Конспект занятия по социально коммуникативному развитию в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование полоролевой социализации и маскулинных качеств у мальчиков.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о качествах настоящих мальчиков;

— способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем собственной половой принадлежности;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Воспитатель. Ребята, посмотрим видеописьмо, адресованное детям старшей группы. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алеша. Летом я ездил в гости к бабушке и нашел у нее дома старую книгу. Она была потрепанная, без обложки, многих страниц недоставало. Я прочитал несколько рассказов, и они мне очень понравились. Но рассказ "О настоящем мужчине" я не смог прочесть до конца, потому что не оказалось последней страницы. Я взял книгу с собой, прочитал начало рассказа друзьям, и мы стали обсуждать, какой же мог быть конец. Мнения наши разделились. И вдруг я вспомнил о вас, ребята, и подумал, что вы поможете разрешить наш спор; я слышал, что вам в детском саду читали много разных рассказов и сказок о настоящих мужчинах и мальчиках. Послушайте этот рассказ.

В гости к Ване приехал дедушка. Это был не седой старичок с палочкой, а настоящий капитан. На погонах — звезды, а на рукавах — полоски и якоря. Ваня был горд, и ему очень хотелось, чтобы дедушка заметил, какой его внук сильный, смелый, ловкий, словом, настоящий мужчина.

Когда Ваня с дедушкой пошли гулять по городу, прохожие с восхищением смотрели на деда. Ваню переполняло счастье. Они решили поехать в парк. В подошедший трамвай Ваня, опередив всех пассажиров, вскочил первым. Свободных мест было немного, но мальчик, ловко проскользнув, занял место у окна. Он ждал, что сейчас дедушка обязательно похвалит его за ловкость. Дедушка вошел в вагон последним. Он пропустил вперед женщин, детей и пожилых людей.

Ребята, как вы думаете, похвалил ли дедушка Ваню?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему вы так считаете?

Дети. Ване нужно было пропустить вперед женщин и пожилых людей и не спешить занимать свободное место в трамвае.

Воспитатель. Ребята, можно ли поступок Вани назвать настоящим мужским поступком?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Настоящие мальчики так не поступают.

Воспитатель. Правильно, ребята, в транспорте надо быть вежливым и предупредительным. Мальчики, а как бы поступили вы, если бы оказались на месте Вани?

Дети. Пропустили бы вперед женщин, старушек, стариков. Не стали бы занимать свободные места, пока пожилые люди не сядут.

Воспитатель. А если бы Ваня поступил так же, как считаете вы, дедушка его похвалил бы?

Дети. Да.

Воспитатель. Почему?

Дети. Ваня поступил бы хорошо, как настоящий мужчина.

Воспитатель. Ребята, а почему мальчикам нужно стремиться к тому, чтобы совершать мужские поступки?

Дети. Чтобы стать настоящими мужчинами.

Воспитатель. Ребята, а можно ли Ваниного дедушку назвать настоящим мужчиной?

Дети. Да.

Воспитатель. Почему его можно так назвать?

Дети. Потому что он капитан, потому что он пропустил вперед женщин, детей и пожилых людей.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, каким был в детстве Ванин дедушка?

Дети. Заботливым, честным, смелым, сильным, аккуратным, умным.

Детям раздают карточки с изображением различных поступков мальчиков. Их нужно разделить на две группы: хорошие поступки, плохие поступки.

Воспитатель. А что нужно делать, чтобы стать смелым мальчиком?

Дети. Читать книги о богатырях и храбрых мужчинах, заботиться о слабых, воспитывать в себе храбрость и смелость.

Воспитатель. А у нас в группе есть храбрые мальчики?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, а как мальчикам стать сильными и выносливыми?

Дети. Заниматься спортом.

Воспитатель. А у нас в группе есть сильные мальчики?

Дети. Да.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем мечтал Ванин дедушка в детстве?

Дети. О путешествиях, о том, как будет плавать на корабле.

Воспитатель. Маленькие мальчики любят мечтать, т.е. представлять желаемое. Вы правильно отметили, что Ванин дедушка в детстве мечтал о путешествиях в дальние страны, о том, каким сильным, отважным и смелым он станет, когда вырастет.

А о чем мечтают наши мальчики?

Что нужно делать, чтобы ваши мечты сбылись?

Дети. Быть заботливыми, послушными, совершать добрые поступки.

Ребята, а что мы ответим Алеше?

Дети. Дедушка был недоволен Ваней потому, что мальчик поступил неправильно, настоящие мальчики так не поступают.

Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена); продолжить учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы.

Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения; формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость).

Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботится о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, оформление воспитателем солнышко с лучами, чтение сказок о дружбе.

Ход занятия:

I. Вводная часть

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними, здравствуйте! А теперь поздороваемся друг с другом.

- Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

- Здравствуйте, - Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилось солнышко. Но, почему-то оно грустное, и мне кажется что – то не хватает. Посмотрите внимательно, что ей не хватает? (Лучики). Значит ей грустно, ей одиноко. Как вы думаете хорошо или плохо жить одному, без друзей? Ребята, поможем солнышку? А вы хотите, чтобы солнце светило? Тогда сегодня вы станете друзьями для солнца, а для этого нам с вами нужно будет выполнить разные задания, которые придумала наше солнышко! И каждое выполненное задание, подарит солнышке лучики.

Проходите на стульчики (дети садятся).

Воспитатель:Ребята, а что такое дружба? (Дружба – когда играют вместе, помогают друг другу в чем – то, делятся своими секретами).

С каким человеком вы хотели бы дружить? (хорошим, добрым, воспитанным, вежливым, честным, смелым, надежным).

Может ли быть другом мама, папа, бабушка, дедушка? (Да)

Как вы думаете, можно ли прожить без друзей? (Нет, без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить.)

Что друзья могут делать вместе? (играть, работать, отдыхать, шутить, разговаривать, помолчать, сходить в кино, посмотреть мультики и поесть мороженое и др.)

Молодцы ребята, знаете, что такое дружба.

1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день). Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи).

3. Какие вежливые слова еще вы знаете?(Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово расходиться с делом).

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой. И вот первый лучик.

А вот и 2ое задание:

Воспитатель:Дружить – это замечательно! А у вас, ребята есть настоящие друзья? (высказывания детей по желанию). У кого-то много друзей, а у кого-то только один, но самый верный! И сейчас мы с вами должны отгадать ЗАГАДКИ:

1.Встретив зайку, ёж-сосед

А его сосед ушастый

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Трясогузка с бережка

И за угощенье рыба

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Ты, Лиса, не жалуйся,

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Воспитатель:Молодцы! И с этим заданием справились. И на нашей солнышке появился 2ой лучик.

3 задание: Следующее задание физкультминутка называется “Друг к дружке”.

Воспитатель: В этой игре нужно делать всё очень быстро, не кричать внимательно слушать задания.

Под музыку, вы танцуете, выполняете различные движения. Как только я скажу фразу “друг к дружке”, вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду называть. Каждый раз, как только я буду говорить “друг к дружке”, вы должны будете найти себе нового партнёра. Ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу; колено к колену; локоть к локтю; пятка к пятке; правая рука к правой руке; спина к спине; плечо к плечу (проиграть 3-4 раза, сесть на стулья).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?

И с этим заданием вы справились. Значит, на нашем солнышке появляется еще один лучик.

4 задание такое:

А теперь хочу узнать,

Как вы можете трудиться.

На команды вас я разделю,

И пазлы вам я предложу!

Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку.

Воспитатель:Молодцы. Вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках?

Как вы понимаете эти слова? Значит постоянно ссорятся, ругаются.

Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань – эти слова, эти действия подходят к слову – дружба?

Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!

И еще один лучик появится на нашем солнышке.

5 задание: а теперь присаживайтесь на стульчики. И приготовьтесь вновь рассуждать!

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

-Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.

А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.

-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

-Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша - моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила( Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу?).

-Зачем ты обманула меня Маша?

-Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

-Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!

- Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий… А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.

Молодцы! Вы сделали и это задание. А вот и еще один луч.

- Будем крепко мы дружить, нашей дружбой дорожить? (да)

- Другу будем помогать? (да)

- Друга будем обижать? (нет)

- Будем вместе мы играть? (да)

- Громко будем мы кричать? (нет)

- Друга нужно разозлить? (нет)

- А улыбку подарить? (да)

- Чай с друзьями будем пить? (да)

- Будем крепко мы дружить? (да)

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. И еще один лучик появился на нашем солнышке.

III. Заключительная часть

Вот и подходит к концу наша встреча. Здорово мы с вами поиграли.

Воспитатель: Ребят подходите все сюда, ко мне. (дети подошли к солнышку)

Посмотрите, дети, на наше солнце. Смотрите, как ярко светит оно. Мы справились со всеми заданиями. Вы много знаете о дружбе, добрых слов и уверена, готовы дружить друг с другом, и с солнцем. Это солнышко всегда будет нас греть, светит.

Вы показали, что умеете дружить. И я надеюсь, что такими добрыми, дружными вы останетесь на всю жизнь. Спасибо Вам и нашим гостям.

Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений дошкольников через формирование стремления совершать добрые поступки.

Задачи:

Обучающие:

· Формировать у детей стремление совершать добрые поступки;

· Формировать у детей представление о том, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. Закреплять знания детей о понятии – доброта.

Развивающие:

· Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные

· Воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение к окружающему миру, дружеские взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей :

Методы: словесный, наглядный, практический

Приемы: беседа, проблемная ситуация, поощрение, игровой, музыкальное

Ход занятия

В этот чудный осенний день

Нам здороваться не лень!

Шлем привет мы всем вокруг,

Я твой друг и ты мой друг.

Шлем привет мы всем друзьям

Очень, очень рады вам!

( дети садятся на стульчики)

Дети: О человеке, о поступке.

Воспитатель: Добрый человек, значит он еще какой?

Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый, вежливый.

Воспитатель: А если человек недобрый, он какой?

Дети: Злой, жадный, грубый.

Воспитатель: Как вы, думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Воспитатель: Доброту можно увидеть в поступках человека. Вспомните, где добро побеждает зло? В каких литературных произведениях?

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Сегодня к нам пришла гостья, а вот из какой сказки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

«В сказке встретите меня

Где много добра.

Братишку моего украли.

Долго я его искала.

Хороших слов не знала

И ошибку исправляла.

Воспитатель: Угадали, как сказка называется?

Воспитатель: (показывает детям куклу) Вот наша гостья Аленушка. Она просит нас помочь найти братца Иванушку.

Ребята, как вы думаете, какую ошибку сделала Аленушка. Почему гуси-лебеди украли братца?

Дети: Она оставила Иванушку одного, а сама побежала к подружкам.

Воспитатель: Назовите добрых персонажей этой сказки (злых).

Дети: Добрые – это печка, яблонька и речка, а злые – это Баба Яга и гуси-лебеди.

Воспитатель: Как надо обращаться с просьбой о помощи?

Воспитатель: Ребята, поможем Аленушке вернуть братика? (дети: Да).

Я произнесу волшебные слова, которые перенесут нас в сказку!

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем.

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем.

В сказку попади.

Вот мы и в сказке (слайд 1). Ну что, в путь!

(Дети шагают на месте, проговаривая слова)

По дорожке мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

По тропиночке идём,

И ничуть не устаём.

Воспитатель: Кто же это у нас на пути? (слайд 2)

Воспитатель: Давайте попросим печку нам помочь. Какие волшебные слова надо сказать?

Дети: Печка, печка помоги нам, пожалуйста, найти братца Иванушку.

Воспитатель: Ребята, возьмите себе по одному пирожку. Что мы скажем печке?

Дети: В корзинку с солнышком.

Воспитатель: А картинки с плохими поступками?

Дети: В корзинку с тучкой.

Воспитатель: Попрощайтесь с печкой. Идем дальше.

По дорожке мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

По тропиночке идём,

И ничуть не устаём.

Воспитатель: Кто же это у нас на пути? (3слайд)

Воспитатель: Попросим ее о помощи.

Дети: Яблонька, помоги нам, пожалуйста, найти братца Иванушку.

Воспитатель: Ребята, а яблок - то на всех не хватит, что же делать?

Дети: Разделить яблоки пополам.

(Воспитатель напоминает детям о правилах работы с ножницами. Дети беру ножницы, разрезают яблоки пополам, делятся с другом) .

Воспитатель: Поблагодарите яблоньку.

Дети: Спасибо тебе Яблонька за помощь.

Воспитатель: Идем дальше.

По дорожке мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

По тропиночке идём,

И ничуть не устаём.

Воспитатель: Кто же сейчас у нас на пути? (4 слайд)

Воспитатель: Попросим ее о помощи.

Дети: Речка, помоги нам, пожалуйста, найти братца Иванушку. Речка: Упал в меня камень, мешает мне дальше течь. Сдвиньте его в сторону - тогда скажу, куда гуси - лебеди полетели.

Воспитатель: Как же нам его сдвинуть?

Воспитатель: Речке мы помогли, но нам надо перебраться на другой берег.

- Вот лежат дощечки, но чтобы сделать нам мостик, надо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ - одна дощечка.

1. Какие слова говорят вежливые люди друг другу при встрече?

Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день.

Дети: Когда надо поблагодарить

4. Дети: Когда обращаются к кому-либо с просьбой.

5. Если вы случайно кого-то толкнули, что вы скажите?

6. Какое слово люди говорят при прощании?

Дети: До свидания

Воспитатель: Ну, вот, мы и построили мостик через речку. (Дети проходят по мостику). Посмотрите, что вы видите перед собой?

Дети: Избушку Бабы Яги). (6 слайд)

- Ребята, как вы думаете, почему Баба-Яга злая? (рассуждения детей).

А может потому она злая, что ей никто не говорил ласковых слов ?

Назовите ее ласково и попросите вернуть Иванушку.

Дети: Бабушка Яга, бабулечка Ягулечка.

Воспитатель: Посмотрите, Баба-Яга стала доброй. Вот видите, что происходит с людьми, когда к ним обращаются ласково, приветливо, с добром. (7 слайд)

Баба Яга: Ой, как приятно, мне еще ни кто не говорил таких ласковых слов. Так и быть забирайте Иванушку.

Воспитатель: Поблагодарим Бабушку Ягу и попрощаемся с ней.

Дети: Спасибо, Бабушка Яга. До свидания.

Воспитатель: Ребята, Аленушка благодарит вас за то, что вы выручили ее братца Иванушку. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями. Попрощаемся с Аленушкой и Иванушкой. Они остаются в сказке, а нам пора возвращаться в детский сад (дети прощаются с героями сказки)

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем.

В детский садик мы вернемся.

Мир волшебный не забудем.

В детский сад попади.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие в сказку? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я хочу, чтобы вы оставались добрыми, ласковыми, дружными всегда. Ведь только добро и дружба могут победить зло. А какие пословицы о доброте вы знаете?

Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи:

1. Образовательные: обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, взаимопонимание, сопереживание); закрепить знание пословиц о дружбе; учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей, объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы.
2. Развивающие: развивать доброжелательные отношения, умение различать и называть эмоциональные состояния людей; совершенствовать культуру речи; развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения.
3. Воспитательные: закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие,

художественно – эстетическое развитие.

Оборудование: дерево дружбы, звуковое письмо, песня о дружбе, сюжетные картинки, разрезные картинки, заготовки для продуктивной деятельности.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, чтение сказок о дружбе.

Ход НОД.

- Ребята, вы слышите, к нам пришло звуковое письмо. Давайте его послушаем.

- Ребята, что же делать? Нельзя допустить, чтобы Шапокляк нас поссорила. Мы покажем ей, что умеем дружить.

2. Основная часть.

-Ребята, вы знаете очень много детей в своём дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьями? Почему?

- А кто знает, чем отличается знакомый от друга? А как ты думаешь? Какое твоё мнение? (Друзья стараются помогать друг другу, не жадничать, уступать, чтобы не поссориться, быть вежливыми, честными и внимательными, не злиться, если поссорились, не бояться просить прощения у друга.)

-Ребята, а только люди могут быть нам друзьями? А кто еще? (Собака, кошка и т.д.)

Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных персонажей. (Ответы детей.) Это сказочные друзья человека.

-А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей).

- Ребята, а можно подружиться с окружающей природой: с деревьями, травами, цветами? Что нужно делать для того, чтобы они стали нашими друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить).

-Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценит настоящую дружбу.

- Ребята, сегодня я проходила мимо экологического уголка и увидела грустное одинокое дерево. Мне стало его очень жалко, и я принесла его к нам в группу. Оно не цветет. Ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело? Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (Рыхлить, поливать…)

- Правильно. Мы постараемся стать друзьями этого дерева, но для этого нам предстоит разгадать секреты дружбы, и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок.

-Готовы? Хотите узнать первый дружбы секрет?

Тогда слушайте песенки детской куплет.

- Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.

- Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно.

-А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву (вешаем цветок на дерево).

- Хотите отгадать второй секрет дружбы? Тогда давайте вспомним пословицы о дружбе.

-Нет друга - ищи, а нашел - береги.

-Друзья познаются в беде.

-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Чтобы следующий секрет узнать

На картинки посмотрите,

Что увидите, скажите.

-А почему вы так решили? (Правильно, друзья должны помогать друг другу.)

- А как вы помогаете друг другу? (ответы детей)

Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. Давайте подарим ещё один цветок нашему дереву.

- Посмотрите на картинку и подумайте, могут ли эти дети быть друзьями?

- Хотите узнать третий секрет дружбы? Тогда для вас ещё одно задание.

- Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Разделитесь на команды, каждая команда должна собрать свою картинку. А я посмотрю, как дружно вы можете трудиться.

(Предлагаются разрезные картинки кошки и собаки.)

-Молодцы. Вы здорово потрудились. Кто изображен на ваших картинках?

- А как по-вашему должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!

Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир. И еще один цветок появляется у нашего дерева.

- А теперь присаживайтесь на стульчики. Для вас ребята разыграют небольшую сценку.

(На стульчике сидит Максим. Грустит, подперев голову руками. Появляется Семен.)

Семён: Привет! Как у тебя дела?

Максим: Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Семен уйти, обидеться и отойти, но посмотрел на Максима, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его и молча протянул ему руку.

Максим: Прости, Семен, меня за грубость!

Семен: Я не сержусь на тебя!

- Ребята, можно этих мальчиков назвать настоящими друзьями? Почему?

– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.

Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём!

Стоят лицом друг к другу, руки вверх.
“Бросают” вниз руки…
Грозят указательным пальчиком.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.

Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

Присядьте тихонько на ваши стульчики

И приготовьтесь вновь рассуждать!

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

-Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.

А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.

-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

-Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша - моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила…( Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу?).

-Зачем ты обманула меня Маша?

-Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

-Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!

- Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий… А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.

Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовем этот секрет? Честность.

А вот и еще один цветок. Повесим его на дерево.

- Посмотрите, ребята, на наше дерево. Как оно расцвело! Вы разгадали все секреты, и я уверена, что вы готовы дружить с деревом, на котором растут цветы вашей дружбы. Это дерево теперь всегда будет расти в нашей группе. И коварная Шапокляк просто не захочет идти в наш детский сад. Ей здесь делать нечего. Ведь мы знаем всё о дружбе и умеем дружить.

- Ребята, у каждого из вас есть верные друзья, поэтому предлагаю вам сесть за столы и нарисовать у своих деревьев столько крепких корней, сколько у вас друзей.

(Дети показывают свои рисунки).

6. Подведение итогов.

-Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия.

И если вдруг вы с другом поругались,

Присядьте здесь, под деревом в тени.

И вспомните секреты дружбы,

Их назовите по порядку вы:

улыбка, помощь, доброта, мир, честность. (называют дети)

-Сейчас вы другу руку протяните, обнимите его и улыбнитесь, и постарайтесь никогда не ссориться.

Читайте также: