Конспект занятия психолога в старшей группе по коррекции эмоций

Обновлено: 02.07.2024

Закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.

Закреплять умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

Воспитывать доброжелательность, сочувствие.

Содержимое разработки

Занятие с психологом в старшей группе:

Цели: закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.

Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

Воспитывать доброжелательность, сочувствие.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).

– проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.

Ход занятия

Здравствуйте дети! Я рада видеть вас!

Ритуал приветствия.

Психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями- внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.

Психолог стимулирует творчество детей в придумывании необычных приветствий.

Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Все дети выстраиваются в затылок и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия.

Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежники, ком, движутся, по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болото, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Мы всё дальше заходим в лес, он становится всё темнее и сумрачнее. Это леший набезобразничал – поселил на светлой поляне страхи. Что делать? Дальше пойдём, или назад вернёмся?

Ответы детей.

Прислушайтесь: что-то трещит; паутина летает, пауки выползают; полянка плачет, не хочет быть тёмной и мрачной. Не испугаемся? Хорошо, попробуем освободить лесную поляну от страхов.

Цели: закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.

Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

Воспитывать доброжелательность, сочувствие.

– знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).

– проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами!

Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”

Психолог. У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.).

Сегодня у нас с Вами не обычное занятие, мы совершим путешествие по стране эмоций.

А теперь послушайте мою историю.

Девочка Маша первый раз пришла в детский сад. Она вошла в раздевалку, переоделась, познакомилась с воспитателями и подошла к двери в группу. Она чуть приоткрыа дверь и заглянула внутрь. На ее лице было вот такое чувство (покажите пиктограмму "робость"). Оно называется…. Давайте попробуем изобразить его. Глаза чуть опущены. Голова слегка наклонена в бок. Кто хочет изобразить Машу?. Что могут сделать дети, чтобы помочь девочке?. Хорошо!

Психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями- внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т. п.

Психолог стимулирует творчество учащихся в придумывании необычных приветствий.

Цель: развитие воображения и мимически – пантомимических реакций.

Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Все дети выстраиваются в затылок и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия.

Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежники, ком, движутся, по,узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болото, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Мы всё дальше заходим в лес, он становится всё темнее и сумрачнее. Это леший набезобразничал – поселил на светлой поляне страхи. Что делать? Дальше пойдём, или назад вернёмся?

Прислушайтесь: что-то трещит; паутина летает, пауки выползают; полянка плачет, не хочет быть тёмной и мрачной. Не испугаемся? Хорошо, попробуем освободить лесную поляну от страхов.

1. Страхи нас пугают,

Корчат злые рожи,

Станем на секундочку

Мы на них похожи. злость

2. Покажите-ка мне все,

Как можно испугаться? испуг

И станем обижаться. обида

4. Теперь за руки возьмёмся,

Страхам дружно улыбнёмся! радость

Три раза хлопнем,

Три раза топнем,

Руки вверх поднимем,

На весь лес все крикнем:

Расступился тёмный лес, превратились страхи в солнечных зайчиков. Прыгают они прямо в руки – тёплые, добрые, ласковые!

Педагог. А теперь закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, рту, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь вы можете открыть глаза.

Тихо все. На ветке замер каждый лист.

Из кустов несется соловьиный свист.

Потемнело небо там, в дали лесной.

Солнце закатилось, и настал покой.

Психолог. Ребята хорошо в волшебном лесу, но нам пора вернутся.

Игра-упражнение Миша, Миша, повернись, повернись и улыбнись”

Психолог прикасается рукой к плечу каждого ребенка и говорит: “Миша, Миша, повернись, повернись и улыбнись”,

Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Рассеет все сомнения

(И. Белопольская)

(Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием

Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки. А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется. и т. д.

(В игре можно использовать пиктограммы — подсказки с изображениями основных эмоций. Задача детей: в своем наборе отыскать персонаж с такой же эмоцией.)

Психолог : А теперь внимательно послушайте стихотворение и попытаться найти неточности.

Это правда или нет?

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

Быстро дайте мне ответ

— Это правда или нет?

Начало этих предложений будет такое:

Весела я, весела,

Ножками я топаю,

И в ладоши хлопаю. (И. Лопухина)

Представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле.

пусть избавятся от болезней;

пусть долго живут;

пусть у всех будет дом;

пусть все дружно живут;

пусть все будут счастливы.

И тогда все люди станут радостными!

Психолог: Дети а что сегодня Вам на занятии понравилось больше всего?

(ответы детей)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коррекционно – развивающее занятие

в старшей группе

hello_html_m4c1a7d2c.jpg
hello_html_m4eff08d1.jpg

Подготовила: педагог-психолог

I квалификационной категории

Корчагина С.А.

Цель: Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников (формирование эмоциональной грамотности и позитивных способов реагирования на негативные проявления в поведении)

1 - Определение основных эмоциональных состояний (гнев, удивление, страх, радость)

2 – Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через вербальные и невербальные средства коммуникации, их обогащению и сопереживанию чувствам окружающих.

3 – Формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершённое действие или поступок.

4 – Развивать способность чувствовать настроение в музыке и изобразительной деятельности.

Оборудование:

1- Домики с пиктограммами (страх, гнев, удивление, радость) 2- Изображения сказочных героев с различной мимикой.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня в этот солнечный, погожий день необходимо что – нибудь пожелать друг другу. Надо посмотреть в глаза друга и сказать ему добрые, ласковые слова.

Психолог: Ребята! А вы хотели бы попутешествовать? Я вас приглашаю в далёкую страну, где живут необыкновенные люди и звери. На пути нашего следования могут возникнуть различные препятствия или проблемы, которые необходимо совместно решить. Только наша совместная работа поможет нам всё решить.

Дети стоят в кругу друг за другом. Одной рукой держат друг друга за талию, другой держатся за ленту. Глаза детей закрыты.

Звучит лёгкая фоновая музыка.

Возле дома лежит колючий коврик. Дети проходят по нему и рассказывают об ощущениях и эмоциональном состоянии, которое вызывает эта ходьба.

Психолог: Кто в этом доме живёт? Как можно узнать его настроение? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения) Здесь живёт злой, разгневанный человек (дети называют эмоцию) А как вы узнали, что это злой и разгневанный человек?

Дети отвечают характерные особенности эмоционального состояния – злость (мимика и пантомимика )

Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты и стиснуты зубы. Кисти рук сжаты в кулаки. Он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать.

Психолог: Что может сделать разгневанный человек? Что вас может разозлить? Почему вы злитесь? Назовите злых героев сказок (Карабас - Барабас, Снежная Королева, Дуремар, Мачеха и т.д.)

Психолог предлагает детям показать свой гнев с помощью мимики и пантомимики . Дети изображают свой гнев.

Психолог: А ведь гневом или злостью можно управлять. Можно научиться сердиться, никого при этом не обижать.

Психолог: Надуйте воздушный шарик и держите его так, чтобы он не сдувался, а был полным (дети выполняют задание)

Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случиться с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит)

Отпустите шарик и проследите за ним (Дети отпускают шарики, они быстро перемещаются из стороны в сторону) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком.

Он может совершать поступки, не контролируя их, может обидеть или даже ударить кого – нибудь.

1 - Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпустить из него воздух маленькими порциями (дети выполняют задание)

Что теперь происходит с шариком? (он сдувается)

А что происходит с гневом внутри шарика ?

Можно ли им управлять?

2 - Если гнев ещё остался внутри нас, можно выпустить его с помощью мыльных пузырей.

3 – Ещё гнев можно пропустить через стопы наших ног . Давайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут тёплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев (дети выполняют задание)

4 – Можно представить, что мы собрали остатки нашего гнева в мешочек. Давайте подержим мешочек на ладони. Чувствуете, какой тяжёлый гнев? Сожмите его со всей силы, киньте в мишень (дети выполняют задание)

5 – А сердитые слова можно произнести в трубу. Попробуйте это сделать. Вы почувствовали, как легко и весело, мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили. Улыбнитесь друг другу. Продолжим наше путешествие.

Психолог : Кто в этом доме живёт? (дети называют заданную эмоцию) Как можно узнать, что человек напуган? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения)

А как вы узнали, что это испуганный человек?

Дети отвечают характерные особенности эмоционального состояния – страх, испуг (мимика и пантомимика) Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты. Ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.

Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь, (дети выполняют задание) Какие сказочные герои были испуганны и что их напугало? А что вас может испугать? ( дети перечисляют – шум, резкие звуки, непонятные, размытые силуэты, большие размеры, устрашающий вид, оружие, возможность нам навредить и причинить боль или увечье, мало информации об объекте и т.д )

А как мы можем преодолеть наш страх? Внимательно рассмотреть и увидеть детали. Привыкнуть к своему страху и успокоиться, глубоко дышать (вдох и полный выдох, необходимо чтобы кто-нибудь приласкал или обнял)

«Девочка Маша стояла у раскрытого окна и смотрела, что происходит на улице. На столе рядом с окном стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, и ваза упала. Девочка очень испугалась. Тут в комнату вошла мама.

Психолог: Что она сделала, и что сказала своей дочери? Мама накажет ребёнка, поставит в угол, накричит. Что бы она могла сделать ещё? Мама сначала могла успокоить дочку. Сказать, что ничего страшного не произошло, а потом уже дать ей возможность объяснить, что случилось на самом деле. Сейчас кто-нибудь из вас изобразит ребёнка, который сильно испугался и мы все вместе пожалеем, утешим его. Только делать это надо без слов, с помощью прикосновений.

А ещё можно нарисовать свой страх, Страшилку и перевоспитать её, для этого нужно сделать его добрым:

Психолог: Кто в этом доме живёт? Как можно узнать его настроение? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения)

А как вы узнали, что здесь живёт удивлённый человек ?

Дети отвечают характерные особенности эмоционального состояния – удивление (мимика и пантомимика)

У удивлённого человека приоткрыт рот, брови и верхние веки приподняты. Обе руки могут быть опущены или одна рука может придерживать щеку или прикрывать рот, как будто хочет сдержать восклицание. Ноги могут быть согнуты в коленях. От удивления человек может просто замереть и вскрикнуть. Переживание удивления обычно бывает коротким и приятным.

Психолог: Расскажите, чему вы можете удивиться? Дети перечисляют. А нас может удивить запах? ДА.

Закройте глаза. Я буду каждому из вас давать понюхать коробочку с удивительным запахом. А вы постарайтесь угадать, что это за запах, а затем расскажите, что вы вспомнили , вдыхая аромат.

Удивитесь ему (дети выполняют задание)

А бывают ли неприятные запахи и могут ли они нас удивить? Что нужно сделать, чтобы изменить запах? (понюхать что-нибудь приятное, подухариться или просто проветрить)

Психолог: Путешествие продолжается, и мы идем по цветочной тропинке, а она такая мягкая и вызывает у нас приятные, радостные ощущения. Нам так и хочется снова и снова идти по ней.

Психолог: Мы подошли к домику, как вы думаете, кто здесь живёт? Да, здесь проживает весёлый, радостный человек. Как можно узнать его настроение? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения)

По лицу совсем нетрудно узнать радостного человека: он улыбается или смеётся, уголки губ приподняты вверх и глаза слегка прищурены.

Как можно узнать, что чувствует радостный человек?

У радостного человека появляется уверенность в собственных силах. Он ощущает необыкновенную лёгкость, ему хочется летать, плясать, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость.

Изобразите, как вы радуетесь ( дети выполняют) Назовите сказочных героев и когда они испытывали большую радость? Дети перечисляют.

РЕФЛЕКСИЯ: А что хорошего вам запомнилось в нашем путешествии, что вам понравилось? Каждый из вас хочет быть в каком-то настроении, или какое настроение возникло после нашего путешествия?

Давайте с вами это настроение, эмоцию изобразим с помощью схем-пиктограмм на этих ярких кругах, которые покажут ваше настроение. И наклеим их в окна этих ярких, радостных вагонов нашего весёлого паровозика. Дети выполняют данное задание

занятие психолога в старшей группе, занятие с детьми эмоции, занятие психолога эмоции, психолог в детском саду занятия

Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

- закрепить умение узнавать и выражать эмоции (радости, печали, злости, страха), эмоциональные состояния в мимике;

- развивать саморегуляцию воспитанников (саморегуляция - сознательное управление своими переживаниями, и их изменением)

- создать комфортный психологический климат в группе, бодрый и радостный настрой;

Возраст участников: 5-6 лет;

Количество детей: 6-8 человек;

Продолжительность занятия: 30 мин.

Ход занятия психолога в детском саду

1. Ритуал приветствия.

Психолог. Сегодня к нам пришло очень много гостей давайте с ними поздороваемся стихом:

Зазеленеет даже пень

Услышав - Добрый день!

Цель: снять напряжение, создать эмоциональный комфорт.

Приветствие необычное. Давайте поздороваемся различными частями тела: ладошками, локтями, коленками, спинками.

- Дети, как вы думаете, какое сегодня у меня настроение? Да, оно замечательное.

- А какое еще бывает настроение? (Веселое, радостное, грустное, злое . ..)

- Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают?

(По выражению лица).

- Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения!

- Дети, а как еще можно назвать проявления разного настроения? (Эмоции).

- Да, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? (Дети называют).

- Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.

Стук в дверь. К нам пришла посылка. В посылке письмо. Интересно от кого это?

Подпись: Фея Эмоций Ну, что, отправляемся в путешествие? Полетели .

чтобы обо всем на свете знать,

В мир эмоций мы отправимся,

Звучит веселая музыка.

- Кого вы видите на этой поляне? (Радостный Гномик).

- А какое у него настроение?

- Дети, а что такое радость? (Ответы детей)

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей)

Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются:

- При встрече с мамой;

- Когда встречают гостей в свой день рождения;

- Когда прогуливаются в парке с родителями;

- Когда идут в цирк;

- Когда получают подарок;

- Когда вас кто-то насмешит;

- Когда играют в веселую игру;

Выразительные движения: объятия, улыбка, смех, радостные возгласы.

Веселая игра с парашютом.

- Дети, на что это похоже? Да, какое-то озеро. Но почему-то никто здесь не плавает, не растут никакие растения. А давайте узнаем, кто живет в этом озере. (Каждый опускает руку в озеро и берет животное).

- Смотрите на этих животных. Что с ними? Что с их ротиками, бровками глазами? Что это за эмоция? (печаль)

- Детки, а у вас бывает грустное настроение?

- А как можно поднять настроение? (Ответы детей)

- Детки, поможем им превратить печальное лицо в веселое? (Наклеивают веселые лица).

- А нам пора ехать дальше .

Мы добрались до пещеры. (Аудиозапись)

- Отгадайте, какие звуки мы слышим? (Ответы детей).

- Какие эти звуки грустные, страшные или веселые? (Ответы детей)

- Наверное здесь кто-то живет, давайте посмотрим? (Гномик Страх).

- Как вы догадались?

А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, большой страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха глаза велики. (Показывают большие круглые глаза с помощью рук). А теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки).

А теперь совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками).

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что уже ни у кого нет больших глаз, так что никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

- А нам пора ехать дальше .

- Давайте посмотрим, кто живет на этой горе? (Гномик Злость)

- Как вы догадались?

- Что у него с ртом? Рот открыт, видны зубы. У злого человека рот может быть перекошенным.

- Что происходит с бровями? Покажите! Нос сморщивается.

- Что происходит с глазами? Покажите!

- Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (Придумывают ситуацию)

Дети перед зеркалом изображают злость.

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

- Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

- Мамы злятся, когда едят мороженое.

- Мамы злятся, когда на них кричат.

- Мамы злятся, когда им дарят подарки.

- Мамы злятся когда, опаздывают с ребенком в детский сад.

- Мамы злятся, когда берут их вещи без разрешения.

- Мамы злятся, когда их любят.

- Да, любовь и доброе отношение может растопить любую злость.

- Нам пора возвращаться в детский сад .

Цель: развивать умение выражать свои чувства.

Каждое настроение имеет свой цвет, например, радость - это желтый, оранжевый, красный цвета, покой - это зеленый, печаль - коричневый, черный, темно-синий. Затем каждому ребенку предлагается выбрать тот цвет, который соответствует его настроению. После этого дети разрисовывают каждый свой лепесток.

11. Сюрпризный момент.

12. Ритуал прощания.

Читайте также: