Конспект занятия по социальному поведению

Обновлено: 07.07.2024

Цель : профилактика девиантного поведения подростков, формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами. Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания.

Задачи : развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

Ход занятия.

I . Приветствие.

- Добрый день ребята. Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом, но здороваться будем необычным способом. Вы видите у меня в руках солнышко (мягкая игрушка). Мы с вами будем друг другу бросать игрушку, при этом надо будет поздороваться с тем человеком, которому ты ее бросил, назвав его по имени и сказать какой либо комплимент.

II . Вводная часть.

-Как вы думаете, что такое социальные нормы?

Социальные нормы – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм .

III . Основная часть.

Инструкция: Каждый из ребят, не указывая своего имени на листе, записывает 5 качеств, которые больше всего ценит в себе, и за которые его уважают другие люди.

Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые ему не нравятся в себе и неприятны.

Затем карточки сдают ведущему, который, предварительно перемешав их, раздает участникам группы. Каждый участник, получив карточку и прочитав положительные и отрицательные качества, пытается представить себе этого человека и составляет рассказ о нем и его жизни.

Просмотр социального ролика для молодежи.

- Основой появления негативной девиации является воспитание и поведение, а также общество в которое попадает человек.

Ведущий выражает отказ по-разному.

- Что вы можете сказать об услышанных отказах?

а) Отказ – соглашение : человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

- Кто получил на своё предложение такой вид отказа?

- Кто получил такой отказ?

Вывод: о разных видах отказа.

Сейчас вы сами сможете себя проверить в ситуациях, как вы можете не попасться на групповое давление.

Ребятам предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:

реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;

возможность избежать данного конфликта, агрессии;

целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).

Оценивание, o бсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.

2. Старайтесь о твечать без паузы – так быстр o , как только это вообще возможно.

3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5. Смотрите на человека, с которым г o ворите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.).

6. Не o скорбляйте и не будьте агрессивными.

IV . Рефлексия

V . Заключительная часть.

Время: 1 час 20 минут.

Материал: клубок ниток, ручки по количеству участников, бланки методик.

Цель: сплотить группу, позитивно настроить участников на работу в группе, на продуктивную деятельность.

Время: 5 минут.

Материалы: клубок ниток.

Техника проведения: подростки сидят в кругу, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, высказывает свое пожелание и кидает клубочек другому подростку, тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, высказывает свое пожелание и кидает следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, узнают что-то новое друг о друге, сплачиваются.

Анализ: Какие чувства вы испытывали, когда говорили пожелание? Какие чувства вы испытывали, когда вам говорили пожелание? Какие пожелания вам показались необычными? Что больше всего понравилось говорить пожелание или принимать его?

Цель: сплочение группы, развитие доверия, открытости.

Время: 5 минут.

Техника проведения: подросткам предлагается по очереди закончить предложения.

Инструкция: «Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения:

  • Если бы я был книгой, то я был бы …
  • Если бы я был едой, то я был бы …
  • Если бы я был животным, то я был бы …
  • Если бы я был растением, то я был бы …
  • Если бы я был мебелью, то я был бы …
  • Если бы я был овощем, то я был бы …
  • Если бы я был погодой, то я был бы …
  • Если бы я был эмоцией, то я был бы …

Время: 10 минут.

Инструкция: «Сегодня наше занятие будет посвящено – толерантности. Вы когда-нибудь слышали это понятие? Если да, то, как можете его объяснить?

Итак, чтобы понять, какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной нужно знать, что такое толерантность.

В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них.

  • сотрудничество, дух партнерства;
  • отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;
  • терпимость к чужим мнениям;
  • признание своего равенства с другими.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Каковы же основные черты толерантной личности? Это: расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.д.), умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию.

Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличий довольно много.

Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

4. Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Цель: диагностики общего уровня толерантности.

Время: 15 минут.

Материалы: бланк методики по количеству участников, ручки.

Техника проведения: подростки заполняют бланки методики, следуя инструкции.

Инструкция: «Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Социальное поведение.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Когда народ глуп, им легко управлять Шан Ян

Социальное поведение – поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

Субъекты социального поведения

Виды социального поведения

Домашнее задание Учить записи в тетради .

Выбранный для просмотра документ конспект урока Социальное поведение.docx

способствовать развитию умения учащихся сопоставлять факты с теорией и делать выводы;

способствовать усваиванию учащимися форм поведения, соответствующих социальным нормам и моральным ценностям современного общества.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Слайд 1. Когда народ глуп, им легко управлять / Шан Ян ( обсуждение высказывания )

Слайд 2. Тема урока ( записывают в тетрадь )

Далее учитель организует лекцию с элементами беседы и заданием на поиск соответствия.

Поведение – определенный сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой, который определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.

Слайд 3 ( после объяснений учителя записывают учащиеся определение в тетрадь )

Социальное поведение – поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

Слайд 4 ( после объяснений учителя записывают учащиеся определение в тетрадь )

Субъекты социального поведения:

Индивид (отдельный человек)

Масса (отсутствие какой-либо структуры, изменчивость, ситуативность существования, неопределенность, общность)

Публика (совокупность людей, являющихся объектом воздействия чего-либо (искусства, рекламы, литературы, развлекательных мероприятий))

Толпа (случайная, агрессивная, действующая, спасающая и т.д.) (большое скопление людей, характеризующееся случайной связью людей, объединенных в данном пространстве чисто временным, переходящим интересом)

Слайд 5 ( после объяснений учителя записывают учащиеся определение в тетрадь )

Виды социального поведения:

Социальное поведение личности – это поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивидов в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и социальных норм, установленных в обществе.

Коллективное поведение – относительно стихийное, неорганизованное, довольно непредсказуемое и незапланированное поведение множества людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию, которое зависит от взаимных действий участников.

Социальное движение (политическое, утопическое, реформистское, революционное, консервативное) – массовые действия, возникающие как правило стихийно, по инициативе снизу, представителей какой-либо одной большой социальной группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей.

Задание: поиск соответствий видов социального поведения и их характеристик (приложение 2) – учащиеся выполняют самостоятельно в течении 3-5 минут, затем проверка (слайд 6)

Закрепление материала.

Вопросы для учащихся:

Есть ли разница между массой и толпой? В чём она заключается?

Может ли в коллективном поведении или социальном движении проявляться социальное поведение личности?

Нажмите, чтобы узнать подробности

б) Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она представляется особенно востребованной. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, является сегодня актуальным во многих сферах деятельности. Занятие направлено на развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся; ребята получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость, при этом само- и взаимоуважение растёт одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

в) Дополнительные материалы, представляющиеся вместе с разработкой

  • Технологическая карта занятия.
  • Методика: конспект мероприятия.
  • Ресурсы: презентация.
  • Список используемых информационных ресурсов (литература)

Конспект развивающего занятия

Продолжительность: 45 минут.

Аудитория: 10–11 лет.

Количество участников: 10–15 человек.

Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.

Задачи:

Ход занятия.

Цель: Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему уроку.

Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя

Дискуссия:

Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?

Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:

  • Обмен информацией;
  • Взаимодействие;
  • Восприятие и понимание другого человека.

А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать.

  • броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху).
  • воСло ен бейрово–титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).
  • шуюроХо чьре, рошохо и тьшаслу. (Хорошую речь, хорошо и слушать).
  • шеньМе ривого, ад шельбо лайде. (Меньше говори, да больше делай).

Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту. Давайте обсудим с вами с кем же вам легче общаться.

Цель: выявить круг общения подростков.

Давайте вместе с вами проанализируем круг ваших знакомых. Запишите количество знакомых по возрасту

Старше меня на 1 – 3 года

Младше меня на 1-3 года

Общаясь с этими людьми, каждый из вас играет какую-то роль (для учителя - вы ученик).

Цель: способствовать самоанализу и пониманию учащимися своих качеств, влияющих на процесс общения.

Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.

Ребята, а давайте подумаем, от чего когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, то раздражительными? что на это влияет?

Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению (злость, агрессия). Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства, помогающие общению (радость, веселье, сопереживание).

Цель: способствовать осознанию учащимися эмоционального настроя, проявляющегося под воздействием различных факторов (например, музыки).

Учащиеся, прослушав музыку, делятся впечатлениями о том, какие чувства и эмоции она у них вызвала.

Ребята, вот видите, у каждого из вас одна и та же музыка вызвала разные чувства и эмоции. Это показывает, какие мы с вами разные. Поэтому и общение у нас протекает по-разному. С кем-то мы легко находим общий язык, а с кем-то нам тяжело общаться.

Цель: дать учащимся представление о барьерах в общении.

А как вы думаете, какие действия могут помешать общению? (Прерывание, перебивание, занятия посторонними делами, возражение до того, как собеседник изложил всё до конца и т. д.)

Обучающимся предлагается рассмотреть схему:

Из этой схемы мы видим, что существуют различные барьеры в общении. Они связаны с нашими знаниями, нашим предыдущим опытом, уровнем внимания в момент разговора и нашей памятью – то есть способностью и желанием запоминать предлагаемую информацию.

Цель: способствовать преодолению барьеров в общении.

А теперь давайте посмотрим, влияет ли на наше общение поза человека, зрительный контакт, то, каким голосом человек разговаривает.

- Садитесь в пары лицом друг к другу (дается 2 мин на обсуждение просмотренного фильма или прочтенной книги).

- Садитесь на стульях спиной друг к другу, также выбираем тему и общаются.

Затем происходит обмен впечатлениями.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Заключение. Подведение итогов.

Читайте также: