Конспект урока по музыке сказка о царе салтане 4 класс
Обновлено: 07.07.2024
3) "Три чуда " (симфоническая картина-вступление к 4-ому действию).
Ход занятия:
Дети входят под музыку в зал, приветствуют всех присутствующих.
Что такое театр? Какие театры вы знаете? Вы знаете, что за здание изображено на экране? Показ слайда с изображением Большого Театра
Во всех больших городах есть театры, и это самые красивые здания в городе. Как вы думаете, для чего люди ходят в театр?
Да, чтобы учиться доброму, прекрасному, чтобы отдохнуть и получить хорошие впечатления. Давайте и мы с вами заглянем в театр. Посмотрите, зайдя в здание, мы попадаем в фойе. Показ слайда.
Где люди могут отдохнуть и пообщаться… а после звонка, который приглашает всех на спектакль мы попадаем в зрительный зал. Показ слайда.
Нижние ряды называются портер, а это что такое в театре? (Рассматриваем и поясняем что такое балкон, ложе, оркестровая яма, кулисы).
А вы помните, что такое опера?
Это музыкальный спектакль, в котором люди не разговаривают, а поют.
Ребята, а любите ли вы сказки?
Какие русские сказки вы знаете?
Кто сочиняет сказки?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказки, в мир сказочной музыки. Отправимся в гости к царю Салтану. В какой сказке он живёт?
- В Сказке о царе Салтане"
Кто написал эту сказку? Александр Сергеевич Пушкин
На сюжет прекрасной сказки написана опера " Сказка о царе Салтане ". Написал её великий русский композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказочником его зовут недаром, с его творчеством ярким цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победы добра над злом и несправедливостью. То же самое выразил Римский-Корсаков в своей музыке. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н. А. Римский-Корсаков. Он написал оперы : "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Кощей Бессмертный " и многие другие произведения.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком….
- Царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из 3-х девиц. Ту, которая пообещала родить для батюшки - царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что они не стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса (так звали жену царя) родила сына, злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А дальше по приказу царя.
«И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
И пустили в океан -
Какое море изобразил композитор?
- Загадочное, с блестящими, мерцающими звездами. Широкое, могучее, грозное.
- Симфонический оркестр (перечислить группы инструментов симфонического оркестра)
Как звучала музыка, какая она?
- Гудящая, шмелиная, построена на повторяющихся звуках.
- Быстрая или медленная?
- Очень быстрая, стремительная.
- Музыка грустная или радостная?
Итак, Гвидон прилетел к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, в волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне - Лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о 33-ёх богатырях, выходящих из морских пучин.
Сейчас мы послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными красками оркестра рассказывает об этих персонажах оперы, трех чудесах и городе Леденце. Эта музыка начинается с сигнала - призыва слушать сказку. Вы его услышите несколько раз на протяжении звучания музыки - он отмечает появление нового чуда.
Затем слышится музыка, которая обрисовывает сказочно - пышный город Леденец. Мелодия в высоком регистре напоминает серебристый светлый перезвон маленьких колокольчиков. Затем к этим колокольчикам присоединяются большие колокола. Музыка будет звучать громко, ярко, ликующим перезвоном. А затем появляется одно из трех чудес. А какое? Решать вам.
Ваша задача: услышать какое чудо появится 1-ым, какое 2-ым, а какое 3-им? И вслушивайтесь внимательно в музыку : слушайте, какая она, чтобы потом рассказать о ней, какими вам представляются эти три чуда.
А я вам напомню, как А. С. Пушкин рассказывает свою сказку :
«. Остров на море лежит.
Град на острове стоит.
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житье не худо,
Вот какие там три чуда:.
Есть там белка, что при всех
А скорлупку собирает.
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет,
При честном, при всем народе
А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И очутится на бреге
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря
Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, .
Понравилась музыка? Какая она в целом, кто может сказать?
- Сказочная, праздничная.
Какое чудо было первым? – Белка
Почему вы так решили, как звучала музыка?
-Легко, весело, игриво.
На какой жанр похожа: песню, танец или марш?
- На песню и танец.
Белочка напевает свою песенку и легко танцует.
Где звучит мелодия: наверху, внизу, в середине?
Какой представляется белочка?
Какое чудо было вторым?
Почему вы так решили, как звучала музыка?
-Торжественно, воинственно, мужественно, могуче.
Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа. Перед нами предстают сказочные богатыри. В музыке слышится рокот морских волн.
Какими представляются богатыри?
-Мужественными, могучими, сильными.
- Царевна - Лебедь.
Какая музыка?
Какой образ предстает перед вами?
-Прекрасная, нежная Царевна - Лебедь.
На радостях простили злых сестер - повариху и ткачиху. Сказка окончилась веселым пиром.
Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?
(ответы детей).
Кто автор сказки?
(ответы детей).
Кто автор оперы?
(ответы детей).
Как называются музыкальные фрагменты этой оперы, которые мы слушали? Понравилась музыка сказки? Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания
Дом-музей Римского-Корсакова Итак продолжим небольшую экскурсию по Тихвину. Как я уже написала ранее. напротив мужского монастыря. на берегу Тихвинки сохранился дом.
Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Сказка о царе Салтане
Схема проекта урока
Предмет: музыка.
Продолжительность: 45 минут
Тема урока: Сказка о царе Салтане Н. А. Римского – Корсакова.
Планируемые личностные результаты освоения:
У учащихся будет сформировано: потребность общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки.
У учащихся могут быть сформированы: навыки целостного восприятия через активизацию внутреннего духовного мира.
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные:
Учащиеся научатся: корректировать и контролировать свои действия
Учащиеся получат возможность научится: самостоятельно подбирать средства и способы работы для конечного результата.
Познавательные:
Учащиеся научатся: отождествлять художественные образы через смежные виды искусства.
Учащиеся получат возможность научиться: реализовать музыкально творческие способности.
Коммуникативные:
Учащиеся научаться: формулировать свои собственные идеи и мнения.
Учащие получатся возможность научится: самостоятельно организовывать индивидуальную творческую деятельность.
Планируемые предметные результаты освоения:
Учащиеся научаться: определять особенности и характер мелодий различный музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научится: наблюдать за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи.
На прошлых уроках вы уже начали говорить о творчестве Николая Андреевича Римского - Корсакова.
Вам было дано домашнее задание. Какое? Правильно, давайте посмотрим, что общего у этих рисунков.
Сёстры никак не могли смириться с мыслью, что не стали царицами.
Что случилось, когда царь уехал на войну?
Что случилось дальше?
Правильно, царь получил такое известие:
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.
Что приказал сделать царь?
Как рос царевич?
Кого встречает царевич на острове?
Как они познакомились?
Что делает волшебная птица в благодарность за это?
Там все приветствуют князя, звенит торжественный колокольный звон. Но Гвидон и его мать Милитрисса всё думают о царе Салтане.
Кто снова пришёл им на помощь?
Да, она превращает Гвидона в шмеля, и он отправляется к своему отцу.
Что там услышал Гвидон?
Давайте послушаем, как изобразил эти чудеса Римский – Корсаков.
Как музыка передаёт тему Белочки?
А как музыка передаёт богатырей?
Слушаем тему Царевны – лебеди.
Какая музыка? Какие инструменты?
Конечно, как и в любой сказке, здесь всё окончилось благополучно. Лебедь – птица превратилась в прекрасную девицу, Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитриссой и своим сыном.
Простили ли они злых сестёр?
Чем закончилась сказка?
Римский – Корсаков написал на этот сказочный сюжет оперу. Мы разберём и прослушаем оркестровые фрагменты.
Какие эмоции несёт эта музыка?
А почему? Кого превратила в шмеля Царевна - лебедь и зачем?
Верно: Гвидон стал шмелём. Он очень тосковал по отцу – царю Салтану, хотел повидать родные края.
Что сделал Царевич, превратившись в шмеля?
Да, именно поэтому музыка звучит так радостно.
А теперь послушаем целую оркестровую картину. В ней композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки.
Наверное, вы сразу поняли, о каких персонажах идёт речь.
А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказал нам о чудесах острова Буяна.
….под ёлкою высокой
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт,
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
Как изображается белочка музыкой?
Какие инструменты вы услышали?
Действительно, композитор изобразил маленькую, юркую, грациозную белочку именно такой музыкой, которую получил с помощью флейты - пикколо (самому высокому и звонкому духовому инструменту) и пиццикато струнных.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь 33 богатырей.
Какие эмоции вы почувствовали от прослушивания этого фрагмента?
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Какие инструменты вы здесь услышали?
Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые произведения, жанры, исполнители, композиторы). Способствует воспитанию интереас к музыке, увлеченности ею, любови к ней, умению размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер, определять образное содержание.
Вложение | Размер |
---|---|
opera_skazka_o_care_saltane.doc | 48.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по слушанию музыки.
Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков.
Цель: формирование музыкальной культуры и музыкальных вкусов у учащихся.
Задачи: формирование музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке и способности ориентироваться в музыкальных явлениях, воспитание музыкального вкуса, т.е. наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые произведения, жанры, исполнители, композиторы). Воспитывать интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней, умение размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер, определять образное содержание.
В сказке А.С.Пушкина царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех сестер, ту, которая пообещала родить для батюшки – царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не они стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса родила сына Гвидона. Сестры подменили письмо гонцу и царь Салтан получил такое известие:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь:
Не мышонка, не лягушку,
И прочитав письмо, последовал ответ царя Салтана. Он был подменен ткачихой, поварихой и сватьей бабой Бабарихой. Все в недоумении.
«Царь велит своим боярам,
Времени, не тратя даром,
И царицу, и приплод,
Милитриса в отчаянии, сестры и Бабариха злобно радуются. Бояре выполняют приказ царя Салтана.
«Царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
После прослушивания высказывают свое мнение о прослушанной музыке.
«Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житье не худо.
Вот какие там три чуда:
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе –
А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И останутся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А теперь сравним как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказали нам о чудесах острова Буяна.
В конце урока, для общего и целостного восприятия учащимися крупного сценического жанра, им предлагается просмотреть мультимедийное пособие. Оно способствует более углубленному восприятию, дает ученикам интересную, в доступной форме, информацию об истории оперы. Проверку усвоения материала учащимися провожу в форме разгадывания музыкального кроссворда – викторины. Это способствует аналитическому пониманию и проникновению в музыку учащихся в увлекательной, игровой форме.
Музыкальная живопись оперы.
В каком регистре звучит инструмент?
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-путешествие.
Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.
- Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
- Расширить понятие регистр.
- Вызвать интерес к классической музыке.
- Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.
Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи музыки.
Н.А. Римский-Корсаков опера “Сказка о царе Салтане” (фрагменты).
Ход урока
На доске афиша. (Слайд №1)
Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать “Сказку о царе Салтане”. И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете – кто сочинил “Сказку о царе Салтане”?
Дети. А. С. Пушкин. (Слайд №2)
Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?
Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался – как зовут композитора?
Дети. Римский – Корсаков. (Слайд №3)
Учитель. Правильно ребята. “Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.
“ В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…”
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. (Слайд №5)
Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.
Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?
Дети. Со вступления.
Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы “Сказка о царе Салтане” и вслушайтесь в музыкальную живопись.
Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?
Учитель. А каким образом?
Дети. Звучали разные инструменты. (Слайд № 6)
Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.
Что такое регистр? (Слайд №7)
Учитель. Вы много раз видели это слово (на лепестке цветка, изображенного на стене), но не знаете что это такое.
Регистр – это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.
А что такое тембр?
Дети. Тембр – это окраска звука. (Слайд №9)
Учитель. Молодцы ребята. Откройте, пожалуйста, словарики и запишите это. (Регистр…) (Слайд № 8)
(Дети записывают определение регистр)
И так, мы находимся в театре.
Есть в “Сказке о царе Салтане” три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.
Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Белка поет в высоком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?
Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).
Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?
Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.
Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?
(Дети называют инструменты симфонического оркестра)
Учитель. Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы “Сказка о царе Салтане”
Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (Слайд № 11)
“Не в саду, не в огороде,
А в Кремле при всем народе
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…”
Поем. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята!
А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная.
Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.
(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)
Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра
А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (Слайд №12)
“В чешуе как жар горя 33 богатыря…”
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш – торжественный, величественный.
В каком регистре звучал марш?
Дети. Марш звучал в низком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.
Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по залу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).
Учитель. В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?
Учитель. Спасибо вам ребята. Молодцы!
Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к “Сказке о царе Салтане”.
Показ картины Врубеля “царевна – Лебедь” (Слайд № 13)
Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну – Лебедя при помощи красок. Какая она?
Дети. Красивая, волшебная, таинственная…
Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Дети предполагают. (Слайд № 14)
Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский-Корсаков
Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?
(У многих детей совпало)
Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.
Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Дети. Мы сегодня познакомились с оперой “Сказка о царе Салтане”
Учитель. Кто написал эту оперу? (Слайд № 15)
Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.
Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы “Сказка о царе Салтане”. Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).
А при помощи чего изображались в опере герои?
Дети. При помощи инструментов.
Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.
Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?
Учитель. Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.
Дети выполняют задание.
Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)
Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета.
Цель урока: Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры.
Дидактическая цель урока сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.
Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
- Вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;
- Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.
Дидактические средства: конспект, карточки для рефлексии.
Деятельность учителя и учеников
1.Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Валерьевна, урок музыки сегодня проведу я. Присаживаетесь.
Познавательные: Восприятие информации, эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу. Личностные:умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ. Регулятивные: осуществление самоконтроля, планирование деятельности. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Постановка темы урока
Изучение нового материала
Прослушивание вступления к опере Римского-Корсакова
Прослушивание музыкальную темы белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.
Вокально хоровая работа. Разучивание песни
Вокально хоровая работа. Разучивание песни
Домашнее задание
Учитель. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Ребята, откуда эти строки?
Дети. А. С. Пушкин. (слайд № 2)
Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?
Дети. Волшебством.
Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?
Дети. Римский – Корсаков. (слайд № 3)
Учитель. Правильно ребята. Давайте все вместе повторим фамилию композитора 3-4.
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая девица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Учитель. Ребята, может кто-то уже знает, что такое опера?
Учитель. Опера это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Фанфары начинают каждую картину оперы.
Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.
Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?
Дети. Со вступления.
Но перед этим вспомним правила прослушивания
Правила слушания:
1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.
2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно.
3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.
Слушание. (слайд № 5)
Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?
Дети. Помогла.
Учитель. А каким образом?
Дети. Звучали разные инструменты. (слайд № 6)
Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.
Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?
Дети. По разному
Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.
Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).
Показ на синтезаторе различие звучания.
Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр.(слайд № 7)
(дети записывают определение регистр)
И так, мы находимся в театре.
Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.
Дети. Белка.
Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
(Дети рассказывают или учитель читает выразительно
Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Белка поет в высоком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.
Но перед этим вспомним правила прослушивания
Правила слушания:
1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.
2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно.
3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.
Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).
Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?
Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.
Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.
Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите.) (слайд № 9)
Проговорим слова Во саду ли, в огороде
Она ростом невеличка
За ней ходит, за ней бродит
Он и ходит, он и носит
Поем. Добиваемся чистоты пения.
А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. (слайд № 10)
Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.
(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)
Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра
А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд № 11)
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
( Звучит фрагмент)
Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.
В каком регистре звучал марш?
Дети. Марш звучал в низком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. Я вижу, что вы устали давайте встанем на физкультминутку.
Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?
Дети. Красивая, волшебная, таинственная…
Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке.
(Просмотр видео фрагмента)
А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков
(Звучит фрагмент)
Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?
(У многих детей совпало)
Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
Повторим, как зовут композитора вслух все вместе - "3-4"
- На слайде вы видите текст этой песни. Сейчас я буду читать первый куплет и припев – вы внимательно слушаете, потом будете повторять за мной.
- Сейчас мы будем петь песню. На проигрыше (когда мы ничего не поем) мы будем хлопать в ладоши.
С каким настроением мы должны ее петь?
-Итак, ребята, встали из-за парт, подровняли спинки. По знаку моей руки мы начинаем петь!
- Ребята, молодцы! А теперь давайте первый куплет будут петь девочки, припев поем вместе, второй куплет – поют мальчики, припев –все вместе, третий куплет – поем все вместе и припев соответственно тоже все вместе.
Итак внимание: по знаку моей руки мы начинаем петь!
Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Учитель. Кто написал эту оперу?
Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель. Спасибо за работу на уроке. (слайд № 16)
Познавательные: определение в прослушанном произведении его главных средств музыкальной выразительности. Анализирование приемов развития в музыкальном произведении. Регулятивные: планирование действий для решения проблемы. Коммуникативные: обсуждение в группе, по мере необходимости (исправляют или дополняют).
Личностные:умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ.
Регулятивные:умение соотносить и анализировать изученный материал и новый.
Коммуникативные: умение координировать различные позиции в сотрудничестве, рассматривая все затруднения и используя помощь партнеров.
Читайте также: