Конспект занятия родственные слова для дошкольников

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по развитию лексико-грамматических представлений на тему:

Тема: Родственные слова

Дата проведения занятия:

Группа детей по структуре речевого нарушения: ТНР.

Оборудование:

-для учителя-логопеда: демонстрационные предметные картинки по теме, аудиофайлы, ноутбук, наборное полотно.

Коррекционно-образовательные:

-расширить и активизировать словарь детей;

-совершенствовать навыки словообразования;

-закреплять умение подбирать родственные слова.

Коррекционно-развивающие:

- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

-формировать интерес к живой природе.

-воспитывать доброжелательность, инициативность, навык сотрудничества.

Планируемые результаты:

Ход занятия

1. Создание мотивационного поля (орг. момент):

Приветствие

- Давайте поиграем в слова! Передавайте друг другу снежинку, подбирая по одному слову:

сладкое слово, быстрое слово, горячее слово, веселое слово, зеленое слово, пушистое слово, высокое слово, мягкое слово, колючее слово и др.

Введение в игровую ситуацию

- Зима подготовила нам много интересных игр, но не на улице, а в нашей группе.

II . Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации

1. Ребята, отгадайте зимние загадки:

На гусенице движется,

Да скользит на лыжицах.

Лёд, сугроб - не сбавит ход,

Мчится быстрый (снегоход)

В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый… (снегокат)

Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель (снеговик)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это .
(снегири)

-Послушайте внимательно слова: снег, Снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик, подснежник, снегирь. Как вы считаете, эти слова звучат похоже? А от какого главного слова получились эти слова? Как мы называем такие слова? (родственные)

-Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

2. Самостоятельное применение знания на практике

-Ребята, зимой все водоемы сковывает лед, и можно заниматься зимней рыбалкой. Посмотрите, какие у нас проруби, только вместе с рыбками мы будем ловить карточки.

(Дети ловят разрезные картинки, собирают изображения, называют их)

У рыбака весь улов невелик:

Добыл одну рыбку сегодня старик.

Но непростая та рыба была:

Желанье любое исполнить могла!

Рыболовное судно старик пожелал.

На нем, выйдя в море, много рыбы поймал.

Довольный с рыбалки вернулся домой.

Рыбного супа поели с женой,

Рыбьим хвостом кота накормили…

Долго и счастливо жили и были!

-Какие родственные слова вы услышали в этом стихотворении? Какое главное слово?

3. Физкультурная минутка

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

- Ты кто такая? – спросил гусёнок.

- А ты кто такой?

- Я – гусёнок, а там мои родители: папа – гусь и мама – гусыня.

- А я ваша родственница – гусеница! Ты беги к родителям, обрадуй, что к вам тётушка приехала, а я пока за своим чемоданом сползаю!

- Верно ли, что слова гусь, гусыня, гусенок и гусеница являются родственными?

На полу разложены снежинки с предметными картинками. Логопед предлагает детям сгруппировать свои картинки в соответствии с родственным значением слов-названий.

Сад, садовые, садовник, рассада.

Море, моряк, морской, поморник.

Лес, лесной, лесник, лесоруб.

Дорога, подорожник, внедорожник, железнодорожный.

Конь, конница, конюх.

-Послушайте слова и скажите, какое слово не подходит к остальным:

Вода, водоросли, водолаз, водитель, водопад.

Страус, страусенок, страусиный, странник.

Трава, травник, травма, травяной.

Рисунок, рисовать, рис, зарисовки.

Рука, ручной, безрукавка, вокруг, рукоделие.

Лев, львенок, левый, львица, львиный.

5. Рефлексия (итог).

-С какими словами мы сегодня продолжали знакомиться? Что такое родственные слова?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 100 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.09.2019 539
  • DOCX 18.8 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дёмина Евгения Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Вверх и вниз, вверх и вниз

(движения головой вверх и вниз)

Это, мама, не каприз!

Вправо – влево, вправо – влево

(повороты головы направо и налево)

Посмотри, как королева.

Покивать по сторонам

(наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам.

Не забыть, не забыть.

И незнайками побыть

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать

(вращение плечами вперёд и назад)

Нужно плечики размять.

Вперёд – назад, вперёд – назад

(плечи вперёд и назад)

И все дела пойдут на лад.

- снимают напряжение мышц шеи и плеч;

- вызывают прилив крови к речевым органам;

- являются подготовкой к артикуляционной гимнастике и речи.

Логопед предлагает детям назвать предмет (какой предмет?), если он сделан из:

Дети, правильно образовавшие относительные прилагательные, садятся в кружок на ковре.

Когда все дети сели, логопед обращает их внимание на то, что пары слов похожи по звучанию (чугун – чугунный и т. д.)

2.1 Логопед рассказывает детям сказку.

Давным – давно потеряли люди слово снег, забыли о нём. А слово попало в землю, и появились ростки – слова: Снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик, снегирь.

Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.

Логопед ещё раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.

Ребёнок: Я вижу, как растёт трава

И как цветы цветут,

Но где же выросли слова

И как они живут?

2.2 Логопед демонстрирует детям картонное изображение дерева, в кроне которого сделаны прорези. В них вставлены листики – карточки с написанными на них родственными словами: сад, рассада, посадки, пересадка, садить, садочек, садик, садовод, садовник, садовый.

Логопед читает стихотворение:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада всем рассада,

Вот ещё посадки рядом.

Здесь садочек и садовый,

Пересадка и садить.

С ним садовник идёт.

Гулять в саду словесном.

Слова, как родные, похожи чуть- чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Родственные слова ещё раз прочитываются, с помощью логопеда анализируется их звуковая и смысловая общность.

2.3 Выбор родственных слов из стихотворения.

Логопед просит детей внимательно слушать и найти в тексте родственные слова:

У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик – рыболов.

Мы рыболовную сеть соберём,

Рыбного супа в тарелки нальём.

Дети отыскивают родственные слова, анализируется цепочка родственных слов.

2.4 Логопед предлагает детям поехать в лес и там поискать родственные слова.

Дети называют семьи:

Заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.

Медведь, медведица, медвежонок, медвежата и т. д.

Логопед объясняет, что это тоже родственные слова.

Логопед просит детей изобразить заячьи прыжки, медвежью походку, волчье рычание. Детям предлагается назвать зверей, действия которых они изображали. Далее идёт объяснение, что пары слов заяц – заячьи, медведь – медвежьи и т. д. тоже являются родственными.

2.5 Выбор неродственного слова из ряда родственных.

Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении; затем предупреждает детей, что сейчас не все слова в цепочке будут родственниками.

Конь, конюх, конюшня, жеребёнок, конница.

Анализируя смысл и звучание слов, логопед помогает ребятам выбрать неродственное слово (жеребёнок).

Логопед: сейчас опять не все слова в цепочке будут родственными, и, чтобы найти такие слова, надо помнить о связи значений родственных слов.

Проводится работа с группами слов:

Рука – рученька, ручной, рукомойник, безрукавка, вокруг, рукодельница, рукава, однорукий, рукастый.

Дорога – дороженька, дорогой, подорожник, придорожный, дорожка, дорожный.

Поймавшему мяч ребёнку предлагается назвать детёныша того животного, которое при этом будет названо логопедом, и сказать, родственные ли это слова.

4. Продолжать развивать умение составлять короткий рассказ и включать в повествование описание природы, окружающей действительности.

5. Активизировать интерес к интонационной окраске речи;

Оборудование: магниты для доски, фотографии двух разных семей, шапочки (снегиря, снеговика, снегурочки, мягкие подушки, мяч;

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу и образуют круг.

В-ль: В начале нашего занятия давайте, ребята, поприветствуем друг друга:

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Давайте поприветствуем наших гостей, поздороваемся с ними, улыбнитесь, ребята, нашим гостям, передайте им свое хорошее настроение.

Стук в дверь. Вам посылка.

В-ль разворачивает письмо, на котором нарисованы два домика, рядом рассыпавшийся снеговик и разные картинки: снег, снеговик, снежная лопата, зимняя шапка, зима, зимовье, дети смотрят на этот набор непонятных пока для них картинок.

Дети садятся полукругом перед доской.

Воспитатель читает загадку:

Говорят, что мы похожи.

Говорят, что неразлучны.

Друг без друга вправду скучно.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

Без него на белом свете

Взрослым не прожить и детям!

Кто поддержит вас, друзья?

В-ль: Верно, семья, давайте дальше разгадывать тайну этой необычной посылки.

Открывает картинку на доске с изображением семьи, где члены семьи похожи друг на друга.

Воспитатель: Как вы думаете кто изображен на этой картинке?

Дети: мама, папа, братья, сестры, дети

Воспитатель: как одним словом можно назвать этих людей?

Дети: Родственники

Воспитатель переворачивает вторую картинку на доске с изображением другой семьи, где тоже члены семьи между собой похожи.

Воспитатель: А на этой картинке кого вы видите?

Дети: тоже, родственников.

Воспитатель: Ребята, чем похожи эти две картинки?

Дети: и на одной, и на другой изображена семья.

Воспитатель: Похожи ли люди на первой картинке и на второй?

Дети: Потому что между собой эти семьи не родственники

Воспитатель: А хотите я вам сегодня открою маленький секрет? Родственниками бывают не только люди… Родственниками или родственными бывают еще и СЛОВА…

Воспитатель: Скажи, Ваня, как называется одежда, которую ты носишь зимой?

В-ль: А как называются птицы, которые не улетают осенью в теплые края?

В-ль: зимующие птицы у нас что делают?

В-ль: А как мы ласково называем зиму?

В-ль: Послушайте, ребята, слова ЗИМУШКА, ЗИМНЯЯ, ЗИМУЮЩИЕ, ЗИМУЮТ -ЭТО СЛОВА РОДСТВЕННИКИ, ИЛИ РОДСТВЕННЫЕ, потому что они ЗВУЧАТ ПОХОЖЕ и похожи по значению и родились эти слова от слова ЗИМА!

В-ль: Ребята, а как вы считаете СЛОВО – ЗИМА родственное слову СНЕГ? Ведь зимой много снега? Объясните, почему эти слова – НЕ РОДСТВЕННЫЕ?

Дети: Эти слова не похожи по звучанию

В-ль: А какие тогда слова будут родственными слову СНЕГ?

В-ль: Как сказать о горке, сделанной из снега- она какая?-СНЕЖНАЯ, с неба зимой падают -СНЕЖИНКИ, как по другому можно назвать снежную бабу– СНЕГОВИК, как называются первые цветы, расцветающие прямо на снегу?- ПОДСНЕЖНИКИ.

В-ль: А сейчас придумайте предложение, в котором будут слова

СНЕГ и ПОДСНЕЖНИК.

Со словами СНЕГОВИК и СНЕЖНАЯ

- Раз, два, три, четыре (ладонями лепят снежок)

Мы с тобой снежки слепили

Круглый крепкий, очень гладкий (соединяют кончики согнутых пальцев, гладят снежок)

И…совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)

Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок)

Два- поймаем, (приседают, ловят снежок)

Три – уроним и сломаем! (бросают на пол, топчут ногами)

Дети садятся на стульчики

Ответы 2-3 детей.

В-ль: Молодцы. Ну и ка же обойтись нам сегодня без сказки? Хотите послушать сказку? А быть ее героем?

ДЕТИ И ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРЕХОДЯТ И САДЯТСЯ НА ПОДУШКИ

Сказка: Однажды Зимушка-зима пригласила в гости к себе своих друзей: Снеговика, Снегиря, и Снегурочку. Но предупредила, что войти в ее владения они могут лишь тогда, когда каждый из друзей сделает столько шагов, сколько слогов слышится в его слове. Первым во владения Зимушки-зимы пошел Снегирь, но успел сделать только два шажка…. (в-ль одевает шапочку Снегиря ребенку и просит прошагать слово сне-гирь) Почему Снегирь сделал только два шага? (потому что в слове снегирь – два слога). Затем пошел Снеговик, сколько шагов он успел сделать? (дети – 3) Почему? (воспитатель одевает ребенку шапочку снеговика и предлагает прошагать слова сне-го-вик). Последней пошла Снегурочка и оказалась дальше всех! Почему? (потому что в слове 4 слога, в-ль одевает ребенку шапочку Снегурочки и просит прошагать слово сне-гу-роч-ка). Но вдруг расстроился Снеговик, ему стало обидно.

Снеговик: Я тоже хочу стоять рядом со Снегурочкой!

В-ль: Ребята, как можно успокоить Снеговика, как изменить его слово, чтобы в нем стало 4 слога?

В-ль: выполнив все задания зимушки-зимы друзья оказались в ее владениях и до самого конца зимы не покидали этой красивой страны! Скажите ребята, в этой сказке вы услышали родственные слова?

Дети: да, Снеговик, Снегирь, Снегурочка, они родились от одного слова – СНЕГ;

В-ль: А теперь мы с вами еще немного поиграем.

Мама, брат, дерево, заяц, дом, кровать, кот.

Бежать-подбежать-выбежать; писать-переписать-записать; компот-кисель-морс; играть-выиграть-проиграть; яблоко-апельсин-мандарин; смеяться- засмеяться-высмеять; папа-мама-бабушка-дедушка; шел-отошел-вошел;

В-ль: Ребята, ну а теперь мы сможем помочь Снеговику?

Дети: Да! родственные слова поместить в свои семьи-домики!

В-ль: С чем мы познакомились сегодня на занятии? В какие игры мы играли сегодня на занятии? На занятии мы играли в слова?

Дети: На занятии мы играли в слова.

В— ль: Произнесите это предложение с вопросительной интонацией. С сердитой интонацией. С восклицательной интонацией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. В доступной для детей форме дается представление о родственных словах. Все этапы занятия объединены одной сюжетной линией и одним сказочным персонажем.

Тема: Родственные слова.

Коррекционно – образовательные: учить детей образовывать родственные слова от заданного слова, учить выделять родственные слова из небольшого текста.

Коррекционно – развивающие: развивать слуховое внимание и чувство языка, активизировать словарь по различным лексическим темам: профессии, домашние и дикие животные, зима, развивать навыки диалогического общения.

Коррекционно – воспитательные: формировать навыки взаимодействия на занятии, пробуждать интерес к культуре и традициям русского народа, формировать уважительное отношение к семье, дому.

Словарная работа: познакомить детей со словами домовитый, домочадцы, домосед, одомашнить.

Ход занятия:

Организационный этап (видеоряд при наличии техн. средств)

Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.

Логопед: Ребята, когда мы говорим, про человека, что он потерял корни? Как вы понимаете эти слова?

Логопед: Так говорят про человека, если он ничего не знает про себя, про своё имя и свою фамилию, про свою семью и своих родственников. А кто такие родственники?

Маленький лес – лесОК, лесОЧЕК.

Человек, который охраняет лес - лесНИК, лесНИЧИЙ,

Ягоды, которые растут в лесу -лесНЫЕ

Человек, который рубит больные деревья - лесОРУБ

Этап закрепления полученных знаний в логопедических играх и упражнениях:

папа ЛИС - лиса, лисица, лисёнок, лисята, следы - лисьи

папа медведь - медведица, медвежонок, медвежата, следы медвежьи

папа еж – ежиха, ежонок, ежата

папа белка – мама белка, белочка, бельчонок, бельчата, беличьи

папа волк - волчица, волчонок, волчок, волчата, волчьи.

Заяц – зайчиха, зайчонок, зайчата, заячьи

Логопед: Мы говорили с вами о диких животных, как называются животные, живущие рядом с человеком?

Дети: Домашние животные.

Картинки положить в сумку и идём дальше, а чтобы нам было веселее в пути, сочиним песенку:

Динамическая пауза.

Домовёнку помогали, для него слова искали:

Лес дремучий обошли, и 2 слова там нашли,

Через поле перешли, к дубу быстро подошли,

За могучий дуб зашли, постояли, отошли

Нужных слов там не нашли, дальше их искать пошли,

на полянку вышли. Ох!. Пришли!

( Дети выполняют инструкции по тексту)

Логопед :Дети, может быть, кто-то запомнил родственные слова?

Логопед: Мы вышли с вами на полянку, посмотрите кто тут?

( Обратить внимание детей на размер персонажей).

Логопед: У гнома и великана случилась беда – баба Яга унесла их вещи и сложила в одну кучу и теперь не разобраться, кому какая вещь принадлежит. Я вам раздам картинки, буду называть предметы обычного размера, а вы образовывайте родственные слова от названия моих предметов и раздавайте картинки или гному или великану.

Примерный словарный материал:

Шкаф – шкафчик, шкафище,

Ложка - ложечка, ложища,

Одеяло – одеяльце, одеялище,

Стул – стульчик, стулище

Чемодан - чемоданчик, чемоданище

Как вы думаете, как называются жилища у гнома и великана? Куда они отнесут свои вещи?

Ответы детей: Домик, домище.

Логопед: (переворачивает плакаты) А как называется жилище обычных людей?

Ответы детей, картинки положить в сумку.

Великан и гном благодарят вас, ребята, за помощь и прислали вам подсказку для решения следующей задачи. Посмотрите, на что похоже вещество в банке?

Поделить детей на 2 команды, команды работают у 2 досок. Выбирают слова: снегопад, снегурочка, снегокат, снеговик, снегирь, снегоуборочная машина, снежки, снежинка, снежный барс

Остаются на доске: домохозяйка, домочадцы, домовитый, домосед, домовой

Слова назвать, значение уточнить.

Кто такая домохозяйка? А кто такие домочадцы?

Логопед: с каким словом созвучны (на какое слово похожи?) оставшиеся слова? Для какого слова они родственные?

Логопед: Кто помнит, какое слово должно быть в корне нашего дерева?

Ответ: самое короткое слово, или часть самого короткого слова.

Логопед: Назовите это слово.

Логопед. Верно, это слово – корень, от него образовались все остальные наши слова. Давайте их назовём.

Ответы детей, проговаривание значений слов.

Рассказ логопеда о домовом. Домовёнок – маленький домовой.

Примерный текст: русские люди считали, что в каждом деревянном доме за печкой живёт маленькое существо – домовой. Хранитель, хозяин дома. Если люди в доме жили трудолюбивые, добрые, не ругались и не ссорились, то домовой им помогал: в доме всегда было тепло, вещи не терялись и не ломались, люди не болели. А если люди ленились, ругались и ссорились, то и домовой за домом не следил – в доме всё ломалось, вещи терялись, еда в печке пригорала, скрипели полы и двери. 7 февраля у всех домовых День рождения и нужно было обязательно оставить вечером на печке горшок с кашей, чтоб домовой подобрел.

Подведение итогов занятия. У нашего домовёнка грустное лицо – ему, видимо, понравилось наше занятие и уходить ему не хочется. А что понравилось на занятии вам? Какие новые слова вы запомнили?

Логопед: Наш забавный домовой возвращается домой,

Вас он будет вспоминать и подарки присылать.

Если останется время: Дети, пожелайте что-нибудь домовёнку на прощание.

I. Организационный момент

Логопед встречает детей на ковре и приветствует их.

– Перед вами на карточке зашифровано слово. Разгадав его вы узнаете о чем мы будем говорить на занятии. Назовите первые звуки в словах, а затем сложите их вместе в слово.


– Назовите зимние месяцы.

– Что часто наблюдаем мы зимой? (Снег, ветер, мороз, холод, вьюги)

– Значит зима какая ? (Логопед бросает мяч ребенку. Он возвращает мяч и называет прилагательное образованное от существительного сказанного ранее.)

II. Артикуляционная гимнастика

– Предлагаю вам пройти за рабочие места и поиграть с нашим веселым язычком, но сначала отгадайте загадку.

Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла.
Боится солнца и тепла. (Снеговик)

III. Дыхательная гимнастика

– Зимой в природе можно услышать разные звуки. Послушайте и определите, что это? (Звук вьюги)

– Давайте мы тоже устроим в стаканах вьюгу. Глубоко вдохните, вытяните губы трубочкой, не надувая щек подуйте в соломинку. (В пластиковых стаканах на дне лежат белые конфетти.)

IV. Новый материал

– Послушайте стихотворение о зиме и определите какие слова, звучат похоже?

Снег, снежинки, снегопад!
Называть слова я рада.
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик –
Ведь к снегопадам он привык.
А дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.

(Во время чтения стихотворения на экране появляются изображения снега, снежинки, снегопада, снежной зимы, игры в снежки, снеговика, снегурочки.)

– Какие слова звучат, похоже?

  • Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег – скопление снежинок.
  • Снегопад – момент когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки – комочки из снега.
  • Снеговик – фигура сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка – сказочный персонаж из снега.

– Все эти слова похожи друг на друга общей частью. Какой?

– Те слова которые имеют похожую общую часть называют родственными словами. Про них даже сложено стихотворение.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
И живем одной семьей.

– Давайте определим сколько слогов в этих родственных словах. Положите ладони на столы и отстучите каждый слог. (Дети по очереди называют, сколько слогов в названном слове.)

VI. Физминутка

VII. Развитие зрительного восприятия

– На ваших столах листы бумаги, переверните их. Соедините точки и определите, какой получился предмет. (Изображения: лыжи, шапка, шуба, санки, варежки, птица)

– Составьте предложение с данным словом.

VIILЗакрепление

– Ребята, разгадайте загадку.

Белый мороз
К палочке прирос.
Молочное, шоколадное
И всегда прохладное. (Мороженое.)

– Как назовем сильный мороз? (Морозище.)

– Как ласково назовем мороз? (Морозец.)

– Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (Заморозить.)

– Если мороз сильный, то нос можно . (отморозить).

– Как зовут сказочного героя? (Морозко.)

– Ребята, посмотрите на доску и определите, какие картинки здесь лишние и почему?

*снег *велосипед *снеговик * лопата * снегурочка.

X. Итог

– Молодцы! Пройдите на ковер. Что вам понравилось на занятии?

– А мне понравилось. (Логопед дает оценку действиям детей)

– Ребята, можно есть снежки или льдинки? Почему?

– Я подарю вам сладкие снежки, от которых горло не болит. (Логопед раздает детям зефир). До свидания.

Читайте также: