Конспект занятия по сказке розочка и беляночка

Обновлено: 05.07.2024

  1. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, использовать грамматически правильно построенные предложения. Развивать связную речь детей.
  2. Активизировать в словаре детей прилагательные.
  3. Упражнять детей в подборе существительных с противоположным значением.
  4. Учить детей замечать и понимать различные средства выразительности: эпитеты, сравнения.
  5. Развивать у детей умение понимать обобщенный смысл сказок.
  6. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказок.

Наглядный материал: игрушки (две куклы Беляночка и Розочка, мяч, гном, ежик), картинки цветов, маски животных, написанные слоги, схемы слов.

Ход деятельности

Беляночка и Розочка

Беляночка и Розочка

- Дети, как вы думаете, кто из них Беляночка, а кто Розочка? Почему?
- Сестренки были добрыми и послушными, никогда не разлучались и не ссорились. Больше всего на свете малышки любили свои розы и старательно ухаживали за ними. И решили девочки посадить в своем саду и другие цветы.
- Ребята, поможем Беляночке и Розочке?

Деление на слоги дву- и трехсложных слов

(дети отхлопывают каждый слог, соотносят картинки цветов со схемами)
Двусложные слова (ландыш, роза, сирень, пион).
Трехсложные слова (ромашка, гвоздика, василек, лилия).

- Какой красивый получился цветник, молодцы ребята!
- Как-то раз послаламать девочек в лес за хворостом. Вышли сестренки на лесную опушку, а там зверята разыгрались. Решили малышки покормить своих любимцев.
Розочка будет кормить тех животных, в названии которых первый звук звучит твердо (лось, заяц, мышка, барсук, волк).
Беляночка угостит тех лесных жителей, в названии которых первый звук мягкий (лиса, белка, лягушка, песец).

Подвижная игра в масках "Угости животное"

Дети под музыку двигаются, изображая зверей. С окончанием музыки выполняют задание. Выделяют первый звук в словах-названиях животных, определяя, твердый он или мягкий.
- Молодцы дети, звери вас благодарят!

Так увлеклись малышки игрой, что не заметили, как оказались в незнакомом месте. Видят ежа. Ежик, покажи нам тропинку домой. Поиграйте со мной, покажу. На волшебной елочке висят шишки, а на них слоги. Прочитайте слоги, придумайте слова с этими слогами.

Дети читают слоги (КА, УМ, РЫ, СА и т.д.). Придумывают слова с этими слогами. (рука, умна, рыба, сахар и т.д.)

Еж: Молодцы дети, ступайте по тропинке.
Вышли сестренки из леса, и перед ними предстала необычная страна. Чтобы узнать, как она называется необходимо выполнить следующее задание.

- Поставить матрешек по росту, и тогда узнаем название страны. Дети выполняют задание. Страна Гномия. Путешествие в страну гномов будет необычным. Попасть в эту страну может только тот, кто знает секрет волшебного превращения предметов: умеет из больших предметов делать маленькие. Для этого нужно изменить слово, которое называет этот предмет.
- Теперь каждый из вас пусть превратит себя в маленького человечка (Ваня - Ванюшка, Таня - Танечка и т.д.)

- Вот мы и оказались в необычной стране. Посмотрите, какое здесь все маленькое. Появляется Гном.
- Знаю зачем вы пожаловали, вы дорогу домой найти не можете. Показать вам дорогу – покажу, только вы мне службу сослужите. Будете умны: вам же лучше; будете ленивы: вам же хуже.

Выполните такое задание:
Назовите только "веселые" слова (смех, клоун, улыбка и т.д.).
Придумайте "колючие" слова (крапива, иголки, еж и т.д.).
Составьте предложения по схемам из двух, трех слов. (Дети выполняют задание, количество слов выделяют топоточком)

Гном: Молодцы, порадовали вы меня. Вот вам волшебный клубочек, он приведет вас к родному дому. Не забудьте превратиться обратно в ребят, а то так и останетесь малышами. я называювам слова, которые "живут" в Гномии, а вы их изменяете (стульчик – стул, снежок – снег, мышка – мышь и т.д.). Привел клубочек сестренок домой.

Куклы: Спасибо вам, ребята, за помощь. А за то, что вы такие умные и сообразительные, мы дарим вам наши любимые цветы – розы. Посмотрите на каждом цветке – буква. Выбирайте себе только тот цветок, с какого звука начинается ваше имя. (Дети благодарят кукол и "возвращаются" в детский сад)

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями, и помогли Беляночке и Розочке.
- Скажите, вам понравилось наше сказочное путешествие?
- Какое задание было, по-вашему, самым легким?
- А какое самым трудным?

- учить распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов; углублять знания детей о названии всех цветов.

- продолжать учить детей работать в малых подгруппах.

- продолжать учить давать полные ответы.

- развивать речевое внимание, мышление, навыки словоизменения, связную речь.

- продолжать обогащать словарь, знакомить с выразительными средствами языка.

Предварительная работа:

Ход занятия:

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки;

Очень долго мы шагали

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнём,

А потом опять пойдём.

-На полянку вышли, сели. Чувствуете, какой кругом аромат? А чем это так приятно пахнет? (цветами)

Дети выходят рассказывают стихи показывают картинки цветов

В полутьме лесной —

Пусть ещё над лесом

Пусть лежат под снегом

Пусть на спящей речке

Раз пришел разведчик,

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышат луг

Услышим — я и ты?

На солнечной опушке

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмёт.

В беленькое платьице:

Звать его нам нечего,

Он и так придёт,

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке.

Как дети, в пятнашки

Что за красный огонек?

Это дикая гвоздика

Новый празднует денёк.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернёт цветок:

— До утра! До новой встречи! —

И погасит огонёк.

- Ребята, какие это цветы? Как их можно все назвать? (полевые цветы)

- Где растут полевые цветы? (В поле)

- Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах)

- Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

- Чем садовые цветы отличаются от полевых? (Садовые цветы выращивает человек, а полевые растут сами по себе)

- Как можно охарактеризовать девочек? (добрые, отзывчивые)

- Дети, слышите, кто-то плачет? Возможно, кому-то нужна наша помощь? Вы же добрые и отзывчивые, как Розочка и Беляночка? (ответы детей)

- Кто же это? (это Лунтик)

- Давайте узнаем, что у него случилось. Лунтик говорит, что он собрал две корзинки цветов, хотел подарить их Миле и бабочке Лине, но отвлекся, и корзинки пропали. Ее похитили Вупсень и Пупсень, они оставили два каких-то рисунка. Ребята, это наверное план, где искать корзину. Ребята, поможем Лунтику? Давайте разделимся на две команды и выберем капитанов.

(Капитаны получают планы с отмеченным местом, где спрятаны конверты с заданиями для первой и второй команды, находят конверты, отдают воспитателю)

- Вупсень и Пупсень не хотят просто так вернуть нам корзинку. Они приготовили для нас задания.

- Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

- Что идет после корня? (Стебель)

- У цветка на стебле есть зеленые? (Листья.)

- А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

- У цветка есть разноцветные? (Лепестки)

- Какой цветок у нас получился? (Мак)

- Молодцы, далее Вупсень и Пупсень просят, чтобы мы сделали цветам комплименты.

Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

- Много комплиментов мы сегодня сказали цветам, но Вупсень и Пупсень приготовили еще задания для нас.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денчка через два

Спрячука в карманчик

С желтой серединкой,

Их укроет от мороза

В тонких веточках… (мимоза)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный… (мак)

Весной от снега очищаются

И хвоя, и валежник.

И первым появляется

В проталине… (подснежник)

- Много заданий мы с вами выполнили, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной. (Физминутка)

Раз два три выросли цветы

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебелечки качал

Влево качнулись низко прогнулись.

Вправо качнулись низко пригнулись.

Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай!

Пусть они растут, растут, Детям радость принесут!

Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один

Покупателю необходимо купить цветок, но он забыл название цветка. Он описывает этот цветок, а продавец должен догадаться по описанию и показать картинку. Все вместе проверяем.

(Роза – растёт в саду, на стебельке шипы, бывает красной, белой, жёлтой.

Подснежник – Первый весенний цветок белого цвета, занесён в Красную книгу. И т. д.

Детям предлагается разложить в обручи картинки (зеленый –садовые, (красный- полевые)

- Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, и Вупсень и Пупсень дают вам план, где они спрятали корзинки. (Капитаны команд получают планы и дети ищут корзинки)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Перспективное планирование работы с детьми и родителями по ознакомлению со сказкой - жанром детской литературы.

Цель: Продолжать знакомство с русскими народными сказками и сказками народов мира, их жанровыми особенностями. Развивать умение понимать: образное содержание сказки, характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Формировать образную речь, понимание образных выражений. Развивать творческие особенности. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Чтение русской народной сказки Василиса Прекрасная

Работа со сказкой

Воспитание сказкой

Речевая зарядка

Сказка развивает руку

Работа с родителями

Воспитание добрых чувств

Какими другими словами можно назвать Василису (премудрая, превосходная)

Почему Василису назвали Прекрасной? О ком или о чём можно так сказать? Как мы сейчас говорим?

(избушка – домик, горница – зал, состряпай - приготовь, благословение – разрешение).

Из ткани и других материалов с дорисовкой изобразите Василису Прекрасную

Прочитайте ребёнку сказку. После чтения побеседуйте о прочитанном, задайте вопросы.

Вместе сделайте иллюстрацию к сказке или аппликацию из цветной бумаги.

татарская народная сказка

Мне жалко и не жалко Шурале. Почему? Разве так бывает.

Как назвал себя дровосек?

(Былтыр) Удалась ли хитрость дровосека? Как можно назвать Шурале? Назови сказочных существ в татарском и русском фольклоре.

Методом пальцевой живописи изобразить лес в котором живёт Шурале.

Испугался ли дровосек Шурале? Как он решил проучить Шурале?

в обр. И. Соколова-Микитова

Воспитание сказкой

Речевая зарядка

Сказка развивает руку

Работа с родителями

Воспитание добрых чувств

- Почему волк поверил лисе?

- А кому верите вы?

- О чём говорит лицо, глаза человека, который что-то просит

Какая лиса? Какой волк? Подбор определений.

Лиса рыжая, пушистая. Про кого еще можно сказать: рыжая, пушистая?

Изготовление фигуры волка методом квиллинга

Как называется сказка? Кто главные герои? Что произошло?

Рассмотрение иллюстраций: Как художник изобразил настроение героя? Вспомни отрывок из сказки к этой иллюстрации….

обр. К. Ушинского.

Мне больше всего нравится.. Угадайте кто?

Как можно пожалеть падчериц во всех сказках?

Какими словами вы могли бы назвать Машеньку?

Какими словами вы могли бы назвать Наташу? (Лентяйка)

Мышка. Тело – 1 ролл в форме капли из 2 полосок белой бумаги. Ухо – 1 ролл в форме капли из 1 полоски белой бумаги, разрезанной вдоль пополам. Носик - 1 круглый ролл из 1/2 розовой бумаги, разрезанной вдоль пополам. Хвостик - 1/2 полоски белой бумаги, разрезанной вдоль пополам. Склеиваем все детали мышки между собой .

Прочитайте сказку проведите беседу по вопросам.

Скажи, пожалуйста, как называется сказка?

Разве в сказке шла речь о колодце? Кто помог Машеньке? Почему? Почему мышка не помогла Наташе? В какую игру играл медведь с девочками?

обр. И. Карнауховой

Цели: Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Мне больше всего нравится. Угадайте кто? А вам?

- Объясните, в чем смысл пословиц:

Долог день до вечера, если делать нечего.

Труд человека кормит, а труд портит.

Цель: закреплять умение отражать впечатления от прочитанных произведений.

Как называется сказка?

О каких чудесных умениях братьев рассказывает сказка.

Как вы думаете, почему братья были сильными, умелыми, красивыми?

Чтение русской народной сказки Снегурочка

Воспитание добрых чувств

Чем мне нравится снегурочка? Угадайте.

- Подбор синонимов, антонимов:

Не по дням, а по часам, души не чает, на край света.

Подумайте, как словами можно описать грустное настроение. Расскажите, что с вами происходит, когда вы грустите и когда радуетесь.

Методом пальцевой живописи изобразить снегурочку.

Цель: создать атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствовать развитию инициативы, самостоятельности детей, создать эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы. Подумайте, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее. Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой. Какая она была?

(Радостная, приветливая, весёлая, счастливая, улыбающаяся). Какой стала Снегурочка летом? (Грустной, печальной, задумчивой).

пересказ Е. Поленовой

Мне нравится Филипп, он ловил рыбку, кормил родителей.

Но и не нравится Филип изжарил в печи Настаску.. А как вы думаете?

Как можно похвалить и поругать героя одновременно?

Как отблагодарить гусей – ведь они спасли Филиппа? Может быть, напишем им записочку?

Методом волшебного рисунка изобразим летящих гусей.

Материалы: свеча (обычная, хозяйственная), акварельные краски.

Вид работы: рисовать свечой и акварелью.

Обвести свечой – внутри контура.

Раскрасить лист красками.

Как Филипок понял, что зовет его Баба-яга, а не мама

Как удалось Ему сбежать от Бабы – яги.

Как автор называет главного героя

Какое было любимое занятие Филиппка.

Цели: Поддерживать читательский интерес. Способствовать развитию внимания детей; обогащению словарного запаса.

1.Сколько сыновей было у мельника?

А) один Б) два В) три

2.Что досталось в наследство младшему брату?

А) мельница Б) кот В) осел

3. Что попросил кот у своего хозяина,

А) шляпу Б) плащ В) сапоги

4. В кого превратился людоед?

А) льва Б) тигра В) дракона

5.Кот сказал королю, что у Маркиза Карабаса украли:

А) одежду Б) деньги В) карету

6.Кто написал сказку?

А) Андерсен Б) Шарль Перро В) Братья Гримм

Какой был Кот? (хитрый, умный, ловкий, быстрый, находчивый)

С помощью схем изобразите сказку.

Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (Лев)

Часть наследства, которое досталось старшему брату. (Мельница)

Часть наследства, которая досталась среднему брату. (Осёл)

Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (Мышь)

Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз)

Кто первым попался в мешок Коту? (Кролик)

Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (Жнецы)

Каких птиц преподнёс в дар королю кот? (Куропатки)

нанайск, обр. Д. Нагишкина

Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Формировать умения понимать образное содержание сказки; понимать и оценивать характеры персонажей.

Чему учит эта сказка?

Айога – ленивая, а соседская девочка, какая? Айога – жадная, а другая девочка? Айога – злая, невнимательная, а та девочка?

С помощью схем изобразите сказку.

Какой вам показалась девочка? Как по-другому можно назвать сказку? История об Айоге – это сказка или рассказ? Почему Айога превратилась в гусыню? За что была наказана девочка?

Татарская народная сказка

На какую из дочерей похожи вы?

- Составим три разные телеграммы.

- Какое слово лишнее: женщина, дочери, белочка, тазы, пчёлка?

- Расскажи о своёй маме.

Методом коллажа изобразить пчелу.

Материал: пшено, целлофан, клей.

1. нанеси клей на жёлтые полоски пчелы.

2. Посыпь пшеном.

3. Стряхни остатки.

4. Вырежи из целлофана крылышки.

5. приклей их к телу пчелы.

Как любила мать своих дочерей? За что наказала белочка старших дочерей? Как можно сказать о них? Как наградила белочка младшую дочь? Какими словами можно сказать о ней? Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчёлку, а не в зайца или ёжика?

эстон., обр. М. Булатова

Цели: Развивать умения различать жанровые особенности сказки; - осмыслить содержание прочитанного; Формировать оценочное отношение к героям сказки.

Угадайте, чем особенно мне нравится бедный прохожий?

Хорошо ли быть жадным?

Составьте срочную телеграмму скупому хозяину. Какое определение лишнее: скупой, жадный, быстрый?

Методом пальцевой живописи изобразить прохожего. (Дедушку).

Чему учит эта сказка?
Как проучил старик не приветливую хозяйку?
Правильно ли поступил старик по отношению к ней, почему?
Сравни соседок.
Как ты бы поступил на месте старика? Если бы к тебе пришел старик?

туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского

Воспитывать доброжелательность. Продолжать формировать интерес к изучению произведений устного народного творчества (через чтение сказок). Обратить внимание на нравственные качества героев сказки.

Можно ли назвать Ярты-гулок смелым и правдивым?

Назовите слова с противоположным значением к словам: злой, бессердечный, жадный.

На основе полученных впечатлений предложить создать образ сказочной птицы в технике граттаж.

Как выглядел Ярты-гулок?

Как Ярты-гулоку удалось проучить хана?

Почему Ярты-гулок решил помочь мастерам?

- Кого Ярты–гулок, увидел после того, как потерялся?

-Почему ему захотелось посмотреть птицу поближе?

Как автор относится к главному герою.

Опиши главного героя

Как ты считаешь, какой Ярты-гулок. Как можно охарактеризовать главного героя?

Вильгельм и Якоб Гримм пер. с нем. Л. Кон

Цели: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

Больше всего мне в сказке нравятся… Кто? Угадайте!

Скажи ласково о родных:

Брат - …(братишка, братик)

С помощью схем изобразите сказку.

Как называется сказка? Кто главные герои? Что произошло?

Рассмотрение иллюстраций: Как художник изобразил настроение героя? Вспомни отрывок из сказки к этой иллюстрации….

пер. с япон. В. Марковой.

Цели: Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания сказки.

- Правильно ли поступил ворон?

Сравни птиц с людьми и животными. Продолжи предложения:

У человека дети, а у птиц…

У человека ноги, а у птиц…

У человека нос, а у птиц…

У животных шерсть, а у птиц…

Что стало причиной вражды между совой и вороном?
Что интересного ты узнал, после слушания сказки?

Читайте также: