Конспект урока по музыке сказка о царе салтане 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

3) "Три чуда " (симфоническая картина-вступление к 4-ому действию).

Ход занятия:

Дети входят под музыку в зал, приветствуют всех присутствующих.

Что такое театр? Какие театры вы знаете? Вы знаете, что за здание изображено на экране? Показ слайда с изображением Большого Театра

Во всех больших городах есть театры, и это самые красивые здания в городе. Как вы думаете, для чего люди ходят в театр?

Да, чтобы учиться доброму, прекрасному, чтобы отдохнуть и получить хорошие впечатления. Давайте и мы с вами заглянем в театр. Посмотрите, зайдя в здание, мы попадаем в фойе. Показ слайда.

Где люди могут отдохнуть и пообщаться… а после звонка, который приглашает всех на спектакль мы попадаем в зрительный зал. Показ слайда.

Нижние ряды называются портер, а это что такое в театре? (Рассматриваем и поясняем что такое балкон, ложе, оркестровая яма, кулисы).

А вы помните, что такое опера?

Это музыкальный спектакль, в котором люди не разговаривают, а поют.

Ребята, а любите ли вы сказки?

Какие русские сказки вы знаете?

Кто сочиняет сказки?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказки, в мир сказочной музыки. Отправимся в гости к царю Салтану. В какой сказке он живёт?

- В Сказке о царе Салтане"

Кто написал эту сказку? Александр Сергеевич Пушкин

На сюжет прекрасной сказки написана опера " Сказка о царе Салтане ". Написал её великий русский композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказочником его зовут недаром, с его творчеством ярким цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победы добра над злом и несправедливостью. То же самое выразил Римский-Корсаков в своей музыке. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н. А. Римский-Корсаков. Он написал оперы : "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Кощей Бессмертный " и многие другие произведения.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком….

- Царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из 3-х девиц. Ту, которая пообещала родить для батюшки - царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что они не стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса (так звали жену царя) родила сына, злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А дальше по приказу царя.

«И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

И пустили в океан -

Какое море изобразил композитор?

- Загадочное, с блестящими, мерцающими звездами. Широкое, могучее, грозное.

- Симфонический оркестр (перечислить группы инструментов симфонического оркестра)

Как звучала музыка, какая она?

- Гудящая, шмелиная, построена на повторяющихся звуках.

- Быстрая или медленная?

- Очень быстрая, стремительная.

- Музыка грустная или радостная?

Итак, Гвидон прилетел к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, в волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне - Лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о 33-ёх богатырях, выходящих из морских пучин.

Сейчас мы послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными красками оркестра рассказывает об этих персонажах оперы, трех чудесах и городе Леденце. Эта музыка начинается с сигнала - призыва слушать сказку. Вы его услышите несколько раз на протяжении звучания музыки - он отмечает появление нового чуда.

Затем слышится музыка, которая обрисовывает сказочно - пышный город Леденец. Мелодия в высоком регистре напоминает серебристый светлый перезвон маленьких колокольчиков. Затем к этим колокольчикам присоединяются большие колокола. Музыка будет звучать громко, ярко, ликующим перезвоном. А затем появляется одно из трех чудес. А какое? Решать вам.

Ваша задача: услышать какое чудо появится 1-ым, какое 2-ым, а какое 3-им? И вслушивайтесь внимательно в музыку : слушайте, какая она, чтобы потом рассказать о ней, какими вам представляются эти три чуда.

А я вам напомню, как А. С. Пушкин рассказывает свою сказку :

«. Остров на море лежит.

Град на острове стоит.

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

В городе житье не худо,

Вот какие там три чуда:.

Есть там белка, что при всех

А скорлупку собирает.

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет,

При честном, при всем народе

А второе в граде диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге

И очутится на бреге

В чешуе, как жар горя

Тридцать три богатыря

Третье: там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, .

Понравилась музыка? Какая она в целом, кто может сказать?

- Сказочная, праздничная.

Какое чудо было первым? – Белка

Почему вы так решили, как звучала музыка?

-Легко, весело, игриво.

На какой жанр похожа: песню, танец или марш?

- На песню и танец.

Белочка напевает свою песенку и легко танцует.

Где звучит мелодия: наверху, внизу, в середине?

Какой представляется белочка?

Какое чудо было вторым?

Почему вы так решили, как звучала музыка?

-Торжественно, воинственно, мужественно, могуче.

Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа. Перед нами предстают сказочные богатыри. В музыке слышится рокот морских волн.

Какими представляются богатыри?

-Мужественными, могучими, сильными.

- Царевна - Лебедь.

Какая музыка?

Какой образ предстает перед вами?

-Прекрасная, нежная Царевна - Лебедь.

На радостях простили злых сестер - повариху и ткачиху. Сказка окончилась веселым пиром.

Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?

(ответы детей).

Кто автор сказки?

(ответы детей).

Кто автор оперы?

(ответы детей).

Как называются музыкальные фрагменты этой оперы, которые мы слушали? Понравилась музыка сказки? Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания

Дом-музей Римского-Корсакова

Дом-музей Римского-Корсакова Итак продолжим небольшую экскурсию по Тихвину. Как я уже написала ранее. напротив мужского монастыря. на берегу Тихвинки сохранился дом.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сказка о царе Салтане

Схема проекта урока

Предмет: музыка.

Продолжительность: 45 минут

Тема урока: Сказка о царе Салтане Н. А. Римского – Корсакова.

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будет сформировано: потребность общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки.

У учащихся могут быть сформированы: навыки целостного восприятия через активизацию внутреннего духовного мира.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные:

Учащиеся научатся: корректировать и контролировать свои действия

Учащиеся получат возможность научится: самостоятельно подбирать средства и способы работы для конечного результата.

Познавательные:

Учащиеся научатся: отождествлять художественные образы через смежные виды искусства.

Учащиеся получат возможность научиться: реализовать музыкально творческие способности.

Коммуникативные:

Учащиеся научаться: формулировать свои собственные идеи и мнения.

Учащие получатся возможность научится: самостоятельно организовывать индивидуальную творческую деятельность.

Планируемые предметные результаты освоения:

Учащиеся научаться: определять особенности и характер мелодий различный музыкальных произведений.

Учащиеся получат возможность научится: наблюдать за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи.

На прошлых уроках вы уже начали говорить о творчестве Николая Андреевича Римского - Корсакова.

Вам было дано домашнее задание. Какое? Правильно, давайте посмотрим, что общего у этих рисунков.

Сёстры никак не могли смириться с мыслью, что не стали царицами.

Что случилось, когда царь уехал на войну?

Что случилось дальше?

Правильно, царь получил такое известие:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку.

Что приказал сделать царь?

Как рос царевич?

Кого встречает царевич на острове?

Как они познакомились?

Что делает волшебная птица в благодарность за это?

Там все приветствуют князя, звенит торжественный колокольный звон. Но Гвидон и его мать Милитрисса всё думают о царе Салтане.

Кто снова пришёл им на помощь?

Да, она превращает Гвидона в шмеля, и он отправляется к своему отцу.

Что там услышал Гвидон?

Давайте послушаем, как изобразил эти чудеса Римский – Корсаков.

Как музыка передаёт тему Белочки?

А как музыка передаёт богатырей?

Слушаем тему Царевны – лебеди.

Какая музыка? Какие инструменты?

Конечно, как и в любой сказке, здесь всё окончилось благополучно. Лебедь – птица превратилась в прекрасную девицу, Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитриссой и своим сыном.

Простили ли они злых сестёр?

Чем закончилась сказка?

Римский – Корсаков написал на этот сказочный сюжет оперу. Мы разберём и прослушаем оркестровые фрагменты.

Какие эмоции несёт эта музыка?

А почему? Кого превратила в шмеля Царевна - лебедь и зачем?

Верно: Гвидон стал шмелём. Он очень тосковал по отцу – царю Салтану, хотел повидать родные края.

Что сделал Царевич, превратившись в шмеля?

Да, именно поэтому музыка звучит так радостно.

А теперь послушаем целую оркестровую картину. В ней композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки.

Наверное, вы сразу поняли, о каких персонажах идёт речь.

А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказал нам о чудесах острова Буяна.

….под ёлкою высокой

Видит, белочка при всех

Золотой грызёт орех,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладёт,

И с присвисточкой поёт

При честном при всём народе:

Как изображается белочка музыкой?

Какие инструменты вы услышали?

Действительно, композитор изобразил маленькую, юркую, грациозную белочку именно такой музыкой, которую получил с помощью флейты - пикколо (самому высокому и звонкому духовому инструменту) и пиццикато струнных.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь 33 богатырей.

Какие эмоции вы почувствовали от прослушивания этого фрагмента?

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Какие инструменты вы здесь услышали?

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые произведения, жанры, исполнители, композиторы). Способствует воспитанию интереас к музыке, увлеченности ею, любови к ней, умению размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер, определять образное содержание.

ВложениеРазмер
opera_skazka_o_care_saltane.doc 48.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект урока по слушанию музыки.

Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков.

Цель: формирование музыкальной культуры и музыкальных вкусов у учащихся.

Задачи: формирование музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке и способности ориентироваться в музыкальных явлениях, воспитание музыкального вкуса, т.е. наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые произведения, жанры, исполнители, композиторы). Воспитывать интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней, умение размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер, определять образное содержание.

В сказке А.С.Пушкина царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех сестер, ту, которая пообещала родить для батюшки – царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не они стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса родила сына Гвидона. Сестры подменили письмо гонцу и царь Салтан получил такое известие:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь:

Не мышонка, не лягушку,

И прочитав письмо, последовал ответ царя Салтана. Он был подменен ткачихой, поварихой и сватьей бабой Бабарихой. Все в недоумении.

«Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу, и приплод,

Милитриса в отчаянии, сестры и Бабариха злобно радуются. Бояре выполняют приказ царя Салтана.

«Царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

После прослушивания высказывают свое мнение о прослушанной музыке.

«Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

В городе житье не худо.

Вот какие там три чуда:

Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе –

А второе в граде диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И останутся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Третье: там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А теперь сравним как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказали нам о чудесах острова Буяна.

В конце урока, для общего и целостного восприятия учащимися крупного сценического жанра, им предлагается просмотреть мультимедийное пособие. Оно способствует более углубленному восприятию, дает ученикам интересную, в доступной форме, информацию об истории оперы. Проверку усвоения материала учащимися провожу в форме разгадывания музыкального кроссворда – викторины. Это способствует аналитическому пониманию и проникновению в музыку учащихся в увлекательной, игровой форме.

Музыкальная живопись оперы.
В каком регистре звучит инструмент?

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-путешествие.

Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.

  1. Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
  2. Расширить понятие регистр.
  3. Вызвать интерес к классической музыке.
  4. Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи музыки.

Н.А. Римский-Корсаков опера “Сказка о царе Салтане” (фрагменты).

Ход урока

На доске афиша. (Слайд №1)

Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать “Сказку о царе Салтане”. И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете – кто сочинил “Сказку о царе Салтане”?

Дети. А. С. Пушкин. (Слайд №2)

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался – как зовут композитора?

Дети. Римский – Корсаков. (Слайд №3)

Учитель. Правильно ребята. “Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

“ В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…”

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. (Слайд №5)

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.

Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы “Сказка о царе Салтане” и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. (Слайд № 6)

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.

Что такое регистр? (Слайд №7)

Учитель. Вы много раз видели это слово (на лепестке цветка, изображенного на стене), но не знаете что это такое.

Регистр – это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

А что такое тембр?

Дети. Тембр – это окраска звука. (Слайд №9)

Учитель. Молодцы ребята. Откройте, пожалуйста, словарики и запишите это. (Регистр…) (Слайд № 8)

(Дети записывают определение регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в “Сказке о царе Салтане” три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Учитель. Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы “Сказка о царе Салтане”

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (Слайд № 11)

“Не в саду, не в огороде,
А в Кремле при всем народе
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…”

Поем. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята!

А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная.

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (Слайд №12)

“В чешуе как жар горя 33 богатыря…”

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш – торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.

Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по залу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).

Учитель. В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?

Учитель. Спасибо вам ребята. Молодцы!

Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к “Сказке о царе Салтане”.

Показ картины Врубеля “царевна – Лебедь” (Слайд № 13)

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну – Лебедя при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Дети предполагают. (Слайд № 14)

Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский-Корсаков

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?

(У многих детей совпало)

Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой “Сказка о царе Салтане”

Учитель. Кто написал эту оперу? (Слайд № 15)

Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы “Сказка о царе Салтане”. Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).

А при помощи чего изображались в опере герои?

Дети. При помощи инструментов.

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Учитель. Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.

Дети выполняют задание.

Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)

Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры.

Дидактическая цель урока сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

- Вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;

- Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Дидактические средства: конспект, карточки для рефлексии.

Деятельность учителя и учеников

1.Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Валерьевна, урок музыки сегодня проведу я. Присаживаетесь.

Познавательные: Восприятие информации, эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу. Личностные:умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ. Регулятивные: осуществление самоконтроля, планирование деятельности. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка темы урока

Изучение нового материала

Прослушивание вступления к опере Римского-Корсакова

Прослушивание музыкальную темы белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Вокально хоровая работа. Разучивание песни

Вокально хоровая работа. Разучивание песни

Домашнее задание

Учитель. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Ребята, откуда эти строки?

Дети. А. С. Пушкин. (слайд № 2)

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети. Волшебством.

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?

Дети. Римский – Корсаков. (слайд № 3)

Учитель. Правильно ребята. Давайте все вместе повторим фамилию композитора 3-4.

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая девица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Учитель. Ребята, может кто-то уже знает, что такое опера?

Учитель. Опера это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Фанфары начинают каждую картину оперы.

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.

Но перед этим вспомним правила прослушивания

Правила слушания:

1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.

2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно.

3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.

Слушание. (слайд № 5)

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети. Помогла.

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. (слайд № 6)

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.

Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?

Дети. По разному

Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.

Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).

Показ на синтезаторе различие звучания.

Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр.(слайд № 7)

(дети записывают определение регистр)

И так, мы находимся в театре.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Дети. Белка.

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают или учитель читает выразительно

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Но перед этим вспомним правила прослушивания

Правила слушания:

1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.

2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно.

3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.

Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите.) (слайд № 9)

Проговорим слова Во саду ли, в огороде

Она ростом невеличка

За ней ходит, за ней бродит

Он и ходит, он и носит

Поем. Добиваемся чистоты пения.

А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. (слайд № 10)

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд № 11)

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Звучит фрагмент)

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Я вижу, что вы устали давайте встанем на физкультминутку.

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке.

(Просмотр видео фрагмента)

А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков

(Звучит фрагмент)

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?

(У многих детей совпало)

Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Повторим, как зовут композитора вслух все вместе - "3-4"

- На слайде вы видите текст этой песни. Сейчас я буду читать первый куплет и припев – вы внимательно слушаете, потом будете повторять за мной.

- Сейчас мы будем петь песню. На проигрыше (когда мы ничего не поем) мы будем хлопать в ладоши.

С каким настроением мы должны ее петь?

-Итак, ребята, встали из-за парт, подровняли спинки. По знаку моей руки мы начинаем петь!

- Ребята, молодцы! А теперь давайте первый куплет будут петь девочки, припев поем вместе, второй куплет – поют мальчики, припев –все вместе, третий куплет – поем все вместе и припев соответственно тоже все вместе.

Итак внимание: по знаку моей руки мы начинаем петь!

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Учитель. Кто написал эту оперу?

Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Учитель. Спасибо за работу на уроке. (слайд № 16)

Познавательные: определение в прослушанном произведении его главных средств музыкальной выразительности. Анализирование приемов развития в музыкальном произведении. Регулятивные: планирование действий для решения проблемы. Коммуникативные: обсуждение в группе, по мере необходимости (исправляют или дополняют).

Личностные:умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ.

Регулятивные:умение соотносить и анализировать изученный материал и новый.

Коммуникативные: умение координировать различные позиции в сотрудничестве, рассматривая все затруднения и используя помощь партнеров.

Читайте также: