Конспект занятия предметно практические действия для детей с тмнр

Обновлено: 07.07.2024

Цель: содействовать формированию навыков дифференцирования живой и неживой природы у детей с ТМНР. Задачи: Образовательные: - способствовать формированию у детей представление о живой и неживой природе; - упражнять в классификации объектов природы. Коррекционно-развивающие: -развивать образную память на основе упражнений в узнавании; -развивать навыки связанного устного высказывания; -обогащать словарный запас речи. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, самостоятельность в работе, -развивать навыки командного взаимодействия.

Содержимое публикации

Государственное казенное

общеобразовательное учреждение Ростовской области

(ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат)

Подготовила: Шульга Е.М.

Шульга Екатерина Михайловна

ГКОУ РО Матвеево - Курганская школа – интернат

Цель:содействовать формированию навыков дифференцирования живой и неживой природы у детей с ТМНР.

Образовательные:

- способствовать формированию у детей представление о живой и неживой природе;

- упражнять в классификации объектов природы.

Коррекционно-развивающие:

-развивать образную память на основе упражнений в узнавании;

-развивать навыки связанного устного высказывания;

-обогащать словарный запас речи.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, самостоятельность в работе,

-развивать навыки командного взаимодействия.

Формы работы:

Виды совместной деятельности педагога и воспитанников:

Методы и приёмы совместной деятельности педагога и воспитанников:

Предварительная работа:

знакомство с появлением объекта живой природы (растения, бабочки, лягушки);

продуктивная деятельность - аппликация с элементами рисования;

отгадывание загадок; выучить стихи о природе;

сравнение живого цветка в горшке с неживым.

Ход занятия:

1) Организационный момент(дети входят в гостиную)

-Радость и доброта всегда помогают человеку. Улыбнитесь друг другу. Подарите нам свои улыбки. Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас в течении всего дня.

2) Постановка целей и задач темы

- Ребята, попробуйте угадать, о чём мы будем говорить сегодня. Вам подскажут картинки, которые вы видите на экране.

«Яркое солнце и голубое небо,

горы, океаны, равнины, леса.

Вода и песок, и вокруг все живое.

3) Беседа элементами теоретического поиска:

- Давайте посмотрим вокруг. Что нас окружает? Что вы видите? - Стол, стулья, компьютер и т. д.

- Правильно. Ребята, это природа? - Нет. Это вещи. Они сделаны руками человека.

- Хорошо. А теперь посмотрим в окно. Что вы там видите? - Деревья, кусты, небо и т. д.

- Их мы можем назвать природой? - Да. Это природа. Они не сделаны руками человека.

- Верно. Значит, природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

- Мы выяснили, что такое природа. Кто вспомнит, какая бывает природа? На какие две группы можно разделить объекты природы? Давайте посмотрим на экран.

Что вы видите? - Дерево, кошка, бабочка и т. д.

- Это природа?- Да.

- Какая это природа?- Живая.

- Правильно. Это живая природа. Что же относится к живой природе?

Растения, грибы, звери, птицы, рыбы, насекомые, человек.

- Посмотрите на экран…

-Подумайте, какая картинка лишняя?- Камень.

- Верно. Почему он лишний?- Потому что он неживой.

- Правильно. Как же мы можем отличить живое от неживого?

- Живое дышит, питается, растёт, размножается, двигается, умирает.

- Молодцы (признаки живой природы)

- Все живое обязательно: дышит, питается, передвигается, растёт, даёт потомство, погибает.

Стадия появления на свет и этапы роста растения

- Мы выяснили, что относится к живой природе и как мы можем отличить живое от неживого. А что же относится к неживой природе? Смотрим на экран…

- Итак, неживая природа – это камни, земля, вода, солнце, горы, песок, звезды.

- Мы выяснили, что нас окружает мир вещей, который создан руками человека с одной стороны и

природа – с другой. Природа – это все то, что не создано руками человека.

- Природа бывает живая и неживая. Все живое дышит, растёт, питается, двигается, даёт потомство, умирает.

работа у доски

Составление схемы взаимосвязи неживой и живой природы.

На столе у воспитателя лежат карточки составные части схемы;

неживая природа, вода, солнце, живая природа, животные, растения, человек.

- Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух, вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать?

Поисково- исследовательская деятельность

-Что необходимо растениям и животным для жизни?

-К какой природе относят эти компоненты?

-На что оказывают влияние солнце, воздух и вода? На живую природу.

-Что относят к живой природе? Животные, растения, человек.

Так в процессе беседы на доске появляется схема, но её части пока не соединены.

-Посмотрите, какая схема у нас получилась. (Нет связи между частями.)

-Как бы вы расставили стрелки, чтобы показать связь и взаимовлияние неживой и живой природы?

Вывод: Живая и неживая природа связаны между собой Приложение 1

5) Индивидуальное задание на отдельных листах Приложение 2.jpg

Практическая деятельность

-самопроверка по готовому слайду

Дети выходят в круг

Физкультминутка:Звучит мелодия Звук леса.mp3

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон

Зашумел листвою клён.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево);

Остаёмся в кругу, присели…

Дети садятся за стол

6) Закрепление изученного материала через игровую деятельность

На столе у каждого ребёнка по две карточки: жёлтого и зелёного цвета.

Дети по очереди берут загадку, читают вслух, ответ показывают карточками: живая – зелёный цвет, неживая – жёлтый цвет.

Ползун ползёт, иглы везёт. (Ёж)

Что видно только ночью? (Звёзды, луна)

Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение)

За горами, за лесами золотой кружок встаёт.(Солнце)

Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба)

Без рук, без ног, а бежит. (Вода)

В лесу на одной ножке выросла лепёшка.(Гриб)

Один пастух тысячи овец пасёт. (Месяц, звезды)

На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

Колючая красавица среди цветов. (Роза)

- Здорово, вы прекрасно справились с игрой!

-А теперь идём дальше.

- Ребята, сейчас вам необходимо ответить на вопросы и выбрать один правильный ответ.

Сопровождается показом слайд-шоу. Дети по очереди читают вслух вопросы и выбирают (один из трёх)правильный ответ.

1) Что такое природа?

Все, что нас окружает

Все, что нас окружает и не создано руками человека

Все, что создано руками человека

2) Какая бывает природа?

Природа бывает живая и неживая

Природа бывает только живая

Природа бывает только неживой

3) Что относится к неживой природе?

4) Что относится к живой природе?

5) К какой группе относится человек?

Человек – это живая природа

Человек – это неживая природа

Человек – это не природа

6) Что не является природой?

7) Подведение итогов занятия, рефлексия

- Спасибо ребята, вы – молодцы и мне было очень интересно с вами сегодня работать. Вам понравилось сегодняшнее занятие?- ответы детей…

- Давайте вспомним, о чём мы говорили?- ответы детей…

- Что вам больше всего понравилось (и запомнилось)?- ответы детей…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать целенаправленные произвольные действия с различными предметами и материалами.

- формировать представления о цвете, окружающем мире;

- развивать умение следовать определенному порядку действий при выполнении заданий;

- учить выполнять правильно и аккуратно действия с предметами;

Коррекционные:

- развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие;

- развивать тактильные ощущения;

- развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;

Воспитательные:

- развивать активность и самостоятельность;

- формировать положительное отношение учащихся к занятиям, интерес к самостоятельной работе;

Материалы и оборудование: несколько видов ниток разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый; мультимедийная доска, запись звуков окружающего мира для дыхательной гимнастики, презентация, карточки с временами года, коробочки разных цветов, картонные цветы и листья, шнурки разного цвета, гусеница с ниткой на карандаше, картинка дерева с листьями.

количества детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

У таких детей отсутствует интерес к окружающему, они ослаблены, инертны. Потребность в общении и эмоциональный контакт со взрослым не возникает очень долго. Ребенок не предпринимает попыток тактильно-двигательного обследования предметов, имеет недоразвитие моторики и зрительно-двигательной координации, что существенно снижает его возможности в ознакомлении с окружающим предметным миром. Движения умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. Познавательная активность умственно отсталых детей крайне низкая. Сенсорно-перцептивная сфера не сформирована, память характеризуется малым объемом, мыслительные операции на элементарном уровне. Часто таким детям не доступна импрессивная речь, а экспрессивная – на уровне крика и отдельных звуков.

Большинство из них при условии направленного обучения и воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками бытового и социального поведения.

Опыт показывает, что умственно отсталые дети способны адаптироваться в ближайшем для них окружении, что, безусловно, является показателем и результатом их общего психического развития, в т. ч. и интеллектуального.

Что же такое познавательная активность? Познавательная активность — не врожденное качество личности, а результат ее формирования.

В трудах Л. С. Выготского сказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка. Каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. Необходимо предусмотреть создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода. Фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого. Формирование познавательной активности обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности самого человека с окружающими людьми, процессами обучения и воспитания, активной позицией самой личности в деятельности.

Следовательно, педагогический смысл и ценность этой проблемы состоит в том, что она подчеркивает необходимость раскрытия в процессе обучения объективных, интересных с точки зрения познания сторон, показывает — как, какими путями вызвать у детей удивление, активную заинтересованность окружающими явлениями.

В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития. (ТМНР)

Нужно так же учитывать, что ребенку с ТМНР для того чтобы произвести простое на наш взгляд действие, необходимо совершить цепочку слаженных движений, что дается ему с огромным трудом.

Наша задача направлена на обучение ребенка не абстрактным упражнениям, а движениям, которые пригодятся в жизни. Навыки самообслуживания являются первой предметно-практической деятельностью. Развивая их, способствуем социальной адаптации обучающихся и расширению жизненных компетенций.

На этой базе формируются высшие психические функции, приобретается навык решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей, так же происходит накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем.

Предметно-практическая повседневная деятельность способствует не только развитию мелкой моторики рук и координации движений ребёнка, но и развитию психических процессов, зрительно-пространственной ориентировки, произвольной регуляции деятельности и поведения, а так же развитию речи, обогащению словаря.

Таким образом, занятия по предметно – практической деятельности являются основой для дальнейшего обучения детей с ТМНР практическим и жизненно необходимым умениям и навыкам, а в дальнейшем к их социализации.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

На уроке использованы:

Средства альтернативной коммуникации (цветные графические символы)

Форма и тип занятия: групповое, изучение нового материала

Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами

развивать тонкую моторику

развивать умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога

Стимулировать интерес к манипулятивной и предметно-практической деятельности

Вызывать интерес к предлагаемой учебной задаче

Оборудование

Подносы и коврики с различными предметами

Банки, коробки, корзинки для хранения предметов

План занятия:

Организационный момент. Ритуал приветствия.

Мотивация к учебной деятельности.

Развитие навыков в соответствии с темой занятия.

Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

Нам нужны шишки!

Большая шишка колет ладошку,

Я шишку еще покатаю немножко!

2. Мотивация к учебной деятельности (повторение пройденного ранее материала)

Что мы делали на прошлом уроке? Правильно, мы играли с разными предметами.

Вероника, Тёма и Даня играли с шишками, Василиса, Сережа и Соня играли с репейником, и строили башню.

А теперь надо все игрушки убрать.

Куда мы будем их убирать?

В коробки и корзинки или в мусорное ведро?

Выбор из 2-х предметов

4. Развитие навыков в соответствии с темой занятия

Правильно, в коробки.

Веронике, Тёме и Дане нужно сложить шишки в корзинку, им поможет Екатерина Борисовна.

А нам надо сложить репейники и баночки. Что будем убирать сначала?

Хорошо! Для этого надо открыть крышку, положить туда предмет и закрыть крышку.

Выбор из 2-х возможностей

Самостоятельные действия с опорой на вербальную инструкцию педагога

5. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания

Мы с вами навели порядок, убрали все на свои места.

Выбор из 2-х предметов

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 234 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.04.2019 1694
  • DOCX 17.6 кбайт
  • 42 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рысина Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: