лови и мяч бросай,

Живой иль неживой предмет называй:

- девочка, мяч, рыбка, зайчик, медведь, малина, солнышко.

Л: Вспомните, как мы спрашиваем о неживых предметах?

Л: (слайд 5) - Вот мы и приехали в Словоград.

- Что мы видим на полянке? (слайд 6)

Л: - Что называют этими словами?

Д: - Различные предметы.

Л:- Правильно. Это слова-предметы Кто и Что. Они так развеселились, что перепутали все слова. Нужно помочь им навести порядок (слайд 7).

- Ой, ребята, а куда же они исчезли? Посмотрите, они не спрятались в ваших книгах?

Д: - Да, они здесь.

Л: Вот озорники! Придётся вам самим решать, какие слова Кто и Что отдать. Посмотрите ещё раз на полянку. (слайд 8)

(дети получают картинку-слово с полянки и кладут её в книгу слов).

Л: - Молодцы, все слова-предметы на своём месте, и нам пора отправляться дальше.

6. Закрепление понятия слова-действия (слайд 9).

Л: - Ой, ребята, посмотрите, какой-то знак преграждает нам путь? Как вы думаете, какие слова мы можем встретить на этой поляне?

Л: - Давайте посмотрим (слайд 10). Какие слова-действия вы видите на этой полянке?

Д: - Скачет, катится, плывёт, сидит…

7. Упражнение в умении задавать вопрос к слову-действию.

- Один – спрашивает, другой – отвечает. А потом наоборот.

Д: - Рыбка что делает?

Д:- Мяч, что делает?

(дети получают пиктограмму – действие и кладут её в книгу слов).

Л: - Какой вопрос вы задавали к словам- действиям?

Л:- Правильно. Как вы думаете, может королева слов Предложение обойтись без них?

Л: - Молодцы! Я предлагаю вам немного размяться, а какие- то слова нам помогут это сделать.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Л: - Какие слова помогли нам отдохнуть?

Л: - Ну, что ж, теперь можно отправляться дальше

9. Закрепление понятия слова-признаки. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе в И. п. (слайд 12).

- Ребята, посмотрите, какое всё красивое, разноцветное, яркое. Давайте соберём в книгу слова, которые могут раскрасить предметы. Солнышко какое?

(Логопед даёт детям за ответ цветной квадратик, который они помещают в книгу слов).

Л: - Одуванчики какие?

Л: - Облако какое?

Л: - Ромашки какие?

Л: - Какие слова помогли назвать цвет предметов?

Л: - А теперь, ребята, давайте оденем свою волшебную перчатку и потрогаем предметы. Облако какое?

Д:- Мягкое, пушистое.

Д:- Мягкая, тёплая.

Л:- Как я задавала вопрос об этих предметы?

Д:- Какой? Какая? Какое?

Л: - Значит, где-то неподалёку должны быть слова-признаки. Мы обязательно должны их найти, потому что королева Предложение их очень ждёт.

11. Закрепление умения подбирать слова-признаки к предмету (слайд 14).

Л:- А вот и Зайка. Но он плачет. Зайка, почему ты плачешь?

З: - Потому что я некрасивый.

Л:- Ребята, нужно Заиньке как-то помочь! Давайте подберём для него самые красивые слова.

Д:- Серенький, пушистый, милый… (слайд 15)

Л:- Посмотрите, каким счастливым и весёлым стал зайчик! Какие слова помогли вам его украсить?

Л: - Отправляйте их скорее в нашу книгу, потому что королеве слов - Предложению тоже очень нужны красивые слова.

12. Закрепление понятия - предложение: (слайд 16)

Л:- Вот и мы пришли на полянку, на которой нас должна ждать королева слов – Предложение. Но почему- то её нет? Посмотрите в книгу слов, какие слова мы собрали для Предложения?

Д: - Слова - предметы, слова-действия, слова-признаки.

Л: - Как вы думаете, ребята, а сможем мы помочь Предложению, если слова не подружатся?

Л: - Послушайте: Мяч, девочка, разноцветным, играть. Это предложение?

Д: - Потому что нужно поставить слова по порядку.

13. Составление простого распространённого предложения с опорой на схему.

Л: (слайд 17) - А эта волшебная лесенка поможет вам это сделать. Посмотрите, слова встали по порядку, значит, скоро появится их королева - Предложение. Давайте посмотрим в книгу слов и попробуем составить предложение с вашими словами.

Д: - Ёжик несёт красное яблоко.

Д: - Заяц грызёт оранжевую морковку.

Л: - А вот и королева – Предложение. Посмотрите, какая она красивая!

Но нам пора отправляться домой (слайд 18). Какие слова мы собрали для Предложения?

Д: - Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

Л: - Что сделали слова, чтобы появилось Предложение?

Д: - Стали по порядку.

Л: - И королева Предложение дарит вам свою книгу слов, чтобы вы могли чаще с ней встречаться.

*воспитывать самостоятельность, дружелюбие, взаимопомощь, умение играть в команде.

Оборудование: предметные картинки в конвертах, игрушки, 2 книги с картинками воробья, сюрпризная коробка.

Ход занятия : Ну-ка, все - встали в круг, За руки все взялись вдруг, Будем рядом стоять – на вопросы отвечать. Начинаем заниматься, будем мы стараться, Повторять, не зевать, всё запоминать.

- Ребята, давайте проверим, внимательные ли мы? А какие-то слова нам помогут это сделать. Условия игры : Хлопнуть надо только на слово-действие :

Стол, хороший, мыть, часы, круглый, таять, мести, пробовать, собака, кот, прыгать, пушистый, сидеть. - Какие вы молодцы! А умеете ли вы играть в команде?

Слушайте условия игры : необходимо разбиться на 2 команды. Первая команда должна придумать что-то и показать это, вторая команда называет заданный предмет и его действие. Слово-предмет и слово-действие. Например: Самолет летит.

Рассказ с элементами беседы.

-У меня в руках две книги. Я прочитаю вам два рассказа. Послушайте и скажите, какой рассказ вам понравится больше и почему.

Жил – был воробей. У него лапки, головка, клювик, глазки.

Жил – был маленький, подвижный воробей. У него крохотные лапки, круглая головка, острый, короткий, черный клювик, умненькие черненькие глазки.

-Какой рассказ вам понравился больше?

- Почему 2-й рассказ был интереснее?

-Назовите слова, которые помогли сделать рассказ интереснее?

-Сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые помогли описать воробья. Мы узнаем, что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают.

- Воробей какой? Маленький, подвижный. Эти слова называются словами-признаками.

- А для чего же все-таки нужны нам слова-признаки? (чтобы рассказать о цвете, форме, величине описываемого предмета)

- А теперь попробуем угадать предмет и дать ему описание словами-признаками.

В закрытой коробке с прорезанными боковыми окошечками для рук, находятся предметы. Ребенок на ощупь определяет этот предмет, называет, потом достает и передает его по кругу. Каждый должен дать одно определение этому предмету.

Например: машинка – металлическая, красная, тяжелая, чистая, красивая и т. д.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Машинка - какая)

- Как называются эти слова? (слова-признаки)

Кто это? Или что это?

Большой, бурый, косолапый, лохматый (медведь).

Длинноухий, трусливый, быстрый (заяц).

- Попробуйте теперь сами загадать загадку о предмете, используя только слова признаки предмета, а помогут вам картинки, которые находятся на столе, в конверте. Только никому не показывайте эту картинку, пока ребята не отгадают вашу загадку.

Я буду называть слово-признак, а вы называйте слово с противоположным значением.

Например: веселый – грустный.

Мягкий. Высокий. ; Добрый. ; Быстрый. ; Длинный. ; Горячий. ; Глупый. ; Смелый. ; Темный. ; Умный. ; Лысый. ; Молодой. ; Тяжелый. ; Мокрый.

Итог занятия

- С какими словами сегодня мы познакомились?

- На какие вопросы отвечают слова-признаки предметов?

- Молодцы. Всем спасибо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Закрепить понятия о словах-предметах, словах-действиях и словах-признаках.

Закрепить умение правильно задавать вопросы к этим словам.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать навыки организованного поведения.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, фишки, флажок чемпиона, косынка, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

Что нас окружает? (Предметы.)

На какие две главные группы делятся предметы? (Живые — неживые.)

Как мы спрашиваем про живые (неживые) предметы?

Что совершает каждый предмет? (Действие.)

Как мы спрашиваем про действия?

Чем каждый предмет похож на другой (отличается от другого)? (Признаками.)

Как мы спрашиваем про признаки?

Предложить детям рассмотреть предметные картинки с изображениями самолета и лисы и ответить на вопросы:

Что делает? (Летит, взлетает, кружится, мчится, садится; стоит смотрит, прислушивается, охотится и т.д.)

За каждый правильный ответ давать ребенку фишку-поощрение. Подсчитать фишки, определить чемпиона, вручить переходящий приз.

Плывет, плывет кораблик, Ведет кораблик утка,

Кораблик золотой. Испытанный моряк.

Везет, везет подарки. Земля! - сказала утка.

Подарки нам с тобой. - Причаливаем! Кряк!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 597 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.10.2017 2656
  • DOCX 21.3 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Матвеева Анастасия Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР

предмет, действие, признак предмета.

- Научить различать слова - предметы, действия, признаки в речевом

- Закрепить умение определять количество и место слов в предложении.

- Развивать общую, мелкую моторику.

Развивать слуховые, зрительные внимание, память.

- Воспитывать желание правильно говорить.

- Воспитывать активность на занятии.

Ход занятия

1. Организационный момент

спрятались? (наложенные друг на друга буквы).

- Какие буквы написаны неверно? А какие буквы не дописаны?

- А теперь покажите и назовите буквы в алфавитном порядке.

2. Знакомство с темой

рассказать о нем. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них.

- Ребята, кто стоит у доски? (Миша)

- А какой Миша? (воспитанный, прилежный, добрый)

- Что делает Миша у доски? (стоит)

- Молодцы! А теперь послушайте, что я хочу вам рассказать.

1. Есть слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что? (они обозначают

предмет); Слова, которые отвечают на вопрос кто?, обозначают людей и

животных; остальные слова отвечают на вопрос что?

2. Есть слова, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

(они обозначают признак предмета);

3. Есть слова, которые отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (они

обозначают действие предмета)

3. Развитие общей моторики

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

4. Развитие мелкой моторики

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем

расслабить и разжать.)

5. Закрепление темы

Логопед: - Назовите картинки. Разделите слова на 2 группы: 1) слова, которые

отвечают на вопрос кто? 2) слова, которые отвечают на вопрос что?

Читайте также: