Конспект занятия причины дорожно транспортных происшествий

Обновлено: 03.07.2024

Урок по теме "ДТП" предназачен для изучения и систематизации знаний по теме. Содержет компетентностно-ориентированные задания, а также статистические сведения.

Материал может быть использован во внеурочной деятельности.

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ УРОКА

Разработал: преподаватель

Вовна Наталья Вячеславовна

Березники, 2017 г.

Тема: Дорожно-транспортные происшествия

Формируемые компетенции согласно ФГОС

создать условия для изучения, осмысления и первичного применения блока новой учебной информации по изучаемой теме для формирования компетенций ПК 2.1. Осуществлять управление дорожными и строительными машинами, ПК. 2.2. Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства.

способствовать формированию коммуникативных способностей (ОК-5),умений анализировать и осуществлять поиск информации (ОК-4), умений ставить цели и мотивировать свою деятельность (ОК-2); умений анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, умений нести ответственность за результаты своей работы (ОК-3)

формировать умение работать в группе, коллективе (ОК-6),понимать коммуникативную сущность и социальную значимость своей профессии (ОК-1).

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: частично-инновационный

Методы обучения: информационный, репродуктивный, проблемно-поисковый, наглядный способ работы.

Форма учебной деятельности: индивидуально-коллективная

Средства обучения: средства мультимедиа, компьютеры, информационный материал, рабочие листы

Источники информации:

Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016)

Жульнев Н.И. Правила дорожного движения 2017 с комментариями и иллюстрациями. М.: Издательство АСТ, 2017. -128 с.

Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя. М.: Издательство: Академия 2011г-112 с.

Материально-техническое оснащение урока: средства мультимедиа, информационный материал, рабочие листы

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Цели, задачи

Приемы, методы

Организационный момент

настроить обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему урока.

Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о ДТП.

Мы вспомним основные понятия ДТП . Это поможет нам в освоении темы. В ходе урока мы будем обращаться к слайдам презентации, посмотрим несколько видеороликов, составим карту Виды ДТП, алгоритм действий при ДТП, заполним бланк извещения о ДТП

настраиваются на урок.

Ориентировочно-мотивационный этап

Обеспечить понимание необходимости изучения темы

привести в систему знания, полученные ранее о ДТП

Скажите, что мы понимаем под ДТП

Что может послужить причиной ДТП

При каких условиях может произойти ДТП…..

- ДТП – событие с участием ТС, повлекшие …

- невнимательность водителя, дорожные условия

Формулировка проблемы, целеполагание

Способствовать самостоятельному формулированию студентами проблемной ситуации на уроке

Как вы думаете какие проблемы могут возникнуть при ДТП?

- Постарайтесь определить проблему, которую нам предстоит решить на сегодняшнем занятии

- Первое ДТП произошло …

- Выявить виды ДТП, определить наиболее опасные ДТП, составить алгоритмы действий при ДТП

Информационно-поисковый этап

Способствовать формированию новых знаний, компетенций

Познакомить с историей ДТП, видами ДТП, определить наиболее опасные ДТП, составить алгоритмы действий при ДТП

Возьмите таблицы со статистикой за январь-ноябрь 2017 г.. Давайте определим какие виды ДТП происходят наиболее часто?, какой вид транспорта попадает в ДТП наиболее часто?, кто чаще страдает в результате ДТП?, в какие дни недели чаще происходят аварии?, В какое время?, люди какого возраста чаще становятся виновниками ДТП?. Что служит причиной этого?

Однажды я услышала беседу двух водителей, один из которых жаловался другому, о том, что боится попасть в ДТП. Так как себя вести не знает.

Отвечают на вопросы

Привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения обучающимися нового учебного материала.

Первичное закрепление материала

Моделирование рабочей ситуации

Подведение итогов урока

Проверим, что у Вас получилось. Для этого составим алгоритм на доске.

Для закрепления выполненного Вами задания давайте посмотрим видеоролик

Составление алгоритма на доске

Проверяют алгоритм, выставляют оценки

- Какую проблему мы поставили перед собой в начале урока?

- Получилось ли у нас найти ответ на поставленную проблему?

- Дайте оценку своей работы на сегодняшнем занятии. Для этого ответьте на вопросы анкеты:

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

Урок показался для меня

Не устал / устал

Стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

-Выставите себе оценку за урок?

После обработки результатов ваших карт и алгоритмов, бланков учебных достижений я выставлю оценки за урок

Домашнее задание

создать условия для заинтересованности студентов в продолжение самостоятельного изучения темы.

Опережающее задание для осмысления изученного материала

Самостоятельно составить европротокол ДТП

Дополните вашу схему возможными травмами пострадавших при ДТП

Стимул. Курсанты автошколы спорили, что можно назвать ДТП, все ли происшествия на дороге можно назвать ДТП. Помогите решить спор.

Укажите признаки ДТП

Укажите причины ДТП

Укажите виды ДТП

Бланк для выполнения задания


Раздаточный материал: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ДТП

Дорожно-транспортное происшествие представляет собой эпизод, возникший в процессе движения на дорожном полотне с участием транспортного средства, при котором участники получили физический вред в виде ранения или смерти, а также материальный вред в виде порчи автотранспорта.

Основными признаками ДТП являются следующие события:

Участие транспортного средства в инциденте. Так, например, брошенный предмет в пешехода из окна автомобиля не будет считаться дорожно-транспортным происшествием.

Движение – главное условие. Так, например, если велосипедист упал на стоящий автомобиль, либо на машину упало дерево – это не есть ДТП. Однако, если движущийся автомобиль сбил пешехода или столкнулся с другим автомобилем – это дорожно-транспортное происшествие.

Ущерб.Если в результате столкновения двух автомобилей нет никаких царапин, сколов, вмятин, если нет ущерба для пассажиров и водителей, то это не может быть квалифицированно, как ДТП. Если же есть хотя бы небольшой ущерб, значит данная ситуация уже будет считаться аварией.

ВИДЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Столкновение. Это вид дорожного происшествия, при котором транспортные средства столкнулись между собой в процессе движения.

Существует несколько видов столкновений:

Касательное, при котором один движущийся автомобиль задел другой движущийся автомобиль по ходу движения.Такие случаи бывают при нарушении правил перестроения и опережения;

Боковое столкновение, когда одно ТС сталкивается с другим в боковую часть. Часть происходят при неправильном проезде перекрестка, непредоставлении приоритета для транспорта, движущегося по главной дороге, а также при проезде на запрещающий сигнал светофора;

Лобовое столкновение, одно из наиболее опасных ДТП, в которых очень часто гибнут люди. Они происходят при нарушении правил обгона, а также при столкновении с неподвижными объектами и составами;

Заднее столкновение. Зачастую происходящее по причине несоблюдения безопасного расстояния (дистанции) и при резком торможении впереди идущего автомобиля, водитель ТС не успевает затормозить.

Опрокидывание. Опрокидыванием является инцидент, в результате которого одно или несколько транспортных средством опрокинулись. Причинами опрокидываний может быть нарушение ПДД, несоответствие выбранного скоростного режима на повороте, техническая неисправность или плохие погодные условия.

Наезд на препятствие. Наездом на препятствие называют ДТП, в котором движущийся транспорт столкнулся с неподвижным объектом, например, столб, дерево, сугроб и т.д.

Наезд на пешехода. Такой вид происшествий очень опасен. Как правило, наезды могут происходить на пешеходном переходе. Нередко случаются такие аварии и на тротуарах, когда водитель, не справившись с управлением вылетает на пешеходную зону.

Наезд на велосипедиста. Под ним понимается ситуация, когда движущийся транспорт задел велосипедиста, или же велосипедист ударился о транспортное средство. Если велосипедист упал на стоящий автомобиль, то дорожно-транспортным происшествием это не считается.

Наезд на животное. Достаточно распространенная ситуация на дороге, когда домашнее животное – собака, кошка или домашняя птица не правильно выбирает место перехода, выбегает на дорогу, в результате чего, водителю приходится либо резко тормозить, либо уходить в сторону. В результате такого маневра может быть нанесен ущерб пассажирам, может пострадать сам водитель либо транспортные средства других участников дорожного движения.

Наезд на гужевой транспорт. Подобное происшествие может возникнуть, если транспортное средство осуществило наезд на повозки или упряжку с животными, либо же повозки столкнулись с движущимся ТС. Это достаточно редкий вид ДТП, однако ущерб от него может рассчитываться, как для автотранспорта, так и для пострадавших в упряжке животных.

Иные виды аварий. Ситуаций на дорожном полотне может быть достаточно много. Так, например, если водитель ранил человека на тротуаре отброшенным колесом вблизи дороги, либо выезд на зону тротуара и нанесение вреда лицу или лицам, находящимся там – все это является иными видами ДТП.

ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ АВАРИЙ

Субъективные причины

Употребление алкоголя или наркотических веществ является одной из вероятных причин, ведущих к авариям.

Нарушение скоростного режима имеет место практически в любом большом городе.

Нарушение безопасной дистанции часто приводит к задним столкновениям в транспортном потоке.

Усталость водителя.

Отвлечение водителя.

Плохие навыки вождения.

Невнимательность и хамское отношение к другим участникам дорожного движения.

Объективные причины

Объективные причины сводятся к плохому состоянию дорог, техническому состоянию автотранспорта, а также к погодным условиям.

Стимул. Беседовали два водителя, один из которых жаловался другому, о том, что боится попасть в ДТП. Так как себя вести не знает. Помогите водителю.

Задание. Составьте алгоритм действий при ДТП, сделав в таблице ранжирование


Доставить пострадавшего к медикам

Вернуться на место ДТП

Произвести фото и видео фиксацию ДТП

Оформить ДТП в ГИБДД

Произвести фото и видео фиксацию ДТП

Освободить проезжую часть

Покинуть место ДТП

Включить аварийную сигнализацию

Выставить знак аварийной остановки

Предметы не перемещать

Проверить наличие пострадавших

Записать данные очевидцев

Позвонить в полицию

Получить инструкции дальнейших действий

Дождаться ГИБДД на месте ДТП

Оказать первую помощь пострадавшим

Вызвать на место ДТП медиков и ГИБДД

Компенсировать материальный ущерб

Покинуть место ДТП

Если произошло ДТП

заглушить двигатель (вынуть ключи и убрать в карман), включить стояночный тормоз (ручник), включить аварийную световую сигнализацию (аварийку).

выйти из автомобиля, выставить знак аварийной остановки (на расстоянии 15 м в населенном пункте, 30 м вне населенного пункта).

оценить последствия ДТП и понять, есть ли пострадавшие?

Есть пострадавшие?

перекиньтесь парой слов с другим участником ДТП. Если человек неадекватный, то это сразу же проявится.

сфотографируйте место ДТП с разных ракурсов. Сделайте фотографии спереди, сзади и сбоку (чтобы в кадр попали все автомобили), несколько фото места ДТП, где видно номера автомобилей, фотографии повреждений каждого из автомобилей.

уберите автомобили с проезжей части (необходимо отъехать на ближайшую парковку или на обочину).

обсудите с другим водителем, есть ли у Вас разногласия по поводу обстоятельств ДТП, по поводу характера и перечня видимых повреждений. В данном случае не нужно решать, кто является виноватым. Достаточно найти единую точку зрения по поводу того, как произошло ДТП и что повреждено.

оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую и полицию (телефон МЧС 112). Если не знаете, как оказывать помощь, то лучше ничего не делайте (только навредите).

запишите фамилии, адреса и телефоны очевидцев (свидетелей).

если движение других автомобилей невозможно (последствия ДТП перекрывают всю дорогу, то нужно сфотографировать место ДТП и освободить проезжую часть. Сделайте фотографии спереди, сзади и сбоку (чтобы в кадр попали все автомобили), несколько фото места ДТП, где видно номера автомобилей, фотографии повреждений каждого из автомобилей.

Есть разногласия (или водитель неадекватный)?

можно не оформлять документы о ДТП (если участники не имеют друг к другу претензий). Например, если один из участников признает свою вину и хочет оплатить ущерб на месте.

можно оформить извещение о ДТП самостоятельно (только если в ДТП участвуют 2 автомобиля, имеющие полис ОСАГО, и ущерб причинен только им). В данном случае максимальная страховая выплата составит 50 000 рублей. Водители совместно заполняют лицевую сторону извещения, после чего забирают по одной копии и разъезжаются по своим делам. Оборотная сторона заполняется каждым из водителей самостоятельно в течение 5 дней и подается в свою страховую компанию.

звоните в ГИБДД (если не знаете телефон, то звоните в МЧС по номеру 112 с сотового).

по телефону Вам предложат либо дожидаться сотрудников ГИБДД на месте ДТП, либо подъехать на пост или в подразделение ГИБДД для оформления.

Извещение о дорожно-транспортном происшествии

Составляется водителями ТС. Содержит данные об обстоятельствах ДТП, его участниках.

Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедиа.

Межпредметные связи: ОБЖ, Технология.

Время проведения: 90 минут.

Тип занятия: Изучение нового учебного материала.

Этапы занятия:

  • Организационный момент – 3 мин.
  • Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний – 7 мин.
  • Постановка цели занятия и актуализация изучения нового материала – 8 мин.
  • Изучение нового материала – 45 мин.
  • Закрепление изученного материала – 10 мин.
  • Целевой обход учителя – 9 мин.
  • Заключение, анализ и оценка занятие – 5 мин.
  • Выдача домашнего задания – 3 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент

Отметка присутствующих и проверка готовности учащихся к занятию.

2. Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний

Фронтальный опрос и эвристическая беседа по понятиям:

  • дорожно-транспортные ситуации, которые могут стать причинами ДТП;
  • действия водителя в экстремальных ситуациях.

3. Постановка цели занятия и актуализация изучения нового материала

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, возникшее в процессе движения по дороге автотранспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, окружающая среда, либо причинен иной материальный ущерб. ДТП является следствием транспортной аварии, возникшей в процессе дорожного движения из-за отказов транспортного средства, ошибок водителей, пассажиров, пешеходов, повреждений дорог, путей, придорожных сооружений и транспортируемых грузов. ДТП может быть вызвано также неблагоприятными и опасными природными процессами – ураганами, лавинами, селями, наводнениями, землетрясениями, снегопадами. В России в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах ежегодно погибает около 30 тыс. человек. Анализ аварийности в РФ показывает, что по сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП в относительных величинах на 10 тыс. транспортных средств в России превышает аналогичные показатели экономически развитых стран [1]:

  • в России – 12,4
  • в Германии – 2,6
  • во Франции – 2,8
  • в США – 2,4

Число погибших на 100 тыс. населения составляет:

  • в России – 24
  • в Германии – 12,1
  • во Франции – 14,7
  • в США – 15,6

Цель занятия проанализировать типичные дорожно-транспортных ситуации, причины и условия возникновения ДТП и определить факторы, влияющие на безопасность движения.

3. Изучение нового материала

Виды контроля безопасности дорожного движения.

Существуют следующие виды контроля безопасности дорожного движения:

  • государственный,
  • ведомственный,
  • общественный.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте в России возглавляет и координирует ГИБДД Министерства внутренних дел РФ. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения (или участвует в создании таких документов) и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов.

Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность использования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети, ежегодно проводит государственные технические осмотры (ТО) автомобилей, мотоциклов и прицепов, контролирует выполнение мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния транспортных средств и выполняет ряд других работ. Госавтоинспекция работает в тесном взаимодействии с дорожными, транспортными, коммунальными, научно-техническими организациями, а также высшими и средними техническими учебными заведениями.

Большую помощь Госавтоинспекции оказывают службы организации дорожного движения в дорожно-эксплуатационных предприятиях и службы безопасности движения автотранспортных предприятий. Службы организации дорожного движения изучают статистические материалы по аварийности, систематически обследуют дороги, выявляя места повышенной опасности, разрабатывают мероприятия по ликвидации опасности, способствуют внедрению современных технических средств управления движением, улучшают дорожную информацию водителей, а также организуют тех. помощь поврежденным автомобилям и их эвакуацию.

Работники службы безопасности автотранспортных предприятий заняты повышением квалификации и дисциплины водителей. Они обследуют условия работы на автомобильных маршрутах, разрабатывают предложения по их улучшению, проводят служебное расследование ДТП.

Большую роль в борьбе с авариями на автомобильном транспорте играет общественность. Всесоюзное добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ) проводит широкую разъяснительную работу среди своих членов по предупреждению ДТП.

Добровольные народные дружины способствуют повышению дисциплины дорожного движения.

Причины возникновения ДТП.

Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:

  • умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),
  • неосторожные действия участников движения,
  • выход транспортного средства из повиновения водителя,
  • техническая неисправность транспортного средства и другие.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что наиболее часто ДТП возникают в летне-осенний период (июня – октябрь), когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти пять месяцев составляет примерно 55-60 % годовых. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно. По статистике, наибольшее их число попадает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за город. В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21ч. В течение этих четырех часов совершается 30-35% от общего числа ДТП за сутки. В это время возрастает интенсивность транспорт­ных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухудшается, что осложняет работу водителя.

Анализ дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное).

В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП, технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.

Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерастет в аварийную ситуацию и наезд станет неизбежным.

Все дорожно-транспортные происшествия подлежат тщательному изучению и внимательному разбору, чтобы установить причины и выявить виновных. К основным причинам ДТП относятся:

  • недисциплинированность пешеходов, часто пренебрегающих собственной безопасностью и движущихся, не обращая внимания на транспортные средства;
  • недостаточная квалификация водителей, их невнимательность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;
  • неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств (в особенности механизмов и узлов, от которых зависит безопасность);
  • плохие дорожные условия;
  • неудовлетворительная организация движения;
  • неправильное размещение груза в автомобиле, плохое его закрепление.

Причины ДТП, связанные непосредственно с водителем:

  • низкая квалификация,
  • переутомление,
  • сон за рулём.

Дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями:

  • смертельный исход,
  • тяжелые телесные повреждения,
  • большой материальный ущерб,

кроме того, исследуют работники органов юстиции: следователи, прокуроры, судьи. Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников проводят судебную автотехническую экспертизу. Экспертами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других научных дисциплин.

Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

  • в 10. 15% случаев из-за технических неисправностей машин,
  • в 20 . 30% случаев — по причине плохих дорожных условий,
  • в 60 - 70% случаев они зависят от неправильных действий водителей.

Закрепление изученного материала

Работа в парах. Для каждой пары подготовлена таблица с опасными дорожными ситуациями, которые могут спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Необходимо прописать алгоритм поведения водителя и пассажира (в специально отведенных ячейках).

Целевой обход учителя

Обход рабочих мест учащихся, контроль правильности выполнения заданий, консультация.

Заключение, анализ и оценка занятия

Общий анализ и оценка занятия: отметить типичные ошибки, определить пути их исправления. Попросить учащихся оценить занятие по пятибалльной шкале (или с использованием смайликов), предварительно раздав чистые листочки для оценивания.

  • предупредительность и доброжелательность;
  • прогнозирование действий других участников дорожного движения и ДТС;
  • четкость и понятность действий для всех водителей и участников движения;
  • движение по своей полосе, избегание лишних маневров;
  • избегание рискованных обгонов;
  • умение правильно выбирать скорость;
  • терпение, спокойствие в заторах;
  • соблюдение безопасной дистанции;
  • самообладание даже при ДТП;
  • согласованность действий.

Если у водителя не выработаны правильные установки, среди которых и установка на прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций, то изучение опасных ДТС не принесет никакого результата [2].

Выдача домашнего задания

Заполните таблицу: укажите номер статьи и размер административных штрафов, наказание за нарушения, используя возможности сети internet (в частности [3]).


? Закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения.

? Формировать культуру безопасного поведения детей и подростков на дороге,

в общественном транспорте.

? Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице,

дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

? Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.

Содержимое разработки

ТЕМА УРОКА:

конспект урока 8 класса

Цель урока:

● Закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения.

● Формировать культуру безопасного поведения детей и подростков на дороге,

в общественном транспорте.

● Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице,

дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

● Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.

Ход урока:

2.Изучение новой темы.

3. Практическая часть: кроссворд, тесты.

4. Подведение итогов.

С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, возрастанием интенсивности движения на дорогах повышается ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров.

Обеспечение безопасности движения – важная государственная задача.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и которым предстоит жить при несравненно большой интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами пешеходы или водители из-за незнания элементарных основ правил дорожного движения.

Дорожно-транспортный травматизм в настоящее время является в мире второй по масштабам причиной смерти детей и молодёжи в возрасте от 5 до 25 лет.

Наша с вами задача на уроке выяснить в чём же причина дорожно-транспортного травматизма, на какие категории делятся ДТП, какие необходимо выполнять правила, чтобы не стать жертвой ДТП.

Итак, если водитель или пешеход не будут соблюдать правила дорожного движения, то это может привести к страшным последствиям, ДТП. А как грамотно расшифровать аббревиатуру ДТП?

ДТП - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Как вы считаете, на какие группы можно разделить ДТП?

Все ДТП по тяжести последствия делятся на 3 группы:

Со смертельным исходом

С телесными повреждениями людей

Участниками дорожного движения являются: пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.

Согласно статистики возрастной “пик” попадающих в ДТП дети – 7–14 лет, Как вы считаете почему?

это дети, обучающиеся в начальных и средник классах школы. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой - особенностями функций психики детей этого возраста.

Каковы основные причины попадания детей в ДТП?

Давайте посмотрим видеоролик, после которого вы должны будете назвать основные причины попадания детей под автомобиль. (ролик)

(ответы детей)

Запишем в тетрадь ПРИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ В ДТП :

Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода!

95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает по данной причине в обманчивых ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как детей дошкольного и младшего школьного возраста не осознают опасности. По данным социологических исследований 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающейся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности. В результате произошли наезды. Несчастные случаи происходят и по вине водителя, который, увидев бегущих людей, не снижает скорость, считая, что они успеют перебежать дорогу.

Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих или движущихся транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор видимости.

У детей чувство опасности развито недостаточно, поэтому дети стремглав бросаются на проезжую часть из-за закрытого обзора, забывая о мерах предосторожности. Кроме того, нередко пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, движущих справа в противоположном направлении и попадают в ДТП.

3. НЕПОДЧИНЕНИЕ СИГНАЛАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Многие считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдёт наезд.

Дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала,

А вы знаете что он означает и сколько по времени он горит?

Он горит всего 3 секунды, поэтому дети видя зелёный мигающий сигнал, переходят дорогу и попадают в ДТП.

Дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых попадают чаще в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги.

4. ИГРА ВБЛИЗИ И НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.

5. ЕЗДА НА ВЕЛОСИПЕДАХ, САМОКАТАХ, РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ ПО ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ДОРОГИ

Не зная правила дорожного движения о том, что ездить на велосипеде по проезжей части разрешается только с 14 лет, дети катаются на велосипеде, роликах и самокатах там, где им удобно, нередко выезжая и на проезжую часть. В результате происходит ДТП.

Какова же СТАТИСТИКА попадания детей в ДТП?

На нашем уроке присутствует инспектор ГИБДД п. Чамзинка Ивашкина В.А., которая ознакомит вас со сводкой ДТП совершенных в Чамзинском районе за текущий период 2016года. (прошу вас вдуматься в эти цифры. )

ТИПИЧНЫЕ ТРАВМЫ ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ:

По данным исследований, проводившихся в последние три года, почти 80% детей, попавших в ДТП, получили серьёзные черепно-мозговые травмы. Четверть пострадавших – переломы конечностей, ключицы, бедра и др. Практически каждый десятый ребенок – множественные ушибы, 4% -травмы живота.

Последствия автотравм оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения, и не всегда проявляются сразу.

Запомните !! обязательно, если вы появились на проезжей части дороги внезапно, то даже самый опытный водитель при надежных тормозах не сможет сразу остановить машину. Во-первых, автомобили едут на большой скорости; во-вторых, водители бывают неопытные, неосторожные, пьяные; в-третьих, реакция у водителей разная.

Иногда ДТП случается и по вине пассажиров. Давайте спросим у инспектора какие случаи произошли за время его работы? (слово Ивашкиной В.А.)

Периодически все мы являемся пассажирами различных транспортных средств, поэтому просто необходимо знать основные правила и требования поведения пассажиров. Для того, что бы вы не забывали обязанности пассажиров, правила поведения в автобусе и соблюдали правила дорожного движения, я хочу раздать вам памятки.

Сегодня мы рассмотрели очень важную тему.

Ответьте на несколько вопросов.

- Назовите причины ДТП.

- Назовите основные причины ДТП с детьми?

Узнать насколько вы обладаете культурой поведения на дороге поможет нам - кроссворд, который вы попытаетесь разгадать самостоятельно.

Кроссворд “Самое важное на дороге”.

Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

Трехглазый постовой. (Светофор)

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)

Пешеходный переход по-другому.( Зебра)

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)

Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)

Его боятся нарушители правил. (Инспектор)

В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)



Кроссворд “Самое важное на дороге”.

Водители – лихачи очень любят его совершать.

Самые строгие дорожные знаки.

Дорожка вдоль дороги, не для машин.

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения.

Пешеходный переход по-другому.

Самое опасное место для пешеходов.

Это “говорит” желтый свет светофора.

Часть автомобиля, под которую попадает разиня.

Его боятся нарушители правил.

В него попадает зазевавшийся водитель.

Кроссворд “Самое важное на дороге”.

Водители – лихачи очень любят его совершать.

Самые строгие дорожные знаки.

Дорожка вдоль дороги, не для машин.

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения.

Пешеходный переход по-другому.

Самое опасное место для пешеходов.

Это “говорит” желтый свет светофора.

Часть автомобиля, под которую попадает разиня.

Его боятся нарушители правил.

В него попадает зазевавшийся водитель.

Кроссворд “Самое важное на дороге”.

Водители – лихачи очень любят его совершать.

Самые строгие дорожные знаки.

Дорожка вдоль дороги, не для машин.

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения.

Пешеходный переход по-другому.

Самое опасное место для пешеходов.

Это “говорит” желтый свет светофора.

Часть автомобиля, под которую попадает разиня.

Его боятся нарушители правил.

В него попадает зазевавшийся водитель.

Кроссворд “Самое важное на дороге”.

Водители – лихачи очень любят его совершать.

Самые строгие дорожные знаки.

Дорожка вдоль дороги, не для машин.

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения.

Пешеходный переход по-другому.

Самое опасное место для пешеходов.

Это “говорит” желтый свет светофора.

Часть автомобиля, под которую попадает разиня.

Его боятся нарушители правил.

В него попадает зазевавшийся водитель.









1. При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

3. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

1.Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

2. При поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

3 Открывать двери транспортного средства во время его движения.

1. При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

3. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

1.Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

2. При поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

3 Открывать двери транспортного средства во время его движения.

Памятка для учащихся

Ходите только по тротуару!

Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

Переходя улицу посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!

На улицах и дорогах, где движении регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора.

Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!

Не ездите на подножках и выступах транспорта.

Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдая при этом осторожность.

Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части!

Памятка для учащихся

Ходите только по тротуару!

Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

Переходя улицу посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!

На улицах и дорогах, где движении регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора.

Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!

Не ездите на подножках и выступах транспорта.

Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдая при этом осторожность.

Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части!


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

● Закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения.

● Формировать культуру безопасного поведения детей и подростков на дороге,

в общественном транспорте.

ТЕМА УРОКА:

конспект урока 8 класса

Цель урока:

● Закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения.

● Формировать культуру безопасного поведения детей и подростков на дороге,

в общественном транспорте.

● Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице,

дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

● Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.

Ход урока:

2.Изучение новой темы.

3. Практическая часть: кроссворд, тесты.

4. Подведение итогов.

С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, возрастанием интенсивности движения на дорогах повышается ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров.

Обеспечение безопасности движения – важная государственная задача.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и которым предстоит жить при несравненно большой интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами пешеходы или водители из-за незнания элементарных основ правил дорожного движения.

Дорожно-транспортный травматизм в настоящее время является в мире второй по масштабам причиной смерти детей и молодёжи в возрасте от 5 до 25 лет.

Наша с вами задача на уроке выяснить в чём же причина дорожно-транспортного травматизма, на какие категории делятся ДТП, какие необходимо выполнять правила, чтобы не стать жертвой ДТП.

Итак, если водитель или пешеход не будут соблюдать правила дорожного движения, то это может привести к страшным последствиям, ДТП. А как грамотно расшифровать аббревиатуру ДТП?

ДТП - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Как вы считаете, на какие группы можно разделить ДТП?

Все ДТП по тяжести последствия делятся на 3 группы:

Со смертельным исходом

С телесными повреждениями людей

Участниками дорожного движения являются: пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.

Согласно статистики возрастной “пик” попадающих в ДТП дети – 7–14 лет, Как вы считаете почему?

это дети, обучающиеся в начальных и средник классах школы. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой - особенностями функций психики детей этого возраста.

Каковы основные причины попадания детей в ДТП?

Давайте посмотрим видеоролик, после которого вы должны будете назвать основные причины попадания детей под автомобиль. (ролик)

(ответы детей)

Запишем в тетрадь ПРИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ В ДТП :

Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода!

95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает по данной причине в обманчивых ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как детей дошкольного и младшего школьного возраста не осознают опасности. По данным социологических исследований 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающейся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности. В результате произошли наезды. Несчастные случаи происходят и по вине водителя, который, увидев бегущих людей, не снижает скорость, считая, что они успеют перебежать дорогу.

Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих или движущихся транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор видимости.

У детей чувство опасности развито недостаточно, поэтому дети стремглав бросаются на проезжую часть из-за закрытого обзора, забывая о мерах предосторожности. Кроме того, нередко пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, движущих справа в противоположном направлении и попадают в ДТП.

3. НЕПОДЧИНЕНИЕ СИГНАЛАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Многие считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдёт наезд.

Дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала,

А вы знаете что он означает и сколько по времени он горит?

Он горит всего 3 секунды, поэтому дети видя зелёный мигающий сигнал, переходят дорогу и попадают в ДТП.

Дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых попадают чаще в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги.

4. ИГРА ВБЛИЗИ И НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.

5. ЕЗДА НА ВЕЛОСИПЕДАХ, САМОКАТАХ, РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ ПО ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ДОРОГИ

Не зная правила дорожного движения о том, что ездить на велосипеде по проезжей части разрешается только с 14 лет, дети катаются на велосипеде, роликах и самокатах там, где им удобно, нередко выезжая и на проезжую часть. В результате происходит ДТП.

Какова же СТАТИСТИКА попадания детей в ДТП?

На нашем уроке присутствует инспектор ГИБДД п. Чамзинка Ивашкина В.А., которая ознакомит вас со сводкой ДТП совершенных в Чамзинском районе за текущий период 2016года. (прошу вас вдуматься в эти цифры. )

ТИПИЧНЫЕ ТРАВМЫ ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ:

По данным исследований, проводившихся в последние три года, почти 80% детей, попавших в ДТП, получили серьёзные черепно-мозговые травмы. Четверть пострадавших – переломы конечностей, ключицы, бедра и др. Практически каждый десятый ребенок – множественные ушибы, 4% -травмы живота.

Последствия автотравм оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения, и не всегда проявляются сразу.

Запомните !! обязательно, если вы появились на проезжей части дороги внезапно, то даже самый опытный водитель при надежных тормозах не сможет сразу остановить машину. Во-первых, автомобили едут на большой скорости; во-вторых, водители бывают неопытные, неосторожные, пьяные; в-третьих, реакция у водителей разная.

Иногда ДТП случается и по вине пассажиров. Давайте спросим у инспектора какие случаи произошли за время его работы? (слово Ивашкиной В.А.)

Периодически все мы являемся пассажирами различных транспортных средств, поэтому просто необходимо знать основные правила и требования поведения пассажиров. Для того, что бы вы не забывали обязанности пассажиров, правила поведения в автобусе и соблюдали правила дорожного движения, я хочу раздать вам памятки.

Сегодня мы рассмотрели очень важную тему.

Ответьте на несколько вопросов.

- Назовите причины ДТП.

- Назовите основные причины ДТП с детьми?

Узнать насколько вы обладаете культурой поведения на дороге поможет нам - кроссворд, который вы попытаетесь разгадать самостоятельно.

Цель урока: Познакомиться с видами дорожно-транспортных происшествий, их причинами и правилами поведения при ДТП.

Материалы к уроку:

Дорожно-транспортное происшествие и его причины

Все дорожно-транспортные происшествия (ДТП) подразделяются на 8 видов:

3. Наезд на стоящее транспортное средство,

4. Наезд на препятствие,

5. Наезд на пешехода,

6. Наезд на велосипедиста,

7. Падение пассажира,

8. Иной вид происшествий – происшествия, не относящиеся к перечисленным видам.

К прочим транспортным происшествиям относятся: сход трамвая с рельсов (без столкновения и опрокидывания), падение перевозимого груза, в том числе на человека, падение человека с движущегося транспортного средства или в салоне транспортного средства и др.

Пешеходы часто становятся причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия и др.) также могут происходить (и происходят) в результате действий пешеходов-нарушителей. Виновниками нарушений ПДД также являются в большинстве случаев пешеходы.

К большому сожалению, очень часто школьники не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение является причиной ДТП. Сюда можно отнести:

– неумение прогнозировать дорожную обстановку (неумение предвидеть опасность);

– незнание основ безопасного поведения;

– отсутствие навыков безопасного поведения;

– нежелание соблюдать правила безопасности, пренебрежительное отношение к ним;

– следование опасным привычкам поведения на улице;

– неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения;

– беспечность, потеря бдительности, недисциплинированность. В поведении школьников на дороге проявляется неумение:

– осматривать проезжую часть;

– замечать транспортные средства;

– оценивать скорость и направление движения транспортных средств;

– предвидеть возможность появления транспортного средства из-за другого транспорта, из-за деревьев, кустов и других объектов. Все это является причиной таких распространенных нарушений ПДД школьниками, как:

– переход проезжей части перед близко идущим транспортом;

– переход проезжей части в неустановленном месте;

– неожиданный выход (выбегание) из-за транспортного средства, сооружения, зеленых насаждений и других препятствий;

– переход дороги на запрещающий сигнал светофора.

Стоящая машина скрывает опасность!

Переходи дорогу только в разрешенных местах!

Машина приближается медленно. И все же пропусти ее!

Проезжающий автомобиль скрывает опасность!

Не пересекай проезжую часть наискосок!

Стремясь к цели, не забывай об опасности!

Велосипед

В перечне причин дорожно-транспортных происшествий отдельно стоит выделить причины, связанные с велосипедистами. В Правилах дорожного движения сказано, что передвигаться на велосипеде по дорогам разрешается лицам старше 14 лет. Поэтому сам по себе выезд на дорогу велосипедистов, не достигших этого возраста, уже является нарушением ПДД, причем нарушением, которое может стать и становится причиной ДТП. К сожалению, и 14-летние велосипедисты, и ребята постарше также часто нарушают ПДД, и эти нарушения являются причинами ДТП. Среди таких нарушений можно отметить:

– пренебрежение правилами маневрирования;

– нарушение права преимущественного проезда других транспортных средств;

– пренебрежение своевременной подачей предупреждающих сигналов.

По статистическим данным, из общего числа пострадавших в ДТП школьников велосипедистов насчитывается 9%.

Велосипедисты на дороге подвергаются пять раз большему риску попасть в дорожно-транспортное происшествие, чем щите ли автомобиля. А полученные в ДТП травмы велосипедистов отличаются особой тяжестью. Ведь помимо того, велосипедист, как и пешеход, не имеет никакой защиты, он еще травмируется дополнительно при падении велосипеда.

Ролики

В последнее время получило большое распространение катание на скейтбордах и роликовых коньках. К большому огорчению, это стало еще одной причиной дорожно-транспортных происшествий.

Если для велосипедистов существуют специальные требования, предусмотренные Правилами дорожного движения, то с роллерами дело обстоит гораздо сложнее: в ПДД о них не говорится ничего. Между тем ролики, как и велосипед, во многих случаях способны заменить другие виды транспортных средств. При этом трудно сказать, можно ли отнести ролики к транспортному средству, или человека на роликах следует считать пешеходом.

Роллеров все чаще можно встретить на тротуаре, на проезжей части, в магазине, на перроне в метро и т. д. Уже поступают в больницы роллеры с переломами голеней, предплечий и с другими травмами.

Хочется верить, что вскоре появятся специальные дополнения к Правилам дорожного движения, где будут оговорены права и обязанности роллеров и правила их передвижения. Но чтобы не допустить дорожно-транспортных происшествий с участием роллеров, уже сейчас ГАИ предлагает следующие рекомендации роллерам.

1. Кататься на роликах можно на любой ровной поверхности: на асфальтовых или бетонных площадках, дорожках, аллеях – во дворе, сквере, парке, но обязательно далеко от транспортных средств и большого скопления пешеходов.

2. Новичкам рекомендуется выбирать асфальтовые и бетонные дорожки и площадки рядом с газоном. Это поможет (при возникновении препятствия на пути) избежать столкновения, заехав на газон, где и упасть не страшно.

3. Кататься на роликах можно и в больших помещениях – залах и холлах, но при условии получения на то разрешения.

4. Роллеры, достигшие 14-летнего возраста, уверенно владеющие техникой езды на роликах, могут двигаться по тротуарам, обгоняя пешеходов и других роллеров, слева могут пересекать проезжую часть в установленных для пешеходов местах. При движении по тротуару и пересечении проезжей части обязательно соблюдайте правила, относящиеся к пешеходам!

5. Для предохранения от травм обязательно используйте наколенники, налокотники, накладки на запястье и шлем.

6. Чтобы не травмироваться самому и не испортить роликовые коньки, не ездите по лужам, грязному от машинного масла асфальту, гравию или песку. Нечаянно заехав в лужу или попав под дождь, дома сразу же снимите подшипники, опустите их на 30 секунд в растворитель, высушите и смажьте техническим маслом. Для поддержания роликов в исправном состоянии и продления срока их службы регулярно меняйте местами колеса. Содержите в порядке и чистоте ботинки. Всегда до катания проверяйте состояние тормоза! Что касается рекомендаций скейтбордистам, то они практически те же, что и для роллеров, но кататься на тротуарах и пересекать проезжую часть на скейтбордах категорически запрещено!

Плеер

Только не говори, что плейер тебе не помеха, что ты и видишь, и слышишь, что делается вокруг. Ты забыл, что при переходе проезжей части дороги внимание должно быть повышено? Сделать это с наушниками на олове невозможно!

Все сказанное, однако, не означает, что плейер остается только выбросить. Пользоваться им можно, только очень разумно.

Не делать звук слишком громким. Не слушать музыку на ходу, в транспорте. Не жевать, когда слушаешь музыку. Не слушать музыку, когда болеешь .

Мобильный телефон

Есть доказательства того, что активное пользование мобильным телефоном приводит к раковому заболеванию. Это грозное предупреждение для всех. Но прямого отношения к причинам ДТП оно не имеет. А вот группа ученых из университета в Торонто (Канада) экспериментально доказала, что разговор по телефону во время управления автомобилем увеличивает риск дорожно-транспортного происшествия в 4-5 раз. При этом мастерство водителя особой роли не играет: при разговоре по телефону внимание рассредоточено и водительский опыт не помогает. То же самое происходит и с пешеходом, разговаривающим по телефону на ходу: внимание рассредоточивается, и последствия могут быть самыми печальными, особенно при переходе дороги.

Кстати, то, что установили канадские ученые своим экспериментом, дорожная полиция многих стран знает давно. В Аргентине, Бразилии, Израиле, Италии, Чили и на Мальте разговор по телефону за рулем может стоить водителю крупного штрафа.

Вряд ли тебе сейчас приходится пользоваться мобильным телефоном. Но все сказанное стоит запомнить – может пригодиться в будущем. А пока расскажи об этом родителям и другим взрослым – владельцам мобильного телефона. Пользоваться им следует, как и плейером, очень разумно!

Последствия дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортные происшествия никогда не проходят бесследно, а тяжесть последствий соответствует серьезности самих ДТП.

Каждый день в нашей стране случается более 500 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 600.

На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня здесь гибнут столько человек, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом. Примерно 5% погибших в ДТП – это дети. Количество погибших детей ежегодно увеличивается на 15%, а более 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Каждый год их число растет более чем на 3000 человек.

Ущерб, наносимый обществу вследствие дорожно-транспортных происшествий, непоправим. Помимо унесенных и покалеченных жизней, следует отметить материальные потери. Так, в 1994 году ущерб от ДТП (в ценах того года) составил 14 триллионов рублей.

Каждое ДТП может иметь непосредственные последствия:

Временная дезорганизация движения.

– выплата пособий по инвалидности;

– расходы на лечение;

– расходы на восстановление аварийных транспортных средств;

– расходы на ремонт;

Неизбежны ли дорожно-транспортные происшествия?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо опять обратиться к причинам дорожно-транспортных происшествий. Каковы они, можно ли их ликвидировать? Если причины ДТП устранимы, то, значит, ДТП не неизбежны? А если причины возникновения ДТП устранить невозможно, значит, они неизбежны?

Причин ДТП много, но, как бы они ни были разнообразны, 85-90% из них происходят по вине человека – идущего или едущего. Оставшиеся 10-15% ДТП происходят по другим причинам. Специалисты пришли к выводу, что безопасность движения в решающей степени зависит от трех взаимосвязанных составляющих. Это человек, автомобиль и дорога.

Значит, нужно, каким-то образом воздействуя в отдельности на каждую из этих составляющих, добиться, чтобы они перестали быть источниками опасности.

Поведение участников и очевидцев ДТП

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников милиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Оказание помощи пострадавшим в ДТП

Первое, что необходимо сделать, – оценить ситуацию и приступить к извлечению пострадавшего из-под колес, из кабины и т. п. Делать это надо аккуратно, потому что двери кабины могут быть деформированы, заклинены, вдавлены внутрь, что будет мешать извлечению пострадавшего. Надо прежде всего устранить причины, мешающие этому.

Пострадавшего нельзя извлекать из автомобиля, если:

– нет прямой опасности для его жизни;

– его состояние может ухудшиться.

Пострадавшего нужно извлекать из автомобиля, если:

– имеется кровотечение, которое нельзя остановить в машине;

– он без сознания;

– его жизни угрожает опасность.

Второе – принять меры, чтобы предупредить воспламенение и взрыв горючего, повторный наезд и столкновение и т. п. Надо установить аварийные знаки, выключить двигатели и отключить аккумуляторы в аварийных машинах.

– открыть дверцы, при невозможности – выбить стекла;

– отстегнуть или отрезать ремень безопасности, удерживающий пострадавшего;

– извлечь пострадавшего за доступные неповрежденные части тела (хорошо, если это делают два-три человека);

– следить, чтобы извлекающие сами не споткнулись и не зацепились за что-либо.

Извлечь пострадавшего из автомобиля, перенести его на какую-нибудь площадку и уложить для оказания первой помощи следует с максимальной осторожностью, чтобы создать условия для стимуляции дыхания и сердечной деятельности:

– после удаления пострадавшего с места происшествия его не переносят, а осторожно подтаскивают;

не стоит переворачивать пострадавшего на спину, кроме как при оживлении: его тело, принимая удобную позу, старается само помочь себе;

– голову пострадавшего нужно положить ниже, немного повернуть в сторону и слегка запрокинуть, иначе потерявший сознание человек может задохнуться из-за западания языка;

– если нет морозов или осадков, нельзя ничем накрывать человека, находящегося в бессознательном или шоковом состоянии (нагревание тела усилит кровообращение, из-за чего может пострадать кровоснабжение некоторых органов);

– под пострадавшего нужно подстелить одеяло;

– потерявшему сознание нельзя давать пить (он не способен глотать);

– постоянно нужно следить за дыханием: если оно прекратилось, нужно немедленно приступить к оживлению.

Вопросы для закрепления:

1. Какими требованиями Правил должны руководствоваться водители в случае ДТП?

Читайте также: