Конспект занятия по теме деревья и кустарники в средней

Обновлено: 05.07.2024

Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением листьев разных деревьев.

Ход занятия

1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем, что в нем написано.

- Ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес - это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины - России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Сегодня мы с вами поговорим о деревьях.

2. Беседа о деревьях

- Деревья бывают лиственные и хвойные.

- Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

- Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

- Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)

- Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)

3. Загадки о деревьях

- Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист - ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)

Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.

(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)

4. Физкультминутка

Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.

5. Подбор слов-действий

Деревья - качаются, стоят, шумят, растут.

Листья - осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

6. Подбор слов-признаков

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.

Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

7. Работа с текстом

День рождения елочки

Проснулась елочка ранней весной и видит: все деревья голые, а она нарядная, зеленая. Обрадовалась своему прекрасному наряду и загордилась.

Но скоро наступило лето, и все деревья стали такими же, как она, зелеными. Ничем от других она и отличаться-то не стала. Загрустила маленькая елочка: никто на нее не смотрит. Интересно, а что же дальше будет?

Я - осина, у меня зеленовато-лиловая кора, листья сейчас ярко-красные, особенные, очень подвижные, приходят в движение даже от слабого ветерка. Есть у меня и украшение — сережки с семенами, они напоминают пушистых гусениц. А семена разносятся далеко-далеко, жаль только, что кору мою любят грызть лоси и зайцы.

Я - дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотри, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди — мои семена. Из них потом молодые дубки вырастут.

Я - тополь. Кора у меня гладкая, листочки только кое-где пожелтели. Весной почки у меня клейкие, похожие на пушистые шпоры, из них вырастают молодые клейкие листочки, они сильно и приятно пахнут. Есть у меня и украшения — сережки, из которых потом пух лететь будет и разносить семена мои.

Я - липка

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом.

Из цветочков вырастут плоды — орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.

Я - рябина. Про меня говорят:

Уж клич отзвенел журавлиный,
Давно осыпался сад,
А яркие гроздья рябины
Все так же свисая горят.

Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, так как ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.

А про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют береза моя, березонька белая, береза кудрявая.

Только у меня кора белая с черными пятнами. Весной только я очень полезным березовым соком всех пою. А сережки и у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Из них семена-крылатки разлетаются повсюду. Почки мои любят птицы.

Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива осыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная и счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда девать, а ей все дарят и дарят. У всех на глазах елочка становится из колючей и хвойной — мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом — одним цветом.

Цель: Расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках нашей местности.

Задачи: познакомить с изменениями в жизни растений в разные времена года (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев деревьев и кустарников, закрепить названия частей дерева, образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Картинки с изображением деревьев (дуб, рябина, клен, береза, ель,каштан, их листьями и плодами, картинки с частями дерева (корень, ствол, ветви, листья), плоды (желуди, шишки, сережки, ягоды, крылатки).

Раздаточный материал: натуральные листья и плоды деревьев, собранные детьми во время прогулки.

Ход образовательной деятельности

Дуб- рябина- береза; береза- ель-дуб; клен- рябина- ель; ель-дуб- клен; дуб- клен- ель и др.

- Что вы называли? (Деревья)

- Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)

-Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)

-Какие бывают деревья? (Высокие, низкие)

-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

-Где растут деревья и не живут люди? (в лесу)

Рассказ о частях, из которых состоит дерево.

(Выставление на стенд картин с изображением деревьев).

- Назовите эти деревья (береза, клен, ель, дуб, каштан,рябина).

ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты.

- Вы назвали много разных деревьев. Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

- Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.

- Какую пользу приносят корни дереву?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

- Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, удивительно красивые, любимые русские березки.

(Рассматривание двух картин с изображением березок).

- Маша, покажи ствол у этих деревьев. На какой картине ствол у березы тоньше, а на какой толще? (ответы детей)

- А, кто из вас может рассказать стихотворение о русской березке?

2. Чтение стихотворения наизусть.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

- Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых).

Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по ГОДИЧНЫМ КОЛЬЦАМ.

(Определение возраста дерева по годичным кольцам)

Ребята, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением ствола дерева. Найдите годичные кольца и определите, сколько лет дереву.

(Ответы детей).

-Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.

Дети, какую форму имеют кроны деревьев?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КРОНЫ у деревьев бывают самой разной формы: круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы : дуба, березы, каштана, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.

- Ребята, во время экскурсии по территории нашего сада, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья?

Какого цвета бывают листья? (Слушаю ответы, показываю листья)

ЛИСТ – источник жизни на планете.

- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев.

А мы как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И резко опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно помашем,

Так листья летят с высоты.

И как они лягут,

Мы тоже покажем-

Руки сложить мы должны.

Отгадайте, о каком дереве загадка :

-Зимой и летом одним цветом (ель)

-Не заботясь о погоде в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей (береза)

-У какого дерева все детки в беретиках, когда с дерева упадут, своих беретиков не найдут. (Дуб)

-У какого дерева листья резные, летом зеленые, осенью красные. (Клен)

Воспитатель выставляет на доску картинки- отгадки.

Воспитатель: а теперь послушайте последнюю загадку: Ягода красна, летом горька, а зимой сладка (Рябина)

Воспитатель: (выставляет картинку) Чем рябина отличается от других деревьев?

У кадого ребенка на подносе по одной картинке с частью дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды (ягоды). Дети составляют на доске дерево.

Воспитатель: Чем это дерево отличается от всех других?

Дети: У всех деревьев от корня отходит один ствол, а у этого много стволов.

Воспитатель: Правильно. Это рябина (выставляет картинку). Рябина- это кустарник. У кустарника нет главного ствола. От корня отходит много стволов.

Один лист- много листьев

Один ствол- много стволов

Один плод- много плодов

Одна ягода- много ягод

Одна шишка- много шишек

Одна ветка- много веток

• Осенью растут грибы?

• Тучки солнце закрывают?

• Колючий ветер прилетает?

• Ну а птицы гнёзда вьют?

• А букашки прилетают?

• Звери норки утепляют?

• Урожай все собирают?

• Птичьи стаи улетают?

• Часто-часто льют дожди?

• Достаем мы сапоги?

• Солнце светит очень жарко?

• Можно детям загорать?

• Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?

В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы- березовый).

Составление рассказов- описаний по плану

Дети по очереди берут по одной картинке и составляют рассказы по образцу:

Это береза. У нее есть корень, ствол, ветки, листья. Листья у березы летом зеленые, осенью желтые.

Беседа о пользе деревьев.

Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья? (Ответы детей)

Деревья приносят большую пользу:

• их свежая зелень украшает города и селения;

• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;

• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;

• деревья дают древесину;

• они служат топливом;

• из дерева делают мебель, бумагу;

• плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;

• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)

-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей)

• не вырубать, не ломать деревья;

• не разжигать в лесу костры;

не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;

• поливать плодовые деревья, обкапывать их;

- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

- Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих на участке нашего детского сада?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по окружающему миру

для детей средней группы.

Цель: учить различать деревья и кустарники.

Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.

Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).

Учить схематично изображать дерево, куст.

Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта).

Воспитывать интерес к миру растений.

Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

Содержание занятия, методические приемы

Организация детей и предполагаемые ответы.

1. Постановка проблемы.

Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.

– Что случилось, Буратино?

(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет. )

– Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое–кустарником.

Дети соглашаются помочь Буратино.

– Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

Эта схема подходит дереву.

– А как вы догадались? Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.

– Правильно! А какому растению подходит вторая схема? Эта схема подходит кустарнику.

– Почему? Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

– По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

– Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники? У деревьев и кустарников есть корни и листья.

– Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники? У дерева один ствол, а у кустарника много.

– Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.

Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А теперь, Буратино, дети покажут тебе какие в природе бывают деревья и кустарники. Дети выполняют движения за воспитателем.

4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.

– Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.

Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он.

Кто скажите это?. .

Клен – это дерево или кустарник?

Почему вы так думаете?

Потому, что у клена один ствол.

На листочках там и тут

Это в теплый майский день

Сирень – Это дерево или кустарник?

Потому что у сирени много тонких стволов.

Длиннее, чем у елки.

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна)

Я на розу так похож,

Разве, что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина) Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.

– Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.

А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.

Посмотрите, как это сделаю я.

(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника)

Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.

В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.

Такие занятия не только расширяют кругозор и развивают речь ребят, но и учат бережному отношению к природе. А родители видят, как можно в интересной форме развивать ребенка.

Задачи: познакомить с названиями некоторых деревьев и кустарников, составными частями, пользой деревьев; учить сравнивать деревья, описывать их; упражнять в употреблении существительных множественного числа; учить бережно относиться к растениям.

1. Послушайте стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем говорить.

Вот деревья и кусты.

Различить их можешь ты?

Есть у дуба толстый ствол,

Листья, ветки, крона.

В кроне спрятано гнездо,

Там сидит ворона.

У кустов же нет стволов,

Много тонких веток.

Под кустами от волков

Ежик спрятал деток.

Мы сегодня будем говорить о деревьях и кустарниках, которые растут в наших лесах. Для этого нам надо попасть в осенний лес. Повторяйте за мной.

Мы три раза хлопнули

И три раза топнули,

И очутились в осеннем лесу.

(Открываем занавес, а на доске рисунки деревьев с плодами и листьями.)

Мы попали в лес. Здесь сейчас тихо, только деревья шелестят.

2. Ответы на вопросы.

1. Что такое лес? (Место, где растет много деревьев?)

2. Чем полезны леса и деревья? (В лесу живут звери и птицы - это их дом. В лесу мы собираем грибы, ягоды и лекарственные травы. Из деревьев строят дома, делают мебель. Печи томим дровами. В нашем крае много лесов. Деревья своими листьями очищают воздух и обогащают его кислородом.)

3. Посмотрите на эти рисунки и назовите деревья. (Клен, дуб, сосна, ель, береза.)

4. Чем отличаются кусты от деревьев? (У деревьев один ствол, а у кустов много тонких стволов.)

5. Назовите кусты которые здесь показаны. (Рябина, орешник.)

6. Чем похожи деревья и кусты? Из каких частей состоят деревья и кусты? (Корень, ствол, ветви, ветки, листья, цветы, семена, почки.)

7. Чем отличается ель и сосна от других деревьев? (У них вместо листьев хвоя.)

Весной из почек распускаются зеленые листочки цветы, Осенью на месте цветов созревают семена. Семена падают на землю. А весной из семян вырастают молодые деревья и кусты. А еще семенами осенью и зимой питаются лесные звери и птицы.

У нее длинный, прямой, крепкий, светло-коричневый ствол. Вместо листьев на веточках зеленая, мягкая длинная хвоя. Осенью хвоя не опадает. Семена созревают в шишках.

- Назовите это дерево!

Это дерево высокое, стройное. Ствол темно-коричневый, прямой, смолистый. На ветках короткие и колючие хвоинки. Семена созревают в шишках.

- Какое это дерево?

Сосна и ель - хвойные деревья. Повторите!

Он могучий, большой. У него толстый, крепкий, темно-коричневый ствол. Листья резные, округленные, осенью становятся коричневыми. Семена – желуди.

- Назовите это дерево!

У нее ствол белый с черными пятнами. Осенью листья желтеют и опадают. Семена у созревают в сережках.

- Какое это дерево?

Это большое дерево. У него коричневый ствол. Листья крупные, с пятью концами, которые осенью краснеют. Семена находятся в крылатках.

Это небольшой куст с мелкими листьями, на котором осенью созревают кислые, мелкие, круглые, красные плоды. Плоды эти полезные. Их очень любят птицы.

Этот куст с крупными листьями. На нем созревают твердые, круглые плоды, которые собирают люди и белки.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

Руки мы в стороны плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – руки мы сложим назад.

5. Подарки от белки. Назвать предметы.

Ветка чего?… сосны, ветка чего. ели, плоды чего?… рябины, семена чего. клена, желудь от чего… дуба.

Здесь на осенних листочках написаны задания. Хотите поиграть?

Клен – клены, дуб – дубы, сосна – сосны, осина - осины, береза – березы, рябина –рябины, орешник – орешники, ель- ели, корень- корни, ствол- стволы, ветка- ветки, лист – листья, шишка –шишки.

Лист дуба – дубовый, лист клена - кленовый, лист рябины - рябиновый, лист осины - осиновый, лист березы – березовый

Ветка сосны - сосновая, ветка ели - еловая, ветка клена – кленовая, ветка дуба –дубовая.

- Какие деревья растут в дубраве? (дубы)

- Какие деревья растут в березовой роще? (березы)

- Какие деревья растут в осиннике? (осины)

- Какие деревья растут в сосновом бору? (сосны)

- Какие деревья растут в ельнике? ( Ели)

10. Дети читают стихи о деревьях

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

То светлую, то грустную.

В беленом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Думал я, что сладкую, а она горчит.

То ли эта ягодка просто не дозрела.

То ль рябина хитрая подшутить хотела.

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке, пальто и ботинки -

Надо погреться бедной осинке.

- Где мы сегодня были? О чем мы говорили?

- Вам понравилось наше путешествие?

- Ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова.

Читайте также: