Конспект занятия по сенсорике спрячь в ладошке

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта

Образовательные области: Познание

Разделы: Сенсорика

Цель: Учить детей группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков (величина); выполнять задание, ориентируясь на образец и словесное указания: большой, маленький, такой, не такой.

Билингвальный компонент: большой – үлкен, маленький – кішкентай, такой – сондай, не такой – ондай емес.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Сюрпризный мамент:

Пришел в гости к деткам зайчик. Но, почему- то он грустный.

Зайчик не может собрать геометрические фигуры.

Дети проявляют интерес к зайчику и желание оказать помощь.

Организационно-

поисковый

Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные картинки с кубиками и шарами разных размеров.

Побуждает детей выслушать зайку.

- ребята, помогите мне собрать по форме и величине фигуры.

Лисичка хитрая пришла и разбросала, а у меня не получается, ведь я незнаю, как называются эти фигуры.

- Ну, как ребята. вы мне поможете?

- Покажите мне маленький кубик?

- А теперь большой шарик?

- Кубик так5ой, как шарик?

Дети рассматривают картинки.

Трогают зайку, гладят рукой.

Соглашаются, кивая головой.

Показывают и называют фигуры.

Отвечают хором: Нет, не такой разные.

Включаются в игру.

Рефлексивно-

Корригирующий

Воспитатель преджлагает детям повтарить величину и форму геометрических фигур.

Побуждает детей самостоятельно расставить фигуры на палочке.

Дети называют величину и форму.

Расставляют фигуры.

Ожидаемый результат:

Воспроизводить: Группировку однородных предметов по величине. .

Понимает: Как выпалнить задание, ориентируясь на образец.

Применяет: Знание геометрических форм, большой, маленький.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2953 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 187 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.02.2018 1156
  • DOCX 13.6 кбайт
  • 12 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Муханбетжанова Урхия Сагинтаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Материал: коробка, платочки (по количеству детей и воспитателю).

Ход занятия:

Руки перед собой, ладони открыты друг к другу, делаем ритмичные движения кистями рук вверх-вниз.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту трем, трем, (руки сжаты в кулачки, трем кулачок об кулачок)

Мы капусту солим, солим, (пальцы собраны в щепоть)

Мы капусту жмём, жмём. (Сжимание и разжимание кулачков).

Упражнение проводим 2-3 раза, можно ускорить темп игры.

(Воспитатель вынимает из коробки платочки и показывает их детям. Затем кладет один платочек на раскрытую ладонь и зажимает в кулачок).

(Затем разжимает кулачок).

(Воспитатель берет платочек за уголок, подносит его ко рту и дует на него).

(Затем воспитатель предлагает детям взять платочки и проделать те же действия с ними. Дети самостоятельно или с помощью взрослого выполняют задание. Педагог комментирует их действия. Сначала дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук, затем берут платочки за уголок и дуют на него. В заключении воспитатель анализирует действия детей).

«Подниму я шарики высоко, высоко!

Разлетятся шарики далеко, далеко!

Наши детки пойдут,

(Воспитатель разбрасывает на ковре шарики, а детки собирают их. Игру можно повторить 2-3 раза).

(Воспитатель предлагает детям собрать платочки, лежащие на столе, в коробку. Анализирует их деятельность. Занятие заканчивается.)

Логопед: Виноградова О. Ю.

Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли,.

Игры на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста, без больших материальных затрат.

Игры на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста, без больших материальных затрат. В магазине "Фикс- Прайс" купила пластиковые украшения: - листики - цветочки - рыбки - морские коньки - морские звезды - ракушки - жёлуди.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Значение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возраста

Значение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возраста В последнее время можно наблюдать тенденцию сдвига речевого старта у детей раннего возраста. Специалисты отмечают, что малыши начинают говорить.

Материал.Воздушный шарик, корзинки, тележка, ширма, картинка воздушного шарика, магнитофон.

Ход занятия.

В.: Ребята, кто то забыл красивую картинку, что же на ней нарисовано? Что это? Правильно, шарик!

На круглой сказочной планете

Ребята шарики живут.

Они приходят к детям

Когда те их позовут.

В.: Дети, позовем шарик все имеете.

- Шарик! Шарик! Шарик!

(Появляется шарик на ниточке из-за ширмы).

В.: Ребята посмотрите шарик круглый! Какой шарик? (Дети повторяют хором - круглый, а какого он цвета – красный)

В.: Теперь шарик запоминаете!

И быстро глазки закрывайте!

-Все крепко глазки закрыли (воспитатель прячет за ширму шарик)

Теперь глаза свои открыли.

В.: Какой наш шарик не забыли? Какой формы шарик?

- Какого цвета шарик? Кто вспомнил?

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

- Давай те - покажем руками большой круглый шар.

- Ладонями покажем круглый маленький шар.

Смотрите, шарик появился,

К вам ребята возвратился.

В.: Ребята, а можно ли наш шарик спрятать в ладошке? Почему? А маленький шарик?

-В.: А пришел он не один, привез с собой своих друзей. (Ввозит тележку с шариками).

Вы с шариками познакомиться хотите?

Тогда тихонечко сидите.

- ВОТ шарик - ёжик, возьмите такой в руки. (Берут с подноса на столе).

- Потрогайте шарик руками.

- Какой шарик гладкий или колючий?

- Правильно – колючий, а какого он цвета – желтый.

- Сожмите мячик и покатайте по ладошке. Можно этот шарик спрятать в ладошке?

- Положите шарик в корзинку. Какого цвета был шарик – желтого.

- Давайте, немного отдохнем, поиграем.

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Все вместе отдыхают.

В.: Возьмём в руки вот такого гостя, (показывает мяч из ткани).

- Вот этот мячик очень мягкий! Сожмите его в руках.

- Дети, кто догадался, почему он мягкий? (Он из ткани).

- Подбросьте мяч вверх, он легкий. Повторите - лёгкий. А какого он цвета – синего. Можно ли его спрятать в ладошке?

- Положите мячик из ткани в корзинку.

- А сейчас возьмите вот такой шарик. Какой он как вы думаете?

- Он деревянный, повторим все вместе - деревянный.

- Покатайте шар в ладошках, шар катается - он гладкий. Можно ли его спрятать в ладошке?

- Повторим - гладкий. Какого он цвета – зеленый.

Вот шарик тверже всех,

Он деревянный - он орех.

- Положите деревянный шарик в корзинку.

- А сейчас возьмите резиновые мячики.

Какие мячики возьмем в руки? Давайте скажем все вместе резиновый мячик.

Если крепко мячик сжать,

То можно в кулачок убрать"

- Уберём мяч в корзинку.

-В.: Дети, подойдите, посмотрите здесь еще что – то есть? Посмотрите, какие большие мячи, (на ковре разложены большие мячи)

(звучит тихая музыка)

Этот мяч большой и славный,

Мы отдохнем и покатаемся на нем.

Обхватим, ляжем животом,

Катать ребят согласен он.

- Мы познакомились с шарами, все они такие разные.

- Кто догадался, а чем они похожи? Все шары и мячи круглые. А чем они отличаются? Цветом. Какие вы молодцы. Все знаете.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

ребенок лепит

Сенсорное развитие — важное направление в образовании ребёнка. Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений. Особое внимание сенсорному развитию уделяется именно в дошкольном возрасте, так как при наличии пробелов в этом направлении могут возникнуть серьёзные проблемы в первом и последующих классах.

Цели сенсорного развития

Цели сенсорного развития определяются отдельно для каждого возраста. Они зависят не только от интеллектуальных и творческих способностей малышей, но и от их приоритетов в процессе обучения. Рассмотрим основные цели и задачи занятий по развитию восприятия для каждой группы в детском саду.

Первая младшая группа

Первую младшую группу составляют дети от 2 до 3 лет. Главная задача воспитателя при работе в этой возрастной категории в направлении сенсорного развития — совершенствование восприятия малышей, анализ и практическое применение одного или нескольких органов чувств в деятельности, обследование предметов по их первичным свойствам.

Развитие навыков восприятия окружающего мира начинается у детей с первых недель жизни. Даже если родители до детского сада не занимались с ребёнком в рамках этого направления, это не значит, что он не может использовать свои органы чувств для исследования объектов действительности.

Воспитатели учат детей:

  • Устанавливать сходства и различия между конкретными предметами и явлениями, выделять их свойства.
  • Осуществлять сериацию, т. е. некоторую последовательность действий. Она используется в таких играх, как сбор матрёшки или пирамидки, которая состоит из блоков разных размеров.
  • Классифицировать предметы и явления по конкретному признаку.
  • Определять количество объектов и т. д.

Видео: занятие по сенсорике для первой младшей группы

Вторая младшая группа

Со второй младшей группы и далее начинается процесс систематизации, закрепления и углубления уже полученных ранее основных навыков и умений в области сенсорного развития. Дети продолжают знакомиться с объектами действительности, но используют сразу несколько органов чувств и новые методы обследования предметов, успешно совмещая их для более быстрого достижения результата. Если ранее изучаемые вещи классифицировались только по одному признаку, то теперь ребёнок должен соотнести их сразу по нескольким.

Детские музыкальные инструменты

Знакомство детей с музыкальными инструментами позволит задействовать несколько форм восприятия, включая слуховое

Средняя группа

Среднюю группу детского сада составляют дети от 4 до 5 лет. В таком возрасте у них развиты все органы чувств в достаточной степени для того, чтобы в полной мере использовать их в познавательной деятельности. Ребёнок 4–5 лет стремится получать знания преимущественно в процессе игры, что обязательно должен учитывать воспитатель.

В средней группе детям предлагается уже самостоятельно анализировать предметы, используя ранее изученные и нестандартные, неизвестные методы, фиксировать полученные знания в речи. В рамках такого вида деятельности формируются и самостоятельность, нестандартное мышление, умение находить решения даже в трудных ситуациях.

Воспитатель передаёт опыт об окружающем мире — общественно определённые (эталонные) признаки и свойства конкретных предметов. Оценивается их:

  • размер;
  • форма;
  • цвет;
  • вес;
  • материал;
  • практическая польза и т. д.

Старшая группа

В старшей группе значительно расширяются изучаемые свойства действительности. Дети оценивают теперь не только цвет, размер, форму, вес, но и расположение в пространстве, количество сторон и рёбер (при исследовании геометрических фигур), высоту звуков (при работе с музыкальными инструментами), возможную опасность и т. д.

Значительно расширяются знания о цветах. Теперь они делятся на хроматические (красный, жёлтый, синий и получаемые при их соединении в разных пропорциях) и ахроматические (белый, чёрный, серый). Воспитатель должен активно заниматься с детьми смешиванием оттенков, изучением спектра и их расположения в нём. Дошкольники учатся правильно называть более сложные оттенки, классифицировать их по теплоте, насыщенности и другим признакам.

Воспитатель должен доступно объяснить, что в ахроматических цветах нет цветового тона. Иными словами, белый и чёрный цвета — любой цвет при максимальном повышении или понижении насыщенности соответственно. К примеру, максимально яркий красный — белый, а максимально тёмный — чёрный. Серый же цвет можно назвать промежуточным между двумя основными ахроматическими.

В старшей группе особое внимание уделяют совершенствованию глазомера.

Подготовительная группа

Главной задачей для этой возрастной категории является подготовка к образовательному процессу уже в рамках школьной программы. Дети учатся концентрироваться на небольших, но важных деталях, к примеру, вчитываться в текст или вслушиваться в речь для выделения главной мысли.

Совершенствуется мелкая моторика, глазомер. Закрепляются знания о цветах и спектре. Дети учатся соотносить специфичные оттенки по предметному признаку (морковный, салатовый и т. д.).

Проанализировав цели сенсорного развития для каждой группы, можно сделать следующие выводы:

  • Плодотворное сенсорное развитие — непрерывный процесс, который начинается с самого младшего возраста и продолжается в детском саду.
  • Значимость в формировании восприятия ребёнка играет воспитатель в детском саду. Он передаёт опыт о свойствах предмета, учит анализировать их.
  • Нельзя ставить конкретные, универсальные задачи для каждого возраста. С течением времени они должны только усложняться и распространяться.

Виды деятельности

Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя — максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.

Деятельность для сенсорного развития может быть:

Игровая деятельность в детском саду

Процесс обучения в детском саду преимущественно состоит из элементов игры

Можно ли индивидуализировать задания

Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.

Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.

Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в группе

При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности

Мотивирующее начало сенсорного занятия

Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала — моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.

И третий вариант — ссылка на прошлый опыт, уже проведённые занятия. Связанные между собой занятия с интригой в конце вызовут гораздо больший интерес у детей.

Примеры начала занятий

Рассмотрим несколько примеров мотивирующего начала для сенсорных занятий на разные темы.

Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.

Сенсорная комната в детском саду

Занятия в сенсорной комнате вызывают у детей большой восторг и интерес

Воспитатель предлагает ребятам встать перед зеркалом и сделать грустное выражение лица. Дети должны попытаться поднять друг другу настроение: каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Эта игра может не только улучшить эмоциональное состояние детей, но и развить зрительное и тактильное восприятие, а также умение передавать мысли с помощью речи, стимулировать творческую и поисковую активность.

Алгоритм разработки проекта по сенсорике

Этот алгоритм состоит из трёх этапов:

  1. Информационно-аналитический.
  2. Творческий.
  3. Заключительный.

Информационно-аналитический этап включает в себя подготовку плана сенсорных занятий для конкретной возрастной группы. Воспитатель должен:

  • приготовить игры, методические материалы, направленные на сенсорное развитие детей;
  • при необходимости пополнить сенсорную зону группы новым оборудованием;
  • проанализировать индивидуальные особенности и навыки каждого ребёнка.

По результатам проведения данного этапа воспитатель определяет цели сенсорных занятий, подготавливает необходимое для их осуществления оборудование, вводит корректировки в план занятий на основе индивидуальных особенностей членов группы.

Творческий этап предполагает:

  • создание сенсорного стенда в группе детского сада;
  • консультации и собрания родителей;
  • изготовление игр и методических материалов (что пересекается с предыдущим этапом).

На этом этапе осуществляется знакомство детей с новыми методическими материалами и проводятся сенсорные занятия.

Сенсорный стенд

Сенсорный стенд составляется воспитателем с учётом возрастной группы, целей и задач обучения и других факторов

Заключительный этап представляет собой подведение итогов проекта сенсорного развития в конкретной группе.

Картотека тем и игр

Игры для сенсорного развития разделены на несколько тем: величина, форма, цвет, развитие мелкой моторики и т. д.

Величина

К играм на развитие представления о величине предметов для первой и второй младших групп можно отнести:

Для средней группы подойдут следующие игры:

К старшей группе дети должны полностью усвоить такую характеристику предмета, как величина. Для этого возраста рекомендуются такие игры, как:

Форма

Для развития умения определять форму предмета часто в сенсорных занятиях для младшей группы используются следующие игры:

В средней группе задания уже значительно усложняются:

В старшей группе воспитателям рекомендуют следующие игры:

Для младшей группы (первой и второй) подойдут следующие дидактические материалы:

Часто применяются следующие игры для закрепления у детей средней группы представлений о цветах:

Для старшей группы подойдут:

Развитие мелкой моторики

Для развития мелкой моторики используются следующие игры:

Обратите внимание: чем старше ребёнок, тем меньше должны быть предметы, с которыми он работает при развитии мелкой моторики.

Читайте также: