Конспект урока субд access 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

такие системы , как Parad ox, Clarion, dBASE, FoxBASE, FoxPro, Clipper, A ccess.

Система управления базами дан ных ( СУБД ) MS Access имеет достаточно

высокие скоростны е характеристик и и входит в состав ч резвычайно п опуляр -

ного в нашей стра не и за рубежом пакета Microsoft Office. Набор команд и

функций, предлагаемых разраб отчикам программных проду ктов в среде Access,

по мощи и гибк ости отвечает большинству современных тре бований к

представлен ию и обработке дан ных. В Access поддерживаются разнообразные

всплывающие и многоуров невые меню, работа с о кнами и мышью,

реализованы функции низкоу ровневого доступа к фай лам, управления ц ветами,

на стройки принтера, представления данных в виде электронных таб лиц и т.п.

Перечисленные факторы определили выбор СУБД Access в ка честве среды для

практическог о изучения вопросов проектир ов ания баз данных на урока х

На практических занятиях по информатике была спроектирована и

разработана база данных "Психологическая служба колледжа", состоящая из

таблиц, запросов, ф орм и пре дставленных на языке SQL.

Актуаль ность разработки определяет ся необхо димостью регулярного

выполнения психологам и образоват ельных учреждений трудоемкой задачи

составления аналитически х и статиче ских отчетов, составл ение расписания

консуль таций и ведение отчетност и их , составление карты психолого -

социальной карты у чащегося. Кроме того, необхо дима единая база данны х,

которая хранит всю необход имую информа цию о кажд ом учащимся.

Основной целью данной работы являе тся проектирование и разработк а

всех учащихся колледжа, основные психологические характеристики учащихс я

и предназначена для хранения и поиска данных, представления информаци и в

удобном в иде пос редством ф орм вво да данн ых, выдачу сложны х отчетов и

Команды получают по 1 набору букв с зашифрованным словом. Необходимо развернуть их, чтобы было видно, какая буква там написана. Каждая буква – это зашифрованный объект базы данных (таблица, форма, отчет, запрос, макросы, модули). Посмотрев на букву, надо назвать объект БД и сказать, для чего он предназначен.

Например: Ф-объект БД Форма, с помощью которых в базу вводят новые данные или просматривают имеющиеся.

3. Основные конкурсы

(1 балл – 1 утверждение)

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Прошу быть моим оппонентом ________________(произносит каждый раз тот, кто читает утверждение и называет имя оппонента)

1. СУБД - это программа, с помощью которой осуществляется сохранение, обработка и поиск информации в базах данных.

2. Для запуска Access надо выполнить команды Пуск - Программы – Стандартные MS Access.

3. В базе данных запись - это строка таблицы.

4. Отчет - средство для представления данных на бумаге в том виде, в котором нужно.

5. В таблицу базы данных, содержащей три столбца "Фамилия", "Имя", "Телефон" вписано 200 человек. Верно ли, что полей - 3, записей – 200?

6. Файл базы данных имеет расширение mdb.

7. Основные объекты Access – это таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы, модули.

8. Базовым объектом Access является таблица.

9. Для ввода, просмотра и модифицирования в таблице или запросе предназначен объект Форма.

10 Запрос - средство преобразования информации в базах данных.

11. С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из одной или нескольких таблиц.

12. Главным моментом при создании БД является ее проектирование.

13. Поле, которое однозначно идентифицирует запись в таблице, называется ключевым.

14. Для создания связей между таблицами не обязательно создавать ключевые поля.

15. Нет никакой разницы между фильтром и запросом.

16. Правильная работа БД не зависит от того, как она спроектирована.

17. Подчиненная форма - это форма, которая находится внутри другой формы.

18. Модули - это программные процедуры, написанные на языке VisualBasic.

Время – 2 минуты (1ребус – 2 балла)

Каждая команда подготовила для другой по 3 ребуса к этой теме. Правильное решение ребуса 2 балла. Члены каждой команды обмениваются ребусами и решают их. Затем они передают свои ребусы и ответы членам жюри. Те проверяют правильность, а в это время проводится конкурс капитанов.

У каждого капитана листочек с заданием в таблице. Им необходимо соединить термины с их назначением. При проверке на интерактивной доске выводится таблица с правильным ответом для членов жюри.

Задание оценивается в 2 балла. Время на выполнение 2 минуты.

Специальные структуры, предназначенные для обработки данных

Строки таблицы БД

Столбцы таблицы БД

Формы "наоборот". С их помощью данные выдают на принтер в удобном и наглядном виде.

Программные процедуры, написанные на языке VisualBasic

Объекты, с помощью которых в базу вводят новые данные или про-сматривают имеющиеся.

Основные объекты базы данных. В них хранятся данные

Если какие-то операции с базой производятся особенно часто, имеет смысл сгруппировать несколько команд в этот объект и назначить его выделенной комбинации клавиш.

Учитель зачитывает каждой команде по кругу по 1 определению. На обсуждение 10с, после чего команда должна назвать слово, определяющее то, о чем говорилось.

За каждый правильный ответ - 1 балл. В случае, если команда ошибается, другая команда может предоставить правильный ответ и получить 0,5 балла.

1.Совокупность взаимосвязанных, специально организованных информационных массивов, что предполагает возможность их использования в приложениях. (БАЗА ДАННЫХ)

2. Раздел оперативной памяти компьютера, предназначен для промежуточного хранения информации при выполнении операции копирования и перемещения. (БУФЕР ОБМЕНА)

3. Таблица или запрос, на основе которого базируется форма или отчет. (ИСТОЧНИК ДАННЫХ)

4. Фрагмент базы данных, содержащей информацию об отдельном конкретном объекте. (ЗАПИСЬ)

5. Средство преобразования информации в базах данных. (ЗАПРОС)

6. Средство для представления данных на бумаге. (ОТЧЕТ)

7. Обмен данными электронной таблицы с другими совместимыми программными продуктами. (ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ДАННЫХ)

8. Поле базы данных, содержащей неповторимую информацию об объекте и служит для однозначной идентификации соответствующего объекта записи. (КЛЮЧЕВОЕ ПОЛЕ)

9. Специальный режим функционирования системы управления базой данных, предназначенный для создания таблиц, разработки запросов, форм и других средств управления данными. (КОНСТРУКТОР)

10. Программа, помогающая пользователю совершить действия повышенной сложности (установить программу, сделать запрос, форму и т.п.). (МАСТЕР)

11. Список действий, операций, доступных пользователю в приложении. (МЕНЮ)

12. Секретная последовательность символов, служит для идентификации пользователя базы данных. (ПАРОЛЬ)

13. Фрагмент базы данных, содержащей однотипную информацию обо всех объектах базы данных. (ПОЛЕ)

14. Объект, в котором информация организована в виде двухмерных таблиц и связей (отношений) между ними. (РЕЛЯЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ)

15. Процедура упорядочивания информации в базе данных в соответствии с какого-либо признака (например, по алфавиту) (СОРТИРОВКА)

16. Характеристика данных, хранящихся в определенном поле. (ТИП ДАННЫХ)

17. Способ отбора и поиска нужных записей базы данных с помощью задания определенных критериев. (ФИЛЬТР)

18. Объект на экране, с помощью которого организуется взаимодействие пользователя с базой данных. (ФОРМА)

(1 выигрыш - 1 балл)

1. Что такое Счетчик? (это тип данных, значение которого автоматически увеличивается на 1 при добавлении каждой новой записи в таблицу)

2. Таблицы, Отчеты, Запросы, Формы, Макросы, Модули – что это? (это объекты базы данных, используемые в MS Access)

3. Что такое Форма? (это объект базы данных, предназначен для ввода и редактирования данных)

4. Что такое Кортежи? (это Записи или строки в БД)

5. Что называют Атрибутами? (это столбцы или поля таблиц БД)

6. Что такое База данных? (это упорядоченный по определенным правилам набор взаимосвязанных данных)

7. Что обозначает Сущность предметной области? (это тип реального или мнимого объекта предметной области)

8. Что такое Первичный ключ? (это одно или несколько полей (столбцов), комбинация значений которых однозначно определяет каждую запись в таблице)

9. Что такое СУБД? (прикладные компьютерные программы, предназначенные для создания, сохранения и использования баз данных)

10. Какие существуют модели баз данных? (Реляционная, иерархическая и сетевая)

11. Какие связи бывают в БД? (один к одному, один ко многим – это две основные связи)

4. Практическое задание

Учащиеся выполняют Запросы, создают Отчеты и представляют их членам жюри. Правильность запроса определяет учитель с членами жюри.

На интерактивной доске нарисовано дерево внизу под ним лежат листочки желтого и красного цвета. Учащиеся по очереди проходят у доски и перетягивают на дерево тот или иной листочек в зависимости от того, какое впечатление произвел на них урок.

Желтый листочек – позитивные впечатления, красный – задания на уроке были сложными.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание реляционной базы данных с помощью СУБД MS Access.

В статье рассмотрены различные модели баз данных, особо выделена реляционная модель как основа проектов учащихся, перечислены этапы построения базы данных, обоснован выбор СУБД MSAccess, приведе.

Методическая разработка урока "Модели данных, используемые в СУБД"

Практически все современные СУБД используют реляционную модель данных. В основе этой модели, предложенной Е.Ф.Коддом в 1970 году, лежит понятие отношения. Речь идет об отношениях, заключенных в двумер.


Класс: 10 Тип урока:урок-практикум. Вид урока: сдвоенный урок, продолжительность 1 час 20 минут. Цели урока. Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапа.

Практическая работа "Технология баз данных. СУБД"

Данна практическая работа позволяет освоить технологию создания реляционной базы данных. В практической работе приведины теоретичские сведения о системах управления базами данных и методы работы с СУБ.

Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по теме "СУБД MS Access"

Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по теме "СУБД MS Access" состоит из теоретического материала по теме и практических заданий, которые позволяют освоить основные приемы работы в програ.

Оценочные листы для рабочей тетради практических работ по теме "СУБД MS Access"

Оценочные листы для рабочей тетради с практическими работами в программе MS Access позволяют выставить объективную оценку и оценить степень сформированности признаков компетенций, связанных с владение.


Информатика. 11 класс.УМК Л.Л. Босова, А.Ю.Босова"Базы данны", "СУБД Access".

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представления об основных объектах СУБД Microsoft Access.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать: понятия база данных, поле и запись в таблице базы данных; назначение СУБД и основных объектов СУБД Access: таблиц, запросов, форм и отчетов.

Ход учебного занятия:

Лавинообразный рост количества информации во всех сферах деятельности требует эффективных способов ее поиска, обработки и упорядоченного хранения. Один из способов ‑ структурированине информации с помощью табличных моделей.

Объяснение нового материала;

База данных – это совокупность взаимосвязанных и организованных определенным способом данных о каких-либо объектах, процессах, событиях или явлениях и отношениях между ними.

Система управления базами данных (СУБД) – совокупность программных и языковых средств, предназначенных для создания, хранения и обработки баз данных.

Типовые задачи обработки информации в СУБД:

создание базы данных и сохранение ёё в виде файла на диске;

загрузка готовой базы данных;

редактирование базы данных (добавление, удаление, изменение данных в базе данных, модификация базы данных);

поиск информации в базе данных (создание запросов);

упорядочение базы данных;

создание и вывод отчетов на экран или принтер.

Примером СУБД является программа Microsoft Access.

В реляционных базах данных информация организована в виде таблицы. Запись – это строка таблицы, в которой собраны данные об одном объекте БД. Поле – это столбец таблицы, который содержит одну характеристику объекта. Каждое поле имеет имя, тип, размер, формат данных. В полях могут храниться данные разных типов: текстовые, числовые, логические и т.д.

Выполнение практических заданий;

Задание 1. На примере базы данных Знаки зодиака познакомьтесь с интерфейсом программы Microsoft Access и объектами базы данных: Таблицы, Запросы, Формы, Отчёты.

Запустите приложение Microsoft Access. На вкладке Файл нажмите кнопку Открыть. В диалоговом окне Открытие файла базы данных откройте базу данных Знаки зодиака.

Выберите объект Таблицы. База данных отображается на экране в виде таблицы: столбцы – поля, строки – записи.

С помощью поля для отображения номера записи (рис.1) выполните следующие действия:

Перейдите к десятой записи, вписав номер в поле;


Перейдите к последней записи, нажав кнопку ;


Перейдите к первой записи, нажав кнопку ;


Перейдите ко второй записи, нажав кнопку ;


Перейдите к новой (пустой) записи, нажав кнопку .


Выберите объект Формы. Для этого выполните двойной щелчок мышью по форме Знаки зодиака. Форма может создаваться для ввода и просмотра данных базы на экране в удобном виде.

В режиме Формы с помощью поля для отображения номера записи выполните перемещение к следующей записи и обратно.

Выберите объект Запросы. Запросы предоставляют возможность отбора данных из таблиц на основании определенных условий. В этой базе данных имеется два запроса. Например, запрос с именем Венера предоставляет информацию о знаках зодиака, для которых Венера является правящей планетой.

Выберите объект Отчёты. Отчет предназначен для создания документа, который отражает информацию, отобранную из базы данных. Отчет с именем Белый цвет знака зодиака был создан на основе запроса Белый цвет зодиака. Отчет можно просмотреть на экране или вывести на печать.


Для успешной работы с базой данных нужно знать ее структуру (имена полей и тип информации, которая в них записана). Познакомится со структурой базы данных можно, выбрав объект Таблицы в режиме Конструктор .

Просмотрите имена полей базы данных и типы данных, содержащихся в этих полях. Обратите внимание на следующие поля:

Закройте базу данных Знаки зодиака.

Задание 2. На примере базы данных Знаки зодиака изучите порядок просмотра, отображения и закрепления столбцов.

Откройте базу данных Знаки зодиака.

Перейдите в режим таблицы. Измените порядок просмотра столбцов, сделав столбец Рисунок пятым (после столбцов Начало периода и Конец периода). Для этого щелкните левой кнопкой мыши по названию столбца Рисунок и, не отпуская кнопку, перетащите столбец в нужное место.

Перейдите в режим конструктора и убедитесь, что структура базы данных не изменилась.


Оставьте для просмотра столбцы: Название, Начало периода, Конец периода, Правящая планета, Символ. Для этого на вкладке Главная нажмите кнопку Дополнительно , выберите команду Отобразить поля, в диалоговом окне Отображение столбцов оставьте флажки в требуемых столбцах, убрав все остальные.

Установите видимость всем столбцам.

Зафиксируйте столбцы Код и Название. Для этого щелкните по названию столбца, на вкладке Главная нажмите кнопку Дополнительно, выберите команду Закрепить поля.

Просмотрите таблицу слева направо, используя горизонтальную полосу прокрутки, и убедитесь, что эти столбцы остаются на месте.

Уберите фиксацию столбцов. Для этого на вкладке главная нажмите кнопку Дополнительно, выберите команду Отменить закрепление всех полей.

Закройте базу данных Знаки зодиака.

Домашнее задание: § 9

Использованная литература:

Заборовский, Г.А. Информатика в 11 классе: учеб. -метод. пособие для учителей общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. Обучения / Г.А. Заборовский, О. Н. Лапо. Минск, 2012.

Овчинникова, Л.Г. Информатика. Рабочая тетрадь для 11 класса: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. Г. Овчинникова. Минск: Аверсэв, 2018, 2019.

При разработке баз данных принято выделять определённые этапы.

Первый этап — постановка задачи. На этом этапе происходит следующее:

• определяется цель, для которой создаётся база данных;

• уточняется предметная область, при этом привлекаются специалисты этой предметной области для получения более качественного результата разработки;

• определяются предполагаемые виды работ: это может быть выборка данных, изменение данных, печать отчёта и др.;

• определяются потенциальные пользователи базы данных.

На втором этапе происходит проектирование базы данных. Этот этап включает в себя определение самих информационных объектов, из которых будет формироваться база данных, а также перечня атрибутов, характеризующих каждый информационный объект.

После чего определяется структура реляционных таблиц, свойства полей, связи между таблицами, а именно:

1. Формируется общий список полей для описания атрибутов таблиц БД.

2. Все поля распределяются по базовым таблицам.

3. Свойства каждого поля определяются в соответствии со свойствами данных.

4. Ключевые поля определяются для каждой таблицы.

5. Определяются связи между таблицами.

Третий этап — это собственно создание базы данных.

Возможны два варианта:

1. Если нужна уникальная база данных, то она пишется на одном из языков программирования, и в этом случае требуются высококвалифицированные программисты.

2. Существует и второй вариант, для которого достаточно базовых пользовательских навыков и понимания принципов работы базы данных (БД) — это использование специального программного обеспечения — систем управления баз данных (СУБД). В дальнейшем мы будем рассматривать только этот способ.

При создании БД происходит следующее:

— запуск СУБД и создание нового файла БД;

— создание таблиц и связей между ними;

— тестирование БД и коррекция;

— разработка требуемых элементов управления данными: это формы, запросы и отчёты;

— заполнение таблиц данными (это может выполнить пользователь БД).

Четвёртый этап — это эксплуатация БД, которая состоит из сортировки, фильтрации и поиска записей, отбора данных по соответствующим критериям, обработку данных и подготовку отчётов.

В общем виде этапы разработки базы данных представлены на схеме.

Программное обеспечение для создания БД, хранения и поиска в них необходимой информации называется СУБД (системой управления базами данных).

Существует настолько большое количество СУБД, что их можно классифицировать по моделям данных, по размещению или по способу доступа к БД.

В зависимости от модели данных СУБД бывают иерархические, сетевые, реляционные и другие.

Если все составляющие СУБД размещаются на одном компьютере, то она считается локальной. Когда данные могут храниться и обрабатываться на разных компьютерах локальной или глобальной сети, то речь идет о распределённых СУБД.

В файл-серверных СУБД файлы с данными размещаются на сервере и доступ с клиентского компьютера к данным осуществляется через локальную сеть. Частным случаем таких СУБД являются размещение как самих данных, так и СУБД на одном клиентском компьютере. Примерами являются Microsoft Access, OpenOffice Base, LibreOffice Base.

Встраиваемые входят в состав таких программных продуктов, как словари, поисковые системы, электронные энциклопедии и др. Примером может служить компактная встраиваемая СУБД SQLite.

Наиболее популярными являются клиент-серверные СУБД. В этом случае на сервере устанавливается полная версия СУБД и БД, где происходят все операции с данными. На клиентском компьютере устанавливается небольшая по объему клиентская версия СУБД для осуществления запросов и вывода результатов обработки, полученных от сервера. Известными клиент-серверными СУБД являются Oracle, MySQL, PostgreSQL.

Рассмотрим начало работы в программной среде СУБД на примере LibreOffice Base.

Для этого нужно открыть приложение.

Следующее диалоговое окно предлагает зарегистрировать БД и открыть её для редактирования.

Далее в диалоговом окне указываем место сохранения БД и указываем имя.

После этого открывается для редактирования окно базы данных.

Одним из главных элементов интерфейса СУБД является окно базы данных.

В нём отражаются все объекты базы данных: таблицы, запросы, формы, отчёты.

Активный объект выделяется курсором. В нашем случае выделены таблицы.

Вся база данных состоит из таблиц и связей между ними.

Теперь перед заполнением необходимых таблиц нужно определиться с их количеством и структурой, типами связей при использовании нескольких таблиц, а также видами и количеством форм, запросов и отчётов.

Структура таблицы определяется набором и свойствами полей.

Вы уже знаете, что записью является строка таблицы, в ней содержится набор данных об одном объекте. А столбец — это поле, в нём содержатся однородные данные, относящиеся ко всем объектам. Основными свойствами полей являются:

  1. Имя поля — оно уникально в рамках таблицы, определяет, как нужно обращаться к данным этого поля.
  2. Тип поля — определяет тип допустимых данных поля.
  3. Размер поля — определяет допустимую длину данных поля.
  4. Формат поля — определяет способ форматирования данных.
  5. Подпись — определяет заголовок столбца таблицы данного поля, при его отсутствии указывается Имя поля.
  6. Значение по умолчанию — вводится автоматически при формировании очередной записи таблицы.
  7. Условие на значение — проверка правильности ввода данных.

После создания таблиц нужно установить связи между ними.

СУБД обеспечивает автоматический контроль взаимосвязанных данных из разных таблиц. Это гарантия целостности данных — одного из важнейших свойств БД.

Редактирование таблиц допустимо на любом этапе, т. е. возможны следующие действия:

• изменение типов и свойств полей;

При работе с таблицами пользователь видит все поля и записи в ней. Это не всегда удобно. Более комфортным для пользователя является работа с данными, представленными в формах.

Формы — это вспомогательные объекты БД, обеспечивающие удобный для пользователя интерфейс при вводе, просмотре или редактировании данных в БД.

Формы содержат не все поля таблицы, а только необходимые пользователю. Дизайн формы можно выбрать в соответствии с назначением и по своему усмотрению, включая в форму рисунки, тестовые надписи, диаграммы, а также используя элементы управления (кнопки, флажки, переключатели и т. п.). Для создания форм в СУБД имеются специальные инструменты.

В LibreOffice Base возможен вариант создания формы по шагам с помощью мастера или создания формы в режиме дизайна. В этом случае открывается окно с инструментами рисования, в котором создаётся форма.

Над данными, хранящимися в БД, можно выполнять различные действия, среди которых:

• обновление, удаление и добавление данных;

Действия, выполняемые над данными, хранящимися в БД, называются манипулированием данных.

Для этого существуют инструменты сортировки, фильтров и запросов.

Возможна сортировка по возрастанию или убыванию значений выбранного поля. Для осуществления сортировки в LibreOffice Base достаточно выделить значение одного из полей записи и нажать на кнопку сортировка по возрастанию или сортировка по убыванию. Всегда можно отказаться от сортировки, нажав на соответствующую кнопку.

Поиск данных происходит стандартным образом. Вызвать диалоговое окно поиска данных можно через пиктограмму меню или с помощью комбинации клавиш Ctrl + F.

Если нужно произвести отбор данных, соответствующих определённым условиям, то в этом случае удобно использовать фильтрацию данных.

Фильтр — это условие, по которому производится поиск и отбор записей.

В СУБД LibreOffice Base можно выбрать быстрый фильтр, с помощью которого можно выбрать все записи, у которых значение поля полностью совпадает с выделенным. Если таких записей нет, то фильтр отбирает только текущую запись. Когда необходимо более сложное условие для отбора записей, то можно использовать стандартный фильтр. В этом случае в диалоговом окне нужно указать условия для различных полей и выбрать необходимые логические операторы И, ИЛИ.

Одним из основных инструментов обработки данных являются запросы. Запросы, как и фильтры, осуществляют поиск записей в БД, но запрос — это самостоятельный объект БД, а фильтр привязан к конкретной таблице. Возможны различные способы создания запросов. Для LibreOffice Base — это самостоятельно в режиме дизайна, с помощью мастера или непосредственно указав инструкции в SQL.

Для красивого вывода на печать результатов обработки данных используют отчеты. В отчётах предусмотрены возможности оформления, используемые при печати документов. Кроме того, отчёты позволяют обобщать, сортировать, группировать данные и т. п.

Оборудование:

Компьютеры с операционной системой Windows 9.x и установленным пакетом Microsoft Office, объединенные в локальную сеть.

Мультимедийный проектор, экран.

Конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам.

Учебник: Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 классы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под. Ред. И. Г.Семакина, Е. К Хеннера: Том 2 – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Карточки с номерами 1 –12

Оформление доски:

Тема урока, план работы в группах, план защиты проекта.

Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.

Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.

Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.

Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;

Учебная – закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;

Развивающая – развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.

Организационный момент. (8 мин).

Работа по группам. (36 мин)

Отчет групп. (30 мин)

Подведение итогов урока. (4 мин)

Домашнее задание. (2 мин)

I. Организационный момент.

Цель: Создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.

Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации. Представим, что здесь находится три группы единомышленников, которые решили заняться тремя разными видами деятельности, в данном случае тремя разными видами бизнеса:

Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных.

Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности группы в теме базы данных.

Для формирования групп используем элемент случайности. Воспользуемся карточками с номерами. Каждый из вас вытягивает номер из колоды карточек.

Те, кому достались бочонки с цифрами 1–4 образуют первую группу, кому достались бочонки 5–8 – вторую, 9–12 – третью.

Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт тоже выбирается случайным образом.

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;

Вырезки из местных газет с рекламами кинофильмов.

На работу в группах вам отводится 36 минут. Обратите внимание на доску, на ней написано примерное время работы на каждом этапе.

Анализ представленной информации (5 мин).

Продумывание и создание структуры БД (10 мин).

Заполнение базы данных (10 мин).

Подготовка доклада для выступления (10 мин).

Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин).

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из вырезок. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, имеющейся в кабинете, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру по ул. Зверева не выше четвертого этажа.)

III. Выступление каждой группы.

Учитель . Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, и 5 минут для обсуждения представленной работы. Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор. Проецирует созданную группой базу данных на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

Название базы данных.

Количество полей в базе данных.

Типы полей, их свойства.

Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

После этого остальные учащиеся задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. В результате дискуссии возникают предложения по улучшению базы данных. Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

IV. Подведение итогов урока

Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.

Учитель : Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

– Слово предоставляется ребятам.

Читайте также: