Конспект занятия прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

Обновлено: 06.07.2024

Вторник, 01 марта 2022

11.1.5. Удержание взгляда на движущемся удаленном объекте

Ожидаемый результат:

11.1.5. Удержание взгляда на движущемся удаленном объекте

Методические рекомендации:

Используемые для прослеживания взглядом объекты перемещаются в пространстве комнаты на расстоянии более 1 метра. Это могут быть люди, заводные игрушки, машинки на батарейке, катящийся мяч и т.п., перемещающиеся в разных направлениях: слева направо, справа налево, удаляющиеся, приближающиеся к ребенку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Учитель коррекционных курсов

Александрова Анастасия Владимировна

Цель урока: Формирование умения произвольно фиксировать взгляд на предметах, находящихся на разном расстоянии от лица.

1)Образовательная: Изучение сенсорных ощущений, связанных с наблюдением за подвижным предметом.

2)Воспитательная: Изучение и формирование правил поведения на занятии.

3)Коррекционно - развивающая: Развитие пространственного гнозиса.

Оборудование: зеркало, фонарь, видеоролик про маяк, изображение корабля с парусом.

Педагог задает инструкцию: Хлопни, когда маяк моргнет светом.

Дети должны догнать светом одного фонаря свет другого фонаря на стене.

Катаем мяч по полу, быстро и медленно, следим за тем, куда он укатится

· Минутка рефлексии «Чем мы сегодня занимались? Что нам понравилось? Что вам понравилось?

(Педагог подводит детей к оценки продуктивности себя и иных членов группы на занятии).

Самоанализ занятия по сенсорному развитию в 3В классе МАОУ Дмитровская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ОВЗ.

Дата проведения: 25.10.2021

Педагог: Александрова А.В.

Урок проводился в 3 классе для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости. В классе 4 обучающихся. Все дети находятся на разных уровнях моторного и речевого развития и нуждаются в индивидуальном подходе.

Тема занятия: Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Занятие проводится в форме комбинированного урока.

На уроке поставлена следующая триединая цель:

Изучение сенсорных ощущений, связанных с наблюдением за подвижным предметом.

Изучение и формирование правил поведения на занятии.

Развитие пространственного гнозиса.

Цель, поставленная на занятии реализовывалась через содержание и методы: наглядные (показ, демонстрация), словесные (объяснение, беседа), практические (упражнение).

Структура занятия содержала 3 этапа: вводный, основной, заключительный.

Этапы связаны между собой общей темой.

На подготовительном этапе был реализованная организационная работа, настрой детей на продуктивное занятие, создание благоприятной атмосферы и мотивации детей к деятельности, рассказ о маяке и важности его отслеживания.

Основной этап был направлен на реализацию поставленной цели. Учащиеся отслеживали перемещение различных удаленных объектов, управляли перемещением. Отслеживали перемещение пятен света, объемных и плоскостных фигур.

На заключительном этапе проводилось подведение итогов работы обучающихся, переключение их с работы на отдых.

Работа на занятии была продуктивной. Дети справились с поставленной задачей.

Цель, поставленная на занятии, сформулирована конкретно, исходя из специфики развития обучающихся.

Содержание урока соответствовало заданной теме и поставленной цели. Выбранные методы способствовали реализации указанной цели.

С учетом психофизических особенностей осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход, в основу которого положены различные требования к ответу от ученика (полный, краткий), степень участия ученика в работе, сложность изучаемого материала, уровень усвоения материала на занятии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стимулировать зрительные ощущения через упражнения с предметами ,расширение сенсорно-моторного опыта.

Тема урока: Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (вертикали, по кругу, вперед-назад).

Цели: стимуляция зрительных ощущений через упражнения с разными предметами, установление положительного взаимодействия с педагогом, расширение сенсорно-моторного опыта.

Оборудование: зеркало, предметы разной формы, длины, записи релаксационной музыки, игровых упражнений.

Это Максимка, Кирюша, Максюша и Игоречек.

Привет, привет, привет!

(Учитель хлопает в ладоши (звонит в колокольчик, включает музыку), который символизирует начало урока)

Установление контакта с ребёнком

Учитель разговаривает с учеником ласковым тихим голосом, поглаживая его по головке, приговаривая потешку:

Ах, вы мои, деточки.

Основная часть.

Упражнения, способствующие развитию зрительных ориентировочных реакций

Учитель показывает детям, как передвигается кукла,мишка,ежик, слоник, игрушечная машинка, как ползет гусеница, так чтобы он мог сфокусировать свой взгляд на подвижном предмете. Медленно продвигая предметы по столу, вокруг детей, следит за тем, чтобы взгляд ребёнка фиксировал движущийся предмет. Возвращает взгляд ребенка в исходное положение. Учитель повторяет упражнение несколько раз, приговаривая:

«Ты смотри, смотри, смотри,

Быстро звери вдруг пошли —

Мишка, ежик и слоненок,

Работает зеркало — ребенок наблюдает движение световых бликов по стенам комнаты в различных направлениях. Упражнение сопроводите стихами:

Мы зовем их — не идут,

Были тут — и нет их тут.

Прыг-скок по углам,

Были там — и нет их там.

Где же зайчики? — Ушли.

Вы нигде их не нашли?

4. Заключительная часть.

Заключительная часть занятия посвящена релаксации — снятию усталости, напряжения, созданию положительной установки на дальнейшие занятия.

2.Где мишка? Где кукла? Погладь мишку. Пожалей куклу.

Фиксация взгляда ребенка на лице, на неподвижном предмете

Фиксация взгляда на неподвижном предмете.

Фиксация взгляда на неподвижном предмете (фонарик, светящаяся игрушка и т.п.)

2. Где огонек? Посмотри на фонарик.

Фиксация взгляда ребенка на лице, на неподвижном предмете

Слуховое восприятие – 4 ч

Локализация близко расположенного источника звука.

Локализация близко расположенного источника

1.Посмотри, где звенит.

2. Послущай, как играет дудочка.

Нахождение близко расположенного источника звука.

Локализация далеко расположенного источника звука.

Локализация удаленного источника

1.Посмотри, откуда раздается звук.

2. Где мышка пищит?

Нахождение удаленного источника звука.

Кинестетическое восприятие – 4 ч

  • Формирование адекватной реакции
  • Различение поверхностей, разных по температуре, фактуре и т.д.

1.Погладь киску (мягкая, теплая шерстка)

2.Потрогай бутылочку с водой (теплая, холодная вода)

3. Твердые предметы (кубики, баночки, шарики)

4. Мягкие предметы (игрушки, мячики, губка)

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека и соприкосновение с различными материалами.

Восприятие запаха – 2 ч

Реакция на запах.

Формирование адекватной реакции на предметы, обладающие выраженным ароматом.

Соотнесение предмета и запаха.

1.Как пахнет! (обучение глубокому вдоху)

2. Понюхай лимон, шоколад.

Различение некоторых запахов, узнавание объектов по запаху (лимон, шоколад)

Восприятие вкуса – 2 ч

Реакция на вкус

Формирование восприятия и адекватной реакции на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам (сладкий, кислый).

1.Какой кислый лимон (лизни, попробуй).

2. Попробуй шоколад (сладкий, вкусный).

Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, сахар, лимон).

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (сладкий, кислый).

Итоговое обследование учащегося.

Выявление достижений учащегося по результатам занятий.

Индивидуальные достижения учащегося по сенсорному развитию

Диагностика сенсорного развития

Зрительное восприятие – 2 ч

Слежение за движущимся предметом.

  • Слежение за предметом, расположенным вблизи
  • Слежение за удаленным предметом

1.Посмотри, куда покатился мячик.

2.Покатаем мишку на машине.

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Слуховое восприятие – 2 ч

Слежение за перемещающимся источником звука.

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1.Послушаем, как гудит самолет.

2. Посмотри туда, где играет музыка.

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

Кинестетическое восприятие – 4 ч

  • Формирование адекватной реакции
  • Различение поверхностей, разных по температуре, фактуре и т.д.

1.Гладкий мячик – шероховатый мячик. Дай гладкий мячик. Где шероховатый мяч?

3. Гладкие предметы (кубики, баночки, шарики)

4. Шероховатые предметы (игрушки, бархатная бумага)

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека и соприкосновение с различными материалами.

Реакция на надавливание на поверхность тела.

Формирование реакции на соприкосновение и давление на поверхность тела.

1.Потрогай, погладь мишку.

2. Надави на кубик, на мячик, на губку.

Адекватная реакция на соприкосновение и давление на поверхность тела.

Восприятие запаха – 4 ч

Реакция на запах.

Формирование адекватной реакции на предметы, обладающие выраженным ароматом.

Соотнесение предмета и запаха.

1.Узнай по запаху (лимон, шоколад)

2. В какой баночке лежит яблоко (огурец)

Различение некоторых запахов, узнавание объектов по запаху (лимон, шоколад, яблоко, апельсин, огурец)

Восприятие вкуса – 4 ч

Реакция на вкус

Формирование восприятия и адекватной реакции на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам (сладкий, кислый, соленый).

1.Унай на вкус (лимон, апельсин, шоколад, огурец)

2. Покажи, где сладкое, кислое, соленое (яблоко, лимон, соль).

Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, сахар, лимон).

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (сладкий, кислый, соленый).

Итоговое обследование учащегося.

Выявление достижений учащегося по результатам занятий.

Индивидуальные достижения учащегося по сенсорному развитию

Диагностика сенсорного развития

Зрительное восприятие – 1 ч

Соотнесение цвета объектов.

Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый).

Название основных цветов:

красный, желтый, синий, зеленый

1.Посмотри, где красный кубик, принеси зеленый шарик.

2.Собери все синие колечки.

Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый)

Слуховое восприятие – 2 ч

Соотнесение звука с источником.

Определение источника звука

1.Что как звучит?

2. Покажи, что звучит.

Соотнесение звука с его источником.

Кинестетическое восприятие – 5 ч

Реакция на надавливание на поверхность тела.

Формирование реакции на соприкосновение и давление на поверхность тела.

гладкий, шероховатый, мягкий, твердый, пушистый

1.Найди наощупь игрушку.

3.Постучи по предмету.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека и соприкосновение с различными материалами.

Реакция на изменение положения тела.

Изменение положения тела.

Работа с массажерами.

Выполнение установок по изменению положения тела

Восприятие запаха – 4 ч

Реакция на запах.

Формирование адекватной реакции на предметы, обладающие выраженным ароматом.

Соотнесение предмета и запаха.

1.Узнай по запаху (банан, помидор, хлеб)

2. В какой баночке лежит банан (помидор)

Различение некоторых запахов, узнавание объектов по запаху (банан, помидор, хлеб, апельсин, клубника)

Восприятие вкуса – 4 ч

Реакция на вкус

Формирование восприятия и адекватной реакции на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам (сладкий, кислый, соленый, горький).

1.Унай на вкус (печенье, сыр, лук)

2. Покажи, где сладкое, кислое, соленое, горькое (печенье, зефир, сыр, лук).

Узнавание (различение) продуктов по вкусу (печенье, зефир, конфета, сыр, лук).

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (сладкий, кислый, соленый, горький).

Итоговое обследование учащегося.

Выявление достижений учащегося по результатам занятий.

Индивидуальные достижения учащегося по сенсорному развитию

Диагностика сенсорного развития

Зрительное восприятие – 1 ч

Соотнесение цвета объектов

Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Название основных цветов:

красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный

1.Найди красные кружки, желтые квадраты и т.д.

2.Разложи разноцветные камешки в баночки по цветам.

Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный)

Слуховое восприятие – 2 ч

Соотнесение одинаково звучащих предметов.

Нахождение одинаковых по звучанию объектов

1. Какая игрушка звучит так же?

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие – 4 ч

Реакция на изменение положения тела и частей тела.

Изменение положения тела.

Работа с массажерами.

3. Выполнение упражнений под музыку

Выполнение установок по изменению положения тела

Восприятие запаха – 5 ч

Реакция на запах.

Формирование адекватной реакции на предметы, обладающие выраженным ароматом.

Соотнесение предмета и запаха.

1.Узнай по запаху (кофе, хвоя, ваниль)

2. В какой баночке лежит груша (перец)

3. Чудесный аромат.

Различение некоторых запахов, узнавание объектов по запаху (малина, клубника, хвоя, кофе)

Восприятие вкуса – 5 ч

Реакция на вкус

Формирование восприятия и адекватной реакции на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

1.Унай на вкус (мармелад, хлеб, морковь)

2. Покажи, где сладкое, кислое, соленое, горькое (печенье, зефир, сыр, лук).

3. Где жидкое (молоко), вязкое (йогурт), сыпучее (сахар)

Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша, лимон, сахар и др.).

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Итоговое обследование учащегося.

Выявление достижений учащегося по результатам занятий.

Индивидуальные достижения учащегося по сенсорному развитию

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных занятий "Развитие мелкой моторики рук"

Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с детьми с ЗПР и имеет следующую цель: .


Материал к коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Данные материалы представляют собой 2 конспекта занятий и таблицу-обследование ВПФ ребенка. Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из.

Коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 2 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятель.


-развитие речи;-коррекция зрительного восприятия;-развитие коммуникативных навыков.


Коррекционное занятие "Развитие познавательных способностей. Временные представления"

Данный материал предназначен для проведния коррекционных занятий в классах VII вида.


КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ "Развитие мышления"

Конспект индивидуального коррекционного(дефектологического) занятия "Развитие мышления" для обучающихся 2 класса с ЗПР.


конспект группового коррекционного занятия "Развитие внимания".

Конспект группового корреционного (дефектологического) занятия по теме: "Развитие внимания" для обучающихся 3 класса с ЗПР.

Читайте также: