Конспект занятия познавательное развитие в старшей группе на тему моя семья
Обновлено: 08.07.2024
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.
Цели: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.
Задачи:
- закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;
- учить проявлять любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
- вызывать интерес к истории своей семьи и Родины.
Планируемые результаты: имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривании фотографий своей семьи.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.
Покажите свои ладошки.
Потрите их друг о дружку.
Прижмите свои ладони к сердцу.
Что вы чувствуете? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем за столы.
(дети вместе с воспитателем, держась за руки, проходят в группу) .
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре семь добавлю Я –
Что получится? - Семья!
Воспитатель: Молодцы, догадались. Сегодня мы будем говорить о семье. А что такое семья, кто скажет. (Ответы детей).
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Воспитатель: А как еще можно назвать маму, папу, наших бабушек, дедушек?
Дети: Родственники, родные, близкие.
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него, спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Воспитатель: Я знаю, что вы дома с родителями составляли свои генеалогические дерева. Мне и нашим гостям было бы очень интересно сегодня в чудесном саду послушать рассказы о ваших семьях.
(Рассказы 2- 3 детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Нам всем очень понравились ваши рассказы. А остальные могут рассказать нам о своих генеалогических древах на следующем занятии.
Физминутка
Воспитатель: А теперь мы попробуем вырастить свои деревья. Хотите стать волшебниками? Я попрошу вас встать всех со своих стульчиков.
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).
С весенним теплом солнышко начинает пригревать,
и семечко начинает расти
(дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки
(руки убирают с головы и тянут вверх).
Появляются веточки с бутонами
(руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент — бутоны лопаются.
(резко разжимаются кулачки).
Росток превращается в цветущее дерево.
Воспитатель: Молодцы ребятки. Я вижу какие вы у меня большие и красивые, как настоящие цветущие деревья.
Воспитатель: У деревьев очень крепкие корни и ветки. Так и наши семьи должны быть крепкими и дружными. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте и мы их сейчас вспомним.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дети в семье не в тягость, а в радость.
- Когда семья вместе, то и душа на месте.
- Каждой матери свое дитя мило.
- Семья – это 7 я.
- Дома и стены помогают
- Дружная семья гору сдвинет
- Вся семья вместе так и душа на месте
- Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец
- В родной семье и каша гуще
- Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют
- Дома вместе тесно, а врозь – скучно
- Нет милее дружка, чем родная матушка
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Да, ребята, хорошо, когда семья большая, но как трудно иногда бывает запомнить всех членов семьи. Кто кому кем приходится и, кто как называется. Но я думаю, что вы очень умные ребятки и не запутайтесь.
- Как ты называешь мамину маму?
- Ты для бабушки кто?
- Как ты называешь папиного отца?
- Кто для тебя бабушкин сын?
- Кто тебе сестра твоей мамы?
- Кто для тебя бабушкина дочка?
- Как называется сын твоей тети?
- Кто ты для дедушки?
Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть мультик.
Воспитатель: Я буду читать хорошие и плохие поступки, а вам раздам по одному солнышку и тучке. Вы на плохой поступок поднимайте тучку, а на хороший – солнышко.
- Нарисовали красивую картинку для мамы.
- Подрались с другом.
- Съели всю кашу на завтрак.
- Убрали игрушки на место
- Порвали книгу.
- Не вымыли руки перед едой.
- Уступили место бабушке в автобусе.
- Помогли маме полить цветы.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей своим хорошим поведением и добрыми делами.
Воспитатель: я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся.
Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе - целая дружная группа! Группа - ведь
это тоже, как семья. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, о чем же мы сегодня говорили?
Правильно, о семье, дружной и крепкой. Сегодня Егор и Алексей нам приготовили красивое стихотворение. Послушаем его внимательно.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездка на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили, друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Ребятки, вам понравилось наше занятие? Если да, поднимите солнышко, если нет - тучку.
Воспитатель: Спасибо всем. Я думаю, все вы сегодня придете домой и скажете своим мамам и папам как вы их любите. Я вам желаю, чтоб ваши семьи всегда были самыми крепкими и самыми счастливыми.
Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.
1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.
2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.
Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, физ. минутки,
- работа с родителями;
- рассматривание семейных фотографий;
Ход занятия:
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
Воспитатель: - Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. Что такое семья?
И сестренка моя,
Вот и вся у нас семья :
Ну а как же бабушка?
Ну а как же дедушка?.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете: что такое семья?
Дети: - Семья это много, много человек, которые любят друг друга. Семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются. Семья – это когда люди любят друг друга и заботятся друг о друге и д. т.
Воспитатель: - Молодцы ребята. Действительно семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Семья-это союз двух людей; которые полюбили друг друга и решили вести совместное хозяйство и жить вместе. Поженившись, они становятся мужем и женой. Потом в семье рождаются дети, и супруги становятся папой и мамой.
Воспитатель: - Откуда же произошло слово семья? Семья — это я и три поколения: папа, мама, бабушка, дедушка, брат и сестра.
Потом постепенно образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать детей, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям, девочки мамам по хозяйству, мальчики отцам охотиться добывать пищу. Так распределялись обязанности. Примерно и сейчас распределяются обязанности по дому. Семья нужна человеку, больше чем другим живым существам. Новорожденный малыш – один из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищен. А семье – это сделать намного легче.
Дети: - Дедушки и бабушки.
Воспитатель: - А у кого есть бабушки и дедушки?
Дети: - ответы детей
Воспитатель: - Ребята, во все времена в семье с уважением относились к пожилым людям: к бабушкам и дедушкам. Как вы думаете почему?
Воспитатель: - Правильно, ребята, потому что они старше всех, многое прожили многое видели, они мудрее всех.
Слово пожилой – означает, что этот человек долго живет, много пожил, а значит, много знает, умеет и может научить других. Но дедушки и бабушки уже старенькие, им бывает трудно, они часто устают, поэтому мы должны им помогать, заботиться о них, не огорчать. И, конечно, для каждого из вас, ваши бабушки и дедушки самые любимые на свете.
Воспитатель: - Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, у кого из вас в семье есть младшие братья или сестры? Какие они? Как вы помогаете маме заботиться о них?
Воспитатель: - А у кого из вас есть старшие братья или сестры? Они могут рассказать о многом интересном, защитить вас, быть примером для вас.
Воспитатель : - Вот и получилось у нас большая семья. Мы не можем так же и забыть про тетей и дядей. Это тоже наша с вами семья.
Осенью, весною, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо – влево делает сестренка Лена.
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
Воспитатель: - У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках. О семье и о роде (род - родственники имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка) можно рассказать как словами, так и рисунком, т. е. с помощью схемы. Такая схема называется родословное дерево. (показывает картину с изображением дерева)
Воспитатель: - Какие части деревьев вы знаете?
Воспитатель: - Вот и у людей есть свои корни. Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это тоже корни семьи. От них родились наши папы и мамы. От мамы и папы родились мы, наши братья и сестры.
(Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут нам о маме, папе, бабушке, дедушке, сестренке, брате.
- Мама (какая?0 – добрая, любимая, заботливая, красивая, терпеливая,
- Папа – строгий, сильный, умный т. д.
- бабушка – старенькая, мудрая, отзывчивая и т. д.
- дедушка – седой, добрый, мудрый.
- сестра – веселая, старшая, младшая
- брат – сильный, смелый, младший.
Воспитатель: - Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас у всех получилось очень замечательно.
А вы знаете что у вас есть еще одна большая семья, где вас тоже любят, и всегда рады вам, вкусно вас кормят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают вам стать сильными, умными и здоровыми. Что же это за вторая семья?
Дети: - Детский сад.
Воспитатель: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь к друг друга.
Итог занятия :
Воспитатель: - ребята что интересного вы узнали на этом занятие?
Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого она состоит.
Воспитание любви к своим близким.
Планируемые результаты: имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривании фотографий своей семьи.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре семь добавлю Я –
Что получится? - Семья!
Воспитатель: Молодцы, догадались. Сегодня мы будем говорить о семье. А что такое семья, кто скажет. (Ответы детей).
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга. Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.
— Давайте перечислим, из кого состоит семья
Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра), я.
Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу?
Дети: Любят друг друга, уважают, помогают.
Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково.
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабуля, бабулечка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите, у нас сегодня в группе находиться фотовыставка. На фотографиях мы видим членов ваших семей. Кто–то хочет рассказать о своей семье?
Рассказ о семье по фотографии.
Воспитатель: Какие интересные рассказы о семье у вас получились! А теперь немного отдохнем.
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: давайте пройдем к столу. У нас здесь кубик, на гранях которого изображены картинки, обозначающие членов семьи. Это родные и дорогие вам люди. А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д. О ком будете рассказывать узнаем при помощи кубика.
Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа — строгий, умный, сильный:
Бабушка — старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка — старый, мудрый, седой:
Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший
Молодцы все справились с заданием!
Воспитатель: У каждого члена большой или маленькой семьи есть обязанности.
- Давайте вспомним, что обычно в семье делает мама?
-А что в семье делает папа?
(Работа детей с речевым сопровождением)
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем на стулья и вспомним:
-что нового мы сегодня узнали?
- что вам больше всего понравилось на занятии?
Воспитатель: Я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся.
Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.
Задачи:
1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.
2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.
Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, физ. минутки,
Наглядный материал: семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи.
- работа с родителями;
- рассматривание семейных фотографий;
Ход занятия:
1.Организационный момент
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
Воспитатель : Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
И сестренка моя,
Вот и вся у нас семья:
Ну а как же бабушка?
Ну а как же дедушка?.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
2. Беседа.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете: что такое семья?
Дети: Семья это много, много человек, которые любят друг друга. Семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются. Семья – это когда люди любят друг друга и заботятся друг о друге и т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята. Действительно семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Семья-это союз двух людей; которые полюбили друг друга и решили вести совместное хозяйство и жить вместе. Поженившись, они становятся мужем и женой. Потом в семье рождаются дети, и супруги становятся папой и мамой.
Воспитатель: Откуда же произошло слово семья? Семья — это я и три поколения: папа, мама, бабушка, дедушка, брат и сестра.
Потом постепенно образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать детей, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям, девочки мамам по хозяйству, мальчики отцам охотиться добывать пищу. Так распределялись обязанности. Примерно и сейчас распределяются обязанности по дому. Семья нужна человеку, больше чем другим живым существам. Новорожденный малыш – один из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищен. А семье – это сделать намного легче.
Дети : Дедушки и бабушки.
Воспитатель: А у кого есть бабушки и дедушки?
Дети : ответы детей
Воспитатель: Ребята, во все времена в семье с уважением относились к пожилым людям: к бабушкам и дедушкам. Как вы думаете почему?
Дети: Ответы
Воспитатель: Правильно, ребята, потому что они старше всех, многое прожили многое видели, они мудрее всех.
Слово пожилой – означает, что этот человек долго живет, много пожил, а значит, много знает, умеет и может научить других. Но дедушки и бабушки уже старенькие, им бывает трудно, они часто устают, поэтому мы должны им помогать, заботиться о них, не огорчать. И, конечно, для каждого из вас, ваши бабушки и дедушки самые любимые на свете.
Воспитатель: Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, у кого из вас в семье есть младшие братья или сестры? Какие они? Как вы помогаете маме заботиться о них?
Дети : Ответ
Воспитатель: А у кого из вас есть старшие братья или сестры? Они могут рассказать о многом интересном, защитить вас, быть примером для вас.
Дети: ответ.
Воспитатель : Вот и получилось у нас большая семья. Мы не можем так же и забыть про тетей и дядей. Это тоже наша с вами семья.
3. Физкультминутка:
Осенью, весною, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо – влево делает сестренка Лена.
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
(делаем движения по тексту)
Воспитатель: У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках. О семье и о роде (род - родственники имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка) можно рассказать как словами, так и рисунком, т. е. с помощью схемы. Такая схема называется родословное дерево (показывает фотографию с изображением семьи).
Воспитатель : Какие части деревьев вы знаете?
Воспитатель: Вот и у людей есть свои корни. Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это тоже корни семьи. От них родились наши папы и мамы. От мамы и папы родились мы, наши братья и сестры.
(Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут нам о маме, папе, бабушке, дедушке, сестренке, брате.
- Мама, какая? – добрая, любимая, заботливая, красивая, терпеливая,
- Папа – строгий, сильный, умный т. д.
- Бабушка – старенькая, мудрая, отзывчивая и т. д.
- Дедушка – седой, добрый, мудрый.
- Сестра – веселая, старшая, младшая
- Брат – сильный, смелый, младший.
Воспитатель: Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас у всех получилось очень замечательно.
А вы знаете, что у вас есть еще одна большая семья, где вас тоже любят, и всегда рады вам, вкусно вас кормят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают вам стать сильными, умными и здоровыми. Что же это за вторая семья?
Дети: Детский сад.
Воспитатель : Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь к друг друга.
Итог занятия:
Воспитатель: ребята, что интересного вы узнали на этом занятие?
Читайте также: