Бюджет и бюджетная система рф конспект

Обновлено: 06.07.2024

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.


СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на принципах, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Являясь исходными положениями, данные принципы лежат в основе построения бюджетов всех уровней в единую систему и отражают специфику бюджетной деятельности как особого вида государственного управления.

Принципы бюджетной системы:
- единство бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельность бюджетов;
- равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность использования бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
- прозрачность (открытость);
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер бюджетных средств;
- подведомственность расходов бюджетов;
- единство кассы.

2.Основы построения бюджетной системы Российской Федерации

2.2. Принципы построения бюджетной системы РФ, их характеристика.

3.Формирование федерального, регионального и местных бюджетов.

4.2. Принципы построения и структура бюджетной классификации.

5.1. Содержание и принципы формирования доходов бюджета

6.Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов. Методология

7.Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и

7.1. Расходы бюджетной системы на развитие предприятий сферы материального производства.

Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства.

7.2. Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса (АПК).

8.1. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере

8.3. Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру

10.Расходы бюджета на государственное управление, обеспечение безопасности граждан и государств

11.Расходы бюджета на международную деятельность, обслуживание государственного внутреннего и

11.1. Экономическая сущность государственного долга. Внутренний государственный долг.

13.1. Сущность бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса.

13.2. Сводное финансовое планирование и прогнозирование

14.Экономическая и контрольная работа финансовых и налоговых органов по составлению и

исполнению федерального и территориальных бюджетов

14.1. Финансовый и налоговый контроль составления и исполнения бюджета. Виды и органы

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении

тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему,

обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них

функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных

Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента,

когда государство начинает регулярно составлять бюджет, - финансы приобретают всеобщий характер.

В рыночной экономике значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших

инструментов государственного регулирования экономики.

Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. В свою очередь это

организации бюджетных отношений, ознакомить с основами построения современной бюджетной

системы Российской Федерации, с этапами ее становления и перспективами развития.

- изучение бюджетного устройства РФ, проводимой ею бюджетной политики, механизма

межбюджетных отношений, конкретных видов доходов и расходов, формируемых на федеральном,

региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы страны;

- практическое ознакомление с бюджетной классификацией и содержанием работы на разных э тапах

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику,

является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно

через государственный бюджет производится целенаправленное воздействие на образование и

использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для

финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для

содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации

экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти

реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым

налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств,

перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему

выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая категория, бюджетные отношения являются составной частью финансовых

отношений, следовательно им присуща денежная форма и основные функции финансов.

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование

централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и

С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические

отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя

таким образом экономические отношения государство способно целенаправленно усиливать или

сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений,

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в

соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов

государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам

изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель –

формирование доходной части бюджетов разных уровней.

Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов

являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения

(прибыль, з/пл, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого

государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и

непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств.

В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные

За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной

системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном

безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и

бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов устанавливается непосредственно в бюджетном

плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает

возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием

ТЕМА 2. Основы построения бюджетной системы Российской Федерации

2.2. Принципы построения бюджетной системы РФ, их характеристика.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной

системы, ее структуру, взаимосвязь, объединяемых в ней бюджетов.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Элементами бюджетной системы являются все юридические лица, получающие средства из любого

уровня бюджета (федерального, регионального или местного).

Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарном (едином –единая

конституция, общие для всех права и единые органы власти) государстве бюджетная система состоит

из трех звеньев: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты). В федеративном

государстве из трех звеньев: госуд. бюджет (федер.бюджет или бюджет центрального прав-ва),

бюджеты членов федерации (штаты в США, земли (ланды) в ГДР, провинции в Канаде) и местные

бюджеты. В конфедеративном (союзном) государстве в постоянном союзе суверенных государств

бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов

конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве

РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов

субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Зачатки бюджетной системы в России зарождались еще в XIII веке. Первыми источниками

поступлений в княжескую казну на Руси были дань (в натур. форме), затем подати, местные налоги,

подворный налог, подушная подать, мирские повинности, налог с недвижимого имущества,

промысловый налог, поземельный налог и пр. Менялся и аппарат управления бюджетами: казенные

палаты – на губернском уровне и на казначейства – уездном уровне. Бюджеты были земские,

Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней, она включает: федеральный бюджет, 21 республиканский

бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и С-

Пб, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около

29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е.

бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на

2.2. Принципы построения бюджетной системы РФ, их характеристика.

Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации:

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных

7) эффективности и экономности использования бюджетных средств;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного

законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной

системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной

классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного

законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных

обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы

Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы

Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по

обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 30. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в

соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами

бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов

государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению

- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления

самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность

- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на

соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять

бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в

соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы,

подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с

настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств

бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет

- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за

счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет

средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого

должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

- недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной

власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;

- недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и

органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или)

законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов

бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах,

предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

- недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по

расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств,

формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и

местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов

в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и

органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются

Статья 32. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных

внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных

внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным

законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах,

подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном

порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат

финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов,

аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей

полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных

фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением

отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Данное учебное пособие предназначено для подготовки студен тов экономических вузов к сдаче экзаменов. Издание содержит пол ный курс лекций по бюджетной системе РФ, составленный профес сиональными экономистами. Студентам предлагается ознакомиться с общими вопросами бюджетной системы РФ. Рассматриваются бюд жетная классификация, налоговые аспекты, государственный и му ниципальный долги, бюджетная политика РФ.

Издание предназначено для студентов экономических вузов.

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

Государственный бюджет является механизмом, который поз воляет государству проводить социальную и экономическую по литику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на об разование и использование централизованных и децентрализован ных фондов денежных средств.

Бюджет — это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспече ния задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государствен ного аппарата и т. д.

Государственный бюджет — это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономи ческую возможность осуществлять властные полномочия.

В то же время бюджет является категорией, которая свойствен на различным отношениям. С зарождением и формированием го сударства связано возникновение и развитие бюджета. Для госу дарства бюджет — это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элемен том для проведения социальной и экономической политики.

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование эконо мики; 4) контроль за образованием и использованием централизо

ванных фондов денежных средств.

Через формирование и использование централизованных фон дов денежных средств на уровнях государственной и территори альной власти проявляется распределительная функция бюджета.

Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направ ляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, ре гионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдержи вать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии. 1. Образование доходов бюджета.

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финан совые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключаю щуюся в формировании доходной части бюджетов разных уров ней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источ ники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате эко номической деятельности государства или при перераспределе нии уже полученных государством доходов по уровням бюджет ной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета — это денежные средства, которые направ ляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетополучатели — это организации производственной и не производственной сферы, которые могут получать и распределять

средства бюджета; они финансируются через бюджетные расхо ды.

В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер. За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств

бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджет ные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном пла не и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране.

Контрольная функция бюджета действует вместе с распреде лительной и дает возможность осуществления обязательного го сударственного контроля за поступлением и использованием бюд жетных средств.

2. Бюджетная система РФ

Бюджетная система — это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государств, административно территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отно шении. Она основана на правовых нормах, экономических отно шениях и государственном устройстве.

Построение бюджетной системы зависит от формы админист ративного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно территориальными образова ниями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при котором административно территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

Бюджетная система унитарного государства состоит из госу дарственного и местных бюджетов.

Федеративное государство — это система государственного устройства, при которой государственные образования или адми нистративно территориальные образования, входящие в госу

дарство, политически самостоятельны в рамках компетенций, рас пределенных между центром и ними, и имеют собственную госу дарственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и мест ных бюджетов.

Конфедеративное государство — это постоянный союз суверен ных государств, преследующий достижение политических или во енных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в кон федерацию. У государств членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд жетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных обра зований городов федерального значения Москвы и Санкт Петербурга; б) бюджеты городских и сельских поселений.

Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты госу дарственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверж даются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фон дов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме пра вовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образо ваний.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, кото рый равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъек тов РФ, предназначен для реализации конституционных прав

граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного вне бюджетного фонда формируются в определенном порядке, кото рый устанавливается федеральным законом или предусматривает ся БК РФ.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования, т. е. местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных

обязательств соответствующего муниципального образования.

В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классифи кацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образо ваний в связи с осуществлением органами местного самоуправле ния полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдель ных государственных полномочий (ст. 14 БК РФ).

Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав му ниципального района, образуют консолидированный бюджет му ниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являю щихся муниципальными образованиями.

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет — форма об разования и расходования денежных средств в расчете на финан совый год, предназначенных для исполнения расходных обяза тельств соответствующего субъекта РФ.

Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допус кается.

В бюджетах субъектов РФ, в соответствии с бюджетной клас сификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направ ляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных обра зований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидиро ванный бюджет субъекта РФ.

В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет — фор ма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обяза тельств РФ.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обяза тельств РФ, не допускается, за исключением случаев, установ ленных БК РФ и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюд жетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ.

Целевой бюджетный фонд — фонд денежных средств, образуе мый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчисле ний от конкретных видов доходов или иных поступлений и ис пользуемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ).

3. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения

Бюджетное устройство — это организационные принципы по строения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие вхо дящих в нее бюджетов.

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, сущест вующих в стране.

Бюджетное устройство определяется государственным устрой ством. Бюджетная система в унитарных предприятиях включает два звена: государственный бюджет и местные бюджеты.

В соответствии с БК РФ, бюджетная система федеративных го сударств состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюд жеты членов федерации (субъектов Федерации — в России), местные бюджеты.

Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев

и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 респуб ликанский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт Петербурга, 10 окружных бюд жетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной облас ти; около 29 тыс. местных бюджетов (городских, районных, посел ковых, сельских).

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единст ва, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюд жетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюд жетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра

В рамках межбюджетных отношений все бюджеты, которые входят в состав бюджетной системы РФ, взаимосвязаны.

Межбюджетные отношения — это отношения, которые воз никают между органами государственной власти РФ, органами го сударственной власти субъектов РФ и органами местного само управления, которые связаны с формированием и исполнением соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ).

Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах:

1) распределение и закрепление расходов бюджетов по уров ням бюджетной системы РФ;

2) разграничение регулирующих доходов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

3) равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюд жетных прав муниципальных образований;

4) равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федераль ным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотноше ниях с бюджетами субъектов РФ; 5) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспе

ченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Для совершенствования межбюджетных отношений необхо димо:

1) оказывать поддержку субъектам Федерации таким обра зом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источ ников дохода; 2) сделать схему группировки территорий по экономическим

районам с учетом их экономического потенциала и природ ных условий более упорядоченной; 3) ввести эффективный механизм предоставления инвести

ций для выравнивания уровней социально экономического раз вития регионов.

Доходную часть территориальных бюджетов составляют за крепленные и регулирующие доходы, дотации и субвенции, а так же кредитные ресурсы.

Закрепленными доходами считаются доходы, полностью посту пающие в соответствующие бюджеты.

Регулирующими доходами являются средства, направляемые от вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюд жету, превышающие закрепленные доходы, для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Дотации — определенные суммы денежных средств, передавае мые из вышестоящего бюджета для сбалансирования нижестоя щих бюджетов при их дефиците.

Субвенции — средства, передаваемые из вышестоящего бюд жета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целево го мероприятия.

Кредитные ресурсы — средства, передаваемые в качестве креди та, т. е. они должны быть возвращены с процентами или без них.

Читайте также: