Конспект занятия про чай

Обновлено: 07.07.2024

Воспитатель: Доброе утро, гости дорогие!

Как вы себя чувствуете?

Какое у вас настроение?

Давайте скажем гостям важные и очень нужные человеку добрые слова, чтобы доброе, хорошее настроение не покидало их.

Приветствие гостям. На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья – луча серебристого,

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Воспитатель: Гости пришли не с пустыми руками. Они принесли для вас сюрприз-сундучок.

Вот чудесный сундучок,

В нем загадочный листок,

Вы вопросы задавайте!

Эту тайну отгадайте.

Дети отгадывают, что лежит в сундучке. Это листик чая.

Воспитатель: Ребята, что такое чай?

Дети: Чай – это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Воспитатель: Расскажите стихотворение о пользе чая.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы новые дает.

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир.

Славит чудо – эликсир.

Воспитатель: Много старинных обычаев есть в разных странах. Но один из самых замечательных – чаепитие. Хотите узнать секрет заваривания чая, а также чайные традиции в разных уголках земли? Закройте глаза. Я скажу слово – чай, а вы поделитесь своими впечатлениями, что вы себе представили?

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Чашку чая, чайную плантацию, кустик чая, коробочку с чаем и др.

Воспитатель: В какой стране впервые узнали о чае?

Дети: В Китае.

Воспитатель: Хотите попасть в эту страну?

Глобус нам в этом поможет.

Глобус наш мы повернем,

И страну Китай найдем.

Звучит китайская музыка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, нас встречает китаянка.

Девочка-китаянка: Здравствуйте, друзья. Меня зовут Юньнань или Южное облако. Приглашаю вас в чайную комнату. Присядьте на коврики и послушайте легенду о чае.

Ребята, а что вы знаете о чае?

1. Какой высоты бывает чайное дерево? (от низкого кустика до высоты пятиэтажного дома).

2. Как раньше называли мужчину, торговавшего чаем? (чайником), а женщину? (чайницей).

3. Какие листики необходимо собирать с чайного куста (Самые молодые 2 листика и почку).

4. Какую форму имеет чайный куст? (Столообразный, полуовальный, шарообразный).

5. Сколько лет живет чайный куст? (100 лет).

7. Что такое чайная паста? (Чайные листья обжаривали на сковороде над огнем, измельчали в порошок, добавляли чуть-чуть воды и превращали эту массу в пасту. Из нее делали маленькие лепешечки. Эти лепешечки ценились дороже золота).

8. Какой бывает чай?

(Зеленый, черный, желтый, белый, красный, ароматный, вкусный, крепкий, полезный, приятный, приятный, цветочный, бодрящий).

Расскажите, какой путь проходит лист чая от куста до нашего стола. В этом вам помогут картинки.

Девочка-китаянка: Замечательно и удивительно, как много вы знаете о чае. Гостеприимные китайцы всегда предлагают гостю выпить чай, это считается знаком дружеского отношения. Я приглашаю вас на чаепитие по-китайски.

Воспитатель: Китайский поэт написал о чайной церемонии:

Первая чашка увлажнила губы – как первый дождь весной

Вторая – и тает чувство одиночества и грусти.

Третья – уплывают мысли о неизбежном.

После четвертой пот росой по лбу, отвлекаюсь от забот.

После пятой – легкость в теле – неужели молодею.

Медленно шестую пригублю – просыпается душа.

Облака плывут то вправо, то влево, медленно разделяются на маленькие облачка, такие легкие, пушистые, так и хочется их обнять и покружиться с ними.

Воспитатель: Китайская чайная церемония – это волшебное таинство, где постигается необыкновенный вкус и аромат чая, наступает покой и мир в душе.

Глобус наш мы повернем

И Японию найдем.

Звучит японская музыка.

Давайте пройдем к домику, но наступать нужно на камешки той формы, которая совпадает с вашей геометрической фигурой.

Нас встречает девочка-японка

Первый гость, отпив глоток, вытирает край чашки салфеткой и передает другому гостю. После крепкого чая подается жидкий чай.

Японская чайная церемония – это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чаше. Японцы считают, что чайная церемония воспитывает простоту и естественность.

Воспитатель: А что еще воспитывает в человеке японская чайная церемония?

Дети: Уважение, чистоту души и тела, спокойствие, гармонию.

Воспитатель: Хотите изобразить знак гармонии по-японски.

Дети восковыми мелками рисуют знак гармонии.

Воспитатель: Передавая японский колокольчик удачи, давайте назовем слова, которые вызывают спокойные, приятные чувства.

(Радости, веселья, счастья, здоровья, мира, добра, благодарения, удачи, любви, наслаждения).

Воспитатель: Давайте пригласим Сакуру с собой дальше. Много обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие.

И нам пора возвращаться на Родину.

Глобус мы свой повернем.

И в Россию попадем.

Нас встречает Аленушка.

Аленушка: Здравствуйте мои дорогие! Хотите узнать, как попал чай в Россию? Присядьте на скамеечки и послушайте. Русский боярин привез монгольскому хану богатые дары от русского царя. Хан хорошо принял посла и передал для русского царя богатые дары, среди которых были свертки с непонятной травой.

- А что это такое? – спросил посол.

- Мой самый дорогой подарок русскому царю. – ответил монгольский хан.

Воспитатель: Но сейчас и в России выращивают чай, например, в Краснодарском крае. (Показ фотографии). Круглый год у чайных кустов трудятся люди: удобряют землю, пропалывают сорняки, подрезают кусты. Сейчас мы не представляем себе завтрак без чашки чая, а раньше его не умели даже заваривать.

Случались забавные истории. Расскажите.

Дети: Моряк привез в подарок маме чай. Она решила угостить соседей. Сварила в кастрюле весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду в ведро. Разложила вареные листья и добавила растительное масло.

Барин поручил своему слуге приготовить чай. Слуга не знал, как его готовить. Сварил, заправил его перцем, луком, петрушкой.

Воспитатель: На Руси пили чай из фарфоровой посуды. Разливала сама хозяйка, но иногда доверяли старшей из дочерей. В богатых семьях чашки с чаем подавались на глубоких блюдцах, из которых пили вприкуску с сахаром или вареньем.

Аленушка: Послушайте загадку, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным для русского чаепития.

Всем пить чай велит.

Воспитатель: Чтобы получить от чая пользу и удовольствие, необходимо его правильно хранить, готовить и пить. Как правильно хранить чай?

Аленушка: Я научу вас правильно заваривать чай. Лучшая вода для заваривания чая ключевая и родниковая. Водопроводную воду необходимо отстоять и только потом кипятить. Снимать чайник с огня надо тогда, когда закипит вода. Заварочный чайник необходимо обдать кипятком. Потом насыпают сухую заварку, наливают немного воды, накрывают крышкой и льняной салфеткой. Это позволяет сохранить аромат чая. Настаивают 5 минут, после чего доливают кипятком.

Воспитатель: Пока чай настаивается, мы вспомним правила чаепития.

Дети:

1. Сахар в чае размешивать не шумно.

2. Ложечку вынимают из чашки и кладут на блюдце.

3. Пьют чай малыми глотками, чтобы не обжечься.

Воспитатель: Отношение русского народа к чаю проявляется в пословицах и поговорках. Давайте вспомним.

Дети: - Чай – это долгий разговор добрых людей.

- Где есть чай, там и под елью рай.

- Чай – аптека в стакане.

- От чая лиха не бывает.

- Без чая я скучаю.

- Чай попил, откуда сила? Чай не пил – совсем ослаб.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что чай – это не только напиток, но и полезное средство, которое применяют в разных отраслях промышленности, быту, в народной медицине. Хотите об этом рассказать?

- Свежий сок листьев чая используется для лечения ожогов.

- Чайное масло применяется как смазочное масло для мелких деталей.

- Чайное масло вместо оливкового масла добавляют в пищу.

- При изготовлении мыла чайное масло добавляют для красивого желтого цвета.

- Чайное масло добавляют для окраски мармелада, драже.

- Слабый настой чая придает блеск зеркалу.

- Если ополаскивать волосы настоем чая, это придаст им красивый цвет и блеск.

- Измельченный чеснок в чайной настое – хорошее средство от зубной боли.

- При воспалении глаза промывают холодным, крепко заваренным чаем.

- Утоляет жажду лучше всего чай с лимоном.

- Заварка от чая – хорошее удобрении для растений.

Воспитатель: Как много мы сегодня узнали. И чай наш заварился. Пора накрывать на стол и садиться пить чай.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект познавательного занятия

Цель: Формировать представления о значении чая для организма человека, о его полезных свойствах, традициях разных народов, связанных с чаепитием, умением правильно его заваривать.

1. Формировать элементарные представления о разновидностях чая , создать условия для ознакомления детей с правилами чайного этикета.

2. Развивать зрительные, тактильные, вкусовые анализаторы у детей, умение сравнивать свойства по одному и нескольким признакам.

3. Развивать умение самостоятельно (при небольшой помощи взрослого) заваривать чай.

4. Воспитывать вежливость, аккуратность, желание употреблять данный продукт.

5. З акреплять представления об источниках опасности в быту (горячая вода) .

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель подводит детей к ответу, чтобы сравнить три жидкости можно по запаху, вкусу.

- Каждому человеку необходимо выпивать в день до двух литров жидкости.

Чтение стихотворения.

Чёрный, красный и зелёный,

Рассыпной и листовой,

Чай напиток бесподобный,

Это скажет вам любой.

Хорошо, гостей встречая,

Посидеть за чашкой чая!

2. Основная часть.

Оганолептические исследования.

- Предлагаю определить жидкость по цвету.

- Как вы думаете, что в кувшине №1.

- Да, ребята, вы правы это - вода.

- Переходим к кувшину №2. Предлагаю определить по цвету.

Да, ребята, оказывается только по одному цвету очень трудно определить содержимое кувшина.

- А теперь попробуйте определить эту жидкость по запаху.

-Как вы думаете, что это?

- Да правильно - это сок! Ребята, а из чего делают сок?

Дети: Из фруктов и овощей.

Воспитатель предлагает попробовать глоток сока из стакана, дети пробуют.

Дети: Фруктовый сок.

- Молодцы! А теперь давайте определим по : цвету, запаху, что за жидкость находится в кувшине №3.

Воспитатель предлагает попробовать жидкость из закрытого кувшина детям и определить по вкусу.

- Ребята, мы с вами знаем, из чего делают сок. А кто знает, из чего делают такой напиток чай?

Дети: Из заварки.

- У вас на столах – стаканчики с разными видами заварки. Посмотрите внимательно, что в стаканчиках?

Дети: - Заварка.

- Подумайте, что же такое заварка? Из чего она сделана? Давайте рассмотрим первый стаканчик, какая заварка в нем находится? Давайте возьмем пакетик, надрежем уголок вот так, высыпаем в стаканчик содержимое пакетика. Посмотрите внимательно на содержимое стаканчиков под лупой, что же мы видим?

Дети: И змельченный чай, почти порошок .

- Такой чай называется пакетированный, потому что он в пакетиках.

Я предлагаю взять второй стаканчик и изучить чай в нем? Что вы видите, ребята?

Дети: Это шарики или гранулы.

- Да, это шарики или гранулы. Это гранулированный чай. Вы можете потрогать их, размять.

Что в третьем стаканчике?

Дети: Крупный, листиками.

- Такой чай называется крупнолистовой.

- Перед вами таблички, в них 2 строки и 2 столбца. Вам нужно в верхней строке выложить цифры указанные на ваших стаканчиках. А в нижней строке положить соответствующую геометрическую фигуру обозначающую вид заварки.

- Чай пакетированный - обозначим кругом;

- гранулированный чай - квадратом;

- листовой чай - треугольником.

(Встают и проходят на середину зала)

- Так из чего же все-таки сделан чай, ребята. Что напоминают вам эти частички?

Дети: Сухие листья.

- Это измельченные сухие листья, да, ребята.

- Кто из вас видел, как растет чай? Где растет чай? В каких странах? Ребята как же нам узнать ответы на эти вопросы? Где можно получить информацию?

Дети: Прочитать книжки, посмотреть в интернете, посмотреть фильм, фотографии, слайды.

- Предлагаю вам посмотреть слайды.

Слайд 1. Что мы знаем о чае?

Слайд 2. Китай - родина чая.

Слайд 3. Так выглядят чайные плантации.

- Обратите внимание, что листики чая растут на кустарнике, которые специально выращивают на больших полях (плантациях) высоко в горах. Чай - это вечнозеленый кустарник. Собирают у чая только верхние листочки.

Слайд 4. Чайный куст любит влагу и обильный полив, тогда он даёт хороший урожай

Слайд 5. Чай высушивают.

Слайд 6. Высушенные листья измельчают и упаковывают. Так получается заготовка для чая.

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться,

Чай всех снадобий полезней,

Нас спасает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью лучший друг!

- Интересно, ребята? Вы узнали, где растет чай, как его собирают и сушат? Послушайте китайскую легенду:

- Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. В Китае на родине чая, его начали разводить 2,5 тыс. лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В Китае самый любимый напиток, это зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

- Ребята, а вы любите пить чай?

- Тогда вы, знаете, в чем его заваривают?

- Приглашаю вас подойти к столу.

Дети подходят к столу.

- У меня на столе два чайника зеленый и белый. В них налита вода. Давайте положим в них заварку из стаканчика с крупнолистовым чаем, обозначенным ромбом. ( Дети бросают заварку в зеленый чайник и белый ) Что происходит в зеленом чайнике? Давайте понаблюдаем.

Дети: Ничего не меняется .

- А в белом чайнике, что произошло?

Дети: Вода окрасилась, чаинки раскрылись.

- Итак, ребята, в горячей воде чай заваривается и вода окрашивается в цвет заварки. Почему так произошло, в чем причина? Как вы думаете, ребята? Давайте потрогаем зеленый чайник. О н холодный? Значит в нем холодная вода. Осторожно прикоснитесь к белому чайнику. Вода в нем горячая. Значит, в горячей воде чай заваривается, а в холодной нет. Ребята, помните, горячей водой можно обжечься, поэтому нужно быть осторожными. Дома чай заваривают только взрослые.

Последовательность этапов заварки чая:

o Вскипяти воду.

o Сполосни заварочный чайник горячей водой.

o Всыпь 1 чайную ложку чая в заварочный чайник.

o Залей кипятком до половины чайника.

o Накрой чайник салфеткой и дай настояться 5-7 минут.

o Долей в чайник кипяток.

o Разлей чай по чашкам и подай на стол.

Чайные загадки.

1. Был листок зеленым –

Черным стал, томленым,

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине. (Чай)

2. Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

3. В брюхе - баня,

На голове - пупок.

Всего одна рука

И та - на спине. (Чайник)

Там и пропал (Сахар)

5. Маленькое, сдобное

Я одна тебя не съем,

разделю ребятам всем. (Бублик)

6. Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его? (Лимон)

7. Их бабуля с сахарком

Первый вышел - словно ком,

А другие - гладкие. (Блины)

8. Бабушка из сладких ягод

И его нам хватит на год

К чаю и в компоты. (Варенье)

Встали, выровняли спинки.

И еще раз повторили.

Приседаем мы по счету,

Это нужная работа -

Мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами.

Раз - рывок и два рывок.

Продолжаем наш урок.

Беседа о чае.

- Ребята, какой чай вы знаете?

Дети: С лимоном, мятой, ромашкой, липовый.

- Подойдите за стол и возьмите лимон, понюхайте, попробуйте его. А что это за травка лежит на второй тарелочке? Понюхайте ее и попробуйте.

- Правильно ребята это мята.

- А теперь попробуйте добавить мяту и лимон в чай. Что происходит с цветом чая?

Дети: Чай с лимоном меняет цвет.

- Правильно чай с лимоном меняет цвет и становится светлым. Как вы думаете почему?

Дети: Лимон кислый.

- В России в древности пили только травяные чаи и самым популярным чаем, был чай из кипрея, современное название этого растения иван- чай.

- Ребята подойдите к моему столу. В России к чаепитию стол сервировали так.

Стол накрывали праздничной скатертью. В центр стола ставили самовар, заварник, сахарницу, угощение, лимон. Чай разливала хозяйка дома или старшая дочь, мужчины пили из стаканов с серебряными подстаканниками, а женщины из фарфоровой посуды. Сахар в чай не клали, а пили в прикуску.

- Ребята пройдите к столам, я предлагаю вам самим изготовить чай.

- Чай бывает еще из пряных трав. У вас на столах сбор из сухих трав: душица, зверобой, мята. Что нужно сделать, чтоб он стал как чай? Правильно надо измельчить. Я предлагаю взять пестики и размять их.

Дети работают за столами.

По окончании работы воспитатель предлагает аккуратно ложечкой пересыпать полученный порошок в мешочек. - Ребята, у вас получился чай из трав. Это вам в подарок.

- Давайте как можно больше подберем слов о том, какой мы пьем чай!

Дети : Вкусный, Ароматный, Крепкий, Душистый, Терпкий, Сладкий, С лимоном, Черный, Зеленый.

3. Заключительная часть.

- Что же нового вы узнали сегодня о чае?

- Что понравилось на занятии?

- Что тебе запомнилось больше всего?

- Ребята, вы такие старательные, умные, смышленые и мне очень понравилось с вами работать.

Цель: обогатить и расширить знания детей о чае, его происхождении.

Задачи: Познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран. Активировать познавательный интерес, внимание, память детей. Развить логическое мышление и воображение. Развивать связную речь. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни. Воспитывать активность, инициативность, исследовательскую деятельность, самостоятельность, навык сотрудничества.

Ход занятия.

Орг. момент. Поздороваемся с гостями.

- Ребята, перед вами карта мира, где можно увидеть все страны. Кто может показать нашу страну Россию? А какие ещё страны вы знаете?

- Сегодня я хочу поговорить с вами о Китае. Страна Китай огромна (показ на карте, там живёт очень много людей со своими обычаями, традициями, легендами. Китайцы очень любят пить чай. И не случайно чай – их любимый напиток. Ведь именно Китай считается родиной чая. (Слайды).

- Чай может быть чёрный, зелёный, каркаде, травяной. В моей коробке много чая разных сортов, доставайте (дети достают коробочки с чаем, узнают знакомые сорта чая, называют).

- Посмотрите, как много на нашей выставке разного чая…

- Послушайте о чае (просмотр слайдов).

- Чайные кусты выращивают на юге. Их листья убирают два раза в год: в апреле и в августе. Лучшие сорта чая получают из нераспустившихся листьев. Чайные листья проходят много операций: его листья сушат, скручивают, сортируют и расфасовывают. Мало кто знает, что существует международный день чая, празднуется он 15 декабря. И мы сегодня с вами тоже подготовимся к чаепитию.

Ребенок читает стихотворение:

- Чай горячий, ароматный,

И на вкус такой приятный,

Он недуги исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы свежие дает,

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир,

Славит чудо- эликсир!

- В чем чудодейственная сила чая, его польза? (ответы детей)

- В чае много витаминов:

“А” – важный для зрения.

“B” – полезен для нервной системы, снимает усталость.

“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

- Сейчас мы с вами рассмотрим чайные листья, почувствуем их запах.

- А для начала сделаем китайскую дыхательную гимнастику.

Рассматривание чая, обследование нескольких видов чая.

- Мы с вами рассмотрим чаинки под лупой. Что они из себя представляют?

Дети: это высушенные листья.

- Какого они цвета? наощупь? (сухие)

- Если взять с усилием? (рассыпаются, ломкие, хрупкие)

- Перед вами три ёмкости с жидкостью. Как вы думаете, что в них?

- Почему содержимое разного цвета?

- Цвет чая зависит от его сорта. Листья зелёного чая окрашивают воду в зеленоватый цвет. Листья чёрного чая окрашивают в тёмно-коричневый цвет. А этот чай имеет красный цвет, как думаете, ребята, почему?

- Красный чай – это не что иное, как лепестки цветка, именно они придают такой приятный розовый (малиновый) оттенок чаю.

- Ребята, вы дома пьёте чай? Может, кто-то знает, как его приготовить?

- Итак, если мы зальём листья горячей водой и помешаем ложкой, что происходит?

Дети: вода окрашивается в темный цвет. Чай заваривается. (То же с зелёным чаем. И с шариком). Отдельно залить шарик в банке.

- Невзрачный шарик превратился в красивый цветок. Это особый сорт чая называется он цветок лотоса. Чайные листья отдают свой цвет, вкус и аромат.

- Ребята, пока наш чай заваривается, вспомним пословицы о чае.

Выпей чайку- забудешь тоску.

Чай пьешь - до ста лет приживешь.

Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?

Чай не пить, так на свете не жить.

С чая горя не бывает.

Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

- Нашему чаю понадобится ещё несколько минут, чтобы завариться, а мы с вами пока сделаем китайскую гимнастику.

- Ребята, а вы знаете, что чай – это не только напиток, но и полезное средство, которое применяют в разных отраслях промышленности, быту, в народной медицине. Хотите об этом узнать?

- Свежий сок листьев чая используется для лечения ожогов.

- При воспалении глаза промывают холодным, крепко заваренным чаем.

- Утоляет жажду лучше всего чай с лимоном.

- Заварка от чая – хорошее удобрении для растений.

- Если ополаскивать волосы настоем чая, это придаст им красивый цвет и блеск.

- Я думаю, что наш чай готов. Посмотрите, у разного сорта чая свой цвет. Почувствуйте его аромат.

- Попробуем чай на вкус? Устроим настоящую китайскую чайную церемонию с угощением.

Автор: Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов для проведения Дня чая (15 декабря) в начальном и среднем звене.
Цель: Знакомство с историей и традициями праздника;
Задачи:
- формировать у учащихся этические представления о чае;
- обобщить и систематизировать знания о чае;
- формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития.


1 Ведущий:
В холодный декабрь есть праздник волшебный,
когда почитаем мы лучший напиток,
ведь дарит нам чашка горячего чая,
тепла очень много, ну даже избыток!

Когда вся планета день чая встречает,
скажи всем друзьям , что ты их приглашаешь,
на чашечку чая, на чудо душевное,
в день теплый такой ты их всех поздравляешь!

Он черный бывает, бывает зеленый,
а может быть красный, и белый уж точно,
как много сортов мы знаем для чая,
поэтому чайник поставим мы срочно!




Что уж говорить о Востоке, откуда чай распространился по всему свету! Там люди не просто пьют ароматный напиток, а соблюдают правила чаепития. Согласно традиции Востока , чай приносит духовное и физическое очищение. Если соблюдать эти правила , то чай помогает человеку достичь состояния внутренней гармонии.



А вот именно русское чаепитие организуют для разговора по душам. Вот поэтому вечер, проведенный у самовара — чудесная причина провести время вместе. За чаем можно и побеседовать о своем, и повеселиться, и узнать очень много интересного.


Красный, чёрный и зелёный-
Мириады разных вкусов.
Если нужен день продлённый,
То взбодрись, не слушай трусов.
И про будние невзгоды
Позабудь ты на минутку,
Пусть не делают погоды,
Чаепитие - не шутка!

Как нектар богов Олимпа,
Сей напиток - дар небесный,
И философы из лимба
Одобряют эту песню.
Чаефилы, чаеведы
Нас овацией встречают,
Пусть уйдут лихие беды,
Мы исполним гимн о чае.

Чтец



Когда вы грустите, о лете скучая,
Есть самое лучшее, верное средство:
С друзьями собраться за чашечкой чая,
Как солнечном, чудном и ласковом детстве.
Вот так забежать и воскликнуть с порога:
“А ну-ка, скорей доставайте конфеты!
Лимонные дольки, печенья немного
И лучшие чашки веселого цвета!”
И дуть во все щеки в цветочное блюдце,
Смеяться в веселье приятном и праздном,
А новым друзьям – от души улыбнуться,
За чашечкой чая болтая о разном.
1 Ведущий
Вы никогда не должны отказываться от чашки чая при следующих обстоятельствах:
если на улице жарко;
если на улице холодно;
если вы устали;
если кто-то думает, что вы устали;
если вам не по себе;
прежде чем выйти из дома;
если вы не дома;
если вы только что пришли домой;
если вам хочется чайку;
если вам не очень хочется чайку, но вы могли бы;
если вы уже давно не пили чая;
если вы только что перехватили чашечку.
2 Ведущий
Легенда о появлении чая
В китайских сказаниях говорится, что первым человеком, испившим чай, стал легендарный император Шэнь Нун, который экспериментировал с различными травами. Однажды император за один день перепробовав сотню ядов из трав, потерял сознание. Оживила же императора капля росы, упавшая ему в рот с чайного куста.




2 Ведущий
в 18 веке чай был в 110 раз дороже икры. В дворянских домах хозяйки чай берегли и ценили.Хранили его не в кладовой с другими продуктами, а в собственной спальне в особых ларцах-чайницах.






Ведь, аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
Принято пить только свежезаваренный чай. Если долго хранить чай, то он будет терять свой аромат.
1 Ведущий
Давайте послушаем чайные частушки
Частушки
На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так пропойте ж под чаек
Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!

Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пенится.
Погляди-ка на себя,
Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая.
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!

Самоварчик разогреем,
Чаю с травкой заварим.
Кто недугом заболеет
Приходите, напоим!


Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока!

Самовар поет, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой!

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!

Вот уже струится пар,
Закипает самовар,
Пора его на стол нести,
Чай гостям преподнести!

Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай - чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день - денёчек

2 Ведущий
Во время чаепития можно и поиграть.
Игра "Самовар "





Участники делятся на команды. Перед каждой командой устанавливают большой лист бумаги с нарисованной в центре чашкой. Участникам завязывают глаза и они, подходя по очереди к листу, рисуют на нем по треугольничку (пакетику чая). Побеждает та команда, участники которой были точнее и разместили больше нарисованных пакетиков внутри чашки.
Чтец
Чай с черникой, черный чай,
Чаем чаще угощай!
С чаем праздники встречай,
Вместе с чаем не скучай!
Чтец
Чай на рыбалке, чай в лесу,
Чай в полуденном часу,
Когда жарко, наливай,
Душу этим согревай!
Чай-чай-чай,
Примечай, примечай!
Чай-чай-чай,
Примечай, примечай!
Как заваривать чаек,
Сколько ложек в котелок.
Как настаивать сей чай,
Привечай, привечай!
Чай с лимоном, с сухарем
В полдень пьем, в полдень пьем.
И с вареньем из малины
Еще чашки половину.
Чай с печеньем с увлеченьем
За беседой мы попьем.
И собрав лукошко ягод
Жарким днем так нальем
Чай с черникой, земляникой,
Со смородиной, брусникой,
С шоколадом, мармеладом,
С пирогом, тортом и сыром
Чай отведаем всем миром!
Как чаевничать – учись!
В этом – тайна церемониальных риз.
Музыка в стране слышна,
Поднебесною недаром звалась она.
Ритуал, и брак, и чай
Воодушевлением встречай.
Если музыка звучит,
Будет необычным быт.
Чай душевно наливай,
Душу этим согревай!
Чай в палатах и в хибаре,
В Калахари и Сахаре,
Чай на севере, в тайге
При метели и пурге.
Согревает, освежает,
Чай нас заново рождает.
Если ты устал с дороги,
Чай все тут же на подмоге.
Золотистый он, душистый,
Черный, байховый и чистый,
Витаминный и фруктовый,
Чай с эфирами – особый,
Травяной и необычный –
Чаю предлагают лично.
Приглашение на чай
Ты как праздник отмечай!
Чтец
Чая вкусней
Ничего не найдёте.
Сладости, может,
Больше в компоте,
Кофе, наверно,
Больше бодрит,
Сок красивее
Намного на вид,
Ну а кефир,
Говорят, здоровей,
Только вот чай
Всё равно всех вкусней.
Просто за чаем,
Так получается,
Вечером наша
Семья собирается.

Чтец
С сухарями пили чай,
С пирогами пили чай,
С сушками, ватрушками,
С пирогами, плюшками,
Чай с лимоном,
Чай простой,
Сладкий чай
И чай пустой.
Пили, пили, напились,
На перинах улеглись,
Сладко спали до зари.
Чай побулькивал внутри.


Читайте также: