Конспект занятия природный материал песок глина камни старшая группа

Обновлено: 07.07.2024

развивать связность речи, зрительное внимание, творческое воображение.

учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.

  • формирование взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности, сотрудничества.
  • воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.
  • закреплять навыки практического употребления притяжательных прилагательных.
  • закреплять правильное произношение звуков в связной речи детей.
  • развивать логическое мышление
  • учить устанавливать причинно-следственную связь
  • развивать общую и мелкую моторику рук
  • развивать внимание, усидчивость, память

Предварительная работа:наблюдение на прогулке после дождя за свойствами песка, глины, камня.

Пособие и материал:

Дети. Люди, которые изучают разные предметы, ставят опыты, делают открытия, работаю т с приборами

Вы видите перед собой природный материал. Какой?

Посмотрите и назовите.

Дети. Глину, песок, камни.

Воспитатель. Сегодня мы будем сравнивать материалы парами - песок и камень, песок и глину, камень и глину. Давайте рассмотрим и сравним песок и камешки. Потрогайте песок, поиграйте с ним. Какой он, что можно о нем сказать?

Дети. Песок сухой, его можно сыпать.

Воспитатель. Чтобы его хорошо рассмотреть, возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него. Что вы видите?

Дети. Много мелких крошек, песчинок

Воспитатель. Правильно, песок - это мельчайшие песчинки, крупинки разрушенного камня. А камень, он какой?

Дети. Он твердый, жесткий, гладкий.

Воспитатель. Сейчас мы будем выяснять, что тяжелее песок или камень. Я буду проводить опыт, вы внимательно посмотрите, а потом проведите его сами

В банку с водой насыпаю песок и камни и все перемешиваю палочкой, наблюдаем, как происходит оседание на дно, что коснулось быстрее дна камни или песок?

Так, как вы ученые сами сейчас проведете опыт, сделайте наблюдения и вывод, что тяжелее и что легче.

Берите баночку с водой, насыпайте в банку песок и камни, палочкой все перемешайте и наблюдайте, что видите, что быстрее коснулось дна, и почему?

Дети. Камни тяжелее, чем песок.

Воспитатель. А теперь будем сравнивать песок и глину.

Определим, что лучше пропускает воду. Возьмите увеличительные стекла, рассмотрите песок и глину, чем они отличаются друг от друга?

Дети. У песка есть много песчинок, крупинок, а у глины нет. Она сухая, мягкая, как пух.

Воспитатель. Сейчас я проведу еще один опыт с песком и глиной, Он достаточно сложный. Потому что нужно наливать воду в стаканы одновременно. А почему одновременно? У нас задача определить,что быстрее пропускает воду песок или глина: Вот поэтому воду нужно наливать одновременно, а это пока для вас сложно. (Беру две баночки с воронками, отверстия в воронках закрываю ватным диском, в первую воронку насыпаю ложку глины, а во вторую воронку - ложку песка. Затем одновременно наливаю в две банки воду из стаканов до верху на глину и песок, смотрим, в какой банке быстрее наливается вода.)

Дети. В банке, где песок.

Воспитатель. Правильно, а почему? Кто сможет ответить?

Дети. Песок пропускает воду, а глина нет.

Воспитатель. М убедились, что песок пропускает воду,а глина почти не пропускает, так как влажная глина становится вязкой, липкой, она состоит из мельчайших частичек, тесно связанных между собой, из нее хорошо лепить.

А сейчас будем сравнивать камень и глину. Уточним, какой камень?

Дети. Тяжелый, твердый, прочный.

Воспитатель. Ребята, а когда глина высыхает, то она превращается в камень. Посмотрите, что произойдет, если нажать на камень из глины, что вы видите?

Дети. Она рассыпался.

Воспиталь. А нажмите на обычны камень. Что с ним произошло?

Дети. Потому что камень прочный, твердый.

Воспитатель. Дети, мы с вами убедились, что камень твердый, крепкий, прочный. Из-за его прочности камень применяют в строительстве зданий. А из глины изготавливают множество народных игрушек, поделок, свистулек, красивую посуду. И все это, и песок, и глина, и камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?

Воспитатель. А кто такие геологи?

Дети. Геологи - это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.

Воспитатель. Глина - это что?

Дети. Полезное ископаемое.

Воспитатель. А зачем нам нужна глина, чем она полезная?

Дети. Из нее делают игрушки, красивую посуду, используют в строительстве.

Воспитатель. А еще в старину, да и сейчас из глины изготавливают в строительстве.

Воспитатель. А еще в старину, да и сейчас из глины изготавливают украшения.

А как называется посуда, изготовленная из глины?

Презентация "Песок, глина".

3 слайд. В детстве все любят играть с песком. Разное состояние песка позволяет по-разному с ним обращаться. Если сухой песок интересно пересыпать и раскидывать, то мокрый дает возможность для того, чтобы что-то из него строить. Для более взрослых детей песочница интересна тем, что там можно не просто играть с друзьями, но и строить целые замки или города.А ещё на нём можно рисовать удивительные картины.

4 слайд. Песок - это мельчайшие частицы исходной горной породы, которую за долгие годы источили вода, ветер и температура, то есть горные породы прошедшие сквозь многоступенчатую систему выветривания.Сначала породы распадаются на зерна, потом эти зерна шлифуются водой и ветром. В состав песка всегда входит кварц как самый устойчивый к выветриванию. Чем песок древнее, тем больше в нем кварца.

5 слайд .Песок присутствует повсюду. Больше всего песка образуется под воздействием воды. Большие запасы песка собраны на морских побережьях. Всё это результат воздействия волн и приливов на скалы побережья.

6слайд. А вот в пустыне песок собран ветром, или в прошлом они были дном моря. На месте большинства современных песчаных пустынь когда-то были моря.

7слайд. Песок из разных мест отличается не только цветом, но и размером песчинок. Обычно его делят на три вида: крупнозернистый, среднезернистый и мелкозернистый.А ещё, оказывается, песок может быть не только серым или желтым. Он может быть черным, белым, розовым, фиолетовым, оранжевым и даже зеленым!

8слайд. Ветер может быть великолепным строителем и создавать на поверхности Земли удивительный рельеф из песчаного холма в виде барханов и дюн. Образования в пустыне принято называть барханами, а холмы из песка на других участках земной поверхности – дюнами.

9слайд. Песчаная буря -являет собой атмосферное явление, когда сильный ветер на большие расстояния перемещает огромное количество песчинок, частиц грунта или пыли. Высота такой тучи может превышать километр, тогда как видимость внутри неё уменьшается до нескольких десятков метров. Образуются пыльные бури в основном в пустынных или полупустынных регионах (особенно ими славится пустыня Сахара), но иногда из-за засухи может возникнуть и в лесостепных и лесных регионах планеты.

11слайд. Благодаря этим свойствам, песок довольно активно применяется в дорожном строительстве, а также для засыпки дна сооружаемых фундаментов и в строительстве вообще.
Такая весьма обширная сфера использования обусловлена ещё одним из особых свойств этого материала - песок пористый.

12 слайд. Самым дорогостоящим является кварцевый песок. Кварцевый песок незаменим при изготовлении стекла.

13 слайд. Ну, аж если песок полить водой и сделать мокрым, то появляется удивительная возможность построить из него всё, на что хватит фантазии. Кстати, а почему эти скульптуры недолговечны?

14,15 слайд. А ещё можно рисовать не только на песке, но и песком вместо красок.

16,17 слайд. ГЛИНА - это осадочная горная порода, которая образовалась в процессе выветривания и разрушения скальных пород. Она состоит из мельчайших кристаллов.

Добавки других минералов влияют на цвет глины (она бывает красная, голубая, серая, желтая, белая) и на её свойства.

18,19слайд. Чаще всего глину используют в строительстве. Песок и глина – вот основные составляющие теста, которое под воздействием высоких температур становится твёрдым и превращается в кирпич. Чтобы стена из отдельно взятых блоков не рассыпалась, используют вязкий раствор, в составе которого тоже есть глина.

20слайд. Такое разнообразие глины в природе позволяет изготовить из неё любой вид керамической посуды: от простого грубого кувшина или тарелки до нежнейшей, сверкающей белизной фаянсовой посуды. Изготовление посуды – один из самых ранних способов применения глины человеком. Гончар – древнейшая профессия.

21 слайд. Когда-то очень давно глину использовали в быту для сохранения мяса, овощей и фруктов. В Древнем Египте, Китае, Вавилоне продукты обмакивали в раствор глины, и после этого их можно было хранить довольно долго.

22 слайд. Из глины можно налепить разных интересных вещей, на радость себе и людям. Как же нам не вспомнить о глиняной игрушке!

23 слайд. Также, благодаря отбеливающим свойствам глины, с её помощью стирали бельё и чистили шерсть. Приблизительно тогда же были обнаружены её целительные свойства абсорбента и антисептика. Глину использовали наружно для натираний и принимали внутрь для вывода токсинов.

26 слайд. Песок и глина обычно залегают неглубоко, поэтому их добывают открытым способом в карьерах. Добыча глины производится при помощи экскаваторов. Машины срезают материал слоями для большей эффективности, т.к. глина залегает пластами.

Тема: " Природные материалы : камень, глина, песок".

Образовательные : Расширять знания детей об окружающем мире, знакомить с особенностями не живой природы. Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней и упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать выводы. Формировать коммуникативные навыки при совместной работе.

Развивающие: Развивать у детей познавательно - исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность. Развивать творческое воображение при лепке дорожки из глины и песка. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе, формировать эстетическое отношение к почве родной природы, воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Материалы и оборудование :

Природный материал : песок, глина, камни. Эмблемы команд, фишки, три поросенка, банка с водой, слайды с изображением каменных поделок, цветные камушки.

На каждого ребенка: доска для лепки, простой карандаш, лист бумаги, по три тарелки, прозрачные пластиковые стаканчики, палочки-мешалки, влажные салфетки, фартуки, чепчики.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг друг с другом и поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты - мой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, увидела трех поросят, они громко спорили. Один говорил, что дорога будет прочной, если построить её из камня, другой говорил, что прочной будет, если построить дорогу из глины, а третий сказал, что самая прочная дорога будет из песка. Я решила пригласить их к нам в группу, чтобы мы могли им найти правильное решение. Ребята, мы ведь поможем поросятам?

Воспитатель: Ребята, чтобы помочь нам нашим поросятам, мы должны провести несколько опытов. А кто мне скажет, где проводятся опыты?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сравнить материалы, которые лежат у вас на столе: песок и глина, камни и глина, песок и камни. Ребята, если внимательно посмотреть на сухой песок и глину. Что вы можете сказать про эти материалы?

Дети: Сухой песок рыхлый, сыпучий, из него ничего нельзя построить. Глина влажная, мягкая, пластичная, в ней можно сделать ямки и из неё можно лепить.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте сравним камни и глину. Возьмите, в одну руку глину, а в другую- камень. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камнем, что с глиной. Почему?

Дети: Камень твердый, крепкий, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска. Глина мягкая, пластичная, принимает любую форму.

Воспитатель: Верно ребята, камень твердый крепкий материал, а глина- мягкая, пластичная. Теперь предлагаю вам сравнить песок и камни. Что вы можете сказать, какую структуру имеет песок? Кто готов ответить на вопрос?

Дети: Песок рыхлый, сыпучий, состоит из мелких песчинок, камень твердый, жесткий, если присмотреться, можно увидеть маленькие кристаллики, трещины и даже узоры.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что тяжелее песок или камни?

Дети: Камень. Песок.

Воспитатель: Кажется, я знаю, что нам надо сделать, чтобы узнать, что тяжелее, песок или камни. Нужно провести опыт: в банку с водой, насыпим камни и песок, все перемешать палочкой, а теперь посмотрим, как происходит оседание на дно материалов.

(Опыт проводиться 2-3 раза, после дети делают вывод).

Воспитатель: Дети, теперь вы можете сказать, что тяжелее песок или камни?

Дети: Камни тяжелее, потому что они упали на дно стакана раньше, а песок оседает позже.

(За каждый правильный ответ воспитатель раздает фишки).

Воспитатель: У каждого из нас на столах лежит лист бумаги и карандаш. Пожалуйста, зарисуйте этот опыт.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь посчитаем общее количество фишек, заработанные - каждой командой. (После подсчета команда- победителей встает, другая аплодирует).

Во дворе растет подсолнух

Утром тянется он к солнцу!

Рядом с ним второй похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу,

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом на оборот.

Отдохнули мы чудесно

И пора нам сесть на место!

Воспитатель: Скажите, ребята, так все же какой материал прочнее : песок, глина или камень?

Дети: Камень прочнее, поросятам нужно строить дорогу из камня.

Воспитатель : Верно, ребята, из всех материалов, что у нас сегодня имеется, камень является самым прочным материалом.

Воспитатель: Природный камень - это твердая горная порода природного происхождения. Многие люди делают из камня настоящее произведения искусства. Ребята,посмотрите, на наш экран. Посмотрите, вот такие дома строили раньше из камня. Они отличались от всех домов своей прочностью. Многие люди украшают свой дом, клумбами, которые сделаны из маленьких камней. А на этом, слайде мы видим, поделку из грибочков, тоже сделанную из камней.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а это сказочные цветные камешки. Давайте, нашим поросятам слепим сказочную, прочную дорожку.

(Ребята, лепят дорожку).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете помогли мы сегодня поросятам?

Воспитатель: Да, мы сегодня им построили прочную сказочную дорогу из цветных камушек. Они очень довольны. Ребята, скажите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось на занятии? Что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым трудным на занятии?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, наши поросята очень довольны и им пора возвращаться обратно в сказку. Давайте попрощаемся с поросятами и с нашими гостями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД Ознакомление с природой в старшей группе

Образовательные:

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Формировать умение исследовать свойства природных материалов.

Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа.

Развивающие : развивать интерес к природным материалам; развивать познавательный интерес, речь детей, зрительное восприятие, память, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки , двигательное воображение и координацию движений, развивать мелкую моторику кистей рук.

Воспитательные : Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважительное, бережное отношение к растительному и животному миру.

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Дидактический наглядный материал

Иллюстрации, чашка с сухим песком, чашка с мокрым песком, бутылочки с водой, набор игрушек для игр с песком.

Ход занятия .

Дети сидят за столом.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на свои столы, что вы видите необычное?

Дети. На столах стаканчики, палочки, чашки, камни, песок.

Воспитатель. На что похожи наши столы?

Дети. На лабораторию.

Воспитатель. Правильно, сегодня мы будем проводить эксперименты, в лабораторию можно входить только в фартуках, поэтому наденем фартуки и вспомним, как надо вести себя в лаборатории?

Дети. Не кричать, не сорить, не толкаться, работать осторожно.

Воспитатель. Ребята, у вас у каждого в стаканчике песок, возьмите лупу и рассмотрите песок в лупу. Из чего состоит песок?

Дети. Из зернышек-песчинок.

Воспитатель. Каковы песчинки по цвету? По форме? По размеру? Цвету? Прозрачности?

Воспитатель. Песчинки бывают разными по величине, форме, цвету, лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель. Дети, возьмите стаканчик в одну руку и пересыпать половину песка в пустой стаканчик.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Легко ли он сыплется?

Воспитатель. Песок-это сыпучий природный материал.

Воспитатель. Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в один стаканчик с песком.

Воспитатель. Что происходит с песком, в который налили воду?

Дети. Песок намок.

Воспитатель. Песок дружит с водой. Он легко впитывает и пропускает воду.

Воспитатель. Возьмите в одну руку стаканчик с сухим песком, в другую- с влажным. Одинаковые ли по весу стаканчики?

Воспитатель. Почему стаканчик с влажным песком тяжелее?

Дети. Потому что в стаканчике с влажным песком- вода.

Воспитатель. Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном- вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным песком тяжелее.

Воспитатель. Подойдите к чашке с песком.

Дети делятся на две группы, подходят к чашкам с песком. В одной чашке мокрый песок, в другой- сухой.

Воспитатель. Слепите из песка шарик. Почему из сухого песка шарик не получился?

Дети. Потому что песок сыплется.

Воспитатель. Из сухого песка шарик слепить не получается, так как он сыпучий.

Воспитатель. Что произойдет с шариком когда он высохнет?

Дети. Шарик рассыплется.

Воспитатель. Нужен ли песок людям?

Воспитатель. Правильно. Песок –это строительный материал, его добывают в природе, он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также, на пляже, где любят играть дети.

Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Исследование глины

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Гончар для меня разведет жаркий пламень

Сухая, я твердой бываю как камень.

Размочат, как тесто податливой буду

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

Воспитатель. Ребята, рассмотрите глину. Какого глина цвета?

Дети. Белая, красная, черная.

Воспитатель. Глина бывает разного цвета.

Воткните палочку в стаканчик с сухим песком и сухой глиной. Куда палочка втыкается легче? Почему?

Дети. В стаканчик с песком.

Воспитатель. Правильно, палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому что песок рыхлый.

Добавьте в стаканчик с глиной немного воды, что произошло с глиной?

Дети. Глина стала липкой.

Воспитатель. Да, глина стала вязкой, ей надо больше времени, чтобы впитать воду, из глины можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить.

Слепите из влажной глины шарики.

Дети выполняют задание.

Что произойдет с шариками, когда они высохнут?

Дети. Станет твердым.

Воспитатель. Шарик из глины более прочный, чем из песка. Глиняный шарик при высыхании станет твердым, а песочный шарик рассыплется.

Рассмотрите глину в лупу. Видны в глине песчинки?

Воспитатель. На что похожа глина?

Дети. На пластилин.

Воспитатель. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

Воспитатель . А сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы.

Упражнения для глаз

А теперь по кругу смотрим,
(Делают круговые движения глазами)

Чтобы лучше видеть мир.
(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.
(Смотрят вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!
(Делают круговые движения глазами)

А теперь нажмем немного,
(Слегка нажимают указательными пальцами)

Точки возле своих глаз.
(Около переносицы)

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!
(повторить 2 – 3 раза)

Воспитатель . Наши глазки отдохнули, и я приглашаю вас всех подойти к этому столу и внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить.

Создать в 3-х литровых банках ( по очереди) воздушный поток – ветер.

Воспитатель. Что происходит с песчинками?

Дети. Они легко двигаются, сдуваются.

Воспитатель. А что мы видим в банке с глиной?

Дети. Глина не двигается.

Воспитатель. Сухие песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины почти неподвижны, это нам наглядно показал проведенный эксперимент.

Воспитатель. Ребята, нужна ли глина людям?

Воспитатель. Правильно, глина, как и песок- природный материал, глина незаменима в строительстве, в домашнем хозяйстве, глину используют в лечебных целях.

Исследование камней.

Воспитатель. Я приготовила для вас еще одну загадку:

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжелым, большим, одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Воспитатель. Что вы знаете о камнях?

Воспитатель. Правильно, камни бывают морские и речные, а также драгоценные.

Воспитатель. Рассмотрите камешки в лупу. Что можно увидеть на поверхности?

Воспитатель. На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки.

Какая бывает поверхность камней?

Дети. Гладкая, шершавая.

Воспитатель. Поверхность камней бывает гладкой, шероховатой, с трещинами.

Постучите камнями друг о друга. Постучите о пол, о стул.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Каковы издаваемые звуки?

Дети. Звонкие и нет.

Воспитатель. Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с другими предметами.

Сожмите камень в руке. Поменял камень форму?

Воспитатель. Камень- твердый материал.

Где используют камень?

Дети. В строительстве.

Воспитатель. Одни используются при строительстве разных зданий, другие идут для отделки: это мрамор и гранит.

Дети сидят за столом.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на свои столы, что вы видите необычное?

Дети. На столах стаканчики, палочки, чашки, камни, песок.

Воспитатель. На что похожи наши столы?

Дети. На лабораторию.

Воспитатель. Правильно, сегодня мы будем проводить эксперименты, в лабораторию можно входить только в фартуках, поэтому наденем фартуки и вспомним, как надо вести себя в лаборатории?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.

- научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.

Развивающие.

- развивать связность речи, зрительное внимание, творческое воображение.

- учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.

3. Воспитательные.

-формирование взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности, сотрудничества.

-воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.

Образовательные.

- развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.

- научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.

Развивающие.

- развивать связность речи, зрительное внимание, творческое воображение.

- учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.

3. Воспитательные.

-формирование взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности, сотрудничества.

-воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.

Словарная работа: прилагательные: твердый, прочный, сыпучий, сухой, мокрый, вязкий, связывающее

существительные: вещество, свойство, увеличительное стекло.

Предварительная работа: наблюдение за свойствами песка, глины, камня.

Рассматривание народных глиняных игрушек.

Пособие и материал:

-песок, глина и камни на каждого ребенка, банки с водой, пластмассовые ложечки, увеличительные стекла, деревянные палочки, фартучки, комочки влажной глины.

Дети. Люди, которые изучают разные предметы, ставят опыты, делают открытия, работаю т с приборами

2. Основная часть.

Воспитатель. Вы видите перед собой природный материал. Какой?

Посмотрите и назовите.

Дети. Глину, песок, камни.

Воспитатель. Сегодня мы будем сравнивать материалы парами - песок и камень, песок и глину, камень и глину. Давайте рассмотрим и сравним песок и камень. Потрогайте песок, поиграйте с ним. Какой он, что можно о нем сказать?

Дети. Песок сухой, его можно сыпать.

Воспитатель. Чтобы его хорошо рассмотреть, возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него. Что вы видите?

Дети. Много мелких крошек, песчинок

Воспитатель. Правильно, песок - это мельчайшие песчинки, крупинки разрушенного камня. А камень, он какой?

Дети. Он твердый, жесткий, гладкий.

Воспитатель. Сейчас мы будем выяснять, что тяжелее песок или камень. Я буду проводить опыт, вы внимательно посмотрите, а потом проведите его сами

В банку с водой насыпаю песок и камни и все перемешиваю палочкой, наблюдаем, как происходит оседание на дно, что коснулось быстрее дна камни или песок?

Так, как вы ученые сами сейчас проведете опыт, сделайте наблюдения и вывод, что тяжелее и что легче.

Берите баночку с водой, насыпайте в банку песок и камни, палочкой все перемешайте и наблюдайте, что видите, что быстрее коснулось дна, и почему?

Дети. Камни тяжелее, чем песок.

Воспитатель. А теперь будем сравнивать песок и глину.

Определим, что лучше пропускает воду. Возьмите увеличительные стекла, рассмотрите песок и глину, чем они отличаются друг от друга?

Дети. У песка есть много песчинок, крупинок, а у глины нет. Она сухая, мягкая, как пух.

Воспитатель. Сейчас я проведу еще один опыт с песком и глиной. Нужно наливать воду в стаканы одновременно. А почему одновременно? У нас задача определить, что быстрее пропускает воду песок или глина: Вот поэтому воду нужно наливать одновременно. Беру две баночки с воронками, отверстия в воронках закрываю ватным диском, в первую воронку насыпаю ложку глины, а во вторую воронку - ложку песка. Затем одновременно наливаю в две банки воду из стаканов до верху на глину и песок, смотрим, в какой банке быстрее наливается вода.

Дети. В банке, где песок.

Воспитатель. Правильно, а почему? Кто сможет ответить?

Дети. Песок пропускает воду, а глина нет.

Воспитатель. Мы убедились, что песок пропускает воду, а глина почти не пропускает, так как влажная глина становится вязкой, липкой, она состоит из мельчайших частичек, тесно связанных между собой, из нее хорошо лепить. А сейчас будем сравнивать камень и глину. Уточним, какой камень?

Дети. Тяжелый, твердый, прочный.

Воспитатель. Ребята, а когда глина высыхает, то она превращается в камень. Посмотрите, что произойдет, если нажать на камень из глины, что вы видите?

Дети. Она рассыпался.

Воспиталь. А нажмите на обычный камень. Что с ним произошло?

Дети. Потому что камень прочный, твердый.

Воспитатель. Дети, мы с вами убедились, что камень твердый, крепкий, прочный. Из-за его прочности камень применяют в строительстве зданий. А из глины изготавливают множество народных игрушек, поделок, свистулек, красивую посуду. И все это, и песок, и глина, и камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?

Воспитатель. А кто такие геологи?

Дети. Геологи - это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.

Воспитатель. Ребята, вы что - то нашли?

Воспитатель. Глина - это что?

Дети. Полезное ископаемое.

Воспитатель. А зачем нам нужна глина, чем она полезная?

Дети. Из нее делают игрушки, красивую посуду, используют в строительстве.

Читайте также: